Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
12 № 24 (4520) 17 - 23 июня 1994 года Ветер странствий зосх О О О С 25 июня по 3 июля в Петрозаводске пройдет пер вый в России международный фестиваль деревянных судов, инициаторами которого стали клуб “Полярный Одиссей" и фирма uКарелия-ТАМП“ . “Голубое Онего-94" ста нет новым этапом в истории знаменитого клуба, чьи ново делы старинных русских па русных судов побывали в Европе, Азии, Африке и Америке. Опыт путешествий и строительства судов фир мой "Карелия-ТАМП" по могли петрозаводчанам получить заслуженное при знание во многих националь ных ассоциациях любителей старинного судостроения. На ши корабли приглашались на различные регаты и морские праздники в Финляндии, Швеции, Германии, Велико британии и Франции. И вот теперь “Одиссей" сам зовет в гости флаги других госу дарств. В фестивале примут уча стие собственный флот, нахо дящийся сейчас в родных водах: поморская торговая лодья “Святитель Николай", обошедшая все северное по бережье Европы, новинки - шхуна “Арт-Ковчег“ , постро енная по заказу москвичей, деревянное судно “Рыбак “ , построенное для Мурманского рыбакколхозсоюза, и три ко рабля петрозаводского клуба юных моряков. Из иностранных гостей ожидается прибытие предста вителей Англии, Голландии и США. Заокеанские гости приедут без кораблей, но зато обещали привести интерес ную экспозицию на морскую тематику и модели судов. По крайней мере, все приглашенные дали согласие на участие в празднике, а ан гличане уже вышли в плавание к нашим берегам. И только не преодолимые обстоятельства - форс-мажор на морском языке - могут помешать им прибыть в Петрозаводск. И дело здесь не только в штормах и мелях. Как рассказал координатор проекта В. Громов, в казалось бы освободившейся от “железного занавеса “ России до сих пор не отрегулирована раз решительная система для плава ния иностранных судов по внутренним водам страны. Организаторам фестиваля пришлось дойти до администра ции Президента, добиваться со гласования у 13 (тринадцати!) министерств и ведомств. Сейчас устранены последние пять заме чаний, высказанных этими важ ными организациями. Как тут не вспомнить наше плавание на фрегате “Святой Дух“ по не мецким каналам осенью про шлого года: на оформление таможенных и полицейских формальностей для всего экипа жа и судна ушло не более часа - прямо в порту после прибытия. Впрочем, немецкие участни ки фестиваля нашли способ обойти российские бюрократи ческие рогатки. Они привезут свое судно на... трейлере. Как ни странно, этот способ “сухо путного плавания" требует тех же простых формальностей, как при пересечении границы на ав томобиле, что еще раз говорит об абсурдности наших законов. Сама программа фестиваля “Голубое Онего" должна стать украшением Дня города. Флоти лия судов пришвартуется у на бережной рядом с памятником Петру I. Каждый желающий сможет посетить уникальные корабли, ознакомиться с различ ной экспозицией, рассказываю щей о старинном судостроении, и даже увидеть закладку нового судна - “Вокруг света“ , назван ного так в честь популярного журнала. Эта публичная церемония произойдет на пригнанном специально для этого плаву чем доке. Планировалось, что к Дню города док должен быть преобразован в сказоч ный форт, но экономическая ситуация пока не позволила осуществить этот проект. За планированный на строитель ство кредит из фонда реконструкции ушел на топ ливо для республики в эту холодную зиму. Кстати, в том числе и по этой причине, де визом фестиваля станет изве стная поговорка: “Не имей сто рублей, а имей сто дру зей". В дни фестиваля на набе режной будет стоять лихтер "Карелии-ТАМП", на кото ром сейчас завершается соо ружение павильона, где разместится выставка, рас сказывающая о походах клу ба и даже небольшое кафе. Среди экзотических раз влечений для зрителей будет организовано катание на су дах, стрельба из настоящих орудий, “морской бой“ ко раблей. А участников фести валя - профессионалов - ждет насыщенная программа: се минары по истории россий ского деревянного кораблестроения, знакомство с судостроительными пред приятиями города, гонки по Онежскому озеру, конкурсы на самое красивое судно. Словом, программа фести валя задумана его организа торами прекрасно. И очень хотелось бы, чтобы она осу ществилась вполне, несмотря на все трудности - так хочет ся в это нелегкое время праз дника! На снимке: поморская торговаялодья “Святитель Ни колай* 3ИЛЬКЕ НЮРНБЕРГСКИЙ В то время, как тысячи на ших соотечественников уез жают на Запад в поисках работы, 26-летняя немка Зильке Крюгер приехала в Петрозаводск, чтобы поплот- ничать на стапелях фирмы “Карелия-ТАМП “ . “Да вот она“ , - ткнул рукой куда-то вверх рабочий в анга ре, где достраивается самое крупное судно фирмы - шхуна “Арт-Ковчег“ . Из-за фальш борта корабля появилась голо ва с круглым мальчишеским личиком, в залихватски на хлобученном кожаном карту зе. Зильке, деловито орудовавшая электродрелью, совсем не отличалась от наших корабелов. Первые мысли, которые в такой ситуации приходят в го лову - выпендривается девица, насытилась прелестями запад ной жизни, вот и решила не много развлечься - экзотики захотелось... Но все оказалось гораздо серьезней. Плотниче ство для нее - профессия, ко торой она посвятила уже три года своей жизни. - Ну и говорят, что это не женское дело, - ответила Зильке на уже явно надоевший ей вопрос, - а мне нравится. Я люблю работать с деревом сво ими руками. Плотник (я не уверен, что в русском языке имеется такое существительное женского ро да) рассказала, что в Герма нии есть система обучения профессии, которая в корне от личается от российской. Это своего рода институт странст вующих ремесленников - ка менщиков или тех же плотников. Некоторое время они обучаются - в основном практике в определенных цен трах (Зильке училась в Нюрнберге), а потом отправ ляются в обязательные трех летние странствия. Выглядит это так. Окончив курс обучения, школяры, за работавшие на практике не много денег, едут по городам и весям, нанимаясь на работу в понравившихся им местах. А через три года возвращаются, чтобы получить диплом масте ра. Их узнают во всей Европе по особой старинной унифор ме, состоящей из черных рас- клешеных штанов, в руках они несут здоровенные деревян ные посохи. Кстати, в России Зильке свой корпоративный наряд не носит: боится, что не поймут, и, если честно при знаться, правильно делает. В свои двадцать шесть она успела поработать в Германии и Швейцарии, Франции и Пор тугалии. А потом во Фленс- бурге познакомилась с капита ном петрозаводской лодьи “Святитель Николай“ Алек сандром Скворцовым. Он и рассказал ей о клубе “Поляр ный Одиссей", фирме "Каре лия-ТАМП". - Строить корабли - это не дома возводить, - подвела итог своего рассказа Зильке. - По этому я и решила приехать в Петрозаводск. - Ты работаешь уже больше месяца, есть возможность сравнить уровень наших и за падных плотников. Кто выиг рывает? - Разница в том, что у нас нет проблемы с инструмента рием, материалами. А у вас... По нашим понятиям это не ра бота, если по полдня прихо диться ждать, когда тебе принесут нужную деталь или крепеж. Что же касается про фессионализма, то тоже есть различия: в Германии, напри мер, для работы с каждым ин струментом надо иметь соответствующее удостовере ние. Без него ты обречен толь ко на вспомогательные работы. Словом, сплошной бюрокра тизм. - Рубль - не марка. Тебе хватает на жизнь? - Конечно нет. Чтобы зара ботать здешнюю месячную по лучку в Германии хватило бы два дня. Поэтому приходится тратить свои сбережения - в основном на фрукты. - Что хорошего и плохого ты успела уже узнать в России? - Коцца я первый раз при шла к учителю русского языка договариваться об уроках, она меня тут же потащила пить чай. У нас это просто невоз можно. Поэтому я ценю вашу открытость и дружелюбие. А что мне не нравится - так это российское пьянство. Зильке намерена работать в Петрозаводске до того, как закончится строительство шхуны - очень хочется увидеть под парусами корабль, кото рый строила своими руками. Но срок визы невелик, а про длят ли ее - пока не ясно. - А потом я вернусь в Нюрнберг - трехлетний срок моих странствий истекает, и есть шанс получить диплом мастера. Он у нас высоко це нится. И если честно - хочется отдохнуть, - добавила она. - Все-таки тяжелая это работа... Материалы подготовил Александр ТРУБИН, собкор "РМ" по Карелии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz