Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.

Юбилей № 47 (4543) 25 ноября - 1 декабря 1994 года ЛЕГЕНДА? НЕТ» ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ! Долгую, полную лишений и испытаний, но и героическую жизнь прожил этот че­ ловек. Вот как он сам писал о ее начале: “Один из районов Севастополя - Кора­ бельная сторона - был в конце прошлого века отдаленной окраиной города. Испо­ лосованная балками Корабельная сторона лежит на берегу северной и южной бухт; она словно самой природой предназначена для стоянки крупных судов: и в шторм здесь сравнительно тихо. У каждой балки было свое название. В одной из них - Аполлоновой - находилось наше жилище, где я и родился 26 ноября 1894 года. На Корабушке, Корабелке, селился простой люд. В основном это были рабочие морского завода и матросы - те, кто об­ служивал корабли, и те, кто на них пла­ вал. Народ это был неприхотливый, про­ стой, жил в открытую - все было на виду. Да и как иначе, если дома-курятники - по-другому не назовешь - теснились бок о бок, щели в стенах в палец, слышимость отличная. Корабушка секретов и не при­ знавала. Заборов она не знала. Собак на цепи - тоже. Собаку, если она на привязи, кормить надо, а жили впроголодь. Жили дружно, каждый,. чем мог, ста­ рался подсобить соседу. Оно и понятно: богатство рождает зависть, разъединяет; нужда сплачивает. На Корабелке считалось зазорным взять хоть копейку, если помог кому по­ греб соорудить или крышу подлатать. Шло это не только от бедности. Дружба, спайка - древняя моряцкая традиция “ . Вот откуда закалка, истоки мужества Ивана Папанина, сына и внука моряка. И, конечно, верность славным морским тра­ дициям, которых немало возникло на его “малой“ Родине - всемирно известном Се­ вастополе. И хотя родной город, давший ему путе­ вку в жизнь, был дорог, наш Мурманск долгие годы служил для Ивана Дмитрие­ вича путеводной звездой. Еще задолго до того, как стать знаменитым полярником, он произнес: я и не заметил, как из жителя юга превратился в убежденного северянина. Север - совершенно особая страна, забирает человека без остатка“. Если говорить о значении нашего горо­ да-порта в освоении Арктики, не умаляя роли Архангельска, то можно уверенно от­ дать ему лидерство. И. Д. Папанин не раз бывал здесь. Но об этом - позже. ...С Севером южанина подружила Яку­ тия, куда Иван Дмитриевич в 1925 году был направлен на строительство радио­ станции - первой в тех краях. Так и на­ чалась его “северная повесть “ , продолжавшаяся десятки лет. Арктическое “крещение“ И. Д. Папа­ нина прошло на Земле Франца-Иосифа в 1931 году. Там он встретился с Владими­ ром Юльевичем Визе, заместителем ди­ ректора Арктического института, профессором, одним из столпов советской полярной науки. С его “легкой руки“ Иван Дмитриевич и стал полярником. На­ чальником полярной станции в бухте Ти­ хой ( ЗФИ) , затем - на мысе Челюскин (1934-35 гг.). Но Главная Зимовка (умышленно пишу с прописной) И. Д. Па­ панина - дрейфующая станция “СП-1 “. Полярная станция “Северный полюс-1“ была высажена на лед воздушной экспеди­ цией, которую возглавлял О. Ю. Шмидт. За полмесяца (с 21 мая по 6 июня 1937 го­ да) на льдине был сооружен лагерь, где имелись все условия для научной работы. В ней участвовал весь “экипаж СП-1“: И. Д. Папанин, Е. К. Федоров, Э. Т. Кренкель и П. П. Ширшов. Весь мир узнал о их подви­ ге. Четверку этих отважных людей стали называть папанинцами. Девять месяцев длился дрейф “СП-1 “ . Крупнейшим географическим исследовани­ ем XX века назвал его О. Ю. Шмидт. Все папанинцы стали Героями Советско­ го Союза. После возвращения в Москву И. Д. Папанин был назначен первым заме­ стителем начальника Главного управления Северного морского пути. С 1939 по июль 1946 года он - начальник Главсевморпути. Это труднейший период в жизни Ивана Дмитриевича (а были они у этого человека легкие? - замечу в скобках). ...Навигация в Арктике идет сложно - надо принимать меры. Как и для ускорения темпов строительства судоремонтного заво­ да в Мурманске. А еще новые ледоколы, другие заказы Главсевморпути... Чтобы лучше знать свое обширное “хозяйство “, И. Д. Папанин в навигацию 1939 года на судне прошел по Северному морскому пути с запада на восток и обратно. В этот период Ивану Дмитриевичу была вручена вторая золотая Звезда Героя - за образцовое выполнение задания по выводу парохода “Георгий Седов“ из ледового пле­ на. Война! И. Д. Папанин, оставаясь на по­ сту начальника Главсевморпути, выполняет обязанности представителя Государственно­ го Комитета Обороны. А это - масса дел. И все - неотложные. Исполнение - вовремя. Лучше - досрочно. Требовательность - по законам военного времени... Иван Дмитрие­ вич знал, как работать с людьми. И его лю­ бимое обращение “Браточки! Братки! “ срабатывало лучше самого строгого приказа. А его личный пример что значит! В мур­ манских портах - торговом и рыбном - он и во время бомбежек был с рабочими, моряка­ ми, подвергаясь вместе с ними смертельной опасности... Даже по официальным бумагам видно, как относился И. Д. Папанин, облеченный высокой властью, к тем, кого принято назы­ вать подчиненными. Можно привести много примеров - ограничусь одним. Это копия письма из личного архива стармеха Мур­ манского тралового флота Владимира Ки­ рилловича Елфимова, которого знал много лет. Капитану п/х “Чернышевский" тов. Гоги- тидзе Елизбару Шабаяовнчу Команде п/х “Чернышевский4 Сегодня мы отправляем в новый рейс замечательный коллектив п/х “ Чернышев- ский“, мужественных патриотов нашей ве­ ликой Родины! Нелегкий и опасный путь совершили не­ давно вы. Дорога ваша к родным берегам пролегала через суровый и бурный Атлан­ тический океан, сквозь смертоносные вра­ жеские преграды: мины, торпеды, бомбы. Но вы, как подобает верным сынам велико­ го советского народа, в целости доставили вооружение и продовольствие для наших родных Красной Армии и Военно-Морского Флота. Своей стахановской работой по разгрузке кораблей вы показали командам наших союзных судов образцы самоотвер­ женного труда. Вы вносите свою долю в общее дело борьбы народов Советского Союза с не­ навистным германским фашизмом, сею­ щим смерть и разрушение на нашей земле. Недалек тот час, когда гитлеровские палачи и убийцы захлебнутся в потоках собственной крови и фашистская зараза будет навсегда уничтожена. Но для этого надо работать еще больше, еще лучше, еще самоотверженнее. Родина гордится вашей работой и по­ сылает вас в новый ответственный рейс. Счастливого плавания и скорейшего возвращения назад с новым грузом, несу­ щим смерть трижды проклятым фашист­ ским гадам. Браточки, родные, уверен, что не под­ качаете, новое задание выполните с чес­ тью. До скорой встречи! Ваш Папанин. 23.01.42 г. Мурманск. X X X - Выписано из книги судовых приказов п /х “Чернышевский" Мурманского мор­ ского пароходства. Выписку произвел первый помощник капитана В. К. Елфимов. Один экземпляр писбма лично вручил Ивану Дмитриевичу на встрече с ним в Мурманском краевед­ ческом музее в июле 1982 года в послед­ ний приезд И. Д. Папанина в Мурманск. В. ЕЛФИМОВ , участник плавания в конвоях. “Огненными рейсами“ называли в те годы такие плавания. Я еще вернусь к этой теме в рубрике “Навстречу 50-летия Великой Победы“ . А сейчас скажу кратко о пароходе “Чернышевский “ . Он должен был уйти на восток по Северному морско­ му пути. Лед не позволил. И вот новый приказ: “На запад!“. Приказ был выпол­ нен - браточки не подвели! При полном радиомолчании, прижимаясь к кромке льдов, в одиночном плавании “Чернышев­ ский “ шел к цели... Без всякого прикры­ тия - сталь помятых в Арктике бортов прикрывали сердца... И среди этих сердец моряков было сердце Ивана Дмитриевича. X X X Как он прекрасен, как он жизнерадо­ стен - я имел счастье видеть. 10 лет на­ зад, “навалившись" на юбилейную тему с Александром Сергеевичем Храповицким, я вспоминал мельчайшие подробности встреч со знаменитым полярником. Сегодня хочу сказать спасибо всем, кто причастен к тому, чтобы назвать именем этого Человека корабль и улицу, где имею честь начертать эти строки. Павел БЫСТРОУМОВ. Фото Андрея ПРОНИНА. «ь.»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz