Рыбный Мурман. 1994 г. Май.
4 № 19 (4515) 13 - 19 мая 1994 года Акционирование а к ц и о н е р о в А О Щ Ж | р л о т п “Уважаемые коллеги, каждый из вас очень хорошо представляет, что происхо дит в нашей стране в послед ние годы, - с этой фразы на чал свое выступление на со брании акционеров генераль ный директор АО “Мурман ский траловый флот“ Ю. Б. Прутков. Конечно, все мы очень хо рошо знаем на собственной, так сказать, шкуре, что про- нсходат у нас в квартире в связи с происходящим в стра не. И, конечно, для тралфло- товцев не были откровением отчетные цифры руководите ля. Вылов рыбы в минувшем году снизился по сравнению с 1992 годом на 22, а с 1991 го дом - на 34 процента. Естест венно, упал и выпуск продук ции. В 1993 году флот попол нился двумя “Моонзунда- ми“: “Капитан Богомолов" и “Борис Сыромятников“. А списано 20 судов. И износ ос новных фондов составляет 51,2 процента. Промысел шел в основном в Северо-Восточной Атланти ке, где облов либо строго кво тируется, либо носит сезон ный характер. Юрий Борисович и далее приводит грустные цифры: непроизводительные простои и в море, и в порту, большая их часть - из-за отсутствия топлива; аварии и аварий ные происшествия, увели чившие убыткифлота на пол миллиарда рублей; выпуск некачественной продукции унес из флотского кошелька 887 тысяч долларов и свыше трехсот миллионов рублей; низ кая дисциплина... Но самое больное - налоги, проценты за кредиты, цены на топливо. Цифры, цифры... После собрания беседую с зам. генерального директора АО “Мурманский траловый флот“ Ю. А. ЗИНЬКОВЫМ. - Юрий Александрович, не со чтите просто комплиментом, но я считаю вас одним из грамотней ших экономистов. Почему вы-то не можете найти выход из столь кри зисного состояния флота? - Мы не единственные. Посмот рите: все мучаются. Отдавать в ви де налогов все заработанное - ника кая экономика этого не выдержит. Я не виню налоговую инспекцию, это - механизм, это - руки, которы ми государство грабит производи теля. Нужно винить законодате лей. И если некоторым мелким структурам удается выкручивать ся то ли с помощью двойной бух галтерии, то ли других сомнитель ных мер, то в масштабе нашего флота это невозможно. Да и само уважение не ‘позволит нам пойти на такое. Однако при такой инфляции, при таких налогах и взаимозадол- женности жить становится невмо готу. Судя по статистике, зарплата у работников промышленности все больше и больше отстает от зара ботков, скажем, в банках, от тех, кто торгует деньгами. И это понят но. Мы каждый месяц перечисляем миллиарды рублей только за про центы по кредитам. Ведь кредит ные ставки достигают 250 процен тов. Надо, давно надо поднимать зарплату, а как, если свободной прибыли практически не остается. И поднимать цену на продукцию уже невозможно. - Так, может, разбиться на мел кие флотики? - А цель? Проще управлять? А какой будет отдача, результат? Мы сокращаем флот, “убираем “ нерентабельные суда, оставляя только те, которые позволят флоту сохраниться, выжить. - Вы их продаете или отправля ете на металл? - По-разному. В основном - на металл. Хотя видимого дохода это не дает: если бы резать здесь, а так отправка их в другие страны съе дает практически всю прибыль. - Юрий Борисович на конфе ренции сказал, что надо срочно реализовать сельдь, которая хра нится в порту. Что, спроса нет? - Есть. У нас сейчас скопилось значительное количество мороже ной сельди. А мы не можем ее от править - нет вагонов. - Задолжали железной дороге? - Мы - нет. И дело не в долгах, Сотрудничество просто нет вагонов. - Зачем же вы “гнали" сюда траулеры с сельдью? Продали бы за рубежом. - Во-первых, “выбросить“ на западный рынок еще и такое коли чество, значит, окончательно сбить цены. Во-вторых, мы обяза ны поставить на внутренний рынок определенное количество рыбо продукции. Тут проблема ослож няется тем, что и у других флотов здесь стоят суда с сельдью. - А заводы бывшего рыбоком бината не берут? - У них денег нет. Отдавать же за бесценок, дарить мы не можем, у нас и так достаточно дебиторов. Вот и “стоят“ замороженные день ги. Но кое-какие выходы мы уже нашли. - Кстати, о выходах. В “ Севрыб- холодфлоте“ видят один из путей в создании холдинговой компа нии. А у вас предполагается ка кая-то перестройка в структуреуп равления? - Холдинг создавать не будем. Но сейчас работает команда из мо лодых тралфлотовцев: некий гене ратор идей по поводу реорганиза ции управления. Потом обсудим, лучшие идеи осуществим. Но уже сейчас сокращены “ бумажные“ отделы, усилены коммерческие службы. - Акционеры тралфлота, навер ное, мечтали о дивидендах. - Раз нет свободной прибыли, нет и возможности выплачивать хорошие дивиденды. Отвлекать большие средства на это неразум но, а выплачивать символические суммы в условиях инфляции про сто неэтично. Лучше платить ра ботающим зарплату. - Траловый флот работает не только в Северной Атлантике. А ведь в дальних районах работать накладно. - Похоже, мы - единственные остались у берегов Африки. Это богатый район. Уйти оттуда, ко нечно, просто, а вот вернуться... Ведь в мире все рынки сбыта, все богатые ресурсами районы давно поделены на сферы влияния. И нашему государству придется тогда потратить очень много средств, чтобы вновь обладать утраченными правами. - Вы списываете огромное количество судов. С чем остане тесь? - Мы вынуждены идти на это. Уже сейчас на промысле лишь половина флота, вторая полови на стоит, хотя, скажем, на окуне прекрасная промысловая обста новка. - Небось, из-за топлива. - Конечно. Купить его - денег нет, мы в долгу у завода-постав- щйка, но мы - должники, по скольку нам многие должны. Брать кредиты - и так уже только на проценты работаем. Да и цены на топливо перевалили за 200 тысяч рублей за тонну. - Короче говоря... - Короче говоря, еще год такой политики государства - и не надо никакой интервенции. Мы сами умрем. Хотя об этом ни говорить, ни думать не имеем права. Но то, что сегодня весь Северный бас сейн вылавливает чуть больше того объема, с которым в былые годы справлялся один тралфлот, - это факт. - Тяжело вам, Юрий Алексан дрович? - А кому сегодня легко? - Мне тяжело. Мне больно пи сать про эту горькую правду. Итак, чего вы еще мне не сказали? - Наверное, о перспективах. Несмотря на то, что в дальних районах промысла мы держимся, что называется, на последней пуговице, уходить оттуда пока не собираемся. О структурной пе рестройке я уже говорил. Сокра щение численности у нас пока проходит за счет естественного оттока, увольнения нарушите лей дисциплины и т. д. Обваль ного сокращения не было и, ду маю, не будет. Кое-что еще на мечаем, но я пока об этом гово рить не хотел бы. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. ЗАПАДНАЯ ПРЕССА О НАС fishing news international Газета “Fishing news international“ (международная рыб ная газета) выходит 1 раз в месяц в Лондоне. Объем газеты - 56 страниц. Газета имеет читателей во всех странах мира. В ней представлены новейшие технологии рыбодобычи и ры бообработки, вопросы маркетинга, квот. Дается информация о событиях в рыбной промышленности, встречах, конферен циях, выставках, реклама. Даются исторические справки по рыбной отрасли и прогнозы на будущее. Большое внимание уделяется проблемам экологии, сохранения и восстановления рыбных запасов Мирового океана. В сегодняшнем обзоре апрельского номера газеты “Fishing news international “ мы предлагаем вашему вниманию не сколько статей, посвященных созданию совместных предпри ятий российских компаний с зарубежными партнерами. АМЕРИКАНСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ РОССИЙСКИХ СУДОВ Три построенных в Испании для эксплуатации на Дальнем Востоке России фабрики-супертраулеры “Хихон“ , “Созида ние “ и “Солидарность 14 оснащены оборудованием фирмы NST Systems Inc, Бейнбридж, Вашингтон, США и Nichimo Inc, Япония. Все три судна, предназначенные для ловли сайды в Берин говом море, принадлежат американской компании морепро дуктов (American Seafoods Company), базирующейся в Си этле. 4 Мы давно понимали, что возможности действовать в рос сийских водах под американским флагом ограничены с самого начала, - говорит представитель компании Берет Бодал, - а будучи в составе российско-американской компании, мы имеем все преимущества. При нашем огромном опыте в уп равлении и производстве продукции мы можем рассчитывать на успех44. Суда проходили испытания в американском секторе Бе рингова моря, но оснащение проверялось и на видах рыб, ха рактерных для российской зоны. Одно из преимуществ “Хихона 4 и его собратьев - огромная мощность - 9000 лошадиных сил, в то время как обычная мощ ность американских судов - 6000 л. с. Супертраулеры будут вести промысел 12,5-метровыми траловыми досками со съемными башмаками фирмы “Fisnbuster44, пригодными для всех условий лова. Таким об разом суда могут вести лов как в глубокой, так и в мелкой воде. Для глубоководного лова будут использоваться Deef Water 6000 Jrawls. Их будет по 2 на каждом судне. Сети их, сделанные из нейлона, имеют периметр раскрытия 1500 метров и легко наматываются на барабаны. Средняя часть тралов сделана из сети с квадратной ячеей, способной сохранять постоянный размер даже при полностью заполненном кутке трала. Куток трала сделан из сверхпрочного материала фирмой “NET Systems Ultra Cross 4 безузелковым способом и вы держивает нагрузку 150 тонн. Для донного лова при мелкой и средней глубине воды будут использоваться Aleutian Wing Trawls 800 - 1200-метровой окружности. Новое совместное российско-американское предприятие имеет все шансы на блестящее будущее. НОВИНКИ ГЕРМАНСКОГОПРИБО РОСТРОЕНИЯ для р о с с и й с к и х ТРАУЛЕРОВ - первый из 15 64-метровых морозиль ных траулеров, построенных в Восточной Германии на вер фи Фолксверфт Штралсунд для российской компании Рыб- комфлот, проходит испытания в Балтийском море. Все они снабжены рыбопоисковыми и навигационными системами германской фирмы Alfas Elektronik, поставив шей этой верфи уже 8 полных систем. Траулер “Мыс Корсакова 4 был спроектирован новеж- ской фирмой Fiskerstrand d Eloloy и предназначен владель цами для о. Сахалин. Оборудование судна включает в себя новое рыбопоиско вое устройство 783 duel-chfnnl Fischfinder с отображением информации на 16-дюймовом дисплее. Системы подключе ны к Atlas 873 Polynetzsonde, включающему в себя различ ные эхолоты для контроля за тралами. Вся серия судов снабжена также другим новейшим обо рудованием фирмы “Atlas44, что делает управление судном и всеми операциями простым и удобным. Система позволяет, например, определить местонахож дение креветки и палтуса на глубине от 450 до 650 метров в условиях мягкого грунта дна. РОССИЯ ДАЕТ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА Международная тихоокеанская комиссия по палтусу (IPHC) выразила озабоченность по поводу деятельности российско-американского совместного предприятия, дей ствовавшего в восточной части Берингова моря с 1991 года. Российские власти никак не лимитировали величину уло вов палтуса. Было выловлено от 3 до 6 млн. фунтов. Из-за того, что отсутствовали какие-либо запретительные меры, размер многих рыб был меньше допустимого в водах, на ходящихся под юрисдикцией IPHC. Улов производился су дами США и доставлялся в порты США. В 1992 году это совместное предприятие выловило 1,3 млн. фунтов палтуса. Большую обеспокоенность вызвало то, что в 1993 году около 10 млн. фунтов рыбы этой ком пании должно было попасть на мировой рынок. Но попало только 20000 фунтов. Постановление IPHC, посланное в сентября 1992 года, способствовало ликвидации компании. Российские ученые приняли участие в ежегодном сове щании IPHC в Ванкувере в январе 1993 года и были весьма заинтересованы в совместном изучении тихоокеанского палтуса. “Мы также хотим работать с русскими и готовы разработать программу совместных исследований на 1-2 года, - сказал представитель IPHC Роберт Трамбл. - Мы планируем производить лечение рыбы, чтобы проследить транспограничные миграции. Кроме этого мы бы хотели производить анализ ДНК для выяснения возможных гене тических отклонений. Но совместные исследования обещают быть очень до рогостоящими. У русских денег нет, и если не удастся до быть деньги у правительств США и Канады, мы будем очень ограничены в наших возможностях. Придется тогда ограничиться анализом ДНК. Это дешевле всего и даст хо рошую основу для исследований в будущем. Перевод Ольги ЛОВЧИКОВОЙ, референта “РМ“. я и я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz