Рыбный Мурман. 1994 г. Март.
Хотите “за бутор“? № 9 (4505) 4 - 10 марта 1994 года О Б Р А Щ Е Н И Е К МОРЯКАМ, РАБОТАЮЩИМ НА СУДАХ ПОД УДОБНЫМ (ПОДСТАВНЫМ) ФЛАГОМ Если вы являетесь членом эки пажа судна под удобным флагом , вам очень не повезло. В отличие от моряка , плавающего на судне под подлинным национальным флагом , или берегового работни ка вам достался судовладелец, который нарочно выбрал "о б манный" флаг. Он сделал это по многим причинам: чтобы сокра тить налоги, избежать жестких норм безопасности мореплава ния, не заботиться о социальном обеспечении моряков и соблю дении законов о труде , но преж де всего для того, чтобы сократить стоимость эксплуата ции судна. В современном судоходстве стоимость перевозок чаще всего не зависит от воли судовладель ца. Однако есть одно исключе ние. Это - стоимость экипажа, ставшая источником конкурен ции между судовладельцами. С о кращение стоимости часто означает низкие заработки, не достаточную численность экипа жа, обилие сверхурочной работы, плохие условия на борту и жесто кую эксплуатацию моряков р а з личных национальностей. На судах, лишенных нацио нальной принадлежности, проф союзы моряков часто не имеют возможности вмешаться, чтобы защитить интересы членов этих профсоюзов. Многие моряки из стран, поставляющих рабочую силу, даже не имеют собственных настоящих профсоюзов, способ ных защитить их интересы. И здесь на помощь морякам приходит ITF (МФТ ). Тысячи судо владельцев испытали на себе всю мощь той кампании, которую уже более сорока лет проводит про тив удобного флага ITF (МФТ) и входящие в нее профсоюзы мо ряков и докеров. Наша главная цель - устранить как таковой ин- . ститут удобного флага и заста вить судовладельцев регистрировать свои суда в соб ственной стране, поднимая на них ее флаг. Но пока существуют суда под удобными флагами, мы пре следуем еще одну цель: дать мо рякам судов этого флота право быть эффективно защищенными профсоюзами, иметь достойные условия труда и зарплату. Профсоюзы моряков и доке ров, входящие в ITF (МФТ ), часто с помощью ее постоянных инс пекторов, работают во всем ми ре над заключением колдоговоров для экипажей су дов под удобным флагом . Эти колдоговоры предусматривают зарплату и другие условия найма, приемлемые для профсоюзов, входящих в ITF (МФТ ). В портах, куда заходят суда, не имеющие таких колдоговоров, члены ITF (МФТ) - докеры, моряки букси ров, рабочие шлюзов и др . - про являют, если могут, свою солидарность с членами экипа жей этих судов в их борьбе за достойные условия труда. Каждый год входящие в ITF (МФТ) профсоюзы добиваются от судовладельцев возвращения морякам недоплаченных им (а иногда и вовсе не выплаченных) сумм , составляющих миллионы долларов. Иногда недоплата про исходит из-за отсутствия прием лемого колдоговора. Но иногда такой договор имеется, а судо владелец не желает его выпол нять, систематически обманывая моряка и его семью с помощью системы "двойной бухгалтерии". Основной минимальный оклад матроса первого класса по нор ме ITF (МФТ ) составляет 821 дол лар США в месяц , что является средним заработком моряка в странах, имеющих суда под удоб ным флагом . Эта цифра увеличи вается за счет оплаты сверхурочных часов, отпускных и т. д . Могут, однако, быть прием лемы и соглашения с меньшим основным окладом , если прочие условия являются лучшими. Приемлемые для ITF (МФТ) заработки и прочие условия не приходят автоматически. За них надо бороться. Первое, что нуж но сделать, - это связаться либо непосредственно со штаб-квар-~ тирой ITF (МФТ) в Лондоне, либо посредством организаций, адре са которых указаны в приложе нии. Любой контакт будет иметь конфиденциальный характер - мы знаем , что судовладельцы по стоянно предупреждают моря ков, чтобы они держались в стороне от ITF (МФТ). Удобные флаги существуют не для вашего удобства. Однако ITF (МФТ) и входящие в нее органи зации всегда готовы помочь мо рякам на борту судов под удобным флагом , несущих эти флаги. Вы можете воспользо ваться дополнительными мате риалами: "Морским бюллетенем", коллективными соглашениями, видеоматериала ми и т. д ., которые мы предоста вим вам по вашей просьбе. Вы сами должны решиться сделать первый шаг. Свяжитесь с нами по адресу: Т Ь е S p e c i a l S e a fa r e r s D e p a rtm en t (С п е ц и а л ь н а я с е к ц и я м о р я к о в ) In te rn a tio n a l T ra n sp o rt W o rk e r s F e d e ra tio n (М е ж д у н а р о д н а я ф е д е р а ц и я транспортных р а б о ч и х ) 133-135 G r e a t S u ffo lk S tre e t, L o n d o n S e l 1PD Великобрит ания Т е л еф о н : + 4 4 -71 4 03 2733 Т е л е к с : 8 8 1 1 3 9 7 IT F LDN G Т е л е ф а к с : + 44 -71 407 0115 + 44-71 3 57 7 871 ЧТО ТАКОЕ ДЕШЕВЫЙ ФЛАГ? Это в первую очередь страны, которые предлага ют свою регистрацию мор ских флагов судовладельцам из других стран. Регистры дешевых флагов, по традиции, пред лагают "легкую" регистра цию, низкие налоги или их отсутствие, а также отсутст вие практических ограни чений национальности экипажей. Переводя судно из истинного национально го регистра в регистр де шевого флага, судовладелец убегает от налогообложения, правил безопасности и от профсо юзной организации. Единственным автори тетным определением ста туса дешевых флагов является Список ITF (Меж дународной федерации транспортных рабочих). Он составлен совместным комитетом профсоюзов ТОННАЖСУДОВ ПОа ДЕШЕВЫМИ ФЛАГАМИ 1939 -1991 г.г. 100 1+80 1939 1948 1950 1955 1958 1960 1965 1967 1970 1976 1988 1991 Общий ШШ/ШШШШШШШ Дешевые ф ла т ::5if'iiii if iii ':ii- моряков и докеров ITF, проводящим кампанию против дешевых флагов. ITF признает то, что лю бое судно, принадлежа щее владельцу из страны, отличной от той, под фла гом которой оно ходит, яв ляется судном под де шевым флагом, и обраща ется с ним соответственно. Существуют промежу точные регистры. Боль шинство судов в этих реги страх, определяемых по принципу "отдельных су дов", являются националь ными, но в них также имеется значительное чис ло судов дешевых флагов, при этом каждое судно рассматривается отдель но. И, наконец, существуют "вторые регистры". Эти дополнительные регистры во многом копируют суда под дешевыми флагами, но состоят в основном из судов, принадлежащих этой стране. Любое судно в этих регистрах, принадле жащее иностранному вла дельцу, автоматически классифицируется как судно дешевого флага. Статус судов националь ных владельцев зависит от наличия удовлетворитель ных профсоюзных согла шений с местными филиалами ITF. В прошлом году, например, ITF опре делила Испанский второй регистр (Канарские остро ва) как регистр дешевого флага, а также вынесла особое предупреждение Норвежскому второму ре гистру о том, что если вла сти не заключат приемлемых соглашений с норвежскими филиалами ITF, регистр будет добав лен к списку дешевых фла гов в 1994 году. "Морской бюллетень ITF” приводит регистры де шевых флагов: Антигуа и Б а р б у д а Антильские о -в а (Н и д е р л а н д ы ) Б а гам с к и е о -ва Б е р м у д с к и е о -ва Б и рм а Вануату Гибралт ар Г о н д у р а с К а йм а н о вы о -ва К а н а р с к и е о -в а (И сп ан и я ) К ипр О -в а К у ка Л и б е р и я Л и в ан М а в р и к и й Мальта М а рш а л л о в ы о -в а П анам а Сент-Винсент Т у в а л у Ш р и -Л а н к а СТАВКА ЖАЛОВАНИЯ ITF ВОЗРАСТАЕТ НА ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ Жалование по стандартам ITF для моряков, работающих на су дах дешевых флагов, будет увели чено на десять процентов с начала 1994 г. Ставки ITF будут подлежать ежегодному пересмотру, что вполне может привести к ежегод ным повышениям жалования в те чение нескольких лет. Это первое повышение жалова ния по стандартам ITF было согла совано на ежегодном совещании Комиссии надзора ITF (ITF Fair Practices Committee - FPC) - совме стного органа моряков и докеров, проводящего кампанию против дешевых флагов (совещание в Гамбурге, Германия, 6-7 мая 1993 г.). Ставка жалования по стандар там ITF для моряков на судах де шевых флагов основывается на формуле, выработанной в 1970-х годах: национальные ставки жало вания моряков переводятся в дол лары США, а затем объединяются в общее целое с учетом истинного владения флотами дешевых фла гов. Расчеты, произведенные перед совещанием, показали, что фор мула дает значительное увеличе ние (около 30 процентов). После длительных обсуждений Подкоми тет по коллективному соглашению Комиссии надзора согласился ре комендовать десятипроцентное повышение, связанное с ежегод ным пересмотром, в результате которого жалование будет про должать расти, пока согласованная формула будет давать увеличения. Комиссия надзора единодушно со гласилась с рекомендациями. "Уровень" Соглашения ITF от общей стоимости экипажа (Total Crew Cost - ТСС) поднят с 1000 дол ларов США до 1100 долларов. По Стандартному соглашению основ ная ставка матроса поднимается с 821 доллара до 856 долларов. Об щий заработок по Стандартному соглашению (включая сверхуроч ные, увеличенные отпускные и сто ловые) увеличивается на десять процентов с 1634 долларов до 1804 долларов. Также была достигнута догово ренность о том, что разрыв между ставками ТСС и Стандартными ставками будет "сокращаться по степенно", соглашения ТСС будут рационализироваться. Комиссии надзора было также доложено о том, что число судов, имеющих со глашения, приемлемые для ITF, продолжает расти и сейчас превы шает 2 300. ITF ПРОТИВ ДЕШЕВЫХ ФЛАГОВ БОБОРЫКИН ПРОТИВ ГЕРМАНИИ ITF все чаще сталкивается с про блемой, когда стоимость судов оказывается меньше суммы задол женности брошенным морякам. Недостаточно просто наложить арест на судно, если на аукционе не будет получено необходимое ко личество денег. Одним решением проблемы, которое вошло в исто рию судебных дел ITF, стал личный арест латвийского судовладельца в Бремене, Германия, в середине ап реля 1993 г. По просьбе ITF на ле совоз "Канин" российского флага бременским судом по трудовым вопросам был наложен арест (8 ап реля). 18 марта бременский инс пектор ITF Али Мемон уже помог 19 членам латвийского экипажа, оплатив (за счет ITF) продовольст вие и репатриацию (судно было за держано, а экипажу задолжали 2 3098 долларов США). Но сто имость судна оказалась ниже об щей суммы задолженности экипажу (2 3098 долларов плюс 12 319 долларов на репатриацию и т. д.). Поэтому Мемон обратился в суд с просьбой наложить личный арест на судовладельца Александ ра Боборыкина, начальника Меж дународной судоходной компании "Скорпио" из Латвии, который при ехал в Бремен с 14-ю новыми чле нами экипажа. В среду 14 апреля Боборыкина схватили и посадили в тюрьму. Он подал ходатайство об освобождении с тем, чтобы со брать деньги, которые он был дол жен. Суд освободил его 2 1 апреля, дав ему неделю как крайний срок для предъявления наличных. Но к 2 8 апреля он отказался это сделать (и даже хвастался по телевидению, что, поскольку он был на свободе, ему не нужно платить). По немец кому закону арестовать его по вторно было невозможно. Затем обнаружилось, что новый экипаж голодал и что им ничего не запла тили, - теперь властям надо было разбираться и с этой проблемой. Мемон и Немецкий транспортный профсоюз были возмущены всем этим происшествием, которое яви лось лишь одним примером расту щей проблемы. Как решил профсоюз, единственным решени ем подобных проблем явля ются действия правительств против такого рода судовладельцев, не подчиняющихся стандартам, и вос прещение им доступа в порты. МА КА РОНЫ П О -Ф Л О Т С К И - С ТАРАКАНАМИ "Этот корабль представляет опас ность для своего экипажа, груза и окру жающей среды" - так оценил инспектор ITF Али Мемон состояние грузового судна "Легенд" под панамским флагом, которое было задержано в Бремене на три недели. Чрезмерно перегруженное 20-летнее судно греческого владельца вошло в порт после длительного и пол ного опасностей путешествия из Венесу элы. Корпус сильно проржавел, через иллюминаторы в каюты сочилась вода. Судовые журналы не велись должным образом; подозревалось, что судно сбрасывало в море нефтяные отходы. Только один туалет был в рабочем со стоянии, а все умывальники были заби ты. Тараканы были везде: они постоян но попадали в пищу во время ее приго товления и падали в тарелки экипажа во время еды. Запасов пищи и воды было явно недостаточно, из-за лишнего груза при отплытии из Латинской Америки на судно не было погружено необходимое количество питьевой воды. Было видно, что члены экипажа (15 пакистанцев и один египтянин) недоедали. Члены эки пажа систематически работали от 12 до 18 часов в сутки и в общей сложности получали 550 долларов США в месяц. Мемону удалось убедить греческих владельцев судна выплатить 2 3400 дол ларов задолженности (основываясь на минимуме МОТ), но он не смог подпи сать для судна Соглашения ITF. После того как Мемон протрубил тревогу, вла сти порта день за днем посещали ко рабль, составляя длинный список дефектов. Их в конце концов устранили, и 21 ноября судно покинуло порт, взяв груз муки для Хорватии. С траницу подготовил С ергей АРХИПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz