Рыбный Мурман. 1994 г. Октябрь.

Между нами O O O O O O O O O O C j u i ...» М° 41 (4537) 14 - 20 октября 1994 года 5 • А денег-то не густо • Ух, если бы было! Владимир КИКИНОВ. Морс, морс... Мир б е здонный? МОРЕ-ТОПОКОЛЕНО, ДА БЕРЕГНЕПО КАРМАНУ Три дня в областном дворце куль­ туры проходила IY международная выставка “Мурманск-94 “, организо­ ванная Северной торгово-промыш­ ленной палатой. На ней в широком ассортименте были представлены разнообразные товары и продукты, выпускаемые как в России, так и за рубежом. Но если этими экспонатами мурманчанина удивить уже довольно трудно, то экспозиция фирмы EDB- Kompetanse a.s. вызвала у посетите­ лей немалый интерес. На ней были представлены электронные пропуск­ ные системы, приборы для видеонаб­ людения, системы безопасности. Кроме того, здесь можно было позна­ комиться с кабельными системами, специальным оборудованием для компьютерных сетей, моделями пер­ сональных компьютеров. Итак, выставка завершила работу. Довольны ли ее организаторы итога­ ми? На этот вопрос я попросил отве­ тить директора представительства фирмы в Мурманске Владимира РУ­ БАНА. - На этой выставке мы представля-' ли не только компьютеры, но и раз­ личное электронное оборудование, предназначенное для охраны различ­ ных объектов: заводов, банков, тюрем и т. д. - Вы ведь не только продаете подо­ бное оборудование, но и устанавливае­ те его?.. - Первое время мы занимались только продажей, но уже через год наше руководство решило, что это приводит к потере клиентов, и поэто­ му теперь мы занимаемся установкой оборудования и разработкой техноло­ гических решений. То есть приходит заказчик, высказывает свои пожела­ ния, какую систему охраны он хотел бы иметь, затем фирма разрабатыва­ ет техническое задание, изготавли­ вает оборудование, предлагает его клиенту и устанавливает. - Как вы считаете, выставка удалась или нет? - Интерес и среди покупателей, и среди фирм, изготавливающих подо­ бное оборудование, конечно был. В нашей выставке приняли участие 12 норвежских фирм, 2 немецких и 5 российских. Был заключен ряд не­ больших контрактов. Но наши нор­ вежские партнеры остались недовольны проведением выставки. Не было соответствующей рекламы, а значит, не было и достаточного числа посетителей и покупателей. Кроме того, сказалось и то, что одновремен­ но проходили подобные выставки в Копенгагене и Гамбурге, поэтому не­ которые участники отказались уча­ ствовать в нашей. Наверное, немного скомканно все получилось еще и потому, что у мно­ гих просто-напросто нынче нет денег. Может быть, они и хотели бы купить то или иное оборудование, но не на что, а просто так прийти и посмотреть - не у каждого найдется время. - В общем, ожидали большего?.. - Конечно. Но сейчас, видимо, та­ кая экономическая ситуация, что на большее рассчитывать не приходит­ ся. - Что ж, остается только пожелать успехов на будущее.» - Спасибо. Будем надеяться. ЧТО И КАК Клуб капитанов. Компания ли старых приятелей, не упускающих случая посидеть за общим столом? Или благотворительный фонд? Общественная организация, оберега­ ющая интересы капитанов? А может,’просто фантазия? Пожалуй, все сразу. Но тогда, в начале восьмидесятых годов, была просто группа энтузиастов, увидевших особые перспективы в объединении капита­ нов. Такое добровольное сообщество не толь­ ко решало бы проблемы отдыха во время кратких стоянок судов, но могло бы стать, выполняя определенную миссию, гарантом добросовестности и профессионализма капи­ танов. Организаторы рассуждали таким пример­ но образом. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому, как бы ни был капитан опытен и осторожен (говорится, осознанная осторожность - признак мужест­ ва) , он не может быть застрахован от аварий­ ных ситуаций, за которые должен нести ответственность. Есть много соображений по поводу того, что такое случай. Впрочем, слу­ чай никогда не становится таковым, если в основе его не лежит множество косвенных причин, которые и требуют к себе внимания. А если авария случилась не по вине капита­ на? Ведь от неверного, экспромтно принятого решения зависит его судьба - как специали­ ста, как человека. Клуб, или ассоциация капитанов, созда­ вался и с целью оказывать профессиональ­ ную, законодательную помощь в подобных ситуациях, выяснять, кем было допущено на­ рушение. И стояли за этим не только энту­ зиасты, желающие выполнять консультативную черновую работу, но про­ фессионалы, руководители разных рангов. Наверное, надо было очень верить в свои силы, чтобы не бросить эту затею, а шаг за шагом вести дело. КТО КРАЙНИЙ? Вернемся к исходным вопросам. “Что?4 Как будто ясно. Ассоциация капи­ танов, предлагающая квалифицированную помощь в решении законодательных вопро­ сов и тем самым влияющая на общее положе­ ние дел на флоте. “Как?4 С этим сложнее. Ведь при рас­ смотрении материалов аварийного характера возникает целый комплекс не только законо­ дательных, но и правовых, и технологиче­ ских (и чисто моральных кстати) проблем, требующих особого подхода. Стоит к ним присмотреться хотя бы ради того, чтобы еще раз утвердиться в справедливости тезиса из неувядающего бестселлера Ильфа-Петрова: “Спасение утопающих - дело рук самих уто­ пающих44. - Например, был такой случай, - расска­ зывает зав. отделом безопасности морепла­ вания Г. Лысюк. - В Великобритании, в порту Питерхеде получило повреждение суд­ но МБ-0347 “Мурманрыбпрома44. Причи­ ненный ущерб составил 212 млн. рублей. И всеми нашими ведомственными структурами капитан судна был признан виновным в ава­ рии. Мы рассмотрели все возможные причи­ ны, и оказалось, что в этом случае были нарушены нормативные параметры самой структуры “Мурманрыбпрома44. Ведь что произошло? Судно вышло в рейс с опреде­ ленным заданием, а потом началось “переиг­ рывание4 рейса. Корабль стал совершать чисто “ визитерские4 рейсы с несколькими заходами в порты Дании, Норвегии и другие. В итоге такого ералаша капитану пришлось плавать, как говорится, “на рукавицу44, без навигационных пособий, с неисправными приборами. Кроме того, не был полностью укомплектован штат. Все это подспудно и привело к аварии. Ясно, что нарушение было со стороны предприятия, допустившего экс­ плуатацию судна в таком варианте. Нам уда­ лось это доказать, и уголовное дело было прекращено. Аналогичный случай произошел в нор­ вежской бухте с кораблем “Василий Сури­ ков*4. Капитан корабля руководствовался картами нашего издательства, идентичными норвежским. И при маневре неожиданно суд­ но получило повреждение в 22 метра по лево­ му борту. Можно ли привлекать к ответствен­ ности капитана, если этого злополучного “камня44, послужившего причиной аварии, на карте нет? Бесспорно, это не его ошибка, а норвежского правительства. Если государст­ во предоставляет право прохода через свои территориальные воды, то оно обязано инфор­ мировать о возможной опасности. Это не единственные примеры деятельно­ сти ассоциации капитанов. Да только ни сла­ вы, ни денег это не приносит. Пожалуй, это тот случай, когда в силу вступает закон мор­ ского товарищества. Президент ассоциации капитанов Севера С. СУВОРОВ: - В скором времени ожидается постановле­ ние вообще не выпускать в рейс незастрахо­ ванные суда. Кроме всего прочего, такие суда просто опасны в любом порту. Ведь русский народ никогда не был законопослушным: “Закон - что дышло...44, говорили. Зачем же самим усугублять вероятность аварийных си­ туаций? Мы заключили договор с Северо-За­ падной страховой компанией “Мариек “ . Кому же, если не капитанам, проще отслежи­ вать эксплуатацию судна в интересах компа­ нии. НАЧАШЕЧКУ КОФЕ Сказать, что капитанам негде собраться, чтобы обсудить свои дела, было бы неверным. В тралфлоте существует специально обору­ дованная комната, где проходят все встречи, торжества. Ассоциация капитанов владеет помещением в здании бывшего отдела кадров “Севрыбхолодфлотг!14. Значит, есть все-гаки где встретиться, поговорить, выпить по ча­ шечке кофе. С. СУВОРОВ: - Нельзя же просто свист­ нуть капитанам - соберитесь-ка там-то. Ну соберутся, посидят, посмотрят друг на друга. Ну и что? Капитан вообще-то недолго нахо­ дится на берегу, много дел копится в его отсутствие, и вряд ли у него будет время и желание для таких посиделок. Поэтому организаторы клуба разработали еще одну программу - оборудовать для посто­ янных встреч капитанское кафе. Известно, что кафе - это место, где бурлит нескучная вечерняя жизнь, где звучит музыка и сочатся сигарно-кофейные ароматы. Предполагались даже галстуки с клубной символикой. И нашлось, вроде, полуподвальное поме­ щение, где прежде располагались мастерские “Альбатроса". Еще в марте С. Суворов обра­ щался к начальнику рыбного порта В. Куско­ ву с просьбой отдать помещение в аренду и до сих пор ждет ответа. И судя по всему, не дождется, т. к. решение было принято в поль­ зу коммерческих структур. А пока - занимается делами скучными: приобретением мебели, различной аппарату­ ры. Сейчас, можно сказать, для кафе есть все, вплоть до телевизора и магнитофона, нет лишь самого кафе... СКОКО, скоко? Это лишь фрагменты обширной програм­ мы, но чем будет питаться этот механизм, проще говоря - откуда деньги? Первоначально предполагалось, что клуб будет существовать за счет капитанских взносов. Когда все только создавалось, была назначена довольно крупная по тем временам сумма в пятьдесят рублей, которая отпугнула людей. Сейчас ежегодный взнос определяет­ ся минимальной заработной платой - тысяч двадцать-тридцать. Эти деньги капитаны на­ шли бы, но теперь они уже мало что решают. Поэтому мыслится сделать все самоокупае­ мым, разместить в клубе коммерческий бу­ фет или еще что-то в этом роде. Однажды С. Суворов зашел в подвальчик бывших мастерских, глянул, спросил, сколь-, ко потребуется денег, чтобы оборудовать здесь кафе. По прошлогодним ценам, оказа­ лось, нужно миллионов двадцать... Остается только уповать на традиционную нашу заинтересованность по поводу финансо­ вых подпиток и различных денежных вспомо­ жений, без которых у нас долгое время досуг не мыслили (кто-то обязательно должен дать, отчислить, перечислить, заплатить!). Но ведь не дело этих людей - ходить с шапкой. Неужели их труд не стоит того, чтобы вернуться хотя бы дружескими встречами, ритуалами, балами - словом, далеко не скуч­ ной жизнью? Вероника ПРЕДЕИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz