Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.
БУЗА НА "ВАЙГАЧЕ" На днях в редакцию "В ест ни ка" пост упило сообщение Рос сийского информационного агент ст ва (Р И А ). В нем говори лось, что в канадском порту М алгрейв ( провинция Новая Ш от ландия) половина экипаж а российского т раулера "В а й га ч ", принадлеж ащего мурманском у ТОО "П улнорд", объявила за б а ст овку и покинула борт судна в знак протеста против неудов лет ворит ельного технического состояния судна, плохих условий труда и невы платы зарплат ы в течение трех месяцев. После то го как требования моряков бы ли удовлет ворены , экипаж вернулся на борт. В порт у ос т ались трое, пожелавшие ооос новат ься в Канаде. Чтобы поточнее узнат ь о случивш ем ся, мы обрат ились к генеральному директору ТОО "П улнорд" Ю рию ДУБОВЦЕВУ. И стория, рассказанная им, ока залась гораздо серьезнее. В ряд ли лю дям , знакомым с морем, сто ит объяснять, что такое бунт на корабле. Впрочем, судит е са ми. - Действительно, 11 августа в канадском порту с нашим трауле ром произошел инцидент. Однако это, пожалуй, единственная прав да в сообщении ваших коллег из РИА. Дело в том, что экипаж на “Вайгач “ набирался, если можно так выразиться, “из-под забора то есть из тех, кто на сегодня не представляет никакого интереса для наших флотов. Но, с другой стороны, попробуй сейчас, в сезон отпусков, наити хороших специа листов, да в общем-то хорошие специалисты и без нас при деле. А есть хотят все, и те, кого повы гоняли с флотов. Вот они и идут к нам. К сожалению, явление это сейчас обычное, и сталкиваются с ним все малые рыболовецкие предприятия. В порту Малгрейв “Вайгач “ должен был разгрузить рыбу (о к у н ь ), передать ее АО “Кан- сов , получить скоропортящиеся продукты на 16 суток и топливо. Но случилось так, что ребята на судне напились (тоже сейчас да леко не редкость), устроили по ножовщину, а капитан, человек достаточно жесткий и требова тельный, применил физическую силу. В результате же собрались “до к учи “ и в количестве 23 че ловек (по радиограмме от капита на) , прихватив вещи, сошли на берег и заявили, что они бастуют. Мы приглашали адвоката Леона Шульца из Дании, который объ яснил экипажу их права и обязан ности в иностранном порту. Права на забастовку они не имели, по скольку мотивов для этой акции не было. В конце концов они “вы родили “ требование - снять капи тана. Что касается зарплаты , то о ка ких трех месяцах идет речь, если “Вайгач “ , согласно расписанию, находился в рейсе 32 дня? З а это время экипаж заработал 17,2 ты сячи долларов, а потребовал 50 тысяч. Чтобы прекратить бузу, на эти условия мы пошли. Капитана сня ли, несмотря на то, что, судя по радиограмме с борта судна, 65 процентов экипаж а были против этого. Валюту заплатили - 40 ты сяч долларов. Хотя по нашему по ложению об оплате труда (а оно имеется на каждом судне, и при заключении контракта с ним зна комится каждый член экипаж а) зарплата выплачивается команде после возвращения из рейса. Проблема в том, что этот эк и паж вообще не способен ловить рыбу. Единственный промысловик - капитан (кстати, неплохой спе циалист, и нареканий у нас к не му не было) - сейчас с борта снят. Д а вот вам конкретный при мер: однотипное судно из К али нинграда через 15 суток промысла выгрузило в порту 550 тонн оку ня, а “Вайгач “ - 130 тонн. Разни цу чувствуете? Причем у тех вся продукция была качественная, а у нас часть бракованная. Естествен но, и оплата будет разная. Если “Вайгач" и дальше будет так ра ботать, то и на кусок хлеба себе не заработает. Лично мое мнение - ребята, видя, что они не в состо янии наловить рыбы, просто-на просто решили угрозами получить незаработанные деньги. Будем го ворить, что это самый обыкновен ный судовой рэкет. Теперь что касается слабой технической подготовки судна. Дело в том, что рефмеханик и третий механик обратились к пор товым властям и попросили те- хинспектора порта подняться на борт (кстати, без ведома капита на) . Ему предъявили машинное отделение и передали список не исправностей на “В айгаче". Но, простите, траулер недавно вышел из ремонта, прошел регистр, он действителен до 1995 года. А у к а занные технические претензии (этот список есть и у меня) - проблема только экипаж а. Н е мне ведь туда ехать и гайки там за кручивать. Н а сегодня мы получили информацию, что вопрос о техни ческом состоянии судна закрыт. По согласованию с капитаном порта Малгрейв и начальником службы безопасности мореплава ния члены экипаж а письменно подтвердили, что судно имеет удовлетворительное техническое состояние. Этого было достаточно для получения разрешения на выход “В айгача“ из порта. Перед отходом трое моряков - рефмеханик, третий механик и матрос - обратились к эмиграци онным властям с просьбой выдать вид на жительство в Канаде. При чина, по их заявлению , - боязнь уголовного преследования за орга низацию ^беспорядков на судне. Матрос даже попросил политиче ского убежища. Детский сад ка- кой-то! Сейчас, насколько я знаю, эмиграционная служба Канады выставляет нам счет за эту трои цу - по 7 тысяч канадских долла ров за каждого. Потом их препроводят восвояси. Остальные “ забастовщики “ вернулись на судно после того, как мы выпла тили деньги. 12 августа “Вайгач “ покинул порт, вышел на промысел и уже вовсю пишет сводки. К ак поступить с траулером, мы пока не решили. Но скорее всего судно придется убирать с промыс ла - работать с этой командой нельзя. Естественно, что никаких заходов у них больше не будет. Мы тут прикинули такой вариант - поставить “Вайгач" в Тю ва-гу- бу и экипаж по одному спускать к пограничникам. Говорят, в 1917-м с морячками-анархистами при мерно так же поступали. Здесь уж пускай с ними местные власти разбираются. Думаю, с нас хватит и 200 тысяч долларов ущерба за этот рейс. Е. КОЗЛОВА. “Мурманский вестник" за 18 августа. Е Ж Е Н Е Д Е Л Ь Н А Я Г А З Е Т А ЫБНЫИ УРМАН Основана 14 апреля 1934 года s l j n « f o u r № 35 (4531) 2 - 8 сентября 1994 года Конфликтная ситуация Редакция "РМ" конечно же читает газе ты. И о происшедшем инциденте мы знали. Но не сочли нужным так или иначе вмеши ваться в конфликт, пока моряки не вернутся из рейса, пока не послушаем обе стороны. На дняхп с борта БМРТ "Вайгач" пришла в “РМ" радиограмма. Мы ее публикуем. Но для большей ясности перепечатываем и статью из "Мурманского вестника", не комментируя ни ее, ни радиограмму. Вернется судно, тог да и прояснится все. Только заметим, что под радиограммой 45 подписей, а не одна. У В А Ж А ЕМ А Я РЕД А КЦ И Я, обра- щ аю тся к вам, рыбацкой газете, члены экипаж а МБ-0455 "Вайгач” . Вы, конечно, знаете о наш ем инци ден те. Коротко суть дела вот в чем. Судно вышло в м оре 2 6 м ая. Занималось приемом и перевозкой ры бопродукции. Пришло в порт "по зеленой" 16 июня. ТО О "П ул норд" в этот период бы ло дано обещ ание в первом инпорту выпла тить суточные в валю те за перехо д ы . Капитан Андропов провел собрание, где долож ил,что работа предстоит в м оре И рм ингера на японскую ф ирм у, назвал весьм а приличные расценки на окунь, оп лату за переходы , деньги на скоро- порт и прочее. Все остались довольны предстоящ ей работой. О днако затем начались чудеса. М оре Ирмингера мы проскочи ли, никакого японца на борт не взя ли. В районе Ф лем иш -Капа наловили 150 тонн м елкого окуня якобы на корейскую ф ирм у и по шли в Канаду за топливом и для сдачи ры бопродукции. В период работы на промысле началось вол нение в экипаж е, которое затем пе реросло в конф ликт. В порту М алгрейв оказалось, что расценки на ры бу м изерны е (циф ры пока на меренно не называем , чтобы не ввести в заблуж дение ТОО "П у л н о р д"), оплата за переходы в инва лю те не полож ена. Капитдн от объяснений всячески ухо дил, на со брании перед заходом повел себя вызывающ е, грубо, ясности по оп лате не внес, заклейм ил всех позо ром , обвинив в нежелании работать вообщ е. О поведении капитана в рейсе можно долго рассказы вать. 9 августа судно заш ло в порт М алгрейв. Рыбу сдали посредниче ской ф ир м е "К ансо в" для п о следу ющей .реализации корейской ф и р м е. Ф и р м а "К ансо в" в долг (непонятно почем у) снабдила нас топливом, водой, продуктам и, та рой. 10 августа экипаж решил прове сти собрание, пригласили капитана. Зачитали ультим атум , что без опла ты команда в м оре не вы йдет. Вы слуш ав, капитан объявил отхо д на 13 часов. П осле такого заявления большинство членов экипажа сошли с судна на причал. Через посредни чество канадцев четверо выборных членов экипаж а связались с ТО О "П улн о р д " и сообщили о ситуации. "П улн о рд" распорядился о списа нии капитана А ндропова. Вопрос о зарплате оставил о ткры ты м . 12 августа капитан Андропов от был сам олетом в направлении М урм анска, увез с собой все д о ку менты относительно количества сданной ры бы, рыбной м уки, их стоимости и стоимости топлива, во ды и прочего. Д аж е увез с собой все радиограм мы , поступившие от "П улн о р д а". Это выяснилось позд нее, после его о тъезда. Все это врем я больш ая часть экипаж а про долж ала оставаться на причале. 12 августа все та ж е ф ирм а "Кансов", опять ж е в д о лг, привез ла деньги на зарплату, которы х, по самым м иним альным подсчетам , не хватает половине экипаж а. Деньги положены в сейф старш им пом ощ ником, исполняющ им обязанности капитана. В этот ж е день судно вы шло в м оре, оставив на причале троих членов экипаж а, которы е са ми выразили ж елание остаться в Канаде, так как ТО О "П улн о р д " в телефонны х переговорах объявил их зачинщиками и обещ ал им по ЗАЧЕМ НАМ ВРАЛИ? прихо де в М урм анск суд за про стой суд на. В настоящ ее врем я судно на пром ы сле, до сих пор (2 9 августа) экипаж не знает, за что работает. Теперь, уваж аем ая редакция, к вам больш ая просьба: мы оторва ны от до м а, не им еем никакой ин ф орм ации. По сообщ ению родны х, в газете "М урм анский вестник" о нас напечатана разгром ная статья. Экипаж судна скаж ет вам огром ное спасибо, если вы радируете на борт эту статью с фам илией ж урна листа. У больш инства из нас в М ур м анске ж ены, дети, родственники, которы е ум ею т читать. Такж е мы не хотим , чтобы, возвратясь в свой ф ло т после отпусков за свой счет, просто отпусков, командировок, которые брали для того, чтобы по пасть на "Вайгач", у наших кадро виков, глядя на ш тамп "Вайгач", кривились лица. Пож алуйста, напечатайте это письмо на своих страницах. Радиограмма отправлена ре шением экипажа Mb-0455 "Вай гач". Под ней - 45 подписей, заверенных капитаном-директо- ром Дмитришиным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz