Рыбный Мурман. 1994 г. Март.
12 № 11 (4507) 18 - 24 марта 1994 года Международное сотрудничество • По слухам НАМ ХОТЯТ "ПОДБРОСИТЬ" МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД На беседу руководства Вилленрауфбау“ журнали- областной администрации с сты допущены не были. Од- представителями банка нако по слухам, “Кредитанштальт фюр просочившимся из-за за крытых дверей, среди дру гих предложений зарубеж ных бизнесменов, обсуждалась и возможность строительства в Мурман ской области мусоросжига тельного завода. Что и говорить, “приятное “ пред ложение. Вряд ли оно обра дует жителей Кольского края, и без того перенасы щенного вредными произ водствами. А тут еще вопрос: чей мусор намерены сжигать? Наш или загра ничный? Но, может быть, это только слухи? А если нет, то чем закончилось обсужде ние? Обеспокоенным граж данам и представителям экологического движения рекомендуем наводить справки у заведующего от делом зарубежных связей областной администрации Юрия Лобанова. Именно он активно выпроваживал жур налистов под тем предлогом, что наше присутствие якобы “отвлекает “. Служебный телефон Юрия Ивановича: 5-43-25. Вокруг да около коммерческой тайны - Алексей Алексеевич, а как бы вы от неслись к присутствию журналистов на ва шей деловой беседе с иностранными бизнесменами? - Нормально. Общество имеет право знать, о чем мы тут договариваемся с ино странцами. - А как же коммерческая тайна? - Понятие коммерческой тайны включает в себя обсуждение ноу-хау, денежных воп росов и техническую сторону исполнения. Все остальное секретом не является. - Ну тогда расскажите, чем вызван интерес немецких банкиров к вашей фирме. Ведь представители банка иКредитанштальт фюр Вилленрауфбау" побывали в “Крамдс-цент- ре“ ? - Да, и что касается интереса, то, думаю, он вызван тем, что, во-первых, наша голо вная структура, которая находится в Казах стане, имеет свои счета в “Дойчбанке" и даже является его соучредителем. Но глав ное, наверное, в том, что мы активно рабо таем над рядом перспективных проектов, а немецкие банкиры прислали своих предста вителей для поиска партнеров, с которыми можно было бы реализовывать новые проек ты. Это серьезные визитеры, за ними стоят большие деньта. - Какие предложения обсуждались во время вашей встречи? - Мы предложили им вложить средства в строительство нового современного порта в Мурманской области. Есть идея строитель ства такого порта в Киркенесе. Но наш про ект лучше. И потом: это будет на российской территории, и мурманчане получат дополни тельные рабочие места. - Расположение порта планируется в Лии- нахамари, о чем говорил министр иностран ных дел Андрей Козырев во время своего визита в Мурманск? - Примерно. Но пока уточнять не будем. Здесь как раз начинается коммерческая тайна - ведь вокруг строительства нового порта идет сильная конкуренция. Не скрою только, что представителей немецкого банка очень заинтересовал наш проект. Обсуждалась также возможность реализа ции аналогичного проекта в Калининграде. В систему “Крамдс-центра“ входит пять ты сяч территориальных компаний, таких, как наша, одна из них находится в Калинингра де. Сейчас там решается вопрос о получении землеотвода под строительство порта. Это также вызвало интерес у немецких бизнес менов. - Были ли подписаны какие-то документы? - Нет. Ведь пока приезжали не “акулы “ , а только “разведчики“ , аналитики, задачей которых был сбор необходимой деловой ин формации, зондаж почвы для возможных ин вестиций. Так что я сейчас не могу однозначно сказать, насколько быстро пой дет процесс. - А в чем проблема? - Проблема все в том же - в политической и экономической нестабильности в нашем государстве. - Кого же они боятся? Жириновского? - Они всех боятся. И понять их можно. Год назад, например, у нас был почти под писан договор с иностранными фирмами, в частности норвежскими, о создании совмест ного предприятия в Мурмашах. Так называ емой технологической деревни. А потом последовали известные политические собы тия - и сразу были отложены все проекты. - Но теперь работа по созданию технологи ческой деревни продолжается? - Да, и у нас на сегодня технических про блем нет. Появилась другая - желание нор вежских партнеров немного нас обмануть. Они хотят взять под эту программу в банках Норвегии государственные кредиты, но нам заявляют, что это будет их взнос в уставный фонд. То есть хотят вложить чужие деньги, а приобрести возможно большую долю сво его участия. Этот принципиальный для нас вопрос пока не решен. - Насколько вообще велика степень риска в сотрудничестве с иностранцами? Ведь у них опыт ведения бизнеса несравним Г Г СЕРЬЕЗНЫЙ БИЗНЕС НЕ БОИТСЯ ГЛАСНОСТИ Г Г АЛЕКСЕЙ МУНИН, ПРЕЗИДЕНТ КОРПОРАЦИИ “КРАМДС ЦЕНТР14, КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ I I ,Т|Э1Г1ГИ . V7JV' Г jjv г ' ' ■Sal,* ' ,■ К; . 4 - П’-: • . - с опытом отечественных бишесменов. - Ну, мы тоже не такие уж глупые. Визитеров из-за рубежа в последнее вре мя приезжает все больше. Но, к сожале нию, серьезных бизнесменов среди них мало. Чаще это шарлатаны с пятью дол ларами на банковском счету. - Как же вы их распознаете? - У нас есть своя информационно-раз ведывательная служба. Мы проверяем фирмы по своим каналам. - Но все-таки случаи обмана нередки. Как это удается иноземному дельцу? - Он регистрирует фирму у себя в стране, приезжает к нам и начинает обе щать золотые горы. Составляются контр акты. Если, допустим, это рыбный бизнес, то, к примеру, обещает нашим рыбакам ввести в свою зону нашу плав базу. Забивает в контракт российскому партнеру, что на условиях предоплаты тот должен сдать столько-то трески. Рос сиянин “двигает“ эту треску, а иностра нец тем временем уже продает ее в своей стране. Потом выплачивает из этих денег определенную сумму своим рыбакам, а полученную за это скумбрию или сельдь отдает русской базе. И в результате та кой операции имеет “навар“ как с нашей стороны, так и со своего покупателя, но сам не учасчвусч ни в Л'юычс рмоы, ни в ее переработке. Чистый посредник, но крутит нашими деньгами. Насколько мне известно, таким обра зом поднялись “Джейм-ар“ и “Джей-ти“ - мощные ныне английские фирмы. Много рыбы “уходит“ от наших рыба ков из-за несовершенства измерительно го оборудования. Практически во всех блоках имеется перевес. По крайней ме ре в прежние годы приходилось по кило грамму на каждый блок. При тогдашней цене в 2500 долларов за тонну при пере продаже 1000 тонн рыбы “навар “ за счет перевеса мог составить 2,5 миллиона дол ларов. Нехудо, да? А ведь бартерные опе рации продолжались лет двадцать... Кошмарные деньги! > - Ну вот, а кое-кто утверждает, что Рос сию “растащили" за годы перестройки. - К сожалению, Россию растаскивали всегда. - Сможет ли воспрепятствовать этому Дума, в которую вы баллотируетесь? - Безусловно. Если, конечно, в ней бу дут грамотные, компетентные люди, спо собные создать законы, препятствующие расхищению ресурсов Кольского полу острова. Причем эта работа должна вес тись совместно с администрацией. • Свободная экономическая зона У ПРООН - СВОИ СТАНДАРТЫ, У АДМИНИСТРАЦИИ - СВОИ РЕЗОНЫ К: ак уже сообщалось, в Мурманской области ^впервые побывал эксперт Программы раз вития ООН (ПРООН) Филипп Эльгуайела. Он же является руководителем проекта “Под держка демократии, управления и участия на селения в жизни общества “ . На встрече Ф. Эльгуайелы с руководством администрации области он рассказал, что его программа охватывает 35 стран, в том числе в Восточной Европе и СНГ. Когда в Нью-Йорке готовилась поездка в Москву, решено было посе тить один из российских регионов, с тем чтобы в дальнейшем попробовать развить деятельность ПРООН на региональном уровне. В частности, остановили выбор на Мурманской области. Ф. Эльгуайела заметил, что процесс установ ления демократии носит длительный характер и нуждается в сильной административной власти, а также в хороших каналах взаимодействия меж ду администрацией и населением. Поэтому, сре ди прочего, его программа предусматривает создание потенциала для структур, которые за нимаются аудиторством и контролем за расходо ванием бюджетных финансовых средств. В качестве важных пунктов программы предлага ется также помощь в организации технических экспертиз и предоставления технологий. Гаран тируется объективность, беспристрастность, вы годные условия оплаты. Гость, однако, сразу же подчеркнул, что “ре сурсы “ его ограничены. То есть имеется мандат, поручение стран - членов программы развития ООН - заниматься Мурманской областью, но не выделено никаких дополнительных ресурсов. Бо лее 80% средств, выделяемых для помощи сла боразвитым государствам, уходит в те страны, где среднегодовой доход на душу населения не превышает 750 долларов. Но, по мнению Ф. Эльгуайелы, можно найти нетрадиционные пути финансирования проектов в рамках его программы. Если будут приняты] какие-то конкретные предложения, после их раз работки ПРООН обратится за финансовой под держкой к странам-донорам, прежде всего к Скандинавским странам, Канаде, Нидерландам и США. Некоторые затраты могут быть также возмещены частными фирмами. 'лава областной администрации Евгений Комаров предложил Ф. Эльгуайеле при нять участие в создании в Мурманской области свободной экономической зоны, подобной той, что была создана в Находке. Осторожный экс перт ООН заметил в ответ, что прислать ко манду для разработки проекта можно достаточно быстро, однако необходимо знать, какие уже есть наработки, какова законода тельная база. В конце концов Мурманск - это не Аден, здесь огромный порт, высококвалифи цированные кадры в различных областях. Глава администрации объяснил, что в России вообще нет законодательства для открытия сво бодной экономической зоны. Законы возникают при подготовке документов о создании свободной экономической зоны в отдельном регионе. То есть, другими словами, по пунктам: разрешается а, б, в и т. д. Это делается на федеральном уровне, но разрабатывается законодательство на месте, на основе предложений администрации. Евгений Комаров подчеркнул, что свободная зона будет охватывать не только город и порт, но и всю область. Предполагается широко использовать недра для привлечения иностранных инвестиций. Словом, проект имеется, но необходимо подгото вить его правовое обоснование. - В мире существует немного примеров такой интегрированности, - ответствовал осторожный Ф. Эльгуайела. - Ясно, что вам придется прове сти анализ с экспертами разных сфер. И для разработки такого законодательного комплекса потребуется не менее года. Однако глава администрации выразил убеж дение, что наработок по проекту свободной эко номической зоны имеется достаточно, так что процесс законотворчества можно будет сокра тить, тем более что договоренность с правитель ством имеется. В ближайшее время “будет либо подписан указ Президента о предоставлении об ласти льгот, либо это будет определено договором между федеральным правительством и админи страцией области “ . - Мы готовы рассмотреть вашу идею по воз вращении в Нью-Йорк, - ответил г-н Эльгуайе ла. Так был подписан еще один меморандум - документ, содержащий общие положения о стремлении сторон к взаимодействию. Страницу подготовила Татьяна КОЖУХОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz