Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.
Православный календарь № 46 (4542) 18 - 24 ноября 1994 года ИНТЕРПОЛ УВАЖАЕТ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА Сегодня, 18 ноября, чтится па мять святителя Ионы, архиепи скопа Новгородского. В житии этого святого угодни ка рассказывается о различных богоугодных деяниях Иоанна (Ионы) и его брата Гавриила, а также о чудесном путешествии Новгородского архиепископа в Иерусалим к Гробу Господню. Святителю Иоанну удалось не просто усмирить пришедшего смутить его беса, но и заставить беса в одну ночь доставить угод ника в святой град и возвратить обратно. Усмирен же лукавый бес был прежде всего верой ар хиепископа и крестным знамени ем, которого боится всяческая нечисть. Среди имен и событии, отмеча емых завтра, в субботу, назовем преставление преподобного Варла- ама Хутынского. Будучи сыном богатого новгородца, святой Вар- лаам вел отшельнический образ жизни, основав в XII веке мона стырь на холме Хутынь близ Новгорода. “Преставление “ , “успение “ - именно этими словами Церковь говорит об усопших. В брошюре протоирея Сергея Булгакова “Жизнь за гробом“ есть такие строки: “Дух человеческий су ществует как потенция целостно го человека, имеющего тело, энергия же которого есть душа. В смерти эта энергия парализу ется, но не уничтожается. Она остается присущей личному духу как его качество. Поэтому-то так важно понять человеческую смерть не как уничтожение, но как успение, т. е. временное прекращение действия души от носительно тела...“ В эту субботу празднуется и собор Карельских святых, то есть тех угодников, мучеников и чудотворцев, которые проповедо вали веру Христову на Севере. С их помощью среди языческих племен укоренялась русская на родность. Вслед за ватагами нов городских ушкуйников на земле появлялись церкви, погосты, мо настыри. Аскетизмом монаше ским и просвещением книжным святые угодники способствовали обрусению Чуди. 21 ноября, в понедельник, со бор Архистратига Михаила и про чих Небесных Сил бесплотных, или попросту Михаилов день. По христианским представле ниям, ангелы (т. е. слуги Божии, наши руководители, заступники и молитвенники) делятся на три лика, которые, в свою очередь, разделены на три чина. Первый лик ангелов, через которых вер шится правосудие, - это серафи мы, херувимы и престолы. Второй лик составляют так назы ваемые “чины“ : государства, си лы и власти. Если посредством ангелов силы Господь передает нам свои знамения, то ангелам третьего чина дана власть над дьяволом. Третий же лик состав ляют архангелы и ангелы, кото рым предназначено быть охранителями наших душ. Из них восемь ангелов наделены именами: Михаил, Гавриил, Ра фаил, Уриил, Селафиил, Иегу- диил, Варахиил и Иеремия. Если архангела Гавриила можно на звать “вестником божьих тайн“ (вспомним о благой вести, кото рую он принес деве Марии), то архангел Михаил является вож дем небесных сил, ведущих борьбу с силами дьявола. (Кста ти, это верование послужило ос новой для эмблемы Интерпола.) А еще архангел Михаил считает ся хранителем таинственных письмен и магических слов, по средством которых были сотворе ны небеса и земля, что, в свою очередь, сделало его покровите лем западноевропейских журна листов. Много поверий связано с Ми хайловым днем и у русского на рода. К этому времени по обычаю полагалось “ублажить домового“ . Бытовала поговорка: “Не ублажил дворового до Ми хайлова дня - уйдет со двора, лихого пришлет “. Этот день для российских крестьян знаменовал начало зимы: “С Михаила зима кует морозы". Среди угодников, чья память чтится 22 ноября, назовем препо добного Иианна Колова, который в Y веке вел жизнь отшельника в Египетской пустыне, где в те времена вершили свой земной подвиг немало великих подвиж ников. Порой любовь к ближним вызывала святых отшельников из пустынных земель, и они в каче стве наставников и проповедни ков посещали города. Так, Иоанн Колов, узнав, что одна знакомая ему благочестивая женщина, Та исия, от бедности предалась рас путной жизни, тотчас же поспешил в Александрию, чтобы “отвратить грешницу от пути ея. Он слезами и увещеваниями сво ими достиг того, что в душе Таи сии пробудилось живейшее раскаяние. Она решила.оставить все и идти в пустыню. Господь принял ея жертву и послал ей внезапную, мирную кончину “ (из “Рассказов об истории хри стианской Церкви“) . 23 ноября православная Цер ковь называет имена апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона и других. В русском народе почему- то один из этих апостолов стал называться Родионом Ледоломом. Говорят, что в этот день лед ло мается, если рискнуть ездить по нему. 24 ноября чтится память препо добного Феодора Студита, назван ного так по Студийской обители, восстановленной святым в IX ве ке в Царьграде. Простой россий ский люд, недолго думая, также “пристегнул“ имя этого угодника к своим наблюдениям-приметам: “Феодор Студит землю студит“ и “Со дня Феодора Студита ста ло холодно, сердито“ . * * * Назвав лишь небольшую то лику имен и событий, отмечае мых Церковью на будущей неделе, вернусь к дню сегодняш нему, к пятнице, 18 ноября. Ра нее мы уже говорили о так называемых двенадесятницах, или двенадцати пятницах в году, в которые, по народным верова ниям, постящимся людям дару ются особые милости. Так вот, в воображении русских крестьян эти пятницы очеловечивались и рисовались в виде девиц, причем 10-я пятница считалась самой старшей. Она якобы приносит Богу наши молитвы раньше дру гих, так как стоит ближе к Богу, а равно и к святым угодникам и Богородице. Потому-то не лиш ним будет напомнить, что эта 10-я пятница приходится на се годняшний день (перед днем Ар хангела Михаила). “Кто сию пятницу постится, душа того че ловека через огненную реку пе ренесется4 - так считали наши предки. Рубрику ведет Виктор ГЕОРГИ. На снимке: Соловецкий мона стырь, основанный в 1429 году иноками Валаамского монастыря Савватием и Германом. В конце XYI века по указу царя Федора Ивановича осуществлено строи тельство каменной крепости вок руг Соловецкого монастыря Этот кремль - чудо строительно го искусства. Стены монастыря возводились “по начертанию “ монаха Трифона из валунов, вес которых достигал семи и более тонн. Потому-то и не тронули Соловецкий кремль ни время, ни бури, ни нашествия как инозем ных., так и внутренних врагов (в годы советской власти Соловец кая обитель была превращена в северный ГУЛАГ). Для желающих внести пожертвования на строительство Свято-Преображенского православного храма сообщаем реквизиты. Расчетный счет № 701301 в комбанке "Мурман" г. Мурманска, МФО 221016, Свято - Никольский храм, с пометкой: "Для строительства Свято-Преображенского храма".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz