Рыбный Мурман. 1994 г. Май.

I H i ШШШ ........ H H H H H H H ' H I H P H i Репортаж пахнет порохом ТРОПЕ Абхазия лей Абхазии и Грузии при по­ средничестве России по реше­ нию грузино-абхазского конфликта. Большая надежда, что Россия может оказать содей­ ствие в данном конфликте. Вспомнилось, когда в июне прошлого года выводились из Абхазии войска Кавказской фе­ дерации, при встрече с предсе­ дателем ВС Абхазии Вл. Ардзинба на заданный мною вопрос, не станет ли вывод войск “Троянским конем“ для Абхазии, ответ был уверенный: гарантия - Россия. Хорошо бы... Е. Т. ство проверяющих, а требования к паспортному режиму несрав­ ненно стали мягче. Следует от­ метить добродушное отношение с обеих сторон на постах к прессе. Достаточно мне было предъявить удостоверение, как улыбкой предоставили “зеле­ ную улицу “ , а когда на КПП абхазской стороны старшим де­ журным О. Габлия и Г. Оведян я сказал, что, боясь мародерст­ ва, мы “Волгу “ оставили в Ад­ лере, они уверили, что сейчас обстановка изменилась, можно ехать спокойно. Однако, со слов очевидцев инспектора ГАИ г. Гагра Генна­ дия Чаноа и некоторых других лиц, можно отметить, что на аб­ хазо-грузинской границе про­ должаются провокационные вылазки и погибают молодые парни обеих сторон. Лиц гру­ зинской национальности я не видел, но не встречал ни одного абхазца, который бы ратовал за продолжение войны. Напротив, все хотят скорейшего мира, и первый тост за чарочкой подни­ мают за мир, второй - за тех, кого уже нет. Такие тосты я слышал и на абхазском, и на русском, и на армянском язы­ ках. На вопрос, когда же вы мо­ жете принять в своих цветущих краях наших северян и вообще отдыхающих, можно услышать: “Пожалуйста, даже сегодня пусть приезжают. Мы рады по­ делиться последней горбушкой хлеба“ . Однако кому не понятно, что одним упоительным ароматом акаций и магнолий сыт не бу­ дешь. Больно смотреть на пус­ тующие улицы цветущих курортных городов. И Гагр, и Гудауты, я уже не говорю о Су­ хуми, где некогда до глубокой ночи слышен был заразитель­ ный смех под музыку южных мелодий. Но нас удивило и то, что пустуют улицы от отдыхаю­ щих и в Адлере, и в Сочи. В Адлере, к примеру, мне сказали, что нефтяники Тюмени потребовали вернуть свои пол­ тора миллиарда рублей обратно, которые были направлены по договоренности за оплату мест в санаториях для своих сотрудни­ ков. Люди напуганы войной в соседствующей республике. Думается, что очень важно сейчас, чтобы и пресса, и теле­ видение помогли в данной ситу­ ации объективно осветить Было около полуночи, но мы с супругой, как и многие харь­ ковчане, не спали: до пасхаль­ ного праздника оставался один день, а дел еще невпроворот. ' Вдруг телефонный звонок от двоюродного брата: “На празд­ ники едем... Есть одно место, если надумаешь с нами, в час тридцать ночи выходи на оста­ новку “ . Очень хотелось отметить праздник в семейном кругу, но как было отказаться от такого удачного случая: своим ходом, пусть даже на один день - в Аб­ хазию, особенно сейчас, по та­ ким кусачим ценам... Несмотря на это, супруга, заметив во мне некоторое коле­ бание, тут же заявила: “Такое нечасто бывает, надо ехать “ . Дорога до Адлера, на удивле­ ние, не доставила особых хло­ пот. Топливом и 76-м, и 93-м по территории Украины и России снабжали достаточно. На грани­ це Украина - Россия особых эк ­ зекуций также не устроили, но в Адлере наш боевой дух не­ сколько умерили. - Да вы что, с ума сошли! На “Волге“ , да еще на новой?! Мы даже на дряхлом “Москвиче “ не рискуем. Отберут мародеры и фамилии не спросят. Решили переночевать, а ут­ ром пойти в разведку: к россий­ ской таможне и пограничникам у моих братьев доверия было больше. Мы умудрились вшестером вместиться в “Жигули “ и, оста­ вив “Волгу “ , поехали в г. Гуда­ уты. Зная по предыдущим поезд­ кам усиленные проверки, я сра­ зу обратил внимание на то, что и российская, и абхазская сто­ роны намного сократили количе­ истинное положение дел на по­ бережье Черного моря. Хочется верить, что в скором будущем вновь оживятся улицы и в Сочи, и на побережье Абха­ зии, и мы увидим вновь, как ут­ ром рано, прибежав на берег, будут стелить свое полотенце, которое означало некогда “это мое место“ , и ждать появления упоительно ласковых лучей ут­ реннего южного солнца. Енокентий ТЕРЗЯН, наш собкор. Харьков - Адлер - Гудаута. P. S. Сегодня, 10 мая, в Сочи состоится встреча представите­ \ К < 3 1 Рисунок Александра КАЗАЧКОВА • Процесс пошел СПУСК СО СТАПЕЛЯ ЧЕРЕЗ 10 МЕСЯЦЕВ ... Короткими прицельными прострелами отсверкала сварка, на срединной поперечной панели днищевой сек­ ции тускло замерцала пластина с полным именем винов­ ника события, обвальная овация сорвалась с трех ярусов эллинга и отозвалась низкорегистровым гулом металло­ конструкций... Этим, собственно, и исчерпался торжест­ венный акт закладки нового рыбопромыслового судна “Белек “ . Правда, еще был получасовой митинг при стечении изрядного числа рабочих и служащих судоремонтного за ­ вода “Нерпа“ , было совещание съехавшихся на церемо­ нию закладки “крестных отцов “ нарождающегося детища. И еще было знакомство с самим заводом (экс­ курсия, проспектная информация). Жизнь завода, его проблемы - это особая тема, развивать которую сегодня не будем, но с признательностью отметим доброжела­ тельность и гостеприимство хозяев. О технических достоинствах “Белька" , подготови­ тельном этапе строительства, о людях, пробивающих ему путевку в жизнь, мы достаточно подробно рассказывали читателям “РМ“ в № 28 и 32 за минувший год. Пере­ бирая канву выступлений в день закладки, вновь кос­ немся основных моментов темы. Вот как, например, оценил ситуацию глава областной администрации Е. Б. Комаров. - Сразу после победы над фашистской Германией СССР приложил максимум усилий для пуска судострои­ тельных заводов в Штральзунде, Ростоке и в польском Гданьске. Позднее пополнение нашего флота шло пре­ имущественно через эти верфи, а отечественное судо­ строение практически не было ориентировано на нужды рыбопромыслового флота. Причем последние наши при­ обретения - это крупнотоннажные “Моонзунды“ с эки­ пажем под тысячу человек, транспортный рефрижератор “Капитан Лазарев“ ... У нас сейчас в достатке больших судов, но в силу обстоятельств фронт их деятельности сузился, эксплуатация их непомерно вздорожала. Актив­ нее заработали средние и малые траулеры, но они изна­ шиваются, требуют замены. Так что сегодняшний старт “Белька “ знаменателен не только для завода и создате­ лей проекта, но и для рыбной промышленности России в целом. Примечательно и то, что рождение нового судна (будем надеяться, целой серии судов) обусловлено за­ рождением принципиально новой структуры - хозяйст­ венной кооперации институтов, банков, заводов, объединенных идеей созидательной программы. В самом деле, состоявшаяся закладка судна перспек- только вопрос чести, но и решение проблемы занятости, сохранения рабочих мест, полнокровной жизнедеятельно­ сти завода. Конечно, перечисленному и неперечисленному сонму людей, причастных к рождению нового судна, дорого бу­ дущее детище, с каждым месяцем обретающее реальные черты. Но “Белек“ и без этого, право же, есть за что полюбить. По прежней практике где-то далеко строились конвейерно 124 судна определенной серии, а главный инженер конкретного флота параллельно мозговал о пе­ реоборудовании для своей рыбы, своих районов промыс­ ла, своего промвооружения и т. д. А “Белек “ на сегодня предполагает 1162 варианта изготовления (а завтра, гля­ дишь, еще больше), поправки заказчика возможны на разных этапах строительства. Предполагаются три моди­ фикации по мощности двигателей, семь модификаций по технологии переработки продуктов промысла, девять - по типам промвооружения, пять базовых моделей ледового класса, четыре модификации трюмов.... То есть судно может быть по назначению каботажным контейнерово­ зом, транспортным рефрижератором, рыбопромысловым - с дрифтерными сетями или ловушками, кошельком или драгой... Это никак не узкая ориентация на прибрежный лов, к которому иногда сводят разговор о малотоннажных аналогах. “Б елек“ рассчитан на ограниченный (с рас­ стоянием между местами убежища до 400 миль) и неог­ раниченный районы плавания. Актуальна и топливная экономичность: БМРТ на тонну готовой продукции за ­ трачивает тонну топлива, “Белек “ предположительно - 100-150 кг. Нет, не случайно судно названо хоть и ма­ лым, но универсальным! Через 10 месяцев планируется спуск “Белька“ со стапеля. На протяжении всего подготовительного периода в курсе событий вокруг новостроя федеральный комитет по рыболовству. И к закладке судна В. Ф. Корельский прислал теплое приветствие. Но мелькнул в памяти афоризм из известного фильма: “Не учите меня жить, лучше помогите материально“ . И в самом деле, строи­ тельство нового судна, программа судостроения на Коль­ ской земле вошли в ту фазу, когда партнеры хозяйственной кооперации уже вправе рассчитывать не только на благосклонное кураторство, а на приток средств от структур более широкого масштаба. Ведь “ Белек “ - прекрасное начало, у судостроительной про­ граммы должно быть и прекрасное продолжение. Ольга ДМИТРИК. тивнои по оценкам специалистов серии - качественно но­ вый этап целой программы. Позади три напряженнейших года организационных мероприятий, разработки проект- но-сметной документации, заключения договоров по фи­ нансированию, поставкам и прочему обеспечению строительства. Функции генератора успешно выпол­ няет внешнеторговая фирма “Морской сервис“ во главе с С. Н. Татарниковым. - Доверие к делу, - заметил Станислав Николаевич, - определяется уровнем задействованных партнеров... Что ж, вывески солидны. Оборонное проектное бюро “Лазурит“ из Нижнего Новгорода (главные конструкто­ ры Н. И. Кваша, В. П. Иноземцев), специалисты Мур­ манского и Ленинградского “Гипрорыбфлота“ , “Севрыбтехцентра“ ( А. Л. Свердлов, Э. Н. Наумов, Н. В. Кантемиров) разработали техдокументацию много­ вариантного новостроя. Черкасское АО “Дизельпром“ и московское НПО “Винт“ (на закладку прибыли, соот­ ветственно, вице-президент предприятия Ю. П. Воло­ шин, главный экономист Н. А. Бочаров) изготовляют дизельные агрегаты по немецкой лицензии и движущие устройства. К сборке определенных секций и блоков приступили на северодвинской “Звездочке“ , Горохов­ ском СРЗ (директоры - Н. Я. Калистратов, А. И. Пере- пелкин ). На СРЗ “Нерпа “ (директор П. Г. Стеблин) завершено изготовление корпусных конструкций. Зака з ­ чиком первых шести судов является “Архангельскрыб- пром“ . К реализации программы приложили руку Комбанк “Мурман “ , “Арктикпромстройбанк“ , Северо- Западная морская страховая компания “Мариек “ и дру­ гие не менее солидные фирмы. А ведь банкиров на легковесной мякине не проведешь, значит доверие к де­ лу обосновано. - Десятки фирм связаны перекрестными, беспреце­ дентными в российской практике договорами рыночного плана. Наше дело просто обязано состояться! - уверен С. Н. Татарников. При подразумеваемых затратах логичен вопрос о цене судна. И он не преминул всплыть. Базовый ценник ус­ тановлен на основе анализа мирового рынка (как тако­ вой цены у рыночного продукта не может быть, она зависит от спроса и прочих ситуационных обстоя­ тельств) . Но в целом “Белек “ может потянуть до 5 млн. долларов. Тогда как за подобного типа импортное судно с нас запрашивают... за 18 млн. Есть резон новостроя? Тем более, как кстати отметил на митинге директор “Нерпы “ , строительство судна для коллектива - не н а в и в ш ш ш — о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz