Рыбный Мурман. 1994 г. Октябрь.
№ 43 (4539) 28 октября - 3 ноября 1994 года и Рыбаки, для вас - новинка NOFI T R O M S 0 A/s СЕЛЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЫБОЛОВСТВЕ За последние несколько лет в Норвегии было создано селек тивное устройство для тресково го трала, которое отсортировывает мелкую рыбу из трала в процессе лова. Се лективное устройство получило название “Сортэкс“ , зарегист рировано как товарная марка и запатентовано в Норвегии. Ис пользование данного селектив ного устройства не является обязательным, тем не менее в настоящий момент его использу ют более 50 траулеров. Боль шинство приобрели селективное устройство в течение последних трех месяцев. КОНСТРУКЦИЯ и ПРИМЕНЕНИЕ СЕЛЕКТИВНОГО УСТРОЙСТВА Селективное устройство для трескового трала состоит из двух решеток с определенным рассто янием между секциями и рамы, на которую натянуто полихлор- виниловое полотно. Решетки и рама монтируются друг за дру гом в дополнительном удлине нии между конусом и мешком трала, где они заменяют часть верхней пласта трала. Первая решетка монтируется под опре деленным углом, вторая - па раллельно с нижней панелью трала, а рама с ПХВ-полотни- щем - сзади под углом. Модули скрепляются между собой зам ками, и между первой решеткой и рамой фиксируются цепи, ко торые сдерживают систему в не обходимом положении. Рама с ПХВ-полотном предотвращает повторное попадание уже отсе янной мелкой рыбы в трал или повреждение этой рыбы о сеть тралового мешка. С фабрики по ставляются селективные устрой ства, вмонтированные в сетную секцию. На борту судна остает ся лишь вшить эту секцию в трал между передней частью трала и конусом. Селективное устройство вы пускается двух размеров: один - для крупных траулеров кормово го траления, другой - для более мелких траулеров. Принципы конструкции одинаковы для обо их вариантов. Вариант для не больших траулеров уменьшен в размере в целях удобства обра щения и соответствия размеру трала, который используется на судах такого типа. Параметры материалов одинаковы для обоих вариантов. Селективное устройство дей ствует таким образом, что мел кая рыба отсеивается, проходя через решетку, в то время как крупная рыба проходит в трало вый мешок. Размер рыбы, кото рая отсеивается в процессе лова, зависит от расстояния между секциями решетки. Таким обра зом, монтирование данной кон струкции в трал приводит к тому, что отсеивание мелкой рыбы происходит на более ран ней стадии, чем при селекции только за счет обычного трало вого мешка. Результаты испыта ний показывают, что рыба отсеивается быстрее и достига ется более чистая селекция, чем при использовании обычного тралового мешка. При расстоя нии между секциями решетки в 55 мм при лове трески и пикши достигается отсеивание рыбы меньше минимально допустимо го размера на 90-95%. СОТРУДНИЧЕСТВО НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Создание селективного устрой ства “Сортэкс“ является результа том тесного сотрудничества между исследователями, производителями орудий лова и рыбаками. Работа над созданием “Сортэкса“ нача лась сенью 1989 года и проводи лась при содействии Норвежского АО “НОФИ Тромсе", АО "Мари там Свейсесервис" и изобретатель конструкции Рогер Ларсен. Глав ной целью акционерного общества является обеспечивание поставки технологии высокого качества на рынок с системой обеспечения ка чества, которая выставляет опре деленные требования к выбору материалов, конструкции и спосо бу монтирования. В задачи АО “Селфи" входят также передача новых знаний предприятиям, кото рые занимаются монтированием селективных устройств, прием предварительных запросов, сбор по мере роста спроса на продукт. За каждую конструкцию, которая поставляется потребителю, вла дельцу патента выплачивается ав торский гонорар. Гонорар входит в цену решетки, когда она поставля ется из сварочной мастерской и этот гонорар переводится в АО "Селфи". ОПЫТ РАБОТЫ Первые траулеры начали при менять "Сортэкс" весной 1993 г. Это было связано с тем, что на них не распространялось запрещение о лове рыбы в районах, закрытых для S E L E C T I V E F I S H I N G T E C H N O L O G Y института рыбного хозяйства при университете г. Тромсе под руко водством Рогера Ларсена, который и является изобретателем селек тивного устройства. В начальной стадии работы над проектом были достигнуты догово ренности между Институтом рыб ного хозяйства и частными предприятиями в Тромсе о сотруд ничестве в работе над проектом. Тогдашний министр рыбного хозяй ства Норвегии .Свейн Мункейорд был одним из инициаторов этого процеса. С самого начала в работе приняли участие АО "НОФИ Тромсе" и АО "Маритам Свейсе сервис", которые оказали и эконо мическую поддержку, и помогли с квалифицированными кадрами. АО “НОФИ Тромсе" занималось мон тированием решеток в сетную часть, АО “Маритам Свейсесер вис" отвечало за сварочные работы с самими решетками. К 1993 г. было проведено 250 суток испытаний на арендованных траулерах. Испытания были дли тельным процессом и оценивались по строгим критериям. Велась точ ная документация, которая отража ла и принцип действия, и эффект отсортировки. Прежде чем было со здано то, что сегодня называется "Сортэкс", было испытано 10 раз личных конструкций. Все измене ния в конструкции были зарегистрированы документально подводной камерой, а отсортирован ная рыба была собрана в специаль но созданном для экспериментов сборочном мешке. ТЕХНОЛОГИЯ СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА Функциональность и удобство в обращении обусловливается в боль шой мере качеством селективных устройств, поставляемых на суда. Это касается и качества сварки ре шеток, и монтирования конструк ции в сетную часть. Малейшие неточности в монтировании могут привести к серьезным ошибкам в работе. В Тромсе создано акцио нерное общество "Селфи “ , держа телями акций которого являются информации и координирование взаимодействия производителей, потребителей и различных инстан ций. АО “Селфи“ создало систему обеспечения качества вокруг “Сортэкс “ , целью которой являет ся достижение того, чтобы незави симо от того, на каком предприятии производится селек тивное устройство для трескового трала, качество его оставалось не изменно высоким. Все селектив ные устройства, которые производятся, помечаются специ альным номером. АО “Селфи “ ве дет регистр всех устройств, которые выпускаются. При произ водстве каждой отдельной конст рукции заполняется специальная ведомость, оригинал которой со храняет АО “Селфи “ , а копия от дается заказчику. Для властей (и контролирующих инстанций) та кое обеспечение качества будет и необходимым, и решающим для выдачи разрешения на использова ние селективного устройства в тресковом трале. Для предотвра щения бесконтрольного производ ства в начальной стадии работы над проектом было подано заявле ние о выдаче патента на данную технологию. Подателем заявления было АО “Селфи“ во главе с изо бретателем Рогером Ларсеном. На сегодяшний день изобретение за патентовано в Норвегии, что озна чает, что никто не может начать производство “Сортэкса“ без со гласия “Селфи “ , а также то, что “Сортэкс “ является зарегист рированной товарной маркой. Соответствующими властями рас сматривается вопрос и о получении патента на “Сортэкс “ в ряде дру гих стран. В настоящее время одно предприятие занимается производ ством решеток, и два предприятия по производству орудий лова зани маются монтированием самих сис тем. Предприятия по производству орудий лова закупают сами решет ки в сварочной мастерской, монти руют их в сетную часть и поставляют конструкции потре бителю. Количество предприя тий, занимающихся производством “Сортэкса“ , будет увеличиваться лова по причине большого скопле ния мелкой рыбы. Сначала на бор ту траулеров присутствовал инспектор директората по рыбо ловству. Благодаря использованию “Сортэкса“ прилов молоди рыбы сократился от 20-30% до 5-10% , поэтому траулерам разрешили продолжать лов в этих районах без инспектора. Районы закрываются для лова, когда прилов молоди ры бы превышает 15% улова. Существует норвежско-россий ский протокол, в котором говорит ся, что в районах, закрытых для промысла из-за больших приловов молоди, разрешается веста промы сел при условии, что траулеры ис пользуют “Сортэкс “ . В этой связи следует отметать, что испытания “Сортэкса“ проводились и на рос сийских судах при сотрудничестве с норвежскими исследователями. За последние месяцы ход собы тий резко ускорился. В то время как в 1993 г. потребителям было поставлено 11 конструкций, на на стоящий момент 47 траулеров взя ли “Сортэкс “ на вооружение. Интересным представляется факт, что данная технология начинает использоваться на судах, хотя это отнюдь не является обязательным. Растущий интерес к “Сортэкс “ также не имеет прямой связи с тем, что некоторые районы закры ваются для промысла. Этот инте рес в большей степени обуслов лен желанием рыбаков добывать более крупную рыбу. Власти предъявляют определенные тре бования к расстоянию между сек циями решетки в “Сортэксе“ . Оно не должно быть меньше, чем 55 мм, в сочетании с размером ячеи в мешке минимум 135 мм при промысле трески и пикши. Эта требования обусловливаются сегодняшними нормативами по использованию тресковых тралов в северных водах, а также целью избежать прилов молоди рыбы, насколько это возможно. Расстояние между секциями решетки и размер добываемой рыбы взаимосвязаны между со бой. По этой причине все больше и больше судов переходят к ис пользованию расстояния в 80 мм, что позволяет отсортировать рыбу меньше 60 см. Уже сейчас созда на “Сортэкс“-кассета для того, чтобы с легкостью можно было заменить решетку, а значит и из менить расстояние между секция ми. Прототип такой кассеты был впервые использован в августе этого года. Опыт использования “Сортэк- са “ до сих пор был только поло жительным, и пока не было выявлено никаких недостатков, которые бы препятствовали ис пользованию конструкции на ры боловных судах. Отзывы о “Сортэксе“ , полученные с про мысла, аналогичны результатам научно-исследовательских испы таний. Несмотря на то, что конст рукция создана первоначально для промысла трески в Баренце вом море, “Сортэкс“ можно ис пользовать и при промысле других пород рыб, и с другими орудиями лова. ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ Акционерное общество “Сел фи “ является организацией, от ветственной за продукт “Сортэкс “ , поэтому очевидная цель “Селфи“ - анализировать отзывы о практическом примене нии “Сортэкса“ и обеспечить ра боту по дальнейшему развитию данной технологии. Для работы по улучшению функционирования конструкции очень важной явля ется информация с промысла. По скольку данная технология очень новая, вероятно возникнет необ ходимость вести наблюдения и, возможно, изменить некоторые показатели, которые обусловли вают хорошие результаты и дли тельный срок работы конструкций. Большое внимание поэтому будет уделяться контро лю качества изготовления и хоро шим материалам. Принципы данной технологии очень просты. Поэтому возможно приспособить конструкцию для лова других пород рыб, других типов тралов, размеру трала, ти пу судна и т. д. Помимо треско вых тралов, принципы для отсеивания рыбы аналогичного размера могут применяться при пелагическом лове, при лове тро пических креветок и в “датском “ неводе. шшШ*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz