Рыбный Мурман. 1994 г. Октябрь.
Между нами O O O O O O O O O O C j u i ...» М° 41 (4537) 14 - 20 октября 1994 года 5 • А денег-то не густо • Ух, если бы было! Владимир КИКИНОВ. Морс, морс... Мир б е здонный? МОРЕ-ТОПОКОЛЕНО, ДА БЕРЕГНЕПО КАРМАНУ Три дня в областном дворце куль туры проходила IY международная выставка “Мурманск-94 “, организо ванная Северной торгово-промыш ленной палатой. На ней в широком ассортименте были представлены разнообразные товары и продукты, выпускаемые как в России, так и за рубежом. Но если этими экспонатами мурманчанина удивить уже довольно трудно, то экспозиция фирмы EDB- Kompetanse a.s. вызвала у посетите лей немалый интерес. На ней были представлены электронные пропуск ные системы, приборы для видеонаб людения, системы безопасности. Кроме того, здесь можно было позна комиться с кабельными системами, специальным оборудованием для компьютерных сетей, моделями пер сональных компьютеров. Итак, выставка завершила работу. Довольны ли ее организаторы итога ми? На этот вопрос я попросил отве тить директора представительства фирмы в Мурманске Владимира РУ БАНА. - На этой выставке мы представля-' ли не только компьютеры, но и раз личное электронное оборудование, предназначенное для охраны различ ных объектов: заводов, банков, тюрем и т. д. - Вы ведь не только продаете подо бное оборудование, но и устанавливае те его?.. - Первое время мы занимались только продажей, но уже через год наше руководство решило, что это приводит к потере клиентов, и поэто му теперь мы занимаемся установкой оборудования и разработкой техноло гических решений. То есть приходит заказчик, высказывает свои пожела ния, какую систему охраны он хотел бы иметь, затем фирма разрабатыва ет техническое задание, изготавли вает оборудование, предлагает его клиенту и устанавливает. - Как вы считаете, выставка удалась или нет? - Интерес и среди покупателей, и среди фирм, изготавливающих подо бное оборудование, конечно был. В нашей выставке приняли участие 12 норвежских фирм, 2 немецких и 5 российских. Был заключен ряд не больших контрактов. Но наши нор вежские партнеры остались недовольны проведением выставки. Не было соответствующей рекламы, а значит, не было и достаточного числа посетителей и покупателей. Кроме того, сказалось и то, что одновремен но проходили подобные выставки в Копенгагене и Гамбурге, поэтому не которые участники отказались уча ствовать в нашей. Наверное, немного скомканно все получилось еще и потому, что у мно гих просто-напросто нынче нет денег. Может быть, они и хотели бы купить то или иное оборудование, но не на что, а просто так прийти и посмотреть - не у каждого найдется время. - В общем, ожидали большего?.. - Конечно. Но сейчас, видимо, та кая экономическая ситуация, что на большее рассчитывать не приходит ся. - Что ж, остается только пожелать успехов на будущее.» - Спасибо. Будем надеяться. ЧТО И КАК Клуб капитанов. Компания ли старых приятелей, не упускающих случая посидеть за общим столом? Или благотворительный фонд? Общественная организация, оберега ющая интересы капитанов? А может,’просто фантазия? Пожалуй, все сразу. Но тогда, в начале восьмидесятых годов, была просто группа энтузиастов, увидевших особые перспективы в объединении капита нов. Такое добровольное сообщество не толь ко решало бы проблемы отдыха во время кратких стоянок судов, но могло бы стать, выполняя определенную миссию, гарантом добросовестности и профессионализма капи танов. Организаторы рассуждали таким пример но образом. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому, как бы ни был капитан опытен и осторожен (говорится, осознанная осторожность - признак мужест ва) , он не может быть застрахован от аварий ных ситуаций, за которые должен нести ответственность. Есть много соображений по поводу того, что такое случай. Впрочем, слу чай никогда не становится таковым, если в основе его не лежит множество косвенных причин, которые и требуют к себе внимания. А если авария случилась не по вине капита на? Ведь от неверного, экспромтно принятого решения зависит его судьба - как специали ста, как человека. Клуб, или ассоциация капитанов, созда вался и с целью оказывать профессиональ ную, законодательную помощь в подобных ситуациях, выяснять, кем было допущено на рушение. И стояли за этим не только энту зиасты, желающие выполнять консультативную черновую работу, но про фессионалы, руководители разных рангов. Наверное, надо было очень верить в свои силы, чтобы не бросить эту затею, а шаг за шагом вести дело. КТО КРАЙНИЙ? Вернемся к исходным вопросам. “Что?4 Как будто ясно. Ассоциация капи танов, предлагающая квалифицированную помощь в решении законодательных вопро сов и тем самым влияющая на общее положе ние дел на флоте. “Как?4 С этим сложнее. Ведь при рас смотрении материалов аварийного характера возникает целый комплекс не только законо дательных, но и правовых, и технологиче ских (и чисто моральных кстати) проблем, требующих особого подхода. Стоит к ним присмотреться хотя бы ради того, чтобы еще раз утвердиться в справедливости тезиса из неувядающего бестселлера Ильфа-Петрова: “Спасение утопающих - дело рук самих уто пающих44. - Например, был такой случай, - расска зывает зав. отделом безопасности морепла вания Г. Лысюк. - В Великобритании, в порту Питерхеде получило повреждение суд но МБ-0347 “Мурманрыбпрома44. Причи ненный ущерб составил 212 млн. рублей. И всеми нашими ведомственными структурами капитан судна был признан виновным в ава рии. Мы рассмотрели все возможные причи ны, и оказалось, что в этом случае были нарушены нормативные параметры самой структуры “Мурманрыбпрома44. Ведь что произошло? Судно вышло в рейс с опреде ленным заданием, а потом началось “переиг рывание4 рейса. Корабль стал совершать чисто “ визитерские4 рейсы с несколькими заходами в порты Дании, Норвегии и другие. В итоге такого ералаша капитану пришлось плавать, как говорится, “на рукавицу44, без навигационных пособий, с неисправными приборами. Кроме того, не был полностью укомплектован штат. Все это подспудно и привело к аварии. Ясно, что нарушение было со стороны предприятия, допустившего экс плуатацию судна в таком варианте. Нам уда лось это доказать, и уголовное дело было прекращено. Аналогичный случай произошел в нор вежской бухте с кораблем “Василий Сури ков*4. Капитан корабля руководствовался картами нашего издательства, идентичными норвежским. И при маневре неожиданно суд но получило повреждение в 22 метра по лево му борту. Можно ли привлекать к ответствен ности капитана, если этого злополучного “камня44, послужившего причиной аварии, на карте нет? Бесспорно, это не его ошибка, а норвежского правительства. Если государст во предоставляет право прохода через свои территориальные воды, то оно обязано инфор мировать о возможной опасности. Это не единственные примеры деятельно сти ассоциации капитанов. Да только ни сла вы, ни денег это не приносит. Пожалуй, это тот случай, когда в силу вступает закон мор ского товарищества. Президент ассоциации капитанов Севера С. СУВОРОВ: - В скором времени ожидается постановле ние вообще не выпускать в рейс незастрахо ванные суда. Кроме всего прочего, такие суда просто опасны в любом порту. Ведь русский народ никогда не был законопослушным: “Закон - что дышло...44, говорили. Зачем же самим усугублять вероятность аварийных си туаций? Мы заключили договор с Северо-За падной страховой компанией “Мариек “ . Кому же, если не капитанам, проще отслежи вать эксплуатацию судна в интересах компа нии. НАЧАШЕЧКУ КОФЕ Сказать, что капитанам негде собраться, чтобы обсудить свои дела, было бы неверным. В тралфлоте существует специально обору дованная комната, где проходят все встречи, торжества. Ассоциация капитанов владеет помещением в здании бывшего отдела кадров “Севрыбхолодфлотг!14. Значит, есть все-гаки где встретиться, поговорить, выпить по ча шечке кофе. С. СУВОРОВ: - Нельзя же просто свист нуть капитанам - соберитесь-ка там-то. Ну соберутся, посидят, посмотрят друг на друга. Ну и что? Капитан вообще-то недолго нахо дится на берегу, много дел копится в его отсутствие, и вряд ли у него будет время и желание для таких посиделок. Поэтому организаторы клуба разработали еще одну программу - оборудовать для посто янных встреч капитанское кафе. Известно, что кафе - это место, где бурлит нескучная вечерняя жизнь, где звучит музыка и сочатся сигарно-кофейные ароматы. Предполагались даже галстуки с клубной символикой. И нашлось, вроде, полуподвальное поме щение, где прежде располагались мастерские “Альбатроса". Еще в марте С. Суворов обра щался к начальнику рыбного порта В. Куско ву с просьбой отдать помещение в аренду и до сих пор ждет ответа. И судя по всему, не дождется, т. к. решение было принято в поль зу коммерческих структур. А пока - занимается делами скучными: приобретением мебели, различной аппарату ры. Сейчас, можно сказать, для кафе есть все, вплоть до телевизора и магнитофона, нет лишь самого кафе... СКОКО, скоко? Это лишь фрагменты обширной програм мы, но чем будет питаться этот механизм, проще говоря - откуда деньги? Первоначально предполагалось, что клуб будет существовать за счет капитанских взносов. Когда все только создавалось, была назначена довольно крупная по тем временам сумма в пятьдесят рублей, которая отпугнула людей. Сейчас ежегодный взнос определяет ся минимальной заработной платой - тысяч двадцать-тридцать. Эти деньги капитаны на шли бы, но теперь они уже мало что решают. Поэтому мыслится сделать все самоокупае мым, разместить в клубе коммерческий бу фет или еще что-то в этом роде. Однажды С. Суворов зашел в подвальчик бывших мастерских, глянул, спросил, сколь-, ко потребуется денег, чтобы оборудовать здесь кафе. По прошлогодним ценам, оказа лось, нужно миллионов двадцать... Остается только уповать на традиционную нашу заинтересованность по поводу финансо вых подпиток и различных денежных вспомо жений, без которых у нас долгое время досуг не мыслили (кто-то обязательно должен дать, отчислить, перечислить, заплатить!). Но ведь не дело этих людей - ходить с шапкой. Неужели их труд не стоит того, чтобы вернуться хотя бы дружескими встречами, ритуалами, балами - словом, далеко не скуч ной жизнью? Вероника ПРЕДЕИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz