Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.

4 № 45 (4541) 11 - 17 ноября 1994 года 9 0 0 0 0 Люди рыбацкого Севера • Выборы в областную Думу: достойный кандидат вот кто займет место у руля эконо­ мической политики области в ре­ зультате нашего равнодушия - вопрос очень и очень серьезный. Бу­ дет в Думе популист сладкоречивый или грамотный экономист, собствен­ ным делом доказавший умение рабо­ тать и добиваться немалого успеха даже в нынешнем штормовом море так называемого рынка - вот что важ­ но. Тогда, в марте, мы призывали вас отдать предпочтение генеральному директору АО “Севрыбхолодфлот“ Альберту Филипповичу Леванову. Мы старались показать, насколько смело, твердо и грамотно он руково­ дит флотом, спасая его, флот, от не­ минуемого краха, чего так хотелось добиться кое-кому. Мы убеждали вас, что Альберт Филиппович мыс­ лит шире масштабов флота, что он постоянно в гуще проблем области. А еще мы рассказывали о том, как за­ ботится Леванов о детях Мурманска: это и строительство стадиона, это и огромная помощь флотилии “Аль­ батрос “ , это и спасенные жизни мно­ гих и многих малых и старых мурманчан. Импортное оборудова­ ние для роддома, диагностического центра, областной больницы и боль­ ницы “Скорой помоши4 приобретено благодаря именно заботе и настойчи­ вости генерального директора АО “Севрыбхолодфлот “ . Все это и многое другое, что дела­ ют Леванов и его команда, лучше всяких красивых слов свидетельст­ вует: достойный кандидат! Мы ничуть не умаляем досто­ инств других претендентов. И только ваш личный выбор определит луч­ шего. Мы же считаем своим долгом, коль скоро газета “рыбная “ , поддер­ жать именно кандидата рыбаков. А это - правда, свидетельство тому - десятки радиограмм с моря с подпи­ сями экипажей: они - за Леванова. Как нужен в областной Думе ры­ бацкий депутат! То состояние, в ка­ ком сейчас оказались флоты, в немалой степени обусловлено отсут­ ствием в руководстве областью про- фессионалов-рыбаков. То есть тех, кто мог аргументированно защитить интересы тружеников моря. Мне мо­ гут возразить, что, мол, администра­ ция области понимает рыбацкие проблемы. Только ведь из понимания и сочувствия не возьмешь средств на зарплату морякам или на уплату не­ выносимых налогов. Мы - жители Мурманской обла­ сти - всегда считались богачами из- за “домашнего“ моря, полного рыбы. Разве наша с вами вина, что большая часть этой рыбы проплывает мимо нас? Разве наша вина, что цены на рыбопродукцию не “вписываются4 в наш кошелек? И наша ли вина, что один из флотов уже объявлен банк­ ротом, а остальные постоянно под то­ пором: еще чуть-чуть надавят и - раздавят. Это - наша беда. Изменить ситуацию в области под силу про­ фессионалам. Особенно тем, кто смог остановить сползание своего флота в бездну. Да не просто оста­ новить, а еще и устремить в буду­ щее, наполнить его паруса веренностью и финансовой ста- ильностью. А именно так смог сделать Аль­ берт Филиппович Леванов. Вспом­ ните: еще около двух с половиной лет назад “Севрыохолодфлот4 дол­ жен был первым пасть и исчезнуть с лица земли из-за миллиардных “долгов “. А в первую очередь дол­ жна была слететь с плеч голова ге­ нерального директора. Пишу “долги41 в кавычках, поскольку (как уже десятки раз объяснялось) вины флота и его руководства тут нет. Есть только, мягко говоря, не­ совершенство, а проще - глупость законов, регулировавших и в Со­ ветском Союзе, и в перестроечной России валютные операции. Так вот, все поползновения на­ счет уничтожения “Севрыбхолод- флота4 не увенчались успехом. Более того, полным ходом идет его реорганизация, создается мошная современная структура, приобре­ тается лучшее в России промысло­ вое судно, где выпускают такое филе, что его с руками отрывают фирмы США, Англии, Исландии. Рефлагируются суда. Скоро моряки флота будут получать зарплату не в “деревянных “ , чей вес постоянно съедает инфляция, а в валюте. Уже приобретена земля и найден под­ рядчик на строительство коттеджей для моряков флота в Ивановской области. И так далее. Что остается добавить к сказан­ ному? Разве что упомянуть о слу­ хах. Говорят, против Леванова заведено уголовное дело - нет его. Говорят, у него дворец где-то - нет его. Есть родительский дом, только что подремонтированный Альбер­ том Филипповичем. Говорят... Не верьте! А, вот еще. Говорят, Леванов идет в Думу, чтобы иметь депутат­ скую неприкосновенность. Воз­ можно, вы помните, что он долгое время был депутатом областного Совета. А когда не стало этого Со­ вета, остался Леванов “неприкры­ тым44. Коль он в чем то обвинялся, тут-то бы его и хватать, пока нет у него “неприкосновенности “ . А не за что. Так что досужие вымыслы никогда не затмят истину. Они об­ речены на провал, как провалились поиски валюты и другого “компро­ мата “ на Леванова в его гараже, когда переворошили макулатуру - труды классиков марксизма-лени- низма - и ушли ни с чем местные пинкертоны. Победит разум. Это бесспорно. Победит опыт, а не болтовня. Дол­ жен победить на выборах экономи­ чески грамотный человек. Инна БЕРЕЗЮК, обозреватель “РМ“. ак уж получилось, что потомственный помор из Зим- неи Золотицы Н. И. Шумилов в Архангельск на своем судне пришел впервые. А раньше много раз мы встречались с ним в Мурманске, где базируется промыс­ ловый флот рыбаков-колхозников. Познакомились более пятнадцати лет назад, когда ему на “единице “ - АИ 2001 “Торнаприсвоили звание лучшего старпома “Севрыбы44. Капитаном траулера был Ф. И. Ладкин, тоже золотицкий мореход. Он-то и передал Николаю премудрости промысло­ вого дела. После трагической гибели “Торны4 на смену ей пришел современный траулер 44Перле44. Туда Шумилов пришел уже капитаном. Много лет экипаж судна был в числе самых результативных всего Северного бассейна. В последнее вре­ мя Николай Иванович командует транспортным судном “Альдебаран44. Как было не поговорить с бывалым моряком, тем более что жизнь резко изменилась в сравнении с теми памятными временами, когда промысловики показы­ вали класс рыбалки. - Да, работали, старались, - говорит Шумилов. Было будущее, моряки перспективу видели, были у них надежды на получение квартиры, тогда еще дома строили, ездили на курорты. Наш колхоз “Северный рыбак “ развивался, люди жили богаче. - Николай Иванович, но и теперь промысловики в общем-то держат “марку“, как раньше вламывали, так и сейчас. Вот только вокруг них неразбериха какая-то антиэкономическая. - Время побежало непредсказуемое и работает не в нашу пользу. Сейчас все плачутся. Все, начиная от Президента. У колхозного флота даже нет надежды, что будем получать достаточную лицензию на вылов рыбы. Сокращается она с каждым годом, мировых запасов рыоы все меньше. Но беда еще в том, что появляется все больше желающих ловить треску, со­ здаются разные кооперативы, совместные предприя­ тия. В этом году мы бы давно выбрали квоту, но чтобы до осени сохранить ее, суда переключали на креветку, хоть и плохо она ловилась. Иначе цришлось бы флот на прикол ставить, а моряков всех в отпуска гнать. - Нофлот кормвггна побережье 18 колхозов, темболкч* что из-за баснословных цен на транспортные расходы все производства з селах стали убыточными. В Архрыб- колхозобъединении 46 таких сел. А кооператоры кого кормят? - Кооператорам работать одно удовольствие. Они набивают только свои карманы. У нас же самый боль­ ной вопрос - это отсутствие денег. После изнуритель­ ных рейсов моряк берет отпуск и ждет месяц-два. чтобы получить их. На себе испытал, когда отпускные только после отпуска получал. В порту между рейсами об отдыхе экипажа, как э го когда-то делалось, и речи не может быть. Практиче­ ски нарушена вся структура снабжения судов. Раньше был централизованный магазин для обеспечения про­ дуктами. Сейчас моряки вынуждены закупать все са­ ми за наличные деньги. Перешвартовки тоже отнимают время. Не можем к причалу рыбного порта встать: у нас уже давно нечем платить. Отсюда нет возможности и правильно спланировать рабочий день, чтоб дать возможность отдохнуть людям.Судно все время на рейде, а это опять же морские вахты, надо держать двигатель в готовности. Погрузка, снабжение, получение топлива, воды - все усложнилось в несколько раз. - Николай Иванович, насколько известно, портовые власти с рыбаков берут деньги уже за вход в Кольский залив. - Действительно это так. Обидно даже. Идет свой ко­ рабль, прописанный в Мурманске, и мы же должны запла­ тить по 30 центов за каждую регистровую тонну судна. Но это еще не все. Поборы начинаются гораздо раньше, когда траулер войдет в 12-мильную зону своих же вод. Мы не можем подходить к российским берегам, чтобы с судна на судно перегрузить продукцию, надо платить 150 долларов с каждой тонны. А производить выгрузку в открытом море не дают волны. Мы даже от шторма не можем у родных берегов укрыться, так как, имея на борту продукцию, обязаны платить пошлину. Даже больного на берег сдать не хватит никаких денег. В общем, даже перевыполнив рейсовое задание, мы мо­ жем обанкротиться. Не знаю, из каких соображений создавалась такая система. Это же вредительство! Разве можно душить производителя, разве можно таким методом поднять экономику страны? Не будет производителя - ничего не будет. Арифметика-то школь­ ная. Торговые сделки кооператоров, купля и перепродажа - это же самоедство. Рыбаки продукты питания добывают, а им все новые создаются проблемы, то ли местной властью, то ли Мос­ квой. - Николай Иванович, может, настало время, когда летом вы­ годнее в Архангельск стда направлять? - Надо подумать. Конечно, переходы с промысла много вре- ЬО’ I ? мени съедать будут. Но отзывы моряков, побывавших на Север­ ной Двине, хорошие. Если наладить в Архангельске комплекс­ ную обработку судов, создать ремонтную базу, а мощный холо­ дильник, где мы можем делать запасы рыбы, уже работает, то выход есть. Тем более и свой магазин открыли. Ассортимент продукции бы еще улучшить. - Конечно, во всем мире давно рыбопродукция в мелкой расфа­ совке выпускается. Красочные пакетики и раскупают лучше. У нас же на судах традиционные десятикилограммовые мороженые бри­ кеты. В магазине продавец кувалдой их разбивает. - Совершенно верно. За последние три года’ я во многих странах побывал, те самые брикеты возил. Туда, в цеха, где занимаются переработкой рыбы и продают продукцию уже в несколько раз дороже. Участвуя в сдаче полуфабриката, я контачу с мастерами, рабочими, кстати, чистота в цехах идеальная, кругом белым-бело, и везде вижу, как выпуску продукции повышенного спроса уделяется самое присталь­ ное внимание. Несколько вариантов расфасовки, несколько сортов - отсюда и спрос потребителя, и доходы производите­ лям. Такие небольшие фабрики пора бы строить рыбакам- колхозникам. - Пока же траулеры флотов российских Европу всю обеспе­ чивают сырьем, Норвегию треской завалили. Их рыбообработ­ чики за счет этого процветают. Недавно в одной деревеньке я там побывал. Домов 15 всего насчитал, кругом голые скалы. Зато на причале цех рыбообработки с новейшим оборудовани­ ем, за счет его и живет местное население. - В Норвегию на “Альдебаране4 мы часто треску возили. Контакты этой страны с российскими моряками традицион­ ные, однако есть одно “но“. Норвежские соседи давно поня­ ли, что наши рыбаки в безвыходном положении. Мы сами не думаем, да и не умеем, а может, и не хотим заниматься выпуском пищевой продукции на современ­ ном уровне, и все равно к ним придем с поклоном со своим сырьем. Поэтому на Западе нам диктуют условия, ищут причины, любой маленький нюанс используют, чтобы заплатить меньше. Цены на треску резко упали. Но, думаю, что с Норвегией нам не следует прерывать связи, это самая ближайшая к нам страна, нужно только правильно строить рыночные отношения, оыть равно­ правными партнерами на основе взаимовыгодной торговли. - НиколайИванович, чтож, мытак ибудем всюжизнь торговать сырьем или просматривается иной выход? - Нам есть с кого брать пример. Я хочу сказать об Исландии, которая находится в гораздо более сложных климатических условиях. Там практически летом не тает снег. Однако они ухитрились за счет добычи и правильной обработки рыбы и ее сбыта повысить и уровень жизни, и занять первое место в Европе и второе в мире. Именно в этой области. Характерно, что исландские промысловики перешли на малотоннажный флот с экипажем судна 2-3 челове­ ка. Ловят они в основном на механизированные удочки японского производства. У них есть поисковые приборы, есть показатели, где, на каком крючке клюет рыба. Трудоемких процессов нет, промысловик от усталости с ног не валится, как у нас. И каждый их катерок за смену привозит 300 - 400 килограммов трески. Судно обходится без пограничников и таможни. Нет у них ни моринспекции, ни врачей, ни пожарников, ни других комиссий, из-за которых у нас теряется масса времени. И что меня больше всего удивило - выгрузка, которая проходит минут 10 - 15. На причалах стоят механические краны. Рыбак оставляет улов, пишет помер судна, свою фамилию и снова уходит в море. Суденышки идут непрерывной чередой. Здесь все по­ строено на доверии. Улов взвесят, отправят на обработ­ ку. Рыбак знает, что с каждого килограмма трески он получает один доллар прибыли, работая в месяц 15 дней. Там же на фабрике выпускают филе в коробочках но полкило и по 200 граммов, есть консервная линия. Для сбыта продукции в южные страны делают клип- фиск, вялят рыбу, упаковывая в тюки по 100 килограм­ мов. Тут же продукцию грузят на транспорт, и он о тправляется в далекий путь, выручая за товар хорошие деньги. Конечно, это хороший пример. Только надо иметь в виду, что во всем мире рыбная отрасль дотируется государством. Наши же промысловики брошены на произвол судьбы. А как выйти из тупика, похоже, никто не знает. Беседу вел Эрнст ЗЕЛЕНИН. Иа снимке: капитан Н. И. ШУМИЛОВ. Фото автора. Восемь месяцев прошло с того времени, когда “Р м “ призывал вас, уважаемые мурманчане, прийти на выборы и избрать до­ стойных депутатов областной Ду­ мы. И не вина средств массовой информации, и не вина самих кан­ дидатов, что тогда выборы не состо­ ялись. Виной стала лишь пассивность самих избирателей: не пошли голосовать. Видно, рассуж­ дали так: кого ни выбирай - ничего не изменится. А зря. Свято место не будет пу­ сто. Выборы все равно состоятся. А “РМ“ - ЗА ЛЕВАНОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz