Рыбный Мурман. 1994 г. Март.
4 № 11 (4507) 18 - 24 марта 1994 года ОС Морское образование Е ще тогда , когда в России занимались подготовкой кадров, а не развитием лично стей, сложилась отраслевая сис тема профессионального образования. Отрасли и ведом ства должны были готовить для себя специалистов различных уровней квалификации. Но ф и нансирование осуществлялось и осуществляется из государст венного бюджета . Как же так? Заказываю т музыку одни, а платят другие? Может, потому каждое ведомство норовило иметь у себя (для престижно сти) несколько вузов и вклады вало в их создание и развитие огромные (по сравнению с др у гими образовательными учреж дениями) средства . Когда наша экономика была плановой, а министерства командовали под чиненными предприятиями, это оставалось малозаметным , по скольку перекладывались день ги из одного кармана в другой и мало кто их тогда считал. Сейчас совсем другое дело - отраслевая -система профессио нального образования должна иметь право на существование лишь в том случае, если, во- первых, имеется устойчивая по требность в специалистах, подготовка которых отличается оригинальностью и обособлен ностью; во-вторых, данная от расль финансово состоятельна и готова возмещать издержки, связанные с качественной под готовкой для нее специалистов. В нынешних экономических условиях непрекращающегося спада производства мало кто задумывается о завтрашнем дне - выжить бы сегодня . Спрос на молодых специали стов, предлагающих свои услуги (подготовленных за счет гос бюджета), резко снизился. А кто же захочет платить за про фессиональное образование? Вот и не решается никто на ра дикальные перемены, а отрас левые системы образования продолжают обосновывать в Минфине свою кадровую по требность и выцарапывать из тощего госкошелька скудные средства на полуголодное су ществование своих учебных за ведений, урезая везде , где только можно. Одно лишь оста ется оправдание, что, по сло жившейся в нашей стране структуре образования, отрас левые учебные заведения реа лизуют и программы общего образования в рамках утверж денных государственных стан дартов . В прошлые времена, при планировании всего и вся, необ ходимое количество молодых специалистов для предприятий определялось приблизительно с погрешностью до 30% . При те перешней неразберихе загады вать вперед на 3-5 лет вообще невозможно. А образователь ная система инерционна. Она не может мгновенно развер нуться и свернуться . На мой взгляд , система об разования в первую очередь призвана создавать условия для всестороннего развития лично стей, которые образуют интел лектуальный потенциал общества, а не готовить кадры, как утверждалось долгие годы . Подготовка кадров - это другая , скорее экономическая пробле ма, чем образовательная, но она может и должна решаться наряду с образовательной. Я предвижу обвинения в крамоле со стороны оппонентов, но д а вайте разберемся во всем по порядку. Выход, очевидно, есть и ско рее всего не один. Но об этом чуть ниже. А пока о ситуации, которая сложилась в рыбной отрасли и, в частности, в ее учебных заве дениях . С распадом СССР ушла "Ю гры ба " , ушла значительная часть Западного бассейна, со кращается промысловый флот, а все шесть вузов и большинст во ссузов (средних специальных учебных заведений) сохрани лись в России и продолжают "ковать кадры ". И если у отрас ли в лице Роскомрыболовства и возникают намерения ужаться , то неизменно за счет мореход ных училищ и колледжей . Пра вильно ли это? Убежден , что неправильно, не по-государст венному, не по-хозяйски. Вопрос о TOMt каким должен быть судовой специалист, где и как его следует готовить, много раз поднимался на страницах "Рыбного М урмана". Воспроиз веду лишь главные мысли про шлых публикаций. Специфика работы на морских судах тре бует обязательного рабочего дипломирования на звание лиц командного состава морских судов . Эти дипломы дают право занимать на судах определен ные командные должности . У с ловием получения очередного диплома является ценз безава рийного плавания в должности с дипломом предыдущего уровня . Все, независимо от уровня образования, начинают с первого рабочего диплома и первой командной должности. Мы утверждаем , что готовить специалистов для замещения на судах первых командных долж ностей одновременно в высшем (академии) и среднем (коллед ж е ) морских учебных заведени ях все равно что стрелять из пушки по воробьям . Это без нравственно по отношению к молодым инженерам, которые попадают на судах в подчине ние к техникам , успевшим про двинуться по службе . Отсюда нереализованные амбиции мо лодых людей с высшим образо ванием и их слабая закрепляемость на судах . Около 70% всех командных должностей на судах Северного рыбопромышленного бассейна, включая должности капитанов и старших механиков, занимают выпускники морских колледжей и мореходных училищ. Анализ их производственной дея тель ности, в том числе и по аварий ности, свидетельствует о том, что они справляются со своими обязанностями ничуть не хуже инженеров. Сам собой напра шивается вывод, что значитель ная часть инженерного образования остается невостре бованной при работе на судах . И вообще при серьезном , не конъюнктурном подходе к ф ор мированию отраслевой системы ? I профессионального образования следовало бы исходить не из об щих абстрактных рассуждений о том , что высшее образование лучше, чем среднее (будто всег да пирожное лучше черного хле ба), а вникнуть в суть отличий этих двух образовательных гра даций в профессиональном пла не. Нельзя забывать, что образовательные программы ог раничены во времени (сроком обучения) и, следовательно , в содержании . Соотношение необ ходимого и достаточного в обра зовании извечно было спорным. Бесспорно то, что избыток одних знаний неизбежно влечет за со бой недостаток других, и причи ной тому - временные рамки. До недавнего времени мор ской вуз до 40% времени расхо довал на фундаментальную подготовку (это по скромным оценкам), а теперь и того боль ше. Все это в ущерб профессио нальной. Нет, я ни в коей мере не хочу обидеть наших старших товарищей из академии . Там го товятся прекрасные инженеры, н о ... не для замещения первых командных должностей на су дах . Этих специалистов надо го товить только в колледже, сделав отраслевую систему про фессионального образования гибкой и многовариантной, что бы человек, решивший связать себя с морской специальностью, мог сам выбирать образователь ную траекторию , сообразуясь со своими возможностями и жела ниями. Эта система должна быть "сквозной", обеспечивающей преемственность образователь ных программ средних и высших учебных заведений отрасли . В ней не должно быть "тупиков", попав в который человек вынуж ден начинать все сначала. Кроме того, в отраслевой системе дол жна быть обеспечена непрерыв ность образования на том же горизонтальном уровне. Такая система должна быть совмеще на со ступенями рабочего дип ломирования. В большинстве морских д е ржав мира образовательные си стемы имеют ступени, совмещенные с должностными. Это очень разумно, поскольку конкретные знания имеют скверную особенность стареть и утрачиваться в случае их невост- ребованности. Готовить же спе циалиста, начиняя его знаниями впрок, бессмысленно . В том и кроется глубокий смысл в рабо чем дипломировании судовых специалистов. Нужен опыт, а это - время и практическая дея тель ность. Вот и выходит, что мор ское образование должно быть последовательно-ступенчатым . Кое-кто сочтет утверждение о том , что морских специалистов для замещения командных дол жностей на судах , особенно пер вых, следует готовить только в морских колледжах, направлен ным на развал вузов. Нет и нет. На вузовскую нишу никто не по сягает. Но и морской колледж - это не вчерашнее мореходное училище, сменившее вывеску. В колледже увеличен срок обуче ния до 4-х лет, и специалист получает квалификацию м лад шего инженера. Формируя об разовательную программу колледжа , мы исходили из того, что уровень общего образования выпускника мореходного учили ща оставался в объеме полной средней школы, то есть тот, с которым он приходил к нам учиться . А в колледже мы повы шаем этот уровень, с тем чтобы расширить кругозор специали ста, увеличить его потенциал об разованности. Несколько усилена и профессиональная подготовка . И, главное, мы нахо димся "в движении", постоянно совершенствуя свои образова тельные программы . Мы вполне допускаем возможность более тесного сотрудничества с вузом в создании единого образова тельного пространства при под готовке морских специалистов. Такие подвижки уже наметились. В мае 1993 года мы подписали с академией договор о сотрудни честве и готовы к конкретным действиям в этом направлении, если будет на то добрая воля и конкретные шаги с другой сто роны. Предварительные встречи с руководством академии обна деживаю т. Поживем - увидим . А пока все идет своим чередом , как было заведено раньше и не смотря на разные "весовые" ка тегории, молчаливое соперничество и борьба за вы живание продолжаются . Так где ж е выход? Нам видит ся выход в системе экономиче ских рычагов. Да, общее образование и базовое профес сиональное (не отраслевое) дол жны финансироваться из госбюджета , и дело ф едер аль ных органов власти решать, сколько оно может на это выде лить средств . Отраслевую со ставляющую профессионального образования должна финансиро вать отрасль из средств пред приятий (фло тов ). Осмелюсь высказать два предположения. Первое: пересмотреть систе му налогообложения флотов в части финансирования ими от раслевой образовательной сис темы . Второе: создать из отчисле ний предприятий и флотов фонд отраслевого профессионального образования и тогда по одежке протягивать ножки - готовить тех и столько специалистов, которые действительно нужны фло там . Эти и ряд других предложе ний по реформированию отрас левой системы профес сионального образования были нами сведены в единую концеп цию и направлены в Роскомры боловства. Состоявшийся в феврале нынешнего года совет руководителей средних специ альных учебных заведений от расли в целом одобрил эту концепцию. Но очень важно мнение тех , кто непосредственно связан с флотом , с судовыми специалистами, и самих судовых специалистов: какими им быть, где и как их целесообразнее го товить и вообще, какой быть от раслевой системе морского образования. Хотелось бы надеяться , что эта статья - лишь начало разго вора на страницах "Рыбного М урмана", а читатели его про должат. Тем более это будет по лезным для предстоящего бассейнового совещания по под нятой теме . Авив ШУСТЕР, заместитель начальника Мурманского морского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz