Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.

5s«'iSSSEife! № 25 (4521) 24 - 30 июня 1994 года Экономический компас • Операция “Заслон": интервью с начальником “ Мурманрыбвода “ J^a K мы уже сообщали, на Северо- Западе России проводится акция, аналогичная дальневосточной “Пу­ тине-94“ (“РМ“, № 24). Названа она “Заслон1. Цель операции - предотв­ ратить случаи браконьерства, контр­ абанды, нарушений правил рыболовства. В связи с этим нам показалось интересной точка зрения начальни­ ка “ Мурманрыбвода “ А. В. Зелен- цова на проблемы ведения рыбного промысла в Баренцевом море. Тем более, что роль “ Мурманрыбвода “ в реализации акции “Заслон “ весьма значительна. Предлагаем вашему вниманию интервью корреспондента Инны Березюк с А. В. ЗЕЛЕНЦОВЫМ . - Александр Владимирович, насколько остро стоит у нас, на Севере, проблема бра­ коньерства? - К сожалению, остро: если в прошлом I году было 93 нарушения правил рыболов- •1 ства, то в этом году за 5 месяцев уже 49 случаев. Причем, промысел шел в основ­ ном в Норвежской зоне, то есть не под нашим контролем. - Может, норвежцы излишне придирчи­ вы? - Нет, это не норвежские цифры, а то, I что вскрыли мы в нашей зоне. Кстати, у нас | с норвежцами идет постоянный обмен ин- I формацией, если наше судно нарушит их I правила, мы будем знать. - Недавно было арестовано судно “Мур- манрыбпрома“ , и все капитаны, работавшие в Баренцевом море, выступили в его защиту. - Там стопроцентное нарушение, однако окончательное решение примет норвеж­ ский суд. - Стало быть, раз так много нарушении, нелегко вам? - Сейчас будет еще сложней, поскольку { большинство судов перейдут в российские I воды, а традиционные промысловые райо­ ны будут закрыты из-за очень большого | прилова молоди. - Какие “грехопадения“ у рыбаков наибо­ лее частые? - Нарушение запретных для промысла районов. - А почему они запретные? С точки зре­ ния ученых ПИНРО? - Да, наука определяет, а мы закрыва­ ем. В основном, конечно, из-за молоди. Но немало случаев и сокрытия улова. - Как вы это обнаруживаете? - Это уже методика нашей работы. Суда “Мурманрыбвода “ работают не методом случайных проверок, а планомерно. Есте­ ственно, мы не можем проверить всю груп­ пу судов, поэтому делаем акцент на “горячие “ точки, то есть уже знаем тех, кто вполне вероятно может себе позволить “пошалить“, и не проходим мимо. - Сколько у вас судов? - Числится четыре, но одно стоит в ре­ монте, одно подлежит списанию. Из двух оставшихся - “Мурене “ осталось работать года три-четыре, а “Скат“ - новое судно. - Но ведь кроме “Мурманрыбвода" есть аналогичные организации в Карелии и Ар­ хангельске. - Есть. Однако Комитет по рыболовству определил, что контроль за промысловой деятельностью в экономической зоне Рос­ сии возложен на “Мурманрыбвод“. То есть мы контролируем все, а они - побережье и Белое море. У них и судов нет. - Кстати, Александр Владимирович, как вы относитесь к идее развития прибрежного рыболовства? - Мне тут непонятно одно: почему, когда о нем говорят, имеют в виду только промысел трески? Почему ни слова о камбале, пинаго­ ре и других объектах? Ведь в свое время поморы икру пинагора бочками заготавлива­ ли. И уж, конечно, совершенно забыли о заготовке водорослей, добыче морского ежа. - Наверное, потому, что треска пользуется спросом на Западе. - Тогда при чем здесь развитие прибреж­ ных сел? Или все это должно быть в комп­ лексе, или зачем городить огород? Впрочем, многие рвутся на побережье, я знаю, что немало желающих поселиться на Рыбачьем, в Дальних Зеленцах хотят развивать фер­ мерские хозяйства. - А как вы-то сами живете? Откуда финан­ сирование у вас? - Комитет по рыболовству в этом году зарезервировал определенный объем трески и пикши для финансирования отраслевой на­ уки и рыбоохраны. Кому он отдаст эту квоту на реализацию - его дело, но часть средств от реализации должна поступить в наше распо­ ряжение. - Хотелось бы еще услышать ваше мнение о системе информатизации на Северном бас­ сейне. Тем более, что, говорят, к 1995 году все наши суда будут оснащены датчиками и их точное место будет всегда известно на берегу. - Я не думаю, что так быстро справятся с такой задачей. В нынешнем году все суда, в том числе и коммерческие, должны перейти на единую систему отчетности. Информация будет поступать в “Комплексные системы“ , оттуда - к нам. Хотя мне, конечно, хотелось бы получать ее прямо с судна, минуя проме­ жуточную инстанцию. - Но для этого вам нужна спутниковая связь, системы иИнмарсат“ или “Аргос". - Хорошо бы. Но это - будущее, поскольку больших денег стоит. - И, наконец, Александр Владимирович, несколько слов об отношениях с органами ры­ боохраны Норвегии. - Они хорошие, деловые. В конце ап­ реля - начале мая я был в составе делега­ ции Комитета по рыболовству в Бергене, и на этой встрече министр рыболовства Норвегии подчеркнул позитивность со­ трудничества наших стран. Некоторым кажется, что мы, установив дружеские отношения с норвежскими коллегами, предвзято относимся к российским рыба­ кам. Но это совсем не так. Каждый вы­ полняет свою работу и, если надо, твердо отстаивает свою позицию. НЕМНОГО СТАТИСТИКИ С начала 1994 года инспекторы “Мур­ манрыбвода “ проверили 267 судов в море и 353 судна в порту. В портах Норвегии проверку прошли 18 российских судов. Выявлено 51 нарушение, из них 21 - .ве­ дение промысла в запретных районах. Экипажи судов колхоза “Победа “ и ТОО “Солма“ за минувшие месяцы про­ винились по пять раз, четырежды нару­ шили правила суда НПК “Биопром“ . Только за три дня в июне во время проведения акции “Заслон“ шесть инс­ пекторов “Мурманрыбвода “ , находящих­ ся на “Скате и “Мурене“ проверили 37 российских судов, одно норвежское и шесть фарерских судов. Плюс к этому инспектор, вышедший в море на погра­ ничном катере, осмотрел два МРТ-к. Нарушителям, естественно, невесело. Согласно статьи 84-й Закона “Об охране окружающей природной среды “ капита­ ны провинившихся экипажей будут пла­ тить штрафы в размере до двадцати минимальных окладов (около трехсот ты­ сяч рублей), а незаконно добытая про­ дукция конфискуется. Все это, конечно, крепко ударит по карману и капитана, и экипажа. “И Библия, и лоция нужны моряку", - считают коллеги из “Ленрыбпрома ...НО ш ПЛОШАЙ Предстоящую встречу с экипажем лен- рыбпромовского супертраулера “Тосно“ ожидал с особым нетерпением. В прошлом году я рассказал читателям “Рыбного Мур­ мана4 о православном освящении этого суд­ на перед выходом в рейс. Тому были особые причины. Биография “Тосно началась не­ важно: пострадал от пожара еще в достро­ ечный период на заводе-изготовителе, а при заходе в порт приписки его протаранили... Понятно, моряки неохотно доверяли свои жизни такому бедолаге, пригласили на борт священнослужителя. Так что вполне умест­ ным было желание полюбопытствовать, как прошла рыбалка. ... “Тосно“ виден издалека, возвышаясь над другими промысловыми судами. А вблизи убеждаешься, что морская стихия не делала каких-либо скидок для освящен­ ного судна, и его изрядно потрепали штормы Северной Атлантики. Помню его сверкав­ шим свежей покраской в памятный день, теперь же он, будто конфузясь своей не­ привлекательности, привалился к стенке причала бортом с ржавыми подтеками. То, что рейс был не из легких, подтвер­ дил и ка питан-директор Ф. Е. Березовский. Сначала экипаж работал на путассу в Норвежской зоне. Рыбалка была удачной. С первого же подъема трала. Почин вселил уверенность, что к окончанию рейса трюмы будут полными. Конечно, в разговорах мо­ ряки связывали промысловую удачу с освя­ щением судна, но и не забывали, что, надеясь на Бога, самим плошать не следует. Промысловую часть рейсового задания вы­ полнили с превышением на двадцать три процента. Федор Евдокимович, рассказывая о рей­ се, признался: - Я порой ощущал нехватку первого по­ мощника. Но только чтобы это был не иде­ ологизированный “инженер человеческих душ“ . Вы спрашиваете о трудовой дисцип­ лине? Она соответствовала требованием устава. Обрядовое действо, иконы в каютах - о духовном обогащении моряков от этого пока говорить рано. Вторая часть рейсового задания предус­ матривала работу “Тосно“ в режиме при­ емки рыбы с других промысловых судов и производство рыбной продукции на судовой фабрике. Для обеспечения судов, участво­ вавших в путине, супертраулер бросил якорь на рейде английского порта Леруик, располо­ женного на одном из островов хорошо извест­ ного российским рыбакам Шетландского архипелага. Рейдовая перегрузка рыбы никогда не бы­ ла любимым занятием рыбаков. А тут она вдобавок осложнялась частой штормовой по­ годой. Постоянное же скопление большого ко­ личества судов на “пятачке“ акватории рейда создавало сложную навигационную обстановку. И однажды случилось так, что неожиданно разыгравшийся сильный шторм создал угрозу навала “Тосно “ на промысло­ во-производственный рефрижератор “Герои Эльтингена“. Была экстренно сыграна ава­ рийная тревога. Березовский вспоминает: - Ситуация была столь опасной, что помя­ нул и о божьей помощи. Самообладание и грамотные действия ка­ питана, умение судоводителей да сплоченные усилия всего экипажа позволили избежать страшного столкновения судов. Позже Федор Евдокимович, с известной долей флотского юмора, напоминал штурманам на вахте: - Все-таки, пожалуйста, чаще загляды­ вайте в лоцию, нежели в Библию. По версии многих рыбаков Леруик - про­ клятое место. Не потому ли, спустя некоторое время, на “Тосно“ обрушились новые непри­ ятности. Произошла авария - от короткого замыкания возгорелся главный распредели­ сьб/ш ) о с н ащ ен и я н и Порту о д н о г о m р о с си й с к и х судоа. Фото из архива редакции. тельный щит. При ликвидации пожара сме­ лостью и мастерством отличились старший электромеханик А. Липовка, второй элект­ ромеханик К. Степанов и судовой электрик А. Гердень. Пламя было сбито в считанные минуты, ибо промедление грозило тяжелы­ ми последствиями. Эта авария внесла смуту в души некото­ рых рыбаков. Они усомнились в чудодейст­ венной силе освящения корабля перед рейсом, многим этот обряд казался равно­ ценным некой “охранной грамоте“ . Но вро­ де какой-то рок продолжает преследовать “Тосно“. По этому поводу Федор Евдоки­ мович, как бы отвечая самому себе, не­ спешно произнес: - Всегда хочется верить в лучшее. На­ пример, что у тебя есть свой ангел-храни­ тель. Тогда рыбаку на душе спокойнее, в охотку работается в море, не страшен и вал девятый. Конечно, рыбак, работая в море, посто­ янно сталкивается с могучей стихией - то она добрая и ласковая, то злая, сокрушаю­ щая. Под воздействием ее противоречивого характера формируется мирооп^щение, присущее только людям морской профес­ сии. Допускаю, в определенной мере моряк может быть суеверным. Но в этой челове­ ческой слабости перед стихией непозволи­ тельно переходить границу, за которой все происходящее в жизни представляется про­ явлением сверхъестественных сил. Настоятель Николо-Богоявленского мо­ настыря отец Богдан, освятивший супер­ траулер, не был на борту после его возвращения с промысла. Но экипажу хоте­ лось бы верить, что отец Богдан молился за рыбаков, за их счастливое плавание и воз­ вращение. Сейчас “Тосно“ стоит в порту, “набира­ ется сил“ перед очередным рейсом. На нем в море пойдет уже другой экипаж. Вместе с добрыми пожеланиями семи футов под ки­ лем хочется добавить - будьте в надежде, но и сами не плошайте! Геннадий ЮДЕНКО, собкор "Рыбного Мурмана" по Санкт-Петербургу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz