Рыбный Мурман. 1994 г. Март.
Жизнь и море оооооос № 11 (4507) 18 - 24 марта 1994 года почетный акад ем и к На свете есть жизнь и море, говорят умудренные опытом мореходы. А Владимир Евгеньевич Ольховский до бавляет: “И Арктика Здесь застала его война, когда он - студент Ленинградского гидрографи ческого института Главсевморпути был на практике. Институт эвакуи ровали в Красноярск. Здесь Ольхов ский в 1942 году получил диплом штурмана, инженера-гидрографа. И вернулся в Арктику. Работал штурманом на гидрографи ческих судах “Профессор Визе“, “Вест“. Руководил гидрографическим отрядом Тиксинской гидробазы. Он прошел тысячи тяжелых миль аркти ческих широт от Баренцева моря до Берингова пролива, изучил Арктику досконально. За успешное выполне ние арктических военных навигаций по Северному морскому пути В. Е. Ольховский был награжден орденом Красной Звезды и знаком “Почетный полярник Немногие знают Арктику лучше, чем Владимир Евгеньевич. К его опы ту сейчас нередко обращаются исто рики. Один из них, О. Аюпов, пишет: “Профессор кафедры судовождения Мурманской рыбопромысловой акаде мии Владимир Евгеньевич Ольхов ский вспоминает, что в конце лета 1939 года, в бытность свою штурман ским учеником на сухогрузе “Ста линград “, он видел на рейде у Росты два немецких судна, которые вызыва ли любопытство у наших моряков. Дело в том, что, по свидетельству не многих очевидцев, на борту судов имелось вооружение и экипаж был сугубо военным. Находились они в Мурманске довольно долго, периоди чески выходя в море и вновь возвра щаясь “. Немецкий военный историк Фрид рих Руге в книге “Война на море. 1939 - 1945“ пишет: “... германский военно-морской флот уже пользовал ся тайными базами снабжения в Ис пании, на Канарских островах и в бухте западнее Мурманска “. Так что же это была за бухта? Когда я поинтересовался у профес сора Ольховского, какую бухту могли предложить немцам, кроме Кольского залива, он, подумав, ответил: - Вероятно, Териберку или одну из бухт в районе Мотовского залива. Так оно и было. Как утверждает датский историк Р. Стеенсен, снача ла немцам действительно предложи ли Териберку, но те отказались. Видимо, далековата была от театра военных действий, да и местность до вольно глухая, трудно организовать охрану и оборону базы. Тогда предло жили использовать в качестве базы Западную Лицу - бухту у Мотовского залива западнее Мурманска, куда мог заходить любой крупнотоннаж ный корабль, а саму бухту легко пе рекрыть боковым за граждением“. В 1946-м расстался с Арктикой В. Е. Ольховский: был откомандиро ван в аспирантуру кафедры корабле вождения арктического морского училища Главсевморпути имени ад мирала Макарова (так был переиме нован его родной вуз, позже ЛВИМУ, а теперь Морская академия). В 1950 году в МГУ он защищает диссерта цию на звание кандидата географи ческих наук, ему присваивается звание доцента. Творческий труд, творческая воля - вот отличительные черты Владимира Ольховского. Всю свою жизнь он упорно накапливал фундаментальный и разнообразный запас знаний в об ласти гидрографии, навигации, ради онавигации, промысловой навигации. Еще работая в “Макаровке“, в изда тельствах Главсевморпути, “Морской транспорт“, в “Ученых записках“ училища, публикует несколько своих работ. В “Очерке истории развития мор ской лоции “, созданном в 1952 году, Владимир Евгеньевич по отзыву на чальника училища имени Макарова, в котором начал свою педагогическую деятельность, В. Кошкина “выявил приоритет русских ученых в области кораблестроения и работе по истории развития лоции и кораблестроения в России “. И в этом же году доцент Ольхов ский переезжает в Мурманск. Для коренного петербуржца, подчеркиваю это, оставить надолго этот самый одухотворенный русский город - ре шение далеко не простое. А как его не хотели отпускать из Ленинграда! Сохранилась записка профессора, доктора наук, заведующего кафедрой кораблевождения училища А. П. Ющенко: “Не считая возможном препятствие В. Е. Ольховскому в пе- завкафедрой судовождения, первый декан основанного им судоводитель ского факультета впервые на рыбац ком судне пошел в море дублером капитана на траулере “Стрелок “. Затем было множество других судов. Он регулярно выходил в море и один, и вместе с курсантами, даже когда был проректорохМ МВИМУ, - с 1956 по 1980 год, выходил, пока выпуска ли врачи. Отлично знающий Арктику, он до сконально изучил работу промысло виков Мурмана и пришел к выводу: настоящий моряк - это человек, обла дающий сплавом опыта и знаний. Прежде всего по навигации промыс ла. Уже в 1954 году в издательстве “Водный транспорт“ выходит книга В. Е. Ольховского “Океанография на службе современного судовождения “, реходе на более ответственную долж ность, где он сможет лучше проявить свои блестящие организаторские спо собности, педагогический талант и творческое дарование, я в то же вре мя искренне буду сожалеть о потере помощника и соратника по работе, даже не мечтая найти равноценного ему заместителя “. Сохранился его давний рапорт на имя начальника МВМУ инженера капитана 1-го ран га Н. П. Раевского: “26-го я прибыл в Мурманск и приступил к исполне нию своих обязанностей. 27 августа 1952 года“. С тех пор его жизнь связана с этим мурманским вузом - МВМУ - МВИМУ - МГАРФ. Как сам он гово рит, единственная его заслуга в том, что никогда свой вуз не предавал. Но все, кто его близко знает, скажут оп ределенно: в нем говорит исключи тельная скромность. Это свойство больше всего характеризует Влади мира Евгеньевича - ученого, педаго га, кавалера трех орденов, заслуженного работника культуры РСФСР, человека, к мнению которо го прислушиваются в высшей море ходке уже 43 года. Итак, 1952 год... На траулерах и сейнерах работали тогда капитанами люди с громадным жизненным опы том, в основном выходцы из смелой поморской породы. Десятилетия дол жны были они проходить на своих су денышках, прежде чем получить право стоять на капитанском мости ке. И рыбу брали, исходя из опыта и собственной интуиции. И никаких тебе высших образований. Чтобы научить молодых людей ры бацкой науке, надо было стать само му хорошим промысловиком. И через два года еще одна - “Опре деление места судна при по мощи радиотехнических средств “. И, наконец, учебник “Навигация и промысловая навигация “ - фунда ментальный труд, сделавший Ольхов ского необычайно популярным среди рыбаков. В нем идет речь о приеме ведения счисления пути судна, мето дах определения его места по визу альным наблюдениям навигационных ориентиров при помощи радиотехни ческих и гидроакустических средств с учетом специфических условий про мысла. В книге подробно говорится о маневрировании судна с орудиями лова и практических способах реше ния задач промыслового маневрирова ния. Еще в 70-х годах, когда жизнь по ставила вопрос об автоматизации процессов тралового кошелькового ло ва, Ольховский совместно со своими коллегами выпускает книгу “Автома тизация промыслового судовождения и тактическое управление промыс лом “. Насколько полно будут решены эти задачи, размышляет ученый, на столько удачливым будет и промысел. Книга вызвала интерес и за рубежом. Ее издали в США. Во французской печати появилась статья, автор кото рой порекомендовал издать этот труд в двух вариантах: с комментариями - для рыбаков, и без оных. В КНР из дана монография “Определение места судна с помощью радиотехни ческих средств“. В конце 80-х годов автоматизация процессов лова становится одним из главных направлений научно-техни- ческого процесса в работе рыбаков. И первыми, надо сказать, это поняли в Мурманске благодаря изданию в 1981 году книги авторского коллектива под руководством В. Е. Ольховского - “Математическое обеспечение авто матизации тралового и кошелькового флота “. Много потрудился в своей жизни Владимир Евгеньевич, отдав науке лучшие свои годы. Коллеги считают его научную судьбу удавшейся. Про фессором на кафедре судовождения он стал, к примеру, когда был канди датом географических наук. Да важ ны ли звания, когда есть колоссальное общественное призна ние, когда есть наука, ученики, дело, которому служит всю жизнь! В. Е. Ольховским была создана на учная школа, отражающая проблемы промысловой навигации маневрирова ния судов с орудиями лова, автомати зацией этого процесса. В этой области защитили кандидатские диссертации В. С. Суднин, В. Н. Меньшиков, А. В. Соколов, А. А. Соловьев и многие другие. - Приятно, что костяк родной ка федры сейчас составляют выпускники нашего вуза. Меня радует, что мой аспирант В. Н. Меньшиков, в послед нее время заведовавший кафедрой, в настоящее время работает над док торской диссертацией, - говорит про фессор. - К сожалению, сейчас мы испытываем немалые трудности: мно гие талантливые выпускники уходят из академии, так как не всякого уст раивает его зарплата здесь. Но все- таки надо надеяться, что наступят лучшие времена и на нашу кафедру придет способная молодежь. Я же, как и другие ветераны акаде мии, стараюсь внести максимально возможный вклад в подготовку нашей научной смены. Обаятельный человек, блестящий собеседник, Владимир Евгеньевич - интеллигент самой высокой пробы, общение с которым облагораживает людей, тем более молодых, его учени ков. Мало кто знает, что его отец, Ев гений Григорьевич Ольховский, долгие годы был солистом Мариинско го оперного театра, заведовал кафед рой в Петербургской консерватории, был профессором, заслуженным арти стом РСФСР. У Ольховского есть сын и дочь. Вла димир 15 лет ходил в море электроме хаником первого разряда на судах “Севрыбхолодфлота“. Марина - ин женер Петербургского института “Гипрорыбфлот“. У него чудесная жена Надежда Степановна, которая, к сожалению, в последнее время при баливает. Поздравляя Владимира Ев геньевича с его почтенным юбилеем, желаю ему и его семье доброго здо ровья. Закончить этот материал мне хочется словами ректора академии профессора А. П. Гальянова, которые он сказал на заседании последнего ректората: “Наверное, нет более ав торитетного профессора в нашей ака демии. Вся его жизнь была посвящена науке и ученикам - курсантам, сту дентам, аспирантам, - воспитанию из них не только квалифицированных специалистов, но и достойных, высо кообразованных и интеллигентных людей. Его лекции проходят на самом высоком научном и методическом уровне. В. Е. Ольховский - наш акса кал, к мудрости которого мы не мо жем не прислушиваться. Несмотря на возраст, профессор бодр, и пожелаем ему здоровья в его 75-летний юбилей 21 марта. Это и наш праздник! “. В сентябре 1993 года профессору В. Е. Ольховскому присвоено звание “Почетный академик Академии транспорта России “. Валерий ЗАСУХИН, член Союза журналистов России. Фото Станислава ГОРСКОГО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz