Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ: ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ Летом 1926 г. были забиты первые сваи рыбного порта. Одновременно с при чальной линией строились склады для посолки рыбы, склады для хранения соли и другие подсобные помещения. За первые 12 месяцев своего сущест вования порт переработал 18 тыс. тонн рыбопродукции. * * * 3 июня 1934 года - согласно приказу Государственного рыбопромышленного треста “Мурманрыба4 порт стал самосто ятельным предприятием, отделившись от береговой базы тралового флота. * * * 7 июня 1937 года - предприятию при своены права морского рыбного порта первого разряда. * * * Война потребовала переключения всего производства на военный лад. На прича лах порта находились военные грузы. Под непрерывными бомбежками порт выпол нял и свою основную функцию, траулеры загружались и разгружались круглосу точно, портовики не считались со време нем, проявляя упорство и бесстрашие. * * * В 1946 году был достигнут довоенный показатель по общему грузообороту. В 1948 году коллектив порта включается в социалистическое соревнование за скоро стную обработку промысловых судов. 50-е и 60-е годы - модернизация, рас ширение и механизация обработки трау леров и плавбаз у причалов порта. Реконструкция угольной базы, склад ских площадок, строительство льдозавода в комплексе с соляным складом, смонти рована АТС на 150Q номеров. К прича лам проложены подъездные ж /д пути от станции Кола. * * * 7 июля 1966 года - за досрочное вы полнение семилетнего плана, достижение высоких показателей по производитель ности труда и внедрение механизации по грузочно-разгрузочных работ Указом Президиума Верховного Совета СССР Мурманский морской рыбный порт на гражден орденом Ленина. * * * 1970 год - 517 портовиков удостоены юбилейной медали “За доблестный трУД“* В ознаменование 50-летия СССР кол лективу рыбного порта вручен юбилей ный Почетный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. В 1978 году достижения коллектива от мечены переходящим Красным знаменем. 1979 год - коллектив Мурманского рыбного порта - единственный из отрас левых предприятий подобного типа - за несен на Всесоюзную ВДНХ СССР. * * * В десятой пятилетке первый и второй грузовые районы порта связала железно дорожная ветка. * * * 3 1981-1982 гг. 43 работника порта удостоены орденов и медалей. Коллектив вновь завоевал переходящее Красное знамя. * * * 1985 год: сверхплановая переработка грузов превысила 220 тыс. тонн. * * * Сегодня Мурманский морской рыбный порт - современное, высокомеханизиро ванное предприятие Северного региона, он поражает своими размерами: свыше 160 га территории, общая протяженность причального фронта превышает 4 км, эксплуатационная длина ж /д путей - 30 км, подкрановых - 3 км. Порт имеет свои холодильные емкости на 40 тыс. т единовременного хранения рыбопродукции, контейнерную площадку, складские помещения. Производственную мощность порта со ставляют также 56 портальных кранов г /п от 3 до 20 т, 12 козловых, гусеничных и автокранов, 47 автопогрузчиков, 20 трак торов, 267 электропогрузчиков. доску Почета (Окончание. Начало на 1-й стр.). Именно с этого вопроса: “Что строите?“ я начала интервью с начальником порта Валерием Васильевичем КУСКОВЫМ, потому как, уверена, если человек или предприятие что-то возводит, значит, ве рит в будущее, значит, собирается жить долго и жить лучше чем сегодня. - Конечно, ведь если предприятие не развивается, оно погибает. Да, мы строим. Я горжусь тем, что мы успешно осваиваем возведение второй* очереди котельной. Она задумывалась, когда еще на полную мощь работал рыбокомбинат и ему не хватало мощности первой очереди. Строя, мы уби ваем двух зайцев: во-первых, обеспечива ем свое будущее. Я абсолютно убежден, что рыбная промышленность все равно поднимется, и не только наберет былые обороты, но и станет мощней. Вот тогда котельная будет необходима. Во-вторых, мы сейчас ищем пути, как заработать деньги для предприятия. Знаем, что городу не хватает теплоэнер- гии, вот и будем снабжать часть города теплом. - До ввода еще далеко? - Мы бы давно сдали эту ко тельную, если бы, как раньше, строили всем миром. Ведь она нужна всем предприятиям “Сев- рыбы44, которые находятся на территории порта. Но нам никто не помогает. Ищем любые воз можности, лишь бы не заморозить стройку, потому что потом вос становить будет невозможно. На деюсь, что получим государственный кредит. И тогда в будущем году закончим. Продолжаем строительство на Угольной базе, причем - своими силами, поскольку нет средств, чтобы нанять строителей. Уже закупили новые краны, сейчас их монтируют. - Валерий Васильевич, порт - государственное предприятие. При ватизировать его вы не хотите или не можете? - Был у нас проект привати зации. Но - условия! Железнодо рожные пути приватизировать нельзя: они государственные, причалы нельзя, инженерную ин фраструктуру нельзя. А ведь она - это краны, электропогрузчики и т. д. Что же можно? Столы, стулья, здания? Растащить порт по анало гии с рыбокомбинатом? Такое предприятие как наш порт, от которого в немалой сте пени зависит работа всего бассейна, дол жно остаться государственным. - И что же дает вам этот статус? - Ничего. От государства мы не получаем ни копейки. - По крайней мере хоть налоговая инс пекция к вам более снисходительна? - Нет,никаких поблажек. Вот недавно закончилась комплексная проверка: нало говая инспекция проверяла нас за 1992-93 годы. Да, нашли просчеты. Да и не может быть иначе на таком огромном предприя тии. Но они не велики. - Раз нет бюджетного финансирования, за счет чего же вы живете? - За счет услуг. Мы даем воду, элект роэнергию, буксиры и так далее. - Но ведь порт - рыбный. Вот я смотрю из вашего окна на замершие краны, н грусть берет. А вам, начальнику порта, на верное, и вовсе тоска: утром пришли в ка бинет, глянули и на целый день настроение испорчено. - Согласен. Однако, смотришь: краны не крутятся, погрузчики не катаются, а в сводке за сутки - тысячи переработанных тонн грузов. Предприятие-то огромное. Да, раньше это был чисто рыбный порт. Но с каждым годом рыбопродукции поступает все меньше, а в этом году ожидается, что ее поступит вдвое меньше, чем было в 1991 году. Но уже решается вопрос о пе реработке дополнительных грузов, нетра диционных для нашего порта. И их скоро будет так много, что хватит работы и нам, и торговому порту. Я говорю о том време ни, когда вновь заработает отечественная промышленность. - Но сегодня-то, Валерий Васильевич, портом, вы были с ним. Сколько перемен произошло за это время ! Я помню, как в первые годы работы в “РМ“ ходила по дощатым причалам, доски вибрировали под ногами, каблуки проваливались в ще ли. - Сейчас уже таких причалов нет. А механизация! Работали на убогих совет ских погрузчиках. А сейчас - японские, английские, немецкие. Вместо былых сараев - какие цеха! А какой у нас спорткомплекс, видели? Турбаза работа ет. Ни от чего не отрекаемся. - Как отрадно слышать такое, Валерий Васильевич, ведь кого ни спроси про соц сферу - стонут, говорят, нет возможности содержать. - Конечно, тяжело. Мы “тянем4 гро мадный жилой фонд - 66 тысяч квадрат ных метров - огромные убытки. Мы не отказались от детских садов, их у нас два. Сейчас отправляем на отдых в Ана пу детей наших работников на 40 дней. А взрослым поможем отдохнуть в Крас- э т о т о л ь к о НАЧАЛО все вокруг живут только за счет “купи-про- дай“. Неужели вы не занимаетесь коммер цией? - Очень небольшие бартерные сделки все-таки производим. Но не для торговли, а для того, чтобы снабжать наших работ ников недорогими продуктами, консерва цией, например. Сахар купили по ценам прошлого года и будем его продавать к ягодному сезону. Есть еще один вид “коммерции44. Вот список наших должников: траловый флот - полтора миллиарда рублей, “Севрыбхо- лодфлот4 и судоверфь - по 1,2 миллиарда, список можно продолжать, тут более пя тисот названий организаций и фирм. Об щий их долг - свыше 10 миллиардов рублей. Мы прекрасно понимаем, что от давать им нечем. Поэтому (не от хорошей жизни, конечно) мы берем за долги рыбу у них и сами продаем. А с судоверфью договариваемся так: вы нам должны, будь те любезны отремонтировать наш буксир. - А сами тоже в долгах? - Тоже. Но в гораздо меньших. - В интервью “Рыбному Мурмаку“ в на чале этого года вы говорили о том, что вы нуждены перевести портовых рабочих на четырехдневную рабочую неделю. Как те перь? - Было такое, но не весь порт, а только один район переводили. Надо было сохра нить специалистов, чего бы то ни стоило. Мы ведь сократили почти две тысячи че ловек за эти годы. Больше нельзя. - Что это мы, Валерий Васильевич, все о грустном, все о проблемах. Праздник-то какой, 60-летие! Вы сами сколько лет в порту? - От стивидора до начальника порта ра ботал 11 лег и столько же - начальником. - То есть более трети времени, прожитого нодарском крае на целебных источниках. Не забываем ветеранов: как бы тяжело ни было, помогаем и деньгами, и продук тами - или вообще бесплатно отдаем, или за бесценок. - Кого сегодня, в канун юбилея, вы бы поздравили первым? - Я начну со своего окружения, се годня руководство порта - моя команда, которую я сам подбирал, сам на работу принимал. Это молодые люди, мы хоро шо понимаем друг друга. Видимо поэто му от нас не уходят, хотя зарплату можно найти повыше, а нагрузок по меньше. Кого бы я назвал в первую очередь? Наверное, Александра Александровича Иванова, начальника второго грузового района, сменившего меня на этой долж ности; начальника железнодорожного хо зяйства Феликса Леонидовича Пряхина; начальника навигационной камеры Эн вера Беляловича Чилаева; недавно воз главившего портофлот Анатолия Степановича Чуприна... Да ведь немыс лимо назвать всех, кто предан порту, своей работе. Я от всей души поздрав ляю моих коллег, ветеранов, всех работ ников порта и всех наших смежников и партнеров с 60-летием Мурманского рыбного порта! - Валерий Васильевич, представим, что мы встречаемся в 1995 году в этот же день. Что скажете вы мне тогда? - Скажу так: “Вы помните, как на кануне 60-летия порта я вам сказал, что наступят лучшие времена? Вот они и на ступили44. - Через год?! - Я верю. И надеюсь, что так и будет. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz