Рыбный Мурман. 1994 г. Октябрь.

• РАДИО­ МОНТАЖНИКИ: ХОТЬ БЕЗ МАСЛА, ДА С ХЛЕБУШКОМ В радиоэлектромонтажном цехе АО “Мурманская судоверфь“, в отличие от других предприятий, люди без дела не сидят, здесь вовсю, как выражались в прежние времена, кипит работа. Как в нынешней экономической си­ туации этому подразделению судовер­ фи удается удержаться на плаву, я попросил рассказать исполняющего обязанности начальника цеха Алексан­ дра ДЕМИДОВА. - Как ни странно, но положение у нас действительно более-менее нормаль­ ное. Плановые задания выполняем ре­ гулярно. Работой пока обеспечены. Проводим радиоэлектромонтажные ра­ боты на судах, ну и, как говорится, “ле­ чим“ корабельную навигационную и бытовую телерадиоаппаратуру. По- прежнему ремонтируем электродвига­ тели, и не только нашим традиционным заказчикам, но и многим другим орга­ низациям города и области. Материалы для ремонта из прежних запасов имеют­ ся. - Как я понял, безработица вашим ра­ бочим не грозит? - Рабочих мы не сокращаем. Еще и приняли бы, потому что по сравнению, например, с 1985 годом их численность уменьшилась более чем в два раза. Что же касается- инженерно-технических работников, то их, к сожалению, прихо­ дится сокращать. Сейчас на предприя­ тии происходит уплотнение. Вот и мы свой второй участок, который распола­ гался на территории первого цеха, пере­ вели под свою крышу. Освобождающиеся площади сдаем в аренду. В какой-то степени это, может, и правильно, потому что жить так воль­ готно, как раньше жили, сейчас нельзя. Было ведь так: большинство людей работали на судах, а занимаемые гро­ мадные производственные площади полностью не были загружены. Сейчас же такая роскошь непозволительна, так как простои оборудования и производст­ венных площадей в значительной мере отражаются на себестоимости выполня­ емых работ. Арендуют наши объекты с удовольствием по той причине, что они у нас дешевле, чем у других предприя­ тий. - Как же вам удалось сохранить произ­ водство и почему другие этого не смогли? - В развале некоторых предприятий заметную роль сыграли когда-то без­ думно создаваемые, как конкурирую­ щие фирмы, кооперативы. На самом деле у этих фирм на уме была и остается мысль урвать побольше. Свое взяли, коллективы разложили и были таковы. Наш прежний начальник цеха отшиб этих “конкурентов“, добился того, что мы сами напрямую, минуя вышестоя­ щие структуры, стали работать с заказ­ чиками. Сегодня работу надо не ждать, пока ее дадут, а шевелиться, искать самим. - Как у вас с производственнойдисцип­ линой? - Проблем особых нет, хотя и трудно при общих болезнях удержать коллек­ тив здоровым. Если, например, в нашем цехе рабочий день длится до 17 часов, а половина завода из-за отсутствия рабо­ ты уходит в 15, то и у наших рабочих пропадает желание трудиться в полную силу. Выпивохи от нас ушли, некоторых поувольняли, так что пьяные по цеху не шатаются. Работают в основном, если можно так выразиться, люди преданные предприятию. Возьмем тех же радио­ монтажников, кото­ рые научились изго­ тавливать и ремонтировать видео­ магнитофоны. Пол­ учая где-то по 450 тысяч рублей в месяц, от нас не уходят. Правда, были и такие, кто побежал за боль­ шими заработками, сейчас же и обратно вернуться не прочь. - Бели цех не простаивает, значит, и зарплата у вас выше, чем на других уча­ стках? - Заработки у нас действительно вы­ ше. Среднемесячная зарплата состав­ ляет 500 тысяч рублей. Но получаем мы ее, как и вся судоверфь, с постоянными задержками. - Как же жить? - Крутятся. Основные рабочие оста­ ются после работы, находят допол­ нительные заработки, а вот вспомогательным действительно не­ легко. Взять тех же уборщиц, заработок которых 100-150 тысяч рублей, да и те задерживают. Хочу сказать, что если налоговая политика не изменится, то даже самые крепкие предприятия долго барахтать­ ся не будут. По-моему мнению, если предприятие попадает на картотеку в связи с задержкой выплаты налогов, то ему - конец. Все должно быть в разум­ ных пределах, тогда и государству бу­ дет выгода и производства не зачахнут. - Александр Анатольевич, как вы счи­ таете, почему акционирование предпри­ ятий не дает ожидаемой отдачи? - Политика акционирования также продумана не до конца. Акций у трудо­ вого коллектива оказалось меньше, чем у остальных держателей ценных бумаг предприятия. Наш народ, я считаю, мо­ рально к этому не готов и веры в то, что его хотят сделать хозяином, у него нет. А поэтому особо не думал, по какому методу приватизировать предприятие. В таких вопросах люди пассивны, а на­ чинают возмущаться уже потом, когда увидят, что случилось то, чего не жда­ ли. А так, лишь бы платили зарплату вовремя, в остальном - “трава не рас­ ти . В этом я убедился, присутствуя на собрании акционеров. Понял, что тру­ довому коллективу там делать нечего. За него могут решить всепроблемы три- четыре человека и вынести вердикт “казнить или помиловать“. В этом и была цель акционирования, чтобы со­ здать новых русских, которые будут де­ ржать все в своих руках. Хорошо, если они честные, порядочные, тогда можно и поддержать их. Но ведь зачастую бы­ вает наоборот. В стране развалилась уйма предприятий из-за того, что “хо­ зяину “ глубоко наплевать на предпри­ ятие, людей, на нем работающих. - Я знаю, чтодо 1992 года у вас, я имею в виду все объединение, было хорошо организованное производство и неплохие технологии выполнения ремонтных ра­ бот. Почему же сейчас флоты стараются отправлять суда в ремонт за границу, тем самым помогая им решать тамошние проблемы с безработицей, когда соотече­ ственникам порой хлеба купить не на что? - Не знаю, по моим данным, в Нор­ вегии, например, электромонтажные работы очень дорогие, корпусные и до­ ковые дешевле. Но они не выполняют такие ремонты, как мы. А делают то, что считают целесообразным, а если го­ ворить короче, снимают “сливки“, а са­ мое гнилое и износившееся приходится латать нам. В заключение скажу: как бы там ни было, флоты у нас богато или бедно существовать должны, а значит, долж­ на развиваться и судоремонтная про­ мышленность. Беседовал Владимир СТУДЕНЕЦ. МАШИНО СТРОИТЕЛИ: МП «II i l l I а МЕЧТЫ, НЕ СТАВШИЕ РЕАЛЬНОСТЬЮ Когда три с лишним года назад я пи­ сал репортаж о торжественном открытии в Мурманске нового опытного машино­ строительного завода, у меня, конечно, и в мыслях не было, что он, как и вся наша экономика, будет переживать такие не­ легкие времена, как ныне. Не скрою, и тогда уже в промышленности заметны были симптомы зарождающейся депрес­ сии, но все же, быть может, под впечат­ лением праздничности момента думалось, что новорожденное предприя­ тие, продукцию которого так ждали ры­ баки, сумеет преодолеть эти трудности. К сожалению, этого не произошло. И завод, хотя и стал сегодня, как многие бывшие госпредприятия, акционерным обществом, живет крайне тяжело. Планировалось тогда освоить выпуск рыборазделочных линий, притом на ми­ ровом уровне, для судов промыслового флота, различного оборудования по изго­ товлению продукции для береговых ры­ боперерабатывающих предприятий. Нынче на заводе вспоминают об этом с горечью. Почему же не сбылись надежды, с ко­ торыми связывали свое будущее маши­ ностроители? С этого вопроса началась наша беседа с генеральным директором АО МОМЗ Валерием Сергеевичем ПО- ГОРЕЛОВЫМ. - Когда завод строился, он был ориен­ тирован на выпуск продукции для фло­ тов “Севрыбы“, для обеспечения рыболовецких судов специальной техни­ кой, проекты которой должно было раз­ рабатывать НПО “Севтехрыбпром“. Но все это кануло, образно говоря, в Лету. Из всего, что было разработано, ни одна конструкция не пошла в серию. Мы изготовили небольшое количество ма­ шин двух типов и после этого прекратили их выпуск в связи с отсутствием спроса. Оказалось, никому ничего не понадоби­ лось. По мелочам делали нестандартное оборудование, затем практически полно­ стью перешли на выпуск запчастей и ремонт технологического оборудования на судах, а сейчас ремонтируем и другое различное оборудование. То есть, нынче, чтобы не протянуть, как говорится, ноги, все, что нам ни закажут, мы стараемся делать. - И все же финансовое положение заво­ да, видимо, нельзя назвать устойчивым. Не так ли? - Численность работающих у нас се­ годня всего лишь 90 человек вместе со мной. Даже по этому показателю мы так и не вышли на проектную мощность, не говоря уже об объемах производства. Продукции мы выпускаем на 80 - 90 миллионов рублей в месяц. Это, с нашей точки зрения, маловато. Здорово нам “помогают “ жить непла­ тежи, а также налоги. Даже налоги сейчас идут впереди неплатежей. Ве­ роятно, наше государство решило пу­ тем налогов просто задушить всех производителей. Если руководители страны, закинув ногу на ногу, спокой­ но говорят: “Подумаешь, проблема! В соседней Финляндии тоже каждый месяц разоряются производители “, то становится понятно, что мы никому просто не нужны, тем более таким ру­ ководителям. Только что они будут де­ лать, когда нас окончательно задушат? Хотел бы я знать, с кого они будут брать налоги, за счет чего будут держаться? Так вот, если руководители доста­ точно высокого ранга говорят, что это хорошо, что все лавки у нас забиты импортной продукцией, мол, конкури­ руйте, достигайте определенных ус­ пехов, по-моешг, при нынешней системе налогообложения и кредито­ вания это просто элементарный звон, который всем уже достаточно надоел. Если флоты не будут иметь дота­ ций, как принято во всем мире, если своевременно не будут обеспечены кредитами, то они, соответственно, и нас будут душить. Можно, думаю, найти оптимальное решение этого вопроса, и администрация вместе с Комитетом по рыболовству РФ долж­ на об этом позаботиться. Ну хорошо, уйдем мы, в конце кон­ цов, в сторону от своей основной дея­ тельности, откроем автосервис какой-то, наберемся опыта работы в других областях (мы и так уже торг­ уем рыбой, мукой), организуем свое производство пресервов на уровне по­ требительского качества и достигнем в этом немалых высот, но такое специ­ ализированное предприятие, как на­ ше, в результате всего этого просто-напросто умрет. Во всяком случае, такие заводы, ко­ торые занимаются обеспечением фло­ та, должны работать и давать продукцию. Мне приходилось бывать за границей, и я видел, как такие же предприятия обеспечивают флот, прекрасно ведут его переоборудова­ ние, внедряют то же самое, что можем делать и мы. Наш же флот сегодня с удовольствием “бежит “ за рубеж. По­ чему? Потому что он там “хвост “ про­ дал, ему все привезли и подали^ как говорится, на блюдечке с голубой ка­ емочкой. Мы тоже это можем, и гово­ рить, что мы неконкурентоспособны, по-моему, абракадабра. Но коль скоро сейчас в этой области наши позиции потеряны, и я считаю, что безвозвратно, будем заниматься другим: выпуском запчастей, промво- оружения, будем искать свою нишу в этой области, а в принципе, и уходить в совершенно другие. - Даже не связанные с рыбой? - Вне всякого сомнения. Потому что держать такое здание только для того, чтобы сдавать его в аренду - бессмыс­ ленно. Короче, будем брать работы, которые будут приносить доход. Жить-то надо. Но рук опускать не со­ бираемся, иначе сразу же нужно ухо­ дить и нечего зря небо коптить. Жить мы будем, драться за место под солнцем будем. И надеяться ни на кого не собираемся. Вел беседу Владимир КИКИНОВ . тисках рынка № 42 (4538) 21 - 27 октября 1994 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz