Рыбный Мурман. 1994 г. Май.
I H i ШШШ ........ H H H H H H H ' H I H P H i Репортаж пахнет порохом ТРОПЕ Абхазия лей Абхазии и Грузии при по средничестве России по реше нию грузино-абхазского конфликта. Большая надежда, что Россия может оказать содей ствие в данном конфликте. Вспомнилось, когда в июне прошлого года выводились из Абхазии войска Кавказской фе дерации, при встрече с предсе дателем ВС Абхазии Вл. Ардзинба на заданный мною вопрос, не станет ли вывод войск “Троянским конем“ для Абхазии, ответ был уверенный: гарантия - Россия. Хорошо бы... Е. Т. ство проверяющих, а требования к паспортному режиму несрав ненно стали мягче. Следует от метить добродушное отношение с обеих сторон на постах к прессе. Достаточно мне было предъявить удостоверение, как улыбкой предоставили “зеле ную улицу “ , а когда на КПП абхазской стороны старшим де журным О. Габлия и Г. Оведян я сказал, что, боясь мародерст ва, мы “Волгу “ оставили в Ад лере, они уверили, что сейчас обстановка изменилась, можно ехать спокойно. Однако, со слов очевидцев инспектора ГАИ г. Гагра Генна дия Чаноа и некоторых других лиц, можно отметить, что на аб хазо-грузинской границе про должаются провокационные вылазки и погибают молодые парни обеих сторон. Лиц гру зинской национальности я не видел, но не встречал ни одного абхазца, который бы ратовал за продолжение войны. Напротив, все хотят скорейшего мира, и первый тост за чарочкой подни мают за мир, второй - за тех, кого уже нет. Такие тосты я слышал и на абхазском, и на русском, и на армянском язы ках. На вопрос, когда же вы мо жете принять в своих цветущих краях наших северян и вообще отдыхающих, можно услышать: “Пожалуйста, даже сегодня пусть приезжают. Мы рады по делиться последней горбушкой хлеба“ . Однако кому не понятно, что одним упоительным ароматом акаций и магнолий сыт не бу дешь. Больно смотреть на пус тующие улицы цветущих курортных городов. И Гагр, и Гудауты, я уже не говорю о Су хуми, где некогда до глубокой ночи слышен был заразитель ный смех под музыку южных мелодий. Но нас удивило и то, что пустуют улицы от отдыхаю щих и в Адлере, и в Сочи. В Адлере, к примеру, мне сказали, что нефтяники Тюмени потребовали вернуть свои пол тора миллиарда рублей обратно, которые были направлены по договоренности за оплату мест в санаториях для своих сотрудни ков. Люди напуганы войной в соседствующей республике. Думается, что очень важно сейчас, чтобы и пресса, и теле видение помогли в данной ситу ации объективно осветить Было около полуночи, но мы с супругой, как и многие харь ковчане, не спали: до пасхаль ного праздника оставался один день, а дел еще невпроворот. ' Вдруг телефонный звонок от двоюродного брата: “На празд ники едем... Есть одно место, если надумаешь с нами, в час тридцать ночи выходи на оста новку “ . Очень хотелось отметить праздник в семейном кругу, но как было отказаться от такого удачного случая: своим ходом, пусть даже на один день - в Аб хазию, особенно сейчас, по та ким кусачим ценам... Несмотря на это, супруга, заметив во мне некоторое коле бание, тут же заявила: “Такое нечасто бывает, надо ехать “ . Дорога до Адлера, на удивле ние, не доставила особых хло пот. Топливом и 76-м, и 93-м по территории Украины и России снабжали достаточно. На грани це Украина - Россия особых эк зекуций также не устроили, но в Адлере наш боевой дух не сколько умерили. - Да вы что, с ума сошли! На “Волге“ , да еще на новой?! Мы даже на дряхлом “Москвиче “ не рискуем. Отберут мародеры и фамилии не спросят. Решили переночевать, а ут ром пойти в разведку: к россий ской таможне и пограничникам у моих братьев доверия было больше. Мы умудрились вшестером вместиться в “Жигули “ и, оста вив “Волгу “ , поехали в г. Гуда уты. Зная по предыдущим поезд кам усиленные проверки, я сра зу обратил внимание на то, что и российская, и абхазская сто роны намного сократили количе истинное положение дел на по бережье Черного моря. Хочется верить, что в скором будущем вновь оживятся улицы и в Сочи, и на побережье Абха зии, и мы увидим вновь, как ут ром рано, прибежав на берег, будут стелить свое полотенце, которое означало некогда “это мое место“ , и ждать появления упоительно ласковых лучей ут реннего южного солнца. Енокентий ТЕРЗЯН, наш собкор. Харьков - Адлер - Гудаута. P. S. Сегодня, 10 мая, в Сочи состоится встреча представите \ К < 3 1 Рисунок Александра КАЗАЧКОВА • Процесс пошел СПУСК СО СТАПЕЛЯ ЧЕРЕЗ 10 МЕСЯЦЕВ ... Короткими прицельными прострелами отсверкала сварка, на срединной поперечной панели днищевой сек ции тускло замерцала пластина с полным именем винов ника события, обвальная овация сорвалась с трех ярусов эллинга и отозвалась низкорегистровым гулом металло конструкций... Этим, собственно, и исчерпался торжест венный акт закладки нового рыбопромыслового судна “Белек “ . Правда, еще был получасовой митинг при стечении изрядного числа рабочих и служащих судоремонтного за вода “Нерпа“ , было совещание съехавшихся на церемо нию закладки “крестных отцов “ нарождающегося детища. И еще было знакомство с самим заводом (экс курсия, проспектная информация). Жизнь завода, его проблемы - это особая тема, развивать которую сегодня не будем, но с признательностью отметим доброжела тельность и гостеприимство хозяев. О технических достоинствах “Белька" , подготови тельном этапе строительства, о людях, пробивающих ему путевку в жизнь, мы достаточно подробно рассказывали читателям “РМ“ в № 28 и 32 за минувший год. Пере бирая канву выступлений в день закладки, вновь кос немся основных моментов темы. Вот как, например, оценил ситуацию глава областной администрации Е. Б. Комаров. - Сразу после победы над фашистской Германией СССР приложил максимум усилий для пуска судострои тельных заводов в Штральзунде, Ростоке и в польском Гданьске. Позднее пополнение нашего флота шло пре имущественно через эти верфи, а отечественное судо строение практически не было ориентировано на нужды рыбопромыслового флота. Причем последние наши при обретения - это крупнотоннажные “Моонзунды“ с эки пажем под тысячу человек, транспортный рефрижератор “Капитан Лазарев“ ... У нас сейчас в достатке больших судов, но в силу обстоятельств фронт их деятельности сузился, эксплуатация их непомерно вздорожала. Актив нее заработали средние и малые траулеры, но они изна шиваются, требуют замены. Так что сегодняшний старт “Белька “ знаменателен не только для завода и создате лей проекта, но и для рыбной промышленности России в целом. Примечательно и то, что рождение нового судна (будем надеяться, целой серии судов) обусловлено за рождением принципиально новой структуры - хозяйст венной кооперации институтов, банков, заводов, объединенных идеей созидательной программы. В самом деле, состоявшаяся закладка судна перспек- только вопрос чести, но и решение проблемы занятости, сохранения рабочих мест, полнокровной жизнедеятельно сти завода. Конечно, перечисленному и неперечисленному сонму людей, причастных к рождению нового судна, дорого бу дущее детище, с каждым месяцем обретающее реальные черты. Но “Белек“ и без этого, право же, есть за что полюбить. По прежней практике где-то далеко строились конвейерно 124 судна определенной серии, а главный инженер конкретного флота параллельно мозговал о пе реоборудовании для своей рыбы, своих районов промыс ла, своего промвооружения и т. д. А “Белек “ на сегодня предполагает 1162 варианта изготовления (а завтра, гля дишь, еще больше), поправки заказчика возможны на разных этапах строительства. Предполагаются три моди фикации по мощности двигателей, семь модификаций по технологии переработки продуктов промысла, девять - по типам промвооружения, пять базовых моделей ледового класса, четыре модификации трюмов.... То есть судно может быть по назначению каботажным контейнерово зом, транспортным рефрижератором, рыбопромысловым - с дрифтерными сетями или ловушками, кошельком или драгой... Это никак не узкая ориентация на прибрежный лов, к которому иногда сводят разговор о малотоннажных аналогах. “Б елек“ рассчитан на ограниченный (с рас стоянием между местами убежища до 400 миль) и неог раниченный районы плавания. Актуальна и топливная экономичность: БМРТ на тонну готовой продукции за трачивает тонну топлива, “Белек “ предположительно - 100-150 кг. Нет, не случайно судно названо хоть и ма лым, но универсальным! Через 10 месяцев планируется спуск “Белька“ со стапеля. На протяжении всего подготовительного периода в курсе событий вокруг новостроя федеральный комитет по рыболовству. И к закладке судна В. Ф. Корельский прислал теплое приветствие. Но мелькнул в памяти афоризм из известного фильма: “Не учите меня жить, лучше помогите материально“ . И в самом деле, строи тельство нового судна, программа судостроения на Коль ской земле вошли в ту фазу, когда партнеры хозяйственной кооперации уже вправе рассчитывать не только на благосклонное кураторство, а на приток средств от структур более широкого масштаба. Ведь “ Белек “ - прекрасное начало, у судостроительной про граммы должно быть и прекрасное продолжение. Ольга ДМИТРИК. тивнои по оценкам специалистов серии - качественно но вый этап целой программы. Позади три напряженнейших года организационных мероприятий, разработки проект- но-сметной документации, заключения договоров по фи нансированию, поставкам и прочему обеспечению строительства. Функции генератора успешно выпол няет внешнеторговая фирма “Морской сервис“ во главе с С. Н. Татарниковым. - Доверие к делу, - заметил Станислав Николаевич, - определяется уровнем задействованных партнеров... Что ж, вывески солидны. Оборонное проектное бюро “Лазурит“ из Нижнего Новгорода (главные конструкто ры Н. И. Кваша, В. П. Иноземцев), специалисты Мур манского и Ленинградского “Гипрорыбфлота“ , “Севрыбтехцентра“ ( А. Л. Свердлов, Э. Н. Наумов, Н. В. Кантемиров) разработали техдокументацию много вариантного новостроя. Черкасское АО “Дизельпром“ и московское НПО “Винт“ (на закладку прибыли, соот ветственно, вице-президент предприятия Ю. П. Воло шин, главный экономист Н. А. Бочаров) изготовляют дизельные агрегаты по немецкой лицензии и движущие устройства. К сборке определенных секций и блоков приступили на северодвинской “Звездочке“ , Горохов ском СРЗ (директоры - Н. Я. Калистратов, А. И. Пере- пелкин ). На СРЗ “Нерпа “ (директор П. Г. Стеблин) завершено изготовление корпусных конструкций. Зака з чиком первых шести судов является “Архангельскрыб- пром“ . К реализации программы приложили руку Комбанк “Мурман “ , “Арктикпромстройбанк“ , Северо- Западная морская страховая компания “Мариек “ и дру гие не менее солидные фирмы. А ведь банкиров на легковесной мякине не проведешь, значит доверие к де лу обосновано. - Десятки фирм связаны перекрестными, беспреце дентными в российской практике договорами рыночного плана. Наше дело просто обязано состояться! - уверен С. Н. Татарников. При подразумеваемых затратах логичен вопрос о цене судна. И он не преминул всплыть. Базовый ценник ус тановлен на основе анализа мирового рынка (как тако вой цены у рыночного продукта не может быть, она зависит от спроса и прочих ситуационных обстоя тельств) . Но в целом “Белек “ может потянуть до 5 млн. долларов. Тогда как за подобного типа импортное судно с нас запрашивают... за 18 млн. Есть резон новостроя? Тем более, как кстати отметил на митинге директор “Нерпы “ , строительство судна для коллектива - не н а в и в ш ш ш — о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz