Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.
На пути к рынку № 46 (4542) 18 - 24 ноября 1994 года 5 lliiii X-X'vXvX'-’XyX’X’XvXy^X'X *:x*x*^^vX;X;X;XyX\;X"xiXvXv;v;-x!x i f :РЩШ -Х->Х*Х*Х*Х*Х !•!•!•!• .... :Х*>Х' i l i i i i Ш шШ т ш т ш £X;‘vX;X£X£Xv l l l i i l l l i i i X'XvXvX'X’ жШШШШШШЩ vX*X*X'XeX’X,X*Xv*X*X*XvX,X>X4vX;X'X;X;X\yX. !vX*XvX*XyXy‘*;!;XvX;XvXv!;Xv*; C'ivX’lv/X’XvXv wKViVMsW I l i i e i i l i S i i ffi Генеральный директор межрегиональной судостроительной компании “Белек" С Н. Татарников не раз рассказывал на страницах “РМ“ о совер шенно новом подходе крыночной экономике, вчастности котечественному судостроению внынешнихусловиях. Коротко речь вото чем: каждый моряк может подписать контракт с “Бельком* на долевое участие в строительстве судна. Затем он перечисляет ежемесячно определенную сумму, и, когда наберется одни процент общей стоимости этого судна, ему сообщают строи тельный номер. Затем... Но об этом чуть позже. Сейчас же главное: человек становится совладельцем собственности, это право он может продать или передать по наследству. И еще: вносимые суммы неизменны, не зависят от инфляции, ибо они - в долларах (переводятся), а все деньги застрахованы страховой компанией “Мариск“. Сегодня - очередная встреча. С. Н. ТАТАРНИКОВ отвечает на вопросы нашего корреспондента. - Станислав Николаевич, если я заключаю контракт, стало быть, я покупаю рыболовный траулер та кого-то типа с таким-то оборудо ванием... - Вовсе нет. У нас 1162 вариан та. Вы можете поставить любой из трех двигателей, выбрать один из четырех вариантов трюмов, зака зать японское, датское, норвеж ское радиооборудование и т. д. Причем вы можете изменить вари ант уже в ходе строительства. - Но судно-то все равно рыбо ловное. - Любое. Можем построить транспортное или контейнеровоз. Если вам нужно судно для работы на марикультуре - пожалуйста, у судна могут быть установлены но совое подруливающее устройство и поворотная насадка, то есть оно мо жет ходить лагом. - Я должна все это обговорить заранее? - Не обязательно. Когда у судна будет 30 процентов готовности, вы скажете, какие нужны трюмы, ког да 45 - какое промысловое воору жение, когда готовность 60 процентов - какую технологию ры бообработки вы предпочитаете. - Но где же взять миллионы долларов, чтобы заиметь свое суд но? - Заводы, которые строят эти суда, предоставляют 30-процент ный кредит заказчику. Но ведь вы сами не в состоянии постоянно сле дить за ходом строительства, эти функции взяла на себя компания “Белек “. Все инвестиции застра хованы в “Мариске“ . В “Белек4 входят все предприятия, занятые в строительстве судна, комбанк “Мурман “. Так что деньги заказчи ка гарантированы в банке залоговы ми суммами всех членов компании. Вы вносите сумму на счет “Белька44, на эти средства покупаются комп лектующие детали. Но цена судна постоянна, поскольку она в долла рах. “Белек4*переводит деньги в банк на депозит. 60 процентов суммы идет на приобретение оборудования, а 40 процентов - на прирост вклада. - Как долго вы строите? - С момента первого платежа до полной готовности - 10 месяцев. - И сколько же судов вы планиру ете построить? - У меня подписан договор с заво дами “Нерпа4 и “Гороховецкий“ на строительство 80 судов. - Хорошо, Станислав Николае вич, а что дальше? Что буду я иметь как совладелец? - Есть экономическое обоснова ние, согласно которому совладельцы выкупают судно за 2,5-3 i эда. - Давайте взглянем на проблему с другой стороны. Уже есть у нас владельцы судов. И они бьются как рыба об лед из-за глупых законов, неплатежей взаимных и т. д. - Все очень просто: нет береговой инфраструктуры. Например, в Ис ландии на 1386 судов - 1200 судовла дельцев (данные 4-летней давно сти) . Их обслуживают 22 береговых предприятия. Причем интересы всех и каждого предусмотрены заранее. Все - в процентах. И у нас все в процентах: главная энергетическая установка составляет 16,4 процента от стоимости всего судна. Предпри ятия, которые поставляют нам эти двигатели, знают, что получат за них 16,4 процента. Все это - грамот ные рыночные отношения. - А если я передумаю и не захочу быть совладельцем? - Бога ради, вашу долю выкупят, вам вернут деньги. - Но ведь сейчас предпочитают покупать суда за границей. - Я считаю, это просто неуваже ние к России. Мы же кормим таким образом зарубежного рабочего. - Зато покупаем качество. - Так Россия никогда не подни мется, а будет дальше падать. Я не призываю покупать хоть плохое, но свое. Я заверяю: уровень технологий заводов, которые с нами работают, очень высок. Они же строили луч шие в мире атомные подводные лод ки. У них не только технологии, но и оборудование высочайшего класса. - Итак куда зовете вырыбака? - Аналогичный вопрос я задал на встрече Виктору Степановичу Чер номырдину. Он сказал: “Социализм мы не строим, к коммунизму не идем. Значит, идем к капитализму “ . Аеще на заре капитализма в России уже было известно, что во всем мире люди делятся на три категории: 3 процента - воры, причем неважно, то ли ты вор на уровне управления страной, то ли ты лезешь грабить квартиру; 17 процентов - культур ные предприниматели, уважающие закон и требующие уважения к се бе; 80 процентов - те, кому платят, кого нанимают. Мы зовем тех, кто хочет быть в 17-ти процентах. Не надо нам спекулянтов. Кстати, еще в 24-м году Форд сказал, что спеку лянт - первый враг народа. - А у нас спекуляция называется бизнесом и процветает. - Чего ж хорошего? Разве она помогает подъему страны? Везем заграничный шоколад, а разве наши конфеты, скажем “Мишка на Севе ре “ , хуже? Безмозглая политика привела к тому, что стараются угро бить собственного умелого произво дителя. Политика самоедов! Выкидываем людей на улицу, заду шив производство, люди идут на биржу труда и тянут на себя средст ва из бюджета. Абсурд! - Станислав Николаевич, знаю, что многие наши судовладельцы покупают суда и расплачиваются рыбой, поскольку денег на счету нет. - И с нами так можно. Бартер - пожалуйста. - А от чего зависит цена судна? - От набора его “начинки “. Есть усредненная стоимость. Однако в любом случае наше судно дешевле своего однотипного зарубежного аналога в 1,5-2 раза. - Желающих стать совладельца ми много? - Достаточно. Мы никого на ар кане не тащим. У нас лозунг - “С вами или без вас, но будет так“ . Наш проект повернут к людям, а в его осуществлении участвуют толь ко единомышленники, готовые встать выше спекулянтов. Это - ры нок. Это - разум. И мы обречены на успех. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. БАРЕНЦЕВУ МОРЮ НЕОБХОДИМА 250-мильная ЗОНА - норвежские рыбаки требуют экстренных мер Ассоциация рыбопромышленни ков Норвегии требует введения 250- мильной зоны, с тем чтобы выдворить иностранные суда, экс плуатирующие запасы трески вспор ных водах Арктики. * * * Это требование было подкреп лено тем фактом, что в конце прошлого месяца два больших траулера, находящихся под конт ролем Исландии, были задержа ны береговой охраной Норвегии во время лова трески в зоне Свалбард. Два траулера - одно зарегистрировано в Исландии, а второе в Панаме - были направ лены в Тромсе (Норвегия), где они должны находиться вплоть до разрешения этого дела в закон ном порядке. Норвежские и исландские власти по-прежнему имеют про тивоположные взгляды, касаю щиеся прав Норвегии в этой зоне. Норвегия утверждает, что она имеет исключительные права в этой зоне. Исландия, с другой стороны, ссылается на Свалбард- ское соглашение, которое Ислан дия подписала всего несколько месяцев назад и по которому сто роны имеют право “на экономи ческую деятельность4 в районе Свалбарда. Норвегия же настаи вает на том, что данное соглаше ние не имеет ничего общего с рыболовством, а применимо только к отдельным случаям и ситуациям. Смущает также существова ние Луп Хоул, а также так на зываемой “серой зоны4 в Баренцевом море. Россия и Нор вегия взялись вместе контроли ровать эту зону, и, похоже, это соглашение работает. Как бы то ни было, Луп Хоул лежит вне 200-мильной зоны, находящейся под совместным контролем Рос сии и Норвегии, и до этого года им удавалось не допускать сюда суда третьих стран. Однако, поскольку дела с треской совсем плохи в Северной Атлантике, и особенно вблизи Исландии, исландские траулеры и суда других стран двинулись в эти богатые воды. Исландцы вы ловили здесь свыше 50000 тонн трески, и это спасло ее рыбную промышленность в этом году. Норвегия ничего не может сде лать с иностранными судами, ве дущими промысел в Луп Хоул, не имея на то юридических прав. Поэтому Ассоциация рыбопро мышленников требует у прави тельства введения 250-мильной зоны, чтобы взять под контроль этот сектор. Норвежское прави тельство согласилось наконец принять представителей ассоциа ции, чтобы рассмотреть это пред ложение. Норвежцев возмущает, что иностранные рыболовные суда уничтожают то, что было сделано Норвегией и Россией в прошлую декаду по восстановлению запа сов трески в этом регионе. Необ ходимо принять срочные меры, чтобы остановить этот процесс. Последние аресты, а также еще более драматичный инци дент, происшедший несколько не дель назад, когда судно норвежской береговой охраны от крыло огонь по исландским тра улерам и сделало пробоину в одном из них выше ватерлинии, показывают, как накалена ны нешняя ситуация. Исландия хочет вести пере говоры о получении квоты на ловлю трески в зоне, но Норве гия против. Норвегия ссылается на протоколы 60-70-х годов, ко торые свидетельствуют о том, что Исландия тогда не вела промысел в этих водах. В инте ресах поддержания стабильно сти в зоне Свалбарда Норвегия ищет поддержки своей позиции у других европейских госу дарств. Обозреватели в Осло не вы казывают надежды на скорое разрешение конфликта, а меж ду тем 50 исландских судов ве дут промысел в Луп Хоул. На своем пути туда и обратно они должны пересечь протекцион ную зону. Кого-то удастся уго ворить... Кого-то придется задержать. Перевод Ольги ЛОВЧИКОВОЙ. Fishing News International Октябрь 1994 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz