Рыбный Мурман. 1994 г. Март.
№ 12 (4508) 25 - 31 марта 1994 года зоос К 50-летию Победы на Севере (Продолжение. Начало в № 11.) к омандир ТКА-201 старший лейтенант Д . Л . Холод ный также участвовал в этом бою . Он атаковал крупный транспорт, который моментально затонул. Д . Холодный пытался уничтожить второе судно , но встречная лавина артогня заставила его отказаться от этого плана, чтобы спасти экипаж и катер . Казалось , бой завершился . Смолкли выстрелы . И вдруг в такой тишине раздались два взрыва! Два сторо жевика потопил А . Шабалин, находившийся на борту ТКА -13 . В этом морском бою катерники-североморцы одер жали крупную победу: они потопили эсминец, два сторо жевых корабля и один транспорт. В тот день, 22 декабря 1943 года, по гибТКА -14 , кото рым командовал лейтенант Евгений Дмитров . Во время боя в его катер попали снаряды . Заглохли моторы , через пробоины вода проникла в корпус. 22 февраля 1944 года в дивизионе торпедных катеров появились первые Герои Советского Союза . Ими стали мастера торпедных атак А . О . Шабалин и Г. М. Паламар- чук. К окончанию 1943 года катерники потопили 18 кораб лей и транспортов противника. Отдельный дивизион ТКА имел пятнадцать боевых единиц. В 1944 году Северный фло т значительно пополнился торпедными катерами за счет поставок по ленд-лизу из СШ А и Англии: 18 - типа "Хиггинс" и 23 - типа "Воспер ". В мае сорок четвертого года наш ф ло т имел 53 торпедных катера . 1 марта была сформирована бригада торпедных кате ров. Ею командовал капитан 1-го ранга А . В. Кузьмин, начальником штаба был назначен капитан 2 -го ранга В. А . Чекуров. Бригада имела три дивизиона, во главе которых стояли капитан-лейтенанты В. П. Федоров и С . Г. Коршунович, капитан 2 -го ранга В. Н. Алексеев . Торпедные катера союзников имели хорошие тактико технические данные . "Хиггинс" был водоизмещением 49 т, длиной 2 3 ,8 м, шириной 6,1 м, мощность 3x1350 л . с ., скорость 36 узлов, 2 торпедных аппарата, орудия 20-мм и крупнокалиберные пулеметы , 2 мины. Правда, пришлось заменить торпедные аппараты, так как диаметр торпед не соответствовал нашим. Был еще один недостаток у этих катеров: глушители с коротким газовыхлопом . В море во время качки выхлоп ные газы ударялись о поверхность воды с такой силой, что звук был похож на сирену и раздавался на 8 - 10 миль, что демаскировало торпедный катер . Североморцы ус т ранили этот недостаток . А в дальнейшем заменили и американские моторы, которые не подходили для север ного климата. Экипажи новых торпедных катеров освоили матери альную часть "Восперов" и "Хиггинсов", изучили морской район и включились в боевую работу. Произошли изменения и в маневренной базе Пумман- ки. В ней установили зенитную батарею, построили новый, второй, пирс на 6 - 8 катеров и одну землянку . Бытовые условия были сложные . Моряки жили в землянке , в ко торой и готовили пищу на двух плитах. Здесь же сушили свое походное имущество. Комбриг А . В. Кузьмин расположил береговой коман дный пункт на горе Земляная , что в западной части полу острова Средний . О ттуда в ясную погоду хорошо просматривался Варангер-фиорд . Александр Василье вич имел телефонную связь со штабом флота , с Пумман- ками, где базировались катера, с командиром авиагруппы 46-го штурмового полка. Боевая дея тель ность бригады продолжалась. 9 апреля 1944 года в неравном бою с врагом в районе Варде-Вадсе погиб экипаж ТКА -212 под командованием старшего лейтенанта Петра Сафроновича Клименко. Ка терники поклялись отомстить гитлеровцам за гибель бо евых друзей . 7 мая капитан 1-го ранга А . В. Кузьмин приказал ко мандирам ТКА -209 и Т К А - 2 17 выйти в море для действия на вражеских коммуникациях. Когда катера приблизи лись к маневренной базе , то моряки обнаружили дымы кораблей противника, идущих вдоль берега . А . И. Кисов решил нанести удар по ним, о чем сообщил комбригу. По приказу А . Кисова Т К А - 2 17 перешел вправо. По ставив дымзавесы , оба катера приблизились к вражеским кораблям . Оказалось, это два сторожевика и несколько катеров. Гитлеровцы открыли огонь. Первым атаковал командир Т К А - 2 17 И. М. Ж елваков . Обе торпеды попали в немецкий сторожевик, который затонул. А . И. Кисов потопил другой СК Р . При выходе из боя на развороте в Т К А - 2 17 попали снаряды . Через пробоины в корпус хлынула забортная вода . Возник пожар в мотор ном отделении. Остановились моторы , носовая часть ка тера накренилась. Моряки отчаянно боролись за жизнь Т К А - 2 17. Пробо ины заделать было невозможно. И. Желваков понял, что катер не спасти, и приказал боцману облить палубу бен зином и заложить подрывные патроны. А . Кисов получил радиограмму, состоящую из обры вочных слов. Но понял, что его другу угрожает опасность. Он вышел к Т К А - 2 17, который был окружен катерами противника, и с трудом отбивался от них. За секунды моряки "двести семнадцатого" очутились на борту ТКА - 209 . И. Желваков обнаружил, что не хватает двух моря ков: мотористов Деркача и Яковлева . И тогда Иван Михайлович перескочил на борт своего катера и побежал к моторному отделению . В нем он увидел раненых мото ристов, которых вытащил наверх. Товарищи помогали ему переправить моряков на "двести девятый ". Но оскол ком снаряда перебило спасательный конец. Раненые Де- ркач и Яковлев находились без сознания. Они упали в воду. Спасти их не удалось , так как вражеские корабли вели прицельный огонь. И. Желваков прыгнул на катер своего боевого др уга . И ТКА -209 на всей скорости отошел от полузатопленного торпедного катера . Пулеметчики открыли по нему огонь. "Двести семнадцатый" взорвался и ушел на морское дно. ТКА -209 оторвался от преследовавших его врагов и достиг Кийских островов. В этом районе его атаковали три "Ф о к к е -В ул ьф а " . Шестнадцать минут длился этот неравный бой. Немец кие летчики сбросили на ТКА -209 шесть бомб и вели Алевтина КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Северного флота Катера в походе б о е в о г о за д а н и я . - идут н а вы п о л н е н и е пушечно-пулеметный огонь. Один из "Ф о кке -В ульф о в " сумели сбить катерники. Но многие моряки были ранены. Погиб командир отделения радистов старшина 1-й статьи Б. А . Буртасенков. Экипаж отважно боролся за живучесть ТКА -209 . В моторном отсеке был пробит осколком выхлопной коллектор . Из него хлестала горячая вода. О тсек окутался клубами пара вперемежку с едким дымом . Все это за трудняло дыхание . Но главное - мог взорваться двига тель . На помощь пришел ученик моториста А . Ковалев . Он накрыл своим телом пробоину и терпел боль от кипятка до тех пор, пока не подошли моторист Ю . Мыловский и краснофлотец И. Горбунков. К месту боя спешили три наших истребителя, и немец кие самолеты скрылись . ТКА -209 достиг родной базы . В Пумманках механики осмотрели катер и были поражены . Они насчитали триста пятьдесят пробоин. Наступило лето 1944 года . Штаб Северного флота раз работал новую тактику боя - комбинированный удар раз ными силами : с помощью авиации, торпедных катеров, береговой артиллерии. Такая новая тактика была впервые применена 28 июня 1944 года. В ней участвовали летчики-разведчики, истребители, торпедные катера, береговые батареи Среднего и Ры бачьего. Торпедные катера потопили транспорт, танкер и тральщик . Один сторожевой катер они повредили. Результат комбинированного удара по конвою был таков : потоплено семь транспортов, танкер, два тральщи ка и столько же сторожевых катеров. В воздушном бою немецкие летчики недосчитались тринадцати своих м а шин. 15 июля в проведении комбинированного удара вновь участвовали катерники. Восемь торпедных катеров дол жны были ударить по вражескому конвою из 20 вымпелов в районе Стуршер-Лилле-Эккерей . В тот июльский день моряки бригады торпедных кате ров (по проверенным данным ) потопили три транспорта, столько же сторожевых кораблей и один дриф тер-бот. Но в этом бою погиб ТКА -2 39. 18 августа 1944 года воздушный разведчик обнаружил в районе Лаксе-фиорда большой вражеский конвой в составе трех транспортов, трех эсминцев, восьми сторо жевых кораблей, одного тральщика и более десяти кате ров. Низкая облачность не позволила пикирующим бомбардировщикам , штурмовикам и торпедоносцам ' подняться со своих аэродромов . Подводные лодки запоз дали с маневром . Тогда адмирал А . Г. Головко приказал комбригу А . В. Кузьмину сосредоточить в Пумманках все боеспособные торпедные катера , выйти ночью в Варан гер -фиорд и разгромить конвой. Капитан 2 -го ранга В. А . Чекуров нанес на оперативную карту координаты конвоя, его курс и три красные стрелы, в направлении которых должны следовать три группы торпедных катеров. К десяти часам вечера план набеговой операции был полностью готов. Комбриг А . В. Кузьмин решил атаковать вражеские корабли в районе мыса Хибергнесет, когда конвой будет делать поворот в порт Киркенес. К бою приготовились экипажи четырнадцати торпедных кате ров. В 2 2 .1 0 первая группа из трех торпедных катеров (203 , 206 , 214 ) под командованием старшего лейтенанта Б. Т. Павлова вышла из губы Долгая и направилась к острову Варде . Моряки этой группы должны были выставить якор ные мины южнее острова, а потом вести разведку на выходе пролива Буссесунд , который был на пути конвоя. Вторая группа из двух катеров под командованием капитан-лейтенанта А . И. Ефимова направилась к Перс- фиорду вести разведку севернее острова Варде . Третья группа, состоявшая из девяти торпедных кате ров, называлась ударной . Командиром ее был назначен капитан 3-го ранга С . Г. Коршунович. В час ночи 19 августа комбриг А . В. Кузьмин получил от капитан-лейтенанта Ефимова донесение: "Конвой об наружен . Курс 130 гр а д ." . В это время группа торпедных катеров старшего лей тенанта Б. Павлова уже сбросила мины за борт южнее острова Варде и направилась к проливу Буссесунд . Ударная группа вышла к маяку Стуршер в 01.45 и повернула на северо-восток. Впереди ударной группы шли катера ТКА -2 37 и ТКА -242 под командованием стар шего лейтенанта В. И. Быкова. Моряки этой группы пер выми обнаружили вражеский конвой. Капитан 3-го ранга С . Коршунович дал сигнал общей атаки. Экипажи ТКА - 237 и ТКА -242 начали ставить дым завесу , чтобы поме шать немцам вести прицельный огонь из корабельных орудий. Остальные катера ударной группы маневрирова ли на полной скорости 38 узлов, сближаясь с кораблями врага. Североморцы непрерывно вели огонь из зенитных автоматов "Эрликон ". Командир ТКА -205 лейтенант П. П. Диренко проскочил дымовую завесу и прямо по курсу на расстоянии один кабельтов увидел сторожевик и транспорт. Он последо вательно выпустил две торпеды . Раздались глухие взры вы. Сторожевик переломился, а транспорт накренился на левый борт. ТКА -2 16 под флагом капитана 3-го ранга С . Коршуно- вича сделал "пистолетный выстрел" двумя торпедами по эсминцу. Корабль врага потерял ход, окутался паром и накренился. На нем начали рваться боеприпасы. Командир ТКА -2 2 2 старший лейтенант Б . А . Фролов последовательно выпустил две торпеды по двум сторо жевым кораблям . Обе торпеды попали в днище кораб лей. Немецкие моряки в панике прыгали в холодные воды Варангер-фиорда . По всей колонне вражеского конвоя раздавались глухие взрывы торпед . Хвост вражеской колонны атаковали группы торпед ных катеров Б. Павлова и А . Ефимова . Командир ТКА -206 старший лейтенант Б. Павлов в сумерках выскочил прямо к борту большого транспорта, покрытого пятнами кам уф ляжа . Экипаж катера выпустил две торпеды . Транспорт повалился на борт и начал тонуть . Экипаж ТКА -203 успешно преодолел дымзавесу и по топил сторожевик. Когда катер начал делать разворот на обратный курс, командир старший лейтенант А . А . Кар ташев увидел справа "белые усы " эскадренного минонос ца. Спасения не было . Страшный удар потряс корпус торпедного катера . Нос эсминца вошел в корпус, удар большой силы сбросил североморцев с верхней палубы за борт. Катер быстро погрузился в воду. Немцы открыли огонь из пулеметов по еще живым морякам . В это время из "хвоста" колонны вырвался на полной скорости другой эсминец . Путь ему преградил экипаж Т К А -2 4 3 . Маневрируя под разрывами снарядов, коман дир старший лейтенант А . Ф . Горбачев сделал двухтор педный залп . Обе торпеды вошли в днище корабля. В 02 .42 торпедные катера израсходовали весь боеза пас. За короткое время было выпущено 27 торпед . В условиях плохой видимости североморцы потопили 12 транспортов и боевых кораблей фашистской Германии. В четыре часа утра торпедные катера вошли в губу Долгая . 7 сентября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий коман дования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками бригада торпедных катеров Северного флота была удо стоена боевой награды - ордена Красного Знамени . (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz