Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.

Далекое - близкое эооос ооо с - у ~ у п г ~ г ~ г № 35 (4531) 2 - 8 сентября 1994 года 7 ноября 1933 года в Пет­ розаводске был торжест­ венно открыт памятник вождю трудового народа Ульянову- Ленину. Но до сих пор мало кто знает, что камень на скульптуру Ильича в нечеловеческих условиях добывали в концлагере-камено­ ломне на Онежском озере люди, ставшие в прямом смысле рабами его идеи... Впервые об этом лагере я у з­ нал в начале 80-х годов, когда возвращался на теплоходе “Л а­ дога" из Пудожа. Выйдя из реки Водлы, мы двинулись на Петро­ заводск, оставляя по борту ост­ рова. “Как они называются?" - спросил я у местного попутчика. “Гольцы, - ответил он. - Там были сталинские каменолом­ ни..." И вот спустя 10 лет благода­ ря СП “Карелия", организовав­ шему круиз по Онего, наш теплоход “Спутник “ бросил якорь у Большого Гольца. На первый взгляд - типичный для нашего очера остров: сплошь из камня, покрытый лесом. Но по мере приближения к берегу ста­ новились видны следы страшного прошлого. Сразу же у уреза во­ ды нас встретили штабеля кам­ ней весом более десятка килограммов, вырубленных из скал. Они причудливо выложены в прямоугольники высотой под­ час выше человеческого роста. С трудом пробираясь между ними в глубь острова, мы нако­ нец добрались до главного карь­ ера, чаша которого на десяток метров опускалась вниз. На не- дорубленных краях отчетливо видны сделанные вручную ско­ лы, на краю обрыва сохранился вбитый наполовину металлический клин. Наша группа притихла, рассмат­ ривая оставшиеся свидетельства тех мрачных времен. Колючая проволо­ ка, проржавевший остов вагонетки, части сгнивших деревянных воро­ тов, которыми подтягивали камен­ ные глыбы. Вручную - в мороз и жару. И как символ эпохи над всем этим сохранилась высокая сосна с остатками лестницы - сторожевая вышка... Ближе к противоположному бе­ регу на более ровной площадке мы увидели сложенные из камня ф ун­ даменты безвозвратно исчезнувших деревянных зданий. Что это было: бараки заключенных, жилища вер­ тухаев, административные строе­ ния? Неподалеку - высокий, метров пять-шесть, остов сооружения, в ко­ тором располагалось нечто напоми­ нающее паровой котел. Возможно, это была котельная, возможно, электростанция. Сложено здание из полуметровых грубо вытесанных ка­ менных блоков. Вряд ли их подни­ мали на такую высоту с помощью механического крана. Вот и конечная точка нашего маршрута, по которому нас вела Надежда Лобанова - старший науч­ ный сотрудник НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Карелии, уже бывшая на Гольце. На пологих береговых скалах мы увидели петроглифы - изображения пяти прекрасных ле­ бедей. Учитывая, что знаменитый мыс Бесов Нос находится неподале­ ку, “плывущие" друг за другом птицы не случайно держат курс точно на это святилище древнего человека. Надпись, вынесенная в заголовок, сде­ лана на памятнике погибшему экипажу подводной лодки Л - 16, установленном в центре Петропавловска-Камчатского. Л - 16 затонула при невыясненных обстоятельст­ вах в октябре 1942 года во время перехода из Владивостока через Петропавловск и Датч-Харбор в Мурманск. Косвенные сви­ детельства указывают, что 55 советских моряков стали жертвами торпедной атаки японской либо американской субмарины... Впрочем - как писал впоследствии про­ славленный подводник Григорий Щедрин, - “кем бы ни была потоплена Л - 16 - япон­ цами ли, с которыми мы тогда не воевали, или нашими союзниками американцами - ясно, что была совершена величайшая под­ лость..." Между тем гибель Л - 16 - не единствен­ ная строка в списке морских убийств, счет которым можно вести до марта 1968-го (когда теми же американцами была потоп­ лена подлодка К -1 2 9 ), а может быть, и еще дальше. Большая же часть этого спи­ ска датируется годами войны, во время ко­ торой - по чьей-то “ величайшей подлости" - на море гибли и наши не воевавшие, гражданские соотечественники. 25 июля 1941 г. в Японском море (рай­ он бухты Ольга) подорвался на мине и за­ тонул советский ледокол “К азак Поярков" (1035 брт., капитан Г. А. Л ещ етны й). По­ гибло 30 человек, спаслось 15. ВМФ СССР минными постановками в указанном районе в то время не занимался. 14 декабря 1941 г. на рейде Гонконга японской береговой артиллерией был рас­ стрелян прямой наводкой грузо-пассажир­ ский пароход “Кречет" (228 брт., капитан В. К. Б ож анов), находившийся в ремонте. Моряки чудом спаслись и с большими трудностями вернулись на Родину. 18 декабря 1941 г. на рейде Гонконга дважды обстреливался из японских берего­ вых орудий грузовой пароход “Свирьст- рой“ (4769 брт., капитан В. Е. Н и ко л аев). Погибло 2 человека; судно впоследствии разрезано на металлолом. 17-18 декабря 1941 г. пароход “Пере­ коп" (2493 брт., капитан А. А. Д ем инов), следуя с грузом в порт Сурабая, подвергся атакам самолетов японских ВВС в Южно- Корейском море. 18 декабря пароход зато­ нул в точке Ш -4 гр. 50'N , Д -106 ЗО'О. 8 человек было убито, 8 ранено. Уцелевшим удалось спастись, и спустя год - через Сингапур, Гонконг, Шанхай, Дайрен и Харбин - добраться до СССР. 20-21 декабря 1941 г. танкер “Майкоп" (капитан А. В. Л евченко), следуя из Су­ рабая во Владивосток, подвергся атакам японских самолетов. Погиб один, ранено 6 человек команды. 26 декабря судно затону­ ло в бухте Давао. Оставшиеся члены эки­ пажа были захвачены японцами в мае 1^42 г. на о. Минданао, 30 июня прибыли в со­ ветское консульство в Шанхае и лишь оттуда через два месяца вернулись на Ро­ дину. 23 декабря 1941 г. в порту Гонконг был насильно выведен на рейд и затем разре­ зан на металлолом находившийся в ремон­ те грузовой пароход “Сергей Л азо“ (2975 брт., капитан С. Г. Г у к ). Сведений о судь­ бе экипажа нет. 1 мая 1942 г. В Восточно - Китайском море на подходе к Корейскому проливу был торпедирован неизвестной подводной лодкой и затонул грузовой пароход “Ангарстрой" (4761 брт., капитан Г. Р. Бондаренко). Число погибших неизвестно. 3 октября 1942 г. в Бенгальском заливе, в точке Ш -19 гр. 09'S , Д -85, 25'0 японской подводной лодкой 1-162 был торпедирован и затонул грузовой пароход “Микоян1 (2332 брт., капитан И. В. Т рески н ). Все члены экипажа спаслись, через Индию, Иран и Ирак добравшись на Родину. В ночь на 17 февраля 1943 г. в Тихом океане на выходе из Цусимского пролива в точке Ш -30 rp. 35 N, Д-136 ЗО'О двумя торпедами с американской подводной лодки “Софиш" был потоплен грузовой пароход “Кола" (2654 брт., капитан Л.М. Соловь­ ев) . Судно затонуло в течение 2-3 минут, на плоты и шлюпки удалось спуститься лишь 31 человеку (из 49 человек команды и 26 пассажиров, в их числе были и д е т и ). После 15-суточного скитания в зимнем оке­ ане оставшихся в живых 4-х человек подо­ брали японцы; после двухнедельного заключения в тюрьме они были переданы советскому консулу в Токио. 17 февраля 1943 г. тремя торпедами с той же “Софиш " в точке Ш -30 гр. 35'N , Д-136 ЗО'О (240 миль от о. Сикоку) был потоплен грузовой пароход “Ильмень “ (2369 брт., капитан А. Д. Могучий). Из 42 человек погибло 7. 3 марта 1944 г. лесовоз “Белоруссия" (2920 брт., капитан К. Г. К ондратьев), следуя для оказания помощи терпящему бедствие пароходу “Маныч“ , был торпеди­ рован японской подлодкой и в течение 4-х минут затонул у о. Итуруп в точке ILI-47N, Д-146 0. Сразу погибло 15 человек; из 28 оказавшихся в спасательной шлюпке на 20- е сутки в живых остались двое. Захвачен­ ные японцами, они подверглись избиениям и допросам в тюрьме о. Хоккайдо и только в середине июля вернулись на Родину. 22 апреля 1944 г. на подходе к А леут­ ским о-вам в точке Ш -53 гр. 13'N, Д-159 35'0 был торпедирован неизвестной подвод­ ной лодкой грузовой пароход “Павлин Ви­ ноградов" (2864 брт., капитан Ф . Ф. Д роздов). Погибло 13 человек. На 6-е сут­ ки из 29 спасшихся в живых осталось 9. Были подобраны пароходом “О л а“ и до­ ставлены в американские госпитали в Аку- тане и Датч-Ларооге. 6 июля 1944 г. в Охотском море у бере­ гов п-ова Камчатка в точке Ш-51 гр. 27 N; Д -154 58'0 неизвестной подводной лодкой был торпедирован грузовой пароход “О бь“ (2198 брт., капитан С. Д. П анф и лов). По­ гибло 14 человек, остальных спас советский I пограничный корабль. 13 июня 1945 г., следуя из Сиэтла, в 50 I милях от пролива Л аперуза в точке Ш -45 1 гр. 43'N; Д -140 45'0 американской лодкой 1 “Спейдфиш" был торпедирован грузовой 3 пароход “ Т рансбалт" (11439 брт., капитан 1 И. Г. Г аврилов). Погибло 5 человек... Ги- [ бели их - не простим? Полноте. Сегодня в моде разговоры о I всепрощении и гуманизме. Загвоздка лишь 9 в том, что гуманизм этот - с “односторон- I ним движением". Не так давно командую- I щий армейским корпусом на Комчатке 1 генерал-лейтенант А. Нефедов получил Ж указание из аппарата Президента помочь в * поиске мест гибели американских военно- 1 служащих на полуострове (по сведениям 1 американцев, где-то на нашей территории 1 находятся останки их земляков, помогавших | в поставках по л ен д -л и зу )... Приводятся в | порядок кладбища немецких и японских во- 1 еннопленных... Президент России в ходе I зарубежных визитов раздает рекламно- I официальные извинения... Спрашивается: кто, где, когда принес со- I болезнования НАМ, выплатил пенсии кале- I кам, вдовам и сиротам погибших моряков 1 (как это делает, например, Германия по- I страдавшим евреям или... бывшим эсэсов- I цам из дивизий “ Галичина" и “Н ар в а")?! Ответ: никто, нигде и никогда. А кто из | наших облеченных властью деятелей хотя | бы заикнулся о подобных компенсациях, I обеспокоился восстановлением судеб погиб- I ших? Нет, сегодня русского человека букваль- 8 но замордовали призывами покаяться перед 1 “цивилизованным сообществом", которое, I между тем, сидит на закрытых архивах с I документами о “подвигах" лодки-убийцы 1 “Софиш" и других до сих пор “неизвест- ! ных" субмарин. И, выходит, люди, нашед- 1 шие могилу в океанских глубинах, на I наших глазах ПОГИБАЮ Т ВТОРИЧНО , I преданные близорукой и конъюнктурной I памятью потомков во имя однобокого, абст- I рактного гуманизма!.. А раз так, надпись на памятнике экипа- 1 жу Л - 16 обретает второй смысл: КОМУ мы I не должны прощать гибели наших соотече- I ственников? Только ли виновникам “вели- I чайших подлостей" в годы войны? Виктор СТАРИКОВ, капитан 1-го ранга. “Красная площадь" - социально- политическое приложение к газете “Московская правда'1. А рядом с первобытными рисун­ ками - более поздние "письма" по­ томков: “А. Д. Болдин 5 XII 1918, А. С. Капашкин 1915, С. И. Титов 1919, Иван Макарьев 1924, Илья Кирилов 1924,’ Меф. Сем. Логинов 10 VI 1914". Фамилиями и датами рождения усыпан весь берег. У многих надписей выбиты пятико­ нечные звездочки - совсем как у Владимира Высоцкого: “И на серд­ це кололи мы профили, чтоб он слышал, как бьются сердца". Надежда Валентиновна считает, что эту память о себе оставили за­ ключенные. Не исключено, что именно петроглифы натолкнули их на мысль выбить свои имена на прибрежной скале. Несколько лет назад она позна­ комилась с женщиной, живущей в Пудожском районе, которая в 30-х годах работала в лагере на Гольце вольнонаемной. От нее археолог узнала многое о суровой жизни на обнесенном проволокой острове. Ссылали в этот лагерь людей, ко­ торых мы привыкли называть кула­ ками, с семьями - женами, детьми, стариками. От непосильной работы, сурового климата и недоедания они умирали. Свидетельница помнит случаи, когда приезжавшие на ост­ ров пудожане (лагерь не мог суще­ ствовать без контактов с материком) забирали детей ссыль­ нопоселенцев, чтобы спасти их от смерти. Это, пожалуй, все, что за время короткого посещения смогли мы у з­ нать о лагере на озере. Вернувшись в редакцию, я созвонился с извест­ ным знатоком Пудожского края Ниловым. Евгений Григорьевич, собравший огромный материал об истории своего района, с ходу дал дополнительную информацию. Разработки камня на островах начались в начале двадцатых годов. На них приезжали жите­ ли четырех российских губер­ ний подзаработать, а с началом весны возвращались в родные края - растить урожай. Пример­ но в 1930 году, когда по стране шла коллективизация, Гольцы стали местом ссылки кулаков, или, как их тогда именовали, спецпереселенцев. первой и вто­ рой категорий, то есть ссылае­ мых в отдаленные места “ на исправление". Это было начало ГУЛАГа, а с 37-го он развер­ нулся на островах в полную си­ лу... Александр ТРУБИН, собкор “РМ“ по Каре­ лии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz