Рыбный Мурман. 1994 г. Май.

№ 21 (4517) 27 мая - 2 июня 1994 года Мастера к» о щ ш т ш ш т ш ш V.V.V.V \vv.-.v.v.v «S’-XW v/Ky 11 ■У/УУУ- :-<:< ууууу :ж ™ ж ■ !у/л Ш па а .VAV.VX' j Vfif- M ;. >£8Шх*й ■ . .. ; А за окном весна. Умба-ре- чка шумит. Старый мост совсем порушен, стал пешеходным (что-то с тобою станется, дере­ венька?..) , две сосенки во дворе. Под окошком тюк да тюк - Тузов справляет грустную работу: крест могильный нужен, молодая соседка умерла, Лида Кожина, больше крест сделать некому, в деревне остались одни старуш­ ки. Между рамами алая рябина кистями. Весной напоминает об осени. И - вязаночки тесовых “бревен“ на подоконнике. Для будущих храмов, время перед которыми бессильно. Сергей АРХИПОВ. дер. Умба. Фото Аркадия КОЖИНА. ОТ РЕДАКЦИИ. Уверены, что благородное и уникальное ис­ кусство Германа Тузова не пропадет бесследно. Божий дар его не случаен. Хочется верить, что, как бы ни было трудно нам сейчас (а россиянам трудно всегда!), коренные мурманчане, музейные работники, церковь наша, которую видим Мурманской епархией, краеведы и не в последнюю очередь власти (дабы не звались в народе варягами) подхватят драгоценную для всех нас идею восстановления памятников деревянного зодчества на Коль­ ской земле. На этом пути и са­ мый малый шаг - подвиг. земных культур. Альбина рас­ сказывает историю, как корова Ветка вскарабкалась по крутым камням на вершину скалы и от­ туда долго смотрела на свою де­ ревню - и горько, и смешно. И что зимой в деревне одиноко, сумрачно и пусто, дачники наез­ жают в покосившиеся дома пра­ родителей только по весне, править огороды. Про мужа хо­ зяйка рассказывает с особым почтением. А сама совсем не де­ ревенская. Работала в Мурман­ ске в проектном институте. В Умбе уже училась всему на хо­ ду: как корову доить, за птицей ходить ( “Не живет в Умбе пти­ ца, не живет...№) , как вести хо­ зяйство, чтобы и к Масленице погреб не пустовал. В соседней комнате тумба, сделанная из бочонка (или в ви­ де бочонка?). Старенькая швей­ ная машина, высокая кровать, чистые полотенца. А это еще что за головоломка - куб, сложенный из резных де­ ревянных плошечек? “Ширку- нок, - поясняет хозяйка. - Внутри горошина. Рыбаки используют для приманивания рыбы. Гороши­ на застучит, а в воде такой звук, будто самочка хлопочет “ . Полка книг - все потрепан­ ные, зачитанные, ни одной цве­ тастой обложки: “ 15 проектов судов“ , “Столярные работы в сельском доме“ , “Древнерус­ ское искусство “ , “Кольская земля“ , Михаил Булгаков, “По- бережник“ нашего Владимира Смирнова... Горница о три окошка встре­ тила незнакомых гостей привет­ ливо и просто, как и хозяйка дома, стряпавшая у большой бе­ лой печи. Быт деревенский неза­ мысловат, но горожанину в диковинку даже самая незамет­ ная деталь. Перелистанный до 5 мая календарь на стене; рядом висит на гвоздике фонарик - в подпол спускаться; радио - на резной полочке; за электропро­ вод - извечная деревенская при­ вычка - засунуты справочки, квитанции и - примета времени - долларовая бумажка в качестве сувенира. Кованый сундук у входной двери, покрытый мед­ вежьей шкурой, самодельный деревянный стол у окошка, на нем самовар; оленьи рога, огу­ речная рассада на другом окне, картофель хранится в ящиках, подушечка-игольница на зеле­ ных обоях. Соседями - духи “Опиум “ и ящичек с деликат­ ным столярным инструментом: тонкие резачки, шлифованные до зеркального отражения стаме­ ски. В красном углу - образа. Бог и труд - вот главные добро­ детели хозяев этого дома в де­ ревне Умба, что на берегу быстротечной одноименной ре­ чки, впадающей в Белое море. Сюда, в этот дом, повадились ездить заморские гости. Подолгу беседуют с хозяином, Германом Тузовым, цокают языками - что- то им очень нравится и сильно удивляет. Нет, не дом, который Герман сам себе построил мно­ гим на зависть. И не образцовое хозяйство - корова, единственная в деревне, овцы, поросята, огород и прочее. Не угощения Альбины Владимировны, жены, и не речи Германа Васильевича - колючие, через русский матюжок, но уди­ вительно грамотные, сильные, живые, а совсем другое влечет сюда людей - старинные север­ ные храмы. И те, что давно уж пожжены, порушены правнуками древних зодчих, и те, что еще стоят под натиском атеизма и со­ ветского бескультурья. Макеты. Бревнышко к брев­ нышку, щепочка к щепочке при­ лажены с поразительным тщанием и любовью. Вот Вар- зугская церковь Успения стоит на телевизоре, как раз под обра­ зами - мы, мурманчане, едва ли видели ее даже на картинках. Понойская, которой было 400 лет, когда ее спалили. Столетняя Умбская церковка - на улице од­ ни стены остались от бывшего “клуба“ . Борисоглебская - этот макет заказали Тузову норвеги, приедут и увезут. Другой макет увез за океан американец Стив, от благодарности чуть не плакал, да рубашку с себя - все, чем мог выразить свои чувства. Потом прислал Герману письмо и чемо­ дан с фирменным японским инс­ трументом для резьбы по дереву. Хороший, нужный подарок. А наши что-нибудь заказыва­ ют ли? Помогают ли чем масте- ру-самоучке? Нет, не заказывают, не помогают. На­ шим это не нужно: что проку в горелых церквах, поповских уте­ хах! Тузову эта тема - пилой по сердцу. Не хотят современнички старину беречь, не желают вос­ станавливать шедевры собствен­ ной культуры, истинные памятники русскому духу. Жечь - готовы, с топором на кресты и колокола - пожалуйста, с флаг­ ами кружить вокруг каменного идола - “святое“ дело! Ему бы бросить гиблое это занятие, Тузову. Ну-ка ездить да выспрашивать у старух, как она выглядела, церковка, да к а ­ кие купола, сколько окон, в ар­ хивах рыскать, а потом над каждым бревнышком корпеть. Или дел по дому мало! Жил бы для себя, для жены, все ведь есть. Нет, упрямый, вопреки ленивой эпохе прет: восстано­ вить все кольские храмы в ма­ кетах - и точка. А после него найдется еще один такой же - и по макету отстроит в рост. И словно не было ни пламенных атеистов, ни пыльных лабазов под святыми деревянными кре­ стами. Интересно бродить по их до­ му. Зеркало в резной раме, та­ кие же узорчатые рамочки у старой фотографии, у портретов царю Алексею Михайловичу, первому из Романовых, и по­ следнему государю-императору. Избушка на курьих ножках - для дитя просто восторг. Неруко­ творная раковина-кольцо из ка­ па, резные наличники, полка для посуды - все, что делает русский уклад неповторимым в ряду ино­ бимых образов в русском православии. Третья группа “Праведники живут в веках“ повест­ вует о пророках, апостолах, святых. И четвертая, “Иконы - праздники44, рассказывает о библейских сюжетах, посвященных Рождеству, Успению, Вознесению, Благовещению, Крещению... Выставка продлится около полугода, затем иконы пла­ нируется передать Никольской церкви или временно хра­ нить в запасниках музея, если реставрация церкви затянется. И дай Бог здоровья тем людям, которые беспокоятся об этих святынях православия! Георгий ШАБАЛИН, наш внешт. корр. ВЫСТАВКА ИКОН Горбачевская перестройка, реформы Ельцина приносят обновление и возрождение церкви Христовой по всей ве­ ликой России. Не обошел этот процесс и Мурманский край. Об этом, в частности, говорит выставка “Северная икона XYII-XIX веков. Никольская церковь, село Ковда44. Она открылась в Художественном музее Мурманска. Предваряет экспозицию икон картина старейшего мур­ манского художника Н. М. Морозова “Ковда44, где изобра­ жена Никольская церковь. На выставке вы не увидите шедевров иконописи, но ико­ ны достаточно добротные, прошедшие реставрацию. Ныне и сама Никольская церковь на реставрации. А иконы в свое время долго лежали на складе и, естественно, пришли в плохое состояние, что видно из фотографий недавних вре­ мен, также представленных на выставке. Спасли наши иконы в прошлом году московские реставраторы. Иконы на выставке сгруппированы по определенным темам. Например, первая группа получила название “Со­ храни и помилуй44, это в основном изображения Иисуса Христа. Вторая называется “Утоли мои печали44, посвя­ щена лику Богородицы - одному из самых лю­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz