Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.

На пути к рынку № 46 (4542) 18 - 24 ноября 1994 года 5 lliiii X-X'vXvX'-’XyX’X’XvXy^X'X *:x*x*^^vX;X;X;XyX\;X"xiXvXv;v;-x!x i f :РЩШ -Х->Х*Х*Х*Х*Х !•!•!•!• .... :Х*>Х' i l i i i i Ш шШ т ш т ш £X;‘vX;X£X£Xv l l l i i l l l i i i X'XvXvX'X’ жШШШШШШЩ vX*X*X'XeX’X,X*Xv*X*X*XvX,X>X4vX;X'X;X;X\yX. !vX*XvX*XyXy‘*;!;XvX;XvXv!;Xv*; C'ivX’lv/X’XvXv wKViVMsW I l i i e i i l i S i i ffi Генеральный директор межрегиональной судостроительной компании “Белек" С Н. Татарников не раз рассказывал на страницах “РМ“ о совер­ шенно новом подходе крыночной экономике, вчастности котечественному судостроению внынешнихусловиях. Коротко речь вото чем: каждый моряк может подписать контракт с “Бельком* на долевое участие в строительстве судна. Затем он перечисляет ежемесячно определенную сумму, и, когда наберется одни процент общей стоимости этого судна, ему сообщают строи­ тельный номер. Затем... Но об этом чуть позже. Сейчас же главное: человек становится совладельцем собственности, это право он может продать или передать по наследству. И еще: вносимые суммы неизменны, не зависят от инфляции, ибо они - в долларах (переводятся), а все деньги застрахованы страховой компанией “Мариск“. Сегодня - очередная встреча. С. Н. ТАТАРНИКОВ отвечает на вопросы нашего корреспондента. - Станислав Николаевич, если я заключаю контракт, стало быть, я покупаю рыболовный траулер та­ кого-то типа с таким-то оборудо­ ванием... - Вовсе нет. У нас 1162 вариан­ та. Вы можете поставить любой из трех двигателей, выбрать один из четырех вариантов трюмов, зака­ зать японское, датское, норвеж­ ское радиооборудование и т. д. Причем вы можете изменить вари­ ант уже в ходе строительства. - Но судно-то все равно рыбо­ ловное. - Любое. Можем построить транспортное или контейнеровоз. Если вам нужно судно для работы на марикультуре - пожалуйста, у судна могут быть установлены но­ совое подруливающее устройство и поворотная насадка, то есть оно мо­ жет ходить лагом. - Я должна все это обговорить заранее? - Не обязательно. Когда у судна будет 30 процентов готовности, вы скажете, какие нужны трюмы, ког­ да 45 - какое промысловое воору­ жение, когда готовность 60 процентов - какую технологию ры­ бообработки вы предпочитаете. - Но где же взять миллионы долларов, чтобы заиметь свое суд­ но? - Заводы, которые строят эти суда, предоставляют 30-процент­ ный кредит заказчику. Но ведь вы сами не в состоянии постоянно сле­ дить за ходом строительства, эти функции взяла на себя компания “Белек “. Все инвестиции застра­ хованы в “Мариске“ . В “Белек4 входят все предприятия, занятые в строительстве судна, комбанк “Мурман “. Так что деньги заказчи­ ка гарантированы в банке залоговы­ ми суммами всех членов компании. Вы вносите сумму на счет “Белька44, на эти средства покупаются комп­ лектующие детали. Но цена судна постоянна, поскольку она в долла­ рах. “Белек4*переводит деньги в банк на депозит. 60 процентов суммы идет на приобретение оборудования, а 40 процентов - на прирост вклада. - Как долго вы строите? - С момента первого платежа до полной готовности - 10 месяцев. - И сколько же судов вы планиру­ ете построить? - У меня подписан договор с заво­ дами “Нерпа4 и “Гороховецкий“ на строительство 80 судов. - Хорошо, Станислав Николае­ вич, а что дальше? Что буду я иметь как совладелец? - Есть экономическое обоснова­ ние, согласно которому совладельцы выкупают судно за 2,5-3 i эда. - Давайте взглянем на проблему с другой стороны. Уже есть у нас владельцы судов. И они бьются как рыба об лед из-за глупых законов, неплатежей взаимных и т. д. - Все очень просто: нет береговой инфраструктуры. Например, в Ис­ ландии на 1386 судов - 1200 судовла­ дельцев (данные 4-летней давно­ сти) . Их обслуживают 22 береговых предприятия. Причем интересы всех и каждого предусмотрены заранее. Все - в процентах. И у нас все в процентах: главная энергетическая установка составляет 16,4 процента от стоимости всего судна. Предпри­ ятия, которые поставляют нам эти двигатели, знают, что получат за них 16,4 процента. Все это - грамот­ ные рыночные отношения. - А если я передумаю и не захочу быть совладельцем? - Бога ради, вашу долю выкупят, вам вернут деньги. - Но ведь сейчас предпочитают покупать суда за границей. - Я считаю, это просто неуваже­ ние к России. Мы же кормим таким образом зарубежного рабочего. - Зато покупаем качество. - Так Россия никогда не подни­ мется, а будет дальше падать. Я не призываю покупать хоть плохое, но свое. Я заверяю: уровень технологий заводов, которые с нами работают, очень высок. Они же строили луч­ шие в мире атомные подводные лод­ ки. У них не только технологии, но и оборудование высочайшего класса. - Итак куда зовете вырыбака? - Аналогичный вопрос я задал на встрече Виктору Степановичу Чер­ номырдину. Он сказал: “Социализм мы не строим, к коммунизму не идем. Значит, идем к капитализму “ . Аеще на заре капитализма в России уже было известно, что во всем мире люди делятся на три категории: 3 процента - воры, причем неважно, то ли ты вор на уровне управления страной, то ли ты лезешь грабить квартиру; 17 процентов - культур­ ные предприниматели, уважающие закон и требующие уважения к се­ бе; 80 процентов - те, кому платят, кого нанимают. Мы зовем тех, кто хочет быть в 17-ти процентах. Не надо нам спекулянтов. Кстати, еще в 24-м году Форд сказал, что спеку­ лянт - первый враг народа. - А у нас спекуляция называется бизнесом и процветает. - Чего ж хорошего? Разве она помогает подъему страны? Везем заграничный шоколад, а разве наши конфеты, скажем “Мишка на Севе­ ре “ , хуже? Безмозглая политика привела к тому, что стараются угро­ бить собственного умелого произво­ дителя. Политика самоедов! Выкидываем людей на улицу, заду­ шив производство, люди идут на биржу труда и тянут на себя средст­ ва из бюджета. Абсурд! - Станислав Николаевич, знаю, что многие наши судовладельцы покупают суда и расплачиваются рыбой, поскольку денег на счету нет. - И с нами так можно. Бартер - пожалуйста. - А от чего зависит цена судна? - От набора его “начинки “. Есть усредненная стоимость. Однако в любом случае наше судно дешевле своего однотипного зарубежного аналога в 1,5-2 раза. - Желающих стать совладельца­ ми много? - Достаточно. Мы никого на ар­ кане не тащим. У нас лозунг - “С вами или без вас, но будет так“ . Наш проект повернут к людям, а в его осуществлении участвуют толь­ ко единомышленники, готовые встать выше спекулянтов. Это - ры­ нок. Это - разум. И мы обречены на успех. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. БАРЕНЦЕВУ МОРЮ НЕОБХОДИМА 250-мильная ЗОНА - норвежские рыбаки требуют экстренных мер Ассоциация рыбопромышленни­ ков Норвегии требует введения 250- мильной зоны, с тем чтобы выдворить иностранные суда, экс­ плуатирующие запасы трески вспор­ ных водах Арктики. * * * Это требование было подкреп­ лено тем фактом, что в конце прошлого месяца два больших траулера, находящихся под конт­ ролем Исландии, были задержа­ ны береговой охраной Норвегии во время лова трески в зоне Свалбард. Два траулера - одно зарегистрировано в Исландии, а второе в Панаме - были направ­ лены в Тромсе (Норвегия), где они должны находиться вплоть до разрешения этого дела в закон­ ном порядке. Норвежские и исландские власти по-прежнему имеют про­ тивоположные взгляды, касаю­ щиеся прав Норвегии в этой зоне. Норвегия утверждает, что она имеет исключительные права в этой зоне. Исландия, с другой стороны, ссылается на Свалбард- ское соглашение, которое Ислан­ дия подписала всего несколько месяцев назад и по которому сто­ роны имеют право “на экономи­ ческую деятельность4 в районе Свалбарда. Норвегия же настаи­ вает на том, что данное соглаше­ ние не имеет ничего общего с рыболовством, а применимо только к отдельным случаям и ситуациям. Смущает также существова­ ние Луп Хоул, а также так на­ зываемой “серой зоны4 в Баренцевом море. Россия и Нор­ вегия взялись вместе контроли­ ровать эту зону, и, похоже, это соглашение работает. Как бы то ни было, Луп Хоул лежит вне 200-мильной зоны, находящейся под совместным контролем Рос­ сии и Норвегии, и до этого года им удавалось не допускать сюда суда третьих стран. Однако, поскольку дела с треской совсем плохи в Северной Атлантике, и особенно вблизи Исландии, исландские траулеры и суда других стран двинулись в эти богатые воды. Исландцы вы­ ловили здесь свыше 50000 тонн трески, и это спасло ее рыбную промышленность в этом году. Норвегия ничего не может сде­ лать с иностранными судами, ве­ дущими промысел в Луп Хоул, не имея на то юридических прав. Поэтому Ассоциация рыбопро­ мышленников требует у прави­ тельства введения 250-мильной зоны, чтобы взять под контроль этот сектор. Норвежское прави­ тельство согласилось наконец принять представителей ассоциа­ ции, чтобы рассмотреть это пред­ ложение. Норвежцев возмущает, что иностранные рыболовные суда уничтожают то, что было сделано Норвегией и Россией в прошлую декаду по восстановлению запа­ сов трески в этом регионе. Необ­ ходимо принять срочные меры, чтобы остановить этот процесс. Последние аресты, а также еще более драматичный инци­ дент, происшедший несколько не­ дель назад, когда судно норвежской береговой охраны от­ крыло огонь по исландским тра­ улерам и сделало пробоину в одном из них выше ватерлинии, показывают, как накалена ны­ нешняя ситуация. Исландия хочет вести пере­ говоры о получении квоты на ловлю трески в зоне, но Норве­ гия против. Норвегия ссылается на протоколы 60-70-х годов, ко­ торые свидетельствуют о том, что Исландия тогда не вела промысел в этих водах. В инте­ ресах поддержания стабильно­ сти в зоне Свалбарда Норвегия ищет поддержки своей позиции у других европейских госу­ дарств. Обозреватели в Осло не вы­ казывают надежды на скорое разрешение конфликта, а меж­ ду тем 50 исландских судов ве­ дут промысел в Луп Хоул. На своем пути туда и обратно они должны пересечь протекцион­ ную зону. Кого-то удастся уго­ ворить... Кого-то придется задержать. Перевод Ольги ЛОВЧИКОВОЙ. Fishing News International Октябрь 1994 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz