Рыбный Мурман. 1994 г. Март.

Жизнь и море оооооос № 11 (4507) 18 - 24 марта 1994 года почетный акад ем и к На свете есть жизнь и море, говорят умудренные опытом мореходы. А Владимир Евгеньевич Ольховский до­ бавляет: “И Арктика Здесь застала его война, когда он - студент Ленинградского гидрографи­ ческого института Главсевморпути был на практике. Институт эвакуи­ ровали в Красноярск. Здесь Ольхов­ ский в 1942 году получил диплом штурмана, инженера-гидрографа. И вернулся в Арктику. Работал штурманом на гидрографи­ ческих судах “Профессор Визе“, “Вест“. Руководил гидрографическим отрядом Тиксинской гидробазы. Он прошел тысячи тяжелых миль аркти­ ческих широт от Баренцева моря до Берингова пролива, изучил Арктику досконально. За успешное выполне­ ние арктических военных навигаций по Северному морскому пути В. Е. Ольховский был награжден орденом Красной Звезды и знаком “Почетный полярник Немногие знают Арктику лучше, чем Владимир Евгеньевич. К его опы­ ту сейчас нередко обращаются исто­ рики. Один из них, О. Аюпов, пишет: “Профессор кафедры судовождения Мурманской рыбопромысловой акаде­ мии Владимир Евгеньевич Ольхов­ ский вспоминает, что в конце лета 1939 года, в бытность свою штурман­ ским учеником на сухогрузе “Ста­ линград “, он видел на рейде у Росты два немецких судна, которые вызыва­ ли любопытство у наших моряков. Дело в том, что, по свидетельству не­ многих очевидцев, на борту судов имелось вооружение и экипаж был сугубо военным. Находились они в Мурманске довольно долго, периоди­ чески выходя в море и вновь возвра­ щаясь “. Немецкий военный историк Фрид­ рих Руге в книге “Война на море. 1939 - 1945“ пишет: “... германский военно-морской флот уже пользовал­ ся тайными базами снабжения в Ис­ пании, на Канарских островах и в бухте западнее Мурманска “. Так что же это была за бухта? Когда я поинтересовался у профес­ сора Ольховского, какую бухту могли предложить немцам, кроме Кольского залива, он, подумав, ответил: - Вероятно, Териберку или одну из бухт в районе Мотовского залива. Так оно и было. Как утверждает датский историк Р. Стеенсен, снача­ ла немцам действительно предложи­ ли Териберку, но те отказались. Видимо, далековата была от театра военных действий, да и местность до­ вольно глухая, трудно организовать охрану и оборону базы. Тогда предло­ жили использовать в качестве базы Западную Лицу - бухту у Мотовского залива западнее Мурманска, куда мог заходить любой крупнотоннаж­ ный корабль, а саму бухту легко пе­ рекрыть боковым за граждением“. В 1946-м расстался с Арктикой В. Е. Ольховский: был откомандиро­ ван в аспирантуру кафедры корабле­ вождения арктического морского училища Главсевморпути имени ад­ мирала Макарова (так был переиме­ нован его родной вуз, позже ЛВИМУ, а теперь Морская академия). В 1950 году в МГУ он защищает диссерта­ цию на звание кандидата географи­ ческих наук, ему присваивается звание доцента. Творческий труд, творческая воля - вот отличительные черты Владимира Ольховского. Всю свою жизнь он упорно накапливал фундаментальный и разнообразный запас знаний в об­ ласти гидрографии, навигации, ради­ онавигации, промысловой навигации. Еще работая в “Макаровке“, в изда­ тельствах Главсевморпути, “Морской транспорт“, в “Ученых записках“ училища, публикует несколько своих работ. В “Очерке истории развития мор­ ской лоции “, созданном в 1952 году, Владимир Евгеньевич по отзыву на­ чальника училища имени Макарова, в котором начал свою педагогическую деятельность, В. Кошкина “выявил приоритет русских ученых в области кораблестроения и работе по истории развития лоции и кораблестроения в России “. И в этом же году доцент Ольхов­ ский переезжает в Мурманск. Для коренного петербуржца, подчеркиваю это, оставить надолго этот самый одухотворенный русский город - ре­ шение далеко не простое. А как его не хотели отпускать из Ленинграда! Сохранилась записка профессора, доктора наук, заведующего кафедрой кораблевождения училища А. П. Ющенко: “Не считая возможном препятствие В. Е. Ольховскому в пе- завкафедрой судовождения, первый декан основанного им судоводитель­ ского факультета впервые на рыбац­ ком судне пошел в море дублером капитана на траулере “Стрелок “. Затем было множество других судов. Он регулярно выходил в море и один, и вместе с курсантами, даже когда был проректорохМ МВИМУ, - с 1956 по 1980 год, выходил, пока выпуска­ ли врачи. Отлично знающий Арктику, он до­ сконально изучил работу промысло­ виков Мурмана и пришел к выводу: настоящий моряк - это человек, обла­ дающий сплавом опыта и знаний. Прежде всего по навигации промыс­ ла. Уже в 1954 году в издательстве “Водный транспорт“ выходит книга В. Е. Ольховского “Океанография на службе современного судовождения “, реходе на более ответственную долж­ ность, где он сможет лучше проявить свои блестящие организаторские спо­ собности, педагогический талант и творческое дарование, я в то же вре­ мя искренне буду сожалеть о потере помощника и соратника по работе, даже не мечтая найти равноценного ему заместителя “. Сохранился его давний рапорт на имя начальника МВМУ инженера капитана 1-го ран­ га Н. П. Раевского: “26-го я прибыл в Мурманск и приступил к исполне­ нию своих обязанностей. 27 августа 1952 года“. С тех пор его жизнь связана с этим мурманским вузом - МВМУ - МВИМУ - МГАРФ. Как сам он гово­ рит, единственная его заслуга в том, что никогда свой вуз не предавал. Но все, кто его близко знает, скажут оп­ ределенно: в нем говорит исключи­ тельная скромность. Это свойство больше всего характеризует Влади­ мира Евгеньевича - ученого, педаго­ га, кавалера трех орденов, заслуженного работника культуры РСФСР, человека, к мнению которо­ го прислушиваются в высшей море­ ходке уже 43 года. Итак, 1952 год... На траулерах и сейнерах работали тогда капитанами люди с громадным жизненным опы­ том, в основном выходцы из смелой поморской породы. Десятилетия дол­ жны были они проходить на своих су­ денышках, прежде чем получить право стоять на капитанском мости­ ке. И рыбу брали, исходя из опыта и собственной интуиции. И никаких тебе высших образований. Чтобы научить молодых людей ры­ бацкой науке, надо было стать само­ му хорошим промысловиком. И через два года еще одна - “Опре­ деление места судна при по­ мощи радиотехнических средств “. И, наконец, учебник “Навигация и промысловая навигация “ - фунда­ ментальный труд, сделавший Ольхов­ ского необычайно популярным среди рыбаков. В нем идет речь о приеме ведения счисления пути судна, мето­ дах определения его места по визу­ альным наблюдениям навигационных ориентиров при помощи радиотехни­ ческих и гидроакустических средств с учетом специфических условий про­ мысла. В книге подробно говорится о маневрировании судна с орудиями лова и практических способах реше­ ния задач промыслового маневрирова­ ния. Еще в 70-х годах, когда жизнь по­ ставила вопрос об автоматизации процессов тралового кошелькового ло­ ва, Ольховский совместно со своими коллегами выпускает книгу “Автома­ тизация промыслового судовождения и тактическое управление промыс­ лом “. Насколько полно будут решены эти задачи, размышляет ученый, на­ столько удачливым будет и промысел. Книга вызвала интерес и за рубежом. Ее издали в США. Во французской печати появилась статья, автор кото­ рой порекомендовал издать этот труд в двух вариантах: с комментариями - для рыбаков, и без оных. В КНР из­ дана монография “Определение места судна с помощью радиотехни­ ческих средств“. В конце 80-х годов автоматизация процессов лова становится одним из главных направлений научно-техни- ческого процесса в работе рыбаков. И первыми, надо сказать, это поняли в Мурманске благодаря изданию в 1981 году книги авторского коллектива под руководством В. Е. Ольховского - “Математическое обеспечение авто­ матизации тралового и кошелькового флота “. Много потрудился в своей жизни Владимир Евгеньевич, отдав науке лучшие свои годы. Коллеги считают его научную судьбу удавшейся. Про­ фессором на кафедре судовождения он стал, к примеру, когда был канди­ датом географических наук. Да важ­ ны ли звания, когда есть колоссальное общественное призна­ ние, когда есть наука, ученики, дело, которому служит всю жизнь! В. Е. Ольховским была создана на­ учная школа, отражающая проблемы промысловой навигации маневрирова­ ния судов с орудиями лова, автомати­ зацией этого процесса. В этой области защитили кандидатские диссертации В. С. Суднин, В. Н. Меньшиков, А. В. Соколов, А. А. Соловьев и многие другие. - Приятно, что костяк родной ка­ федры сейчас составляют выпускники нашего вуза. Меня радует, что мой аспирант В. Н. Меньшиков, в послед­ нее время заведовавший кафедрой, в настоящее время работает над док­ торской диссертацией, - говорит про­ фессор. - К сожалению, сейчас мы испытываем немалые трудности: мно­ гие талантливые выпускники уходят из академии, так как не всякого уст­ раивает его зарплата здесь. Но все- таки надо надеяться, что наступят лучшие времена и на нашу кафедру придет способная молодежь. Я же, как и другие ветераны акаде­ мии, стараюсь внести максимально возможный вклад в подготовку нашей научной смены. Обаятельный человек, блестящий собеседник, Владимир Евгеньевич - интеллигент самой высокой пробы, общение с которым облагораживает людей, тем более молодых, его учени­ ков. Мало кто знает, что его отец, Ев­ гений Григорьевич Ольховский, долгие годы был солистом Мариинско­ го оперного театра, заведовал кафед­ рой в Петербургской консерватории, был профессором, заслуженным арти­ стом РСФСР. У Ольховского есть сын и дочь. Вла­ димир 15 лет ходил в море электроме­ хаником первого разряда на судах “Севрыбхолодфлота“. Марина - ин­ женер Петербургского института “Гипрорыбфлот“. У него чудесная жена Надежда Степановна, которая, к сожалению, в последнее время при­ баливает. Поздравляя Владимира Ев­ геньевича с его почтенным юбилеем, желаю ему и его семье доброго здо­ ровья. Закончить этот материал мне хочется словами ректора академии профессора А. П. Гальянова, которые он сказал на заседании последнего ректората: “Наверное, нет более ав­ торитетного профессора в нашей ака­ демии. Вся его жизнь была посвящена науке и ученикам - курсантам, сту­ дентам, аспирантам, - воспитанию из них не только квалифицированных специалистов, но и достойных, высо­ кообразованных и интеллигентных людей. Его лекции проходят на самом высоком научном и методическом уровне. В. Е. Ольховский - наш акса­ кал, к мудрости которого мы не мо­ жем не прислушиваться. Несмотря на возраст, профессор бодр, и пожелаем ему здоровья в его 75-летний юбилей 21 марта. Это и наш праздник! “. В сентябре 1993 года профессору В. Е. Ольховскому присвоено звание “Почетный академик Академии транспорта России “. Валерий ЗАСУХИН, член Союза журналистов России. Фото Станислава ГОРСКОГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz