Рыбный Мурман. 1994 г. Март.

14 № 11 (4507) 18 - 24 марта 1994 года | ^ о г д а началась Великая Отечественная война, С е ­ верный фло т не имел в своем составе торпедных катеров. Лишь 1 августа 1941 года с Балтики по железной дороге были доставлены в Мурманск пять торпедных катеров типа "Д - 3 " : ТКА-11 , ТКА -12 , ТКА -13 , ТКА-14 и ТКА -15 . Для советского ВМФ таких катеров было построено 15. Они имели деревянный корпус, водоизмещение 36 тонн, длину 2 2 ,4 м, два торпедных аппарата 533 -мм , два круп­ нокалиберных пулемета 12 ,7-мм , скорость до 32 узлов . Экипаж насчитывал от 9 до 13 человек. Командирами прибывших торпедных катеров назна­ чили капитан-лейтенанта Г. К . Светлова , лейтенантов А . О . Шабалина, А . И. Полякова, старшего лейтенанта В. П. Жиляева и младшего лейтенанта П. И. Хапилина. 16 августа сорок первого года торпедные катера со­ ставили отдельный отряд и вошли в состав Северного ф ло та . Им вменялась боевая задача - уничтожать враже­ ские суда , следовавшие в Петсамо . Местом для дислока­ ции отводилась Кувшинская салма , маневренной базой стала бухта Пумманки, расположенная на острове С р ед ­ ний. В конце августа экипажи всех торпедных катеров на­ чали осваивать северный морской театр . 11 сентября 1941 года . Этот день принес северомор­ ским катерникам первую победу, одержанную в первом же бою с фашистами на море. В 20 .40 посты СНиС сообщили, что из Киркенеса в Петсамо движется вражеский транспорт. Его охраняют четыре корабля. Командующий С Ф приказал перехва­ тить этот конвой катерникам ТКА -1 1 и ТКА -12 под коман­ дованием Г. Светлова и А . Шабалина. Георгий Константинович Светлов до войны преподавал в Мурман­ ском морском рыбопромышленном техникуме, а А лек ­ сандр Осипович Шабалин ходил штурманом на судах тралового флота "М урманрыба". Когда моряки обнаружили конвой, катера устреми­ лись на врага. Командиры Г. Светлов и А . Шабалин на полной скорости подошли к цели. Примерно с дистанции 4 кабельтовых одновременно атаковали корабли и выпу­ стили по ним торпеды . Атака была стремительной . Транс­ порт и эскадренный миноносец, объятые пламенем , погружались в воду. Войдя в Пумманки, ТКА-11 и ТКА-12 произвели салют двумя выстрелами в знак одержанных над гитлеровцами побед. Спустя четыре дня катерники увеличили количество побед. В ночь с 14 на 15 сентября (по нашим разведдан­ ным) ожидался конвой из Петсамо в Киркенес. Чтобы найти его и уничтожить, в море вышли катера ТКА -13 , ТКА-14 и ТКА-15 , а выполнили поставленную задачу эки­ пажи двух катеров (13 и 15). Командир ТКА-14 старший лейтенант В. Жиляев поте­ рял в море ориентир и, с горечью осознав неудачу, вер­ нулся на базу . ТКА-13 под командованием лейтенанта А . Полякова и ТКА-15 младшего лейтенанта П. Хапилина взяли курс к Киркенесу. Они прошли вдоль норвежского берега , но транспортов не обнаружили. Тогда командиры торпед­ ных катеров легли на обратный курс . И вскоре заметили севернее Яр-фиорда суда , медленно двигавшиеся под охраной боевых кораблей. ТКА-13 и ТКА-15 внезапно появились перед противни­ ком . Четыре глухих взрыва свидетельствовали о попада­ нии торпед в цель: в транспорты . Корабли охранения открыли сильный огонь по катерникам, но ТКА-13 и ТКА - 15 выскочили из зоны обстрела и невредимыми верну­ лись на базу . Наступила суровая зима . Штормы и вражеская авиа­ ция мешали торпедным катерам чаще выходить в море. Но несмотря на то, что североморские катерники дей­ ствовали в трудных условиях, они искали, находили, от­ важно атаковали корабли и суда противника, топили их. 24 апреля 1942 года ТКА-14 и ТКА -13 , которыми ко­ мандовали капитан-лейтенант А . А . Куксенко и старший лейтенант Б. Ф . Химченко, потопили немецкую подвод­ ную лодку в районе мыса Кумагнес. Вот как это было. 23 апреля катера вели поиск противника в районе острова Варде . Ночью командир группы капитан-лейте- нант М . Н. Моль обнаружил на фоне берега темный силуэт, который не был похож на надводный корабль. Он решил подойти ближе к берегу . Моряки ТКА-14 при сбли­ жении увидели силуэт подводной лодки . Противник не успел открыть огонь по торпедному катеру . ТКА-14 ата­ ковал субмарину глубинными бомбами, а ТКА -13 выстре­ лил по ней двумя торпедами и произвел глубинное бомбометание. Раздался сильный взрыв, который под­ бросил на воде оба торпедных катера . Поставив дымо­ вую завесу , катера благополучно дошли до базы Пумманки. Наступление полярного дня создало условия для ак­ тивности немецкой авиации на Севере . В связи с этим торпедные катера не могли действовать у баз и на ком­ муникациях противника. Авиация флота не имела воз­ можности прикрыть их с воздуха . Поэтому в основном моряки торпедных катеров дежурили в маневренной ба­ зе , помогая нашим летчикам, которые были сбиты над морем . В темное время (сентябрь-ноябрь) катерники занима- К 50-летию Победы на Севере лись высадкой во вражеский тыл разведчиков и морских пехотинцев. В 1943 году Северный фло т пополнился новой боевой техникой: кораблями, подводными лодками , самолетами, артиллерией. В июне в отряд торпедных катеров пришло пополне­ ние. По железной дороге в Мурманск были доставлены четыре катера типа "Д -3 " отечественного производства: ТКА -201 , -2 0 2 , -203 , -204 . Их построили на собранные средства трудящ ихся . 9 июля 1943 года командующий Северным флотом подписал приказ, согласно которому катерам были при­ своены имена: ТКА-201 - "Д зержинец", ТКА -202 - "С е ­ вероморец", ТКА -203 - "Герой Советского Союза Иван Алевтина КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Северного флота А. О. ШАБАЛИН , бывший тралфлотовец , отваж­ ный катерник Северного флота. (Фото военных лет.) Фоторепродукция А. РАУБЕ. Сивко", ТКА -204 - "Дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов " . Позднее им присвоили другие номера: 2 0 ,3 0 ,4 0 ,5 0 . В марте того же года СШ А в счет поставок по ленд-лизу доставили морским путем два торпедных катера типа " А - 2 " "Хи ггинс": ТКА-21 и Т К А - 2 2 . В декабре 1943 года с Балтики на Северный флот прибыло шесть торпедных катеров типа "Д - 3 " . За весь сорок третий год С Ф получил двенадцать тор ­ педных катеров. Катерники по-прежнему вели активный поиск враже­ ских кораблей и при этом использовали основной тогда для -них прием - "за с а д у " . Но теперь в море выходило одновременно несколько торпедных катеров. Чтобы получить "свежие" данные о противнике, катера выходили из Пумманок в залив Маттивуоно, несли пат­ рульную службу у берегов полуострова Средний, остро­ вов Большой и Малый Айнов. В этом им помогала береговая артиллерия . Такое взаимодействие способст­ вовало боевым успехам . Этот прием первый раз был использован ночью 18 апреля 1943 года . Около двух часов ночи наша разведка донесла о том, что два транспорта и восемь сторожевых катеров вышли из Петсамо . В "засаде " были катера ТКА-13 и ТКА -14 . Залпы береговых орудий известили катерников о появле­ нии немецкого конвоя. Катера ринулись в бой. Но транс­ портов не было . За дымзавесой шли сторожевики. ТКА-13 и ТКА-14 прошли мимо них и вернулись к месту "за сады " . Через небольшой промежуток времени артиллеристы открыли сильный огонь. На этот раз действительно двига­ лись транспорты противника. ТКА-13 под командованием А . Шабалина вызвал на себя огонь сторожевых катеров . Он так запутал гитлеров­ цев, что те из-за погони за ним забыли о существовании другого катера . В этот момент ТКА -14 занимался поиском транспортов. Он обнаружил их при выходе из залива. Командир Д . Колотий начал сближаться с судами и подошел к ним незаметно. Почти с полутора кабельтовых он выпустил торпеду по первому транспорту. Спустя семь секунд он ударил по второму. Суда стали тонуть . Катера № 13 и 14 оторвались от врага и в 3 .2 0 подошли к пирсу в Пумманках. Этот апрельский бой подтвердил правильное совмест­ ное действие катерников с артиллеристами . На счету экипажей торпедных катеров были не только победы . Порой они теряли корабли и своих боевых това­ рищей. В сентябре сорок второго года первым открыл список потерь личного состава краснофлотец Алексей Гордеев. Первая потеря катера случилась 21 мая 1943 года. В этот день ТКА -2 1 должен был в Мотовском заливе спасти личный состав транспорта, который пострадал от немец­ кой подводной лодки . У Цып-Наволока на торпедный катер набросились два "М Е-109 ". В бою с ними катер получил повреждения, многие моряки были ранены. В машинном отделении начался пожар. Механик отряда торпедных катеров лейтенант-техник Михаил Андреевич Симонов, тяжело раненный, сумел организовать борьбу за спасение корабля . Истекая кровью, он скончался на боевом посту. Вскоре пожар был потушен. К ТКА-21 пришли на по­ мощь два катера "М О " и приняли раненых моряков. "Двадцать первый" решили спасти . Но это не удалось , так как неожиданно он взорвался и затонул. В декабре сорок третьего отряд торпедных катеров был преобразован в отдельный дивизион, поскольку поя­ вились еще шесть торпедных катеров. Командовал дивизионом капитан 2-го ранга В. А . Че- куров, начальником штаба был капитан-лейтенант Г. И. Рубашенко. 2 2 декабря 1943 года участвовали в бою, который стал для них настоящим экзаменом на мужество и бесстрашие, на выдержку и мастерство . Днем самолет-разведчик в районе Берлевога обнару­ жил конвой в составе трех транспортов, которые охраняли эскадренный миноносец, шесть сторожевых кораблей, четыре тральщика и десять сторожевых катеров. Конвой держал курс к порту Варде . Командующий Северным флотом А . Г. Головко прика­ зал комдиву В. Чекурову перехватить этот конвой и ата­ ковать его . Для выполнения поставленной задачи капитан 2-го ранга В. Чекуров выделил Т К А - 2 2 , ТКА-14 и ТКА - 201 , а затем еще ТКА -12 и ТКА -13 . В 19.32 катера приблизились к острову Лилле-Экке- рей. Через тридцать минут моряки ТКА -22 "засекли" проблески огня. И катерники решили подойти ближе к цели. Показались силуэты вражеских судов . Командиры ТКА -2 2 и ТКА -14 Ю . Русначенко и Е . Дмит­ ров открыли огонь. Немецкие корабли охранения взяли в полукольцо "двадцать второй". Свистели пули, рвались снаряды , водяные столбы подымались с разных сторон. Ю . Русначенко был ослеплен осветительными снаря­ дами , но, маневрируя на полном ходу, сумел разорвать полукольцо и оторвался от преследовавшего его против­ ника. Гоняясь за катером Ю . Русначенко, гитлеровцы, есте­ ственно, не обнаружили других катеров. Сквозь завесу огня первым прорвался торпедный катер № 12 под ко­ мандованием Г. М. Паламарчука . Он снайперски выстре­ лил по эсминцу. Раздался сильный взрыв, дым и пламя окутали корабль. Он медленно погружался в воду. Однако противник обрушил мощь огня на ТКА -12 . В моторное отделение попал снаряд . Но боцман Л . Коло­ бов, краснофлотцы К . Блинов, В. Захаренко , командир отделения мотористов А . Гурьев вели борьбу за живу­ честь корабля, откачали воду и заделали пробоины. В этой трудной работе отличился юнга Володя Стройкин. Он дважды терял сознание, но, придя в себя, вновь прини­ мался откачивать воду. Когда катер № 12 совершал маневр, то со стопора был сорван правый торпедный аппарат. Экипаж мог лишиться торпеды . Чтобы этого не произошло, краснофлотец И. Лялько под обстрелом противника закрепил торпед­ ный аппарат тросом . В бою тяжело ранило командира Г. Паламарчука, но он не оставил штурвал и вывел свой катер из опасной зоны. Когда ТКА -12 вернулся на базу, раненный в ноги Г. Паламарчук собрал все оставшиеся силы, чтобы выйти на пирс и доложить вице-адмиралу А . Г. Головко, и поте­ рял сознание. В госпитале из ног отважного североморца хирурги удалили 2 2 осколка . Там же, в госпитале, ком- флотом наградил Г. Паламарчука орденом Красного Зна ­ мени. (П родолж ение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz