Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.

МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ: ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ Летом 1926 г. были забиты первые сваи рыбного порта. Одновременно с при­ чальной линией строились склады для посолки рыбы, склады для хранения соли и другие подсобные помещения. За первые 12 месяцев своего сущест­ вования порт переработал 18 тыс. тонн рыбопродукции. * * * 3 июня 1934 года - согласно приказу Государственного рыбопромышленного треста “Мурманрыба4 порт стал самосто­ ятельным предприятием, отделившись от береговой базы тралового флота. * * * 7 июня 1937 года - предприятию при­ своены права морского рыбного порта первого разряда. * * * Война потребовала переключения всего производства на военный лад. На прича­ лах порта находились военные грузы. Под непрерывными бомбежками порт выпол­ нял и свою основную функцию, траулеры загружались и разгружались круглосу­ точно, портовики не считались со време­ нем, проявляя упорство и бесстрашие. * * * В 1946 году был достигнут довоенный показатель по общему грузообороту. В 1948 году коллектив порта включается в социалистическое соревнование за скоро­ стную обработку промысловых судов. 50-е и 60-е годы - модернизация, рас­ ширение и механизация обработки трау­ леров и плавбаз у причалов порта. Реконструкция угольной базы, склад­ ских площадок, строительство льдозавода в комплексе с соляным складом, смонти­ рована АТС на 150Q номеров. К прича­ лам проложены подъездные ж /д пути от станции Кола. * * * 7 июля 1966 года - за досрочное вы­ полнение семилетнего плана, достижение высоких показателей по производитель­ ности труда и внедрение механизации по­ грузочно-разгрузочных работ Указом Президиума Верховного Совета СССР Мурманский морской рыбный порт на­ гражден орденом Ленина. * * * 1970 год - 517 портовиков удостоены юбилейной медали “За доблестный трУД“* В ознаменование 50-летия СССР кол­ лективу рыбного порта вручен юбилей­ ный Почетный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. В 1978 году достижения коллектива от­ мечены переходящим Красным знаменем. 1979 год - коллектив Мурманского рыбного порта - единственный из отрас­ левых предприятий подобного типа - за­ несен на Всесоюзную ВДНХ СССР. * * * В десятой пятилетке первый и второй грузовые районы порта связала железно­ дорожная ветка. * * * 3 1981-1982 гг. 43 работника порта удостоены орденов и медалей. Коллектив вновь завоевал переходящее Красное знамя. * * * 1985 год: сверхплановая переработка грузов превысила 220 тыс. тонн. * * * Сегодня Мурманский морской рыбный порт - современное, высокомеханизиро­ ванное предприятие Северного региона, он поражает своими размерами: свыше 160 га территории, общая протяженность причального фронта превышает 4 км, эксплуатационная длина ж /д путей - 30 км, подкрановых - 3 км. Порт имеет свои холодильные емкости на 40 тыс. т единовременного хранения рыбопродукции, контейнерную площадку, складские помещения. Производственную мощность порта со­ ставляют также 56 портальных кранов г /п от 3 до 20 т, 12 козловых, гусеничных и автокранов, 47 автопогрузчиков, 20 трак­ торов, 267 электропогрузчиков. доску Почета (Окончание. Начало на 1-й стр.). Именно с этого вопроса: “Что строите?“ я начала интервью с начальником порта Валерием Васильевичем КУСКОВЫМ, потому как, уверена, если человек или предприятие что-то возводит, значит, ве­ рит в будущее, значит, собирается жить долго и жить лучше чем сегодня. - Конечно, ведь если предприятие не развивается, оно погибает. Да, мы строим. Я горжусь тем, что мы успешно осваиваем возведение второй* очереди котельной. Она задумывалась, когда еще на полную мощь работал рыбокомбинат и ему не хватало мощности первой очереди. Строя, мы уби­ ваем двух зайцев: во-первых, обеспечива­ ем свое будущее. Я абсолютно убежден, что рыбная промышленность все равно поднимется, и не только наберет былые обороты, но и станет мощней. Вот тогда котельная будет необходима. Во-вторых, мы сейчас ищем пути, как заработать деньги для предприятия. Знаем, что городу не хватает теплоэнер- гии, вот и будем снабжать часть города теплом. - До ввода еще далеко? - Мы бы давно сдали эту ко­ тельную, если бы, как раньше, строили всем миром. Ведь она нужна всем предприятиям “Сев- рыбы44, которые находятся на территории порта. Но нам никто не помогает. Ищем любые воз­ можности, лишь бы не заморозить стройку, потому что потом вос­ становить будет невозможно. На­ деюсь, что получим государственный кредит. И тогда в будущем году закончим. Продолжаем строительство на Угольной базе, причем - своими силами, поскольку нет средств, чтобы нанять строителей. Уже закупили новые краны, сейчас их монтируют. - Валерий Васильевич, порт - государственное предприятие. При­ ватизировать его вы не хотите или не можете? - Был у нас проект привати­ зации. Но - условия! Железнодо­ рожные пути приватизировать нельзя: они государственные, причалы нельзя, инженерную ин­ фраструктуру нельзя. А ведь она - это краны, электропогрузчики и т. д. Что же можно? Столы, стулья, здания? Растащить порт по анало­ гии с рыбокомбинатом? Такое предприятие как наш порт, от которого в немалой сте­ пени зависит работа всего бассейна, дол­ жно остаться государственным. - И что же дает вам этот статус? - Ничего. От государства мы не получаем ни копейки. - По крайней мере хоть налоговая инс­ пекция к вам более снисходительна? - Нет,никаких поблажек. Вот недавно закончилась комплексная проверка: нало­ говая инспекция проверяла нас за 1992-93 годы. Да, нашли просчеты. Да и не может быть иначе на таком огромном предприя­ тии. Но они не велики. - Раз нет бюджетного финансирования, за счет чего же вы живете? - За счет услуг. Мы даем воду, элект­ роэнергию, буксиры и так далее. - Но ведь порт - рыбный. Вот я смотрю из вашего окна на замершие краны, н грусть берет. А вам, начальнику порта, на­ верное, и вовсе тоска: утром пришли в ка­ бинет, глянули и на целый день настроение испорчено. - Согласен. Однако, смотришь: краны не крутятся, погрузчики не катаются, а в сводке за сутки - тысячи переработанных тонн грузов. Предприятие-то огромное. Да, раньше это был чисто рыбный порт. Но с каждым годом рыбопродукции поступает все меньше, а в этом году ожидается, что ее поступит вдвое меньше, чем было в 1991 году. Но уже решается вопрос о пе­ реработке дополнительных грузов, нетра­ диционных для нашего порта. И их скоро будет так много, что хватит работы и нам, и торговому порту. Я говорю о том време­ ни, когда вновь заработает отечественная промышленность. - Но сегодня-то, Валерий Васильевич, портом, вы были с ним. Сколько перемен произошло за это время ! Я помню, как в первые годы работы в “РМ“ ходила по дощатым причалам, доски вибрировали под ногами, каблуки проваливались в ще­ ли. - Сейчас уже таких причалов нет. А механизация! Работали на убогих совет­ ских погрузчиках. А сейчас - японские, английские, немецкие. Вместо былых сараев - какие цеха! А какой у нас спорткомплекс, видели? Турбаза работа­ ет. Ни от чего не отрекаемся. - Как отрадно слышать такое, Валерий Васильевич, ведь кого ни спроси про соц­ сферу - стонут, говорят, нет возможности содержать. - Конечно, тяжело. Мы “тянем4 гро­ мадный жилой фонд - 66 тысяч квадрат­ ных метров - огромные убытки. Мы не отказались от детских садов, их у нас два. Сейчас отправляем на отдых в Ана­ пу детей наших работников на 40 дней. А взрослым поможем отдохнуть в Крас- э т о т о л ь к о НАЧАЛО все вокруг живут только за счет “купи-про- дай“. Неужели вы не занимаетесь коммер­ цией? - Очень небольшие бартерные сделки все-таки производим. Но не для торговли, а для того, чтобы снабжать наших работ­ ников недорогими продуктами, консерва­ цией, например. Сахар купили по ценам прошлого года и будем его продавать к ягодному сезону. Есть еще один вид “коммерции44. Вот список наших должников: траловый флот - полтора миллиарда рублей, “Севрыбхо- лодфлот4 и судоверфь - по 1,2 миллиарда, список можно продолжать, тут более пя­ тисот названий организаций и фирм. Об­ щий их долг - свыше 10 миллиардов рублей. Мы прекрасно понимаем, что от­ давать им нечем. Поэтому (не от хорошей жизни, конечно) мы берем за долги рыбу у них и сами продаем. А с судоверфью договариваемся так: вы нам должны, будь­ те любезны отремонтировать наш буксир. - А сами тоже в долгах? - Тоже. Но в гораздо меньших. - В интервью “Рыбному Мурмаку“ в на­ чале этого года вы говорили о том, что вы­ нуждены перевести портовых рабочих на четырехдневную рабочую неделю. Как те­ перь? - Было такое, но не весь порт, а только один район переводили. Надо было сохра­ нить специалистов, чего бы то ни стоило. Мы ведь сократили почти две тысячи че­ ловек за эти годы. Больше нельзя. - Что это мы, Валерий Васильевич, все о грустном, все о проблемах. Праздник-то какой, 60-летие! Вы сами сколько лет в порту? - От стивидора до начальника порта ра­ ботал 11 лег и столько же - начальником. - То есть более трети времени, прожитого нодарском крае на целебных источниках. Не забываем ветеранов: как бы тяжело ни было, помогаем и деньгами, и продук­ тами - или вообще бесплатно отдаем, или за бесценок. - Кого сегодня, в канун юбилея, вы бы поздравили первым? - Я начну со своего окружения, се­ годня руководство порта - моя команда, которую я сам подбирал, сам на работу принимал. Это молодые люди, мы хоро­ шо понимаем друг друга. Видимо поэто­ му от нас не уходят, хотя зарплату можно найти повыше, а нагрузок по­ меньше. Кого бы я назвал в первую очередь? Наверное, Александра Александровича Иванова, начальника второго грузового района, сменившего меня на этой долж­ ности; начальника железнодорожного хо­ зяйства Феликса Леонидовича Пряхина; начальника навигационной камеры Эн­ вера Беляловича Чилаева; недавно воз­ главившего портофлот Анатолия Степановича Чуприна... Да ведь немыс­ лимо назвать всех, кто предан порту, своей работе. Я от всей души поздрав­ ляю моих коллег, ветеранов, всех работ­ ников порта и всех наших смежников и партнеров с 60-летием Мурманского рыбного порта! - Валерий Васильевич, представим, что мы встречаемся в 1995 году в этот же день. Что скажете вы мне тогда? - Скажу так: “Вы помните, как на­ кануне 60-летия порта я вам сказал, что наступят лучшие времена? Вот они и на­ ступили44. - Через год?! - Я верю. И надеюсь, что так и будет. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz