Рыбный Мурман. 1994 г. Май.
Русский православный месяцеслов о о о о о о о о о с 15 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 № 18 (4514) 6 - 12 мая 1994 года СЫН РЫБАКА ИОАНН Латинское имя пятому меся цу в году дано римлянами в честь богини Маи, оно перешло к нам из Византии. Древнерус ским именем месяца мая было - травный или травень. * * * 6/Y - Пятница Светлой сед мицы. Великомученика Георгия По бедоносца. С глубокой древности св. ве ликомученик Георгий (Егорий, Юрий) пользуется большим у ва жением всего христианского мира , в особенности между сла вянами. Русичи видели в этом угоднике хранителя земли рус ской. До X Y столетия лик св. Ге оргия один, без всяких прибавлений, составлял госу дарственный герб нашего оте чества. Изображение святого выбивалось на московских мо нетах. Этот день известен в народе под именем “Юрьева дня“ ве сеннего. Св. Георгий почитался как покровитель полей и плодов земных. 7/Y - Суббота Светлой сед мицы. Мученика Саввы Стратила- та. 8/Y - Антипасха. Апостола Фомы. Апостола и евангелиста Марка. Воскресенье после Пасхи на зывается Фоминым или “Анти пасхой ", т. е. “вместо Пасхи1. В этот день читается Евангелие о том, как апостол Фома уверо вал в воскресшего Христа. На Фоминой неделе помина ют усопших, обычно в понедель ник и вторник. 9/Y - Святителя Стефана, епископа Великопермского. 10/Y - Радоница. Поминове ние усопших. В обычае поминовать умер ших в Фомину неделю лежит воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад к душам умерших. 11/Y - Святителя Кирилла, епископа Туровского. 12/Y - Преподобного Мемно- на чудотворца. 13/Y - Апостола Иакова За- ведеева. Первый мученик среди апо столов, Иаков был предан смер ти (обезглавлен) Иродом. В прошлом рыбак, брат евангели ста Иоанна, он оыл свидетелем некоторых важнейших событий в жизни Спасителя: преображе ния Иисуса на горе Фавор , предсмертные страдания Госпо да в Гефсиманском саду. 14/Y - Пророка Иеремии. Он получил в народе имя За- прягальника или Запашника , так как около этого дня начи нались важнейшие земледельче ские работы. По верованию, когда скот приходит в изнуре ние от трудов, этот угодник сам невидимо впрягает живо тных и доканчивает их работу. 15/Y - Святых жен-мироно- сиц. Перенесение мощей благо верных князей российских Бо риса и Глеба. Неделя жен-мироносиц по свящается в руссском народе так называемому бабьему праз днику, когда обыкновенно по жилые и старые женщины устраивают для себя общие гу лянья в рощах с угощеньями, плясками и песнями, которые часто продолжаются целую ночь. С именем и праздником свя тых Бориса и Глеба исстари связано довольно странное по верье: этот день называют “ ба р ы ш - д е н ь а купеческий люд вспоминает св. Бориса в надеж де получать весь год барыши. Очевидно , это поверье основа но на созвучии слов иБориси и ибарыш и. 16/Y - Мучеников Тимофея и Мавры. В народе угодница Мавра известна под именами Разсад- ницы (в это время сеют расса ду) и Молочной (коровы начинают давать густое моло ко , побывав на пастбищах). 17/Y - Мученицы Пелагии, девы Тарскийской. 18/Y - Мученицы Ирины. 19/Y - Правоверного Иова Многострадального. Одна из книг Ветхого Заве та носит имя этого благочести вого страдальца. В книге Иова ставятся различные вечные вопросы: отчего добродетель ные люди часто бывают несчастны, а порочные благо денствуют? Как согласовать не равное распределение земных благ между добрыми и злыми людьми с действиями промысла Божьего? В простонародье праведный Иов известен под именем Ро- сенника, так как в эти дни обильные росы очень полезны для растительности. 20/Y - Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. 21/Y - Апостола и евангели ста Иоанна Богослова. 22/Y - Пророка Исаии. Перенесение мощей святите ля и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. 23/Y - Апостола Симона Зи лота. Один из 12-ти апостолов, Симон, примыкал к фанатичной секте зилотов, отличающихся особенной ревностью к соблю дению обрядов. По сошествии Святого Духа на апостолов Си мон Зилот просветил учением Христовым Африку , по другому же преданию , он проповедовал на Британских островах, а так же в Вавилонии и Персии. Наши предки в день памяти этого апостола праздновали именины матушки сырой земли. По преданию, Симон Зилот по могает кладоискателям. 24/Y - Равноапостольных Ме- фодия и Кирилла, учителей Словенских. 25/Y - Преполовение Пяти десятницы. 26/Y - Мученицы Гликерии. К этому дню являются вер ные предвестники тепла - кома ры, потому-то эта угодница получила прозвание Лукерьи Комарницьи 27/Y - Мученика Исидора. Угодник этот в народе зо вется Сидором. Говорилось: “Как пройдут Сидоры, так пройдут и сиверы “, то есть хо лодные, северные ветры. 28/Y - Преподобного Пахо- мия Великого. Русский люд называл этого угодника Бокогреем. 19f Y - Преподобного Феодора Освященного. Этот день считался самым крайним сроком для яровых по севов, потому-то в народе это му угоднику дали имя Житника. 30/Y - Апостола Андроника и св. Иунии. 31/Y - Память святых отцев семи Вселенских Соборов. * * * В данном месяцеслове упо минаются имена далеко не всех святых, чью память православ ная церковь чтит в тот или иной день. Затерянный в Эгейском море небольшой остров Патмос мало чем отличается от других курортных островков Средиземноморья. Но именно на Патмос был сослан уже древним старцем апостол и евангелист Иоанн Богослов, тот, кто еще будучи юношей в драматические минуты Тайной Вечери склонил голову на грудь Учителя и тихо спросил: “Кто предаст тебя? “ . И именно на Патмосе апостолу Иоанну было откровение, ставшее самой мистической книгой Ветхого Завета - “Апокалипсисом “ . ...Ныне над пещерой, где жил узник Иоанн 19 веков назад, построен небольшой белоснеж ный православный храм. В самой пещере горят лампады, освещая тяжелые и сырые каменные своды. В одной из стен у пола имеется выемка, служившая, как говорят, изголовьем апостолу. Тому, кто, прожив долгую жизнь, прошел путь от сына бедного галилейского рыбака до пламенного проповедника учения Иисуса Христа. Тому, кто раньше нас всех сумел увидеть семь ангелов с трубами, которые возвестят о неизбежном конце света... На снимке: российские паломники у входа в пещеру Апокалипсиса на острове Патмос. 1 : : 2 2 М ОЩИ С В Я Т И Т Е Л Я Как известно, покровитель мореплавателей, самый по читаемый на Руси угодник Николай Мирликийский, как при жизни был благодетелем рода человеческого, так не перестал он им быть и после смерти. Тело угодника осталось нетленно, а его мощи начали источать благоуханное миро, обладающее даром чудотво- рения. Через 700 лет после кончины святителя город Миры, где находился храм с гробницей св. Николая (ныне - турецкая территория Малоазиатского полуострова), был разрушен сарацинами. Праведные христиане из италь янского города Бари снарядили три корабля за мощами угодника и благополучно перевезли их на Адриатиче ское побережье. И поныне эти мощи находятся в бар ской базилике Сан Николы. Главная святыня базилики расположена в подвальном помещении под алтарем. Сами мощи выставлены в спе циальной комнате, огороженной решеткой. Над ними го рят многочисленные лампады, вокруг благоухают живые цветы. В определенные дни католические монахи снима ют со священного сосуда с мощами тонкий пахучий слой и, добавляя его в воду, продают в магазинчике при хра ме (нам, редким паломникам из России, дали бесплат но) . Эта вода исцеляет недуги и помогает в беде. Кстати сказать, из КВИ л , ___ _____ Щ. ____ __________ ___________ “перенесение 4 обыкновенным воровством национальной святыни (в XI веке Миры Ликииские были частью Ви зантийской империи). На снимке: у ворот базилики Сан Николы в городе Ба ри. СИЛОАМСКАЯ КУПЕЛЬ В праздник Преполовения в церкви с воспоми нанием о святой воде купели Силоамской соединя ют воспоминание учения Христа о воде живой, то есть о Святом Духе. В этот день благочестивый русский народ обычно освящал воду на реках и в колодцах. Купель, или источник Силоамский, и поныне является одним из примечательных мест в сегод няшнем Иерусалиме. В паломнической литерату ре говорится, что вода этого источника имеет сладковато-солоноватый вкус. Но автор этих строк, побывав у Силоамской купели, по правде говоря, не отважился попробовать той святой воды - уж больно она была мутна на вид. Но главное, как мы знаем, не то, что видят глаза, а то, что видит сердце, чему верит. Ведь читаем в Евангелии от Иоанна слова Спасителя, обращенные к слепому от рождения человеку: “И сказал ему: пойди умой ся в Купальне Силоам... Он пошел и умылся, и пришел зрячим“ (Иоан. 9 ,7 ) . На снимке: паломники у Силоамской купели. и? Страницу подготовил Виктор ГЕОРГИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz