Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
14 № 23 (4519) 10 - 16 июня 1994 года К 50-летию Победы на Севере э о о о с ( О кончание . Н ача ло в № 2 2 ) Немецкий атташе в ап рельском донесении в Берлин прямо писал, что “русские отдают предпочтение ниже следующим, расположенным в порядке важности, морям: Балтийское, (моря) Дальне го Востока, Черное, Север ное. Балтийский и Черномор ский флоты развивались по вековым традициям, Тихоо кеанский - потому, что Ста лин тогда боялся Японии больше, чем Германии (ведь с Гитлером была “прочная “ договоренность на 10 лет!?). По немецким агентурным данным, Северный флот был самым маленьким. Из 459 во енных кораблей и других су дов СССР, учтенных Герма нией, на его долю приходи лось лишь 24, тогда как на Балтике было 228, а на Тихом океане - 124. И вот при такой расстановке сил на Северный флот пала в войну самая большая нагрузка. И первое, что нашему флоту помогло устоять и собраться с силами, безусловная уверенность не мецкого командования, что “блицкриг“ и в Заполярье быстро завершится, и судьба Северного флота будет реше на захватом Полярного, Мур манска и военных баз с суши. Упбрное сопротивление на ших войск остановило врага, сорвало его планы. Этому способствовал и молодой Се верный флот. Война затягивалась, и раз ведка Германии вновь стала активизироваться. В помощь ей были подключены агенты Финляндии, Норвегии и даже нейтральной Швеции. Если верить известному гитлеров скому разведчику Вальтеру Шелленбергу, с этой целью он совершил осенью 1941 года поездки в Осло и Стокгольм. В книге “Лабиринт “ он пи сал: “Я... получал донесения от своих агентов из России о формировании новых соеди нений в центральном районе. ... Была также получена важ ная и подробная информация, источником которой служили откровенные беседы между высокопоставленными со трудниками советского по сольства “. Агентура В. Шелленберга широко использовала не только дипломатов, но и ком мунистов Скандинавии, вы шедших из партии. Так, в воспоминаниях В. Шеллен берга упоминается швед Нильс Флюг, газету которого ( “Фолькстс дагблад“) фи нансировали немцы... С начала войны постоян ным источником получения данных о Северном флоте стали попавшие в плен рус ские моряки. Их было много, но я приведу лишь два-три бо лее или менее известных фак та. Весной 1942 года немцы ата ковали очередной конвой и по топили несколько советских су дов. Выловив из моря русских, немцы тут же устроили допросы с пристрастием: “Какие воен ные суда шли в охранении? Как выглядят сейчас Мурманск и Архангельск? Где вы видели русские подводные лодки? “. Особенно усердствовали офи- церы-разведчики на линкоре “Тирпиц“, куда была переса жена оставшаяся часть коман ды парохода “Ижора“. Второй эпизод такой. Немцы с эсминца “Адмирал Хиппер“ в ноябре 1942 года по добрали в море 15 советских мо ряков с СКР-78. Среди спасен ных были старпом, два радиста, штурман. И прежде чем их от править в концлагерь, гитле ровцы “вытрясли“ из них нема ло сведений. Я не хочу бросать тень на попавших в беду людей, но система сбора разведданных через пленных у немцев была построена так, что русские не вольно выдавали кое-какие секреты. И это при их (у боль шинства) твердом убеждении не стать предателями. Как это достигалось, я пока жу на примере допроса немца ми командира подводной лодки “Щ -403“ капитан-лейтенанта С. И. Коваленко. Командир “Щуки “ попал в плен при необычных и мучи тельных (и физически, и ду ховно) обстоятельствах: лодка спешно погрузилась после вне запной немецкой атаки, ране ный командир остался на верх ней палубе. Наши считали его погибшим, а Коваленко при по гружении был подобран немца ми. (Даже в книге “Подводной войны рядовые “, вышедшей в свет спустя 35 лет после войны, на стр. 11 читаем: “С. И. Кова ленко погиб “) . Но подводник был спасен, вскоре опознан, ему ампутировали ногу, и все это время его тщательно допра шивали. Один из протоколов допроса прислал мне норвеж ский исследователь из Варде Р. Раутио, он работал в Берлин-* ском архиве и снял для нас не сколько ксерокопий (ему же мы обязаны и немецкими фотосни- ками, которые к этой статье прилагаются). Допрос Коваленко шел как обычно: уточнение биографиче ских данных, места службы. Затем вопросы о начальстве (кто командир дивизиона?) и друзьях-товарищах (кто ко мандует другими подводными лодками?). Когда Семен Ива нович стал уходить от ответов: “Я не помню“, офицер-немец достал из стола бумагу и спро сил: “Вы буквы немецкого ал фавита знаете? Прочитайте этот список “. Коваленко обомлел и обмяк - в списке был весь командный состав подлодок Северного фло та. Командиры лодок были пе речислены по званиям, с указа нием, когда вступил в командо вание и т. д. И немцам нужно было лишь уточнить, как звали Малышева и Лысенко, да уз нать о последних перемещени ях. Оказывается, большинство этих сведений о Северном фло те немцы собрали еще до войны, а взятые в плен моряки помога ли (вопреки своим желаниям) уточнять эти данные. И это уточнение шло не только по кадровым вопросам, но и по тех нике, вооружению, новой так тике действий и т. д. и т. п. ... Как свидетельствовал на допросе попавший в плен на чальник штаба при гитлеров ской ставке генерал-полковник А. Йодль, “основную массу раз ведданных о ходе войны (90 процентов) составляли матери алы радиоразведки и опросы пленных “. А из видных развед чиков он называл полковника Ганзена. Немало нужных сведений получали немцы из наших сво док Совинформбюро и газетных статей, доходящих до Европы (из “Правды“, “Известий “, “Красной звезды“) . Допустим, сообщалось о героическом похо де лодки, возглавляемой Нико лаем Столбовым, и немцы уже знали, что “Щ -402“ - в строю. Пропали о ней сообщения - зна чит, что-то произошло. И наконец, последний вопрос - были ли немецкие шпионы на Мурмане вообще, и на Север ном флоте, в частности? Что ка сается всего края, то, думается, были. И кое-кого наша контр разведка вылавливала. А вот что касается Северного флота, то боюсь сказать - нет у меня та ких данных. Думаю, что таких классических шпионов, как Ма та Хари, у нас не было. Нечего сказать и о мелкой резидентуре - не знаю. Но так или иначе, немцы во вторую мировую войну имели сравнительно неплохую военно- морскую разведку на Севере Ев ропы. И она нам.принесла нема ло хлопот. Алексей КИСЕЛЕВ, краевед. ОТ РЕДАКЦИИ. Алексей Алексеевич Киселев много лет сотрудничает с “РМ“. Благо дарим его за очередной инте ресный материал. Но одновременно сообщаем (это особенно важно для молодых читателей) несколько фактов о действиях советской развед ки в годы Великой Отечест венной войны. 50-летие Победы на ее крайнем правом фланге мы будем отмечать осенью этого года. Есть нема лая доля в боевых успехах Ка рельского фронта и Северного флота разведчиков - людей крепкой закалки и высокого воинского мастерства. Поскольку речь в материале А. Киселева идет о флоте, на зовем несколько имен развед- чиков-североморцев. Первым среди них - дважды Героя Со ветского Союза Виктора Ни колаевича Леонова. Когда началась Великая Отечест венная война, он служил мото ристом на подводной лодке. На суше развернулись жесто кие бои - враг рвался к Мур манску, к базам Северного флота. И Виктор Леонов ста новится разведчиком. В 1943 году ему, уже опытному воину, доверяется командование 181- м особым разведывательным отрядом штаба СФ. Отряд Виктора Леонова совершил более 50 рейдов в тыл врага, добывая ценные сведения. Раз ведчикам не рекомендова лось ввязываться в бои. Но если их обнаруживали, они действовали смело, стреми тельно и всегда успешно. От личился отряд и его командир в боях за освобож дение Печенги осенью 1944 года. В. Н. Леонову и несколь ким бойцам его отряда было присвоено звание Героя Со ветского Союза. Второй Зо лотой Звезды Виктор Леонов удостоен за бои при освобождении Кореи от японских милитаристов. В Первом добровольче ском отряде моряков СФ во евал Владимир Бродюк, командир взвода разведки. Отлично воевал его взвод! В. В. Бродюк также стал Геро ем Советского Союза. Большое внимание уделя лось воздушной разведке. Ее мастерски вел Леонид Ильич Елькин, считавшийся л уч шим разведчиком 118-го раз- ведполка. Недавно ( см. “РМ" № 16 с. г.) мы расска зали о том, как он вызвал восхищение англичан съем кой военно-морской базы в Альте (Норвегия), где сто яли фашистские боевые ко рабли “Тирпиц" и 'Шарнгорст". Наши союз ники сделать этого не мог ли. Два этих славных имени сегодня на борту больших морозильных траулеров " Щ рманрыбпрома А. Киселев пишет, что не мцы пользовались сведения ми и из газет, сводок Совинформбюро. Но были разведчики, о действиях ко торых в то время не писали. Только спустя 25 лет после окончания войны газеты, в том числе - и “Рыбный Мур- ман , рассказали о них. С тех пор выросло целое поколение, поэтому мы еще раз вернемся к этой теме под рубрикой “К 50-летию Победы на Севере". Фото и з н ем е ц к о го архива : советский во е н н о п л е н ны й н а борту “ Тирпица
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz