Рыбный Мурман. 1994 г. Октябрь.
• РАДИО МОНТАЖНИКИ: ХОТЬ БЕЗ МАСЛА, ДА С ХЛЕБУШКОМ В радиоэлектромонтажном цехе АО “Мурманская судоверфь“, в отличие от других предприятий, люди без дела не сидят, здесь вовсю, как выражались в прежние времена, кипит работа. Как в нынешней экономической си туации этому подразделению судовер фи удается удержаться на плаву, я попросил рассказать исполняющего обязанности начальника цеха Алексан дра ДЕМИДОВА. - Как ни странно, но положение у нас действительно более-менее нормаль ное. Плановые задания выполняем ре гулярно. Работой пока обеспечены. Проводим радиоэлектромонтажные ра боты на судах, ну и, как говорится, “ле чим“ корабельную навигационную и бытовую телерадиоаппаратуру. По- прежнему ремонтируем электродвига тели, и не только нашим традиционным заказчикам, но и многим другим орга низациям города и области. Материалы для ремонта из прежних запасов имеют ся. - Как я понял, безработица вашим ра бочим не грозит? - Рабочих мы не сокращаем. Еще и приняли бы, потому что по сравнению, например, с 1985 годом их численность уменьшилась более чем в два раза. Что же касается- инженерно-технических работников, то их, к сожалению, прихо дится сокращать. Сейчас на предприя тии происходит уплотнение. Вот и мы свой второй участок, который распола гался на территории первого цеха, пере вели под свою крышу. Освобождающиеся площади сдаем в аренду. В какой-то степени это, может, и правильно, потому что жить так воль готно, как раньше жили, сейчас нельзя. Было ведь так: большинство людей работали на судах, а занимаемые гро мадные производственные площади полностью не были загружены. Сейчас же такая роскошь непозволительна, так как простои оборудования и производст венных площадей в значительной мере отражаются на себестоимости выполня емых работ. Арендуют наши объекты с удовольствием по той причине, что они у нас дешевле, чем у других предприя тий. - Как же вам удалось сохранить произ водство и почему другие этого не смогли? - В развале некоторых предприятий заметную роль сыграли когда-то без думно создаваемые, как конкурирую щие фирмы, кооперативы. На самом деле у этих фирм на уме была и остается мысль урвать побольше. Свое взяли, коллективы разложили и были таковы. Наш прежний начальник цеха отшиб этих “конкурентов“, добился того, что мы сами напрямую, минуя вышестоя щие структуры, стали работать с заказ чиками. Сегодня работу надо не ждать, пока ее дадут, а шевелиться, искать самим. - Как у вас с производственнойдисцип линой? - Проблем особых нет, хотя и трудно при общих болезнях удержать коллек тив здоровым. Если, например, в нашем цехе рабочий день длится до 17 часов, а половина завода из-за отсутствия рабо ты уходит в 15, то и у наших рабочих пропадает желание трудиться в полную силу. Выпивохи от нас ушли, некоторых поувольняли, так что пьяные по цеху не шатаются. Работают в основном, если можно так выразиться, люди преданные предприятию. Возьмем тех же радио монтажников, кото рые научились изго тавливать и ремонтировать видео магнитофоны. Пол учая где-то по 450 тысяч рублей в месяц, от нас не уходят. Правда, были и такие, кто побежал за боль шими заработками, сейчас же и обратно вернуться не прочь. - Бели цех не простаивает, значит, и зарплата у вас выше, чем на других уча стках? - Заработки у нас действительно вы ше. Среднемесячная зарплата состав ляет 500 тысяч рублей. Но получаем мы ее, как и вся судоверфь, с постоянными задержками. - Как же жить? - Крутятся. Основные рабочие оста ются после работы, находят допол нительные заработки, а вот вспомогательным действительно не легко. Взять тех же уборщиц, заработок которых 100-150 тысяч рублей, да и те задерживают. Хочу сказать, что если налоговая политика не изменится, то даже самые крепкие предприятия долго барахтать ся не будут. По-моему мнению, если предприятие попадает на картотеку в связи с задержкой выплаты налогов, то ему - конец. Все должно быть в разум ных пределах, тогда и государству бу дет выгода и производства не зачахнут. - Александр Анатольевич, как вы счи таете, почему акционирование предпри ятий не дает ожидаемой отдачи? - Политика акционирования также продумана не до конца. Акций у трудо вого коллектива оказалось меньше, чем у остальных держателей ценных бумаг предприятия. Наш народ, я считаю, мо рально к этому не готов и веры в то, что его хотят сделать хозяином, у него нет. А поэтому особо не думал, по какому методу приватизировать предприятие. В таких вопросах люди пассивны, а на чинают возмущаться уже потом, когда увидят, что случилось то, чего не жда ли. А так, лишь бы платили зарплату вовремя, в остальном - “трава не рас ти . В этом я убедился, присутствуя на собрании акционеров. Понял, что тру довому коллективу там делать нечего. За него могут решить всепроблемы три- четыре человека и вынести вердикт “казнить или помиловать“. В этом и была цель акционирования, чтобы со здать новых русских, которые будут де ржать все в своих руках. Хорошо, если они честные, порядочные, тогда можно и поддержать их. Но ведь зачастую бы вает наоборот. В стране развалилась уйма предприятий из-за того, что “хо зяину “ глубоко наплевать на предпри ятие, людей, на нем работающих. - Я знаю, чтодо 1992 года у вас, я имею в виду все объединение, было хорошо организованное производство и неплохие технологии выполнения ремонтных ра бот. Почему же сейчас флоты стараются отправлять суда в ремонт за границу, тем самым помогая им решать тамошние проблемы с безработицей, когда соотече ственникам порой хлеба купить не на что? - Не знаю, по моим данным, в Нор вегии, например, электромонтажные работы очень дорогие, корпусные и до ковые дешевле. Но они не выполняют такие ремонты, как мы. А делают то, что считают целесообразным, а если го ворить короче, снимают “сливки“, а са мое гнилое и износившееся приходится латать нам. В заключение скажу: как бы там ни было, флоты у нас богато или бедно существовать должны, а значит, долж на развиваться и судоремонтная про мышленность. Беседовал Владимир СТУДЕНЕЦ. МАШИНО СТРОИТЕЛИ: МП «II i l l I а МЕЧТЫ, НЕ СТАВШИЕ РЕАЛЬНОСТЬЮ Когда три с лишним года назад я пи сал репортаж о торжественном открытии в Мурманске нового опытного машино строительного завода, у меня, конечно, и в мыслях не было, что он, как и вся наша экономика, будет переживать такие не легкие времена, как ныне. Не скрою, и тогда уже в промышленности заметны были симптомы зарождающейся депрес сии, но все же, быть может, под впечат лением праздничности момента думалось, что новорожденное предприя тие, продукцию которого так ждали ры баки, сумеет преодолеть эти трудности. К сожалению, этого не произошло. И завод, хотя и стал сегодня, как многие бывшие госпредприятия, акционерным обществом, живет крайне тяжело. Планировалось тогда освоить выпуск рыборазделочных линий, притом на ми ровом уровне, для судов промыслового флота, различного оборудования по изго товлению продукции для береговых ры боперерабатывающих предприятий. Нынче на заводе вспоминают об этом с горечью. Почему же не сбылись надежды, с ко торыми связывали свое будущее маши ностроители? С этого вопроса началась наша беседа с генеральным директором АО МОМЗ Валерием Сергеевичем ПО- ГОРЕЛОВЫМ. - Когда завод строился, он был ориен тирован на выпуск продукции для фло тов “Севрыбы“, для обеспечения рыболовецких судов специальной техни кой, проекты которой должно было раз рабатывать НПО “Севтехрыбпром“. Но все это кануло, образно говоря, в Лету. Из всего, что было разработано, ни одна конструкция не пошла в серию. Мы изготовили небольшое количество ма шин двух типов и после этого прекратили их выпуск в связи с отсутствием спроса. Оказалось, никому ничего не понадоби лось. По мелочам делали нестандартное оборудование, затем практически полно стью перешли на выпуск запчастей и ремонт технологического оборудования на судах, а сейчас ремонтируем и другое различное оборудование. То есть, нынче, чтобы не протянуть, как говорится, ноги, все, что нам ни закажут, мы стараемся делать. - И все же финансовое положение заво да, видимо, нельзя назвать устойчивым. Не так ли? - Численность работающих у нас се годня всего лишь 90 человек вместе со мной. Даже по этому показателю мы так и не вышли на проектную мощность, не говоря уже об объемах производства. Продукции мы выпускаем на 80 - 90 миллионов рублей в месяц. Это, с нашей точки зрения, маловато. Здорово нам “помогают “ жить непла тежи, а также налоги. Даже налоги сейчас идут впереди неплатежей. Ве роятно, наше государство решило пу тем налогов просто задушить всех производителей. Если руководители страны, закинув ногу на ногу, спокой но говорят: “Подумаешь, проблема! В соседней Финляндии тоже каждый месяц разоряются производители “, то становится понятно, что мы никому просто не нужны, тем более таким ру ководителям. Только что они будут де лать, когда нас окончательно задушат? Хотел бы я знать, с кого они будут брать налоги, за счет чего будут держаться? Так вот, если руководители доста точно высокого ранга говорят, что это хорошо, что все лавки у нас забиты импортной продукцией, мол, конкури руйте, достигайте определенных ус пехов, по-моешг, при нынешней системе налогообложения и кредито вания это просто элементарный звон, который всем уже достаточно надоел. Если флоты не будут иметь дота ций, как принято во всем мире, если своевременно не будут обеспечены кредитами, то они, соответственно, и нас будут душить. Можно, думаю, найти оптимальное решение этого вопроса, и администрация вместе с Комитетом по рыболовству РФ долж на об этом позаботиться. Ну хорошо, уйдем мы, в конце кон цов, в сторону от своей основной дея тельности, откроем автосервис какой-то, наберемся опыта работы в других областях (мы и так уже торг уем рыбой, мукой), организуем свое производство пресервов на уровне по требительского качества и достигнем в этом немалых высот, но такое специ ализированное предприятие, как на ше, в результате всего этого просто-напросто умрет. Во всяком случае, такие заводы, ко торые занимаются обеспечением фло та, должны работать и давать продукцию. Мне приходилось бывать за границей, и я видел, как такие же предприятия обеспечивают флот, прекрасно ведут его переоборудова ние, внедряют то же самое, что можем делать и мы. Наш же флот сегодня с удовольствием “бежит “ за рубеж. По чему? Потому что он там “хвост “ про дал, ему все привезли и подали^ как говорится, на блюдечке с голубой ка емочкой. Мы тоже это можем, и гово рить, что мы неконкурентоспособны, по-моему, абракадабра. Но коль скоро сейчас в этой области наши позиции потеряны, и я считаю, что безвозвратно, будем заниматься другим: выпуском запчастей, промво- оружения, будем искать свою нишу в этой области, а в принципе, и уходить в совершенно другие. - Даже не связанные с рыбой? - Вне всякого сомнения. Потому что держать такое здание только для того, чтобы сдавать его в аренду - бессмыс ленно. Короче, будем брать работы, которые будут приносить доход. Жить-то надо. Но рук опускать не со бираемся, иначе сразу же нужно ухо дить и нечего зря небо коптить. Жить мы будем, драться за место под солнцем будем. И надеяться ни на кого не собираемся. Вел беседу Владимир КИКИНОВ . тисках рынка № 42 (4538) 21 - 27 октября 1994 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz