Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.

№ 47 (4543) 25 ноября - 1 декабря 1994 года Международное сотрудничество НОРВЕГИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАНА В ЭКОНОМИЧЕСКИ СИЛЬНОЙ РОСИ Встреча руководителей предприятий, входящих в АО “Севрыба“ , с норвежскими предпринимателями и пред­ ставителями норвежских финансовых структур проводи­ лась не в первый раз. Гости из соседней страны уже знают многих наших бизнесменов лично, не раз выступа­ ли с подробными рассказами о технических достижениях своих фирм. На этот раз предлагалась к осмыслению присутству­ ющих информация об оснащении рыбообрабатывающих судов современным оборудованием. А на “десерт" - вы­ ступление начальника отдела рыбной промышленности норвежского коммерческого банка “Ден Норске Банк" Фроде Игланда. На семинар собрались руководители малого и среднего бизнеса - члены Союза рыбопромышленников Севера. Приветствуя норвежских гостей, генеральный директор Союза Н. Г. Тропин сказал, что добрососедские отноше­ ния между предпринимателями Союза и представителями норвежских фирм успешно развиваются. И поскольку все большее число российских предпринимателей понимают преимущество рыбообработки перед просто добычей, то и стремятся заниматься выпуском качественной, конкурен­ тоспособной продукции. Потому так велик интерес к предложениям норвежских фирм. Эти фирмы представил директор-распорядитель АО "Квэрнер Кимек" Юхан Фюреботен. Наибольшее внимание мурманских предпринимателей привлек рассказ менеджера по маркетингу в России фир­ мы "Марел" Ларуса Асгейрссона. Эта фирма выпускает удивительные весы. Они экспортируются в 35 стран ми­ ра, в том числе и в Россию. Уже на нескольких судах Северного бассейна установлено это уникальное оборудо­ вание, оно включает в себя сортировочный комплекс и динамические весы. Весь комплекс работает на базе ви­ деокомпьютерной технологии. То есть видеокамера, перед которой "протекает" рыбный поток со скоростью 450 ры­ бин в минуту, "видит" каждую и сразу "вычисляет" ее вес. Это - что касается крупной рыбы. Но с тем же ус­ пехом можно работать и на филе. Комплекс прекрасно действует и в береговых условиях, и на морских судах. Причем всю информацию он может выдавать на языке пользователя ("отклик" в течение одной секунды), а центры сервисного обслуживания аппаратуры есть во . множестве портов мира. В России такой центр располо­ жен на Сахалине. Оценив все достоинства продукции фирмы "Марел", присутствующие на семинаре засыпали вопросами гостя. И он дополнил: точность взвешивания - до пяти граммов, стоимость комплекса - почти 11 тысяч долларов (но “го­ товы обсудить, готовы предоставить скидки“) . В сервис­ ное обслуживание входит недельное обучение на фирме “Марел“ с выдачей сертификата. Окупаемость комплекса - за 2-3 месяца. . Красивое оборудование, позволяющее выпускать рыбопро­ дукцию высочайшего качества, рекомендовал северянам представитель исландской фирмы “Квэрнер Фудема“ Асбь- ерн Солевогсейде. Качество достигается вот как: еще до бун­ кера выловленную рыбу избавляют от крови, из бункера она поступает на головоотсекающую машину, затем - мойка, сор­ тировка и так далее. Суть технологии в том, что все детали процесса обработки регулирует компьютер, а потому сырье нигде не передерживается, качество остается самым высо­ ким. В связи с вступлением Норвегии в ЕЭС требования к ка­ честву экспортируемой продукции ужесточились. Например, уже не отправишь филе, не упакованное в пластик. А каж­ дый филейчик обязательно должен пройти глазирование. Причем теперь идут в дело отходы от обработки, из которых раньше изготавливали рыбную муку. Не только головы, язы­ ки и щечки - большим спросом пользуются даже глаза тре­ ски: японцы платят по 150-180 норвежских крон за килограмм этого необычного продукта. И, что особенно важно, фабрика эта - многофункциональ­ ная, гибкая, ее можно перестроить на выпуск той или иной продукции за одну ночь. Все зависит от конъюнктуры рынка. А еще в комплект фабрики входят сепаратор для отделе­ ния костей, конвейер, где с помощью вакуумного пистолета рыба очищается от чешуи, и многое другое оборудование. Не раз Асбьерн Солевогсейде прерывал свой рассказ о техническом процессе замечаниями о самом главном для его фирмы: высокое качество продукции - это основное требова­ ние мирового рынка, контакт с которым Асбьерн оценил це­ ной золота. Малейший кусочек отходов, попавший в готовую продукцию, сказал он, может весьма печально отразиться на доходах и перспективах фирмы. И даже привел такой при­ мер: до вступления в ЕЭС норвежцы были уверены, что пьют самую чистую воду в мире. А теперь выяснилось, что ее еще надо очищать, прежде чем использовать в рыбообработке. О фирме “Мустад“ и ее продукции - оборудовании для ярусного лова - “РМ“ подробно рассказывал весной этого го­ да, когда менеджер фирмы Терье Дуклет выступал перед за­ интересованными предпринимателями. На сегодня фирма “Мустад“ поставила для России около 60 таких установок. А на судах всего мира работают уже свыше 500 систем. Терье особое внимание уделил мини-ярусу - автоматической систе­ ме с меньшими габаритами. Желающие ее приобрести долж­ ны заплатить 500 тысяч норвежских крон. Зато производительность ее втрое выше, чем у предыдущей систе­ мы. Однако Терье Дуклет заметил, что мини-ярус доставляет больше хлопот команде судна, поскольку хребтина из эла­ стичного материала имеет неприятную особенность пере­ кручиваться. Российские предприниматели резонно отме­ тили, что при работе с ярусом много денег уходит на покупку наживки. Дуклет сказал: фирма “Мустад“ по­ следние годы работает над созданием искусственной на­ живки, в минувшем октябре испытывали ее на промысле пикши. Результат очень высок. Но на эту наживку не идет другая рыба, запасать же ее на “все случаи жизни“ невозможно: места на траулере не хватит. С интересом и тайной завистью слушали участники семинара Фроде Игланда, начальника отдела рыбной про­ мышленности банка “Ден Норске Банк“ . Кое-что из его рассказа, было вполне понятно, похоже на деятельность наших банков. Но больше все-таки удивляло, например, то что коммерческие банки Норвегии дают кредиты пред­ приятиям рыбной отрасли под 10-12 процентов и на 10-12 лет, государственные банки - на тот же срок под 8,5 про­ цента. Что касается дотаций правительства Норвегии рыба­ кам, то Фроде Игланд заметил, что до 1989 года рыбная отрасль получала от государства около двух миллиардов крон ежегодно. Сейчас сумма дотаций составляет пример­ но 100 миллионов крон в год и идет в основном на соци­ альные нужды, например на пособия по безработице. Есть очень много предложений от россиян о совместной деятельности, отметил норвежский банкир, но по-настоя- щему серьезных пока очень мало, чаще всего из-за недо­ статочно глубокой проработки проекта. К тому же у западных банкиров нет уверенности в политической и экономической стабильности в России. Фроде Игланд подчеркнул тесное сотрудничество его банка с крупнейшими банками Мурманска. А еще сказал о хорошем взаимодействии с Европейским банком рекон­ струкции и развития. Этот банк создал специальный фонд - 30 миллионов долларов - для Северо-Запада России. Плюс к тому, продолжал Фроде Игланд, Норвегия, Шве­ ция и Финляндия выделяют 20 миллионов долларов для тех же самых целей. Сейчас рассматриваются несколько проектов по экономическому развитию Северо-Запада России, идет поиск надежных партнеров. * * * В неофициальных беседах норвежские гости подчерки­ вали, что во взаимоотношениях бизнесменов наших стран не все идет гладко и безоблачно. Немало возникает про­ блем. Однако сотрудничество развивается, набирает силу. И интерес к этому у норвежцев очень велик. Он отнюдь не корыстный, как кажется многим из нас: цель - именно сотрудничество, причем - взаимовыгодное. “Норвегия за­ интересована в экономически развитой России “ , - подвел итог семинару представитель фирмы “Квэрнер Кимек“. Проект Устава: обсуждение 0 ЖЕНЩИНАХ ЗАБЫЛИ... Публикуя проект Устава службы на судах рыбного хозяйства Россий­ ской Федерации (“РММ, 1994, № 29-31), редакция и Комитет по ры­ боловству РФ надеялись получить от моряков отзывы. Чем лучше или хуже будет новый Устав в сравне­ нии с предшествующим? Что следу­ ет добавить в него, а что изъять? То ли не удосужились моряки вчитаться в проект нового докумен­ та, то ли все “пофигисты" нынче, то ли действительно создается уни- версально-шедевральный закон-Ус- тав, сказать трудно, потому как моряки отмолчались. Зато письмо, публикуемое ниже, порадовало нас искренностью, точ­ но очерченной позицией автора. Все-таки, судя по письму, Устав да­ лек от совершенства. Здравствуйте, уважаемая ре­ дакция! Пишу вам по поводу обсужде­ ния проекта Устава службы на судах рыбного хозяйства РФ. Уж точно, что в обсуждении этого документа примут участие не все моряки, а тем более жен­ щины или, как мы считаемся, матросы-уборщики, или обслужи­ вающий персонал. В этом проекте наша категория вообще осталась без внимания. А кому мы нужны? Специалистам? Да им удобно ткнуть пальцем в Устав, в кото­ ром конкретно ничего не сказано. Новый проект Устава ссылается на старый, который создавался лет 30-40 назад и был рассчитан на другое количество “обслуги“ . К примеру, на судах 20-25 чело­ век комсостава обслуживали бу­ фетчица и официантка. В обязанности буфетчицы входило накормить 4 раза в день. Это ми­ нимум 2 часа на каждое кормле­ ние. Официантка мыла посуду и убирала 4 каюты комсостава. Те­ перь же, после неоднократного со­ кращения в основном рядового состава, на те же 20-25 человек комсостава непосредственный на­ чальник - старпом. И нагрузки - по его усмотрению. Почему конкретно нигде не указано, что входит в обязанности того или иного человека? Один старший помощник говорит: уби­ рать каюты (а это, если добросо­ вестно, - минимум час) один раз в пять дней. А на усмотрение дру­ гого - ежедневная уборка 4-х ка­ ют. Да еще подвахты через день-два по 2 часа. Удобная фор­ мулировка - ненормированный ра­ бочий день. Мы - женщины на судах (в ос­ новном обслуживающий персо­ нал) - самые незащищенные. Потому что конкретных указаний для нас нет. К примеру, я иду в рейс буфетчицей. Я обязана на­ крыть столы 4 раза в день, убрать и вымыть посуду, ежедневно мыть полы в кают-компании, да еще один раз в 10 дней - генеральная уборка четырех кают и замена по­ стельного белья. Да, мы - обслу­ живающий персонал, но не горничные. Такое же положение и у официантки, которая кормит 40 человек рядового состава. Ну, со­ кратили рядовой состав до 20 че­ ловек. А времени на еду уходит столько же. И у прачки с уборщи­ цей дел выше головы. Я предлагаю вписать в проект Устава перечень конкретных фун­ кций-обязанностей, а не свали­ вать все, что захочется иному старпому. Не надо забывать, что минимум 12 часов женщина на судне находится в экстремальных условиях. И еще хотелось бы получить от­ вет: почему каюты убирают только комсоставу? А рядовые - не люди? И еще: мы нанимаемся на работу на конкретные должности, а не на те, которые комсостав создает по свое­ му усмотрению. И если я иду бу­ фетчицей, то должна только кормить людей, а не убирать каю­ ты, в которых, кстати, по туалету, и не менять постельное белье. Точно так же и официантка. У прачки проблем не меньше. Мало того, что это каторжный труд, так еще по усмотрению специалистов ей вменяют в обязанность мыть па­ лубу и туалеты. Сократить-то людей сократили, но почему же все взвалили на плечи обслужи­ вающего персонала? Или, как мы числимся, на матроса-уборщика. Никому до нас нет дела. При ми­ нимальной зарплате мы выполня­ ем максимальные нагрузки. В обсуждении этого очень важ­ ного документа хоть одна женщи­ на приняла участие? Уверена, что нет. Очень быхотелось надеяться, что вы поможете решить наши проблемы. Митинговать и устраивать за­ бастовки у женщин, которые хо­ дят в море, не остается ни сил, ни времени. И в море они идут не от хорошей жизни. К сожалению, не обо всем напи­ шешь, да, наверное, это вам неин­ тересно. И все же надеюсь на вашу помощь. С уважением - матрос-уборщик Вера Гавриловна КАЦЕН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz