Рыбный Мурман. 1994 г. Май.

№ 21 (4517) 27 мая - 2 июня 1994 года Самые дальние гавани России не только друг с другом, но даже и с машиной. Или иначе: “избы­ ток “ естественного интеллекта потребовал создать для себя ис­ кусственного “брата“ на компь­ ютере. Задача систем, основанных на обработке знаний (систем с ис­ кусственным интеллектом) дать возможность начинающим специалистам решать сложные вопросы, используя накопленный опыт ведущих специалистов (ба­ зы знаний), а опытным специа­ листам в свою очередь возможность советоваться с ма­ шиной как с независимым парт­ нером. Человеку не всегда под силу в доступной форме пере­ дать другим то, что он знает, проанализировать все данные и сделать выводы на их основе, влезть в каждую книжку (а их - сотни, тысячи). Как выделить в них необходимую информацию? Вот мы и занимаемся разработ­ кой методов, которые бы научили машину и общаться с эксперта­ ми, и “читать“ тексты и выби­ рать нужное для нас или для отраслевой науки или для других специалистов. То есть наша за­ дача - создать такие программы, которые бы поучили машину вос­ принимать знания, их усваивать и применять. Эти методы нахо­ дят применение сейчас при создании системы “Автоматизи­ рованного борта промыслового судна “ или сокращенно “Борт“ . Он позволит решать комплекс­ ные задачи управления промыс­ лом и планировать промысловую деятельность. Это - многомашин­ ная система. Ей нет аналогов в мире, такая комплексная задача решается впервые. - Очень интересно. Но только один вопрос: какому судну, какому флоту нынче по силам приобрести и установить такой комплекс? - Все зависит от заинтересо­ ванности флотов. Мы не собира­ лись разрабатывать крупного, неповоротливого “монстра “ , ку­ пить который, конечно же, пока еще мало кому по силам. Учиты­ вая и специфику флотов и фи­ нансовое положение в нашей отрасли (да и в конце-концов культуру разработок), мы стро­ им систему по модульному прин­ ципу. Комплекс - словно букет цветов, большой букет, состоя­ щий из маленьких. Каждый мо­ жет выбрать для себя букетик побольше или поменьше. - А что это за модули? - Самые разные: картографи­ ческий, радиосвязи, принятия решений, гидроакустический и т. д. А мы занимаемся созда­ нием системы в целом. И это не просто запись программы на ком­ пьютере - нужно создать специ­ альную технику, платы для сопряжения компьютера со спе­ циальной аппаратурой: эхолота­ ми, приборами контроля орудий лова. Мы должны обеспечить вы­ работку вариантов решений с точки зрения и гидрологии, и акустики, и по состоянию сырье­ вой базы, и по ретроспективной информации за много лет... Главный разработчик, глав­ ный идеолог работ - наш “ш еф“ Борис Михайлович Шатохин. Он этим живет... Еще долго говорили мы с На­ деждой обо всех сторонах инфор­ мационного обеспечения отрасли. Мне, гуманитарию, было очень непросто разобраться и в терми­ нах, и вообще в целях и задачах создания всех этих комплексов, систем и подсистем. Но необык­ редали информацию всем, кто ее ждал, и отправились в Комсо­ мольск-на-Амуре для заправки самолета. Далее у нас - Владиво­ сток. МОРОЖЕНОЕ ИЗ АВСТРАЛИИ Надо сказать, погода нас особо не баловала. Приняв это как дан­ ность, мы вдруг попали в лето. На второй день пребывания во Владивостоке столбик термометра поднялся выше 15 градусов. Я, оставив в гостинице на Сахалине все более-менее легкое, варилась заживо в своих полузимних наря­ дах. Итак, Владивосток. Огромный город, разбежавшийся по сопкам, более крутым чем мурманские. Я нигде не видела такое море ма­ шин, причем наши модели - боль­ шая редкость. Сплошной импорт, очень много - с правым рулем. А светофоров, можно сказать, и не­ ту: где, где горит. Вот и бегают люди, лавируют под колесами. Город красивый. Очень чистый. Но, как и у нас, битком забит ларьками, ларечками, киосками. Ассортимент тот же, что и у нас, те же ликеры, водки, конфеты и сигареты. С экзотикой встретились на китайском базаре, забежав туда на полчаса. Сначала в кассу. 500 руб. за вход и - огромный пус­ тырь, где, образовав круг, сидят на земле китайцы. Цены смеш­ ные, товара много. Денег у нас только вот... Но - к делу. Специалисты “Комплексных систем4* уехали в ТИНРО. А я по “экономической “ привычке шагаю в “Дальрыбу“ . Чем же отличается “Дальрыба 4 от “Севрыбы44? Мой собеседник - начальник экономической службы АО “Дальрыба 4 Виталий Владимиро­ вич Белоус. - Стало быть, статус “Дальры- быа - ассоциация? - Я предпочитаю русские сло­ ва. У нас объединение. - Как вам живется? - Как и всем. Плохо. - У вас, наверное, как и у нас, все предприятия самостоятельные. Как вы ими руководите? - У нас очень мягкое управле­ ние. Нужно, например, топливо, мы его закупаем за рубежом. Ко­ нечно, при условии оплаты. - По заявкам что-ли работаете? - Не совсем так. Раз в квартал собирается совет директоров, об­ суждаем, как жить. - На год? - Что вы! Вон на дворе конец (Продолжение.Начало в № 19,20) ПОСОВЕТУЙСЯ с МАШИНОЙ Несколько лет тому назад я вместе с двумя капитанами- зрителями, стоя у компьютера, была “капитаном": выбирала варианты ведения промысла. Я задавала компьютеру вопросы типа “Погода такая-то, а про­ гноз такой-то, у меня на борту столько-то такой и такой про­ дукции и столько-то топлива. Что мне делать, если . . . 4 И компьютер бесстрастно отве­ чал, а через некоторое время оказалось, что с таким капита­ ном, как я, судно в ближайшее время утонет или в лучшем случае будет стоять с “обсох­ шим" двигателем. Программа по имени “Рейс", разработанная в “Комплексных системах" (тогда фирма называлась “Севрыбсистемотехника"), могла превратиться из деловой игры в незаменимого помощника на промысле. И нужно-то было для этого лишь установить на судне компьютер. Как сложи­ лась ее судьба дальше? Сейчас расскажу, но сначала неболь­ шое отступление. Когда мы прилетели в Ир­ кутск и собирались погулять по городу, две молодые женщи­ ны из нашего коллектива “от­ кололись". Они собирались в какой-то Иркутский НИИ, где занимаются проблемами искус­ ственного интеллекта. Спустя несколько дней уже в гостини­ це Южно-Сахалинска прихожу в гости к тем же женщинам. Надежда Валерьевна Реутова - главный специалист, научно- исследовательского отделения, и Лидия Владимировна Скриц- кая -зав. лабораторией ведения данных. Впрочем, Лидия Владимировна - человек не­ многословный, больше молча­ ла. А Надежда говорила увлеченно, что называется взахлеб. Деловая игра "Рейс" получила у тех капитанов, ко­ торые все-таки с ней смогли познакомиться, достаточно вы­ сокую оценку. Они поняли, а мы еще раз смогли убедиться, что используя знания и опыт людей, возможности техники и информационных технологий, можно с помощью компьютера и диагностировать, и прогнози­ ровать сложные промысловые ситуации. Мы стали пытаться моделировать схемы рассужде­ ний опытных специалистов, выделять ключевые понятия, которыми они оперируют, и, наконец, строить правила, оп­ ределяющие необходимость вы­ полнять те или иные действия по принятию решений. На пер­ вый взгляд получалось, как будто бы мы собирались сде­ лать некоего супер-специали- ста с 44компьютерной головой", в которой были бы собраны все самые-самые знания. Но это не совсем так. - Я-то спросила, что такое искусственный интеллект. - Сейчас объясню. Когда-то говорили, что искусственным интеллектом занимаются за неимением естественного. Это, конечно, шутка. Искусствен­ ный интеллект появляется тог­ да и там, где знаний скапливается столько, что со­ всем не жалко поделиться ими новенная увлеченность, я бы ска­ зала, влюбленность всех, прича­ стных к этим разработкам убеждала: дело очень нужное. А еще более убеждало отношение к идеям специалистов “Комплекс­ ных систем" и ученых Дальнего Востока, и практиков. над о х о т с к и м МОРЕМ В программу экспедиции вхо­ дил облет акватории Охотского моря с тем, чтобы определить со­ стояние льда. Конечно же, специ­ алисты на борту самолета вели всяческие эксперименты, аэро, фото и видеосъемки, устанавли­ вали связь через спутник... Я в растерянности: то ли смот­ реть на экраны, где хорошо видно все, над чем летит самолет, то ли, воткнув голову в блистер (напомню: это - выпуклый иллю­ минатор) , смотреть вниз. На экране виден кратер по­ тухшего вулкана, даже тень его видна. А вот, говорят мне, дейст­ вующий. Бросаюсь к блистеру: нет, он не дымится, но виден глу­ бокий кратер, видна растекшаяся лава. Опять - к экрану. Что за то­ чечка появилась? Судно. Предпо­ ложительно то самое, на котором вышел на промысел первый заме­ ститель председателя Комитета по рыболовству России А. В. Ро­ дин. Устанавливается связь с судном, там запрашивают инфор­ мацию о ледовой обстановке. Со­ общаем координаты большого льда. Вопросы с судов посыпа­ лись градом. “Есть ли лед в про­ ливе Екатерины между островами Кунашир и Итуруп?44. В ответ на сообщение - десятки “спасибо!44. Подо мной Курильские остро­ ва. Горы. Белые кружева пены у берегов. Сколько раз видела море из иллюминатора судна, с капитан­ ского мостика, с палубы. Но что­ бы с семикилометровой высоты да когда обзор охватывает десятки километров - такого не было. Ду­ шу охватывает волнение, как при далекой уже первой встрече с океаном. Зеленоватая поверх­ ность без конца и края с вспыхи­ вающими и гаснущими белыми всплесками волн, ощущение не­ реальности своего бытия: как это я над целым морем! Сколько л е ­ тала над землей - такого ощуще­ ния не было. Облетели Сахалин кругом, пе­ (Продолжение следует.) апреля, а в стране еще бюдже­ та нет. Чего же тут планиро­ вать? Все может завтра поменяться. - Одним днем живете? - Я вот о чем скажу: в ян­ варе перевозка одной тонны, рыбы с Дальнего Востока до Москвы стоила 350 тысяч руб­ лей, сейчас 640. То есть нас отрезают от родной страны. - Зато под боком такие поку­ патели... - Конечно. - Виталий Владимирович, на крыше вашего здания огромны­ ми буквами написано: "Богатст­ ва морей и океанов - народу". Вот я и спрашиваю: какому на­ роду? Китайскому? Японскому? - Российскому. У нас же­ лезные дороги чьи? - государ­ ственные. Кто должен контролировать цены? А если нас отрезают от России... Не закрываться же. - Сколько судов в "Дальры- бем? - Столько, сколько было раньше: около двух с полови­ ной тысяч. Я не говорю, что все они на промысле. - В перспективе у “Дальры- бы" что? - А в перспективе у России что? Беда в том, что занимать­ ся производством стало невы­ годно. Вот у нас База океанического морского рыбо­ ловства живет неплохо, а поче­ му? Там несколько десятков океанских траулеров возят из Австралии мороженое и оно продается во Владивостоке по крутым ценам. Это как, на ваш взгляд? Нам нужна не государствен­ ная помощь, а создание эконо­ мических условий, при которых заниматься производством было бы выгодно. - Я обратила внимание: на Дальнем Востоке рыба в магази­ нах намного дешевле, чем в Мурманске. - У вас - коэффициент и надбавки, у нас рабочая сила дешевле. Хотя прожиточный минимум во Владивостоке - 96 тысяч. - Итак, богатства морей - ко­ му? - А что нам остается де­ лать? Пусть правительство из­ менит систему экономических отношений... Инна БЕРЕЗЮК. Южно-Сахалинск - Владиво­ сток - Мурманск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz