Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.

Судоремонт-94 № 24 (4520) 17 - 23 июня 1994 года Где дешевле: за рубежом или дома? ХЛАМ - НЕ ХЛАМ, А ЖИТЬ С НИМ НАМ Вообще мы ставим перед собой цель сократить судоремонт за ру­ бежом, но не всегда так получа­ ется. Причин этому несколько. Например, очень велики затраты на Фарерах и значительно дешев­ ле в Польше, Германии, Португа­ лии. Но в случае отказа от ремонта на Фарерах, мы лишимся квоты на вылов рыбы от Дании, которую нам предоставляют Фа- реры. Но иногда направление на ре­ монт не оправданно. Фарерцы да­ же удивляются: “Почему русские ремонтируют подобный хлам, ког­ да можно приобрести новое судно, а эти продать на металлолом?". Но делают - им важна работа. Причина ремонтов за границей кроется еще и в сроках докова- ния: там они сокращены за счет хорошей организации. Правда, “Мурманская судоверфь “ , по сравнению с “Красной кузни­ цей", доковые работы делает бы­ стро, но требует 100-процентную предоплату. А это накладно при наших теперешних условиях. А при проведении работ в Пор­ тугалии, затраты увеличиваются на доставку экипажей самолета­ ми, что также оплачивается ва­ лютой. И выгодность ремонта по этой причине становится сомни­ тельной, да и затраты на даль­ нейшие переходы на промысел “утяжеляют" произведенные ра­ боты. Остро стоит вопрос и с запча­ стями по импорту. Приобретая их, приходится платить таможенную пошлину в 14 процентов, что удо­ рожает судоремонт и на отечест­ венных заводах. И отношение экипажей к само- ремонту резко изменилось. Свя­ зано это с сокращением команд на старых судах, с оттоком с фло­ та квалифицированных кадров. Если мы хотим, чтобы суда эффективно работали на промыс­ ле, нам необходимо заинтересо­ вать экипажи в саморемонте, кроме того, нужно избавиться от устаревших судов и восстановить кадровый состав специалистов- механиков. Что касается средств на ре­ монт, то положение с ними очень сложное: деньги уходят на приоб­ ретение тары и закупку топлива. На ремонт из госкредита Архан­ гельскому траловому флоту выде­ лено 2 млн. дойчмарок, это очень мало. Скажем, Мурманскому тралфлоту - 12 млн. дойчмарок. Поэтому работы будем делать в случаях, когда без этого невоз­ можна дальнейшая эксплуатация судна. Надо выстоять в такой ситуа­ ции. Выстоять! И без помощи экипажей в поддерживающем ре­ монте не обойтись. Валерий ОХИТИН, и. о. технического директора АОЗТ “Архангельский трал- флот*. “Рыбак Севера“ У причальной стенки ■ Дорога отпочковалась от автомагистра­ ли и привела нас к стылому кольскому заливу, берега которого дружно окаймили озябшие заполярные березки. И через не­ сколько минут я уже был на причале плавмастерекой “Фреза “ акционерного общества “Карелрыбфлот“ , где в такт ленивой волне натужно скрипели шварто­ вые промысловых судов. Всего у двух причальных линий насчи­ тал 16 траулеров, которые встали сюда залечивать раны, нанесенные океаном. Правда, не всем необходим большой ре­ монт, некоторым достаточно междурейсо­ вой профилактики. Но попробуй достань всасывающие и выхлопные клапана, кото­ рые так необходимы сегодня для ГД “Об- лучье“. Поставлены “на уши“ снабженцы, оборваны, что называется, все телефоны, а клапанов нет как нет. Короче говоря, проблема с запасными частями для главного двигателя и “вспо- могачей“ по-прежнему доминирует над всеми остальными. Ведь не секрет - суда стареют с каждым годом, а в безремонт­ ном отстое стареют еще быстрее, как за­ брошенный дом без подтопки и пригляда. Да и при нормальной эксплуатации все когда-то изнашивается, вырабатывается моторесурс двигателей... А большинство запчастей сегодня можно приобрести только за валюту. Примерам таким несть числа. Был бы к турбине запасной ротор - его мог уста­ новить и судовой механик, пошел бы тра­ улер наверстывать промысловое время... И ведь уже продуман был руководителя­ ми флота план строительства дизельного цеха, но хроническое безденежье застави­ ло временно отказаться от затеи. Давно пора приобрести буксир для не­ самоходного плавкрана, постоянные пере­ становки которого весьма необходимы производству, а пока все операции с перевалкой массивных агрегатов остаются проблематичными. В мае исполнилось ровно два года, как Мурманская судоверфь ремонтирует рабочий бот, а нужен он плавмастерской, как воздух... Но проблемы проблемами, а работа движется. Сегодня на вы­ ходе два СРТМ-к - “Белогорье“ и “Белозерск“ , которым запланиро­ ван рейс в транспортном вариан­ те, на СРТМ-к “Нептун" монтируется фабрика для изготов­ ления консервов из печени. Рабо­ ты и забот невпроворот, выручает опыт и завидное трудолюбие судо­ ремонтников. Обо всем этом мы и беседуем с директором базы Анатолием Сте­ пановичем Колчиным, его заме­ стителем - главным инженером Николаем Юрьевичем Гуляевым. Оба опытные инженеры, но еще и с талантом организаторов. Именно поэтому наш коллектив судоре­ монтников при всех неурядицах времени остается мобильным и слаженным. К чести Анатолия Степановича, например, следует сказать, что в разговоре о произ­ водстве он не скрывает острых уг­ лов, не выдает желаемое за действитель­ ное. Зато о коллегах, подчиненных гово­ рит тепло, даже с гордостью, особой удачей считая, когда каждый специалист именно на своем месте. Во всем этом, по моему разумению, сила и обаяние лично­ сти директора. Порой удивляюсь, как наши судоре­ монтники не сломались под многократны­ ми перегрузками? А директору не до удивлений, он - делает. Наряду с произ­ водственными стратегиями решает житей­ ские частности. Года два назад он выхлопотал спецавторейсы для рабочих смен “Фрезы". Сегодня, когда неимовер­ но подорожал транспорт, это особенно це­ нится. По его инициативе осенью в среднюю полосу отправлялись гонцы на двух машинах, и вскоре каждый судоре­ монтник смог купить до ста килограммов картофеля по щадящим ценам... Сегодня штатный состав базы насчи­ тывает сто десять человек - ровно вдвое меньше требуемого по объему работы. Но директор Колчин, помятуя о ножницах (больше людей - меньше зарплата, и на­ оборот) , не расширяет штат. Хотя твердо заявляет - сокращений тоже не будет. И худо-бедно, среднемесячный заработок ремонтников свыше четырехсот тысяч. Правда, деньги эти нелегкие, условия труда далеко не тепличные. Труднее все­ го зимой, когда электросварочные и дру­ гие работы по палубной части приходится выполнять в любую стужу под пронизы­ вающим ветром. А той зимы у нас - явно с перебором. Много уж лет я знаком с мастером ко­ тельного цеха Александром Герасимови­ чем Хрущевым, а он связан с судоремонтом еще больше - три десятка лет. И прикипел к делу - не так уж редко приезжает на “Фрезу “ в выходные дни, НА СНИМКАХ: слева - групповой механик А . С. Веселов ; вверху сле- ва-направо - токарь В. М. Титов, плотник В. И. Кондратьев, директор плавмастерской А . С. Колчин; вни­ з у - кассир столовой Г. А. Терех, зав. производством А . Т. Сухова. часами задерживается после “гудка “. А с самой ответственной заковыристой де­ талью станочной обработки, вам каждый здесь скажет, надо идти к токарю Влади­ миру Михайловичу Титову. Высокого мнения руководители произ­ водства о квалификации рабочих бригады электриков, слесарно-механического уча­ стка. Добрым словом отозвались о группо­ вом механике Алексее Веселове, о мастерах Вячеславе Клюкине, Анатолии Сидельникове, Петре Абрамове. Много лет успешно возглавляет токарный цех мастер Татьяна Александровна Гриневич (к слову - жена капитана-рыбопромысло- вика). Из мастеров “деревянного" цеха в первый ряд следует определить Виктора Ивановича Кондратьева. На многих трау­ лерах шкафы и кресла, диваны и стулья сработаны его умелыми руками. Нельзя обойти вниманием и вахтенную службу. Директор-директором, но у "Фрезы" есть еще и капитан. А. А. По­ годин не столь давно оставил капитанский мостик промыслового судна. Именно он теперь - капитан плавмастерской. Во всем завел и поддерживает образцовый порядок. В числе надежных помощников - вахтенный штурман М. Ф. Рубанов, мат­ рос К. М. Козлов. А то, что с первых ша­ гов по причалу (и не раз еще потом) отмечаешь удивительную прибранность территории, это заслуга боцмана Н. Ф. Кочума, который уже отходил в моря свое, но и в береговой службе следует морским традициям... Вообще "Фрезе" всегда везло на до­ бросовестных и по-хорошему привязчивых людей. Например, В. Ф. Кабиков - один из первых директоров плавмастерской. А. С. Носницын, который затем более двадцати лет возглавлял флот. Но стоп! На перечислении достойных я могу "за­ пасть" надолго... Вот еще примета времени. Пока не стало системой, но уже практикуются приглашения к ремонтному причалу промсудов других флотов. Такие прира­ ботки “со стороны“ мизерны, однако обеспечивают загрузку, а то вот зимой некоторые цеха простаивали. Это совпало тогда с полосой несвоевременных выплат заработка, и ситуация сложилась крити­ ческая, на повестке дня встал вопрос о забастовке. Чтобы помочь судоремонтни­ кам, начальнику флота А. Г. Грунину и главбуху М. И. Гулли пришлось, что на­ зывается, скрести по всем сусекам. Дай Бог, чтобы такие трения между рабочими и советом директоров АО остались эпизо­ дом временного характера. На недавнем собрании акционеров су­ доремонтники с вниманием восприняли заверение генерального директора об об­ новлении станочного парка в скором бу­ дущем и информацию, что из Беломорска совершит переход в Мурманск и станет на новое штатное место еще одна, третья по счету плавмастерская. Жизнь продол­ жается... Но хватит про “железо" и проблемы, поговорим лучше о женщинах! Я бы очень хотел, например, много доброго сказать в адрес заведующей здравпунктом Зои Павловны Елема и уверен - меня поддер­ жали бы в коллективе "Фрезы". Но я рассчитываю попозже отдельно подробнее рассказать о ней. А сегодня пальму пер­ венства - коллективу столовой! "Фреза" по праву гордится своим "камбузом", где умело хозяйствуют директор Александра Николаевна Карпова, заведующая произ­ водством Анна Теофиловна Сухова, повар Надежда Александровна Тетерина. А за кассовым аппаратом - Градислава Альфе- евна Терех... Коллектив здесь небольшой, но приветливый к посетителям, потчует разнообразно и вкусно, что давно оценили свои и “чу­ жие14. ... Почти каждую неделю от причалов плавмастерской уходят в море суда. Да, бывает, к сожа­ лению, что судовым специали­ стам приходится на переходе к району промысла устранять вы­ явленные огрехи судоремонтни­ ков. Но эти единичные случаи, наверное, неизживаемы. А по большому счету судя - ни один траулер еще не возвращался в порт раньше положенного срока из-за брака судоремонтников. Потому что суда у нас ремонти­ руют все-таки добротно и прово­ жают с любовью. А это - залог рыбацких жизней и промыслово­ го успеха. Пожеланием успеха всему нашему акционерному об­ ществу я и заканчиваю свою се­ годняшнюю публикацию. Владимир БАБУРО, член совета АО “Карелрыбфлот*. Фото Инны КРАЕВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz