Рыбный Мурман. 1994 г. Март.
4 № 12 (4508) 25 - 31 марта 1994 года о о с х Будущее Северного бассейна к о н т р о л ь - ПРЕЖДЕ ВСЕГО Помню, как еще в 80-х годах, пере сев в Тихом океане на тралфлотовский БАТ, я с изумлением разглядывала аппаратуру спутниковой навигации. Вроде бы так, ничего особенного, а по ди ж ты - точнехонькие координаты твоего судна. Теперь, оказывается, ма ло знать, где ты находишься, надо, чтобы об этом знали и в твоем флоте, и - что очень важно - в “Мурманрыб- воде“. А все потому, что капитан - че ловек, обремененный всевозможными проблемами. И находятся некоторые капитаны, которые озабочены, скажем, такой задачей: как выловить побольше рыбки да сдать ее в инпорт, и чтоб ни кто не догадался, что он, капитан, на ходится сегодня не на промысле, а побежал на выгрузку. То есть субъек тивный фактор влияет на достовер ность отчетов на берег. Далеко не случайно практически все страны мира ввели экономические зоны и зорко следят, чтобы их не на рушали, чтобы не посягали не только на территорию, но и на те ресурсы, ко торые там находятся. Вспомните кон фликты с перуанскими властями, когда наших рыбаков “прихватывали “ за нарушение перуанских правил ры боловства. Или конфликты у берегов Африки. Впрочем, речь сегодня не о том. А коснулись мы неприятной темы лишь для того, чтобы сказать: сегодня многие страны вводят у себя системы электронного контроля за местонахож дением судов. Эти системы есть в Ка наде, Австралии, США, Норвегии и некоторых других государствах. А те перь к этому цивилизованному сооб ществу присоединяется и Россия. Именно сегодняшней России больше мельчайшей подробности до комплекса сведений. В нашем регионе “Комплек сные системы “ - уникальная органи зация. И не только в регионе, но и во всей рыбной отрасли. Именно поэтому здесь постоянно много гостей из раз ных регионов: кто-то посмотреть-поу- читься, кто-то - заказать ту или иную программу, кто-то, уже осознав важ ность систем электронного контроля, приехал заключать договор. КОМУ э т о НАДО? Итак, информационные системы су ществуют давно. Зачем же усложнять, зачем устанавливать датчики на су дах? Кому нужна дополнительная ин формация? когда без датчика ни одно судно не войдет в экономическую зону, будь то наша, будь то (особенно!) иностран ная. Трансмиттер этот устанавливается в течение одного-двух часов. К нему прилагается маленький приборчик, с помощью которого капитан может пе редать еще и самую разную информа цию. Например, у вас заканчивается топливо, вам срочно нужна запчасть для какого-нибудь механизма, необхо дима медицинская помощь и так далее. Очень важный аспект - безопас ность мореплавания. Информация о местонахождении судна идет через спутник, то есть не зависит от капри зов погоды и передается мгновенно. А знание точных координат судна, по павшего в беду, и тех, кто может ему помочь, ускорит спасение. ш ш тмим Фирма "Комплексные системы’ грамму слежения за судами. разработала уникальную про чем кому бы то ни было нужен строгий контроль в своей экономической зоне. Думаю, примеры, мягко говоря, непо рядочного ведения промысла приводить нет надобности. Известно, что ситуа цией в Баренцевом море обеспокоены и Россия, и Норвегия, а в Охотском море - и Россия, и США. Поэтому Комитет по рыболовству РФ принял решение разработать сис темы электронного контроля и внед рить их в первую очередь на Северном бассейне и в Сахалинском регионе. Надо отметить, научно-производствен ная фирма (НПФ) “Комплексные си стемы“ в этом эксперименте играет весьма важную роль, даже можно ска зать - ведущую. И это понятно. Во- первых, у фирмы самый большой опыт в регионе в области компьютерной тех ники. Специалисты фирмы давно ра ботают с информационными системами. Но до сих пор вся инфор мация с судна поступала на радио- центр, а оттуда - в фирму. Здесь ее обрабатывали, то ли обобщая по райо ну промысла, то ли конкретизируя по какому-либо аспекту промысловой де ятельности. В результате на флотах имели полную картину того, что про исходит в море. Эти информационные системы работают и сегодня. Во-вторых, инженеры в этой фирме - специалисты высочайшего класса. Они в совершенстве владеют сложней шей компьютерной техникой и способ ны выдавать любую информацию: от Помните, мы сказали, что субъек тивный фактор играет не последнюю роль при передаче информации на бе рег? Ни одна из существовавших до се го дня систем не могла изобличить капитана, искажавшего информацию. Потому и творилась на просторах Ба ренцева моря анархия, потому и сбы валась по дешевке рыба в инпортах. Ведь судов у “Мурманрыбвода “ слиш ком мало, чтобы уследить за каждым нарушителем то ли запретной зоны, то ли квоты и т. д. Новая система электронного контро ля четко показывает все, в том числе и некорректную деятельность некото рых капитанов. Трансмиттер (датчик) - небольшой прибор - устанавливается на судне и бесстрастно сообщает на спутник точную позицию, координаты этого судна. Спутник пересылает ин формацию в Тулузский центр, оттуда - в “Комплексные системы“. Почему в Тулузу? Пока у России нет еще центра электронного контроля, со временем он, конечно, будет, и, по всей вероят ности, не один. Новый поток информации о место нахождении судна дополняет осталь ные, в том числе и из Норвегии, об объемах выгрузок с наших судов. ( “РМ“ рассказывал о заключенном соглашении между Северным бассей ном и норвежскими рыбоохранными организациями.) В итоге можно узнать о судне все: где оно находится сию минуту и где оно было вчера, 5 дней назад или ме сяц и т. д.; вылов и выпуск продукции; сдача рыбопродукции (когда, сколько и т. д . ) ; результаты экономической де ятельности на сегодняшний день или на любое время его работы на промыс ле... Перечислять возможности можно еще очень долго. Но главное, что “Мурманрыбвод“ получил возмож ность контролировать каждое судно. Причем вне зависимости, русское оно или португальское, норвежское и т. д. Лишь бы на его борту по принятым международным нормам стоял датчик. А если капитан не хочет устанавли вать такого “шпиона “ на борту своего судна? Так вот, теперь настает время, ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА Заглянем в будущее. То, что ни одно государство не разрешит работать в своей зоне судам без трансмиттеров, мы уже говорили. А вот, скажем, ра бота судов в высоких широтах: извест но, что система Инмарсат прекращает действовать выше 75 градуса северной широты. Как узнать о координатах судна, если оно попало в беду? Именно электронная система контроля позво лит решить эту задачу для ледоколов или полярных экспедиций. Более того, когда в России будут свои центры - один в Мурманске, дру гой на Дальнем Востоке, - диапазон их действия “закроет “ все российские мо ря. Сами понимаете, насколько это вы годно и удобно для всей нашей страны. А впоследствии, видимо, все центры на планете будут объединены в единую систему контроля. Сейчас они есть в Англии, Франции, США, Японии, Чи ли, Перу, Австралии, Африке. Заметим еще раз: цель внедрения электронных систем контроля - не только контроль сам по себе, но и ох рана ресурсов, регулирование допусти мых уловов и даже расчет характеристик судов, которые можно “пустить“ в зону. ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Понятно, что интерес к электрон ным системам контроля имеет не толь ко “Мурманрыбвод“, чьи функции соответствуют этому слову “конт роль “. Глубоко заинтересованы ученые ПИНРО, чьи функции связаны с со хранением рыбных ресурсов, и специ алисты “Севрыбпромразведки“. А промысловым флотам теперь это вооб ще необходимо как главное условие ра боты в экономических зонах. Эксперимент, о котором мы уже упомянули, проводился (и еще продол жается) на нескольких судах. Это не большие траулеры Мурманского трало вого флота, “Севрыбхолодфлота “, “Мурманрыбпрома “, научно-исследо вательские суда “Севрыбпромразвед- ки“. Почему выбор пал на небольшие суда? У них короче промысловый пе риод и есть возможность снять датчик с одного и переставить на другое судно. Вот только две точки зрения на нов шество. А. Ф. Леванов, генеральный дирек тор АО “Севрыбхолодфлот“: - Цивилизованные страны давно идут по этому пути, и России не след отставать. Система позволяет видеть местонахождение судна, это важно и с точки зрения контроля за выловом, и с позиций безопасности мореплавания. Это - наше будущее, и у нас хватит энергии и средств оснастить все суда флота такими датчиками. П. В. Виноградов, заместитель на чальника управления “Севрыбпром- разведка“: - Я знаком с этой системой и всегда стремился доказать ее необходимость для наших флотов. Во-первых, хватит необоснованных претензий к нашим флотам по поводу перелова квот, пора задействовать автоматизированную систему контроля за выловом, отказав шись от ручки с линейкой. Жизнь за ставит перейти на цивилизованные методы работы. ФИРМА-ЛИДЕР На днях в “Комплексные системы“ приехали гости из Калининграда: на чальник “Запбалтрыбвода“ В. М. Осадчий и главный инженер АО “Ком пьютерные технологии “ А. П. Пусто- вой. Вот что рассказал Виктор Михайлович: - “Комплексные системы “ - фирма- лидер в разработке методов и средств квотоконтроля. Мы решили на месте познакомиться с этой системой и, вне ся соответствующие коррективы, ис пользовать ее в экономической зоне России на Балтике. Замечу, что это не только наш интерес, это стратегия Ко митета по рыболовству РФ: переход на компьютерную обработку всех данных, касающихся контроля за рыболовством в экономической зоне России. Эта си стема - шаг вперед в области охраны рыбных ресурсов, а “Комплексные си стемы “ , сделав этот шаг, разработав систему и заставив поверить в нее флоты, ушли далеко вперед по сравне нию с другими бассейнами. Специали сты этой фирмы разработали программы именно региональные, с учетом особенностей запасов, техни ческих возможностей судовладельцев и т. д. На мой взгляд, то, что наработано в “Комплексных системах“, становится национальным достоянием. А заинте ресованность правительства в лице Ко митета по рыболовству в этих разработках является гарантией, что система будет работать на всех бас сейнах. * * * Что добавить к сказанному? Разве что напомнить о нашей гордости: рядом с нами работают такие специалисты, чья деятельность становится достояни ем нации. Это здорово! Инна БЕРЕЗЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz