Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.

завтра другой. И, как специально, выполняется тот, который предприя­ тию невыгоден. Был, например, указ, по которому банкам предписы­ валось проводить денежные опера­ ции в определенные сроки, но, к сожалению, вопрос так и остается открытым. - Ваше отношение к налоговой политике государства? - Чем я хуже американца? Поче­ му он гордится тем, что платит нало­ ги, поддерживает свое государство, которое перед ним отчитывается, ку­ да израсходовало “зеленые". У нас система полумрака. Мало того, что мы не знаем, куда ушли деньги - на здравоохранение или на строитель­ ство правительственных дач, мы не можем уследить за изменениями в налоговых нормативах. В нормаль­ ных государствах пакеты таких до­ кументов с разъяснениями своевременно направляются нало­ гоплательщику. Мы же узнаем из газет, и то с опозданием. У меня складывается впечатление, что на­ логовому инспектору выгоднее нас штрафовать, чем разъяснять. Мно­ гие коммерческие структуры, имею­ щие большие капиталы, в том числе и наличные, уходят вообще от упла­ ты налогов, и их, в отличие от нас, особо не проверишь. Я верю, что мы выпутаемся из экономического хаоса, но для этого условия игры должны быть четкие и для всех одинаковые. j I: 1:11 Записал СТУДЕНЕЦ. КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАРПЛАТА МОРЯКА Слышал, что за рубежом заработки моряков строго регламентированы и за несоблюдение тарифов судовладельцев наказывают. Верно ли это? А* Пантелеев. Действительно, в любом крупном порту мира на борту судна может появиться инспектор Международной Федерации транспортных рабочих (МФТ). Если он обнаружит на судне отсутствие коллективного договора, в котором даны подробные сведения об условиях труда и заработной плате, судно может быть задержано до тех пор, пока морякам не выплатят положенную им по нормам зарплату. Российский профсоюз моряков подготовил шкалу их ежемесячной зарплаты в соответствии с нормами МФТ: Доллары США Капитан 3273 Старшин механик 3075 Старший пом. капитана 2323 Боцман 1274 Матрос 1-го класса 1101 Матрос 2-го класса 887 Однако далеко не все “наши4 моряки: будь они из России, Украины, Литвы или Азербайджана - получают такую зарплату. Многих обманы­ вают расплодившиеся агентства по найму моряков. На отдельных судах процветает система так называемой “двойной бухгалтерии “. Моряка просят подписать две ведомости: одну - с указанием зарплаты по нормам МФТ, другую - указывающую реальную зарплату. Многие моряки боятся потерять пусть низкооплачиваемую, зато “валютную“ работу. \ № 44 (4540) 4 - 10 ноября 1994 года В тисках рынка Предприятие “Орион* создано на базе ремонтно-механического цехаАО“Мурманская судоверфь". Оегодеятельностирассказывает заместитель директора Петр ПЕТРУНЬКО. - Специфика производства оста­ лась прежняя. Ремонтируем любое оборудование. Отличие от цеха су­ доверфи в том, что, став самостоя­ тельным производством, мы получили возможность изыскивать заказы на стороне. На судоверфи работы не хватает. - Получается? - Не всегда. Беды ведь на всех предприятиях общие. Необходи­ мость в наших услугах есть, но сплошные неплатежи подкашива­ ют предприятие. Договариваемся, например, выполнить работу за та­ кую-то сумму. А заказчик потом просит отсрочку оплаты, скажем, на месяц. Но за это время часть денег, как понимаете, съедает ин­ фляция. - А как складываются у вас отно­ шения с судоверфью? - Судоверфь является одним из учредителей предприятия. Отно­ шения - на договорной основе. Мы обязуемся выполнять работы, кото­ рые выполнял цех. Объемы, прав­ да, упали, рабочих стало меньше. Количество людей определяется уровнем заработной платы и произ­ водственной необходимостью. Раньше в цехе работало более ста человек, сейчас - шестьдесят. Правда, мы никого не сократили - произошел естественный отток. Кто-то ушел на пенсию, кто-то уво­ лился. С заработной платой у нас такие же проблемы, как и на всех предприятиях, не являющихся мо­ нополистами. Сейчас людей не столько интересует сумма заработ­ ка, сколько стабильность его получения. Экономическую политику госу­ дарства я не понимаю. Каждый день новые правила. Сегодня один указ, ОДИН ДЕНЬ В ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ФЛОТА чая пора для диспетчерской служ­ бы, которую за оперативное реше­ ние больших и малых дел по праву называют рыбацким штабом. Здесь полноправным хозяином является главный диспетчер Владимир Ва­ сильевич Плюснин. ... После нескольких встреч я завязал для себя несколько узел­ ков на память, чтобы основательно пообщаться с ним в рабочей обста­ новке. Но не успели мы при встрече обменяться парой фраз, как четыре из восьми служебных телефонов требовательно напомнили о себе продолжительными звонками. Те­ перь я наблюдал своеобразный цирковой номер. Диспетчер одно­ временно вел разговор сразу по двум телефонам. В считанные ми­ нуты он ответил всем своим або­ нентам, а в заключение сказал, что диспетчер, как и минер, не имеет права на ошибку, ибо из-за непра­ вильного распоряжения акционер­ ное общество может понести большие убытки. В течение рабочего времени Владимиру Васильевичу пришлось решать несколько важных вопро­ сов: установить для судов очеред­ ность бункеровки дизтопливом, смазочными маслами, “протолк­ нуть" получение промыслового во­ оружения и снабжение судов продуктами на предстоящие рейсы. Не ооошлось здесь и без курьеза. В диспетчерскую зашел взволнован­ ный повар с одного из судов и пожа­ ловался на своего второго штурмана, который вместо продо­ вольственного^ склада проложил курс в ближайшее питейное заве­ дение, благо их немало развелось в городе и в них могут налить всегда - были бы деньги. Вскоре главного диспетчера, ко­ торый отбыл на общефлотский гра­ фик, заменил Виктор Николаевич Беляков. Звонки не прекращались. Диспетчер судоверфи запросил данные осадки судов типа “Омуль “ для постановки очередного “каре­ ла" в док. С борта стоящего у при­ чала рыбного порта ПИР “Глетчер" поступил доклад о го­ товности приемки тары для рыбной продукции. По указанию диспетче­ ра по рейду ходит водолей СРТ- 3201 “Ригачин“ и снабжает карельские суда пресной водой. И смех и грех. К примеру, БИ-0689 по радио слезно просит “плеснуть “ ему с десяток тонн пресной воды, а ведь сам стоит у причала рыбного порта. Как говорится, до приемного рожка с питьевой водой рукой по­ дать - протяни шланг, открой вен­ тиль и бери воды сколько угодно, но тут снова напоминает о себе пресло­ вутая предоплата... К вечеру вахту от главного при­ нял сменный диспетчер Владимир Иванович Ермошин. В этой должно­ сти трудится около полутора десят­ ков лет. Как правило, месяцами заменяет на период отпуска главно­ го диспетчера. Работу не только до­ сконально изучил, но и относится к ней с должным уважением и внима­ нием. К вечеру страсти несколько утихли, реже стали надрываться те­ лефоны, и у нас выпало полчаса свободного времени для разговора. С полным на то основанием Влади­ мир Иванович пожаловался на от­ сутствие нормального разъездного катера. Находящийся в настоящее время в эксплуатации “Север-12“ , по меткому определению диспетче­ ра, не катер, а жалкая пародия на него. К слову сказать, приходит, на­ пример, и становится на рейд после гшодолжительного рейса траулер. После прохождения всех комиссий и таможенного досмотра команда правдами и неправдами рвется на берег. Время за полночь... Катеров других практически негде достать, а пресловутый “Север-12“ берет на свой борт для перевозки всего лишь по три пассажира. Желающих же попасть на берег более двадцати человек... Так возникает неразре­ шимая проблема и нарекания на “берег“ , а ведь служба эксплуата­ ции в этом никак не виновата. Если отсутствие у диспетчер­ ской службы нормального катера - это всего лишь полбеды, то уж пол­ ной бедой оборачивается то, что нет буксира, который необходим флоту как воздух. И все-таки карельский флот живет и борется за свое суще­ ствование. Об этом говорит тот факт, что в настоящее время непос­ редственно на промысле находится восемь траулеров. В следующем ме­ сяце их планируется иметь в море пятнадцать. ... К началу следующего утрен­ него графика все запланированные работы были выполнены: два судна ночью были перешвартованы из рыбного порта к причалам плавма- стерской “Фреза“ на западный бе­ рег Кольского залива, три - получили картонную тару и смазоч­ ные материалы, а также дизельное топливо на рейс. Начался новый рабочий день. Директор по флоту О. Шептицкий обвел внимательным взглядом при­ сутствующих и произнес: “Прошу внимания..." Ставились новые за­ дачи на очередной трудовой день. Владимир БАБУРО, член правления АО “Карелрыб- флкл“. На снимке: В. В. Плюснин, глав­ ный диспетчер “ Кареярыбфло - таи. Фото Андрея ПРОНИНА. Рабочий день в Мурман­ ском управлении эксплуатации флота акционерного общества “Ка­ релрыбфлот" начинается с произ­ водственного графика, который ведет директор по флоту Олег Гри­ горьевич Шептицкий. Зал запол­ нен руководителями служб флота и береговых подразделений, капита­ нами, ведущими специалистами. В недавнем прошлом Шептиц­ кий сам был капитаном, и следует добавить - удачливым промыслови­ ком. Как правило, экипажи под его руководством возвращались в порт с полными трюмами. Потом были годы в Мурманской рыбацкой ака­ демии, что позволило к диплому ка­ питана дальнего плавания прибавить высшую степень моряц­ кого звания - инженер-судоводи- тель. Если говорить о заработанном им упорным трудом авторитете, на­ до добавлять, что при выборах в совет директоров он получил боль­ ше всего голосов. Нельзя сказать, что на первых порах все у него получалось складно, были и досад­ ные промахи. Но он настойчиво преодолевал их. К сожалению, карельские рыба­ ки переживают сейчас далеко не лучшие времена. Это и несвоевре­ менная выплата заработанных де­ нег, и вынужденное сокращение управленческого аппарата и лично­ го состава флота. Здесь даже были вынуждены решиться на времен­ ный отстой группы судов. Сейчас планируется постоян­ ный вылов трески почти до конца ноября и не менее чем тремя про­ мысловыми судами. Пять судов типа “Омуль“ уйдут к берегам Англии и будут там ра­ ботать в транспортном варианте с английскими рыбаками. - Не от хорошей жини мы вы­ нуждены ремонтировать часть на­ ших судов за границей. К примеру, если ремонт судна за границей про­ исходит за двадцать суток, то в на­ шей плавмастерской или на других судоремонтных предприятиях Мур­ манска на этот же ремонт уйдет два месяца. Как была, так и остается неразрешимой проблема с запча­ стями. Несколько траулеров планиру- в аренду. Помимо эконо- выгоды, следует учесть, на этих судах будут работать - закончил Шеп- графика наступает горя-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz