Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.

VMV* .■ wm лл'•.vWJfK;:-:-:. й-й Об увлекательных экспе­ дициях и занимательных делах членов клуба “Поляр­ ный Одиссей “, основанного в Петрозаводске группой влюбленных в море чудаков, “Рыбный Мурман“ сообщал не раз. Достаточно напом­ нить о циклах материалов в период от 1985 года по сей день, рассказавших на­ шим читателям о походах на самодельных деревянных судах по Белому морю, к Шпицбергену, в Средизем­ номорье, к берегам Герма­ нии, Франции и Великобри­ тании. До последнего времени гордостью “Полярного Одиссея “ и фирмы “Каре- лия-ТАМП“ был фрегат “Святой Дух“, заложенный на верфи в январе 1993 го­ да и в июне уже спущенный на воду. В прошлом году фрегат совершил свой пер­ вый переход по Балтийско­ му морю вдоль побережья Финляндии, достиг Аланд­ ских островов и благополуч­ но возвратился к родному причалу в Петрозаводск. В этом году “Святой Дух“ до­ шел до Гамбурга. О том, что случилось после выхода из этого порта месяц назад, - наш рассказ. И еще одна' справка: фрегат “Святой Дух“ - ко­ пия своего исторического прототипа, построенного на архангельской верфи в 1702 году по приказу Петра Пер­ вого для участия в Северной войне. Есть и отличия - ны­ нешний “Святой Дух“ ос­ нащен 90-сильной дизель­ ной установкой, имеет 16 спальных мест в двух- и трехместных каютах, про­ сторный салон. Несет фре­ гат на своем борту и шесть бронзовых пушек, отлитых по спецзаказу на заводе “Петрозаводскбуммаш“. Впрочем, обо всем этом уже надо говорить в прошедшем времени: был оснащен, имел, нес... Итак, по приглашению крупнейшего в Европе амс­ тердамского морского музея фрегат “Святой Дух“ на­ правлялся из Гамбурга в Голландию на празднества, посвященные посещению этой страны “Великим по­ сольством“ Петра Первого. . Экипаж судна на время пе­ рехода был интернациональ­ ным: четверо голландских во­ енных моряков, двое из них офицеры, трое наших и двое немцев, в том числе яхтенный капитан Герд Хойер. Погода на момент выхода была довольно свежая: ветер около пяти баллов (штормовой прогноз пришел позднее). Но для фрегата она не представ­ ляла опасности, он ходил и в гораздо более сильные ветра. Кроме того, в устье Эльбы фрегат ждал минный тральщик ВМФ Голландии для сопровож­ дения. Кстати, вернувшийся с места событий руководитель фирмы “Карелия-ТАМП“ В. Дмитриев сообщил, что об этом немаловажном факте западная пресса, уделившая немало внимания трагедии, не писала вообще. Задерживать тральщик было неудобно, и было принято ре­ шение идти в.Амстердам. Сей­ час можно рассуждать, пра­ вильно ли поступил экипаж, но дело было сделано. Сам В. Дмитриев, опытнейший судо­ водитель, не считает это реше­ ние криминальным. Ошибку экипажа он видит в том, что, не учтя возможное усиление ветра с берега, они ушли в мо­ ре - на фарватер, рекомендо­ ванный для больших судов, тем самым лишившись возмож­ ности укрыться за островами. А ветер стал штормовым: на порывах до девяти баллов. Судно начало сносить, волны и течение мешали управлению (фрегаты исторически - в силу высоких надстроек - имеют высокую парусность). Капитан принял решение запросить буксир у тральщика. И здесь началось непонятное: на воен­ ном корабле не нашлось лине- мета - ружья, выстреливающе­ го тонкий тросик, за который потом можно подтянуть буксир. Тральщик зашел вперед и попытался по волне подать трос. Выловить его в штормо­ вых условиях оказалось невоз­ можным: бесплодные усилия продолжались несколько часов. Тем временем стало темнеть. Ситуация угрожала жизни лю­ дей, судно плохо управлялось и Когда прилетел вертолет, заклинили руль, перевели двигатель на холостой ход и спустили на канате ПСН - спасательный самонадувной плот. Было решено, что по­ следним с борта корабля уйдет не капитан - в соответствии с традицией, а голландский офицер, имеющий гидроко­ стюм. И это решение, как по­ казало время, спасло жизнь многим членам экипажа. Люди по очереди прыгали в кипящую белой пеной ледяную воду. От переохлаждения про­ изошел шок: они не могли за­ лет доставил на норвежскую нефтедобывающую плат­ форму, где им оказали пер­ вую помощь, а затем пере­ бросили в госпиталь военно- морской базы. На этом эпопея самого фрегата не завершилась. На следующий день около по­ лудня он был обнаружен голландским спасательным судном. Фрегат не сдался стихии: изрядно потрепан­ ный, но с работающим дизе­ лем, откачивающим воду из трюма, он дрейфовал со скоростью 5-6 узлов. В 13.30 голландцам уда­ лось завести трос вокруг фок-мачты, а якорь фрегата с цепью на спасатель, и на­ чать буксировку. Продолжа­ лась она около десяти часов. В 22.00 на буксире почувст­ вовали, что исчезла нагруз­ ка. Поиски оторвавшегося корабля были безрезультат­ ными, удалось лишь обнару­ жить обломки рангоута, по которым можно восстано­ вить причину катастрофы. - Голландцы допустили непозволительную ошибку, которая не делает чести профессионалам, - считает В. Дмитриев. - Они не уч­ ли, что имеют дело с дере­ вянным судном с тупыми носовыми обводами. Если бы Этот снимок сделан с борта голландского спасателя за 10 часов до гибели фрегата. его сносило в открытое море. Руководитель экспедиции В. Громов связался с берегом и попросил на помощь профес­ сиональных спасателей. Но, как сообщили голландцы, суд­ но могло подойти только к ча­ су ночи. Ждать в темноте, по­ ка фрегат найдет спасатель, было крайне рискованно. Герд Хойер первым предложил эва­ куироваться с корабля. После совещания вызвали вертоле­ ты... К этому времени на фрега­ те произошло несколько поло­ мок: лопнули шкоты и штуртросы управления штур­ валом. На ручной румпель встали трое человек, с трудом удерживая судно, чтобы оно не встало лагом к волне. браться в ПСН, сил хватало лишь на то, чтобы держаться за окружающие его веревки. И только благодаря голландцу, сохранившему в гидрокостюме способность активно двигать­ ся, им удалось подняться на плот. Затем вертолет с по­ мощью подъемника благопо­ лучно эвакуировал восемь че­ ловек. Девятый - Герд Хойер - погиб. Можно только догадываться о причинах его смерти. Сами ребята считают, что когда он пристегнулся страховочным тросом к канату, соединяюще­ му фрегат с ПСНом, его затя­ нуло под плот. Тело Герда спасатели затем извлекли из воды. Оставшихся в живых верто- буксир был заведен вокруг корпуса, а не за носовую мачту, фрегат был бы благо­ получно доставлен в порт. А при этой буксировке он стал зарываться носом в волну, мачта не выдержала и разру­ шила корпус... Но жизнь продолжается. В Голландии создается фонд строительства нового судна, которое будет заложено в Петрозаводске. И если все пойдет по плану, то через полтора года - к 300-летию флота Российского - млад­ ший брат фрегата будет спу­ щен на воду. Виктор ГЕОРГИ, Александр ТРУБИН. i t ф • 3 '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz