Рыбный Мурман. 1994 г. Март.

18 - 24 марта 1994 года ( Щ ь $ ш и з у н е ё н ш d f C jo im к а ш ) Факты и размыш­ ления взяты из днев­ ников, которые действительно мною велись в первых двух рейсах. Все описанное происходило на самом деле, хотя я и пытал­ ся облагородить запи­ ски в художественную форму. Из всех про­ блем, встающих перед судовым врачом граж­ данских рыбацких су­ дов, как то: венерология, дермато­ логия, гастроэнтероло­ гия, травматизм, - я выбрал в основном наиболее Ж 1учие . Это секс, психология, ал­ коголизм. Понятно, что три эти аспекта взаимосвязаны, и по­ тому получилось из моих “обрывков" что- то цельное. Все пред­ ставленное - правда, хотя и нет здесь имен, фамилий, на­ званий мест. Но это не “чернуха", а наша с вами жизнь. "ТОРПЕДА" И КАМБУЗ Засыпая, подумал:“Будет ос­ видетельствование... “ И точно: в половине второго - звонок, и в трубке раздраженно-спокойный голос капитана с просьбой-прика- зом явиться к нему. Кто же на этот раз залетел, думаю, спешно одева­ ясь. Уже давно был первый - мат­ рос, я отметил его в журнале. Потом проверялся стармех, затем - радист, и вот теперь опять, слава Богу, матрос. Сажусь с ним рядом на диван, щупаю пульс, маши­ нально фиксирую бегающие крас­ новатые глаза, ощущаю изо рта сивушный запах... Однако мало ли что покажется, и я стараюсь быст­ рее скрыться, забыть эти неприят­ ные минуты пособничества начальству. Через два дня читаю приказ на доске объявлений, где меня отмечают за качественное освидетельствование. Я станов­ люсь псом. И капитанский террор продолжается. Когда я, впервые оказавшийся в рейсе после двадцатилетнего врачебного стажа, услышал шеле­ стящее про капитана “хороший- хороший44, обрадовался. Но после все более приходил в уныние - та­ ким гадким и неприятным оказал­ ся этот командующий на мостике. Сейчас-то я знаю, что каким бы ни был капитан, с ним конфликтовать не стоит. А тогда не знал. Впрочем, я его понимал, но вот другие - нет. У кэпа оказалась “торпеда“ - вшитая ампула в теле, один из способов лечения от алкоголизма. Узнал я об этом случайно, но до­ стоверно. Отсюда были все его вы­ ходки, даже странности в поведении. Он почти не спал, все­ го пару часов в сутки, зато ловил матросов и всех, кого мог заподоз­ рить в том, что пропустил стакан­ чик. Команда в семьдесят человек почти вся была новая, поскольку у него никто не задерживался. Ста­ рый костяк состоял лишь из не­ скольких человек, самых нужных и важных на корабле - старшего механика, шеф-повара, рефмеха- ника (бессменного и послушного предсудкома) и начальника ра­ диостанции. Капитан и судового “дока“ (т. е. доктора) хотел взять из своих прежних кадров, но тот вовремя улизнул на другое судно. Понятно, почему капитан намере­ вался использовать меня в своих интересах. Он старался, чтобы на всех на судне был какой-нибудь компромат. Статей об увольнении за прогулы и пьянство никто не отменял, это служило средством подчинения и устрашения. Выго­ воры копились в папке, с их по­ мощью можно было при общем безмолвии творить беззаконные финансовые дела, продавать топ­ ливо, урезать в свою пользу культмассовые деньги, обирать провизионки. Второй месяц капитан держал меня в своих “бульдогах“ , чтоб на “законных основаниях“ чинить расследования. Создавалось впе­ чатление, что функции судового врача состоят только в том, чтобы освидетельствовать пьяные зале­ ты команды. Ведь шел я на неве­ домую работу даже с некоторой опаской оплошать: иглодержатель хранил как зеницу ока, бинтов на­ брал, антибиотиками запасся, ле ­ карствами от малярии. А на судне вместо болезней - сплошная пьянь. КАК КАПИТАН ОБЛАМЫВАЛ СТАРПОМА Все на пьянстве попадались, кроме старпома. Он не попадался, потому что не страдал запоями. Он-то и уличил капитана в нечи­ стых делах по камбузной части. У старпома с кэпом шла холодная война. Кэп его ловил, а старпом не попадался. У капитана неплохо работали осведомители, однако старпом был неуязвим. И вот однажды утром в День рыбака я был вызван в каюту ка ­ питана, где уже собрался весь комсостав, а перед кэпом на стуле, в стороне от всех, старпом - как подсудимый. Меня просят освиде­ тельствовать его. Я растерялся: мы ведь со старпомом вместе чаев­ ничали, парились в сауне, смотре­ ли видик, говорили “за жизнь“ . Я от освидетельствования отказал­ ся, вызвав бешенство у капитана. Старпом, однако, сам признался, что принял сто граммов, что его угостили матросы, когда он позд­ равлял их с праздником. Некстати напомнил и про темные дела на камбузе. Капитан, захлебнув­ шись, перешел на фальцет. Участь старпома была решена: списание в пассажиры. с е к с , вино и... ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ Почему нужна женщина на ко­ рабле? Объясняю как врач. С жен­ щиной на судне этически и эстетически лучше. Меньше мата, больше чистоты. Пыль выметают, а не загоняют в углы, скатерти на столах меняют, а не перевертыва­ ют обратной стороной, являя “чи­ стые4 пятна от борща. Есть, однако, капитаны, которые не бе­ рут женщин принципиально. Та­ кой попался мне во втором рейсе, из бывших военных. Его выгнали за пьянку в лигачевскую кампа­ нию, он и пристроился на граждан­ ке. Тоска и беспросветность господствовали во время всего рей­ са, общий пьяный загул продол­ жался по нескольку дней, брань и мат слышались на каждом шагу. Отсюда и происшествия. Один раз в тихую погоду, швар­ туясь, чуть не налетели на другой корабль. А в другой раз долго не поднимали шлюпку, не видели ее с мостика, как крутило и болтало бедную битых полчаса вместе с по­ терявшим координацию капита­ ном. И по судовой трансляции регулярный мат, потому что иначе матросы не могли подняться на ра­ боту после бурного распития. Женщин на судне - ни одной. “Не на кого глянуть, некого стыдить­ с я44, - горестно вздыхали в коман­ де. Секс, психология, алкоголизм в таких ситуациях завязаны в еди­ ный тугой узел. Кошмары по но­ чам, аденомы простат, раздраженность и агрессия - неиз­ бежные последствия долгих рей­ сов. Алкоголь более или менее заглушает эти беды, но когда уме­ ренности нет, сваливаешься в дру­ гую яму - в перепой. Пить нельзя и не пить - туго. Судно, которое идет в тропики из Мурманска, за­ гружается сухим вином, положен­ ным именно в медицинских целях. Но вместо того чтобы время от вре­ мени раздавать по бутылочке каж­ дому, затаривают каюты по нескольку ящиков разом: пейте, ребята! И за две недели, пока до­ берутся до тропиков, вино конча­ ется, а корабль весь так и качает не только от волн. О БЕДНОМ "ДОКЕ" ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО Я чувствовал себя брошенным в пучину океана без науки пла­ вать. Заваленный инструкциями, наставлениями и приказами, но без подсказки, совета коллег, без живого участия. Странная контора. Коллеги- врачи узнают друг о друге только где-то на африканской широте, по голосам радиотелефона, а вот со­ браться вместе у начальника ме­ дицинской службы, разобрать проблемы, высказать наболевшее, послушать коллег посреди мор­ ских просторов никак не удается. Водоснабжение и гигиена питания, дезинсекция и дератизация, пара­ зитология и санитарный контроль - все смешивается у новичка-“до­ к а 4 в голове перед отлетом на суд­ но. Только за три дня до самолета, когда мне становилось и стыдно, и страшно, что чувствую себя непод­ готовленным, мне помог случай. Тот самый врач, увильнувший от моего первого капитана-деспота, вдруг оказался со мной в ведомст­ венном “уазике4 по пути в аптеку. Он гениально подсказал: “Книж­ ки, книжки собирай44. МЕТАЛЛ и НЕРВЫ Стармех - второй человек на судне. Он и за стол в кают-компа­ нии садится напротив капитана. Жалко его - спился. Это я понял уже к середине рейса, когда он сидел у меня в каюте, допивая из моей фляжки спирт, и пока все не опустошил, не ушел. Угнетающее снижение интеллекта. Не того, с помощью которого отгадывают кроссворды, а другого, неотъемле­ мого от понятия интеллигентность, - духовности. Потерялось в нем не­ что гораздо более тонкое, хрупкое, что заложено в лобных долях, что в первую очередь поражается ал ­ коголем. Такт, воспитанность, уч­ тивость. На смену им пришли обиды на всех и вся, упреки. Мол, я ни разу не спускался в “маши­ ну44. Я был там. Действительно, горячий цех, наверное, прохлад­ ней по сравнению с тем, что дела­ ется внутри корабля в тропиках. Настоящий ад - к жаре еще присо­ единяется грохот металла, вибра­ ция, качка. “Врачи раньше были лучше, - выслушиваю назойливые обвине­ ния. - Руку отрезанную пришива­ ли, а сейчас укола сделать боятся44. Я на него не обижаюсь. Стармех помог вызволить старпо­ ма, уговорил капитана не наказы­ вать его так жестоко. Да и сам капитан выдохся, когда нес за старпома вахты, самые трудные - с четырех до восьми утра. И даже приглашения его по трансляции на завтрак звучали как-то дико, в от­ личие от привычных доброжела­ тельных приветствий старпома. ВЕШАЙСЯ! Отходим от последнего причала к порту отлета. И тут новая беда - никак не могу найти боцмана. От­ ход, известно, его кровное дело. Оказалось, пьяный спит на баке. И снова капитанский метод - спи­ сать в пассажиры. Старпом просит меня - нужна помощь. Спускаюсь на нижнюю палубу, в каюту боц­ мана. Мутные глаза, сиплый голос и мрачный рассказ о разговоре с капитаном. Боцман сказал ему, что если спишет в пассажиры, он повесится. А капитан в ответ: “У меня в трюме места много, от груза освободили - вешайся...4 Я вспо­ минаю случай на 4Скорой помо­ щи44, где работал последние годы. Если алкоголик высказывает суи­ цидные мысли, его нужно опреде­ лить на лечение в стационар. Одну женщину не довезли - она выпрыг­ нула из машины на скорости. На­ смерть. Боцмана нужно спасать. До­ стаю последнее дефицитное л е ­ карство, колю. Он засыпает, успокаивается, затихает. “Все на стакане44, - сочувствует помогаю­ щий мне рефмеханик. и СТАРПОМЫ ПЛАЧУТ Намаешься, накружишься за рейс - некогда подумать о себе, о детях. Но наступает время возвра­ щаться домой - и заберет тоска по семье, по дому. Однако душа ры­ бака в такое время особенно рани­ ма. Казалось бы, пустяк - таможня потрошит. Но на пороге родного до­ ма чиновничья бесцеремонность обижает так, что и самые сенти­ ментальные мысли о Родине за ­ глушаются, уходят. Но вот все горести рейса поза­ ди. Радостные лица встречающих, возбуждение, толчея... Передо мной расстроенное, покрасневшее лицо старпома. “Паша, ты пла­ чешь?44. Ром ан ИГНАТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz