Рыбный Мурман. 1994 г. Март.

4 № 11 (4507) 18 - 24 марта 1994 года ОС Морское образование Е ще тогда , когда в России занимались подготовкой кадров, а не развитием лично­ стей, сложилась отраслевая сис­ тема профессионального образования. Отрасли и ведом­ ства должны были готовить для себя специалистов различных уровней квалификации. Но ф и ­ нансирование осуществлялось и осуществляется из государст­ венного бюджета . Как же так? Заказываю т музыку одни, а платят другие? Может, потому каждое ведомство норовило иметь у себя (для престижно­ сти) несколько вузов и вклады­ вало в их создание и развитие огромные (по сравнению с др у ­ гими образовательными учреж ­ дениями) средства . Когда наша экономика была плановой, а министерства командовали под­ чиненными предприятиями, это оставалось малозаметным , по­ скольку перекладывались день­ ги из одного кармана в другой и мало кто их тогда считал. Сейчас совсем другое дело - отраслевая -система профессио­ нального образования должна иметь право на существование лишь в том случае, если, во- первых, имеется устойчивая по­ требность в специалистах, подготовка которых отличается оригинальностью и обособлен­ ностью; во-вторых, данная от­ расль финансово состоятельна и готова возмещать издержки, связанные с качественной под­ готовкой для нее специалистов. В нынешних экономических условиях непрекращающегося спада производства мало кто задумывается о завтрашнем дне - выжить бы сегодня . Спрос на молодых специали­ стов, предлагающих свои услуги (подготовленных за счет гос­ бюджета), резко снизился. А кто же захочет платить за про­ фессиональное образование? Вот и не решается никто на ра­ дикальные перемены, а отрас­ левые системы образования продолжают обосновывать в Минфине свою кадровую по­ требность и выцарапывать из тощего госкошелька скудные средства на полуголодное су ­ ществование своих учебных за­ ведений, урезая везде , где только можно. Одно лишь оста­ ется оправдание, что, по сло­ жившейся в нашей стране структуре образования, отрас­ левые учебные заведения реа­ лизуют и программы общего образования в рамках утверж­ денных государственных стан­ дартов . В прошлые времена, при планировании всего и вся, необ­ ходимое количество молодых специалистов для предприятий определялось приблизительно с погрешностью до 30% . При те ­ перешней неразберихе загады ­ вать вперед на 3-5 лет вообще невозможно. А образователь­ ная система инерционна. Она не может мгновенно развер­ нуться и свернуться . На мой взгляд , система об­ разования в первую очередь призвана создавать условия для всестороннего развития лично­ стей, которые образуют интел­ лектуальный потенциал общества, а не готовить кадры, как утверждалось долгие годы . Подготовка кадров - это другая , скорее экономическая пробле­ ма, чем образовательная, но она может и должна решаться наряду с образовательной. Я предвижу обвинения в крамоле со стороны оппонентов, но д а ­ вайте разберемся во всем по порядку. Выход, очевидно, есть и ско­ рее всего не один. Но об этом чуть ниже. А пока о ситуации, которая сложилась в рыбной отрасли и, в частности, в ее учебных заве­ дениях . С распадом СССР ушла "Ю гры ба " , ушла значительная часть Западного бассейна, со­ кращается промысловый флот, а все шесть вузов и большинст­ во ссузов (средних специальных учебных заведений) сохрани­ лись в России и продолжают "ковать кадры ". И если у отрас­ ли в лице Роскомрыболовства и возникают намерения ужаться , то неизменно за счет мореход­ ных училищ и колледжей . Пра­ вильно ли это? Убежден , что неправильно, не по-государст­ венному, не по-хозяйски. Вопрос о TOMt каким должен быть судовой специалист, где и как его следует готовить, много раз поднимался на страницах "Рыбного М урмана". Воспроиз­ веду лишь главные мысли про­ шлых публикаций. Специфика работы на морских судах тре­ бует обязательного рабочего дипломирования на звание лиц командного состава морских судов . Эти дипломы дают право занимать на судах определен­ ные командные должности . У с ­ ловием получения очередного диплома является ценз безава­ рийного плавания в должности с дипломом предыдущего уровня . Все, независимо от уровня образования, начинают с первого рабочего диплома и первой командной должности. Мы утверждаем , что готовить специалистов для замещения на судах первых командных долж ­ ностей одновременно в высшем (академии) и среднем (коллед­ ж е ) морских учебных заведени­ ях все равно что стрелять из пушки по воробьям . Это без­ нравственно по отношению к молодым инженерам, которые попадают на судах в подчине­ ние к техникам , успевшим про­ двинуться по службе . Отсюда нереализованные амбиции мо­ лодых людей с высшим образо­ ванием и их слабая закрепляемость на судах . Около 70% всех командных должностей на судах Северного рыбопромышленного бассейна, включая должности капитанов и старших механиков, занимают выпускники морских колледжей и мореходных училищ. Анализ их производственной дея тель ­ ности, в том числе и по аварий­ ности, свидетельствует о том, что они справляются со своими обязанностями ничуть не хуже инженеров. Сам собой напра­ шивается вывод, что значитель­ ная часть инженерного образования остается невостре­ бованной при работе на судах . И вообще при серьезном , не конъюнктурном подходе к ф ор ­ мированию отраслевой системы ? I профессионального образования следовало бы исходить не из об­ щих абстрактных рассуждений о том , что высшее образование лучше, чем среднее (будто всег­ да пирожное лучше черного хле­ ба), а вникнуть в суть отличий этих двух образовательных гра­ даций в профессиональном пла­ не. Нельзя забывать, что образовательные программы ог­ раничены во времени (сроком обучения) и, следовательно , в содержании . Соотношение необ­ ходимого и достаточного в обра­ зовании извечно было спорным. Бесспорно то, что избыток одних знаний неизбежно влечет за со­ бой недостаток других, и причи­ ной тому - временные рамки. До недавнего времени мор­ ской вуз до 40% времени расхо­ довал на фундаментальную подготовку (это по скромным оценкам), а теперь и того боль­ ше. Все это в ущерб профессио­ нальной. Нет, я ни в коей мере не хочу обидеть наших старших товарищей из академии . Там го­ товятся прекрасные инженеры, н о ... не для замещения первых командных должностей на су ­ дах . Этих специалистов надо го­ товить только в колледже, сделав отраслевую систему про­ фессионального образования гибкой и многовариантной, что­ бы человек, решивший связать себя с морской специальностью, мог сам выбирать образователь­ ную траекторию , сообразуясь со своими возможностями и жела­ ниями. Эта система должна быть "сквозной", обеспечивающей преемственность образователь­ ных программ средних и высших учебных заведений отрасли . В ней не должно быть "тупиков", попав в который человек вынуж­ ден начинать все сначала. Кроме того, в отраслевой системе дол ­ жна быть обеспечена непрерыв­ ность образования на том же горизонтальном уровне. Такая система должна быть совмеще­ на со ступенями рабочего дип­ ломирования. В большинстве морских д е ­ ржав мира образовательные си­ стемы имеют ступени, совмещенные с должностными. Это очень разумно, поскольку конкретные знания имеют скверную особенность стареть и утрачиваться в случае их невост- ребованности. Готовить же спе­ циалиста, начиняя его знаниями впрок, бессмысленно . В том и кроется глубокий смысл в рабо­ чем дипломировании судовых специалистов. Нужен опыт, а это - время и практическая дея тель ­ ность. Вот и выходит, что мор­ ское образование должно быть последовательно-ступенчатым . Кое-кто сочтет утверждение о том , что морских специалистов для замещения командных дол ­ жностей на судах , особенно пер­ вых, следует готовить только в морских колледжах, направлен­ ным на развал вузов. Нет и нет. На вузовскую нишу никто не по­ сягает. Но и морской колледж - это не вчерашнее мореходное училище, сменившее вывеску. В колледже увеличен срок обуче­ ния до 4-х лет, и специалист получает квалификацию м лад ­ шего инженера. Формируя об­ разовательную программу колледжа , мы исходили из того, что уровень общего образования выпускника мореходного учили­ ща оставался в объеме полной средней школы, то есть тот, с которым он приходил к нам учиться . А в колледже мы повы­ шаем этот уровень, с тем чтобы расширить кругозор специали­ ста, увеличить его потенциал об­ разованности. Несколько усилена и профессиональная подготовка . И, главное, мы нахо­ димся "в движении", постоянно совершенствуя свои образова­ тельные программы . Мы вполне допускаем возможность более тесного сотрудничества с вузом в создании единого образова­ тельного пространства при под­ готовке морских специалистов. Такие подвижки уже наметились. В мае 1993 года мы подписали с академией договор о сотрудни­ честве и готовы к конкретным действиям в этом направлении, если будет на то добрая воля и конкретные шаги с другой сто­ роны. Предварительные встречи с руководством академии обна­ деживаю т. Поживем - увидим . А пока все идет своим чередом , как было заведено раньше и не­ смотря на разные "весовые" ка­ тегории, молчаливое соперничество и борьба за вы­ живание продолжаются . Так где ж е выход? Нам видит­ ся выход в системе экономиче­ ских рычагов. Да, общее образование и базовое профес­ сиональное (не отраслевое) дол ­ жны финансироваться из госбюджета , и дело ф едер аль ­ ных органов власти решать, сколько оно может на это выде­ лить средств . Отраслевую со ­ ставляющую профессионального образования должна финансиро­ вать отрасль из средств пред­ приятий (фло тов ). Осмелюсь высказать два предположения. Первое: пересмотреть систе­ му налогообложения флотов в части финансирования ими от­ раслевой образовательной сис­ темы . Второе: создать из отчисле­ ний предприятий и флотов фонд отраслевого профессионального образования и тогда по одежке протягивать ножки - готовить тех и столько специалистов, которые действительно нужны фло там . Эти и ряд других предложе­ ний по реформированию отрас­ левой системы профес­ сионального образования были нами сведены в единую концеп­ цию и направлены в Роскомры­ боловства. Состоявшийся в феврале нынешнего года совет руководителей средних специ­ альных учебных заведений от­ расли в целом одобрил эту концепцию. Но очень важно мнение тех , кто непосредственно связан с флотом , с судовыми специалистами, и самих судовых специалистов: какими им быть, где и как их целесообразнее го­ товить и вообще, какой быть от­ раслевой системе морского образования. Хотелось бы надеяться , что эта статья - лишь начало разго­ вора на страницах "Рыбного М урмана", а читатели его про­ должат. Тем более это будет по­ лезным для предстоящего бассейнового совещания по под­ нятой теме . Авив ШУСТЕР, заместитель начальника Мурманского морского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz