Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.
4 № 45 (4541) 11 - 17 ноября 1994 года 9 0 0 0 0 Люди рыбацкого Севера • Выборы в областную Думу: достойный кандидат вот кто займет место у руля эконо мической политики области в ре зультате нашего равнодушия - вопрос очень и очень серьезный. Бу дет в Думе популист сладкоречивый или грамотный экономист, собствен ным делом доказавший умение рабо тать и добиваться немалого успеха даже в нынешнем штормовом море так называемого рынка - вот что важ но. Тогда, в марте, мы призывали вас отдать предпочтение генеральному директору АО “Севрыбхолодфлот“ Альберту Филипповичу Леванову. Мы старались показать, насколько смело, твердо и грамотно он руково дит флотом, спасая его, флот, от не минуемого краха, чего так хотелось добиться кое-кому. Мы убеждали вас, что Альберт Филиппович мыс лит шире масштабов флота, что он постоянно в гуще проблем области. А еще мы рассказывали о том, как за ботится Леванов о детях Мурманска: это и строительство стадиона, это и огромная помощь флотилии “Аль батрос “ , это и спасенные жизни мно гих и многих малых и старых мурманчан. Импортное оборудова ние для роддома, диагностического центра, областной больницы и боль ницы “Скорой помоши4 приобретено благодаря именно заботе и настойчи вости генерального директора АО “Севрыбхолодфлот “ . Все это и многое другое, что дела ют Леванов и его команда, лучше всяких красивых слов свидетельст вует: достойный кандидат! Мы ничуть не умаляем досто инств других претендентов. И только ваш личный выбор определит луч шего. Мы же считаем своим долгом, коль скоро газета “рыбная “ , поддер жать именно кандидата рыбаков. А это - правда, свидетельство тому - десятки радиограмм с моря с подпи сями экипажей: они - за Леванова. Как нужен в областной Думе ры бацкий депутат! То состояние, в ка ком сейчас оказались флоты, в немалой степени обусловлено отсут ствием в руководстве областью про- фессионалов-рыбаков. То есть тех, кто мог аргументированно защитить интересы тружеников моря. Мне мо гут возразить, что, мол, администра ция области понимает рыбацкие проблемы. Только ведь из понимания и сочувствия не возьмешь средств на зарплату морякам или на уплату не выносимых налогов. Мы - жители Мурманской обла сти - всегда считались богачами из- за “домашнего“ моря, полного рыбы. Разве наша с вами вина, что большая часть этой рыбы проплывает мимо нас? Разве наша вина, что цены на рыбопродукцию не “вписываются4 в наш кошелек? И наша ли вина, что один из флотов уже объявлен банк ротом, а остальные постоянно под то пором: еще чуть-чуть надавят и - раздавят. Это - наша беда. Изменить ситуацию в области под силу про фессионалам. Особенно тем, кто смог остановить сползание своего флота в бездну. Да не просто оста новить, а еще и устремить в буду щее, наполнить его паруса веренностью и финансовой ста- ильностью. А именно так смог сделать Аль берт Филиппович Леванов. Вспом ните: еще около двух с половиной лет назад “Севрыохолодфлот4 дол жен был первым пасть и исчезнуть с лица земли из-за миллиардных “долгов “. А в первую очередь дол жна была слететь с плеч голова ге нерального директора. Пишу “долги41 в кавычках, поскольку (как уже десятки раз объяснялось) вины флота и его руководства тут нет. Есть только, мягко говоря, не совершенство, а проще - глупость законов, регулировавших и в Со ветском Союзе, и в перестроечной России валютные операции. Так вот, все поползновения на счет уничтожения “Севрыбхолод- флота4 не увенчались успехом. Более того, полным ходом идет его реорганизация, создается мошная современная структура, приобре тается лучшее в России промысло вое судно, где выпускают такое филе, что его с руками отрывают фирмы США, Англии, Исландии. Рефлагируются суда. Скоро моряки флота будут получать зарплату не в “деревянных “ , чей вес постоянно съедает инфляция, а в валюте. Уже приобретена земля и найден под рядчик на строительство коттеджей для моряков флота в Ивановской области. И так далее. Что остается добавить к сказан ному? Разве что упомянуть о слу хах. Говорят, против Леванова заведено уголовное дело - нет его. Говорят, у него дворец где-то - нет его. Есть родительский дом, только что подремонтированный Альбер том Филипповичем. Говорят... Не верьте! А, вот еще. Говорят, Леванов идет в Думу, чтобы иметь депутат скую неприкосновенность. Воз можно, вы помните, что он долгое время был депутатом областного Совета. А когда не стало этого Со вета, остался Леванов “неприкры тым44. Коль он в чем то обвинялся, тут-то бы его и хватать, пока нет у него “неприкосновенности “ . А не за что. Так что досужие вымыслы никогда не затмят истину. Они об речены на провал, как провалились поиски валюты и другого “компро мата “ на Леванова в его гараже, когда переворошили макулатуру - труды классиков марксизма-лени- низма - и ушли ни с чем местные пинкертоны. Победит разум. Это бесспорно. Победит опыт, а не болтовня. Дол жен победить на выборах экономи чески грамотный человек. Инна БЕРЕЗЮК, обозреватель “РМ“. ак уж получилось, что потомственный помор из Зим- неи Золотицы Н. И. Шумилов в Архангельск на своем судне пришел впервые. А раньше много раз мы встречались с ним в Мурманске, где базируется промыс ловый флот рыбаков-колхозников. Познакомились более пятнадцати лет назад, когда ему на “единице “ - АИ 2001 “Торнаприсвоили звание лучшего старпома “Севрыбы44. Капитаном траулера был Ф. И. Ладкин, тоже золотицкий мореход. Он-то и передал Николаю премудрости промысло вого дела. После трагической гибели “Торны4 на смену ей пришел современный траулер 44Перле44. Туда Шумилов пришел уже капитаном. Много лет экипаж судна был в числе самых результативных всего Северного бассейна. В последнее вре мя Николай Иванович командует транспортным судном “Альдебаран44. Как было не поговорить с бывалым моряком, тем более что жизнь резко изменилась в сравнении с теми памятными временами, когда промысловики показы вали класс рыбалки. - Да, работали, старались, - говорит Шумилов. Было будущее, моряки перспективу видели, были у них надежды на получение квартиры, тогда еще дома строили, ездили на курорты. Наш колхоз “Северный рыбак “ развивался, люди жили богаче. - Николай Иванович, но и теперь промысловики в общем-то держат “марку“, как раньше вламывали, так и сейчас. Вот только вокруг них неразбериха какая-то антиэкономическая. - Время побежало непредсказуемое и работает не в нашу пользу. Сейчас все плачутся. Все, начиная от Президента. У колхозного флота даже нет надежды, что будем получать достаточную лицензию на вылов рыбы. Сокращается она с каждым годом, мировых запасов рыоы все меньше. Но беда еще в том, что появляется все больше желающих ловить треску, со здаются разные кооперативы, совместные предприя тия. В этом году мы бы давно выбрали квоту, но чтобы до осени сохранить ее, суда переключали на креветку, хоть и плохо она ловилась. Иначе цришлось бы флот на прикол ставить, а моряков всех в отпуска гнать. - Нофлот кормвггна побережье 18 колхозов, темболкч* что из-за баснословных цен на транспортные расходы все производства з селах стали убыточными. В Архрыб- колхозобъединении 46 таких сел. А кооператоры кого кормят? - Кооператорам работать одно удовольствие. Они набивают только свои карманы. У нас же самый боль ной вопрос - это отсутствие денег. После изнуритель ных рейсов моряк берет отпуск и ждет месяц-два. чтобы получить их. На себе испытал, когда отпускные только после отпуска получал. В порту между рейсами об отдыхе экипажа, как э го когда-то делалось, и речи не может быть. Практиче ски нарушена вся структура снабжения судов. Раньше был централизованный магазин для обеспечения про дуктами. Сейчас моряки вынуждены закупать все са ми за наличные деньги. Перешвартовки тоже отнимают время. Не можем к причалу рыбного порта встать: у нас уже давно нечем платить. Отсюда нет возможности и правильно спланировать рабочий день, чтоб дать возможность отдохнуть людям.Судно все время на рейде, а это опять же морские вахты, надо держать двигатель в готовности. Погрузка, снабжение, получение топлива, воды - все усложнилось в несколько раз. - Николай Иванович, насколько известно, портовые власти с рыбаков берут деньги уже за вход в Кольский залив. - Действительно это так. Обидно даже. Идет свой ко рабль, прописанный в Мурманске, и мы же должны запла тить по 30 центов за каждую регистровую тонну судна. Но это еще не все. Поборы начинаются гораздо раньше, когда траулер войдет в 12-мильную зону своих же вод. Мы не можем подходить к российским берегам, чтобы с судна на судно перегрузить продукцию, надо платить 150 долларов с каждой тонны. А производить выгрузку в открытом море не дают волны. Мы даже от шторма не можем у родных берегов укрыться, так как, имея на борту продукцию, обязаны платить пошлину. Даже больного на берег сдать не хватит никаких денег. В общем, даже перевыполнив рейсовое задание, мы мо жем обанкротиться. Не знаю, из каких соображений создавалась такая система. Это же вредительство! Разве можно душить производителя, разве можно таким методом поднять экономику страны? Не будет производителя - ничего не будет. Арифметика-то школь ная. Торговые сделки кооператоров, купля и перепродажа - это же самоедство. Рыбаки продукты питания добывают, а им все новые создаются проблемы, то ли местной властью, то ли Мос квой. - Николай Иванович, может, настало время, когда летом вы годнее в Архангельск стда направлять? - Надо подумать. Конечно, переходы с промысла много вре- ЬО’ I ? мени съедать будут. Но отзывы моряков, побывавших на Север ной Двине, хорошие. Если наладить в Архангельске комплекс ную обработку судов, создать ремонтную базу, а мощный холо дильник, где мы можем делать запасы рыбы, уже работает, то выход есть. Тем более и свой магазин открыли. Ассортимент продукции бы еще улучшить. - Конечно, во всем мире давно рыбопродукция в мелкой расфа совке выпускается. Красочные пакетики и раскупают лучше. У нас же на судах традиционные десятикилограммовые мороженые бри кеты. В магазине продавец кувалдой их разбивает. - Совершенно верно. За последние три года’ я во многих странах побывал, те самые брикеты возил. Туда, в цеха, где занимаются переработкой рыбы и продают продукцию уже в несколько раз дороже. Участвуя в сдаче полуфабриката, я контачу с мастерами, рабочими, кстати, чистота в цехах идеальная, кругом белым-бело, и везде вижу, как выпуску продукции повышенного спроса уделяется самое присталь ное внимание. Несколько вариантов расфасовки, несколько сортов - отсюда и спрос потребителя, и доходы производите лям. Такие небольшие фабрики пора бы строить рыбакам- колхозникам. - Пока же траулеры флотов российских Европу всю обеспе чивают сырьем, Норвегию треской завалили. Их рыбообработ чики за счет этого процветают. Недавно в одной деревеньке я там побывал. Домов 15 всего насчитал, кругом голые скалы. Зато на причале цех рыбообработки с новейшим оборудовани ем, за счет его и живет местное население. - В Норвегию на “Альдебаране4 мы часто треску возили. Контакты этой страны с российскими моряками традицион ные, однако есть одно “но“. Норвежские соседи давно поня ли, что наши рыбаки в безвыходном положении. Мы сами не думаем, да и не умеем, а может, и не хотим заниматься выпуском пищевой продукции на современ ном уровне, и все равно к ним придем с поклоном со своим сырьем. Поэтому на Западе нам диктуют условия, ищут причины, любой маленький нюанс используют, чтобы заплатить меньше. Цены на треску резко упали. Но, думаю, что с Норвегией нам не следует прерывать связи, это самая ближайшая к нам страна, нужно только правильно строить рыночные отношения, оыть равно правными партнерами на основе взаимовыгодной торговли. - НиколайИванович, чтож, мытак ибудем всюжизнь торговать сырьем или просматривается иной выход? - Нам есть с кого брать пример. Я хочу сказать об Исландии, которая находится в гораздо более сложных климатических условиях. Там практически летом не тает снег. Однако они ухитрились за счет добычи и правильной обработки рыбы и ее сбыта повысить и уровень жизни, и занять первое место в Европе и второе в мире. Именно в этой области. Характерно, что исландские промысловики перешли на малотоннажный флот с экипажем судна 2-3 челове ка. Ловят они в основном на механизированные удочки японского производства. У них есть поисковые приборы, есть показатели, где, на каком крючке клюет рыба. Трудоемких процессов нет, промысловик от усталости с ног не валится, как у нас. И каждый их катерок за смену привозит 300 - 400 килограммов трески. Судно обходится без пограничников и таможни. Нет у них ни моринспекции, ни врачей, ни пожарников, ни других комиссий, из-за которых у нас теряется масса времени. И что меня больше всего удивило - выгрузка, которая проходит минут 10 - 15. На причалах стоят механические краны. Рыбак оставляет улов, пишет помер судна, свою фамилию и снова уходит в море. Суденышки идут непрерывной чередой. Здесь все по строено на доверии. Улов взвесят, отправят на обработ ку. Рыбак знает, что с каждого килограмма трески он получает один доллар прибыли, работая в месяц 15 дней. Там же на фабрике выпускают филе в коробочках но полкило и по 200 граммов, есть консервная линия. Для сбыта продукции в южные страны делают клип- фиск, вялят рыбу, упаковывая в тюки по 100 килограм мов. Тут же продукцию грузят на транспорт, и он о тправляется в далекий путь, выручая за товар хорошие деньги. Конечно, это хороший пример. Только надо иметь в виду, что во всем мире рыбная отрасль дотируется государством. Наши же промысловики брошены на произвол судьбы. А как выйти из тупика, похоже, никто не знает. Беседу вел Эрнст ЗЕЛЕНИН. Иа снимке: капитан Н. И. ШУМИЛОВ. Фото автора. Восемь месяцев прошло с того времени, когда “Р м “ призывал вас, уважаемые мурманчане, прийти на выборы и избрать до стойных депутатов областной Ду мы. И не вина средств массовой информации, и не вина самих кан дидатов, что тогда выборы не состо ялись. Виной стала лишь пассивность самих избирателей: не пошли голосовать. Видно, рассуж дали так: кого ни выбирай - ничего не изменится. А зря. Свято место не будет пу сто. Выборы все равно состоятся. А “РМ“ - ЗА ЛЕВАНОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz