Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.
4 № 36 (4532) 9 - 15 сентября 1994 года XDOOOOо с о о о о Экономический компас XDC К ак мы уже сообщ али , на Кольской земле побы ва л зам ест ит ель председателя правит ельст ва России А. X . З а верю ха . После посеще н и я объектов сельского хо зяйст ва област и и СП “А ркт ик -С а л - м о н“, где вы ращ ивает ся форель, вице-премьер вст рет ился с р у к о водит елями предприятий Северного бассейна . Л1бг подробно ра с скажем об этой встрече, ибо в подтексте ее з в у ч а л а надежда. М о жет, последняя . Ведь сколько бы ло а н а л о ги ч ны х встреч , сколько бы ло кр а си вы х обещ аний , а т олку? Б ьют ся р уко водит ели о т у п и к и нашего законодат ельст ва , т репы хают ся в си л к а х н а ло го вы х служ б без к а кой -либо помощи и ли содейст вия со стороны государст ва . Потому т акой горечью бы ли полны вы ст уп лен и я уч а ст н и ко в встречи... Д л я н а ч а л а - справка , предост авленная “РМ “ председателем Комит ета России по ры бо ло вст ву В . Ф. Корельским . Она во всей красе отраж а ет экономическое положение наш их флотов и те меры , которые ис пользует Комит ет для ст а б и ли за ц и и отрасли . А помните, какая вкусная рыба ното тения?А рыба капитан, а клыкач? Да и креветок бывало коробочку купишь , и весь вечер семья, как семечки, уминает вкуснятину. Куда все подевалось ?Народ говорит, что теперь такуюморскуюжив ность ест Запад, а нам - сельдь тощую. А как на самом деле? Рассказывает ведущий инженер про- изводственно-сбытово го отдела АО “Мурманский траловый флот1 Влади мир Иванович ЛАВРОВ. 29-й год он работает в траловом флоте, так что уж в дилетантстве его никак упрекнуть нельзя. - Владимир Иванович, давайте “пройдемся" по всем районам промыс ла: что ловят, какую продукцию выпу скают, куда отправляют? Начнем с районов у Африки. - Возле Намибии работают пять БАТов на промысле ставриды. Уловы хорошие. Вся рыба реализуется на ме стном рынке, поскольку везти ее сюда слишком накладно. Район Марокко сейчас закрыт. Зато идет промысел у Мавритании, где раньше мы не про мышляли. Ловятся сардинелла, скум брия, ставрида и другие породы. И тоже все уловы идут на местный ры нок. Причем фирмы охотней покупа ют неразделанную рыбу. Дело в том, что в этих странах технология обра ботки иная, чем на наших судах, и поэтому в зависимости от спроса там выпускают продукцию той или иной разделки, той или иной расфасовки и упаковки. - Ав Северо-ЗападнойАтлантике как дела? - В зоне Канады в этом году была неважная промысловая обстановка, наши суда сработали с минусом. У нас там работают три БМРТ на облове палтуса и экспедиция - несколько ПСТ с ППР в качестве транспорта. - А где ваши гиганты “Моонзунды“? - Как и весь основной состав флота, они промышляют в Норвежском море, а некоторые стоят в зоне Англии на приемке сельди и скумбрии. Вся про дукция идет в Россию, лишь неболь шая часть на внешний рынок. Кстати, два “Моонзунда“ - “Капитан Богомо лов “ и “Борис Сыромятников“, - ко торые выпускают продукцию в европейской таре, сдают ее на месте, а не в России. - В траловом флоте тоже, как и в других флотах, дефицит специалистов? - Да. Уходят люди. Механики сей час в дефиците. - Из-за задержки зарплаты? - Самый острый период был нынче, когда закончился сельдяной промы сел. Вся армада вернулась в порт. Лю ди - кто в отпус^ кто на выходные. Это какие нужны были суммы! А рыба еще не отгружена, значит, деньги еще не поступили. Тем более быстро реа лизовать огромное количество сельди (не трески!) весьма сложно. Поэтому в кассах флота было нечто невообра зимое. Случившееся послужило уро ком: руководство флота посылает сейчас суда на выгрузку и в Туапсе, и в Калининград, хотя это и невыгодно. - Вернемся, Владимир Иванович, к производственным проблемам. Как де ла с выпуском консервов? - Вы знаете, что на “Моонзундах“ оборудованы специальные консерв ные цеха. Проблема - банки, за жесть требуют предоплату, причем за квар тал вперед. Ждать, пока поступит жесть, пока из нее изготовят банки, нет возможности. В итоге консервное производство чаще всего простаивает, а на судах выпускают филе и нераз деланную рыбу. Опять же проблема: все наши Б Аты при наличии сырья могут изготавливать до 50 тонн филе в сутки. Но филе сельди пользуется огромным спросом. И куда же его де вать? Опять привезти в Мурманск, “забить“ все холодильники и платить за хранение или уложить в трюмах отстойных судов и содержать там спе циалистов? Да и сроки хранения ры бопродукции ограничены. Вот и “гонят кругляк“. - Но это же невыгодно ! - Согласен. А выхода не вижу. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕРЫ ПО ВЫХОДУ ИЗ СОЗДАВШЕГОСЯ СОСТОЯНИЯ Комитетом России по рыболовству в со ответствии с поручением по протоколу со вещания у первого заместителя председа теля^•правительства Российской Федерации О. Н. Сосковца 23 мая 1994 г. № ОС-П6-27 “О реализации процедуры бан кротства предприятий “ был проведен ана лиз коэффициента текущей ликвидности предприятий рыбной отрасли по состоянию на 1 апреля текущего года. Данный анализ предприятий, включая и предприятия Мурманской области, был представлен 26 июня письмом № 02- 31/1159 в Федеральное управление по де лам о несостоятельности (банкротстве) при государственном комитете по управле нию госимуществом. Исходя из анализа, есть основания по лагать, что следующие предприятия, име ющие коэффициент текущей ликвидности менее 2,0: Мурманский рыбный порт (ко эффициент текущей ликвидности - 1,12), “Севрыбпромразведка4 (0,36), “Мурман- рыбпром4 (1,53), Кандалакшский ОМЗ (1,18), Мурманский тралфлот (0,726), “Севрыбхолодфлот4 (0,904) имеют струк туру баланса неудовлетворительную, а предприятия неплатежеспособны и финан сово несостоятельны. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую: тралфлот - на 16 млрд. руб., или 18%, “Мурманрыбшюм4 - 31 млрд. руб., или 52%, “Севрыбхолодфлот4 - 30 млрд. руб., или 48%. Недостаток собственных оборотных средств: тралфлот - 11,7 млрд. руб., “Мур- манрыбпром4 - 22,1 млрд. руб., “Севрыб- холодфлот“ - 8,0 млрд. руб. Задолжен ность по заработной плате: тралфлот - 3,2 млрд. руб., “Мурманрыбпром4 - 3,4 млрд. руб., “Севрыбхолодфлот4 - 7,5 млрд. руб. Рентабельность реализованной продук ции: тралфлот - 15%, “Мурманрыбпром4 - 3,2%, “Севрыбхолодфлот4 - 11,4%. Пла тежи по прибыли в бюджет составили: у тралфлота - 45,2%, “Мурманрыбпрома“ - 37,4%, “Севрыбхолодфлота4 - 105,6%. Анализ производственной деятельности, финансовой устойчивости и платежеспо собности предприятий рыбной промышлен ности Мурманской области по итогам семи месяцев т. г. свидетельствует о продолжа ющемся спаде производства. За 7 месяцев предприятиями и рыболо вецкими колхозами Мурманской области выловлено рыбы и морепродуктов 304,7 тыс. тонн, что ниже соответствующего пе риода прошлого года на 28,6%, выпущено пищевой рыбопродукции, включая консер вы, 238,9 тыс. тонн, что ниже соответству ющего периода прошлого года на 16,7%, производство консервов снижено против прошлого года на 53% и составило только 18,9 муб., производство муки кормовой и рыбы для пушного звероводства снижено против прошлого года соответственно на 39,1% и 58,7%. Причины, вызвавшие кризисное состоя ние, следующие: 1. Набор нерешенных проблем, связан ных со спадом производства, неплатежами, недостатками в ценообразовании, разрывом хозяйственных связей, снижением инвести ционной активности, трудности со сбытом продукции, отсутствием сырья, материа лов, топлива, электроэнергии, комплекту ющих изделий. 2. Прогрессивное старение и физиче ский износ основных фондов. 3. Неготовность руководителей предпри ятий к самостоятельному ведению хозяйст венной деятельности в виде нарушения за конодательства, несоблюдения налоговой дисциплины, кредиторской неплатежеспо собности и, как следствие, выплата штрафных санкций из прибыли. 4. Несовершенство законодательной ба зы. 5. Несостоятельность традиционной го сударственной поддержки в виде дотации на топливо, бюджетного финансирования, льготного налогообложения и кредитования. Неравные условия с другими отраслями- производителями продовольствия. В целях обеспечения выхода предприя тий из кризисного финансового положения необходимо решить на уровне предприятий следующее: 1. Строго руководствоваться законода тельной базой, укреплять финансовую, на логовую, платежную дисциплину, разрабо тать и утвердить положение о материаль ной ответственности лиц, нарушающих ее. 2. Проработать вопрос создания само- развивающейся организационно-экономи ческой структуры рыночного типа, ориен тированной на обновление научно-техниче ского потенциала и совместную деятель ность предприятий различных форм собст венности. 3. Проработать вопрос в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 “О некоторых мерах по реализации законода тельства о несостоятельности (банкротст ве) предприятийu об оказании из феде рального бюджета государственной финан совой поддержки на безвозвратной или воз вратной основе неплатежеспособным пред приятиям в целях восстановления платеже способности поддержания эффективной хо зяйственной деятельности. 4. Решить вопрос о кредиторской задол женности в соответствии с законодательст вом. 5. Подготовить соответствующие доку менты и выйти с предложениями о предо ставлении финансовой поддержки предпри ятиям в виде ссуды на проведение струк турной перестройки производства на осно вании Указа Президента от 8 июля 1994 г. № 1484 “О порядке предоставления фи нансовой поддержки предприятиям за счет федерального бюджета41. Кроме того, просить правительственные органы решить следующие вопросы: 1. Уравнять по всем видам льгот произ водителей рыбной продукции с сельскими товаропроизводителями. 2. Освободить от налогообложения при быль, направленную на увеличение обо ротных средств предприятий, а также пога шение банковских кредитов, направленных на финансирование капвложений, произ водственного и непроизводственного харак тера. 3. Распространить на членов экипажей судов заграничного плавания рыбопромыс лового флота, независимо от форм собст венности, распоряжение правительства РФ от 1 июня 1994 года № 819-р “О предель ных размерах норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний44. 4. Выделить компенсацию предприятиям и организациям рыбного хозяйства, заня тым непосредственной добычей, переработ кой и транспортировкой рыбы и морепро дуктов, 30 процентов расходов на приобре тение топливно-энергетических ресурсов в соответствии с постановлением правитель ства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 126. 5. Освободить рыбодобывающие пред приятия от уплаты импортных пошлин при импорте судов, оборудования и запасных частей. Комитет по рыболовству Российской Федерации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz