Рыбный Мурман. 1994 г. Май.
10 № 20 (4516) 20 - 26 мая 1994 года о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о с O C X Рыбацкая смена 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 БАРК "СЕДОВ" ВНОВЬ ПОДНЯЛ ПАРУСА Три буксирных судна вывели от набережной верфи Висмара наш барк в Балтийское море на ходовые испытания... Капитальному ремонту под верглись рулевой механизм и главный 100 -сильный двигатель, появились три новых вспомога тельных. Подкрашена подводная часть, модернизировано внут реннее оборудование и средства связи, заменена сантехника. Об новлен такелаж, получен новый комплект парусов, общая пло щадь которых 4192 кв. м. И мно гое, что еще сделано всего за 100 дней (не в упрек нашей судовер фи будь сказано ). Во всяком случае экипаж и капитан Алек сей Перевозчиков довольны. После ходовых, экскурсий в дни “открытия трапа “ и церемо нии прощания в первых числах мая барк вышел в рейс. Находясь в водах Германии, он примет участие в международной встре че судов, обогнувших мыс Горн, и в Неделе Киля, на которую схо дятся все парусники мира. А по том... В июле в Уэтмуте (Великобритания) стартует международная парусная “Рега та-94 “ до Испании и Португа лии. И в этом рейсе будут участвовать 114 курсантов ака демии, десятиклассники лицея, практиканты шведско-норвеж- ской фирмы “Колерк“ ... ЧИТАЙТЕ - ЗАВИДУЙТЕ... Мурманской морской акаде мией совместно с финской ком панией “Похьолан Саномат“ выпущен красочный двуязычный (русско-английский), иллюст рированный проспект с инфор мацией о ведущих факультетах и дисциплинах вуза. Экземпляры этой “визитной карточки“ в це лях рекламы будут рассылаться в учебные заведения России и других стран мира, их можно презентовать мурманским сту- дентам-иностранцам и гостям академии. Возможно, проспект появится в киосках Роспечати. НЕ В САМАРЕ ДЕЛО! Заботами городского комите та по делам молодежи в академии прошел смотр-конкурс “Мур манская студенческая весна“ , которого, увы, небывалое... 1989 года. В итоге джаз-квартет “Ми стер Браун “ , рок-группа 4 Ка- бэнт“ , исполнитель авторских песен С. Каплунов, ведущие В. Рябков и В. Карпеев рекомендо ваны на студенческий майский смотр-конкурс в Самаре. Но да же и не в Самаре дело, просто было здорово! Вне конкурса всем на радость выступила “Россия- ночка “ - фольклорный ансамбль пединститута, побывавший за четыре года в Финляндии, Шве ции, Франции, в ближнем зарубежье... БЕЗ СПОРТА ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ НА СВЕТЕ. НЕТ! Соревнования по волейболу на приз академической газеты “Рыбацкая смена“ посвящались Великой Победе. В них приняли участие команды МГАРФ (кур сантская и преподавательская), пединститута, три команды из ДЮСШ № 1 и 8 , смешанная ко манда волейболистов колледжа, пединститута и академии. Схватки были азартнейшими, переходящий приз отвоевали курсанты МГАРФ. Лучшим ко мандам и игрокам по вкусу при шлись майки от горкома РСМ, конфеты и другие подарки. А по сле баталий по инициативе ву зовской редколлегии состоялся “круглый стол “ о развитии спор та в академии. ПОВОДОМ для этой СТАТЬИ послужило выступле ние А. Я. Шустера “Колледж жил. Будет жив? “ ( “ РМ “ ,№ 1 1 ) . В самом начале выступления уважаемый Авив Яковлевич крити кует узкопрофессиональную, ве домственную направленность преж ней системы образования, тогда как она “ ... в первую очередь призвана создавать условия для всесторонне го развития личности“ . Но вскоре объективность изменяет автору, и он начинает отстаивать именно у з коведомственный подход к подготов ке специалистов для рыбной отрас ли. Вплоть до заявлений типа “ ...го товить специалистов, начиняя их знаниями впрок, бессмысленно 4 или “морских специалистов для ко мандных должностей на судах сле- ет готовить только в колледжах44, акое мнение не единично, и его тенденциозность вызывает принци пиальные возражения. Учебные заведения высшего и среднего профессионального обра зования поставлены в настоящее время в тяжелейшее финансовое по ложение, и нет оснований надеяться на его скорое серьезное улучшение. Следовательно вопрос сводится к стартовым возможностям конкрет ных учебных заведений и адаптиру емости их к требованиям времени. Этот аспект и рассмотрим. СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ учебные заведения оказались в осо бенно бедственном положении. На ряду с материально-техническими неурядицами выявилась несостоя тельность главного организационно- методического принципа функцио нирования училищ - узкопрофесси ональная подготовка специалистов на конкретное рабочее место. В рам ках плановой экономики СССР та кой подход оправдывался... Одним из реальных последствий радикального реформирования эко номики России является потеря предприятиями и флотами экономи ческой и организационной стабиль ности. Идет непрерывный поиск ор ганизационно-правовой структуры, форм собственности и экономиче ских приоритетов хозяйственной де ятельности. Меняющаяся конъюнк тура на производстве и на рынке труда не позволяет достоверно про гнозировать необходимое количест во специалистов какого-то опреде ленного профиля, делает невозмож ным гарантированное предоставле ние им работы. Традиционная мас сированная профессионально-от- ВИКТОР ш ты к о в , кандидат технических наук, доцент первый проректор МГАРФ В соответствии с рейтингом Госкомитета по высшему образованию МГАРФ является вторым морским учебным заведением России по уровню материально-технического и интеллектуального потенциала. МГАРФ является членом Академии транспор та и входит в ассоциацию инженерного образо вания России. Здесь работают 232 преподавателя. Более половины из них имеют ученую степень или звание. В их числе 4 академика и член-корреспондент Академии транспорта Рос сии, 2 действительных члена Российской акаде мии инженерных наук и лауреат Госпремии России. Каждая из 27кафедр МГАРФ оснащена совре менным оборудованием и вычислительной техни кой, в том числе компьютерами типа АТ-486. Парк персональных IBM-совместимых ЭВМ превысил 250 единиц. Имеется тренажерный центр, располагающий мощными комплексами: навигационным НМС-90 и энергетическим “ Дизельсим “ норвежской фир мы ‘ Норконтрол1. На борту академического, самого крупного в мире учебного парусного судна - барка “Седов1 проходят теоретическую и практическую морскую подготовку одновременно 164 курсанта. раслевая подготовка специалистов- исполнителей перестает удовлетво рять общественные нужды. Резко по вышаются требования к качествен ному уровню знаний и творческому потенциалу специалистов. Следовательно, основной задачей подготовки кадров в новых экономи ческих условиях становится обеспе чение предприятий (независимо от их отраслевой направленности, форм собственности и организационно правовых структур) квалифициро ванными и компетентными специа листами широкого профиля, облада ющих экономическим и техническим кругозором и профессиональной мо бильностью. Такую подготовку обес печивают высшие учебные заведе ния, в которых ведется подготовка специалистов не на конкретное рабо чее место, а по спектру направлений техники, технологии или экономики. С этой целью преподаются целые блоки дисциплин, на базе которых выпускник самостоятельно или по сле непродолжительной дополни тельной учебы, стажировки может легко освоить любую конкретную (требуемую) специальность прак тически в любой отрасли. ПРИМЕРОМ КЛАССИЧЕСКО ГО высшего технического учебного заведения, сочетающего федераль ное и регионально-отраслевое значе ние, является Мурманская государ ственная академия рыбопромыслово го флота, прошедшая госаттестацию и имеющая солидный международ ный авторитет, располагающая до статочно мощной материально-тех нической и интеллектуальной базой. Наличие в академии хорошо осна щенной военно-морской кафедры также дает выпускникам дополни тельные социальные гарантии для жизненного обустройства. Подготов ка на ней - дело добровольное, и при желании - со званием лейтенанта- инженера военно-морского флота можно реализовать свои способности на контрактной основе в вооружен ных силах, МВД, госбезопасности. От того, что техникумы и средние мореходные училища названы кол леджами, попали формально в спи сок учебных заведений системы вы сшего образования, они по сути тако выми еще не стали. Развивать на их базе параллельную систему вузов нерационально. А вот многоуровне вая система подготовки специали стов имеет вполне приличную ни шу и для средних специальных учебных заведений. Оставаясь ав тономными или войдя в состав уни верситетов и академий на правах структурных подразделений, они могли бы осуществлять те же ло кальные, профессиональные про граммы обучения, но исходя из за дач базового вуза. А подготовка кадров высшей квалификации с выдачей сертификатов междуна родного образца может вестись по прямым договорам за счет пред приятий или самих учащихся. ТАКОВА ОБЩАЯ КОНЦЕП ЦИЯ многоуровневой структуры образовательно-профессиональн ой программы. Надеюсь, наш по иск путей выживания и развития будет взаимополезен, не выльется в спор о приоритетности. А за мо лодыми людьми остается право вы бора. Сообразуясь с возможностя ми и желанием пусть решают - в учебном заведении какого ранга можно полнее или быстрее продви нуться в самореализации (если уж вернуться к исходному постулату о всестороннем развитии личности). СХЕМА МНОГОУРОВНЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 1-го УРОВНЯ После двух лет подготовки по программе базового высшего обра зования курсант, не имеющий воз можности или желания учиться да лее в академии, может перейти в колледж или другое среднее специ альное учебное заведение, где за 1,5-2 года освоит соответствующую профессиональную программу (квалификацию) и получит диплом БАКАЛАВР НАУК (2-го УРОВНЯ) После 4-х лет учебы по програм ме базового высшего образования специалист получает диплом о пол ном высшем образовании с присвое нием академической степени бака лавра наук поданному направлению подготовки (например, бакалавр технических наук по направлению “Радиотехника44) . Бакалавр в соответствии с пол ученной фундаментальной и обще- технической подготовкой может вы полнять следующие виды професси ональной деятельности: проектно конструкторскую, организационно технологическую, эксперименталь но-исследовательскую. Бакалавр может самостоятельно или после кратковременного обучения адапти роваться к эксплуатационно-техни ческой деятельности, а также подго товлен к обучению в магистратуре по данному направлению или к ос воению профессионально-образова - тельных программ 3-го уровня по любой из специальностей, опираю щихся на полученные базовые зна ния. БАКАЛАВР-СПЕЦИАЛИСТ ПО МОРСКИМ ТЕХНИЧЕ СКИМ ЭКСПЛУАТАЦИОН НЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ После освоения специализиро ванной учебной программы базового высшего образования (4,5 года) и сдачи квалификационных госэкза- менов выпускник получает такой же “полный 4 диплом с дополнением о квалификации инженера по эксплу атационной специальности (напри мер, инженер-электромеханик по специальности “Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов “ - бакалавр технических на ук) . Учебными планами подготовку^ бакалавров и бакалавров-специали- стов также предусматривается осво ение 450-часовой программы воен ной подготовки и присвоение зва ния офицера запаса. УСКОРЕННАЯ ПОДГОТОВ КА БАКАЛАВРОВ-СПЕЦИА- ЛИСТОВ В академии сохраняется и систе ма ускоренной подготовки бакалав- ров-специалистов из выпускников морских колледжей, которая пре дусматривает подготовку за 3-3,5 года по спецпрограммам базового высшего образования с учетом уже полученной спецподготовки. После сдачи государственного квалифи кационного экзамена и получения диплома выпускнику открты все возможности для трудоустройства или дальнейшей учеоы на третьей ступени. ДИПЛОМИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ Бакалавр или бакалавр-специа лист имеет возможность без пере рыва продолжить (1-1,5 года) уче бу в академии или другом вузе Рос сии по программам подготовки дип ломированных специалистов любой специальности базового направле ния подготовки или смежного с ним. В случае успешной защиты перед госкомиссией дипломного проекта выпускник получает более высо кую квалификацию дипломирован ного специалиста (например, дип ломированный инженер-электро механик по специальности “Элект рооборудование и автоматика су дов44) с правом занимать любые должности в данной области техни ки. ЕДИНАЯ ПРОГРАММА 3-ГО УРОВНЯ Только по специальности “Су довождение 4 продолжает действо вать единый учебный план подго товки дипломированных инжене- ров-судоводителей без разделения на уровни, а также учебный план ускоренной подготовки дипломиро ванных инженеров-судоводителей. МАГИСТР НАУК Бакалавр или бакалавр-специа лист имеет возможность без пере рыва продолжить в течение 2 лет обучение в Академии или в любом другом вузе России но программам подготовки магистров наук. В слу чае успешной защиты перед госко миссией магистерской диссертации выпускник получает диплом маги стра наук по данному направлению подготовки (например, магистра технических наук по направлению “Технология продуктов питания44) с правом занимать должности в уч реждениях научно-исследователь ского или научно-педагогического характера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz