Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.

БУЗА НА "ВАЙГАЧЕ" На днях в редакцию "В ест ни­ ка" пост упило сообщение Рос­ сийского информационного агент ст ва (Р И А ). В нем говори­ лось, что в канадском порту М алгрейв ( провинция Новая Ш от ландия) половина экипаж а российского т раулера "В а й га ч ", принадлеж ащего мурманском у ТОО "П улнорд", объявила за б а ­ ст овку и покинула борт судна в знак протеста против неудов­ лет ворит ельного технического состояния судна, плохих условий труда и невы платы зарплат ы в течение трех месяцев. После то­ го как требования моряков бы ­ ли удовлет ворены , экипаж вернулся на борт. В порт у ос­ т ались трое, пожелавшие ооос­ новат ься в Канаде. Чтобы поточнее узнат ь о случивш ем ся, мы обрат ились к генеральному директору ТОО "П улнорд" Ю рию ДУБОВЦЕВУ. И стория, рассказанная им, ока­ залась гораздо серьезнее. В ряд ли лю дям , знакомым с морем, сто­ ит объяснять, что такое бунт на корабле. Впрочем, судит е са­ ми. - Действительно, 11 августа в канадском порту с нашим трауле­ ром произошел инцидент. Однако это, пожалуй, единственная прав­ да в сообщении ваших коллег из РИА. Дело в том, что экипаж на “Вайгач “ набирался, если можно так выразиться, “из-под забора то есть из тех, кто на сегодня не представляет никакого интереса для наших флотов. Но, с другой стороны, попробуй сейчас, в сезон отпусков, наити хороших специа­ листов, да в общем-то хорошие специалисты и без нас при деле. А есть хотят все, и те, кого повы­ гоняли с флотов. Вот они и идут к нам. К сожалению, явление это сейчас обычное, и сталкиваются с ним все малые рыболовецкие предприятия. В порту Малгрейв “Вайгач “ должен был разгрузить рыбу (о к у н ь ), передать ее АО “Кан- сов , получить скоропортящиеся продукты на 16 суток и топливо. Но случилось так, что ребята на судне напились (тоже сейчас да­ леко не редкость), устроили по­ ножовщину, а капитан, человек достаточно жесткий и требова­ тельный, применил физическую силу. В результате же собрались “до к учи “ и в количестве 23 че­ ловек (по радиограмме от капита­ на) , прихватив вещи, сошли на берег и заявили, что они бастуют. Мы приглашали адвоката Леона Шульца из Дании, который объ­ яснил экипажу их права и обязан­ ности в иностранном порту. Права на забастовку они не имели, по­ скольку мотивов для этой акции не было. В конце концов они “вы­ родили “ требование - снять капи­ тана. Что касается зарплаты , то о ка­ ких трех месяцах идет речь, если “Вайгач “ , согласно расписанию, находился в рейсе 32 дня? З а это время экипаж заработал 17,2 ты­ сячи долларов, а потребовал 50 тысяч. Чтобы прекратить бузу, на эти условия мы пошли. Капитана сня­ ли, несмотря на то, что, судя по радиограмме с борта судна, 65 процентов экипаж а были против этого. Валюту заплатили - 40 ты­ сяч долларов. Хотя по нашему по­ ложению об оплате труда (а оно имеется на каждом судне, и при заключении контракта с ним зна­ комится каждый член экипаж а) зарплата выплачивается команде после возвращения из рейса. Проблема в том, что этот эк и ­ паж вообще не способен ловить рыбу. Единственный промысловик - капитан (кстати, неплохой спе­ циалист, и нареканий у нас к не­ му не было) - сейчас с борта снят. Д а вот вам конкретный при­ мер: однотипное судно из К али­ нинграда через 15 суток промысла выгрузило в порту 550 тонн оку­ ня, а “Вайгач “ - 130 тонн. Разни­ цу чувствуете? Причем у тех вся продукция была качественная, а у нас часть бракованная. Естествен­ но, и оплата будет разная. Если “Вайгач" и дальше будет так ра­ ботать, то и на кусок хлеба себе не заработает. Лично мое мнение - ребята, видя, что они не в состо­ янии наловить рыбы, просто-на­ просто решили угрозами получить незаработанные деньги. Будем го­ ворить, что это самый обыкновен­ ный судовой рэкет. Теперь что касается слабой технической подготовки судна. Дело в том, что рефмеханик и третий механик обратились к пор­ товым властям и попросили те- хинспектора порта подняться на борт (кстати, без ведома капита­ на) . Ему предъявили машинное отделение и передали список не­ исправностей на “В айгаче". Но, простите, траулер недавно вышел из ремонта, прошел регистр, он действителен до 1995 года. А у к а ­ занные технические претензии (этот список есть и у меня) - проблема только экипаж а. Н е мне ведь туда ехать и гайки там за ­ кручивать. Н а сегодня мы получили информацию, что вопрос о техни­ ческом состоянии судна закрыт. По согласованию с капитаном порта Малгрейв и начальником службы безопасности мореплава­ ния члены экипаж а письменно подтвердили, что судно имеет удовлетворительное техническое состояние. Этого было достаточно для получения разрешения на выход “В айгача“ из порта. Перед отходом трое моряков - рефмеханик, третий механик и матрос - обратились к эмиграци­ онным властям с просьбой выдать вид на жительство в Канаде. При­ чина, по их заявлению , - боязнь уголовного преследования за орга­ низацию ^беспорядков на судне. Матрос даже попросил политиче­ ского убежища. Детский сад ка- кой-то! Сейчас, насколько я знаю, эмиграционная служба Канады выставляет нам счет за эту трои­ цу - по 7 тысяч канадских долла­ ров за каждого. Потом их препроводят восвояси. Остальные “ забастовщики “ вернулись на судно после того, как мы выпла­ тили деньги. 12 августа “Вайгач “ покинул порт, вышел на промысел и уже вовсю пишет сводки. К ак поступить с траулером, мы пока не решили. Но скорее всего судно придется убирать с промыс­ ла - работать с этой командой нельзя. Естественно, что никаких заходов у них больше не будет. Мы тут прикинули такой вариант - поставить “Вайгач" в Тю ва-гу- бу и экипаж по одному спускать к пограничникам. Говорят, в 1917-м с морячками-анархистами при­ мерно так же поступали. Здесь уж пускай с ними местные власти разбираются. Думаю, с нас хватит и 200 тысяч долларов ущерба за этот рейс. Е. КОЗЛОВА. “Мурманский вестник" за 18 августа. Е Ж Е Н Е Д Е Л Ь Н А Я Г А З Е Т А ЫБНЫИ УРМАН Основана 14 апреля 1934 года s l j n « f o u r № 35 (4531) 2 - 8 сентября 1994 года Конфликтная ситуация Редакция "РМ" конечно же читает газе­ ты. И о происшедшем инциденте мы знали. Но не сочли нужным так или иначе вмеши­ ваться в конфликт, пока моряки не вернутся из рейса, пока не послушаем обе стороны. На дняхп с борта БМРТ "Вайгач" пришла в “РМ" радиограмма. Мы ее публикуем. Но для большей ясности перепечатываем и статью из "Мурманского вестника", не комментируя ни ее, ни радиограмму. Вернется судно, тог­ да и прояснится все. Только заметим, что под радиограммой 45 подписей, а не одна. У В А Ж А ЕМ А Я РЕД А КЦ И Я, обра- щ аю тся к вам, рыбацкой газете, члены экипаж а МБ-0455 "Вайгач” . Вы, конечно, знаете о наш ем инци­ ден те. Коротко суть дела вот в чем. Судно вышло в м оре 2 6 м ая. Занималось приемом и перевозкой ры бопродукции. Пришло в порт "по зеленой" 16 июня. ТО О "П ул ­ норд" в этот период бы ло дано обещ ание в первом инпорту выпла­ тить суточные в валю те за перехо­ д ы . Капитан Андропов провел собрание, где долож ил,что работа предстоит в м оре И рм ингера на японскую ф ирм у, назвал весьм а приличные расценки на окунь, оп­ лату за переходы , деньги на скоро- порт и прочее. Все остались довольны предстоящ ей работой. О днако затем начались чудеса. М оре Ирмингера мы проскочи­ ли, никакого японца на борт не взя­ ли. В районе Ф лем иш -Капа наловили 150 тонн м елкого окуня якобы на корейскую ф ирм у и по­ шли в Канаду за топливом и для сдачи ры бопродукции. В период работы на промысле началось вол­ нение в экипаж е, которое затем пе­ реросло в конф ликт. В порту М алгрейв оказалось, что расценки на ры бу м изерны е (циф ры пока на­ меренно не называем , чтобы не ввести в заблуж дение ТОО "П у л ­ н о р д"), оплата за переходы в инва­ лю те не полож ена. Капитдн от объяснений всячески ухо дил, на со­ брании перед заходом повел себя вызывающ е, грубо, ясности по оп­ лате не внес, заклейм ил всех позо­ ром , обвинив в нежелании работать вообщ е. О поведении капитана в рейсе можно долго рассказы вать. 9 августа судно заш ло в порт М алгрейв. Рыбу сдали посредниче­ ской ф ир м е "К ансо в" для п о следу­ ющей .реализации корейской ф и р ­ м е. Ф и р м а "К ансо в" в долг (непонятно почем у) снабдила нас топливом, водой, продуктам и, та­ рой. 10 августа экипаж решил прове­ сти собрание, пригласили капитана. Зачитали ультим атум , что без опла­ ты команда в м оре не вы йдет. Вы­ слуш ав, капитан объявил отхо д на 13 часов. П осле такого заявления большинство членов экипажа сошли с судна на причал. Через посредни­ чество канадцев четверо выборных членов экипаж а связались с ТО О "П улн о р д " и сообщили о ситуации. "П улн о рд" распорядился о списа­ нии капитана А ндропова. Вопрос о зарплате оставил о ткры ты м . 12 августа капитан Андропов от­ был сам олетом в направлении М урм анска, увез с собой все д о ку­ менты относительно количества сданной ры бы, рыбной м уки, их стоимости и стоимости топлива, во­ ды и прочего. Д аж е увез с собой все радиограм мы , поступившие от "П улн о р д а". Это выяснилось позд­ нее, после его о тъезда. Все это врем я больш ая часть экипаж а про­ долж ала оставаться на причале. 12 августа все та ж е ф ирм а "Кансов", опять ж е в д о лг, привез­ ла деньги на зарплату, которы х, по самым м иним альным подсчетам , не хватает половине экипаж а. Деньги положены в сейф старш им пом ощ ­ ником, исполняющ им обязанности капитана. В этот ж е день судно вы­ шло в м оре, оставив на причале троих членов экипаж а, которы е са ­ ми выразили ж елание остаться в Канаде, так как ТО О "П улн о р д " в телефонны х переговорах объявил их зачинщиками и обещ ал им по ЗАЧЕМ НАМ ВРАЛИ? прихо де в М урм анск суд за про­ стой суд на. В настоящ ее врем я судно на пром ы сле, до сих пор (2 9 августа) экипаж не знает, за что работает. Теперь, уваж аем ая редакция, к вам больш ая просьба: мы оторва­ ны от до м а, не им еем никакой ин­ ф орм ации. По сообщ ению родны х, в газете "М урм анский вестник" о нас напечатана разгром ная статья. Экипаж судна скаж ет вам огром ­ ное спасибо, если вы радируете на борт эту статью с фам илией ж урна­ листа. У больш инства из нас в М ур­ м анске ж ены, дети, родственники, которы е ум ею т читать. Такж е мы не хотим , чтобы, возвратясь в свой ф ло т после отпусков за свой счет, просто отпусков, командировок, которые брали для того, чтобы по­ пасть на "Вайгач", у наших кадро­ виков, глядя на ш тамп "Вайгач", кривились лица. Пож алуйста, напечатайте это письмо на своих страницах. Радиограмма отправлена ре­ шением экипажа Mb-0455 "Вай­ гач". Под ней - 45 подписей, заверенных капитаном-директо- ром Дмитришиным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz