Рыбный Мурман. 1994 г. Октябрь.
О б уникальных экспедициях петрозаводского клуба “Полярный Одиссей" и фирмы “Карелия-ТАМП“ на ша газета рассказывала не раз. Но нынешнее плавание лодьи “Любовь" по Средиземноморью, по мнению даже видав ших всякое капитанов, достойно быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса- На 16-метровой деревянной лодье с одной мачтой и прямым парусом, единственным компасом и без мото ра трое путешественников прошли более тысячи миль. И это на судне, экипаж которого по штагу составляет 30 человек. Недавно участник экспедиции Леонид ПРУДНИКОВ вер нулся домой н рассказал о подробностях трудного перехода. КАК ОТКРЫВАЮТСЯ ГРАНИЦЫБЕЗ КЛЮЧА Задача стояла четкая: перегнать судно, стоящее уже год в местечке Кабо де Палое под Картахеной, как можно ближе к российским берегам. Всем было ясно, что плава ние на лодье с одним прямым парусом без двигателя - риск большой. Добровольцев нашлось немного: опытный яхтсмен, участник прошлых походов на лодьях А. Курдю- мов и студент пединститута М. Тигушкин. 27 апреля мы тронулись в путь. Дело оставалось за малым: пересечь всю Европу, чтобы добраться до Испании. Для несведущих поясню, что наши челночные трансконтинентальные воя жи для смены экипажей клубных судов и до ставки необходимых грузов абсолютно не похожи на туристические поездки нормальных людей. У нас без приключений не обходится. И на этот раз у всех была только немецкая виза, преодоление же границ остальных государств предполагалось с помощью божьего промысла и нашей смекалки. Поэтому до Германии мы добрались, как все нормальные люди, погостили на фрегате “Свя той Дух“ , стоящем в вольном городе Гамбурге, а через недельку, купив билеты на автобус, по ехали к французской границе. Взять ее с нале ту не удалось: бдительные пограничники сразу же усекли, что у нас нет транзитных виз. Вме сте с многопудовым скарбом - судовым имуще- ШшШ ь ством будущих покорителей морей, достойных Книги Гиннесса, бесцеремонно высадили на та можне. Но “одиссеи “ так просто не сдаются. Трое суток мы провели под дождем в ближайших ку стах, вырабатывая план прорыва. А мимо кати ли граждане объединенной Европы - им буржуям, никаких виз не требовалось. На третьи сутки идея вызрела... Мокрые бдения у таможни выявили, что по- гранцы проверяют только автобусы, а легковые автомобили проезжают границу без контроля (если бы не наш тяжелый груз, мы могли бы пешком уйти во Францию без всяких проблем). Тут-то и решено было купить машину. Она нашлась в соседнем городке - видавший виды “Фольксваген-Дерби“ за 600 марок. Стор говались на 450, но затем хозяин взял реванш. Светиться при регистрации в полиции вам не резон - прижал он нас к стенке и предложил провернуть все это сам - за 350 марок. В об щем, вырвал этот капиталистический хищник наши последние денежки мертвой хваткой .из нашего в прямом смысле бедного сердца. Зато через пару часов, легко миновав немец кий кордон, мы мчались по французским авто страдам. Старенький “фольк “ вел себя молодцом, несясь с крейсерской скоростью 120 километров в час. И на этой замечательной ско рости мы вскоре врезались в молодую француз скую косулю, имевшую глупость неожиданно выскочить на дорогу. Как ни жалко было грациозного животного, холодный пот меня прошиб совсем по другому поводу. Посреди чуждого государства, без виз наехать на животное - международный скандал! И да простят нас за щитники братьев меньших, но мы решили быстро ретиро ваться. Судя по всему, всефранцузский розыск объявлен все же не был, и наш драндулет без дальнейших проис шествий доехал до испанского городка Кабо де Палое, где должна (тыла иссыхаться по нам палубной смолой наша ‘Любушка “ . ТРОЕ В ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯКОТА И вот перед капитаном Курдюмовым, матросом-пере- водчиком Тигушкиным и вашим покорным слугой предста ла наша лодья, стоящая в небольшой гавани. Ее внешний вид нас сразу же насторожил: слишком глубоко она сидела в воде... Дело в том, что прошлогодний экипаж, покидая судно, договорился с одним испанцем (не за так конечно), что тот будет следить за ним. Но кабальеро достаточно прохладно отнесся к своим обязанностям, а то и вообще не появлялся на корабле. В результате, нам пришлось прове сти на берегу три недели. Если сказать, что “Любовь“ была полностью заброше на, значит, ничего не сказать. В лодье было столько воды, что если бы мы опоздали на пару недель, она была бы на дне. Сразу же, не отдыхая, взялись за откачку. Когда воду удалили всеми подручными средствами, на дне трюма уви дели 20-сантиметровый слой густющего и вонючего до не возможности ила. Несколько дней, задыхаясь от смрада, разгребали эти авгиевы конюшни. Итог предварительного осмотра был печальным: все, что могло, сопрело, сгнило или заржавело. Местные або ригены почтительно спрашивали: “Вашему кораблю лет четыреста, сеньоры? И вы действительно собираетесь в море?“ . А узнав о наших планах, с южным темпераментом доказывали, что мы верные самоубийцы. Но “полярные одиссеи“ умеют не только через границы зайцами шастать. С помощью добровольных помощников мы постепенно привели “Любовь “ в порядок и в середине июня стали делать первые пробные выходы в море под парусами. Одна из таких тренировок чуть не поставила крест на всей нашей дальнейшей программе. Этот день - 17 июня - я за помнил на всю жизнь. С помощью двух военных моряков мы на веслах вышли примерно на милю от берега, поставили парус, и тут нас и подкараулил шквал. Испревшая ванта не выдержала сумасшедшей нагрузки, раздался страшный гро хот, и в мгновение ока мачта с парусом оказались в море. Лодью швыряло с неимоверной силой с борта на борт. Поло жение было критическое, но аварию вовремя заметили с бе рега и моторка отбуксировала нас обратно в гавань. Очухавшись от потрясения, стали осматривать поврежде ния. Итоги удручали: сломанная в нижней части мачта, по рванные парус и такелаж. С последними особых хлопот не было - залатали, нашли новые канаты. А с мачтой пришлось повозиться - соорудить стальной “корсет “ . Ровно через неделю отремонтированная лодья вышла в море, держа курс на Болеарские острова. Следует заметить, что за это время у нас появился новый член экипажа - си амский кот с хвостом, изгиб которого красноречиво говорил о том, что этот короткий отросток был когда-то крепко при щемлен дверью. В цивилизованной Европе каждое животное должно иметь паспорт, его за 15 долларов выправила нам пожилая испан ка. Капитан из огорчения за такие расходы назвал кота Дол ларом. Четвертый член экипажа зарекомендовал себя хорошим товарищем, стойко переносил шторма и даже нау чился прекрасно плавать, завлекая своим талантом туристов. Свежий ветер был попутным, и “Любовь “ показала себя неплохим ходоком: за двое суток мы прошли более 100 миль. На горизонте уже показались желанные острова, когда под вечер Посейдон решил поиграть с нами в кошки-мышки. Ве тер неожиданно повернул на 180 градусов и усилился до штормового. Нас стало сносить назад. Вообще-то неприятная штука - ночной шторм в открытом море, когда на такой большой посудине всего три человека. Единственное, что мы могли сделать, - удерживать судно против волны. К утру морской владыка сменил гнев на милость, и мы вновь стали подбираться к Болеарам, достигли вчерашней точки - вот они острова, но шутник Посейдон вновь повер нул ветер, и всю ночь мы сражались со штормом. И так про1 должалось не день и не два. Две недели “Любовь “ то подбиралась к островам, то отдалялась от них. Наконец лодья достигла острова Мальорка, и тут ветер окончательно стих, оставив нас в трех милях от порта Анда- рача. Делать нечего, решили идти на веслах. Это было не что: двое гребцов, вместо положенных восемнадцати, полночи орудовали тяжеленными веслами. Но всему прихо дит конец, и мы ошвартовались у стенки, где радушные ан- дарачцы моментально содрали с нас 20 долларов за стоянку. Погода испортилась, и наше пребывание на острове затя нулось. Пришлось заняться привычным бизнесом: замани вать туристов в надежде на “подножный корм“ . В общем-то, это практикуется многими, и не только русскими путешест венниками. Ты расскажешь им о корабле - они принесут по есть и попить. Мы развесили припасенную экспозицию, и любопытствующие с дарами потекли на корабль. Однако праздник желудков у нас длился недолго: при ехали полицейские и, обвинив нас в коммерческой дея тельности, оштрафовали на 5 тысяч песет. Сочувствующие испанцы потом объяснили все просто: мы отбирали хлеб у местного шоу-бизнеса. Здесь, на Мальорке, я заболел. Как ни парадоксально - простыл на Средиземном море. Впрочем, ничего удиви тельного нет: ночные шторма не курорт в Ницце. Озабо ченный капитан вызвал врача. Местный эскулап без лишних слов заявил: “Меньше 15 тысяч песет за визит не беру“ . У нас наскреблось четыре. Доктор поморщился, но, видимо, жалея потраченное время, решил довольствоваться этим. Сделав инъекцию и сообщив, что простуда уже прохо дит, кабальеро ушел, но через полчаса вернулся изрядно разгневанный: “Вы меня обманули, я выяснил, что мест ные жители собрали на оплату моей работы 10 тысяч пе сет “ . Для нас это было сюрпризом, но все оказалось правдой - мир не без добрых людей, и скоро недоразуме ние разрешилось к удовольствию доктора. Наконец мы снова вышли в море. Погода переходу до острова Сардиния благоприятствовала, если, конечно, так можно сказать: шли в шторм, но попутный, и через трое суток почти достигли цели. Но тут, как уже бы вало не раз, наступил штиль, и мы заколыхались в шести милях от берега. Проходивший мимо ка тер сжалился над “русо маринеро“ и отвел лодью в рыбный порт. Здесь морская часть моих странствий закончи лась - необходимо было вернуться на Родину. Со брали совет: ждать из Петрозаводска подкрепления или идти до Греции вдвоем. Анато лий и Миша решили отправляться в путь. Это бы ло чрезвычайно рискованное предприятие. Но сейчас уже известно: “Любовь “ дошла до Афин. Дальнейший план - отправить лодью домой на од ном из теплоходов БОПа. Как далось ребятам это плавание, надеюсь, они расскажут вашим читате лям после возвращения. ЧУДНЫЕ НОЧИВ ВЕНЕЦИАНСКИХ КУСТАХ А мне надо было думать, как добраться до до ма. Просто это в том случае, когда в кошельке шелестят “зелененькие": с билетами проблемы нет. Решил сначала попасть в Гамбург - к своим на “Святой Дух“ . Доехал до Милана без проблем, сел на электричку, идущую через Австрию в Гер манию. На границе итальянские пограничники не обратили на меня никакого внимания, зато авст рийцы сразу же: “Где транзитная виза?“ . Плач о том, что я бедный русский моряк, рву щийся на свой пароход, не вызвал сострадания. Меня ссадили, отвели в кутузку, поставили “вол чий “ штамп в паспорте - теперь я персона нон- грата для Австрийской Республики, а затем выпроводили к итальянцам. Те отнеслись ко мне с сочувствием, поругали педантов-австрияков и по советовали ехать обратно в Милан, где есть авст рийское и российское консульства, и добиваться визы. В этот знаменитый футбольный город я при ехал к вечеру. Заночевал в кустах рядом с вокза лом (если вы думаете, что мои карманы были набиты лирами, то ошибаетесь, а отели в Италии, ох, какие дорогие). Утром отправился на поиски, но к вечеру понял, что это гиблое дело. Б огром ном Милане ни у кого не было интереса до того, где находится наше посольство. Пришлось возвра щаться на вокзал. Там наткнулся на расписание международных поездов и к своей радости выяс нил, что из Венеции идет экспресс в Москву. Вот и город каналов и гондольеров. На вокзале пришел в кассу: билет до России, please! Кассир отправляет меня в информационную службу. Сеньор информатор вежливо предлагает вернуться в кассу. И так несколько раз. Вот, думаю, бюрократизмус... Наконец кассир, очумев от моего нытья, выставил трафаретик “Касса закрыта“ и стал вы правлять билет. Тут я понял, что он все это время пытался мне объяснить. Приехал в Венецию я в понедельник, а по езд идет в Москву в среду. Никому из итальянцев не при дет в голову покупать билет в привокзальной кассе заранее. Вот кассир и предлагал мне прийти в день от правления. До среды надо было как-то протянуть время. Днем я болтался по чудному городу, проклиная жару. К ночи за бирался в укромные кусты, залезал в синий мешок скорой итальянской почты, укрывался другим и грезил высоким штилем о Родине. Наконец настал день отправления. На перроне нашел вагон, и тут выяснилось, что мне подсуну ли сидячее место. Но и этому я был рад безмерно. Несколько раз меня - безвизового пассажира - пыта лись ссадить с поезда. Но Бог на этот раз был на моей стороне, и вот она - украинская граница. При проверке документов здоровенный прапорщик с характерным акцен том поучал молодого пограничника: - Гляди, у моряка с паспортом должна обязательно быть выписка из судовой роли. Солдатик задумался и вдруг вопросил: - А у летчика тоже? Прапорщик на минуту напрягся, затем глубокомыслен но изрек: - Ну, летчики у нас здесь пока не летают... И тут до меня окончательно дошло: вот я и на Родине. Изложил Александр ТРУБИН, собкор “РМ“ по Карелии. № 42 (4538) 21 - 27 октября 1994 года По морям, по волнам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz