Рыбный Мурман. 1994 г. Март.

№ 11 (4507) 18 - 24 марта 1994 года Кошелёк и жизнь • Точка зрения МАЛЕНЬКИЙ - РАСТИ, БОЛЬШОЙ - ОБОЖДИ, ПРЕДЛАГАЕТ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА В начале этого года вступил в действие Указ Президента Рос­ сии “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоот­ ношениях бюджетов различных уровней Согласно указу, повы­ шены ставки налогов на прибыль и на имущество предприятий. Теперь налог на прибыль увели­ чивается до 38 процентов для предприятий и до 43-х - для бан­ ков и страховых организаций. То есть последние поставлены до­ кументом в общий ряд с другими предприятиями. Однако, повы­ шая налоговые ставки, Прези­ дент расширил и список органи­ заций, которые этим налогом об­ лагаться не будут совсем. Тем же постановлением он открыл “зе ­ леную улицу “ малым предприя­ тиям, существенно увеличивая их льготы при налогообложении. Несмотря на то, что своим указом Президент еще больше усилил налоговый пресс, я счи­ таю, что это движение вперед, потому что теперь все поставле­ ны в равные условия, даже бан­ ки. Они будут платить налог с превышения заработной платы, чего раньше не делали. А Сбер­ банк и вовсе держался особняком - он не был плательщиком нало­ гов. При этом ежемесячно повы­ шал кредитные ставки и имел до­ статочно высокий доход. Второй важный шаг, на мой взгляд, - это льготы, предостав­ ленные малому бизнесу на четы­ ре года. Теперь в течение первых двух лет малые предприятия во­ обще не платят налог на при­ быль, а последующие два - лишь часть от основной ставки. Мы идем по пути Запада. Там, по оценкам специалистов, более пя­ тидесяти процентов валовой на­ циональной продукции страна имеет от малого и среднего биз­ неса. То есть чем больше льгот имеют малые предприятия по сравнению с большими фирмами и концернами, тем больше у них шансов выжить и быть конкурен­ тоспособными. Но существующая у нас ситу­ ация, когда производителю, осо­ бенно крупному, невыгодно про­ изводить, осталась. И даже уже­ сточилась. Возникает вопрос: не уничтожит ли последний указ тех, кто еще что-то делает? Налогообложение действи­ тельно ужесточилось. Это связа­ но с общей финансовой полити­ кой государства. И выжить будет тяжело. Но появилось много льгот. Кроме малых предприя­ тий, увеличились льготы по со­ циально значимым объектам и для тех, кто производит. Произ­ водить все равно будут. Да, се­ годня среди банкротов семьдесят процентов - крупные предприя­ тия. Видимо, им придется пере­ ориентировать свою деятель­ ность на малый бизнес. При этом суметь создать четко отлажен­ ные внутренние структуры, про­ изводящие конкурентоспособ­ ный товар. Введены дополнительные льготы по налогу на добавлен­ ную стоимость, под видом одной из составляющих этого налога введен налог на финансовую поддержку. Налоговая инспекция сегодня имеет право предоставлять от­ срочки в уплате штрафов, то есть дать послабление тем, кто ока­ зался в трудных финансовых ус­ ловиях. А как теперь будут склады­ ваться отношения между мест­ ными и республиканскими бюд­ жетами? Российский бюджет ут­ вердил себе строго определенные ставки. А право устанавливать предельные Президент дал мес­ тным властям. Они сами должны решать, увеличивать те или иные налоги, дать послабление предприятию, которое оказалось в сложном финансовом положе­ нии, или нет. То есть вопрос кон­ кретного экономического выжи­ вания Президент отдал на откуп местным властям. Иван СМУРАГА, ЭКОНОМИСТ. • Зубы на полку? ЦЕНЫ ПЛЯШУТ, ЦЕНЫ СКАЧУТ... Ситуация на потребительском рынке области определяет продолжающийся рост цен на про­ дукты питания и непродовольственные товары. Индекс цен на продовольственные товары, ко­ торый особенно интересует всех, в феврале со­ ставил 116,7 процента, а по сравнению с соот­ ветствующим периодом прошлого года он вырос в 7,1 раза. Причем цены на продукты питания росли опережающими темпами. По результатам еженедельного наблюдения в г. Мурманске за период с 1 по 28 февраля из 48 зарегистрированных продуктов питания под­ орожало 37 (77,1%) наименований. (Справоч­ но: в настоящее время еженедельно наблюдает­ ся 57 основных продовольственных товаров.) В Мурманске зарегистрирован значительный рост цен на томат-пюре и пасту (на 87 ,3% ), яблоки (на 76 ,5% ), хлеб пшеничный из муки 1 и 2 сортов (на 72,2% ), детские фруктовые кон­ сервы (на 33 ,3% ), сыр твердый (на 33% ). На 2 1 - 2 6 процентов подорожали консервы рыбные в масле и томатном соусе, сыр плавленный, сто­ ловый маргарин, мука пшеничная высшего сор­ та, морковь, чай черный. От 10 до 19 процентов выросли цены на свинину, мороженую рыбу, растительное масло, хлеб ржано-пшеничный, сельди, рис, вермишель, майонез, печенье, свеклу, капусту. В Мурманске в феврале существенно подоро­ жала водка - на 33,2 процента. За наблюдаемый период на рынке г. Мурман­ ска цены на продукты питания в основном не изменились. По-прежнему цена свинины оста­ лась 12000, картофеля - 800, репчатого лука - 1500, моркови - 2000 рублей. Выросли цены на капусту и яблоки соответственно с 1200 до 1800 и с 1500 до 2000 рублей за килограмм. Дифференциация цен на основные продукты питания по городам Северного района (на 28 февраля) характеризуется следующими дан­ ными: Наименование Говядина Мясо птицы Колбаса вар. 1 сорт Масло сливочное Масло растительное Молоко 1,5-3,5% жирн. Сметана Сыр твердый Яйца куриные Картофель Капуста свежая Лук репчатый Морковь Яблоки Мурманск 2750 2500 4700 3900 1900 800 2788 6650 1250 750 1000 1300 1000 1500 Архангельск 3025 3400 5300 4400 1700 538 2500 7250 1046 642 900 1560 695 1000 Вологда Петрозаводск Сыктывкар 3267 2892 2760 2550 2863 3030 4340 4215 4140 4671 5060 2870 1409 1520 2196 392 729 497 1572 3051 2042 5400 5833 5500 1014 1110 1169 283 504 325 700 - 1100 1005 - 567 701 604 950 925 900 Анализируя ситуацию на потребительском рынке по городам Северного района, можно сказать, что лидерство по уровню цен на ряд основных продуктов питания принадлежит Мурманску и Архангельску. Однако если раньше в г. Мурманске были дороже, чем в дру­ гих городах, говядина, мясо птицы, колбаса ва­ реная 1 сорта, сметана, творог, картофель, то по состоянию на 28 февраля дороже - молоко, яйца куриные, картофель, морковь, яблоки, капуста свежая, а остальные товары, приве­ денные в таблице, дешевле. Разрыв в ценах на продукты питания между минимальной и мак­ симальной ценой составил: на колбасу вареную - 1,3 раза, мясо птицы - 1,4 раза, масло расти­ тельное - 1,6 раза, сметану - 1,9 раза, карто­ фель - 2,7 раза. Трудно сказать, как вырастут цены в этом году, факторов, влияющих на их уровень, мно­ го. Весьма ощутимое воздействие на цены про­ довольствия в первую очередь окажут цены на энергоносители, а они, вероятно, еще не раз изменятся в течение года. К удорожанию про­ довольствия ведет и изменение курса рубля. Так что “светлых перспектив “ не предвидится. Светлана ПОВЕРИЧЕВА, экономист отдела статистики цен управления ста­ тистики. • Хруст “капусты“ РЫБНЫЙ ПРИЛАВОК К сожалению, говорить о том, что цены на продукты питания имеют тенденцию хотя бы к ка ­ кой-либо стабилизации, не при­ ходится. Каждый из нас ежене­ дельно видит, как они пусть и не так круто, но упорно лезут вверх. Не отстают от остальных и цены на рыбную продукцию. Внима­ тельный читатель, регулярно знакомящийся с ними, конечно, замечает это. На этой неделе рыба и про­ дукция из нее в фирменном рыб­ ном магазине “Нептун “ шли по следующим ценам: треска потр. б / г мор. 1 кг - 3200 руб.; филе трески 1 кг - 7600 руб.; камбала охл. 1 кг - 3500 руб.: семга мор. с / г I кг - 1бб00 руб.; фарш рыбн. 1 кг - 1800 руб.; скумбрия б / г спецпосола 1 б. 1300 г - 5000 пуб.: скумбрия б/ г х /к 1 кг - 4500 руб.; скумбрия атл. б / г провесная 1 кг - 5250 руб.: сельдь атл. жирн. х /к 1 кг - 3600 руб.; шпроты в м. 1 б. 160 г - 1800 руб.; лосось нат. 1 б. 240 г - 1950 руб.; филе сельди бланш. в м. 1 б. 230 г - 980 руб.; скумбрия атл. нат. 1 б. 160 г - 1100 руб.; паштет шпротный 1 б. 160 г - 650 руб.; ставрида филе кус. х /к 1 уп. 250 г - 2400 руб.; палтус в нар. х / к 1 уп. 200 г - 6360 руб.: севрюга г /к 1 кг - 38000 руб. • Живут же люди! В РЫНОК С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ Сейчас нет предприятий, где бы не раздавался стон: снижение производства, финансовая несо­ стоятельность, безработица. Тем интереснее было прочитать в га­ зете “Волна “ информацию о пти­ цефабрике “Сольвычегодская“ , которой, даже и поверить трудно, совершенно не коснулись сегод­ няшние экономические неуряди­ цы. Объемы производства птице­ водам удалось сохранить на уров­ не прошлых лет, а яйценосность кур даже повысить. Выдержива­ ется рентабельность, обеспечива­ ющая экономическую неуязви­ мость фабрики. А объясняется все просто: коллектив хорошо подго­ товился к работе в условиях рын­ ка. Сотрудничая с котласскими и коряжемскими магазинами, пред­ приятие стало и их соперником, открыв десять торговых точек. Мясо и яйца стоят здесь процентов на 30 дешевле. В фирменных магазинах фаб­ рики всегда есть в продаже майо­ нез и маргарин. А получают эту продукцию в обмен на яичный по­ рошок, который стали выпускать. Средств, которые зарабатыва­ ет “Сольвычегодская“ , вполне хватает, чтобы поддерживать вы­ сокий уровень зарплаты и разви­ вать производство. И, самое глав­ ное, ни один человек не выставлен за ворота фабрики. Люди здесь уверены в своем будущем. • Знай наших ДОЛЛАР, ОН И В АРХАНГЕЛЬСКЕ ДОЛЛАР Наверное, еще не все журна­ листы знают о премии, которую учредил Фонд американского мецената и миллионера Дж. Со­ роса, “Школа парламентской журналистики “ . И вот совер­ шенно неожиданно в редакцию областной газеты “Волна “ при­ шла телеграмма из Москвы, со­ общающая, что лауреатами пре­ мии стали корреспонденты Олег Борисов и Юрий Антрушин. Ма­ териалы на конкурс ни они, ни / редакция не отправляли, вероят­ но, дирекция Фонда, просматри­ вая местные издания, обратила внимание на “Волну “ . Говорят, размер премии 1000 долларов. Счастливые лауреаты “выкатили “ своим коллегам шампанское. Эрнст ЗЕЛЕНИН, наш собкор. г. А р х а н г е л ь с к . Рисунки Валерия ТАРАСЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz