Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.

№ 47 (4543) 25 ноября - 1 декабря 1994 года Страница собкора ■ етландские острова " " " вновь напомнили о себе рыбакам. Как известно, здесь не­ давно во время шторма потерпела катастрофу и затонула калининг­ радская плавбаза “Пионерск44. Сообщение о морской трагедии у Шетландских островов прозвуча­ ло тревожным набатом, напомнив­ шим в который раз, что район Северного моря между этим архи­ пелагом и северным побережьем Шотландии коварен для судоводи­ телей и опасен для мореплавания. В прошлом году выскочил на скалы Те-Скерри на рейде порта Питер- хед мурманский большой моро­ зильный траулер “Кандалакша “ , жестокий шторм сорвал с якоря стоявший на южном рейде порта Леруик латвийский БМРТ "Луно- ход-1“ , и волны выбросили его на скалы у маяка Брессей. Рыбакам промысловых флотов Северного и Балтийского бассей­ нов хорошо известен порт Леруик, расположенный на восточном побе­ режье острова Мейнленд, - самого крупного в Шетландском архипе­ лаге. Он стал “обетованным" пор­ тим для рыбацких кораблей, плавающих под флагами России, Украины, стран Балтии. Здесь в епне-зимнюю путину сосредото­ чивается до сотни рыболовных и ппиемотранспортных судов. На­ пример, в октябре прошлого года на северном и южном рейдах находи- лось одновременно 88 единиц. Промысловики приходят в Ле­ руик для пополнения запасов, сда­ чи выловленной рыбы и изготовленной рыбной продукции на плавбазы и транспортные ре­ фрижераторы. Среди судоводите­ лей порт стал притчей во языцех как район, сложный в навигацион­ ном отношении. Не является он и надежным для укрытия судов от штормовой погоды. В минувшем го- лу здесь произошло кораблекру­ шение калининградского РТМС “Бородинское поле“. Штормовым ветром его нанесло на скальную гряду Юникорн. Судно затонуло, получив пробоины трех водонепро­ ницаемых отсеков корпуса. Высокая аварийность судов оза­ дачила департамент морского транспорта Великобритании и его отдел по расследованию аварий на море. Было принято решение обра­ тить внимание судоводителей на вопросы организации обеспечения безопасности мореплавания. Пре­ следуя эту цель, британским мор­ ским ведомством были разработаны “Временные реко­ мендации капитанам судов “ и “Руководство для судов, занятых переработкой рыбы на якоре в пре­ делах территориальных вод Соеди­ ненного Королевства Великобритании и Северной Ир­ ландии “. В документах изложены требования к судовладельцам и су­ доводителям, касающиеся обеспе­ чения судов навигационными пособиями, несения ходовых и якорных вахт на судне, надежности якорных устройств, рабочего со­ стояния главной энергетической установки корабля. Также должно обеспечиваться безотказное дейст­ вие судовых водонепроницаемых закрытий, высокая готовность эки­ пажа к экстренному вводу в дейст­ вие водоотливных и противопожарных механизмов, поддержание в исправном состоя­ нии спасательных средств судна и умение ими пользоваться в аварий­ ной ситуации. “Руководство “ требует, чтобы судно, прибывшее в порт Леруик, имело на борту не менее чем трех­ суточный запас топлива для глав­ ного двигателя и вспомогательных механизмов в случае работы сило­ вой установки в режиме “полного хода“. При заходе в порт и стоянке оба судовых якоря должны быть в рабочем состоянии. Особое внима­ ние обращается на исправность ра­ диолокатора и ультракоротковолновой радиостан­ ции, а также на обеспеченность суд­ на откорректированными штурманскими картами большого масштаба для плавания в прибреж­ ных и портовых водах. Об этом приходится говорить по­ тому, что выборочными проверками судов, проведенными английскими властями, было установлено небла­ гополучное положение дел с техни­ ческим состоянием судов, их навигационным оборудованием и обеспечением навигационными по­ собиями. Право проведения таких проверок предусмотрено “Руковод­ ством для судов, занятых переработ­ кой рыбы на якоре в пределах недостаточны финансовые средства для оплаты необходимых ремонтных работ на судах, приобретения совре­ менного навигационного оборудова­ ния и новых навигационных пособий для своевременного обеспечения ими судоводителей. Появились и трудно решаются другие проблемы, связан­ ные с кризисными явлениями в рыб­ ной отрасли. А их порой в рамках акционерного общества решить не представляется возможным. Видимо, независимо от судовла­ дельческой принадлежности россий­ ских судов, работающих в районе Шетландских островов, целесооб­ разно иметь единый штаб для коор­ динации промыслово-производственной дея­ тельности с возложением на него функций оперативного контроля за безопасностью мореплавания и орга­ низации спасательных работ во вза- воз везти “ . Результат от подобного “взаимодействия“ известен. Нельзя закрывать глаза на то, что отчасти оттого, что не решены указанные проблемы, российские рыбаки теряют суда у Шетландских островов. Рыбная отрасль, приходя­ щая в упадок, без помощи государ­ ства возродиться не может. Надо изыскать средства и ресурсы, чтобы спасение утопающих не было делом рук только самих утопающих. Поскольку в своих реформатор­ ских поползновениях наше прави­ тельство все же оглядывается на Запад, то хотя бы в вопросах оказа­ ния помощи рыбакам надо более ре­ шительно последовать примеру западных стран, где рыбной отрасли выделяются значительные ассигно­ вания из государственного бюдже­ та. Подлинной заботой о рыбной отрасли должны проникнуться как • Проблема СПАСЕНИЕ ДЕПО ...1~"г^п,-~Г| 'чуу г " 1 — :,яжa s s . НЕ ТОЛЬКО САМИХ УТОПАЮШЛХ территориальных вод Соединенного Королевства Великобритании и Се­ верной Ирландии “. Только при вы­ полнении требований указанного “Руководства “ суда'получают пор­ товую прописку и допускаются к ра­ боте в акватории, прилегающей к Шетландским островам, и на рейде порта Леруик. В противном случае лицензия судам не выдается. Обес­ печение “Руководством“ капитанов судов, прибывающих в порты Шет­ ландских островов, возложено на портовых агентов при оформлении прихода судна в порт. Британские власти сказали “свое слово", предъявив рыбакам требова­ ния, от выполнения и соблюдения ко­ торых, по их мнению, зависит обеспечение безопасности морепла­ вания и стоянки судов в портах Шет­ ландских островов. Судовладельцы рыбного хозяйства России обязаны их выполнять. И, значит, обеспечи­ вать навигационную безопасность своих судов. Иначе порты для них будут закрыты. Участившиеся аварии и катастро­ фы судов в этом районе Северного моря говорят о том, что решение этой проблемы российской стороной со­ пряжено с определенными трудно­ стями. Они прежде всего экономического порядка. Распад рыбодобывающих флотов на отдельные акционерные общества заставил их руководствоваться ры­ ночным принципом - “каждый уми­ рает в одиночку“ . Возникли трудности с судоремонтом, чтобы вы­ полнить на судах требования морско­ го ведомства Великобритании по обеспечению безопасности морепла­ вания в районе Шетландских остро­ вов. Ныне у флотов отсутствуют или имодействии с британскими служба­ ми. Сейчас же акционерные рыбодо­ бывающие общества имеют своих руководителей промрайонов и флаг­ манов отрядов промышляющих рыбу судов. Занимаясь децентрализованно промысловой работой, акционерные общества напоминают в настоящей ситуации крыловских лебедя, рака да щуку, которые “взялись с поклажей сами судовладельцы, так и руково-| дители Комитета по рыболовству| России. Федор БЕРЕЗОВСКИЙ, капитан-флагман отряда су­ дов “Ленрыбпромаи. Геннадий ЮДЕНКО, собкор “РМ“. Отслужил. Фото Андрея ПРОНИНА. • Петербургский калейдоскоп КОММУНИСТЫ - ВПЕРЕДИ Состоялся первый этап до­ выборов депутатов в Городское собрание Санкт-Петербурга. Никому из кандидатов завое­ вать мандат депутата с первой “атаки “ не удалось. Теперь предстоит второй тур, в кото­ рый вышли по два кандидата в каждом избирательном округе города. Во второй ‘тур голосования наибольшее число претенден­ тов на места в Городском со­ брании провел блок “Коммунисты Ленинграда“ - 8 кандидатов. Одним кандидатом меньше у блока “Любимый го­ род“. НА ЗАБАВЫ ДЕНЬГИ ЕСТЬ, НА ЛЕЧЕНИЕ - УВЫ! Любопытная ситуация сло­ жилась в Санкт-Петербурге. Городская казна с лихвой “от­ валивала “ деньги на финанси­ рование Игр доброй воли, теперь спонсирует проведение эстрадных фестивалей, обнов­ ление номерных знаков и таб­ лиц на домах, а для больниц города, находящихся в катаст­ рофическом положении и вла­ чащих жалкое существование, финансовых средств нет. На недавней пресс-конфе­ ренции главные врачи больниц сделали журналистам букваль­ но следующие заявления: “Не­ чем лечить“ , “Нечем больных кормить “ , “Нечего получать медикам в день зарплаты". В БАНДЕ - ЖЕНЩИНА Петербургской милицией пресечена деятельность пре­ ступной группы в составе жи­ тельницы Санкт-Петербурга и двух жителей знойного юга - "гастролеров" из Баку и Даге­ стана. Последнее "дело", на котором они попались в сети правоохранительных органов, было ограбление квартиры. Дверь грабителям открыла неосмотрительно хозяйка квар­ тиры по звонку. Ворвавшись в жилище и угрожая ножом, на­ летчики связали жильцов и по­ хитили 8 миллионов рублей, 3 тысячи долларов, видеомагни­ тофон, радиоаппаратуру и дру­ гие приглянувшиеся им вещи. Однако далеко преступница и преступники не ушли. Вско­ ре они были задержаны сотруд­ никами оперативной группы районного управления внутрен­ них дел. Геннадий ЮДЕНКО, собкор “РМ“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz