Рыбный Мурман. 1994 г. Март.

4 № 12 (4508) 25 - 31 марта 1994 года о о с х Будущее Северного бассейна к о н т р о л ь - ПРЕЖДЕ ВСЕГО Помню, как еще в 80-х годах, пере­ сев в Тихом океане на тралфлотовский БАТ, я с изумлением разглядывала аппаратуру спутниковой навигации. Вроде бы так, ничего особенного, а по­ ди ж ты - точнехонькие координаты твоего судна. Теперь, оказывается, ма­ ло знать, где ты находишься, надо, чтобы об этом знали и в твоем флоте, и - что очень важно - в “Мурманрыб- воде“. А все потому, что капитан - че­ ловек, обремененный всевозможными проблемами. И находятся некоторые капитаны, которые озабочены, скажем, такой задачей: как выловить побольше рыбки да сдать ее в инпорт, и чтоб ни­ кто не догадался, что он, капитан, на­ ходится сегодня не на промысле, а побежал на выгрузку. То есть субъек­ тивный фактор влияет на достовер­ ность отчетов на берег. Далеко не случайно практически все страны мира ввели экономические зоны и зорко следят, чтобы их не на­ рушали, чтобы не посягали не только на территорию, но и на те ресурсы, ко­ торые там находятся. Вспомните кон­ фликты с перуанскими властями, когда наших рыбаков “прихватывали “ за нарушение перуанских правил ры­ боловства. Или конфликты у берегов Африки. Впрочем, речь сегодня не о том. А коснулись мы неприятной темы лишь для того, чтобы сказать: сегодня многие страны вводят у себя системы электронного контроля за местонахож­ дением судов. Эти системы есть в Ка­ наде, Австралии, США, Норвегии и некоторых других государствах. А те­ перь к этому цивилизованному сооб­ ществу присоединяется и Россия. Именно сегодняшней России больше мельчайшей подробности до комплекса сведений. В нашем регионе “Комплек­ сные системы “ - уникальная органи­ зация. И не только в регионе, но и во всей рыбной отрасли. Именно поэтому здесь постоянно много гостей из раз­ ных регионов: кто-то посмотреть-поу- читься, кто-то - заказать ту или иную программу, кто-то, уже осознав важ­ ность систем электронного контроля, приехал заключать договор. КОМУ э т о НАДО? Итак, информационные системы су­ ществуют давно. Зачем же усложнять, зачем устанавливать датчики на су­ дах? Кому нужна дополнительная ин­ формация? когда без датчика ни одно судно не войдет в экономическую зону, будь то наша, будь то (особенно!) иностран­ ная. Трансмиттер этот устанавливается в течение одного-двух часов. К нему прилагается маленький приборчик, с помощью которого капитан может пе­ редать еще и самую разную информа­ цию. Например, у вас заканчивается топливо, вам срочно нужна запчасть для какого-нибудь механизма, необхо­ дима медицинская помощь и так далее. Очень важный аспект - безопас­ ность мореплавания. Информация о местонахождении судна идет через спутник, то есть не зависит от капри­ зов погоды и передается мгновенно. А знание точных координат судна, по­ павшего в беду, и тех, кто может ему помочь, ускорит спасение. ш ш тмим Фирма "Комплексные системы’ грамму слежения за судами. разработала уникальную про­ чем кому бы то ни было нужен строгий контроль в своей экономической зоне. Думаю, примеры, мягко говоря, непо­ рядочного ведения промысла приводить нет надобности. Известно, что ситуа­ цией в Баренцевом море обеспокоены и Россия, и Норвегия, а в Охотском море - и Россия, и США. Поэтому Комитет по рыболовству РФ принял решение разработать сис­ темы электронного контроля и внед­ рить их в первую очередь на Северном бассейне и в Сахалинском регионе. Надо отметить, научно-производствен­ ная фирма (НПФ) “Комплексные си­ стемы“ в этом эксперименте играет весьма важную роль, даже можно ска­ зать - ведущую. И это понятно. Во- первых, у фирмы самый большой опыт в регионе в области компьютерной тех­ ники. Специалисты фирмы давно ра­ ботают с информационными системами. Но до сих пор вся инфор­ мация с судна поступала на радио- центр, а оттуда - в фирму. Здесь ее обрабатывали, то ли обобщая по райо­ ну промысла, то ли конкретизируя по какому-либо аспекту промысловой де­ ятельности. В результате на флотах имели полную картину того, что про­ исходит в море. Эти информационные системы работают и сегодня. Во-вторых, инженеры в этой фирме - специалисты высочайшего класса. Они в совершенстве владеют сложней­ шей компьютерной техникой и способ­ ны выдавать любую информацию: от Помните, мы сказали, что субъек­ тивный фактор играет не последнюю роль при передаче информации на бе­ рег? Ни одна из существовавших до се­ го дня систем не могла изобличить капитана, искажавшего информацию. Потому и творилась на просторах Ба­ ренцева моря анархия, потому и сбы­ валась по дешевке рыба в инпортах. Ведь судов у “Мурманрыбвода “ слиш­ ком мало, чтобы уследить за каждым нарушителем то ли запретной зоны, то ли квоты и т. д. Новая система электронного контро­ ля четко показывает все, в том числе и некорректную деятельность некото­ рых капитанов. Трансмиттер (датчик) - небольшой прибор - устанавливается на судне и бесстрастно сообщает на спутник точную позицию, координаты этого судна. Спутник пересылает ин­ формацию в Тулузский центр, оттуда - в “Комплексные системы“. Почему в Тулузу? Пока у России нет еще центра электронного контроля, со временем он, конечно, будет, и, по всей вероят­ ности, не один. Новый поток информации о место­ нахождении судна дополняет осталь­ ные, в том числе и из Норвегии, об объемах выгрузок с наших судов. ( “РМ“ рассказывал о заключенном соглашении между Северным бассей­ ном и норвежскими рыбоохранными организациями.) В итоге можно узнать о судне все: где оно находится сию минуту и где оно было вчера, 5 дней назад или ме­ сяц и т. д.; вылов и выпуск продукции; сдача рыбопродукции (когда, сколько и т. д . ) ; результаты экономической де­ ятельности на сегодняшний день или на любое время его работы на промыс­ ле... Перечислять возможности можно еще очень долго. Но главное, что “Мурманрыбвод“ получил возмож­ ность контролировать каждое судно. Причем вне зависимости, русское оно или португальское, норвежское и т. д. Лишь бы на его борту по принятым международным нормам стоял датчик. А если капитан не хочет устанавли­ вать такого “шпиона “ на борту своего судна? Так вот, теперь настает время, ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА Заглянем в будущее. То, что ни одно государство не разрешит работать в своей зоне судам без трансмиттеров, мы уже говорили. А вот, скажем, ра­ бота судов в высоких широтах: извест­ но, что система Инмарсат прекращает действовать выше 75 градуса северной широты. Как узнать о координатах судна, если оно попало в беду? Именно электронная система контроля позво­ лит решить эту задачу для ледоколов или полярных экспедиций. Более того, когда в России будут свои центры - один в Мурманске, дру­ гой на Дальнем Востоке, - диапазон их действия “закроет “ все российские мо­ ря. Сами понимаете, насколько это вы­ годно и удобно для всей нашей страны. А впоследствии, видимо, все центры на планете будут объединены в единую систему контроля. Сейчас они есть в Англии, Франции, США, Японии, Чи­ ли, Перу, Австралии, Африке. Заметим еще раз: цель внедрения электронных систем контроля - не только контроль сам по себе, но и ох­ рана ресурсов, регулирование допусти­ мых уловов и даже расчет характеристик судов, которые можно “пустить“ в зону. ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Понятно, что интерес к электрон­ ным системам контроля имеет не толь­ ко “Мурманрыбвод“, чьи функции соответствуют этому слову “конт­ роль “. Глубоко заинтересованы ученые ПИНРО, чьи функции связаны с со­ хранением рыбных ресурсов, и специ­ алисты “Севрыбпромразведки“. А промысловым флотам теперь это вооб­ ще необходимо как главное условие ра­ боты в экономических зонах. Эксперимент, о котором мы уже упомянули, проводился (и еще продол­ жается) на нескольких судах. Это не­ большие траулеры Мурманского трало­ вого флота, “Севрыбхолодфлота “, “Мурманрыбпрома “, научно-исследо­ вательские суда “Севрыбпромразвед- ки“. Почему выбор пал на небольшие суда? У них короче промысловый пе­ риод и есть возможность снять датчик с одного и переставить на другое судно. Вот только две точки зрения на нов­ шество. А. Ф. Леванов, генеральный дирек­ тор АО “Севрыбхолодфлот“: - Цивилизованные страны давно идут по этому пути, и России не след отставать. Система позволяет видеть местонахождение судна, это важно и с точки зрения контроля за выловом, и с позиций безопасности мореплавания. Это - наше будущее, и у нас хватит энергии и средств оснастить все суда флота такими датчиками. П. В. Виноградов, заместитель на­ чальника управления “Севрыбпром- разведка“: - Я знаком с этой системой и всегда стремился доказать ее необходимость для наших флотов. Во-первых, хватит необоснованных претензий к нашим флотам по поводу перелова квот, пора задействовать автоматизированную систему контроля за выловом, отказав­ шись от ручки с линейкой. Жизнь за­ ставит перейти на цивилизованные методы работы. ФИРМА-ЛИДЕР На днях в “Комплексные системы“ приехали гости из Калининграда: на­ чальник “Запбалтрыбвода“ В. М. Осадчий и главный инженер АО “Ком­ пьютерные технологии “ А. П. Пусто- вой. Вот что рассказал Виктор Михайлович: - “Комплексные системы “ - фирма- лидер в разработке методов и средств квотоконтроля. Мы решили на месте познакомиться с этой системой и, вне­ ся соответствующие коррективы, ис­ пользовать ее в экономической зоне России на Балтике. Замечу, что это не только наш интерес, это стратегия Ко­ митета по рыболовству РФ: переход на компьютерную обработку всех данных, касающихся контроля за рыболовством в экономической зоне России. Эта си­ стема - шаг вперед в области охраны рыбных ресурсов, а “Комплексные си­ стемы “ , сделав этот шаг, разработав систему и заставив поверить в нее флоты, ушли далеко вперед по сравне­ нию с другими бассейнами. Специали­ сты этой фирмы разработали программы именно региональные, с учетом особенностей запасов, техни­ ческих возможностей судовладельцев и т. д. На мой взгляд, то, что наработано в “Комплексных системах“, становится национальным достоянием. А заинте­ ресованность правительства в лице Ко­ митета по рыболовству в этих разработках является гарантией, что система будет работать на всех бас­ сейнах. * * * Что добавить к сказанному? Разве что напомнить о нашей гордости: рядом с нами работают такие специалисты, чья деятельность становится достояни­ ем нации. Это здорово! Инна БЕРЕЗЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz