Рыбный Мурман. 1994 г. Май.
№ 21 (4517) 27 мая - 2 июня 1994 года Самые дальние гавани России не только друг с другом, но даже и с машиной. Или иначе: “избы ток “ естественного интеллекта потребовал создать для себя ис кусственного “брата“ на компь ютере. Задача систем, основанных на обработке знаний (систем с ис кусственным интеллектом) дать возможность начинающим специалистам решать сложные вопросы, используя накопленный опыт ведущих специалистов (ба зы знаний), а опытным специа листам в свою очередь возможность советоваться с ма шиной как с независимым парт нером. Человеку не всегда под силу в доступной форме пере дать другим то, что он знает, проанализировать все данные и сделать выводы на их основе, влезть в каждую книжку (а их - сотни, тысячи). Как выделить в них необходимую информацию? Вот мы и занимаемся разработ кой методов, которые бы научили машину и общаться с эксперта ми, и “читать“ тексты и выби рать нужное для нас или для отраслевой науки или для других специалистов. То есть наша за дача - создать такие программы, которые бы поучили машину вос принимать знания, их усваивать и применять. Эти методы нахо дят применение сейчас при создании системы “Автоматизи рованного борта промыслового судна “ или сокращенно “Борт“ . Он позволит решать комплекс ные задачи управления промыс лом и планировать промысловую деятельность. Это - многомашин ная система. Ей нет аналогов в мире, такая комплексная задача решается впервые. - Очень интересно. Но только один вопрос: какому судну, какому флоту нынче по силам приобрести и установить такой комплекс? - Все зависит от заинтересо ванности флотов. Мы не собира лись разрабатывать крупного, неповоротливого “монстра “ , ку пить который, конечно же, пока еще мало кому по силам. Учиты вая и специфику флотов и фи нансовое положение в нашей отрасли (да и в конце-концов культуру разработок), мы стро им систему по модульному прин ципу. Комплекс - словно букет цветов, большой букет, состоя щий из маленьких. Каждый мо жет выбрать для себя букетик побольше или поменьше. - А что это за модули? - Самые разные: картографи ческий, радиосвязи, принятия решений, гидроакустический и т. д. А мы занимаемся созда нием системы в целом. И это не просто запись программы на ком пьютере - нужно создать специ альную технику, платы для сопряжения компьютера со спе циальной аппаратурой: эхолота ми, приборами контроля орудий лова. Мы должны обеспечить вы работку вариантов решений с точки зрения и гидрологии, и акустики, и по состоянию сырье вой базы, и по ретроспективной информации за много лет... Главный разработчик, глав ный идеолог работ - наш “ш еф“ Борис Михайлович Шатохин. Он этим живет... Еще долго говорили мы с На деждой обо всех сторонах инфор мационного обеспечения отрасли. Мне, гуманитарию, было очень непросто разобраться и в терми нах, и вообще в целях и задачах создания всех этих комплексов, систем и подсистем. Но необык редали информацию всем, кто ее ждал, и отправились в Комсо мольск-на-Амуре для заправки самолета. Далее у нас - Владиво сток. МОРОЖЕНОЕ ИЗ АВСТРАЛИИ Надо сказать, погода нас особо не баловала. Приняв это как дан ность, мы вдруг попали в лето. На второй день пребывания во Владивостоке столбик термометра поднялся выше 15 градусов. Я, оставив в гостинице на Сахалине все более-менее легкое, варилась заживо в своих полузимних наря дах. Итак, Владивосток. Огромный город, разбежавшийся по сопкам, более крутым чем мурманские. Я нигде не видела такое море ма шин, причем наши модели - боль шая редкость. Сплошной импорт, очень много - с правым рулем. А светофоров, можно сказать, и не ту: где, где горит. Вот и бегают люди, лавируют под колесами. Город красивый. Очень чистый. Но, как и у нас, битком забит ларьками, ларечками, киосками. Ассортимент тот же, что и у нас, те же ликеры, водки, конфеты и сигареты. С экзотикой встретились на китайском базаре, забежав туда на полчаса. Сначала в кассу. 500 руб. за вход и - огромный пус тырь, где, образовав круг, сидят на земле китайцы. Цены смеш ные, товара много. Денег у нас только вот... Но - к делу. Специалисты “Комплексных систем4* уехали в ТИНРО. А я по “экономической “ привычке шагаю в “Дальрыбу“ . Чем же отличается “Дальрыба 4 от “Севрыбы44? Мой собеседник - начальник экономической службы АО “Дальрыба 4 Виталий Владимиро вич Белоус. - Стало быть, статус “Дальры- быа - ассоциация? - Я предпочитаю русские сло ва. У нас объединение. - Как вам живется? - Как и всем. Плохо. - У вас, наверное, как и у нас, все предприятия самостоятельные. Как вы ими руководите? - У нас очень мягкое управле ние. Нужно, например, топливо, мы его закупаем за рубежом. Ко нечно, при условии оплаты. - По заявкам что-ли работаете? - Не совсем так. Раз в квартал собирается совет директоров, об суждаем, как жить. - На год? - Что вы! Вон на дворе конец (Продолжение.Начало в № 19,20) ПОСОВЕТУЙСЯ с МАШИНОЙ Несколько лет тому назад я вместе с двумя капитанами- зрителями, стоя у компьютера, была “капитаном": выбирала варианты ведения промысла. Я задавала компьютеру вопросы типа “Погода такая-то, а про гноз такой-то, у меня на борту столько-то такой и такой про дукции и столько-то топлива. Что мне делать, если . . . 4 И компьютер бесстрастно отве чал, а через некоторое время оказалось, что с таким капита ном, как я, судно в ближайшее время утонет или в лучшем случае будет стоять с “обсох шим" двигателем. Программа по имени “Рейс", разработанная в “Комплексных системах" (тогда фирма называлась “Севрыбсистемотехника"), могла превратиться из деловой игры в незаменимого помощника на промысле. И нужно-то было для этого лишь установить на судне компьютер. Как сложи лась ее судьба дальше? Сейчас расскажу, но сначала неболь шое отступление. Когда мы прилетели в Ир кутск и собирались погулять по городу, две молодые женщи ны из нашего коллектива “от кололись". Они собирались в какой-то Иркутский НИИ, где занимаются проблемами искус ственного интеллекта. Спустя несколько дней уже в гостини це Южно-Сахалинска прихожу в гости к тем же женщинам. Надежда Валерьевна Реутова - главный специалист, научно- исследовательского отделения, и Лидия Владимировна Скриц- кая -зав. лабораторией ведения данных. Впрочем, Лидия Владимировна - человек не многословный, больше молча ла. А Надежда говорила увлеченно, что называется взахлеб. Деловая игра "Рейс" получила у тех капитанов, ко торые все-таки с ней смогли познакомиться, достаточно вы сокую оценку. Они поняли, а мы еще раз смогли убедиться, что используя знания и опыт людей, возможности техники и информационных технологий, можно с помощью компьютера и диагностировать, и прогнози ровать сложные промысловые ситуации. Мы стали пытаться моделировать схемы рассужде ний опытных специалистов, выделять ключевые понятия, которыми они оперируют, и, наконец, строить правила, оп ределяющие необходимость вы полнять те или иные действия по принятию решений. На пер вый взгляд получалось, как будто бы мы собирались сде лать некоего супер-специали- ста с 44компьютерной головой", в которой были бы собраны все самые-самые знания. Но это не совсем так. - Я-то спросила, что такое искусственный интеллект. - Сейчас объясню. Когда-то говорили, что искусственным интеллектом занимаются за неимением естественного. Это, конечно, шутка. Искусствен ный интеллект появляется тог да и там, где знаний скапливается столько, что со всем не жалко поделиться ими новенная увлеченность, я бы ска зала, влюбленность всех, прича стных к этим разработкам убеждала: дело очень нужное. А еще более убеждало отношение к идеям специалистов “Комплекс ных систем" и ученых Дальнего Востока, и практиков. над о х о т с к и м МОРЕМ В программу экспедиции вхо дил облет акватории Охотского моря с тем, чтобы определить со стояние льда. Конечно же, специ алисты на борту самолета вели всяческие эксперименты, аэро, фото и видеосъемки, устанавли вали связь через спутник... Я в растерянности: то ли смот реть на экраны, где хорошо видно все, над чем летит самолет, то ли, воткнув голову в блистер (напомню: это - выпуклый иллю минатор) , смотреть вниз. На экране виден кратер по тухшего вулкана, даже тень его видна. А вот, говорят мне, дейст вующий. Бросаюсь к блистеру: нет, он не дымится, но виден глу бокий кратер, видна растекшаяся лава. Опять - к экрану. Что за то чечка появилась? Судно. Предпо ложительно то самое, на котором вышел на промысел первый заме ститель председателя Комитета по рыболовству России А. В. Ро дин. Устанавливается связь с судном, там запрашивают инфор мацию о ледовой обстановке. Со общаем координаты большого льда. Вопросы с судов посыпа лись градом. “Есть ли лед в про ливе Екатерины между островами Кунашир и Итуруп?44. В ответ на сообщение - десятки “спасибо!44. Подо мной Курильские остро ва. Горы. Белые кружева пены у берегов. Сколько раз видела море из иллюминатора судна, с капитан ского мостика, с палубы. Но что бы с семикилометровой высоты да когда обзор охватывает десятки километров - такого не было. Ду шу охватывает волнение, как при далекой уже первой встрече с океаном. Зеленоватая поверх ность без конца и края с вспыхи вающими и гаснущими белыми всплесками волн, ощущение не реальности своего бытия: как это я над целым морем! Сколько л е тала над землей - такого ощуще ния не было. Облетели Сахалин кругом, пе (Продолжение следует.) апреля, а в стране еще бюдже та нет. Чего же тут планиро вать? Все может завтра поменяться. - Одним днем живете? - Я вот о чем скажу: в ян варе перевозка одной тонны, рыбы с Дальнего Востока до Москвы стоила 350 тысяч руб лей, сейчас 640. То есть нас отрезают от родной страны. - Зато под боком такие поку патели... - Конечно. - Виталий Владимирович, на крыше вашего здания огромны ми буквами написано: "Богатст ва морей и океанов - народу". Вот я и спрашиваю: какому на роду? Китайскому? Японскому? - Российскому. У нас же лезные дороги чьи? - государ ственные. Кто должен контролировать цены? А если нас отрезают от России... Не закрываться же. - Сколько судов в "Дальры- бем? - Столько, сколько было раньше: около двух с полови ной тысяч. Я не говорю, что все они на промысле. - В перспективе у “Дальры- бы" что? - А в перспективе у России что? Беда в том, что занимать ся производством стало невы годно. Вот у нас База океанического морского рыбо ловства живет неплохо, а поче му? Там несколько десятков океанских траулеров возят из Австралии мороженое и оно продается во Владивостоке по крутым ценам. Это как, на ваш взгляд? Нам нужна не государствен ная помощь, а создание эконо мических условий, при которых заниматься производством было бы выгодно. - Я обратила внимание: на Дальнем Востоке рыба в магази нах намного дешевле, чем в Мурманске. - У вас - коэффициент и надбавки, у нас рабочая сила дешевле. Хотя прожиточный минимум во Владивостоке - 96 тысяч. - Итак, богатства морей - ко му? - А что нам остается де лать? Пусть правительство из менит систему экономических отношений... Инна БЕРЕЗЮК. Южно-Сахалинск - Владиво сток - Мурманск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz