Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.
№ 47 (4543) 25 ноября - 1 декабря 1994 года Страница собкора ■ етландские острова " " " вновь напомнили о себе рыбакам. Как известно, здесь не давно во время шторма потерпела катастрофу и затонула калининг радская плавбаза “Пионерск44. Сообщение о морской трагедии у Шетландских островов прозвуча ло тревожным набатом, напомнив шим в который раз, что район Северного моря между этим архи пелагом и северным побережьем Шотландии коварен для судоводи телей и опасен для мореплавания. В прошлом году выскочил на скалы Те-Скерри на рейде порта Питер- хед мурманский большой моро зильный траулер “Кандалакша “ , жестокий шторм сорвал с якоря стоявший на южном рейде порта Леруик латвийский БМРТ "Луно- ход-1“ , и волны выбросили его на скалы у маяка Брессей. Рыбакам промысловых флотов Северного и Балтийского бассей нов хорошо известен порт Леруик, расположенный на восточном побе режье острова Мейнленд, - самого крупного в Шетландском архипе лаге. Он стал “обетованным" пор тим для рыбацких кораблей, плавающих под флагами России, Украины, стран Балтии. Здесь в епне-зимнюю путину сосредото чивается до сотни рыболовных и ппиемотранспортных судов. На пример, в октябре прошлого года на северном и южном рейдах находи- лось одновременно 88 единиц. Промысловики приходят в Ле руик для пополнения запасов, сда чи выловленной рыбы и изготовленной рыбной продукции на плавбазы и транспортные ре фрижераторы. Среди судоводите лей порт стал притчей во языцех как район, сложный в навигацион ном отношении. Не является он и надежным для укрытия судов от штормовой погоды. В минувшем го- лу здесь произошло кораблекру шение калининградского РТМС “Бородинское поле“. Штормовым ветром его нанесло на скальную гряду Юникорн. Судно затонуло, получив пробоины трех водонепро ницаемых отсеков корпуса. Высокая аварийность судов оза дачила департамент морского транспорта Великобритании и его отдел по расследованию аварий на море. Было принято решение обра тить внимание судоводителей на вопросы организации обеспечения безопасности мореплавания. Пре следуя эту цель, британским мор ским ведомством были разработаны “Временные реко мендации капитанам судов “ и “Руководство для судов, занятых переработкой рыбы на якоре в пре делах территориальных вод Соеди ненного Королевства Великобритании и Северной Ир ландии “. В документах изложены требования к судовладельцам и су доводителям, касающиеся обеспе чения судов навигационными пособиями, несения ходовых и якорных вахт на судне, надежности якорных устройств, рабочего со стояния главной энергетической установки корабля. Также должно обеспечиваться безотказное дейст вие судовых водонепроницаемых закрытий, высокая готовность эки пажа к экстренному вводу в дейст вие водоотливных и противопожарных механизмов, поддержание в исправном состоя нии спасательных средств судна и умение ими пользоваться в аварий ной ситуации. “Руководство “ требует, чтобы судно, прибывшее в порт Леруик, имело на борту не менее чем трех суточный запас топлива для глав ного двигателя и вспомогательных механизмов в случае работы сило вой установки в режиме “полного хода“. При заходе в порт и стоянке оба судовых якоря должны быть в рабочем состоянии. Особое внима ние обращается на исправность ра диолокатора и ультракоротковолновой радиостан ции, а также на обеспеченность суд на откорректированными штурманскими картами большого масштаба для плавания в прибреж ных и портовых водах. Об этом приходится говорить по тому, что выборочными проверками судов, проведенными английскими властями, было установлено небла гополучное положение дел с техни ческим состоянием судов, их навигационным оборудованием и обеспечением навигационными по собиями. Право проведения таких проверок предусмотрено “Руковод ством для судов, занятых переработ кой рыбы на якоре в пределах недостаточны финансовые средства для оплаты необходимых ремонтных работ на судах, приобретения совре менного навигационного оборудова ния и новых навигационных пособий для своевременного обеспечения ими судоводителей. Появились и трудно решаются другие проблемы, связан ные с кризисными явлениями в рыб ной отрасли. А их порой в рамках акционерного общества решить не представляется возможным. Видимо, независимо от судовла дельческой принадлежности россий ских судов, работающих в районе Шетландских островов, целесооб разно иметь единый штаб для коор динации промыслово-производственной дея тельности с возложением на него функций оперативного контроля за безопасностью мореплавания и орга низации спасательных работ во вза- воз везти “ . Результат от подобного “взаимодействия“ известен. Нельзя закрывать глаза на то, что отчасти оттого, что не решены указанные проблемы, российские рыбаки теряют суда у Шетландских островов. Рыбная отрасль, приходя щая в упадок, без помощи государ ства возродиться не может. Надо изыскать средства и ресурсы, чтобы спасение утопающих не было делом рук только самих утопающих. Поскольку в своих реформатор ских поползновениях наше прави тельство все же оглядывается на Запад, то хотя бы в вопросах оказа ния помощи рыбакам надо более ре шительно последовать примеру западных стран, где рыбной отрасли выделяются значительные ассигно вания из государственного бюдже та. Подлинной заботой о рыбной отрасли должны проникнуться как • Проблема СПАСЕНИЕ ДЕПО ...1~"г^п,-~Г| 'чуу г " 1 — :,яжa s s . НЕ ТОЛЬКО САМИХ УТОПАЮШЛХ территориальных вод Соединенного Королевства Великобритании и Се верной Ирландии “. Только при вы полнении требований указанного “Руководства “ суда'получают пор товую прописку и допускаются к ра боте в акватории, прилегающей к Шетландским островам, и на рейде порта Леруик. В противном случае лицензия судам не выдается. Обес печение “Руководством“ капитанов судов, прибывающих в порты Шет ландских островов, возложено на портовых агентов при оформлении прихода судна в порт. Британские власти сказали “свое слово", предъявив рыбакам требова ния, от выполнения и соблюдения ко торых, по их мнению, зависит обеспечение безопасности морепла вания и стоянки судов в портах Шет ландских островов. Судовладельцы рыбного хозяйства России обязаны их выполнять. И, значит, обеспечи вать навигационную безопасность своих судов. Иначе порты для них будут закрыты. Участившиеся аварии и катастро фы судов в этом районе Северного моря говорят о том, что решение этой проблемы российской стороной со пряжено с определенными трудно стями. Они прежде всего экономического порядка. Распад рыбодобывающих флотов на отдельные акционерные общества заставил их руководствоваться ры ночным принципом - “каждый уми рает в одиночку“ . Возникли трудности с судоремонтом, чтобы вы полнить на судах требования морско го ведомства Великобритании по обеспечению безопасности морепла вания в районе Шетландских остро вов. Ныне у флотов отсутствуют или имодействии с британскими служба ми. Сейчас же акционерные рыбодо бывающие общества имеют своих руководителей промрайонов и флаг манов отрядов промышляющих рыбу судов. Занимаясь децентрализованно промысловой работой, акционерные общества напоминают в настоящей ситуации крыловских лебедя, рака да щуку, которые “взялись с поклажей сами судовладельцы, так и руково-| дители Комитета по рыболовству| России. Федор БЕРЕЗОВСКИЙ, капитан-флагман отряда су дов “Ленрыбпромаи. Геннадий ЮДЕНКО, собкор “РМ“. Отслужил. Фото Андрея ПРОНИНА. • Петербургский калейдоскоп КОММУНИСТЫ - ВПЕРЕДИ Состоялся первый этап до выборов депутатов в Городское собрание Санкт-Петербурга. Никому из кандидатов завое вать мандат депутата с первой “атаки “ не удалось. Теперь предстоит второй тур, в кото рый вышли по два кандидата в каждом избирательном округе города. Во второй ‘тур голосования наибольшее число претенден тов на места в Городском со брании провел блок “Коммунисты Ленинграда“ - 8 кандидатов. Одним кандидатом меньше у блока “Любимый го род“. НА ЗАБАВЫ ДЕНЬГИ ЕСТЬ, НА ЛЕЧЕНИЕ - УВЫ! Любопытная ситуация сло жилась в Санкт-Петербурге. Городская казна с лихвой “от валивала “ деньги на финанси рование Игр доброй воли, теперь спонсирует проведение эстрадных фестивалей, обнов ление номерных знаков и таб лиц на домах, а для больниц города, находящихся в катаст рофическом положении и вла чащих жалкое существование, финансовых средств нет. На недавней пресс-конфе ренции главные врачи больниц сделали журналистам букваль но следующие заявления: “Не чем лечить“ , “Нечем больных кормить “ , “Нечего получать медикам в день зарплаты". В БАНДЕ - ЖЕНЩИНА Петербургской милицией пресечена деятельность пре ступной группы в составе жи тельницы Санкт-Петербурга и двух жителей знойного юга - "гастролеров" из Баку и Даге стана. Последнее "дело", на котором они попались в сети правоохранительных органов, было ограбление квартиры. Дверь грабителям открыла неосмотрительно хозяйка квар тиры по звонку. Ворвавшись в жилище и угрожая ножом, на летчики связали жильцов и по хитили 8 миллионов рублей, 3 тысячи долларов, видеомагни тофон, радиоаппаратуру и дру гие приглянувшиеся им вещи. Однако далеко преступница и преступники не ушли. Вско ре они были задержаны сотруд никами оперативной группы районного управления внутрен них дел. Геннадий ЮДЕНКО, собкор “РМ“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz