Рыбный Мурман. 1994 г. Май.
Рыбные промыслы Севера N° 19 (4515) 13 - 19 мая 1994 года (Окончание. Начало в № 17, 18.) И ван Андреевич резонно, с присущей ему шут кой сказал: - Ребята! Во-первых, лодка полна семги, во-вто- рых, мы ведь молодые рыбаки. Будем делать по- своему, посмотрим, кто посмеется. Промокшие до нитки, усталые, дотащили лодку до базы, а старики уже встречают. - Ну что, молодежь, проучило? Опозорились! Как только на песок упал первый десяток пре красной крупной рыбы, стариков как ветром сдуло. В те времена рыбаки сами шкерили семгу, про мывали специальными деревянными лопатками кровь в жабрах, во внутренностях, а затем сдавали на рыбоприемный пункт. Пролежка семги в нераз- деланном виде недопустима. Поэтому, как бы ты ни устал на лову, рыбу надо сразу же обработать, а поплавь из льняных материалов повесить на веша ла. Иначе она сгниет. На меня, как младшего в бригаде, кроме обыч ных обязанностей на лову, были возложены заботы повара: согреть чай, сварить уху, кашу, нарезать к столу соленой рыбы. Дрова готовили другие рыбаки. После очередной штормовой ночи и богатого уло ва ребята легли спать. Мне предстояло кашеварить, затем разбудить всех на ужин. Повесив на крючки чайники и котлы; стал ждать, когда сварится пища и будет готов чаи. Не заметил, как уснул у огня, а проснулся от дыма и гари. Это догорали в котлах семга и каша. Робко доложил бригадиру о ЧП. Тот, не раздумывая, дал команду: “Падай и спи, утром сварим и поедим! “. Этот эпизод Иван Андреевич вспомнил через 27 лет. Мы с удовольствием посме ялись над тем, как дружки по бригаде долго зубо скалили над поваренком. Одно и то же меню каждый день надоедало, по этому рыбаки в свободное от лова семги время ло вили так называемую “белую “ (сиг, пелядь) и “серую“ (щук, налимов, язей) рыбу. Излишки этой рыбы не возбранялось прода вать. Но куда? Единственным мес том сбыта был курсирующий пассажирский пароход “Умоа“, хо дивший по линии Архангельск - Печора. Он два раза в месяц со вершал рейсы и на рейде Юшино отдавал якорь в ожидании рыбаков. У нас вместо стаканов для чая ихмелись железные и глиняные кружки. И тут на “Умбе“ в обмен на рыбу у пассажиров получили каждый по граненому стакану. В деревне-то купить стакан было не где. Бригадир тут же объяснил, что теперь будем пить чай из стака нов, как богатые. Во время чаепи тия он любил пошутить: “Как же бедные живут, не стаканом чай-то пьют?“. Продавали рыбу мы и на деньги. Тогда я впервые увидел со ветские серебряные. За время пу тины заработал около трех рублей серебром. Сданная на приемный пункт семга, как, впрочем, и другая ры ба, оплачивалась согласно квитан циям уже в деревне через магазин по установленному эквиваленту. Например, на пуд семги выделя лось определенное количество сит ца, сукна, кожтоваров, продуктов. Денег на Печоре в обращении еще не было. Большим событием в 1928 году стало строительство и ввод в экс плуатацию первого в Юшино льдо солевого холодильника. Такой же холодильник че рез год был построен на участке Месино. Руководил строительством прибывший из Архангельска инже нер Игнатий Абрамович Дукуль. Мы с удивлением смотрели на эту диковинку. Жара до 25 градусов, а рыбу замораживает, как зимой. В Архангельск она теперь шла в мороженом виде в ящиках с изоля цией. Мы, печорны, большие любители строганины. Пользуясь любезностью Дукуля, стали системати чески готовить этот деликатес. Потом, вернувшись с путины, рассказывали землякам о диковинном творении инженера. В этот же сезон приехал на Юшино научный со трудник из Ленинграда Иван Иванович Лагунов. Он брал пробы чешуи от семга, измерял ее. Как мы узнали, собирал материал по возрастному составу, соотношению самцов и самок. Постепенно научил и меня выполнять несложные работы. Лагунов рас сказал, для чего все это делается, и подружился с бригадой. Его рассказы о Ленинграде, о возможно сти там учиться в значительной степени послужили стимулом для моего поступления в 1931 году в Ле нинградский рыбопромышленный техникум. Наша молодежная бригада выловила за сезон по 40 пудов на пай, а бригада аксакалов - по 30 пудов на человека. Тогда уловы считались на пуды, и наш результат был очень высоким. Бригадир же получил славу прекрасного рыбака и пронес ее че рез всю жизнь. Красивейшее зрелище представляли залив и ре ка во время возвращения рыбаков с путины. Вниз по течению рыбаки уходили, не ожидая попутного ветра. Обратный же переход на нагруженных до от каза парусниках и лодках, на веслах и бечевой дело мучительное и практически невозможное. Но вот задул “пизовец“, и десятки артелей срочно гру зят рыбу, снасти, скарб. Поднимаются паруса. При подходе к селам можно было наблюдать па реке по 15 - 20 парусов. Для нас, детворы, насту пали самые счастливые дни. С раннего утра и до поздней ночи торчали мы на берегу, вглядывались вдаль: не мелькнет ли среди парусов наш - родной. И вот кто-то наконец кричит: “Наши, наши!“. В пра- в кадрах руководящих и особенно - счетных работ- вом углу паруса у наших заплата из мешковины, а ников. некоторые доказывают, что самая высокая мачта тоже В 1927-1928 годах в рыбохозяйственных районах наша. области организуются школы крестьянской молоде- Отцы, братья привозили мальчишкам макеты па- жи на базе школ с трехлетним циклом образования, русника, лодки собственного изготовления. Женам и Выпускники этих школ получали аттестаты об окон- дочерям делали в свободное от лова время грабилки чании семилетки. Особенность комплектования та- для сбора ягод, ребятишкам - маленькие неводки из ких школ состояла в том, что в четвертый класс изношенных сетей. принимались и взрослые молодые люди, когда-то Один такой подарок принес мне не только радость, окончившие 3 класса. Такие школы крестьянской но и огорчения. С дружком Колей Сусловым таким не- молодежи были открыты, в частности, в деревне Ку- водком мы однажды решили наловить мальков для шерека Онежскогорайона, в селах Долгощелье Ме- своих любимых собак. Они изнывали на цепях во из- зенского района, Патракеевка Приморского района бежание травли выпасаемых на лугу овец. Родители и Великовисочное Ненецкого автономного округа, были на сенокосе, мы же, никого не предупредив, уш- В каждой такой школе было два отделения: рыбо- ли наловить щ^рят, а тут сильная гроза, дождь. Все хозяйственное и сельскохозяйственное. Например, в вернулись домой, а нас в деревне - следа нет. Все ре- Великовисочной школе, где я учился, очень хорошо шили, что, купаясь, утонули. Мы же, отсидевшись в было поставлено практическое обучение. Учащиеся стоге сена, с гордостью принесли добычу в расчете на рыбохозяйственного отделения под руководством поощрение. И оно вскоре последовало... ремнем по ого- учителей полностью изготавливали в зимний период ленной кормовой части тела. орудия лова, ремонтировали карбасы, лодки, зани- Привозили с путины и печальные вести. Кто-то мались подледным ловом рыбы, которая шла на пи- умер и был похоронен на берегу моря, а. могила поме- тание в школьном интернате. Школа имела 10 чена крестом. Кто-то утонул в жестокой схватке со коров, за которыми ухаживали учащиеся сельхозот- стихиеи. Сообщить об этом домой до прибытия всей деления. Они же летом заготавливали корма для артели возможности не было. Прервать же промысел этих коров. Молоко опять же шло в школьную сто- никто не мог себе позволить. ловую. Хватало забот и осенью. После навигации надо бы- После окончания учебных занятий, с наступлени- ло установить на зиму флот. Если легкие лодки выта- ем весны, учащиеся рыбохозяйственного отделения щить на берег не составляло труда, то поднять уходили на имеющихся двух парусниках в Печор- крупные парусники - дело непростое. Без смельчаков ский залив (Болванскую губу) на лов семги и оста- тут не обойтись. На просьбу владельца судна беско- вались там до сентября, “сельскохозяйственники“ рыстно откликались все по первомузову. Так было за- все лето заготавливали корма для коров и дрова для ведено из поколения в поколение. Разве только иногда школы. хозяин ставил зелена-вина и угощал бражкой. Если Они осваивали работу на появившихся первых же и этого не было, участники события с удовольст- конных сенокосилках и конных граблях. вием шутили над хозяином, а он не обижался на них. Выпускники школы существенно пополнили отряд молодых специалистов, как их не без гордости тогда называли. И это действительно так. Можно хо тя бы назвать некоторых из них: Алек сандр Михайлович Лудников стал в 1930 году директором рыбозавода, Сер гей Федорович Лудников - начальни ком инспекции рыбоохраны, Василий Савельевич Суслов - секретарем рай кома комсомола, Василий Михайлович Головин - мастером по обработке ры бы, а затем начальником рыбоприем ного пункта, Евгений Михайлович Суслов со временем занял пост предсе дателя колхоза “Родина “. Михаил Афанасьевич Семков и Кирилл Алек сандрович Шевелев стали счетоводами рыбацких артелей, а затем и бухгалте рами колхозов. И многие, многие другие выпускни ки заняли командные посты в первых рыбацких артелях, а затем и в колхо зах. Не могу не сказать добрые слова о наших замечательных наставниках, которые вложили много труда, энер гии, человеческой доброты для того, чтобы подготовить нас к самостоятель ной работе после окончания школы. Математик и физик Петр Константи нович Самойлов не только в классе, но и на практике в бурном Печорском за ливе всегда был с нами. Он учил нас управлять парусами, устанавливать и обслуживать орудия лова, соблюдать технику безопасности. Владимир Михайлович Потапов нау чил нас азам по обработке рыбы, изго товлению орудий лова, ихтиологии. Директор школы Яков Семенович Те- ляков учил нас русскому языку и ли тературе, а летом, невзирая на трудности, приезжал к нам во время практики и по-отечески заботился о нас, интересовался, не заболел ли кто, учил быть осторожными на воде и т. д. Первые кадры счетных работников для рыбацких артелей, преобразованных в тридцатые годы в рыбо- Помню такие припевки: “Наш хозяин краснорожий, на собачий нос похожий. Ой, ухнем! Мы хозяина ува жим, по бокам смолой помажем. Ой, ухнем! Сама пойдет, сама пойдет, подернем! “. Исполнялось все это на мотив известной “Дубинушки “. Вспомнив про своего дружка детства Колю Суслова (Николая Ивановича), не могу умолчать о нашей первой попытке обмануть взрослых. Детям в рыбацких ловецкие колхозы, подготовил из крестьянской мо- семьях поручали развязывать отработанные семужьи сети. Из полученных ниток вязали затем сети для ло ва более мелких пород рыб. Процесс развязывания на зывался “рушать“. Видимо, когда-то наши предки-новгородцы говорили “рушить “, но потом сло во видоизменилось. Это делалось с помощью шила, я лодежи Петр Константинович Самойлов. Приходилось не раз слышать слова благодарности в его адрес не только от питомцев курсов счетоводов, но и от официальных лиц. Павел Константинович Вольский руководил прак тикой учащихся сельскохозяйственного отделения, же, как и многие, развязывал узлы зубами. Родители находясь с ними постоянно, где бы ни работали его подопечные. Он лично прекрасно работал на сеноко силке, конных граблях, не брезговал поработать и косой-горбушей. Яков Семенович Теляков особое внимание уделял подготовке учащихся к предстоящей самостоятель ной работе. Он научил нас составлению различных деловых бумаг: писем, протоколов, заявлений, учил крепили к сети тряпочную отметку, тем самым уста навливая дневное задание. Как-то приходит Коля, зо вет играть, а мне до отметки еще долго. Он и предлагает: давай, мол, отметку перевяжем ближе к концу. А как же клубок, он же будет маленький? Ни чего, говорит, возьмем старую рукавицу и на нее на мотаем нитки. Порешили, сделали и - гулять... „ Клубок-то большой. Пришло время с клубка наматы- подготовке планов для выступлений, тезисов докла- вать нитку на иголку для вязки сетей. Вязчики обна- дов и т. и. ружили, что клубок-то в основном из рукавицы. “Злоумышленников“ быстро разоблачили, наказали, а мои взаимоотношения с дружком на долгое время бы ли испорчены. Деревня наша - на песчаном берегу реки. Раньше здесь ловили семгу тягловым неводом. Мальчишки и девчонки пропадали на берегу с утра до вечера. Осо бенно мы любили смотреть, как в*ыоирают мотню, на полненную семгой, омулями, сигами. Кульминацией всего был момент, когда заканчива- Все это нам очень пригодилось в жизни. После этих первых шагов по нелегкому жизнен ному пути большая школа пройдена под парусами отца, Антона Селиверстовича, замечательного рыба ка, охотника, воспитавшего десятерых детей. Прибыв в 1931 году в Ленинградский рыбопро мышленный техникум, я имел за спиной солидный - ли лов. Рыба раскладывалась на равные порции по рчбацкий стаж, в том числе и бригадирский в учеб- числу рыбаков. Делился дневной улов. Мы были за оракулов. Отвернувшись от приготовленных порций, называли поименно, кому брать их, каждую, помечен ную гусиным пером, ножом, черпаком... В награду за это и нам иногда перепадало на уху, не говоря уже о похвале. Первые рыбацкие коллективные артели, а также промысловые товарищества на селе крайне нуждались Hi м хозяйстве школы рыбацкой молодежи Ненецкого округа. Последующие шаги после таких университетов не кажутся столь трудными, какими они являются на самом деле. Только этим я могу объяснить, что, вы брав на всю жизнь единственную рыбацкую профес сию и посвятив ей более шестидесяти лет, не расстаюсь до сих пор с любимым делом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz