Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
Будущее Северного бассейна O C C X Z X Z O O C X № 25 (4521) 24 - 30 июня 1994 года 5 в я д ш ш — ш ш т ш ж ш г ш ж в в ш г а ш ш Многочисленные письма в редакцию “РМ“ свидетельствуют: напрочь забыли о людях. В условиях экономического хаоса., налогов, взаимных неплатежей, попытки выжить руководителям рыбацких пред приятий некогда думать о бедах и про блемах одного, отдельно взятого рыбака. Больно читать такие письма. Еще боль ней от сознания, что ничем практически не можешь помочь этому человеку. Ну, а в целом по “Севрыбе“ что проис ходит? Как представляют себе будущее рыбаков специалисты? Вот какой разговор состоялся у наше го корреспондента с директором по кад рам и социальному развитию АО “ Севрыба “ А. С. ВАСИЛЬЕВЫМ. - Александр Сергеевич, вы занима етесь теми ж е вопросами, что и преж де? - Да, но не так глубоко и всесто ронне. Раньше мы занимались анали зом использования трудовых ресурсов, определяли перспективу и кадровую политику. Как известно, управление невозможно без инфор мации. И вот впервые мы не смогли подготовить сводный отчет за про шлый год о работе с кадрами. Во-пер вых, из-за сложного финансового положения мы не имели возможности оплатить обработку на больших ЭВМ данных с предприятий. Во-вторых, на самих предприятиях теперь не горят желанием заниматься глубоким ана лизом состояния дел в трудовых кол лективах. - Так, может, и не нужны эти отче ты, эта статистика? - Очень нужны, чтобы выяснять тенденции и причины приема, уволь нения, использования резерва, обра зовательный уровень специалистов и так далее. Если в ближайшее время предполагается сокращение пример но трети плавсостава крупных фло тов, то ведь кто-то должен думать, куда деваться этим людям. А то, что сокращение неминуемо, я уверен. Нерентабельные предприятия умрут. ОБРАЗОВАНИЕ - ЛУЧШИЙ БИЗНЕС! Под таким девизом вышел цветной спецвыпуск многотиражки Мурман ской морской академии “Абитури- ент-94“, посвященный факультету менеджмента и экономики, когда-то здесь повышали квалификацию старшего комсостава, и в общих чер тах преподаватели уже представляли объем и специфику знаний необходи мых времени и обществу. Сегодня “неморской “ факультет академии небывало популярен, здесь самый большой конкурс. На первый курс предполагается принять 400 студен тов. Квалифицированные преподава тели по всем спеццисциплинам, приличный объем информационных технологий менеджмента и управ ленческих тренингов - все к услугам будущих бизнесменов! Надо делать ставку на те, которые спо собны обеспечить эффективное произ водство. Например, сейчас не всегда выгодны крупнотоннажные суда, по скольку у нас нет большого промысла в Тихом океане, в Южной Атлантике. - А мы вернемся в дальние районы? - Вернемся, но не скоро. Организа ция работы в дальних районах предус матривает не просто промысел, а комплексное обеспечение деятельно сти группы судов. - Но ведь можно договориться о сбыте продукции прямо там, а топливо теперь уже выгодней покупать за рубежом. - Если топливо, промысловое воору жение и т. д. закупать за границей, то в итоге группа будет работать на само окупаемости, и ни о какой прибыли для флота говорить не приходится. - Вернемся к вашим проблемам. Что дня вас сегодня самое важное? - Сохранить региональную систему подготовки специалистов для нашего бассейна. Это - морская академия, морской колледж, Архангельское мореходное училище, морские ПТУ, курсы для рабочих и т. д. - Александр Сергеевич, раз сокраща ется производство и численность работа ющих, какой ж е смысл готовить так много специалистов? - Не согласен. Если сейчас не обу чить молодежь Северного региона, то это станет потерей и для производства, и для региона. Сами посудите: где на шей молодежи получить образование? Отправлять своих детей на учебу в сто лицу или другие города нынче по силам далеко не всем северянам. А человек без профессии никому сегодня не ну жен. И мы потеряем молодой творче ский потенциал. В апреле меня пригласили вКомитет по рыболовству, и мы обсуждали такую идею: сохраняя существующую учеб ную систему, может, сделаем ее учеб ным комплексом, объединим академию с колледжем? Причем финансирование будет идти через этот комплекс. Я был против этой идеи, потому что денег и так поступает мало, а если еще они будут распределяться академией, у которой своих проблем более, чем до статочно... Другой вопрос: как нам сократить сроки обучения? Я считаю, что не сле дует стремиться, чтобы выпускник имел рабочий диплом и плавценз. Пусть он, получив диплом и рабочую специальность, устраивается на флот на рабочую должность, нарабатывает соответствующий ценз и доказывает свое право занимать командную долж ность. - А, может, лучше наоборот: походи матросом, докажи, что хочешь быть су доводителем? - Кого сегодня волнует, кем ты хо чешь быть? Ты школу окончил, там ар мия, вернулся - куда пойдешь? Квалификации нет, первичное обуче ние на флоте сейчас сокращено. Рынок труда и так переполнен. - Александр Сергеевич, я повторю свой вопрос: зачем нам такое количество специалистов? - В принципе, потребности регио на вполне могут обеспечить курсы повышения квалификации. Или, на оборот: раз мы хотим иметь высоко квалифицированных специалистов, давайте закроем колледж. Но ни то го, ни другого нельзя допустить. На до, чтобы люди с высшим образованием занимались совершен ствованием системы управления. В море специалисту вполне достаточно среднего морского образования. В связи с этим надо менять профиль академии, чтобы она была не узкоот раслевой, а многопрофильной. Тем более, что научный потенциал ее очень высок, он создавался десяти летиями, и если мы его потеряем, это будет бедой для всего региона. - А как обстоит дело с финансиро ванием? - Оно остается централизован ным. Звучали предложения насчет переноса его на местный бюджет. Я категорически против: как ни скуден федеральный бюджет, все-таки хоть что-то имеем. Здесь же, когда в за вале школьное образование, здраво охранение, как можно обеспечить нормальную работу отраслевых учебных заведений? Впрочем, никто не запрещает им создавать собствен ные производства. - Ну и , наконец, Александр Серге евич, несколько слов о будущем “Сев- рыбы". - Думаю, что мы приплывем к ка кому-то берегу, будет объединение. Нам не нужно централизованное уп равление, где расписано все от “а “ до “я “, кому что и как делать. Но уже сейчас видно, что только совместны ми усилиями мы сможем удержать рыбное хозяйство Севера от полного краха. А “золотым фондом “ любого производства прежде всего являются профессионально подготовленные работники, и только их умелая рабо та может обеспечить эффективную деятельность и развитие производст ва. Этой деятельности нам надо учить нашу местную молодежь и со вершенствовать нашу региональную систему подготовки кадров. ЗА ВАМИ- ПРАВО ВЫБОРА На период учебы курсанты Мур манского морского колледжа нахо дятся на полном гособеспечении. И хотя по нынешним временам эту “полноту “ надо брать в кавычки, все же налицо немаловажный фактор в выборе учебного заведения. А кроме того - относительно короткий срок учебы, 1-2 года; достаточный спектр рыбацких и общетехнических про фессий. Учиться придется напря женно, но дело того стоит. Выбирайте, юноши, чтобы вступить в жизнь во всеоружии знаний и на выков! А узнать обо всех условиях приема и подать документы для до пуска к вступительным экзаменам можно уже сейчас (и до 31 июля) в самом колледже. ж§
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz