Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.
VMV* .■ wm лл'•.vWJfK;:-:-:. й-й Об увлекательных экспе дициях и занимательных делах членов клуба “Поляр ный Одиссей “, основанного в Петрозаводске группой влюбленных в море чудаков, “Рыбный Мурман“ сообщал не раз. Достаточно напом нить о циклах материалов в период от 1985 года по сей день, рассказавших на шим читателям о походах на самодельных деревянных судах по Белому морю, к Шпицбергену, в Средизем номорье, к берегам Герма нии, Франции и Великобри тании. До последнего времени гордостью “Полярного Одиссея “ и фирмы “Каре- лия-ТАМП“ был фрегат “Святой Дух“, заложенный на верфи в январе 1993 го да и в июне уже спущенный на воду. В прошлом году фрегат совершил свой пер вый переход по Балтийско му морю вдоль побережья Финляндии, достиг Аланд ских островов и благополуч но возвратился к родному причалу в Петрозаводск. В этом году “Святой Дух“ до шел до Гамбурга. О том, что случилось после выхода из этого порта месяц назад, - наш рассказ. И еще одна' справка: фрегат “Святой Дух“ - ко пия своего исторического прототипа, построенного на архангельской верфи в 1702 году по приказу Петра Пер вого для участия в Северной войне. Есть и отличия - ны нешний “Святой Дух“ ос нащен 90-сильной дизель ной установкой, имеет 16 спальных мест в двух- и трехместных каютах, про сторный салон. Несет фре гат на своем борту и шесть бронзовых пушек, отлитых по спецзаказу на заводе “Петрозаводскбуммаш“. Впрочем, обо всем этом уже надо говорить в прошедшем времени: был оснащен, имел, нес... Итак, по приглашению крупнейшего в Европе амс тердамского морского музея фрегат “Святой Дух“ на правлялся из Гамбурга в Голландию на празднества, посвященные посещению этой страны “Великим по сольством“ Петра Первого. . Экипаж судна на время пе рехода был интернациональ ным: четверо голландских во енных моряков, двое из них офицеры, трое наших и двое немцев, в том числе яхтенный капитан Герд Хойер. Погода на момент выхода была довольно свежая: ветер около пяти баллов (штормовой прогноз пришел позднее). Но для фрегата она не представ ляла опасности, он ходил и в гораздо более сильные ветра. Кроме того, в устье Эльбы фрегат ждал минный тральщик ВМФ Голландии для сопровож дения. Кстати, вернувшийся с места событий руководитель фирмы “Карелия-ТАМП“ В. Дмитриев сообщил, что об этом немаловажном факте западная пресса, уделившая немало внимания трагедии, не писала вообще. Задерживать тральщик было неудобно, и было принято ре шение идти в.Амстердам. Сей час можно рассуждать, пра вильно ли поступил экипаж, но дело было сделано. Сам В. Дмитриев, опытнейший судо водитель, не считает это реше ние криминальным. Ошибку экипажа он видит в том, что, не учтя возможное усиление ветра с берега, они ушли в мо ре - на фарватер, рекомендо ванный для больших судов, тем самым лишившись возмож ности укрыться за островами. А ветер стал штормовым: на порывах до девяти баллов. Судно начало сносить, волны и течение мешали управлению (фрегаты исторически - в силу высоких надстроек - имеют высокую парусность). Капитан принял решение запросить буксир у тральщика. И здесь началось непонятное: на воен ном корабле не нашлось лине- мета - ружья, выстреливающе го тонкий тросик, за который потом можно подтянуть буксир. Тральщик зашел вперед и попытался по волне подать трос. Выловить его в штормо вых условиях оказалось невоз можным: бесплодные усилия продолжались несколько часов. Тем временем стало темнеть. Ситуация угрожала жизни лю дей, судно плохо управлялось и Когда прилетел вертолет, заклинили руль, перевели двигатель на холостой ход и спустили на канате ПСН - спасательный самонадувной плот. Было решено, что по следним с борта корабля уйдет не капитан - в соответствии с традицией, а голландский офицер, имеющий гидроко стюм. И это решение, как по казало время, спасло жизнь многим членам экипажа. Люди по очереди прыгали в кипящую белой пеной ледяную воду. От переохлаждения про изошел шок: они не могли за лет доставил на норвежскую нефтедобывающую плат форму, где им оказали пер вую помощь, а затем пере бросили в госпиталь военно- морской базы. На этом эпопея самого фрегата не завершилась. На следующий день около по лудня он был обнаружен голландским спасательным судном. Фрегат не сдался стихии: изрядно потрепан ный, но с работающим дизе лем, откачивающим воду из трюма, он дрейфовал со скоростью 5-6 узлов. В 13.30 голландцам уда лось завести трос вокруг фок-мачты, а якорь фрегата с цепью на спасатель, и на чать буксировку. Продолжа лась она около десяти часов. В 22.00 на буксире почувст вовали, что исчезла нагруз ка. Поиски оторвавшегося корабля были безрезультат ными, удалось лишь обнару жить обломки рангоута, по которым можно восстано вить причину катастрофы. - Голландцы допустили непозволительную ошибку, которая не делает чести профессионалам, - считает В. Дмитриев. - Они не уч ли, что имеют дело с дере вянным судном с тупыми носовыми обводами. Если бы Этот снимок сделан с борта голландского спасателя за 10 часов до гибели фрегата. его сносило в открытое море. Руководитель экспедиции В. Громов связался с берегом и попросил на помощь профес сиональных спасателей. Но, как сообщили голландцы, суд но могло подойти только к ча су ночи. Ждать в темноте, по ка фрегат найдет спасатель, было крайне рискованно. Герд Хойер первым предложил эва куироваться с корабля. После совещания вызвали вертоле ты... К этому времени на фрега те произошло несколько поло мок: лопнули шкоты и штуртросы управления штур валом. На ручной румпель встали трое человек, с трудом удерживая судно, чтобы оно не встало лагом к волне. браться в ПСН, сил хватало лишь на то, чтобы держаться за окружающие его веревки. И только благодаря голландцу, сохранившему в гидрокостюме способность активно двигать ся, им удалось подняться на плот. Затем вертолет с по мощью подъемника благопо лучно эвакуировал восемь че ловек. Девятый - Герд Хойер - погиб. Можно только догадываться о причинах его смерти. Сами ребята считают, что когда он пристегнулся страховочным тросом к канату, соединяюще му фрегат с ПСНом, его затя нуло под плот. Тело Герда спасатели затем извлекли из воды. Оставшихся в живых верто- буксир был заведен вокруг корпуса, а не за носовую мачту, фрегат был бы благо получно доставлен в порт. А при этой буксировке он стал зарываться носом в волну, мачта не выдержала и разру шила корпус... Но жизнь продолжается. В Голландии создается фонд строительства нового судна, которое будет заложено в Петрозаводске. И если все пойдет по плану, то через полтора года - к 300-летию флота Российского - млад ший брат фрегата будет спу щен на воду. Виктор ГЕОРГИ, Александр ТРУБИН. i t ф • 3 '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz