Рыбный Мурман. 1994 г. Май.
Политабзац № 21 (4517) 27 мая - 2 июня 1994 года Е ще несколько месяцев назад самой больной темой для Виктора Степановича Черномыр дина была тема внутриправительственных разбо рок. По крайней мере, наиболее горячо и болезненно реагировал он на пересуды о том, что же опять не поделили “реформаторы “ и “консер ваторы“? Правительство едино! - вопреки очевид ным фактам не уставал повторять премьер. После того, как “единое “ правительство развалилось со скандалом, взаимными претензиями и ультимату мами, у руководителя кабинета министров появи лась новая головная боль. Теперь ему приходится доказывать, что никакого исхода реформаторов не было и в помине, ведь оставшиеся министры и ви це-премьеры ничуть не меньше реформаторы, чем те, которые ушли. Судя по всему, Виктор Черномырдин никак не хочет войти в российскую историю в качестве премьера-консерватора. Он искренне настроен на реформизм. В том, конечно, смысле, в каком он этот реформизм понимает. Как же понима ет реформы глава кабинета минист ров Российской Федерации? Самое существенное, что было ска зано самим Виктором Степановичем по этому поводу: обновленное прави тельство отказывается от “жестких монетарных методов “ управления экономикой и переходит к методам “немонетарным“. “Немонетарными “ же методами премьер собирается ре гулировать и инфляцию. первый квартал. То - заморозит принятие постанов ления, предполагающего безумные финансовые вли вания в АПК и берется поддерживать самые жесткие кредитные ограничения, предложенные Минфином. Хочется, видимо, одновременно и отраслевикам уго дить, и доказать всем, что сдерживать инфляцию ре форматор Черномырдин сможет ничуть не хуже реформатора Федорова. Однако такая политика обречена. Потому что по рочна сама логика реформирования “по Черномырди ну “. В свое время Борис Федоров высказал крамольную, на первый взгляд, мысль: никакой “се лективной структурной поддержки “ производства со стороны государства не может быть в принципе. По тому что прогнозировать ситуацию на двухстах ты сячах государственных предприятиях, а тем более пытаться повлиять на нее не сможет никакой, сколь Отставные “монетаристы“ уже не раз прошлись по этому самому “немо нетарному “ регулированию цен, не без злорадства замечая, что подобные методы экономической науке до сих пор были неведомы. Однако для “но вых реформаторов “ ссылки на эконо мическую науку, похоже, не являются веским аргументом. Их ло гика идет “от жизни “, и она такова: цены растут потому что товаров мало. А товаров мало, потому что прави тельство дает мало денег на развитие производства. Следовательно, верно и обратное: будут деньги - будут и то вары - будут снижаться цены. Однако эта “логика жизни “ может быть абсолютно бесспорна разве что для “человека от земли “ Александра Харлампиевича Заверюхи. Но Виктор Степанович Черномырдин, на котором уже больше года лежит ответственность за эконо мическую политику кабинета министров в целом, очевидно, прекрасно понимает: если деньги, дейст вительно, будут для всех, то будет гиперинфляция - и ничего больше. И вот обновленное правитель ство вносит свой вклад в теорию реформаторства: деньги, конечно давать нужно, но не всем, а выбо рочно. Такая вот “селективная структурная под держка “. “Селективной структурной поддержкой “ или “переструктурированием “новые реформаторы “ и козыряют перед сошедшими со сцены “монетари стами “. Вас, мол, далеких от производства умни ков, волновало только то, как бы денег поменьше дать и перед МВФ отчитаться по вашим, монета ристским, показателям. Мы же, производственни ки-государственники озабочены глобальной проблемой экономики в целях ее выживания. Такая логика реформирования ставит перед пра вительством Черномырдина две основных задачи. Первая - хорошо подсчитать, сколько же денег на до давать, чтобы и производство поддержать, и ги перинфляции не допустить. Вторая - кому их давать, дабы удержать на плаву всю “националь ную промышленность “. Виктор Степанович добросовестнейшим образом решает эти задачи. Он отчаянно балансирует меж ду поддержкой отраслей и сокращением бюджетно го дефицита. То вдруг пообещает деньги и даст “добро“ на увеличение бюджетных расходов сверх лимитов, установленных указом Президента на угодно многочисленный государственный аппарат. Если, конечно, мощь этого аппарата не покоится на насилии, ГУЛАГе и попрании всех политических, экономических и просто гражданских свобод населе ния. Тут уместно будет процитировать любопытный до кумент - отчет Промстройбанка России под названи ем “О работе отдела экспертизы Инвестиционного департамента в 1993 году“. Через этот банк государ ство финансировало конверсионные и инвестицион ные программы. То есть, осуществляло ту самую “селективную структурную поддержку “. Вот как оценивают специалисты банка качество проектов, предложенных государством к финансиро ванию: Программы, как правило, слабо проработа ны, не продуманы. В них отсутствуют экономические расчеты и обоснования... Не проработаны вопросы цены и рынков сбыта; обеспеченности поставок сырья, комплектующих изделий“. В итоге из 125 прошлогодних государственных программ банк ото брал для кредитования только 86, да и те ему при шлось существенно подкорректировать. Нередко, замечают эксперты Промстройбанка, го сударство предоставляет льготные кредиты для фи нансирования “заведомо неконкурентноспособной продукции “. Блестящий пример: серпуховский ради отехнический завод “Ратеп“. В 1992 году он не справился с конверсионной программой - выпуском электромясорубок, кухонных комбайнов, электромик серов. А в 1993 году “выбил“ 105 миллионов рублей “на завершение работ и обеспечение ввода мощно стей “. Когда же специалисты банка стали выяснять, как серпуховчане собираются “завершать“ и “обес печивать “, то выяснили: перепрофилирование станет реальностью только при условии получения кредита в размере 657,4 миллиона рублей. Но даже при та ких объемах финансирования заводчане смогут вы пускать продукцию с низким уровнем рентабельности и по высокой цене. То есть, продук цию неконкурентноспособную. Вот она, селективная структурная поддержка“ в действии: государство готово было отдать 105 миллионов, дабы в течение года славные ратеповцы получали деньги за... Да ни за что. А сколько таких миллионов, миллиардов, триллионов уже отдано! На что? Газеты время от времени делятся со своими читателями пикантными подробностями очередной скандальной истории: вот рабочие небольшого заво дика месяцами не получают зарплату, а их дирек тор месяцами же отдыхает на Багамах. Вот на крупном предприятии сворачивается производство, цеха встают один за другим, а руко водство приобретает самолет для лич ного пользования. А вот еще - из той же серии. Любой столичный лоточник, скупающий валюту, наверняка знает: как только аграрии получили очеред ную порцию льготных кредитов - жди скачка курса доллара. О том, что зна чительная часть дармовых денег мо ментально оказывается на валютном рынке, не известно, кажется, только авторам “селективной структурной поддержки “. Самый страшный, самый разруши тельный фактор, работающий сегодня против российской экономики - это уверенность производственников в том, что государство наверняка не даст обанкротиться, не спросит, не сделает “больно“. В этом году “выбили “ 105 миллионов - почему бы в следующем не рассчитывать на 210? Не важно, что продукции не будет никакой. Зато - “сохраним трудовой коллектив “. Государство расплатится! И пред приятия не отдают друг другу деньги за полученную продукцию, копя доллары и марки на зарубежных сче тах, дожидаясь очередного взаимозаче та. Государство управится! И в бюджет почти демонстративно не пе речисляются налоги. Оцените: самыми злостными неплательщиками в 1993 году стали не самые нищие госорганизации “Ингос страх “ и “Совфрахт “. И есть только одно лекарство от этого всеобщего разорения: приватизация. Очень сложно себе пред ставить, чтобы хозяин-собственник, появись такой, скажем, на серпуховском “Ратепе“, в течение года стал бы платить деньги своим работникам, делать вид, что осваивает новую продукцию, при этом пре красно понимая: ни в нынешнем, ни в будущем году не наштампует он комбайнов-миксеров-мясорубок. Да частник бы “поставил на уши“ всех спецов, способных разработать эффективную программу для возрождения его предприятия. Он бы взял под эту программу кредит у того же Промстройбанка - и победил. А если бы и проиграл, обанкротился - был бы вынужден продать свою собственность дру гому, более хваткому хозяину. Но эта собственность в итоге все равно заработала бы на рынок, на нуж ды потребителей. И такая схема реформирования экономики не требует от государства никакой “селективной “, ни какой “структурной “. Две важнейшие задачи оста ются за ним. Первая - передать собственность в частные руки. Организованно, легитимно и как можно быстрее. Вторая - построить свою бюджетно- финансовую политику так, чтобы инфляция не сде лала невозможным инвестиции в развитие частного “Ратепа“. Одним словом, как ни крути, а поруганный “но выми реформаторами “ “монетаризм настойчиво встает на повестку дня. Ирина САВВАТЕЕВА. опять К Р А И Н И И (ЗТ о зици л n a fa tiu u " /3bu$ofi Р оссии 'J Очень часто критики жесткого финансового курса упрекали (и продолжают упрекать) правитель ство в незнании реальных трудно стей и проблем российских предприятий. При этом упускается из виду то, что финансовая поддер жка производства может принимать различные формы, многие из кото рых нередко затрагивают интересы совсем других экономических груп пировок. Полгода назад, в период подготов ки правительственного постановле ния о поддержке предпрятий районов Крайнего Севера и прирав ненных к ним местностей, рабочей группой правительства было внесе но предложение индексировать про изводственные запасы северных производств. В отличие от принятой практики индексации, фактически облагаемой налогом на прибыль, предприятиям Севера предлагалось оставлять в своем распоряжении сумму индексации в полном объеме, но с условием ее целевого использо вания на пополнение оборотных средств. Этот ход позволял не толь ко в значительной мере компенси ровать воздействие инфляции на северный завоз, реально поддержи вать предприятия с минимальными потерями для бюджета в текущем году, но и заложить эффективный механизм постоянной антиинфля ционной помощи северным произ водствам в дополнение к прямой бюджетной поддержке. Первоначально данное предложе ние было поддержано практически всеми заинтересованными сторона ми, и, в первую очередь, самими предприятиями. Однако, спустя пять месяцев хождения по аппарат ным кругам, постановление о под держке северян выродилось в Поло жение о фондах государственной поддержки досрочного завоза това ров и материально-технических ре сурсов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Вместо гибкой схемы постоянного пополнения оборотных средств се верянам предложили услуги нового финансового монстра в лице Феде рального Фонда, концентрирующе го гигантские финансовые и управленческие рычаги воздейст вия на промышленную политику Севера. Если вчитаться в замыс ловатые формулировки Положения, то становится очевидным рабочая схема: выкачивание средств феде рального и местных бюджетов, рас пределение практически всех средств через Центр, банковскую систему и торговля адресным мето дом. Кому может быть выгодна такая схема, когда, вместо формирования антиинфляционных резервов на предприятиях, они будут изъяты в виде налогов, и затем, вчерашние налоговые поступления будут запу щены в банковский и торговый обо рот, вновь ускоряя инфляционный процесс? Когда у предприятия отби рают шанс управлять инфляцией, отбирают стимул к пополнению за пасов, а, значит, и к предотвраще нию спада производства, и ставят в жесткую зависимость от чиновни ков фонда, интересов банкиров и посредников-оптовиков? Кому? Только не самим северя нам. При обсуждении Положения о фондах в Госкомсевере его руковод ство не сочло необходимым познако мить северян с альтернативными предложениями, зато приложило немало усилии к пропаганде идеи фонда, так до конца и не понятой представителями северных райо нов. Публикации предоставлены пресс-службой партии “Выбор Рос сии “.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz