Рыбный Мурман. 1994 г. Март.
18 - 24 марта 1994 года ( Щ ь $ ш и з у н е ё н ш d f C jo im к а ш ) Факты и размыш ления взяты из днев ников, которые действительно мною велись в первых двух рейсах. Все описанное происходило на самом деле, хотя я и пытал ся облагородить запи ски в художественную форму. Из всех про блем, встающих перед судовым врачом граж данских рыбацких су дов, как то: венерология, дермато логия, гастроэнтероло гия, травматизм, - я выбрал в основном наиболее Ж 1учие . Это секс, психология, ал коголизм. Понятно, что три эти аспекта взаимосвязаны, и по тому получилось из моих “обрывков" что- то цельное. Все пред ставленное - правда, хотя и нет здесь имен, фамилий, на званий мест. Но это не “чернуха", а наша с вами жизнь. "ТОРПЕДА" И КАМБУЗ Засыпая, подумал:“Будет ос видетельствование... “ И точно: в половине второго - звонок, и в трубке раздраженно-спокойный голос капитана с просьбой-прика- зом явиться к нему. Кто же на этот раз залетел, думаю, спешно одева ясь. Уже давно был первый - мат рос, я отметил его в журнале. Потом проверялся стармех, затем - радист, и вот теперь опять, слава Богу, матрос. Сажусь с ним рядом на диван, щупаю пульс, маши нально фиксирую бегающие крас новатые глаза, ощущаю изо рта сивушный запах... Однако мало ли что покажется, и я стараюсь быст рее скрыться, забыть эти неприят ные минуты пособничества начальству. Через два дня читаю приказ на доске объявлений, где меня отмечают за качественное освидетельствование. Я станов люсь псом. И капитанский террор продолжается. Когда я, впервые оказавшийся в рейсе после двадцатилетнего врачебного стажа, услышал шеле стящее про капитана “хороший- хороший44, обрадовался. Но после все более приходил в уныние - та ким гадким и неприятным оказал ся этот командующий на мостике. Сейчас-то я знаю, что каким бы ни был капитан, с ним конфликтовать не стоит. А тогда не знал. Впрочем, я его понимал, но вот другие - нет. У кэпа оказалась “торпеда“ - вшитая ампула в теле, один из способов лечения от алкоголизма. Узнал я об этом случайно, но до стоверно. Отсюда были все его вы ходки, даже странности в поведении. Он почти не спал, все го пару часов в сутки, зато ловил матросов и всех, кого мог заподоз рить в том, что пропустил стакан чик. Команда в семьдесят человек почти вся была новая, поскольку у него никто не задерживался. Ста рый костяк состоял лишь из не скольких человек, самых нужных и важных на корабле - старшего механика, шеф-повара, рефмеха- ника (бессменного и послушного предсудкома) и начальника ра диостанции. Капитан и судового “дока“ (т. е. доктора) хотел взять из своих прежних кадров, но тот вовремя улизнул на другое судно. Понятно, почему капитан намере вался использовать меня в своих интересах. Он старался, чтобы на всех на судне был какой-нибудь компромат. Статей об увольнении за прогулы и пьянство никто не отменял, это служило средством подчинения и устрашения. Выго воры копились в папке, с их по мощью можно было при общем безмолвии творить беззаконные финансовые дела, продавать топ ливо, урезать в свою пользу культмассовые деньги, обирать провизионки. Второй месяц капитан держал меня в своих “бульдогах“ , чтоб на “законных основаниях“ чинить расследования. Создавалось впе чатление, что функции судового врача состоят только в том, чтобы освидетельствовать пьяные зале ты команды. Ведь шел я на неве домую работу даже с некоторой опаской оплошать: иглодержатель хранил как зеницу ока, бинтов на брал, антибиотиками запасся, ле карствами от малярии. А на судне вместо болезней - сплошная пьянь. КАК КАПИТАН ОБЛАМЫВАЛ СТАРПОМА Все на пьянстве попадались, кроме старпома. Он не попадался, потому что не страдал запоями. Он-то и уличил капитана в нечи стых делах по камбузной части. У старпома с кэпом шла холодная война. Кэп его ловил, а старпом не попадался. У капитана неплохо работали осведомители, однако старпом был неуязвим. И вот однажды утром в День рыбака я был вызван в каюту ка питана, где уже собрался весь комсостав, а перед кэпом на стуле, в стороне от всех, старпом - как подсудимый. Меня просят освиде тельствовать его. Я растерялся: мы ведь со старпомом вместе чаев ничали, парились в сауне, смотре ли видик, говорили “за жизнь“ . Я от освидетельствования отказал ся, вызвав бешенство у капитана. Старпом, однако, сам признался, что принял сто граммов, что его угостили матросы, когда он позд равлял их с праздником. Некстати напомнил и про темные дела на камбузе. Капитан, захлебнув шись, перешел на фальцет. Участь старпома была решена: списание в пассажиры. с е к с , вино и... ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ Почему нужна женщина на ко рабле? Объясняю как врач. С жен щиной на судне этически и эстетически лучше. Меньше мата, больше чистоты. Пыль выметают, а не загоняют в углы, скатерти на столах меняют, а не перевертыва ют обратной стороной, являя “чи стые4 пятна от борща. Есть, однако, капитаны, которые не бе рут женщин принципиально. Та кой попался мне во втором рейсе, из бывших военных. Его выгнали за пьянку в лигачевскую кампа нию, он и пристроился на граждан ке. Тоска и беспросветность господствовали во время всего рей са, общий пьяный загул продол жался по нескольку дней, брань и мат слышались на каждом шагу. Отсюда и происшествия. Один раз в тихую погоду, швар туясь, чуть не налетели на другой корабль. А в другой раз долго не поднимали шлюпку, не видели ее с мостика, как крутило и болтало бедную битых полчаса вместе с по терявшим координацию капита ном. И по судовой трансляции регулярный мат, потому что иначе матросы не могли подняться на ра боту после бурного распития. Женщин на судне - ни одной. “Не на кого глянуть, некого стыдить с я44, - горестно вздыхали в коман де. Секс, психология, алкоголизм в таких ситуациях завязаны в еди ный тугой узел. Кошмары по но чам, аденомы простат, раздраженность и агрессия - неиз бежные последствия долгих рей сов. Алкоголь более или менее заглушает эти беды, но когда уме ренности нет, сваливаешься в дру гую яму - в перепой. Пить нельзя и не пить - туго. Судно, которое идет в тропики из Мурманска, за гружается сухим вином, положен ным именно в медицинских целях. Но вместо того чтобы время от вре мени раздавать по бутылочке каж дому, затаривают каюты по нескольку ящиков разом: пейте, ребята! И за две недели, пока до берутся до тропиков, вино конча ется, а корабль весь так и качает не только от волн. О БЕДНОМ "ДОКЕ" ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО Я чувствовал себя брошенным в пучину океана без науки пла вать. Заваленный инструкциями, наставлениями и приказами, но без подсказки, совета коллег, без живого участия. Странная контора. Коллеги- врачи узнают друг о друге только где-то на африканской широте, по голосам радиотелефона, а вот со браться вместе у начальника ме дицинской службы, разобрать проблемы, высказать наболевшее, послушать коллег посреди мор ских просторов никак не удается. Водоснабжение и гигиена питания, дезинсекция и дератизация, пара зитология и санитарный контроль - все смешивается у новичка-“до к а 4 в голове перед отлетом на суд но. Только за три дня до самолета, когда мне становилось и стыдно, и страшно, что чувствую себя непод готовленным, мне помог случай. Тот самый врач, увильнувший от моего первого капитана-деспота, вдруг оказался со мной в ведомст венном “уазике4 по пути в аптеку. Он гениально подсказал: “Книж ки, книжки собирай44. МЕТАЛЛ и НЕРВЫ Стармех - второй человек на судне. Он и за стол в кают-компа нии садится напротив капитана. Жалко его - спился. Это я понял уже к середине рейса, когда он сидел у меня в каюте, допивая из моей фляжки спирт, и пока все не опустошил, не ушел. Угнетающее снижение интеллекта. Не того, с помощью которого отгадывают кроссворды, а другого, неотъемле мого от понятия интеллигентность, - духовности. Потерялось в нем не что гораздо более тонкое, хрупкое, что заложено в лобных долях, что в первую очередь поражается ал коголем. Такт, воспитанность, уч тивость. На смену им пришли обиды на всех и вся, упреки. Мол, я ни разу не спускался в “маши ну44. Я был там. Действительно, горячий цех, наверное, прохлад ней по сравнению с тем, что дела ется внутри корабля в тропиках. Настоящий ад - к жаре еще присо единяется грохот металла, вибра ция, качка. “Врачи раньше были лучше, - выслушиваю назойливые обвине ния. - Руку отрезанную пришива ли, а сейчас укола сделать боятся44. Я на него не обижаюсь. Стармех помог вызволить старпо ма, уговорил капитана не наказы вать его так жестоко. Да и сам капитан выдохся, когда нес за старпома вахты, самые трудные - с четырех до восьми утра. И даже приглашения его по трансляции на завтрак звучали как-то дико, в от личие от привычных доброжела тельных приветствий старпома. ВЕШАЙСЯ! Отходим от последнего причала к порту отлета. И тут новая беда - никак не могу найти боцмана. От ход, известно, его кровное дело. Оказалось, пьяный спит на баке. И снова капитанский метод - спи сать в пассажиры. Старпом просит меня - нужна помощь. Спускаюсь на нижнюю палубу, в каюту боц мана. Мутные глаза, сиплый голос и мрачный рассказ о разговоре с капитаном. Боцман сказал ему, что если спишет в пассажиры, он повесится. А капитан в ответ: “У меня в трюме места много, от груза освободили - вешайся...4 Я вспо минаю случай на 4Скорой помо щи44, где работал последние годы. Если алкоголик высказывает суи цидные мысли, его нужно опреде лить на лечение в стационар. Одну женщину не довезли - она выпрыг нула из машины на скорости. На смерть. Боцмана нужно спасать. До стаю последнее дефицитное л е карство, колю. Он засыпает, успокаивается, затихает. “Все на стакане44, - сочувствует помогаю щий мне рефмеханик. и СТАРПОМЫ ПЛАЧУТ Намаешься, накружишься за рейс - некогда подумать о себе, о детях. Но наступает время возвра щаться домой - и заберет тоска по семье, по дому. Однако душа ры бака в такое время особенно рани ма. Казалось бы, пустяк - таможня потрошит. Но на пороге родного до ма чиновничья бесцеремонность обижает так, что и самые сенти ментальные мысли о Родине за глушаются, уходят. Но вот все горести рейса поза ди. Радостные лица встречающих, возбуждение, толчея... Передо мной расстроенное, покрасневшее лицо старпома. “Паша, ты пла чешь?44. Ром ан ИГНАТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz