Рыбный Мурман. 1994 г. Ноябрь.

14 № 44 (4540) 4 - 10 ноября 1994 года О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О Жгучая проблема х з о о о о о о о о о с х э о о о о о о о о о п РЫБАКЗАПОЛЯРЬЯ" или (Начало на 1-й стр.) “НАСЛЕДСТВО* Нынешний директор пансиона­ та Шота Сергеевич Чхеидзе 20 лет ходил в море на судах “Мур- манрыбпрома". В это кресло сел чуть больше года тому назад. А до него 18 лет командовал панси­ онатом С. И. Ковальский. Как рассказывают нынешние работ­ ники “Рыбака Заполярья“ , он се­ бя берег, наверх (в столовую, в коттеджи) поднимался не более двух раз за сезон. И хотя в те времена пансионату не было от­ каза в средствах, директор, тща­ тельно избегал лишней для себя мороки, будь то серьезный (а не косметический) ремонт, будь то разработка проектов реконструк­ ции пансионата или строительст­ ва жилого дома. Его любимая поговорка - “Пока не надо“ . Кот­ теджи подкрашивали, потолки бе­ лили, крыши латали. Более того: увидев подгнивающие цоколи коттеджей (не закрасишь!), ди­ ректор распорядился облицевать оные камнем. Красиво стало. Только вот незадача: “забыли" отдушины сделать в камне, и вся сырость из подвалов пошла на­ верх, породив грибковое “заболе­ вание" стен и потолков. Теперь сколько ни бели потолок или сте­ ны, все будет осыпаться, расцве­ тая сине-серой плесенью. Впрочем, это не единственная беда из доставшихся в наследство новому директору: паутина гни­ лых труб теплотрассы и водо­ снабжения протяженностью 50 километров (!). Разрушенная сантехника. Затопленные подва­ лы. Доведенные до полнейшей разрухи столовая и прачечная. И, наконец, пансионатский счет в банке, где в “плюсе" - 22 рубля, а в “минусе", то бишь долг, - 42 миллиона рублей. К тому же статус пансионата - АОЗТ, то есть не дочернее пред­ приятие "Мурманрыбпрома", не его подразделение, как это было на протяжении 50 лет, а акцио­ нерное общество закрытого типа, считай, самостоятельная фирма. Только ведь теперь даже школь­ нику ясно, что начинать самосто­ ятельную жизнь, не имея в кармане денег, а тем более с дол­ гом в десятки миллионов, не про­ сто сложно, а слишком сложно. Я и спросила Шоту Сергееви­ ча: - О чем вы думали, соглаша­ ясь на эту должность? - Я хотел возродить пансио­ нат. - Это - от авантюризма или... - Нет, я верил в свои силы. И сегодня не сомневаюсь, что вытя­ ну. Мне сейчас очень нужна по­ мощь. Но - флотов. Пока я две недели отдыхала в пансионате, не раз видела, как подъезжали очень красивые ма­ шины, из них выходили очень "крутые" ребята и направлялись в кабинет директора. А он потом смеялся: "Опять предлагали де­ сятки тысяч долларов, только продай хоть один коттедж". Не надо быть ясновидящим, чтобы понять намерения покупа­ телей: сначала один коттедж, в котором сделать то ли казино, то ли швейный цех, а там уже при­ брать к рукам и всю эту жемчу­ жину. Но Чхеидзе стоит твердо: ‘Пока я называюсь директором, пансионат останется рыбацким". ОСЕННИЕ этюды Заканчивался бархатный се­ зон. Теплые, даже жаркие дни сменялись холодными, дождливы­ ми. Потом опять сияло солнце, пели птицы, цвел олеандр, стря­ хивали капли дождя с лепестков розы. Пансионат закрывается. Он, ко­ нечно, мог бы и зимой принимать отдыхающих. Но... Я попросила директора показать мне сегодняшнее состояние пансио­ ната. Мы начали с пляжа. Всем сооружениям здесь около полувека. Металл - трубы, на кото­ рых стоит ангар для шлюпок и вод­ ных велосипедов, уголок толщиной около пяти сантиметров - на нем стоит домик спасателей, - все на­ столько прогнило, что металл кро­ шится, как истлевшая бумага. Сам плавинвентарь держится на золо­ тых руках Василия Алексеевича Подкопаева (начальника ангара) и его команды. Все оборудование ржавое, закручено проволокой и другим подсобным материалом. А ведь этот плавинвентарь, хоть и не в дальний рейс уходит, все же на море работает. Электрооборудова­ ние, с помощью которого спускают­ ся эти шлюпки-велосипеды на воду, настолько допотопное, что только в этом сезоне его ремонти­ ровали... 70 раз. Хорошо еще, нахо­ дились бескорыстные люди и чинили за 10 тысяч. А чтобы заме­ нить, например, железную "рель­ су "-кран-балку, потребуется плавкран, стоимость его использо­ вания 500 тысяч рублей в час, а ремонтировать надо примерно ме­ сяц. Тут еще нежданный расход. Есть в Адлере "контора", которая ведает укреплением морского бере­ га. Утащило штормом гальку с пля­ жа - пригонят несколько машин, засыплют берег. Все. И это "удо­ вольствие" стоит 28 миллионов рублей. А попробуй отказаться, мол, за половину этой суммы сам справлюсь, - вообще закроют пляж. Сколько новый директор выло­ жил денег из собственного карма­ на, сейчас и не счесть. Начиная с покупки штепселей для радиопри­ емников и дверных замков (первые - отрезают, вторые - вышибают са­ ми отдыхающие) и заканчивая личными договорами со специали­ стами. Поскольку официально оформлять договор и покупать не­ обходимое будет неизмеримо доро­ же. Вот пример: пригласил Чхеидзе опытных инженеров, чтобы обсчи­ тали стоимость восстановления трех коттеджей. Те сказали: при­ мерно 500 миллионов. Где взять такую сумму? Шота Сергеевич на­ шел двух специалистов-беженцев, и те за миллион привели коттеджи в нормальное состояние. Тот же ре­ монт электротехники на пляже. Или ремонт, вернее, восстановле­ ние, загробленного в былые годы автопарка. Или... Огромнейшее хо­ зяйство, доведенное до плачевного состояния, конечно, требует очень больших денег. Это - впереди. А вот продержаться этот сезон, не опустить руки под тяжестью бес­ прерывно возникающих проблем и при этом завоевать глубокое ува­ жение и понимание всего коллек­ тива - уже искусство. ДИРЕКТОР И ЕГО КОМАНДА Те, кто остались работать в пан­ сионате (а я разговаривала почти со всеми), очень тепло отзываются о директоре. Многие жалеют его: настолько трудное досталось ему наследство, сколько приходится ез­ дить по разным начальственным кабинетам. Рассказывали, что Шо­ та Сергеевич постоянно на террито­ рии пансионата: то ли пробежит-глянет в котельную (а там проблем - море), то ли пройдет по столовой, чтобы не только душу, но и все мясо вкладывали в котел, то ли пройдется, вглядываясь, не шастают ли по территории “чу­ жие" или злоумышленники. А уж поездить по начальству Чхеидзе пришлось немало. Вот один из примеров. Надо было “вы­ бить" в администрации право на владение землей пансионата, чтобы не платить за ее аренду. Чего это стоило директору - целая история. Но добился-таки. К слову: всего несколько здравниц имеют такое благо, в основном все - арендаторы. Чаще директор ездит по "каби­ нетам" с инженером пансионата Анатолием Яковлевичем Чубайсом. Это не просто многоопытный спе­ циалист, но принципиальный чело­ век. Трижды он приходил сюда работать при Ковальском и столько же раз увольнялся: не мог числить­ ся на должности, ничего не делая. А как пришел директором Чхеидзе - словно крылья выросли. Разрабо­ тал два варианта реконструкции пансионата, суть которых в поэтап­ ном сносе ветких коттеджей и за­ мене их комфортабельными новыми. И несмотря на весьма сложное финансовое положение "Рыбака", Анатолий Яковлевич настаивает на том, чтобы уже сей­ час браться за это дело. Ведь если проект устареет, то мороки и за­ трат не оберешься. Одних подписей под ним требуется аж 22 штуки. А еще Чубайс настаивает на не­ медленном строительстве 150-квар­ тирного жилого дома, куда потом переселятся те, кто живет на тер­ ритории пансионата. Когда-то (лет 30 - 40 назад) там жили работники "Рыбака", а теперь - совсем посто­ ронние люди. От них множество проблем. К тому же на этой терри­ тории разместятся еще несколько коттеджей. Самое главное для стро­ ительства в Сочи - добиться выде­ ления земли. И "Рыбаку" она выделена, причем "чистая", без предварительного сноса. Редчайший случай! Чхеидзе и Чубайс отыска­ ли спонсора, и теперь дело пойдет. Добились решения и еще одной нерешаемой проблемы. Жилой дом в Кудепсте, где тоже когда-то жили "свои", с начала своего существо­ вания ни разу капитально не ре­ монтировали. А если учесть, что строители "оснастили" этот дом старыми трубами, то понятно, в ка­ ком он сегодня состоянии. Но коль скоро дом - собственность пансио­ ната, то сейчас надо срочно пересе­ лять жильцов и браться за капремонт. А это - миллиарды. Ко­ роче, добились: надо местным жи­ лищным властям перечислить 180 миллионов, и они берут дом к себе. Им проще: база ремонтная, матери­ алы, специалисты - без проблем. Души не чают в директоре и другие работники пансионата. Хотя и строг Чхеидзе, говорят, требова­ телен, но справедлив. Чего нахлеб­ ников держать? После того как Шота Сергеевич уволил 140 чело­ век, пришлось, например, трем гор­ ничным справляться за 12 работниц. Может, в особо горячие денечки и ругали они директора. Но сейчас, в конце сезона, говорят о нем с уважением. Вспоминают женщины-работни­ цы, как Шота Сергеевич в День рыбака созвал весь коллектив в столовую, на каждом столе стояло шампанское, каждой женщине он вручил коробку конфет. И тут на лестнице вдруг запели... цыгане. Потом они поднялись наверх и не­ сколько часов пели и плясали для всего коллектива пансионата. Это Шота Сергеевич пригласил цыган­ ский ансамбль из знаменитого со­ чинского ресторана (150 тысяч рублей в час - все из личного кар­ мана директора). Люди, можно сказать, влюблен­ ные в пансионат, глубоко пережи­ вающие за него, окружают сейчас директора. “Нам бы помочь сейчас, - говорила мне администратор Зоя Павловна Синченко, - и тогда ни одна заграница с нами не сравнит­ ся".. И взволнованно перечисляет все те прелести, которыми на са­ мом деле отличается "Рыбак". А Наталья Анатольевна Плахот- нюк, почти четверть века отдавшая пансионату, вообще человек нео­ быкновенный. Мало того что она заведует всем хозяйством "Рыба­ ка", еще и все сама стирает, еще и командует кафе. По 16-17 часов в день работает, не хмурясь, не бур­ ча и не сетуя на тяготы. Обаятель­ ная улыбка и готовность сделать для каждого приятное. Иными сло­ вами, эти люди (имею в виду ос­ тавшихся в пансионате) понимают свою роль: создать отдыхающим максимум удобств и хорошее на­ строение. И еще: здесь же, в здании адми­ нистрации, работают медики: врач Тамара Ивановна Соколова, стома­ толог (говорят, уникальный специ­ алист) . Приходит (если требуется) массажист. А если у вас еще более серьезные проблемы со здоровьем, пансионатский авто­ бус вас будет возить в Мацесту на целебные ванны. А что касается директора и его отношения к людям, то, думаю, весьма красноречиво скажет об этом такая его мысль: - Если не удастся найти деньги, а сейчас надо выдать людям зарп­ лату и отпускные, то поеду в Мур­ манск, продам квартиру, машину, гараж и выплачу. Иначе как? Я обещал, я обязан сдержать слово. А на мой вопрос по поводу "крутых" покупателей пансионата Шота Сергеевич ответил примерно то же: - Буду я работать в пансионате или в другом месте - жить буду все равно в Мурманске. И если по моей вине или из-за меня рыбаки лишатся своего пансионата, как я буду смотреть в глаза людям? Поэ­ тому я отказываюсь от всех пред­ ложений, от всех "конвертов". Договор со спонсорами - пожалуй­ ста, но только в интересах пансио­ ната. АУ, РЫБАКИ, ОТЗОВИТЕСЬ! Весной нынешнего года Шота Сергеевич попросил опубликовать в "РМ" призыв к руководителям флотов: уважаемые, сделайте хоро­ шее дело, внесите предоплату за будущие путевки ваших подчинен­ ных в "Рыбак". Это поможет при­ вести пансионат в надлежащее состояние к сезону. Думаете, кто-нибудь отклик­ нулся? Никто. Кроме самого "Мур­ манрыбпрома". Отправили в пансионат всяческое снабжение на 400 миллионов рублей. И “заполу­ чили" четыре коттеджа для работ­ ников своего флота. В итоге семья из трех человек отдыхала 24 дня всего за 200 тысяч рублей. Замечу: сейчас в любом сочинском доме от­ дыха или пансионате стоимость од­ ной путевки на 20 дней колеблется от двух (совсем плохие условия) до трех миллионов рублей. А в "Рыбаке Заполярья“ на 24 дня - около 700 тысяч рублей. Тоже не­ малые деньги (дорога отнимает еще около 500 тысяч). Но вдвое- втрое меньше, чем в других здрав­ ницах. • А что касается самих условий отдыха, то здесь, в "Рыбаке", они не идут ни в какое сравнение с теми, что из стекла и бетона. Там жарко. Там несвобода. Там в но­ мере-комнате чувствуешь себя то ли в гостинице, то ли в больнич­ ной палате. Там проблема с ма­ лыми детьми - где кормить, куда отпустить погулять. А здесь, если в столовой пища не устраивает, купи продукты, положи в холо­ дильник и свари на плите то, что ребятенку надо. На территории "Рыбака" не ездят машины. Вы­ пустил - и пусть дите носится по зеленой травке, качается на ка­ челях или просто валяется в те­ нечке. Кстати, о питании. Только я приехала, встретила знакомого моряка. И он сказал: "Вы напи­ шите, как здесь стало хорошо, как чисто, как стали кормить в столовой. Я часто сюда приез­ жаю, так что есть с чем срав­ нить". И действительно, питание здесь очень даже приличное. Спросила об этом директора, мол, в нынешнее время нелегко... Шота Сергеевич сказал: - Я начал свою работу здесь с того, что уволил 140 человек. - Сколько?! - 140. Кто не болеет душой за пансионат, а видит в нем кор­ мушку, - до свиданья! Мне одна из работниц столовой тоща заяви­ ла: “Вы что, хотите, чтобы за 100 тысяч я вкалывала да не могла 2- 3 пакета продуктов взять? Ищите дуру“. Я выгнал. Сказал всем в столовой, что в котел не только душу надо вкладывать, а и то, что положено по рациону “ . Ох как обижались, когда я их по не­ скольку раз в день проверял. По­ том привыкли. Так вот, я отвлеклась. Если бы руководители флотов, профкомы тогда, весной, внесли энные сум­ му, многие ггроблемы пансионата были бы уже решены. А самое главное - “Рыбак Заполярья" без каких-либо сомнений и колебаний остался бы навсегда местом отды­ ха именно рыбаков. Молчаливый отказ наших флотоводцев поддер­ жать пансионат в трудный час вынудил директора приглашать на отдых сибиряков, уральцев, белорусов. Оно бы ладно, пусть отдыхают. Только ведь для рыба­ ков этот рай строился, на их деньги. Потерять этот рай можно за один день. От покупателей от­ боя нет. Что они потом тут сдела­ ют - неведомо. Но уж в любом случае о Северном бассейне не вспомнят ни разу. * * * Я увидела все своими глазами. И уже как человек не посторон­ ний для рыбаков-северян, "забо­ лела" проблемами выживания пансионата. Ну неужели в сер­ дцах руководителей флотов, профкомов (кроме “Мурманрыб­ прома") столько равнодушия к своим работникам! Неужели дей­ ствительно теперь властвует из­ речение “Это не моя проблема, это - твоя“?.. Неужели пансионат будет вынужден сменить свое на­ звание? Инна БЕРЕЗЮК, спецкор “РМ“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz