Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
5s«'iSSSEife! № 25 (4521) 24 - 30 июня 1994 года Экономический компас • Операция “Заслон": интервью с начальником “ Мурманрыбвода “ J^a K мы уже сообщали, на Северо- Западе России проводится акция, аналогичная дальневосточной “Пу тине-94“ (“РМ“, № 24). Названа она “Заслон1. Цель операции - предотв ратить случаи браконьерства, контр абанды, нарушений правил рыболовства. В связи с этим нам показалось интересной точка зрения начальни ка “ Мурманрыбвода “ А. В. Зелен- цова на проблемы ведения рыбного промысла в Баренцевом море. Тем более, что роль “ Мурманрыбвода “ в реализации акции “Заслон “ весьма значительна. Предлагаем вашему вниманию интервью корреспондента Инны Березюк с А. В. ЗЕЛЕНЦОВЫМ . - Александр Владимирович, насколько остро стоит у нас, на Севере, проблема бра коньерства? - К сожалению, остро: если в прошлом I году было 93 нарушения правил рыболов- •1 ства, то в этом году за 5 месяцев уже 49 случаев. Причем, промысел шел в основ ном в Норвежской зоне, то есть не под нашим контролем. - Может, норвежцы излишне придирчи вы? - Нет, это не норвежские цифры, а то, I что вскрыли мы в нашей зоне. Кстати, у нас | с норвежцами идет постоянный обмен ин- I формацией, если наше судно нарушит их I правила, мы будем знать. - Недавно было арестовано судно “Мур- манрыбпрома“ , и все капитаны, работавшие в Баренцевом море, выступили в его защиту. - Там стопроцентное нарушение, однако окончательное решение примет норвеж ский суд. - Стало быть, раз так много нарушении, нелегко вам? - Сейчас будет еще сложней, поскольку { большинство судов перейдут в российские I воды, а традиционные промысловые райо ны будут закрыты из-за очень большого | прилова молоди. - Какие “грехопадения“ у рыбаков наибо лее частые? - Нарушение запретных для промысла районов. - А почему они запретные? С точки зре ния ученых ПИНРО? - Да, наука определяет, а мы закрыва ем. В основном, конечно, из-за молоди. Но немало случаев и сокрытия улова. - Как вы это обнаруживаете? - Это уже методика нашей работы. Суда “Мурманрыбвода “ работают не методом случайных проверок, а планомерно. Есте ственно, мы не можем проверить всю груп пу судов, поэтому делаем акцент на “горячие “ точки, то есть уже знаем тех, кто вполне вероятно может себе позволить “пошалить“, и не проходим мимо. - Сколько у вас судов? - Числится четыре, но одно стоит в ре монте, одно подлежит списанию. Из двух оставшихся - “Мурене “ осталось работать года три-четыре, а “Скат“ - новое судно. - Но ведь кроме “Мурманрыбвода" есть аналогичные организации в Карелии и Ар хангельске. - Есть. Однако Комитет по рыболовству определил, что контроль за промысловой деятельностью в экономической зоне Рос сии возложен на “Мурманрыбвод“. То есть мы контролируем все, а они - побережье и Белое море. У них и судов нет. - Кстати, Александр Владимирович, как вы относитесь к идее развития прибрежного рыболовства? - Мне тут непонятно одно: почему, когда о нем говорят, имеют в виду только промысел трески? Почему ни слова о камбале, пинаго ре и других объектах? Ведь в свое время поморы икру пинагора бочками заготавлива ли. И уж, конечно, совершенно забыли о заготовке водорослей, добыче морского ежа. - Наверное, потому, что треска пользуется спросом на Западе. - Тогда при чем здесь развитие прибреж ных сел? Или все это должно быть в комп лексе, или зачем городить огород? Впрочем, многие рвутся на побережье, я знаю, что немало желающих поселиться на Рыбачьем, в Дальних Зеленцах хотят развивать фер мерские хозяйства. - А как вы-то сами живете? Откуда финан сирование у вас? - Комитет по рыболовству в этом году зарезервировал определенный объем трески и пикши для финансирования отраслевой на уки и рыбоохраны. Кому он отдаст эту квоту на реализацию - его дело, но часть средств от реализации должна поступить в наше распо ряжение. - Хотелось бы еще услышать ваше мнение о системе информатизации на Северном бас сейне. Тем более, что, говорят, к 1995 году все наши суда будут оснащены датчиками и их точное место будет всегда известно на берегу. - Я не думаю, что так быстро справятся с такой задачей. В нынешнем году все суда, в том числе и коммерческие, должны перейти на единую систему отчетности. Информация будет поступать в “Комплексные системы“ , оттуда - к нам. Хотя мне, конечно, хотелось бы получать ее прямо с судна, минуя проме жуточную инстанцию. - Но для этого вам нужна спутниковая связь, системы иИнмарсат“ или “Аргос". - Хорошо бы. Но это - будущее, поскольку больших денег стоит. - И, наконец, Александр Владимирович, несколько слов об отношениях с органами ры боохраны Норвегии. - Они хорошие, деловые. В конце ап реля - начале мая я был в составе делега ции Комитета по рыболовству в Бергене, и на этой встрече министр рыболовства Норвегии подчеркнул позитивность со трудничества наших стран. Некоторым кажется, что мы, установив дружеские отношения с норвежскими коллегами, предвзято относимся к российским рыба кам. Но это совсем не так. Каждый вы полняет свою работу и, если надо, твердо отстаивает свою позицию. НЕМНОГО СТАТИСТИКИ С начала 1994 года инспекторы “Мур манрыбвода “ проверили 267 судов в море и 353 судна в порту. В портах Норвегии проверку прошли 18 российских судов. Выявлено 51 нарушение, из них 21 - .ве дение промысла в запретных районах. Экипажи судов колхоза “Победа “ и ТОО “Солма“ за минувшие месяцы про винились по пять раз, четырежды нару шили правила суда НПК “Биопром“ . Только за три дня в июне во время проведения акции “Заслон“ шесть инс пекторов “Мурманрыбвода “ , находящих ся на “Скате и “Мурене“ проверили 37 российских судов, одно норвежское и шесть фарерских судов. Плюс к этому инспектор, вышедший в море на погра ничном катере, осмотрел два МРТ-к. Нарушителям, естественно, невесело. Согласно статьи 84-й Закона “Об охране окружающей природной среды “ капита ны провинившихся экипажей будут пла тить штрафы в размере до двадцати минимальных окладов (около трехсот ты сяч рублей), а незаконно добытая про дукция конфискуется. Все это, конечно, крепко ударит по карману и капитана, и экипажа. “И Библия, и лоция нужны моряку", - считают коллеги из “Ленрыбпрома ...НО ш ПЛОШАЙ Предстоящую встречу с экипажем лен- рыбпромовского супертраулера “Тосно“ ожидал с особым нетерпением. В прошлом году я рассказал читателям “Рыбного Мур мана4 о православном освящении этого суд на перед выходом в рейс. Тому были особые причины. Биография “Тосно началась не важно: пострадал от пожара еще в достро ечный период на заводе-изготовителе, а при заходе в порт приписки его протаранили... Понятно, моряки неохотно доверяли свои жизни такому бедолаге, пригласили на борт священнослужителя. Так что вполне умест ным было желание полюбопытствовать, как прошла рыбалка. ... “Тосно“ виден издалека, возвышаясь над другими промысловыми судами. А вблизи убеждаешься, что морская стихия не делала каких-либо скидок для освящен ного судна, и его изрядно потрепали штормы Северной Атлантики. Помню его сверкав шим свежей покраской в памятный день, теперь же он, будто конфузясь своей не привлекательности, привалился к стенке причала бортом с ржавыми подтеками. То, что рейс был не из легких, подтвер дил и ка питан-директор Ф. Е. Березовский. Сначала экипаж работал на путассу в Норвежской зоне. Рыбалка была удачной. С первого же подъема трала. Почин вселил уверенность, что к окончанию рейса трюмы будут полными. Конечно, в разговорах мо ряки связывали промысловую удачу с освя щением судна, но и не забывали, что, надеясь на Бога, самим плошать не следует. Промысловую часть рейсового задания вы полнили с превышением на двадцать три процента. Федор Евдокимович, рассказывая о рей се, признался: - Я порой ощущал нехватку первого по мощника. Но только чтобы это был не иде ологизированный “инженер человеческих душ“ . Вы спрашиваете о трудовой дисцип лине? Она соответствовала требованием устава. Обрядовое действо, иконы в каютах - о духовном обогащении моряков от этого пока говорить рано. Вторая часть рейсового задания предус матривала работу “Тосно“ в режиме при емки рыбы с других промысловых судов и производство рыбной продукции на судовой фабрике. Для обеспечения судов, участво вавших в путине, супертраулер бросил якорь на рейде английского порта Леруик, располо женного на одном из островов хорошо извест ного российским рыбакам Шетландского архипелага. Рейдовая перегрузка рыбы никогда не бы ла любимым занятием рыбаков. А тут она вдобавок осложнялась частой штормовой по годой. Постоянное же скопление большого ко личества судов на “пятачке“ акватории рейда создавало сложную навигационную обстановку. И однажды случилось так, что неожиданно разыгравшийся сильный шторм создал угрозу навала “Тосно “ на промысло во-производственный рефрижератор “Герои Эльтингена“. Была экстренно сыграна ава рийная тревога. Березовский вспоминает: - Ситуация была столь опасной, что помя нул и о божьей помощи. Самообладание и грамотные действия ка питана, умение судоводителей да сплоченные усилия всего экипажа позволили избежать страшного столкновения судов. Позже Федор Евдокимович, с известной долей флотского юмора, напоминал штурманам на вахте: - Все-таки, пожалуйста, чаще загляды вайте в лоцию, нежели в Библию. По версии многих рыбаков Леруик - про клятое место. Не потому ли, спустя некоторое время, на “Тосно“ обрушились новые непри ятности. Произошла авария - от короткого замыкания возгорелся главный распредели сьб/ш ) о с н ащ ен и я н и Порту о д н о г о m р о с си й с к и х судоа. Фото из архива редакции. тельный щит. При ликвидации пожара сме лостью и мастерством отличились старший электромеханик А. Липовка, второй элект ромеханик К. Степанов и судовой электрик А. Гердень. Пламя было сбито в считанные минуты, ибо промедление грозило тяжелы ми последствиями. Эта авария внесла смуту в души некото рых рыбаков. Они усомнились в чудодейст венной силе освящения корабля перед рейсом, многим этот обряд казался равно ценным некой “охранной грамоте“ . Но вро де какой-то рок продолжает преследовать “Тосно“. По этому поводу Федор Евдоки мович, как бы отвечая самому себе, не спешно произнес: - Всегда хочется верить в лучшее. На пример, что у тебя есть свой ангел-храни тель. Тогда рыбаку на душе спокойнее, в охотку работается в море, не страшен и вал девятый. Конечно, рыбак, работая в море, посто янно сталкивается с могучей стихией - то она добрая и ласковая, то злая, сокрушаю щая. Под воздействием ее противоречивого характера формируется мирооп^щение, присущее только людям морской профес сии. Допускаю, в определенной мере моряк может быть суеверным. Но в этой челове ческой слабости перед стихией непозволи тельно переходить границу, за которой все происходящее в жизни представляется про явлением сверхъестественных сил. Настоятель Николо-Богоявленского мо настыря отец Богдан, освятивший супер траулер, не был на борту после его возвращения с промысла. Но экипажу хоте лось бы верить, что отец Богдан молился за рыбаков, за их счастливое плавание и воз вращение. Сейчас “Тосно“ стоит в порту, “набира ется сил“ перед очередным рейсом. На нем в море пойдет уже другой экипаж. Вместе с добрыми пожеланиями семи футов под ки лем хочется добавить - будьте в надежде, но и сами не плошайте! Геннадий ЮДЕНКО, собкор "Рыбного Мурмана" по Санкт-Петербургу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz