Рыбный Мурман. 1994 г. Май.

10 № 20 (4516) 20 - 26 мая 1994 года о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о с O C X Рыбацкая смена 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 БАРК "СЕДОВ" ВНОВЬ ПОДНЯЛ ПАРУСА Три буксирных судна вывели от набережной верфи Висмара наш барк в Балтийское море на ходовые испытания... Капитальному ремонту под­ верглись рулевой механизм и главный 100 -сильный двигатель, появились три новых вспомога­ тельных. Подкрашена подводная часть, модернизировано внут­ реннее оборудование и средства связи, заменена сантехника. Об­ новлен такелаж, получен новый комплект парусов, общая пло­ щадь которых 4192 кв. м. И мно­ гое, что еще сделано всего за 100 дней (не в упрек нашей судовер­ фи будь сказано ). Во всяком случае экипаж и капитан Алек­ сей Перевозчиков довольны. После ходовых, экскурсий в дни “открытия трапа “ и церемо­ нии прощания в первых числах мая барк вышел в рейс. Находясь в водах Германии, он примет участие в международной встре­ че судов, обогнувших мыс Горн, и в Неделе Киля, на которую схо­ дятся все парусники мира. А по­ том... В июле в Уэтмуте (Великобритания) стартует международная парусная “Рега­ та-94 “ до Испании и Португа­ лии. И в этом рейсе будут участвовать 114 курсантов ака­ демии, десятиклассники лицея, практиканты шведско-норвеж- ской фирмы “Колерк“ ... ЧИТАЙТЕ - ЗАВИДУЙТЕ... Мурманской морской акаде­ мией совместно с финской ком­ панией “Похьолан Саномат“ выпущен красочный двуязычный (русско-английский), иллюст­ рированный проспект с инфор­ мацией о ведущих факультетах и дисциплинах вуза. Экземпляры этой “визитной карточки“ в це­ лях рекламы будут рассылаться в учебные заведения России и других стран мира, их можно презентовать мурманским сту- дентам-иностранцам и гостям академии. Возможно, проспект появится в киосках Роспечати. НЕ В САМАРЕ ДЕЛО! Заботами городского комите­ та по делам молодежи в академии прошел смотр-конкурс “Мур­ манская студенческая весна“ , которого, увы, небывалое... 1989 года. В итоге джаз-квартет “Ми­ стер Браун “ , рок-группа 4 Ка- бэнт“ , исполнитель авторских песен С. Каплунов, ведущие В. Рябков и В. Карпеев рекомендо­ ваны на студенческий майский смотр-конкурс в Самаре. Но да­ же и не в Самаре дело, просто было здорово! Вне конкурса всем на радость выступила “Россия- ночка “ - фольклорный ансамбль пединститута, побывавший за четыре года в Финляндии, Шве­ ции, Франции, в ближнем зарубежье... БЕЗ СПОРТА ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ НА СВЕТЕ. НЕТ! Соревнования по волейболу на приз академической газеты “Рыбацкая смена“ посвящались Великой Победе. В них приняли участие команды МГАРФ (кур­ сантская и преподавательская), пединститута, три команды из ДЮСШ № 1 и 8 , смешанная ко­ манда волейболистов колледжа, пединститута и академии. Схватки были азартнейшими, переходящий приз отвоевали курсанты МГАРФ. Лучшим ко­ мандам и игрокам по вкусу при­ шлись майки от горкома РСМ, конфеты и другие подарки. А по­ сле баталий по инициативе ву­ зовской редколлегии состоялся “круглый стол “ о развитии спор­ та в академии. ПОВОДОМ для этой СТАТЬИ послужило выступле­ ние А. Я. Шустера “Колледж жил. Будет жив? “ ( “ РМ “ ,№ 1 1 ) . В самом начале выступления уважаемый Авив Яковлевич крити­ кует узкопрофессиональную, ве­ домственную направленность преж­ ней системы образования, тогда как она “ ... в первую очередь призвана создавать условия для всесторонне­ го развития личности“ . Но вскоре объективность изменяет автору, и он начинает отстаивать именно у з ­ коведомственный подход к подготов­ ке специалистов для рыбной отрас­ ли. Вплоть до заявлений типа “ ...го­ товить специалистов, начиняя их знаниями впрок, бессмысленно 4 или “морских специалистов для ко­ мандных должностей на судах сле- ет готовить только в колледжах44, акое мнение не единично, и его тенденциозность вызывает принци­ пиальные возражения. Учебные заведения высшего и среднего профессионального обра­ зования поставлены в настоящее время в тяжелейшее финансовое по­ ложение, и нет оснований надеяться на его скорое серьезное улучшение. Следовательно вопрос сводится к стартовым возможностям конкрет­ ных учебных заведений и адаптиру­ емости их к требованиям времени. Этот аспект и рассмотрим. СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ учебные заведения оказались в осо­ бенно бедственном положении. На­ ряду с материально-техническими неурядицами выявилась несостоя­ тельность главного организационно- методического принципа функцио­ нирования училищ - узкопрофесси­ ональная подготовка специалистов на конкретное рабочее место. В рам­ ках плановой экономики СССР та­ кой подход оправдывался... Одним из реальных последствий радикального реформирования эко­ номики России является потеря предприятиями и флотами экономи­ ческой и организационной стабиль­ ности. Идет непрерывный поиск ор­ ганизационно-правовой структуры, форм собственности и экономиче­ ских приоритетов хозяйственной де­ ятельности. Меняющаяся конъюнк­ тура на производстве и на рынке труда не позволяет достоверно про­ гнозировать необходимое количест­ во специалистов какого-то опреде­ ленного профиля, делает невозмож­ ным гарантированное предоставле­ ние им работы. Традиционная мас­ сированная профессионально-от- ВИКТОР ш ты к о в , кандидат технических наук, доцент первый проректор МГАРФ В соответствии с рейтингом Госкомитета по высшему образованию МГАРФ является вторым морским учебным заведением России по уровню материально-технического и интеллектуального потенциала. МГАРФ является членом Академии транспор­ та и входит в ассоциацию инженерного образо­ вания России. Здесь работают 232 преподавателя. Более половины из них имеют ученую степень или звание. В их числе 4 академика и член-корреспондент Академии транспорта Рос­ сии, 2 действительных члена Российской акаде­ мии инженерных наук и лауреат Госпремии России. Каждая из 27кафедр МГАРФ оснащена совре­ менным оборудованием и вычислительной техни­ кой, в том числе компьютерами типа АТ-486. Парк персональных IBM-совместимых ЭВМ превысил 250 единиц. Имеется тренажерный центр, располагающий мощными комплексами: навигационным НМС-90 и энергетическим “ Дизельсим “ норвежской фир­ мы ‘ Норконтрол1. На борту академического, самого крупного в мире учебного парусного судна - барка “Седов1 проходят теоретическую и практическую морскую подготовку одновременно 164 курсанта. раслевая подготовка специалистов- исполнителей перестает удовлетво­ рять общественные нужды. Резко по­ вышаются требования к качествен­ ному уровню знаний и творческому потенциалу специалистов. Следовательно, основной задачей подготовки кадров в новых экономи­ ческих условиях становится обеспе­ чение предприятий (независимо от их отраслевой направленности, форм собственности и организационно­ правовых структур) квалифициро­ ванными и компетентными специа­ листами широкого профиля, облада­ ющих экономическим и техническим кругозором и профессиональной мо­ бильностью. Такую подготовку обес­ печивают высшие учебные заведе­ ния, в которых ведется подготовка специалистов не на конкретное рабо­ чее место, а по спектру направлений техники, технологии или экономики. С этой целью преподаются целые блоки дисциплин, на базе которых выпускник самостоятельно или по­ сле непродолжительной дополни­ тельной учебы, стажировки может легко освоить любую конкретную (требуемую) специальность прак­ тически в любой отрасли. ПРИМЕРОМ КЛАССИЧЕСКО­ ГО высшего технического учебного заведения, сочетающего федераль­ ное и регионально-отраслевое значе­ ние, является Мурманская государ­ ственная академия рыбопромыслово­ го флота, прошедшая госаттестацию и имеющая солидный международ­ ный авторитет, располагающая до­ статочно мощной материально-тех­ нической и интеллектуальной базой. Наличие в академии хорошо осна­ щенной военно-морской кафедры также дает выпускникам дополни­ тельные социальные гарантии для жизненного обустройства. Подготов­ ка на ней - дело добровольное, и при желании - со званием лейтенанта- инженера военно-морского флота можно реализовать свои способности на контрактной основе в вооружен­ ных силах, МВД, госбезопасности. От того, что техникумы и средние мореходные училища названы кол­ леджами, попали формально в спи­ сок учебных заведений системы вы­ сшего образования, они по сути тако­ выми еще не стали. Развивать на их базе параллельную систему вузов нерационально. А вот многоуровне­ вая система подготовки специали­ стов имеет вполне приличную ни­ шу и для средних специальных учебных заведений. Оставаясь ав­ тономными или войдя в состав уни­ верситетов и академий на правах структурных подразделений, они могли бы осуществлять те же ло­ кальные, профессиональные про­ граммы обучения, но исходя из за ­ дач базового вуза. А подготовка кадров высшей квалификации с выдачей сертификатов междуна­ родного образца может вестись по прямым договорам за счет пред­ приятий или самих учащихся. ТАКОВА ОБЩАЯ КОНЦЕП­ ЦИЯ многоуровневой структуры образовательно-профессиональн ой программы. Надеюсь, наш по­ иск путей выживания и развития будет взаимополезен, не выльется в спор о приоритетности. А за мо­ лодыми людьми остается право вы­ бора. Сообразуясь с возможностя­ ми и желанием пусть решают - в учебном заведении какого ранга можно полнее или быстрее продви­ нуться в самореализации (если уж вернуться к исходному постулату о всестороннем развитии личности). СХЕМА МНОГОУРОВНЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 1-го УРОВНЯ После двух лет подготовки по программе базового высшего обра­ зования курсант, не имеющий воз­ можности или желания учиться да­ лее в академии, может перейти в колледж или другое среднее специ­ альное учебное заведение, где за 1,5-2 года освоит соответствующую профессиональную программу (квалификацию) и получит диплом БАКАЛАВР НАУК (2-го УРОВНЯ) После 4-х лет учебы по програм­ ме базового высшего образования специалист получает диплом о пол­ ном высшем образовании с присвое­ нием академической степени бака­ лавра наук поданному направлению подготовки (например, бакалавр технических наук по направлению “Радиотехника44) . Бакалавр в соответствии с пол­ ученной фундаментальной и обще- технической подготовкой может вы­ полнять следующие виды професси­ ональной деятельности: проектно­ конструкторскую, организационно­ технологическую, эксперименталь­ но-исследовательскую. Бакалавр может самостоятельно или после кратковременного обучения адапти­ роваться к эксплуатационно-техни­ ческой деятельности, а также подго­ товлен к обучению в магистратуре по данному направлению или к ос­ воению профессионально-образова - тельных программ 3-го уровня по любой из специальностей, опираю­ щихся на полученные базовые зна­ ния. БАКАЛАВР-СПЕЦИАЛИСТ ПО МОРСКИМ ТЕХНИЧЕ­ СКИМ ЭКСПЛУАТАЦИОН­ НЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ После освоения специализиро­ ванной учебной программы базового высшего образования (4,5 года) и сдачи квалификационных госэкза- менов выпускник получает такой же “полный 4 диплом с дополнением о квалификации инженера по эксплу­ атационной специальности (напри­ мер, инженер-электромеханик по специальности “Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов “ - бакалавр технических на­ ук) . Учебными планами подготовку^ бакалавров и бакалавров-специали- стов также предусматривается осво­ ение 450-часовой программы воен­ ной подготовки и присвоение зва­ ния офицера запаса. УСКОРЕННАЯ ПОДГОТОВ­ КА БАКАЛАВРОВ-СПЕЦИА- ЛИСТОВ В академии сохраняется и систе­ ма ускоренной подготовки бакалав- ров-специалистов из выпускников морских колледжей, которая пре­ дусматривает подготовку за 3-3,5 года по спецпрограммам базового высшего образования с учетом уже полученной спецподготовки. После сдачи государственного квалифи­ кационного экзамена и получения диплома выпускнику открты все возможности для трудоустройства или дальнейшей учеоы на третьей ступени. ДИПЛОМИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ Бакалавр или бакалавр-специа­ лист имеет возможность без пере­ рыва продолжить (1-1,5 года) уче­ бу в академии или другом вузе Рос­ сии по программам подготовки дип­ ломированных специалистов любой специальности базового направле­ ния подготовки или смежного с ним. В случае успешной защиты перед госкомиссией дипломного проекта выпускник получает более высо­ кую квалификацию дипломирован­ ного специалиста (например, дип­ ломированный инженер-электро­ механик по специальности “Элект­ рооборудование и автоматика су­ дов44) с правом занимать любые должности в данной области техни­ ки. ЕДИНАЯ ПРОГРАММА 3-ГО УРОВНЯ Только по специальности “Су­ довождение 4 продолжает действо­ вать единый учебный план подго­ товки дипломированных инжене- ров-судоводителей без разделения на уровни, а также учебный план ускоренной подготовки дипломиро­ ванных инженеров-судоводителей. МАГИСТР НАУК Бакалавр или бакалавр-специа­ лист имеет возможность без пере­ рыва продолжить в течение 2 лет обучение в Академии или в любом другом вузе России но программам подготовки магистров наук. В слу­ чае успешной защиты перед госко­ миссией магистерской диссертации выпускник получает диплом маги­ стра наук по данному направлению подготовки (например, магистра технических наук по направлению “Технология продуктов питания44) с правом занимать должности в уч­ реждениях научно-исследователь­ ского или научно-педагогического характера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz