Рыбный Мурман. 1994 г. Март.

№ 12 (4508] 25 - 31 марта 1994 года Быт забыт? Старая проблема як СИ по Гора с горой не сходится. А человек с человеком? Если на земле, то сойдется. А на море? Оказывается, эта истина и там действует. С Виктором Андреевичем Плечовым мы познакомились лет десять назад, когда он еще в старпомах ходил на траулере “Перле“ . Сегодня он уже опыт­ ный капитан на СРТМ “Окси- но“ . Экипаж здесь с приемки постоянный держится, естест­ венно, что и уловы всегда ста­ бильные. Даже в зимние штормы, когда флот был в про- лове, “Оксино44, тихо-мирно вы­ полняло суточные задания. С Плечовым в море мы встретились не так давно. Было о чем поговорить, что вспомнить. Да и проблемы сейчас на флоте давят со всех сторон. Но капи­ тан прежде всего о почте повел речь, ведь без не скудеет чело­ веческая душа, а у моряка осо­ бенно. Другой раз сутки бежишь, чтобы принять газеты с другого судна. Но в этом рейсе диспетчер, лишь бы отмахнуть­ ся, отправил нашу почту с “по­ путным “ траулером, где промысел креветки, а “Оксино“ треску ловило совсем в другом районе. Так что три месяца не получали почты. Прошлогодние газеты перечитывали, что уж там говорить о письмах... Я вспомнил, что писал на эту тему еще несколько лет назад. Но разговор об этом и сейчас злободневен. Судите сами... Признаться, пока не увидел своими глазами, не верил, что далеко в море, на промысле, ры­ баки все-таки получают письма из дому. Море есть море: какая тут может быть почта! Вот ра­ диограмма - другое дело, это на­ дежнее... Но теперь всем говорю: если у вас есть родные и просто зна­ комые на промысловых судах, немедленно пишите им письма. Ибо для моряка нет лучше по­ дарка, чем письмо в море. ...Уже второй месяц архан­ гельский траулер “Верхневи- люйск“ в рейсе. Гоняясь за рыбой, бросает сети он то за сотни миль от порта, а то и к са­ мым берегам подойдет. Но хоть и близок берег, а не сбегаешь на него. Когда уловы богатые, еще куда ни шло, хоть и нака­ тывает временами тоска по до­ му, но настроение все-таки боевое: рыба ловится! Однако путина выдалась такая, что даже у бывалых моряков нервы сдава­ ли: неделями приходилось выру­ ливать “носом на волну“ или, спасаясь от штормов, уходить к островам в укрытие. Вот и сейчас уже который день траулер бесцельно перева­ ливается на волнах. Штормует. Ходят моряки невеселые: и кач­ ка изматывает, и о работе душа болит, а прогноз все не предве­ щает ничего утешительного. Вдруг словно на все лады ко­ локола заиграли: почта идет! Не успел радист до капитана доне­ сти сообщение о том, что письма для “Верхневилюйска“ переда­ ны диспетчером на мурманское судно, вышедшее на промысел, об этом уже знал весь экипаж. В аккуратной белой пилотке и куртке в рубку поднялся повар Рафаил Шестаков. - А ну-ка, братцы, - улыб­ нулся он вахтенным, - доложите обстановочку. Какие новости? Всю жизнь отдал Рафаил Бо­ рисович морю, всякое повидал, а тут, поди ж ты, волнуется. Дома обещали часто писать, а вот уже полтора месяца ничего нет. Пока там на перекладных почта дой­ дет. Бывало, за тысячи миль, в Атлантике, погуляют с оказией твои конверты по океан}7 и об­ ратно вернутся. Потом, когда уже сам дома, достанут их в конторе из личного дела, вот и читай письма вместе с женой. - Сегодня просто праздник у ребят, - говорит старпом Васи­ лий Нечаев, - и писем, и посы­ лок, и газет много придет. С журналами туговато, правда, хо­ телось бы почитать “Вокруг све­ та “ , “Технику - молодежи44, “Наш современник44. Подскажи­ те там на берегу тому, кто зани­ мается подпиской на суда. Но, конечно, ничто не заменит пи­ сем. Я их пачками по пять- шесть получаю, завидуют даже некоторые. То, что завидуют, - это еще не беда. Вспомнился мне тут рассказ одного знакомого стар­ шего помощника. Как-то в дол­ гом рейсе один матрос вдруг захандрил: и ходит чернее тучи, и работа на ум не идет. В откро­ венной беседе признался парень, что молодая жена дома осталась, вот и лезут в голову всякие мысли. Старпом тут же в его семью радиограмму отправил, мол, моряку такому-то срочно доброе слово требуется. Пришло доброе слово по радио, а в конце радиограммы сообщалось, что письма уже давно отправлены. Вот и сейчас - близок локоть, да не укусишь: шторм мешает судам сойтись. С мурманского траулера почта передана на дру­ гой, архангельский, а этот вроде уж к нам двигается. Только че­ рез сутки корабли на почтитель­ ном расстоянии друг от друга остановились. Ближе нельзя, волны могут разбить суда друг о друга. Почту в таких случаях переправляют по волнам в боч­ ке. В обыкновенной бочке, в ка­ ких рыбу солят. Несет эту герметически за ­ купоренную бочку ветром по гребням волн, как в пушкинской сказке, прямо к нашему борту - у судоводителей все рассчитано. К бочке веревка привязана, а к ней доска, чтоб легче было ло­ вить. На палубе “Верхневилюй- ска“ старший мастер обработки Олег Долгий и матрос Николай Прядкин с баграми, уворачива­ ясь от хлещущей под ноги пены, цепляют, наконец, скачущий по волнам “почтовый ящик44. На верхней палубе почти вся команда. Сутки ждали рыбаки этой минуты. Так что не вол­ нуйтесь, родители, невесты, же­ ны, друзья, - ваши письма получены. За утренним чаем в салоне обычно места свободного не най­ дешь. Сюда собираются погово­ рить, отвести душу. На сей раз чай стынет, вокруг ни души. Моряки в каютах, словно на свидании с берегом, читают вес­ точки от родных. Эрнст ЗЕЛЕНИН, наш собкор. Баренцево море. Что и говорить, поездом ездить наш россиянин и раньше любил, а теперь, после взлета до заоблачных высот цен на услугиАэрофлота, и подавно уважает этот вид транспорта. А с приходом весны, пусть пока еще и календарной (ведь к нам в Заполярье она, как известно, приходит много позже остальной России) , это уважение много­ кратно возрастает, о чем и говорят ежедневные очере­ ди мурманчан в железнодорожных кассах, которые уже сейчас довольно внушительны. Как подготовились железнодорожники к началу летнего отпускного сезона в этом году? С этого вопроса начался наш разговор с руководителем дирекции по обслуживанию пассажиров на вокзалах и в поездах Мурманского отделения Октябрьскойжелезной дороги # Семеном Яковлевичем ПАВЛОВСКИМ. - Население области и сейчас отдает приоритет железнодорожному транспорту. Конечно, и цены у нас, по сравнению с авиацией и автомобильным транспортом, довольно приемлемые, да и привычка сказывается. Многие привыкли ездить поездом. Сейчас мы заканчиваем продажу билетов на ап­ рель и ждем, когда основная масса северян двинется в южные районы страны на отдых. Должен сказать, что поезда, которые мы имели в прошлые годы, сохранятся и в этом. Но в дополнение к ним ждем назначения нового рейса Астрахань-Мурманск, правда, мы пока не знаем периодичности его курси­ рования, видимо, он будет ходить раза два в неделю. Кроме того, в дополнение к поезду Новороссийск- Мурманск, который ходит через день, по свободной нитке через день же, по-видимому, будет курсиро­ вать поезд Брянск-Мурманск. Но телеграмм о на­ значении этих поездов пока нет, ждем их в самое ближайшее время. А раз появятся новые маршруты, значит, будут созданы определенные удобства для мурманчан. - И чем вызвано введение новых направлений? Наверное, не только дороговизной авиабилетов? - Не только. Дело в том, что астраханцы еще в прошлом году спрашивали нашего согласия на при­ ем этого поезда. Нынче мы такое “добро“ им дали, надеюсь, в этом году их просьба будет удовлетворе­ на, и наши люди смогут напрямую ехать к Каспий­ скому морю. А через какие пункты будет следовать этот поезд, узнаем попозже, когда получим распи­ сание. Говоря о готовности к летнему сезону, должен отметить, что все наши люди на местах в готовности номер один, если можно так сказать. Билетные кас­ сиры - люди опытные, работают стабильно и свои задачи выполняют. Все кассы будут задействованы у нас на всех станциях. Кроме того, крупные наши вокзалы, такие, как Мурманск, Оленегорск, Апати­ ты, Кандалакша, заключают договора с предприя­ тиями, которые будут постоянно обслуживать. А это • Ах, лето! опять же определенное удобство для людей. Им не надо будет ходить в кассы и стоять в очередях. Пред­ ставители непосредственно на предприятии собира­ ют заказы, оформляют билеты и выдают людям у себя на производстве. Это мы практикуем уже не первый год, и эффект от подобного сотрудничества значителен. И еще. Впервые в этом году, можно сказать, в канун отпускной поры, в Кандалакше запустили ав­ томатизированную систему “Экспресс “ по продаже билетов. Сейчас люди привыкают работать на ней, я думаю, к началу массовых летних перевозок они ее освоят. А это создает определенные удобства и нам, и жителям Кандалакши и Терского берега. - Семен Яковлевич, видимо, немало этих новшеств подсказано вашими встречами с пассажирами, кото­ рые вы еженедельно проводите? - Да. Каждую пятницу на вокзале мы проводим “День пассажира “, выслушиваем пожелания лю­ дей. Стараемся на все вопросы ответить, но, конеч­ но, не каждое пожелание нам по силам выполнить. Многие высказывают просьбу пустить прямые поез­ да до тех пунктов, куда они едут. Сами понимаете, это нереально, под каждого подстроиться нельзя, железная дорога тоже имеет свои возможности, и они не безграничны. Поэтому одним мы отвечаем поло­ жительно, другим сразу же говорим, что это невоз­ можно, над вопросами третьих работаем. Эта практика общения с пассажирами, я думаю, полезна обеим сторонам. И мы в курсе дела, что требуется людям, и они получают информацию от нас, что предпринимается по тому или иному вопросу и что сегодня невозможно сделать по каким-либо причи­ нам. - В минувшем году, как известно, в Мурманске впервые появились перекупщики и перепродавцы же­ лезнодорожных билетов, до этого от подобной напасти нас как-то Бог миловал. Видимо, не оставят они свой промысел и нынче. Как с ними думаете расправляться? - Эти перекупщики порождены нашей системой и той обстановкой, которая сложилась в стране. Люди делают деньги на проблемах других. Кстати, они очень хорошо ориентируются, на какие поезда биле­ ты пользуются особенным спросом, знают, так ска­ зать, конъюнктуру и именно этими билетами спекулируют. Работники вокзала, нашей дирекции совместно с транспортной милицией в прошлом году принимали меры по задержанию этих лиц. Кстати, дополнением к указу Президента о свободной торговле подобные действия влекут за собой административно-уголов­ ную ответственность. Я думаю, что и нынче будем стараться ставить спекулянтов в рамки закона. Кро­ ме того, вывесили везде информацию о том, что перекупка билетов с рук категорически запрещена, да и билеты сами теперь именные. Если человек сел в поезд с чужим билетом и при проверке оказалось, что у него документы не соответствуют той фами­ лии, которая указана на билете, он может понести серьезный материальный ущерб. Короче говоря, его могут оштрафовать на крупную сумму. - И в заключение, Семен Яковлевич, у вас есть уверенность, что в этом году каждый северянин, если он захочет уехать в отпуск на поезде, уедет? - У нас такого, когда человек остается сутками на вокзале, как, допустим, в Москве или Петербурге, нет. Я работаю с 1975 года и такого не наблюдал. Все, кто хочет уехать, уезжают. Проблем у нас с этим не было, нет и не должно быть. В заключение хочу пожелать северянам хорошего отдыха нынешним летом. Вел беседу Владимир КИКИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz