Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.

Православный календарь № 46 (4542) 18 - 24 ноября 1994 года ИНТЕРПОЛ УВАЖАЕТ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА Сегодня, 18 ноября, чтится па­ мять святителя Ионы, архиепи­ скопа Новгородского. В житии этого святого угодни­ ка рассказывается о различных богоугодных деяниях Иоанна (Ионы) и его брата Гавриила, а также о чудесном путешествии Новгородского архиепископа в Иерусалим к Гробу Господню. Святителю Иоанну удалось не просто усмирить пришедшего смутить его беса, но и заставить беса в одну ночь доставить угод­ ника в святой град и возвратить обратно. Усмирен же лукавый бес был прежде всего верой ар­ хиепископа и крестным знамени­ ем, которого боится всяческая нечисть. Среди имен и событии, отмеча­ емых завтра, в субботу, назовем преставление преподобного Варла- ама Хутынского. Будучи сыном богатого новгородца, святой Вар- лаам вел отшельнический образ жизни, основав в XII веке мона­ стырь на холме Хутынь близ Новгорода. “Преставление “ , “успение “ - именно этими словами Церковь говорит об усопших. В брошюре протоирея Сергея Булгакова “Жизнь за гробом“ есть такие строки: “Дух человеческий су­ ществует как потенция целостно­ го человека, имеющего тело, энергия же которого есть душа. В смерти эта энергия парализу­ ется, но не уничтожается. Она остается присущей личному духу как его качество. Поэтому-то так важно понять человеческую смерть не как уничтожение, но как успение, т. е. временное прекращение действия души от­ носительно тела...“ В эту субботу празднуется и собор Карельских святых, то есть тех угодников, мучеников и чудотворцев, которые проповедо­ вали веру Христову на Севере. С их помощью среди языческих племен укоренялась русская на­ родность. Вслед за ватагами нов­ городских ушкуйников на земле появлялись церкви, погосты, мо­ настыри. Аскетизмом монаше­ ским и просвещением книжным святые угодники способствовали обрусению Чуди. 21 ноября, в понедельник, со­ бор Архистратига Михаила и про­ чих Небесных Сил бесплотных, или попросту Михаилов день. По христианским представле­ ниям, ангелы (т. е. слуги Божии, наши руководители, заступники и молитвенники) делятся на три лика, которые, в свою очередь, разделены на три чина. Первый лик ангелов, через которых вер­ шится правосудие, - это серафи­ мы, херувимы и престолы. Второй лик составляют так назы­ ваемые “чины“ : государства, си­ лы и власти. Если посредством ангелов силы Господь передает нам свои знамения, то ангелам третьего чина дана власть над дьяволом. Третий же лик состав­ ляют архангелы и ангелы, кото­ рым предназначено быть охранителями наших душ. Из них восемь ангелов наделены именами: Михаил, Гавриил, Ра­ фаил, Уриил, Селафиил, Иегу- диил, Варахиил и Иеремия. Если архангела Гавриила можно на­ звать “вестником божьих тайн“ (вспомним о благой вести, кото­ рую он принес деве Марии), то архангел Михаил является вож­ дем небесных сил, ведущих борьбу с силами дьявола. (Кста­ ти, это верование послужило ос­ новой для эмблемы Интерпола.) А еще архангел Михаил считает­ ся хранителем таинственных письмен и магических слов, по­ средством которых были сотворе­ ны небеса и земля, что, в свою очередь, сделало его покровите­ лем западноевропейских журна­ листов. Много поверий связано с Ми­ хайловым днем и у русского на­ рода. К этому времени по обычаю полагалось “ублажить домового“ . Бытовала поговорка: “Не ублажил дворового до Ми­ хайлова дня - уйдет со двора, лихого пришлет “. Этот день для российских крестьян знаменовал начало зимы: “С Михаила зима кует морозы". Среди угодников, чья память чтится 22 ноября, назовем препо­ добного Иианна Колова, который в Y веке вел жизнь отшельника в Египетской пустыне, где в те времена вершили свой земной подвиг немало великих подвиж­ ников. Порой любовь к ближним вызывала святых отшельников из пустынных земель, и они в каче­ стве наставников и проповедни­ ков посещали города. Так, Иоанн Колов, узнав, что одна знакомая ему благочестивая женщина, Та­ исия, от бедности предалась рас­ путной жизни, тотчас же поспешил в Александрию, чтобы “отвратить грешницу от пути ея. Он слезами и увещеваниями сво­ ими достиг того, что в душе Таи­ сии пробудилось живейшее раскаяние. Она решила.оставить все и идти в пустыню. Господь принял ея жертву и послал ей внезапную, мирную кончину “ (из “Рассказов об истории хри­ стианской Церкви“) . 23 ноября православная Цер­ ковь называет имена апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона и других. В русском народе почему- то один из этих апостолов стал называться Родионом Ледоломом. Говорят, что в этот день лед ло­ мается, если рискнуть ездить по нему. 24 ноября чтится память препо­ добного Феодора Студита, назван­ ного так по Студийской обители, восстановленной святым в IX ве­ ке в Царьграде. Простой россий­ ский люд, недолго думая, также “пристегнул“ имя этого угодника к своим наблюдениям-приметам: “Феодор Студит землю студит“ и “Со дня Феодора Студита ста­ ло холодно, сердито“ . * * * Назвав лишь небольшую то­ лику имен и событий, отмечае­ мых Церковью на будущей неделе, вернусь к дню сегодняш­ нему, к пятнице, 18 ноября. Ра­ нее мы уже говорили о так называемых двенадесятницах, или двенадцати пятницах в году, в которые, по народным верова­ ниям, постящимся людям дару­ ются особые милости. Так вот, в воображении русских крестьян эти пятницы очеловечивались и рисовались в виде девиц, причем 10-я пятница считалась самой старшей. Она якобы приносит Богу наши молитвы раньше дру­ гих, так как стоит ближе к Богу, а равно и к святым угодникам и Богородице. Потому-то не лиш­ ним будет напомнить, что эта 10-я пятница приходится на се­ годняшний день (перед днем Ар­ хангела Михаила). “Кто сию пятницу постится, душа того че­ ловека через огненную реку пе­ ренесется4 - так считали наши предки. Рубрику ведет Виктор ГЕОРГИ. На снимке: Соловецкий мона­ стырь, основанный в 1429 году иноками Валаамского монастыря Савватием и Германом. В конце XYI века по указу царя Федора Ивановича осуществлено строи­ тельство каменной крепости вок­ руг Соловецкого монастыря Этот кремль - чудо строительно­ го искусства. Стены монастыря возводились “по начертанию “ монаха Трифона из валунов, вес которых достигал семи и более тонн. Потому-то и не тронули Соловецкий кремль ни время, ни бури, ни нашествия как инозем­ ных., так и внутренних врагов (в годы советской власти Соловец­ кая обитель была превращена в северный ГУЛАГ). Для желающих внести пожертвования на строительство Свято-Преображенского православного храма сообщаем реквизиты. Расчетный счет № 701301 в комбанке "Мурман" г. Мурманска, МФО 221016, Свято - Никольский храм, с пометкой: "Для строительства Свято-Преображенского храма".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz