Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
Судоремонт-94 № 24 (4520) 17 - 23 июня 1994 года Где дешевле: за рубежом или дома? ХЛАМ - НЕ ХЛАМ, А ЖИТЬ С НИМ НАМ Вообще мы ставим перед собой цель сократить судоремонт за ру бежом, но не всегда так получа ется. Причин этому несколько. Например, очень велики затраты на Фарерах и значительно дешев ле в Польше, Германии, Португа лии. Но в случае отказа от ремонта на Фарерах, мы лишимся квоты на вылов рыбы от Дании, которую нам предоставляют Фа- реры. Но иногда направление на ре монт не оправданно. Фарерцы да же удивляются: “Почему русские ремонтируют подобный хлам, ког да можно приобрести новое судно, а эти продать на металлолом?". Но делают - им важна работа. Причина ремонтов за границей кроется еще и в сроках докова- ния: там они сокращены за счет хорошей организации. Правда, “Мурманская судоверфь “ , по сравнению с “Красной кузни цей", доковые работы делает бы стро, но требует 100-процентную предоплату. А это накладно при наших теперешних условиях. А при проведении работ в Пор тугалии, затраты увеличиваются на доставку экипажей самолета ми, что также оплачивается ва лютой. И выгодность ремонта по этой причине становится сомни тельной, да и затраты на даль нейшие переходы на промысел “утяжеляют" произведенные ра боты. Остро стоит вопрос и с запча стями по импорту. Приобретая их, приходится платить таможенную пошлину в 14 процентов, что удо рожает судоремонт и на отечест венных заводах. И отношение экипажей к само- ремонту резко изменилось. Свя зано это с сокращением команд на старых судах, с оттоком с фло та квалифицированных кадров. Если мы хотим, чтобы суда эффективно работали на промыс ле, нам необходимо заинтересо вать экипажи в саморемонте, кроме того, нужно избавиться от устаревших судов и восстановить кадровый состав специалистов- механиков. Что касается средств на ре монт, то положение с ними очень сложное: деньги уходят на приоб ретение тары и закупку топлива. На ремонт из госкредита Архан гельскому траловому флоту выде лено 2 млн. дойчмарок, это очень мало. Скажем, Мурманскому тралфлоту - 12 млн. дойчмарок. Поэтому работы будем делать в случаях, когда без этого невоз можна дальнейшая эксплуатация судна. Надо выстоять в такой ситуа ции. Выстоять! И без помощи экипажей в поддерживающем ре монте не обойтись. Валерий ОХИТИН, и. о. технического директора АОЗТ “Архангельский трал- флот*. “Рыбак Севера“ У причальной стенки ■ Дорога отпочковалась от автомагистра ли и привела нас к стылому кольскому заливу, берега которого дружно окаймили озябшие заполярные березки. И через не сколько минут я уже был на причале плавмастерекой “Фреза “ акционерного общества “Карелрыбфлот“ , где в такт ленивой волне натужно скрипели шварто вые промысловых судов. Всего у двух причальных линий насчи тал 16 траулеров, которые встали сюда залечивать раны, нанесенные океаном. Правда, не всем необходим большой ре монт, некоторым достаточно междурейсо вой профилактики. Но попробуй достань всасывающие и выхлопные клапана, кото рые так необходимы сегодня для ГД “Об- лучье“. Поставлены “на уши“ снабженцы, оборваны, что называется, все телефоны, а клапанов нет как нет. Короче говоря, проблема с запасными частями для главного двигателя и “вспо- могачей“ по-прежнему доминирует над всеми остальными. Ведь не секрет - суда стареют с каждым годом, а в безремонт ном отстое стареют еще быстрее, как за брошенный дом без подтопки и пригляда. Да и при нормальной эксплуатации все когда-то изнашивается, вырабатывается моторесурс двигателей... А большинство запчастей сегодня можно приобрести только за валюту. Примерам таким несть числа. Был бы к турбине запасной ротор - его мог уста новить и судовой механик, пошел бы тра улер наверстывать промысловое время... И ведь уже продуман был руководителя ми флота план строительства дизельного цеха, но хроническое безденежье застави ло временно отказаться от затеи. Давно пора приобрести буксир для не самоходного плавкрана, постоянные пере становки которого весьма необходимы производству, а пока все операции с перевалкой массивных агрегатов остаются проблематичными. В мае исполнилось ровно два года, как Мурманская судоверфь ремонтирует рабочий бот, а нужен он плавмастерской, как воздух... Но проблемы проблемами, а работа движется. Сегодня на вы ходе два СРТМ-к - “Белогорье“ и “Белозерск“ , которым запланиро ван рейс в транспортном вариан те, на СРТМ-к “Нептун" монтируется фабрика для изготов ления консервов из печени. Рабо ты и забот невпроворот, выручает опыт и завидное трудолюбие судо ремонтников. Обо всем этом мы и беседуем с директором базы Анатолием Сте пановичем Колчиным, его заме стителем - главным инженером Николаем Юрьевичем Гуляевым. Оба опытные инженеры, но еще и с талантом организаторов. Именно поэтому наш коллектив судоре монтников при всех неурядицах времени остается мобильным и слаженным. К чести Анатолия Степановича, например, следует сказать, что в разговоре о произ водстве он не скрывает острых уг лов, не выдает желаемое за действитель ное. Зато о коллегах, подчиненных гово рит тепло, даже с гордостью, особой удачей считая, когда каждый специалист именно на своем месте. Во всем этом, по моему разумению, сила и обаяние лично сти директора. Порой удивляюсь, как наши судоре монтники не сломались под многократны ми перегрузками? А директору не до удивлений, он - делает. Наряду с произ водственными стратегиями решает житей ские частности. Года два назад он выхлопотал спецавторейсы для рабочих смен “Фрезы". Сегодня, когда неимовер но подорожал транспорт, это особенно це нится. По его инициативе осенью в среднюю полосу отправлялись гонцы на двух машинах, и вскоре каждый судоре монтник смог купить до ста килограммов картофеля по щадящим ценам... Сегодня штатный состав базы насчи тывает сто десять человек - ровно вдвое меньше требуемого по объему работы. Но директор Колчин, помятуя о ножницах (больше людей - меньше зарплата, и на оборот) , не расширяет штат. Хотя твердо заявляет - сокращений тоже не будет. И худо-бедно, среднемесячный заработок ремонтников свыше четырехсот тысяч. Правда, деньги эти нелегкие, условия труда далеко не тепличные. Труднее все го зимой, когда электросварочные и дру гие работы по палубной части приходится выполнять в любую стужу под пронизы вающим ветром. А той зимы у нас - явно с перебором. Много уж лет я знаком с мастером ко тельного цеха Александром Герасимови чем Хрущевым, а он связан с судоремонтом еще больше - три десятка лет. И прикипел к делу - не так уж редко приезжает на “Фрезу “ в выходные дни, НА СНИМКАХ: слева - групповой механик А . С. Веселов ; вверху сле- ва-направо - токарь В. М. Титов, плотник В. И. Кондратьев, директор плавмастерской А . С. Колчин; вни з у - кассир столовой Г. А. Терех, зав. производством А . Т. Сухова. часами задерживается после “гудка “. А с самой ответственной заковыристой де талью станочной обработки, вам каждый здесь скажет, надо идти к токарю Влади миру Михайловичу Титову. Высокого мнения руководители произ водства о квалификации рабочих бригады электриков, слесарно-механического уча стка. Добрым словом отозвались о группо вом механике Алексее Веселове, о мастерах Вячеславе Клюкине, Анатолии Сидельникове, Петре Абрамове. Много лет успешно возглавляет токарный цех мастер Татьяна Александровна Гриневич (к слову - жена капитана-рыбопромысло- вика). Из мастеров “деревянного" цеха в первый ряд следует определить Виктора Ивановича Кондратьева. На многих трау лерах шкафы и кресла, диваны и стулья сработаны его умелыми руками. Нельзя обойти вниманием и вахтенную службу. Директор-директором, но у "Фрезы" есть еще и капитан. А. А. По годин не столь давно оставил капитанский мостик промыслового судна. Именно он теперь - капитан плавмастерской. Во всем завел и поддерживает образцовый порядок. В числе надежных помощников - вахтенный штурман М. Ф. Рубанов, мат рос К. М. Козлов. А то, что с первых ша гов по причалу (и не раз еще потом) отмечаешь удивительную прибранность территории, это заслуга боцмана Н. Ф. Кочума, который уже отходил в моря свое, но и в береговой службе следует морским традициям... Вообще "Фрезе" всегда везло на до бросовестных и по-хорошему привязчивых людей. Например, В. Ф. Кабиков - один из первых директоров плавмастерской. А. С. Носницын, который затем более двадцати лет возглавлял флот. Но стоп! На перечислении достойных я могу "за пасть" надолго... Вот еще примета времени. Пока не стало системой, но уже практикуются приглашения к ремонтному причалу промсудов других флотов. Такие прира ботки “со стороны“ мизерны, однако обеспечивают загрузку, а то вот зимой некоторые цеха простаивали. Это совпало тогда с полосой несвоевременных выплат заработка, и ситуация сложилась крити ческая, на повестке дня встал вопрос о забастовке. Чтобы помочь судоремонтни кам, начальнику флота А. Г. Грунину и главбуху М. И. Гулли пришлось, что на зывается, скрести по всем сусекам. Дай Бог, чтобы такие трения между рабочими и советом директоров АО остались эпизо дом временного характера. На недавнем собрании акционеров су доремонтники с вниманием восприняли заверение генерального директора об об новлении станочного парка в скором бу дущем и информацию, что из Беломорска совершит переход в Мурманск и станет на новое штатное место еще одна, третья по счету плавмастерская. Жизнь продол жается... Но хватит про “железо" и проблемы, поговорим лучше о женщинах! Я бы очень хотел, например, много доброго сказать в адрес заведующей здравпунктом Зои Павловны Елема и уверен - меня поддер жали бы в коллективе "Фрезы". Но я рассчитываю попозже отдельно подробнее рассказать о ней. А сегодня пальму пер венства - коллективу столовой! "Фреза" по праву гордится своим "камбузом", где умело хозяйствуют директор Александра Николаевна Карпова, заведующая произ водством Анна Теофиловна Сухова, повар Надежда Александровна Тетерина. А за кассовым аппаратом - Градислава Альфе- евна Терех... Коллектив здесь небольшой, но приветливый к посетителям, потчует разнообразно и вкусно, что давно оценили свои и “чу жие14. ... Почти каждую неделю от причалов плавмастерской уходят в море суда. Да, бывает, к сожа лению, что судовым специали стам приходится на переходе к району промысла устранять вы явленные огрехи судоремонтни ков. Но эти единичные случаи, наверное, неизживаемы. А по большому счету судя - ни один траулер еще не возвращался в порт раньше положенного срока из-за брака судоремонтников. Потому что суда у нас ремонти руют все-таки добротно и прово жают с любовью. А это - залог рыбацких жизней и промыслово го успеха. Пожеланием успеха всему нашему акционерному об ществу я и заканчиваю свою се годняшнюю публикацию. Владимир БАБУРО, член совета АО “Карелрыбфлот*. Фото Инны КРАЕВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz