Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.
Далекое - близкое эооос ооо с - у ~ у п г ~ г ~ г № 35 (4531) 2 - 8 сентября 1994 года 7 ноября 1933 года в Пет розаводске был торжест венно открыт памятник вождю трудового народа Ульянову- Ленину. Но до сих пор мало кто знает, что камень на скульптуру Ильича в нечеловеческих условиях добывали в концлагере-камено ломне на Онежском озере люди, ставшие в прямом смысле рабами его идеи... Впервые об этом лагере я у з нал в начале 80-х годов, когда возвращался на теплоходе “Л а дога" из Пудожа. Выйдя из реки Водлы, мы двинулись на Петро заводск, оставляя по борту ост рова. “Как они называются?" - спросил я у местного попутчика. “Гольцы, - ответил он. - Там были сталинские каменолом ни..." И вот спустя 10 лет благода ря СП “Карелия", организовав шему круиз по Онего, наш теплоход “Спутник “ бросил якорь у Большого Гольца. На первый взгляд - типичный для нашего очера остров: сплошь из камня, покрытый лесом. Но по мере приближения к берегу ста новились видны следы страшного прошлого. Сразу же у уреза во ды нас встретили штабеля кам ней весом более десятка килограммов, вырубленных из скал. Они причудливо выложены в прямоугольники высотой под час выше человеческого роста. С трудом пробираясь между ними в глубь острова, мы нако нец добрались до главного карь ера, чаша которого на десяток метров опускалась вниз. На не- дорубленных краях отчетливо видны сделанные вручную ско лы, на краю обрыва сохранился вбитый наполовину металлический клин. Наша группа притихла, рассмат ривая оставшиеся свидетельства тех мрачных времен. Колючая проволо ка, проржавевший остов вагонетки, части сгнивших деревянных воро тов, которыми подтягивали камен ные глыбы. Вручную - в мороз и жару. И как символ эпохи над всем этим сохранилась высокая сосна с остатками лестницы - сторожевая вышка... Ближе к противоположному бе регу на более ровной площадке мы увидели сложенные из камня ф ун даменты безвозвратно исчезнувших деревянных зданий. Что это было: бараки заключенных, жилища вер тухаев, административные строе ния? Неподалеку - высокий, метров пять-шесть, остов сооружения, в ко тором располагалось нечто напоми нающее паровой котел. Возможно, это была котельная, возможно, электростанция. Сложено здание из полуметровых грубо вытесанных ка менных блоков. Вряд ли их подни мали на такую высоту с помощью механического крана. Вот и конечная точка нашего маршрута, по которому нас вела Надежда Лобанова - старший науч ный сотрудник НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Карелии, уже бывшая на Гольце. На пологих береговых скалах мы увидели петроглифы - изображения пяти прекрасных ле бедей. Учитывая, что знаменитый мыс Бесов Нос находится неподале ку, “плывущие" друг за другом птицы не случайно держат курс точно на это святилище древнего человека. Надпись, вынесенная в заголовок, сде лана на памятнике погибшему экипажу подводной лодки Л - 16, установленном в центре Петропавловска-Камчатского. Л - 16 затонула при невыясненных обстоятельст вах в октябре 1942 года во время перехода из Владивостока через Петропавловск и Датч-Харбор в Мурманск. Косвенные сви детельства указывают, что 55 советских моряков стали жертвами торпедной атаки японской либо американской субмарины... Впрочем - как писал впоследствии про славленный подводник Григорий Щедрин, - “кем бы ни была потоплена Л - 16 - япон цами ли, с которыми мы тогда не воевали, или нашими союзниками американцами - ясно, что была совершена величайшая под лость..." Между тем гибель Л - 16 - не единствен ная строка в списке морских убийств, счет которым можно вести до марта 1968-го (когда теми же американцами была потоп лена подлодка К -1 2 9 ), а может быть, и еще дальше. Большая же часть этого спи ска датируется годами войны, во время ко торой - по чьей-то “ величайшей подлости" - на море гибли и наши не воевавшие, гражданские соотечественники. 25 июля 1941 г. в Японском море (рай он бухты Ольга) подорвался на мине и за тонул советский ледокол “К азак Поярков" (1035 брт., капитан Г. А. Л ещ етны й). По гибло 30 человек, спаслось 15. ВМФ СССР минными постановками в указанном районе в то время не занимался. 14 декабря 1941 г. на рейде Гонконга японской береговой артиллерией был рас стрелян прямой наводкой грузо-пассажир ский пароход “Кречет" (228 брт., капитан В. К. Б ож анов), находившийся в ремонте. Моряки чудом спаслись и с большими трудностями вернулись на Родину. 18 декабря 1941 г. на рейде Гонконга дважды обстреливался из японских берего вых орудий грузовой пароход “Свирьст- рой“ (4769 брт., капитан В. Е. Н и ко л аев). Погибло 2 человека; судно впоследствии разрезано на металлолом. 17-18 декабря 1941 г. пароход “Пере коп" (2493 брт., капитан А. А. Д ем инов), следуя с грузом в порт Сурабая, подвергся атакам самолетов японских ВВС в Южно- Корейском море. 18 декабря пароход зато нул в точке Ш -4 гр. 50'N , Д -106 ЗО'О. 8 человек было убито, 8 ранено. Уцелевшим удалось спастись, и спустя год - через Сингапур, Гонконг, Шанхай, Дайрен и Харбин - добраться до СССР. 20-21 декабря 1941 г. танкер “Майкоп" (капитан А. В. Л евченко), следуя из Су рабая во Владивосток, подвергся атакам японских самолетов. Погиб один, ранено 6 человек команды. 26 декабря судно затону ло в бухте Давао. Оставшиеся члены эки пажа были захвачены японцами в мае 1^42 г. на о. Минданао, 30 июня прибыли в со ветское консульство в Шанхае и лишь оттуда через два месяца вернулись на Ро дину. 23 декабря 1941 г. в порту Гонконг был насильно выведен на рейд и затем разре зан на металлолом находившийся в ремон те грузовой пароход “Сергей Л азо“ (2975 брт., капитан С. Г. Г у к ). Сведений о судь бе экипажа нет. 1 мая 1942 г. В Восточно - Китайском море на подходе к Корейскому проливу был торпедирован неизвестной подводной лодкой и затонул грузовой пароход “Ангарстрой" (4761 брт., капитан Г. Р. Бондаренко). Число погибших неизвестно. 3 октября 1942 г. в Бенгальском заливе, в точке Ш -19 гр. 09'S , Д -85, 25'0 японской подводной лодкой 1-162 был торпедирован и затонул грузовой пароход “Микоян1 (2332 брт., капитан И. В. Т рески н ). Все члены экипажа спаслись, через Индию, Иран и Ирак добравшись на Родину. В ночь на 17 февраля 1943 г. в Тихом океане на выходе из Цусимского пролива в точке Ш -30 rp. 35 N, Д-136 ЗО'О двумя торпедами с американской подводной лодки “Софиш" был потоплен грузовой пароход “Кола" (2654 брт., капитан Л.М. Соловь ев) . Судно затонуло в течение 2-3 минут, на плоты и шлюпки удалось спуститься лишь 31 человеку (из 49 человек команды и 26 пассажиров, в их числе были и д е т и ). После 15-суточного скитания в зимнем оке ане оставшихся в живых 4-х человек подо брали японцы; после двухнедельного заключения в тюрьме они были переданы советскому консулу в Токио. 17 февраля 1943 г. тремя торпедами с той же “Софиш " в точке Ш -30 гр. 35'N , Д-136 ЗО'О (240 миль от о. Сикоку) был потоплен грузовой пароход “Ильмень “ (2369 брт., капитан А. Д. Могучий). Из 42 человек погибло 7. 3 марта 1944 г. лесовоз “Белоруссия" (2920 брт., капитан К. Г. К ондратьев), следуя для оказания помощи терпящему бедствие пароходу “Маныч“ , был торпеди рован японской подлодкой и в течение 4-х минут затонул у о. Итуруп в точке ILI-47N, Д-146 0. Сразу погибло 15 человек; из 28 оказавшихся в спасательной шлюпке на 20- е сутки в живых остались двое. Захвачен ные японцами, они подверглись избиениям и допросам в тюрьме о. Хоккайдо и только в середине июля вернулись на Родину. 22 апреля 1944 г. на подходе к А леут ским о-вам в точке Ш -53 гр. 13'N, Д-159 35'0 был торпедирован неизвестной подвод ной лодкой грузовой пароход “Павлин Ви ноградов" (2864 брт., капитан Ф . Ф. Д роздов). Погибло 13 человек. На 6-е сут ки из 29 спасшихся в живых осталось 9. Были подобраны пароходом “О л а“ и до ставлены в американские госпитали в Аку- тане и Датч-Ларооге. 6 июля 1944 г. в Охотском море у бере гов п-ова Камчатка в точке Ш-51 гр. 27 N; Д -154 58'0 неизвестной подводной лодкой был торпедирован грузовой пароход “О бь“ (2198 брт., капитан С. Д. П анф и лов). По гибло 14 человек, остальных спас советский I пограничный корабль. 13 июня 1945 г., следуя из Сиэтла, в 50 I милях от пролива Л аперуза в точке Ш -45 1 гр. 43'N; Д -140 45'0 американской лодкой 1 “Спейдфиш" был торпедирован грузовой 3 пароход “ Т рансбалт" (11439 брт., капитан 1 И. Г. Г аврилов). Погибло 5 человек... Ги- [ бели их - не простим? Полноте. Сегодня в моде разговоры о I всепрощении и гуманизме. Загвоздка лишь 9 в том, что гуманизм этот - с “односторон- I ним движением". Не так давно командую- I щий армейским корпусом на Комчатке 1 генерал-лейтенант А. Нефедов получил Ж указание из аппарата Президента помочь в * поиске мест гибели американских военно- 1 служащих на полуострове (по сведениям 1 американцев, где-то на нашей территории 1 находятся останки их земляков, помогавших | в поставках по л ен д -л и зу )... Приводятся в | порядок кладбища немецких и японских во- 1 еннопленных... Президент России в ходе I зарубежных визитов раздает рекламно- I официальные извинения... Спрашивается: кто, где, когда принес со- I болезнования НАМ, выплатил пенсии кале- I кам, вдовам и сиротам погибших моряков 1 (как это делает, например, Германия по- I страдавшим евреям или... бывшим эсэсов- I цам из дивизий “ Галичина" и “Н ар в а")?! Ответ: никто, нигде и никогда. А кто из | наших облеченных властью деятелей хотя | бы заикнулся о подобных компенсациях, I обеспокоился восстановлением судеб погиб- I ших? Нет, сегодня русского человека букваль- 8 но замордовали призывами покаяться перед 1 “цивилизованным сообществом", которое, I между тем, сидит на закрытых архивах с I документами о “подвигах" лодки-убийцы 1 “Софиш" и других до сих пор “неизвест- ! ных" субмарин. И, выходит, люди, нашед- 1 шие могилу в океанских глубинах, на I наших глазах ПОГИБАЮ Т ВТОРИЧНО , I преданные близорукой и конъюнктурной I памятью потомков во имя однобокого, абст- I рактного гуманизма!.. А раз так, надпись на памятнике экипа- 1 жу Л - 16 обретает второй смысл: КОМУ мы I не должны прощать гибели наших соотече- I ственников? Только ли виновникам “вели- I чайших подлостей" в годы войны? Виктор СТАРИКОВ, капитан 1-го ранга. “Красная площадь" - социально- политическое приложение к газете “Московская правда'1. А рядом с первобытными рисун ками - более поздние "письма" по томков: “А. Д. Болдин 5 XII 1918, А. С. Капашкин 1915, С. И. Титов 1919, Иван Макарьев 1924, Илья Кирилов 1924,’ Меф. Сем. Логинов 10 VI 1914". Фамилиями и датами рождения усыпан весь берег. У многих надписей выбиты пятико нечные звездочки - совсем как у Владимира Высоцкого: “И на серд це кололи мы профили, чтоб он слышал, как бьются сердца". Надежда Валентиновна считает, что эту память о себе оставили за ключенные. Не исключено, что именно петроглифы натолкнули их на мысль выбить свои имена на прибрежной скале. Несколько лет назад она позна комилась с женщиной, живущей в Пудожском районе, которая в 30-х годах работала в лагере на Гольце вольнонаемной. От нее археолог узнала многое о суровой жизни на обнесенном проволокой острове. Ссылали в этот лагерь людей, ко торых мы привыкли называть кула ками, с семьями - женами, детьми, стариками. От непосильной работы, сурового климата и недоедания они умирали. Свидетельница помнит случаи, когда приезжавшие на ост ров пудожане (лагерь не мог суще ствовать без контактов с материком) забирали детей ссыль нопоселенцев, чтобы спасти их от смерти. Это, пожалуй, все, что за время короткого посещения смогли мы у з нать о лагере на озере. Вернувшись в редакцию, я созвонился с извест ным знатоком Пудожского края Ниловым. Евгений Григорьевич, собравший огромный материал об истории своего района, с ходу дал дополнительную информацию. Разработки камня на островах начались в начале двадцатых годов. На них приезжали жите ли четырех российских губер ний подзаработать, а с началом весны возвращались в родные края - растить урожай. Пример но в 1930 году, когда по стране шла коллективизация, Гольцы стали местом ссылки кулаков, или, как их тогда именовали, спецпереселенцев. первой и вто рой категорий, то есть ссылае мых в отдаленные места “ на исправление". Это было начало ГУЛАГа, а с 37-го он развер нулся на островах в полную си лу... Александр ТРУБИН, собкор “РМ“ по Каре лии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz