Рыбный Мурман. 1994 г. Март.

Хотите “за бутор“? № 9 (4505) 4 - 10 марта 1994 года О Б Р А Щ Е Н И Е К МОРЯКАМ, РАБОТАЮЩИМ НА СУДАХ ПОД УДОБНЫМ (ПОДСТАВНЫМ) ФЛАГОМ Если вы являетесь членом эки­ пажа судна под удобным флагом , вам очень не повезло. В отличие от моряка , плавающего на судне под подлинным национальным флагом , или берегового работни­ ка вам достался судовладелец, который нарочно выбрал "о б ­ манный" флаг. Он сделал это по многим причинам: чтобы сокра­ тить налоги, избежать жестких норм безопасности мореплава­ ния, не заботиться о социальном обеспечении моряков и соблю­ дении законов о труде , но преж­ де всего для того, чтобы сократить стоимость эксплуата­ ции судна. В современном судоходстве стоимость перевозок чаще всего не зависит от воли судовладель­ ца. Однако есть одно исключе­ ние. Это - стоимость экипажа, ставшая источником конкурен­ ции между судовладельцами. С о ­ кращение стоимости часто означает низкие заработки, не­ достаточную численность экипа­ жа, обилие сверхурочной работы, плохие условия на борту и жесто­ кую эксплуатацию моряков р а з ­ личных национальностей. На судах, лишенных нацио­ нальной принадлежности, проф­ союзы моряков часто не имеют возможности вмешаться, чтобы защитить интересы членов этих профсоюзов. Многие моряки из стран, поставляющих рабочую силу, даже не имеют собственных настоящих профсоюзов, способ­ ных защитить их интересы. И здесь на помощь морякам приходит ITF (МФТ ). Тысячи судо­ владельцев испытали на себе всю мощь той кампании, которую уже более сорока лет проводит про­ тив удобного флага ITF (МФТ) и входящие в нее профсоюзы мо­ ряков и докеров. Наша главная цель - устранить как таковой ин- . ститут удобного флага и заста­ вить судовладельцев регистрировать свои суда в соб­ ственной стране, поднимая на них ее флаг. Но пока существуют суда под удобными флагами, мы пре­ следуем еще одну цель: дать мо­ рякам судов этого флота право быть эффективно защищенными профсоюзами, иметь достойные условия труда и зарплату. Профсоюзы моряков и доке­ ров, входящие в ITF (МФТ ), часто с помощью ее постоянных инс­ пекторов, работают во всем ми­ ре над заключением колдоговоров для экипажей су­ дов под удобным флагом . Эти колдоговоры предусматривают зарплату и другие условия найма, приемлемые для профсоюзов, входящих в ITF (МФТ ). В портах, куда заходят суда, не имеющие таких колдоговоров, члены ITF (МФТ) - докеры, моряки букси­ ров, рабочие шлюзов и др . - про­ являют, если могут, свою солидарность с членами экипа­ жей этих судов в их борьбе за достойные условия труда. Каждый год входящие в ITF (МФТ) профсоюзы добиваются от судовладельцев возвращения морякам недоплаченных им (а иногда и вовсе не выплаченных) сумм , составляющих миллионы долларов. Иногда недоплата про­ исходит из-за отсутствия прием­ лемого колдоговора. Но иногда такой договор имеется, а судо­ владелец не желает его выпол­ нять, систематически обманывая моряка и его семью с помощью системы "двойной бухгалтерии". Основной минимальный оклад матроса первого класса по нор­ ме ITF (МФТ ) составляет 821 дол­ лар США в месяц , что является средним заработком моряка в странах, имеющих суда под удоб­ ным флагом . Эта цифра увеличи­ вается за счет оплаты сверхурочных часов, отпускных и т. д . Могут, однако, быть прием­ лемы и соглашения с меньшим основным окладом , если прочие условия являются лучшими. Приемлемые для ITF (МФТ) заработки и прочие условия не приходят автоматически. За них надо бороться. Первое, что нуж­ но сделать, - это связаться либо непосредственно со штаб-квар-~ тирой ITF (МФТ) в Лондоне, либо посредством организаций, адре­ са которых указаны в приложе­ нии. Любой контакт будет иметь конфиденциальный характер - мы знаем , что судовладельцы по­ стоянно предупреждают моря­ ков, чтобы они держались в стороне от ITF (МФТ). Удобные флаги существуют не для вашего удобства. Однако ITF (МФТ) и входящие в нее органи­ зации всегда готовы помочь мо­ рякам на борту судов под удобным флагом , несущих эти флаги. Вы можете воспользо­ ваться дополнительными мате­ риалами: "Морским бюллетенем", коллективными соглашениями, видеоматериала­ ми и т. д ., которые мы предоста­ вим вам по вашей просьбе. Вы сами должны решиться сделать первый шаг. Свяжитесь с нами по адресу: Т Ь е S p e c i a l S e a fa r e r s D e p a rtm en t (С п е ц и а л ь н а я с е к ц и я м о р я ­ к о в ) In te rn a tio n a l T ra n sp o rt W o rk e r s F e d e ra tio n (М е ж д у н а р о д н а я ф е д е р а ц и я транспортных р а б о ч и х ) 133-135 G r e a t S u ffo lk S tre e t, L o n d o n S e l 1PD Великобрит ания Т е л еф о н : + 4 4 -71 4 03 2733 Т е л е к с : 8 8 1 1 3 9 7 IT F LDN G Т е л е ф а к с : + 44 -71 407 0115 + 44-71 3 57 7 871 ЧТО ТАКОЕ ДЕШЕВЫЙ ФЛАГ? Это в первую очередь страны, которые предлага­ ют свою регистрацию мор­ ских флагов судовладельцам из других стран. Регистры дешевых флагов, по традиции, пред­ лагают "легкую" регистра­ цию, низкие налоги или их отсутствие, а также отсутст­ вие практических ограни­ чений национальности экипажей. Переводя судно из истинного национально­ го регистра в регистр де­ шевого флага, судовладелец убегает от налогообложения, правил безопасности и от профсо­ юзной организации. Единственным автори­ тетным определением ста­ туса дешевых флагов является Список ITF (Меж­ дународной федерации транспортных рабочих). Он составлен совместным комитетом профсоюзов ТОННАЖСУДОВ ПОа ДЕШЕВЫМИ ФЛАГАМИ 1939 -1991 г.г. 100 1+80 1939 1948 1950 1955 1958 1960 1965 1967 1970 1976 1988 1991 Общий ШШ/ШШШШШШШ Дешевые ф ла т ::5if'iiii if iii ':ii- моряков и докеров ITF, проводящим кампанию против дешевых флагов. ITF признает то, что лю­ бое судно, принадлежа­ щее владельцу из страны, отличной от той, под фла­ гом которой оно ходит, яв­ ляется судном под де­ шевым флагом, и обраща­ ется с ним соответственно. Существуют промежу­ точные регистры. Боль­ шинство судов в этих реги­ страх, определяемых по принципу "отдельных су­ дов", являются националь­ ными, но в них также имеется значительное чис­ ло судов дешевых флагов, при этом каждое судно рассматривается отдель­ но. И, наконец, существуют "вторые регистры". Эти дополнительные регистры во многом копируют суда под дешевыми флагами, но состоят в основном из судов, принадлежащих этой стране. Любое судно в этих регистрах, принадле­ жащее иностранному вла­ дельцу, автоматически классифицируется как судно дешевого флага. Статус судов националь­ ных владельцев зависит от наличия удовлетворитель­ ных профсоюзных согла­ шений с местными филиалами ITF. В прошлом году, например, ITF опре­ делила Испанский второй регистр (Канарские остро­ ва) как регистр дешевого флага, а также вынесла особое предупреждение Норвежскому второму ре­ гистру о том, что если вла­ сти не заключат приемлемых соглашений с норвежскими филиалами ITF, регистр будет добав­ лен к списку дешевых фла­ гов в 1994 году. "Морской бюллетень ITF” приводит регистры де­ шевых флагов: Антигуа и Б а р б у д а Антильские о -в а (Н и д е р л а н д ы ) Б а гам с к и е о -ва Б е р м у д с к и е о -ва Б и рм а Вануату Гибралт ар Г о н д у р а с К а йм а н о вы о -ва К а н а р с к и е о -в а (И сп ан и я ) К ипр О -в а К у ка Л и б е р и я Л и в ан М а в р и к и й Мальта М а рш а л л о в ы о -в а П анам а Сент-Винсент Т у в а л у Ш р и -Л а н к а СТАВКА ЖАЛОВАНИЯ ITF ВОЗРАСТАЕТ НА ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ Жалование по стандартам ITF для моряков, работающих на су­ дах дешевых флагов, будет увели­ чено на десять процентов с начала 1994 г. Ставки ITF будут подлежать ежегодному пересмотру, что вполне может привести к ежегод­ ным повышениям жалования в те­ чение нескольких лет. Это первое повышение жалова­ ния по стандартам ITF было согла­ совано на ежегодном совещании Комиссии надзора ITF (ITF Fair Practices Committee - FPC) - совме­ стного органа моряков и докеров, проводящего кампанию против дешевых флагов (совещание в Гамбурге, Германия, 6-7 мая 1993 г.). Ставка жалования по стандар­ там ITF для моряков на судах де­ шевых флагов основывается на формуле, выработанной в 1970-х годах: национальные ставки жало­ вания моряков переводятся в дол­ лары США, а затем объединяются в общее целое с учетом истинного владения флотами дешевых фла­ гов. Расчеты, произведенные перед совещанием, показали, что фор­ мула дает значительное увеличе­ ние (около 30 процентов). После длительных обсуждений Подкоми­ тет по коллективному соглашению Комиссии надзора согласился ре­ комендовать десятипроцентное повышение, связанное с ежегод­ ным пересмотром, в результате которого жалование будет про­ должать расти, пока согласованная формула будет давать увеличения. Комиссия надзора единодушно со­ гласилась с рекомендациями. "Уровень" Соглашения ITF от общей стоимости экипажа (Total Crew Cost - ТСС) поднят с 1000 дол­ ларов США до 1100 долларов. По Стандартному соглашению основ­ ная ставка матроса поднимается с 821 доллара до 856 долларов. Об­ щий заработок по Стандартному соглашению (включая сверхуроч­ ные, увеличенные отпускные и сто­ ловые) увеличивается на десять процентов с 1634 долларов до 1804 долларов. Также была достигнута догово­ ренность о том, что разрыв между ставками ТСС и Стандартными ставками будет "сокращаться по­ степенно", соглашения ТСС будут рационализироваться. Комиссии надзора было также доложено о том, что число судов, имеющих со­ глашения, приемлемые для ITF, продолжает расти и сейчас превы­ шает 2 300. ITF ПРОТИВ ДЕШЕВЫХ ФЛАГОВ БОБОРЫКИН ПРОТИВ ГЕРМАНИИ ITF все чаще сталкивается с про­ блемой, когда стоимость судов оказывается меньше суммы задол­ женности брошенным морякам. Недостаточно просто наложить арест на судно, если на аукционе не будет получено необходимое ко­ личество денег. Одним решением проблемы, которое вошло в исто­ рию судебных дел ITF, стал личный арест латвийского судовладельца в Бремене, Германия, в середине ап­ реля 1993 г. По просьбе ITF на ле­ совоз "Канин" российского флага бременским судом по трудовым вопросам был наложен арест (8 ап­ реля). 18 марта бременский инс­ пектор ITF Али Мемон уже помог 19 членам латвийского экипажа, оплатив (за счет ITF) продовольст­ вие и репатриацию (судно было за­ держано, а экипажу задолжали 2 3098 долларов США). Но сто­ имость судна оказалась ниже об­ щей суммы задолженности экипажу (2 3098 долларов плюс 12 319 долларов на репатриацию и т. д.). Поэтому Мемон обратился в суд с просьбой наложить личный арест на судовладельца Александ­ ра Боборыкина, начальника Меж­ дународной судоходной компании "Скорпио" из Латвии, который при­ ехал в Бремен с 14-ю новыми чле­ нами экипажа. В среду 14 апреля Боборыкина схватили и посадили в тюрьму. Он подал ходатайство об освобождении с тем, чтобы со­ брать деньги, которые он был дол­ жен. Суд освободил его 2 1 апреля, дав ему неделю как крайний срок для предъявления наличных. Но к 2 8 апреля он отказался это сделать (и даже хвастался по телевидению, что, поскольку он был на свободе, ему не нужно платить). По немец­ кому закону арестовать его по­ вторно было невозможно. Затем обнаружилось, что новый экипаж голодал и что им ничего не запла­ тили, - теперь властям надо было разбираться и с этой проблемой. Мемон и Немецкий транспортный профсоюз были возмущены всем этим происшествием, которое яви­ лось лишь одним примером расту­ щей проблемы. Как решил профсоюз, единственным решени­ ем подобных проблем явля­ ются действия правительств против такого рода судовладельцев, не подчиняющихся стандартам, и вос­ прещение им доступа в порты. МА КА РОНЫ П О -Ф Л О Т С К И - С ТАРАКАНАМИ "Этот корабль представляет опас­ ность для своего экипажа, груза и окру­ жающей среды" - так оценил инспектор ITF Али Мемон состояние грузового судна "Легенд" под панамским флагом, которое было задержано в Бремене на три недели. Чрезмерно перегруженное 20-летнее судно греческого владельца вошло в порт после длительного и пол­ ного опасностей путешествия из Венесу­ элы. Корпус сильно проржавел, через иллюминаторы в каюты сочилась вода. Судовые журналы не велись должным образом; подозревалось, что судно сбрасывало в море нефтяные отходы. Только один туалет был в рабочем со­ стоянии, а все умывальники были заби­ ты. Тараканы были везде: они постоян­ но попадали в пищу во время ее приго­ товления и падали в тарелки экипажа во время еды. Запасов пищи и воды было явно недостаточно, из-за лишнего груза при отплытии из Латинской Америки на судно не было погружено необходимое количество питьевой воды. Было видно, что члены экипажа (15 пакистанцев и один египтянин) недоедали. Члены эки­ пажа систематически работали от 12 до 18 часов в сутки и в общей сложности получали 550 долларов США в месяц. Мемону удалось убедить греческих владельцев судна выплатить 2 3400 дол­ ларов задолженности (основываясь на минимуме МОТ), но он не смог подпи­ сать для судна Соглашения ITF. После того как Мемон протрубил тревогу, вла­ сти порта день за днем посещали ко­ рабль, составляя длинный список дефектов. Их в конце концов устранили, и 21 ноября судно покинуло порт, взяв груз муки для Хорватии. С траницу подготовил С ергей АРХИПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz