Рыбный Мурман. 1994 г. Март.
№ 12 (4508] 25 - 31 марта 1994 года Быт забыт? Старая проблема як СИ по Гора с горой не сходится. А человек с человеком? Если на земле, то сойдется. А на море? Оказывается, эта истина и там действует. С Виктором Андреевичем Плечовым мы познакомились лет десять назад, когда он еще в старпомах ходил на траулере “Перле“ . Сегодня он уже опыт ный капитан на СРТМ “Окси- но“ . Экипаж здесь с приемки постоянный держится, естест венно, что и уловы всегда ста бильные. Даже в зимние штормы, когда флот был в про- лове, “Оксино44, тихо-мирно вы полняло суточные задания. С Плечовым в море мы встретились не так давно. Было о чем поговорить, что вспомнить. Да и проблемы сейчас на флоте давят со всех сторон. Но капи тан прежде всего о почте повел речь, ведь без не скудеет чело веческая душа, а у моряка осо бенно. Другой раз сутки бежишь, чтобы принять газеты с другого судна. Но в этом рейсе диспетчер, лишь бы отмахнуть ся, отправил нашу почту с “по путным “ траулером, где промысел креветки, а “Оксино“ треску ловило совсем в другом районе. Так что три месяца не получали почты. Прошлогодние газеты перечитывали, что уж там говорить о письмах... Я вспомнил, что писал на эту тему еще несколько лет назад. Но разговор об этом и сейчас злободневен. Судите сами... Признаться, пока не увидел своими глазами, не верил, что далеко в море, на промысле, ры баки все-таки получают письма из дому. Море есть море: какая тут может быть почта! Вот ра диограмма - другое дело, это на дежнее... Но теперь всем говорю: если у вас есть родные и просто зна комые на промысловых судах, немедленно пишите им письма. Ибо для моряка нет лучше по дарка, чем письмо в море. ...Уже второй месяц архан гельский траулер “Верхневи- люйск“ в рейсе. Гоняясь за рыбой, бросает сети он то за сотни миль от порта, а то и к са мым берегам подойдет. Но хоть и близок берег, а не сбегаешь на него. Когда уловы богатые, еще куда ни шло, хоть и нака тывает временами тоска по до му, но настроение все-таки боевое: рыба ловится! Однако путина выдалась такая, что даже у бывалых моряков нервы сдава ли: неделями приходилось выру ливать “носом на волну“ или, спасаясь от штормов, уходить к островам в укрытие. Вот и сейчас уже который день траулер бесцельно перева ливается на волнах. Штормует. Ходят моряки невеселые: и кач ка изматывает, и о работе душа болит, а прогноз все не предве щает ничего утешительного. Вдруг словно на все лады ко локола заиграли: почта идет! Не успел радист до капитана доне сти сообщение о том, что письма для “Верхневилюйска“ переда ны диспетчером на мурманское судно, вышедшее на промысел, об этом уже знал весь экипаж. В аккуратной белой пилотке и куртке в рубку поднялся повар Рафаил Шестаков. - А ну-ка, братцы, - улыб нулся он вахтенным, - доложите обстановочку. Какие новости? Всю жизнь отдал Рафаил Бо рисович морю, всякое повидал, а тут, поди ж ты, волнуется. Дома обещали часто писать, а вот уже полтора месяца ничего нет. Пока там на перекладных почта дой дет. Бывало, за тысячи миль, в Атлантике, погуляют с оказией твои конверты по океан}7 и об ратно вернутся. Потом, когда уже сам дома, достанут их в конторе из личного дела, вот и читай письма вместе с женой. - Сегодня просто праздник у ребят, - говорит старпом Васи лий Нечаев, - и писем, и посы лок, и газет много придет. С журналами туговато, правда, хо телось бы почитать “Вокруг све та “ , “Технику - молодежи44, “Наш современник44. Подскажи те там на берегу тому, кто зани мается подпиской на суда. Но, конечно, ничто не заменит пи сем. Я их пачками по пять- шесть получаю, завидуют даже некоторые. То, что завидуют, - это еще не беда. Вспомнился мне тут рассказ одного знакомого стар шего помощника. Как-то в дол гом рейсе один матрос вдруг захандрил: и ходит чернее тучи, и работа на ум не идет. В откро венной беседе признался парень, что молодая жена дома осталась, вот и лезут в голову всякие мысли. Старпом тут же в его семью радиограмму отправил, мол, моряку такому-то срочно доброе слово требуется. Пришло доброе слово по радио, а в конце радиограммы сообщалось, что письма уже давно отправлены. Вот и сейчас - близок локоть, да не укусишь: шторм мешает судам сойтись. С мурманского траулера почта передана на дру гой, архангельский, а этот вроде уж к нам двигается. Только че рез сутки корабли на почтитель ном расстоянии друг от друга остановились. Ближе нельзя, волны могут разбить суда друг о друга. Почту в таких случаях переправляют по волнам в боч ке. В обыкновенной бочке, в ка ких рыбу солят. Несет эту герметически за купоренную бочку ветром по гребням волн, как в пушкинской сказке, прямо к нашему борту - у судоводителей все рассчитано. К бочке веревка привязана, а к ней доска, чтоб легче было ло вить. На палубе “Верхневилюй- ска“ старший мастер обработки Олег Долгий и матрос Николай Прядкин с баграми, уворачива ясь от хлещущей под ноги пены, цепляют, наконец, скачущий по волнам “почтовый ящик44. На верхней палубе почти вся команда. Сутки ждали рыбаки этой минуты. Так что не вол нуйтесь, родители, невесты, же ны, друзья, - ваши письма получены. За утренним чаем в салоне обычно места свободного не най дешь. Сюда собираются погово рить, отвести душу. На сей раз чай стынет, вокруг ни души. Моряки в каютах, словно на свидании с берегом, читают вес точки от родных. Эрнст ЗЕЛЕНИН, наш собкор. Баренцево море. Что и говорить, поездом ездить наш россиянин и раньше любил, а теперь, после взлета до заоблачных высот цен на услугиАэрофлота, и подавно уважает этот вид транспорта. А с приходом весны, пусть пока еще и календарной (ведь к нам в Заполярье она, как известно, приходит много позже остальной России) , это уважение много кратно возрастает, о чем и говорят ежедневные очере ди мурманчан в железнодорожных кассах, которые уже сейчас довольно внушительны. Как подготовились железнодорожники к началу летнего отпускного сезона в этом году? С этого вопроса начался наш разговор с руководителем дирекции по обслуживанию пассажиров на вокзалах и в поездах Мурманского отделения Октябрьскойжелезной дороги # Семеном Яковлевичем ПАВЛОВСКИМ. - Население области и сейчас отдает приоритет железнодорожному транспорту. Конечно, и цены у нас, по сравнению с авиацией и автомобильным транспортом, довольно приемлемые, да и привычка сказывается. Многие привыкли ездить поездом. Сейчас мы заканчиваем продажу билетов на ап рель и ждем, когда основная масса северян двинется в южные районы страны на отдых. Должен сказать, что поезда, которые мы имели в прошлые годы, сохранятся и в этом. Но в дополнение к ним ждем назначения нового рейса Астрахань-Мурманск, правда, мы пока не знаем периодичности его курси рования, видимо, он будет ходить раза два в неделю. Кроме того, в дополнение к поезду Новороссийск- Мурманск, который ходит через день, по свободной нитке через день же, по-видимому, будет курсиро вать поезд Брянск-Мурманск. Но телеграмм о на значении этих поездов пока нет, ждем их в самое ближайшее время. А раз появятся новые маршруты, значит, будут созданы определенные удобства для мурманчан. - И чем вызвано введение новых направлений? Наверное, не только дороговизной авиабилетов? - Не только. Дело в том, что астраханцы еще в прошлом году спрашивали нашего согласия на при ем этого поезда. Нынче мы такое “добро“ им дали, надеюсь, в этом году их просьба будет удовлетворе на, и наши люди смогут напрямую ехать к Каспий скому морю. А через какие пункты будет следовать этот поезд, узнаем попозже, когда получим распи сание. Говоря о готовности к летнему сезону, должен отметить, что все наши люди на местах в готовности номер один, если можно так сказать. Билетные кас сиры - люди опытные, работают стабильно и свои задачи выполняют. Все кассы будут задействованы у нас на всех станциях. Кроме того, крупные наши вокзалы, такие, как Мурманск, Оленегорск, Апати ты, Кандалакша, заключают договора с предприя тиями, которые будут постоянно обслуживать. А это • Ах, лето! опять же определенное удобство для людей. Им не надо будет ходить в кассы и стоять в очередях. Пред ставители непосредственно на предприятии собира ют заказы, оформляют билеты и выдают людям у себя на производстве. Это мы практикуем уже не первый год, и эффект от подобного сотрудничества значителен. И еще. Впервые в этом году, можно сказать, в канун отпускной поры, в Кандалакше запустили ав томатизированную систему “Экспресс “ по продаже билетов. Сейчас люди привыкают работать на ней, я думаю, к началу массовых летних перевозок они ее освоят. А это создает определенные удобства и нам, и жителям Кандалакши и Терского берега. - Семен Яковлевич, видимо, немало этих новшеств подсказано вашими встречами с пассажирами, кото рые вы еженедельно проводите? - Да. Каждую пятницу на вокзале мы проводим “День пассажира “, выслушиваем пожелания лю дей. Стараемся на все вопросы ответить, но, конеч но, не каждое пожелание нам по силам выполнить. Многие высказывают просьбу пустить прямые поез да до тех пунктов, куда они едут. Сами понимаете, это нереально, под каждого подстроиться нельзя, железная дорога тоже имеет свои возможности, и они не безграничны. Поэтому одним мы отвечаем поло жительно, другим сразу же говорим, что это невоз можно, над вопросами третьих работаем. Эта практика общения с пассажирами, я думаю, полезна обеим сторонам. И мы в курсе дела, что требуется людям, и они получают информацию от нас, что предпринимается по тому или иному вопросу и что сегодня невозможно сделать по каким-либо причи нам. - В минувшем году, как известно, в Мурманске впервые появились перекупщики и перепродавцы же лезнодорожных билетов, до этого от подобной напасти нас как-то Бог миловал. Видимо, не оставят они свой промысел и нынче. Как с ними думаете расправляться? - Эти перекупщики порождены нашей системой и той обстановкой, которая сложилась в стране. Люди делают деньги на проблемах других. Кстати, они очень хорошо ориентируются, на какие поезда биле ты пользуются особенным спросом, знают, так ска зать, конъюнктуру и именно этими билетами спекулируют. Работники вокзала, нашей дирекции совместно с транспортной милицией в прошлом году принимали меры по задержанию этих лиц. Кстати, дополнением к указу Президента о свободной торговле подобные действия влекут за собой административно-уголов ную ответственность. Я думаю, что и нынче будем стараться ставить спекулянтов в рамки закона. Кро ме того, вывесили везде информацию о том, что перекупка билетов с рук категорически запрещена, да и билеты сами теперь именные. Если человек сел в поезд с чужим билетом и при проверке оказалось, что у него документы не соответствуют той фами лии, которая указана на билете, он может понести серьезный материальный ущерб. Короче говоря, его могут оштрафовать на крупную сумму. - И в заключение, Семен Яковлевич, у вас есть уверенность, что в этом году каждый северянин, если он захочет уехать в отпуск на поезде, уедет? - У нас такого, когда человек остается сутками на вокзале, как, допустим, в Москве или Петербурге, нет. Я работаю с 1975 года и такого не наблюдал. Все, кто хочет уехать, уезжают. Проблем у нас с этим не было, нет и не должно быть. В заключение хочу пожелать северянам хорошего отдыха нынешним летом. Вел беседу Владимир КИКИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz