Рыбный Мурман. 1994 г. Май.
Духовность о о о о о с № 19 (4515) 1 3 - 1 9 мая 1994 года t I , i . i I х i i , i ' T T 1 / ~ , i , , i , X ~ X ~ X ~ r O C X 11 Виктору Астафьеву 1 мая, в светлый праздник Пасхи, исполнилось 70 лет. Беседовали мы на Страстной, в великие Четверг и Пятницу: в это время, только 1961 год назад, общественное мнение потребовало распять Сына Человеческого, 49 лет назад затихала война, 8 лет чернобыльской катастрофе... А по новому отечественному летоисчислению - 311-я серия "Санта-Барбары". "Другой народ, другая страна" - так Астафьев сказал недавно о России. Космический трагизм его прозы последних лет будто и не оставляет надежды нам. Название романа из трех книг, две из которых завершены - "Прокляты и убиты" - от заповеди старообрядцев-"оконников": "Все, кто сеет на земле смуту, братоубийство и смерть, сами будут Богом прокляты и убиты". Как топором рублено. - Виктор Петрович, сегодняшние наши беды - это воз мездие? Розанов пророчествовал о русской революции: “Би той посуды будет много, но нового здания не выстроится. Оно, с чертами ослиного в себе, повалится в 3-4-м поко лении". Первоисточник этих цифр, по всей видимости, в Библии: “Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину от цов наказывающий детей до 3 и 4 рода, ненавидящих Ме- ня“. Если так, выходит, и сейчас расплачиваемся за выстрел “Авроры“ и все, что за ним последовало? Ариф метическая точность предвестий поражает. - Сильно уж тяжелое слово - “возмездие41. Наказание за грехи наши - да. Грехи у народа русского великие, есть кому и в чем каяться. Но большинство все же, ду маю, вину свою искупило страданием, голодом, слезами, кровью. 13 миллионов рядовых мы потеряли на войне - а значит, крестьянских детей. Рядовых извечно постав ляла деревня. Комиссары в это число, извините, не вхо дят. Райвоенкоматы, помню, не справлялись с наплывом нашего брата, демобилизованных. Мы все друг друга зна- др: бя ли, и я видел потом, как мои знакомые рео та падали от заброшенности, ран, словно здоровый, молодой лес. З а прет на аборты сразу после войны погубил еще 5 мил лионов женщин. Так умирала деревня. Каждому народу, наверное, есть в чем каяться. И за коммунистами ведь мы вслед пошли, тоже грабили, от бирали кровати “с шишечками “ , выгребали по продраз верстке зерно из ям. На бедной Вологодчине у трех деревень штаны поотбирают, а в четвертой распродажу устроят. Ничего, покупали. Во второй книге романа сцена есть: на Севере, на Мезени, где вообще-то некого было раскулачивать, появился уполномоченный. “Если не най дете кулака, меня поставят к стенке. Но прежде я вас всех постреляю “ . Так ведь нашли! Всем миром обрати лись к мужику, у которого лишь двое ребят было, “у нас же по 5-6 , мал мала, сам знаешь, вкулачься уж, а?“ . Согласился. Утром его раскулачивают, а народ - камнями в него, и кричит: “Контра, кулачина“ .^. Да, комиссар науськал. Но каменьями-то зачем? Было это. Но все-таки склонен я думать, что боль шинство грехов народом искуплено. Что же касается пра вителей наших, прошлых и настоящих... Вот какую крамолу я скажу: пока будут коммунисты на земле, не видать ей покоя. Нам в первую очередь, но и остальному миру тоже. И напрасно он успокоился. Жесточайшее за блуждение, за которое человечество может дорого попла титься. Главное у буржуазии, в чем я, поездив по миру, убе дился, - трудолюбие и бережливость. Мы уж утратили и то, и другое. Ничего и никого беречь не умеем - ни себя, ни своих детей. Вот сейчас Романов (директор химком бината “Енисей “ ) права качает в Совете Федерации, чуть не стал его председателем. А он же главный отра витель Красноярского правобережья! Предприятия ВПК, оккупировавшие правый берег Енисея, истекают ручьем, в котором нет воды. Четыре элемента из этого потока достигают Ледовитого океана, не разлагаясь и не соеди няясь ни с чем. Солдаты, охраняющие комбинат, падают в обморок на посту. А Романов все ищет виноватых... - По отцу мой род из Волоколамска - это 120 верст от Москвы. Все мужчины из большой семьи, кроме моего отца - ему был всего лишь год, в 41-м ушли на фронт. Когда немцы ненадолго заняли город, поселились и в нашем до ме, то, как вспоминала бабушка, без спросу они даже соль не брали. Это были передовые части - простые германские работяги, крестьяне, профессора, отправленные фюрером на восток. Они сами рассказывали о зверствах частей “СС“ , советовали уходить, когда те войдут в город. Напти же пар тизаны приходили в город по ночам за бражкой, воровали. На том их немцы и поймали, несколько человек повесили. Так что же, все в этом мире зависит главным образом от конкретной личности и почти ничего - от идеологических, политических и прочих одежд, в которые ее облачают? И, быть может, соль не в том, что происходит на кремлевском Олимпе, решается все культурой, воспитанностью народа, каждого человека? - В конечном счете - да. И наполеоновская, и немец кая армии шли завоевывать дикий край. Но столкнулись с нашим бедным, но милосердным народом, и что-то внутри некоторых из них произошло. Мы приписали всем немцам грехи карателей 2 -го и 3-го эшелонов, что шли за фронтом, - “СС “ , “Абвера“ . Но на передовой наши ребята, как и они, не боялись попасть в плен. Как-то вечером перешло к нам сразу 18 человек, мы сначала думали - в атаку пошел фриц, нет, показали нам - ору жие у них смазано, не стреляли. Мы их накормили. Ни какого физиологического зла не ощущали. И наших передовых отрядов в Европе не боялись. Мы же все спу тали: у нас все вместе за Родину сражались - и ЧК, и “смершевцы“ , особисты. Да им уже в 30 верстах от пере довой ужасы мерещились. А мы там жили, умирали. Наша армия была первой в мире, что воевала без Бога. Не было обязательных раньше после каждого страшного боя молебнов, когда все от рядового до фельдмаршала станови лись на колени и отмаливали у Бога грехи за только что пролитую кровь. Даже у фашистов на пряжке было написано “С нами Бог“ . И, может, оттого не все они обалдели, и какая-то часть солдат, верующих, не шла на самые нещад ные преступления. На Бородинском поле генерал Раевский вывел своих сы новей, младшему было 14 лет, на батарею. Почему? Просто он и дети его были прекрасно воспитаны... То небольшое число коммунистов, которые были и остаются порядочными людьми, такими рождены матерью. Они по природе своей честные. Но надежды на них нет - слишком мало их коли чество. На деревню? Она испорчена вконец. На одну рабо тящую деревню полтора-два десятка полуразрушенных, где никто ничего не хочет делать - коровы не доены, бабы пья ные, поголовное воровство. Мы, думаю, не осознавали, как далеко нас завели, только сейчас начинаем в эту бездну немножечко заглядывать, а мы именно над бездной завис ли... Нам все время врали, но самое главное - мы врали сами себе. Нам все время хотелось верить, что не так уж все плохо. С этой нашей доверчивостью беда. Мы сейчас и Жириновскому доверяем. Он, конечно, недолго пробудет. По выговору своему он, по верткости, по всем ухваткам, по мер зости всей - копия Ленина. - Вот что мне важно спросить вас. Когда оставшиеся в жи вых в 45-м простили вождю народов все потери, всех убитых - не немцами, им - друзей и любимых, позволили вытереть о себя ноги, увенчали его лаврами и вновь приступили к стро ительству социализма, что они совершили - грех? Или это про щение, которое по-христиански выше справедливости? - И то и другое, но больше всего в этом безволия. - А ныне, прощая политикам, конкретным людям - при власти они сейчас или уже нет - тысячи беженцев, октябрь скую кровь в Москве, мы, сильные долготерпением, как и в брежневские времена, вершим богоугодное дело? Или ipex? - Мы все прощаем друг другу. Себе все прощаем. Хотя обвинять в октябрьских жертвах ту или иную сторону тоже неверно. Мы все допустили эту кровь. Коммунисты-то, кста ти, оыли по обе стороны. Да, можно было договориться. Да, надо было депутатам выйти, получить зарплату и разойтись. А они детей к себе собрали. Но и стрелять в своем городе, да как стрелять! Ведь ни разу в оконный переплет не по пали, только точно в нутро. Это же был самый великий по дарок коммунистам! Они, правда, уже заврались - осколочными по нам лупили, напалмом. Да если б так, киш ки оттуда только вынесли. Но хоть бы и болванками - все равно стреляли. А что до послевоенного отпущения грехов, так не заду мывались мы о том. Так уж в оборот жизнь взяла. Сейчас можно хлебом досыта наесться, а тогда людей насмерть за лавливали в очередях. Не до партийных полководцев было. Они гуляли, орденами себя награждали, памятники себе грандиозные сооружали, не понимая, что скоро их кормить некому будет. Деревня гибла. Грех ли наше долготерпение? Грех - в том смысле, что это всегда в России плохо заканчивалось. Большой кровью. Видел однажды: колхозную лошадь - спина сбита, шея в кровоподтеках, одна подкова на четыре ноги - какой-то при дурок с бочки начал лупцевать. Через 15 минут, брыкая тощим задом, она разнесла все в щепки, и с рваной шлеей (она ж колхозная, расползлась), с одной оглоблей и хому том умчалась в чистое поле, куда сил хватило, и там упала. Вот этого боюсь, что страна, как эта лошадь, всю сбрую, все хозяйство - в щепки. И на дыбы. И будет не так, что “красные“ на “белых“ , а бить пойдет сосед соседа. Я раз говаривал недавно с очень крупным бизнесменом. Я найму армию, говорит. Ну, может, армию не сдюжу, но дивизию смогу содержать. И, будьте уверены, худую не возьму. Я буду платить ей хорошо. И она всех перебьет, кто ко мне сунется. В 37-м приходили за человеком: здравствуйте, вы аре стованы. В ответ мямлили: мы ни в чем не виноваты. Сейчас такого не будет. Эта покорность скотская - видимая. Внутри уже такое накопилось, что сейчас либо топором, оглоблей, либо газовым баллончиком - кто чем сможет ошарашит обя зательно. А вот этот наймет дивизию, а другой полк, а тре тий роту, а четвертый просто банду из 15 человек, умеющих обращаться с оружием, - из тех же “афганцев“ . Все сме шается, счеты сводить будут: ах, курва, у тебя пенсия на 15 тыщ больше! - Наиболее емкие слова о своем поколении - я с 67-го года - услышал, когда уходил в армию, от прапорщика в военко мате. “Вы дети войны“. Нас мало, и потому отправляли слу они однажды у конторы, комбинат остановился: “Мы все поняли, нас выживают, и мы уезжаем в Канаду “ . Вот тогда забегали начальники - работа на комбинате вред ная, а платили староверам очень мало. Где ж еще на такие деньги работников найти? - Вернусь к началу разговора. Этот горький соблазн ощу тить себя лишь жертвой, а свою тяжелую жизнь лишь ка рой за грехи старших поколений и тем самым оправдать себя (ничего не значащей песчинкой ведь жить легче), проходит, когда задумываешься: а предшествениики-то на ши грешили не больше, чем мы сегодня. Как же накажут наших потомков? По библейской арифметике выходит, что впереди еще и искупление 37-го, и той всероссийской тру сости, позволившей профукать хрущевскую оттепель, и Аф ганистана. Вырвемся ли из этого круга? И на что надеяться, если сегодня предопределяем на много лет вперед судьбу будущих поколений? - А знаешь, Алеша, ты не прав. Мы грешить стали меньше - хотя бы в том, что с утра самого не врем друг другу. Меньше лжи пишем. Честные люди пытаются жить хотя бы в домашнем кругу по правде, поняли, что начинать надо с себя, с семьи. Почему коммунисты се годня так ненавидят прессу, любимое свое шэежде дитя? Да людям глаза она открыла. Большевики оесятся, пы таются разжечь свою искру, но большинство народа уже не обмануть. Пусть мы правду понимаем еще деформи- рованно, не до конца, но в доме нашем что-то между на ми, во всех нас уже произошло. И надежда на нравственное выздоровление есть. Да, много мерзости. Но матерщину на заборах писали и до революции, и в каждом народе живет пакость. У нас же ее старательно взращивали. Однако сейчас и много хорошего происходит. Но не замечаем, не хотим заме чать. Алексей ТАРАСОВ. “Известия". ■ жить всех - больных, студентов, даже из университетов с военной кафедрой. Рожденные уже на отравленной про мышленностью и ядерными авариями земле, покорежен ные в отрочестве брежневско-черненковским маразмом, многие из нас действительно рвались в Афганистан. Не знаю, из-за чего тянулись в 39-м в Испанию, мы - от без надеги: запомнилась фраза из того времени, сам ее говорил, - уж лучше война, чем такая жизнь рабская... - В Испанию тоже все стремились, даже переселенные в Игарку куркули. Тоже хотели освободиться как-нибудь от тамошней ссыльной жизни. - Сегодня кто-то из ветеранов афганской войны нашел себя в Югославии и на Кавказе, кто-то в баркашовском РНЕ. Но и по сей день наши руководители полагают, что все мужское население надо пропускать через шок армей ской школы, учить убивать. Не навоевались, никакие уроки впрок не идут. Сибирские и уральские заводы, хоть им го сударство и не платит за ракеты и танки, хоть конвейеры и стоят, продолжают упорно ждать, когда им снова прика жут ковать оружие победы. Когда же кончится милитари зация всей жизни? Я не хочу, чтобы мой сын - ему исполнилось полтора года - продолжил солдатский опыт на шего рода. И пособие на ребенка от государства я не беру, чтобы он ничего этому государству не был должен, чтобы .в 18 лет, когда ему начнут толковать о священном долге, он послал всех... - Вот-вот. Мы всю жизнь, даже умирая на передовой, вшами живьем съедаемые, что-то должны и в чем-то ви новаты. В чем? Не так окопался, не туда стреляешь. Хусейн, кстати, от американцев оборонялся - и, как мы знаем, безуспешно - нашими ракетами, на “Енисее“ сделанными. Я присутствовал как-то на испытаниях, го ворю Романову: такими ракетами только нашего брата да журналистов пугать. А что я сделаю, отвечает, они 61-го года. Я уверен, что он их гонит до сих пор - лишь бы завод не остановился. С того момента, как армия стала столь огромной и почти неконтролируемой, как изобрели водородное ору жие, от которого нет защиты, человечество подписало се бе смертный приговор. Не надо пудрить мозги. И ведь люди инстинктивно, какими-то железами, не умом - под коркой, понимают, что обречены. И прежде всех мы об речены да африканцы, то есть народы, мало осознающие эту опасность, невинные. Дети! Русский народ - дите. Пусть гениальное во многом, были у нас таланты и еще, наверное, будут, и не всегда в оружейном деле. Но при советской власти гениальность наших соотечественников проявлялась в основном в милитаристском направлении: Королев, Ландау, Сахаров - все, кого мы славили, рабо тали в конечном счете на войну. А нам все_приговари- вали: чтоб вас защитить. Ну а если бы “не защищали “? Пожалуйста, дурак какой нажмет сейчас кнопку или вто- *рой тунгусский метеорит упадет, будет взрыв, и ведь от ветят тут же - ядерная бойня начнется. Политики чрезвычайно упрощают сегодняшние противоречия - кто- то от скудоумия, как Жириновский (вот ярчайший-то вы разитель нашего времени), кто-то хитрит, как Сахаров - он войдет в третью книгу романа. Создав оружие, ко торое сожжет планету, так и не покаялся. Такая малень кая хитрость - умереть героем, совершив преступление. - Вот вы недавно говорили, что ждете возрождения из тайги, из леса, от старообрядцев, к примеру. Мне хорошо это понятно хотя бы потому, что по матери моя бабушка - из староверов, из крепкой зауральской деревни. Она умерла 10 лет назад. Но о силе этих людей я представление пол учил... - Мы не выдерживаем. А старообрядцы все вынесут: их бензином поливали и сжигали, стреляли, гноили в тюрьмах, растлевали. Ничего. Им только надо объеди няться в большие деревни, как Александровское - на ста ром шлюзе между Енисеем и Обью, как в Алтайских горах, где староверам принадлежит уже целый регион. Это там они пенсии отказываются получать... Хотя всякое бывает. В Черногорке на комбинате староверы раньше трудились. А комсомолец оттуда один рассказывает мне: приходит, мол, в контору баптист, кладет трешку, выпи шите, просит, мне машину - дров привезти. Ему отвеча ют: ты ж, дурень, сам работаешь на машине, вот и привези. Как же, говорит, машина ведь не моя, бензин не мой. Вот вам три рубля. Комсомолец тут взрывается: ну и как с ними, с заразами, жить?! То есть человек не понимает уже таких элементарных вещей, простой порядочности не понимает... Девок ста роверам подсылали, споить пытались. Довели-таки, сели :-;У >: ' и I f 5: Щ Ш 1 r'Xi :;.й шт ■ • ■ швшжт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz