Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.

№ 23 (4519) 10 - 16 июня 1994 года Самые дальние гавани России (Продолжение Начало в № 19, 20, 21, 22) КРЫЛАТАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Владимир Ильич Черноок - кандидат технических наук, заведующий лабораторией пер­ спективных методов и техники экспедиционных исследований ПИНРО. Нас познакомили пе­ ред вылетом на Сахалин. И во время перелета я видела, как по-хозяйски идет этот человек по самолету, останавливается около специалистов, сидящих за радиолокаторами и компью­ терами, обсуждает с ними изображение на экранах мо­ ниторов, как свободно заходит он в кабину пилотов, и сразу чувствуется, что он и там че­ ловек не посторонний. Но вот вечером выдался сво­ бодный час, и мы сидим с Чернооком в гостиничном номе­ ре, и он рассказывает... - Я бредил авиацией с де­ тства, тут сказалось влияние отца - он всю войну летал на ИЛ-4. А электроникой зани­ мался еще в школе. И когда медкомиссия не пропустила в летное училище, поступил в Томский институт радиоэлект­ роники. По распределению ока­ зался в Омске в КБ, связанном с авиацией. В Мурманск родственники переманили. Здесь мне повез­ ло - устроился работать в ПИНРО, в лабораторию Степи­ на Сергея Борисовича, кото­ рый в то время начал активно заниматься дистанционными исследованиями - со спутников и самолетов - поверхности оке­ ана. Ведь как по лицу человека можно определить его внут­ реннее состояние, так по по­ верхности океана можно судить о процессах, происходя­ щих в его глубинах. - Вы были единственными? - Нет, конечно. Дистанци­ онные исследования вели на­ ши академические институты, их проводили американцы, японцы, французы. Но как это было? Смотрели в блистер (выпуклый иллюминатор само­ лета - И.Б.) и искали визуаль­ но рыбу, считали тюленей, с помощью инфракрасных радио­ метров проводили измерения температуры поверхности воды. - То есть авиация использова­ лась в рыбной отрасли давно? - На нашем бассейне с се­ редины двадцатых годов само­ лет использовали для подсчета гренландских тюленей в Белом море, в тридцатые годы с само­ лета искали скопления сельди в Баренцевом море. В 1976-77 годах мы с Серге­ ем Борисовичем начали разра­ батывать самолетный спектрометр для определения концентрации фитопланктона в морской годе. Фитопланкто­ ном питается зоопланктон, им - мелкая рыба, ну а ею - круп­ ная. Испытания этого прибора на морских просторах дало большой объем информации. Стали думать, как автоматизи­ ровать процесс обработки изме­ рений на самолетег На первом этапе приспособили перфоратор. Из полетов привозили много пер­ фолент, которые потом долго об­ рабатывали на земле. При этом терялась оперативность в получении результатов. В море изменения происходят быстро, при поиске рыбы результаты из­ мерений должны анализировать­ ся сразу же. Это привело к мысли поставить компьютер на борт самолета. Первая бортовая ЭВМ “Искра-125“ была уста­ новлена нами в 1981 году. По нынешним понятиям это была очень слабая ЭВМ. Измере­ ние максимального количест­ ва параметров поверхности океана и атмосферы позволило бы лучше диагностировать, а комплексность измерений да­ вала возможность лучше изучать взаимосвязь параметров моря и объектов промысла. Так возник­ ла идея создания самолета-лабо- ратории, оснащенного разнообразной техникой для из­ мерения параметров моря и по­ иска объектов морского промысла. - И появился ИЛ-18? - До 1982 года мы летали, в основном, на самолете ИЛ-14, хороший был самолет, но уста­ ревшей серии, готовился к спи­ санию. В 1982 году мы с сотрудниками “Севрыбпромраз- ведки“ решили испытать само­ лет ИЛ-18Д на поиске рыбы. Самолет нам понравился - он об­ ладал большой дальностью поле­ та, что важно для исследования отдаленных районов промысла, высокой надежностью, гораздо большей площадью для размеще­ ния исследовательской аппарату­ ры. Установили оборудование... - Я видела его сегодня. - Нет, это был другой само­ лет. Большую помощь оказал нам начальник “Севрыбы“ Ми­ хаил Иванович Каргин, в Мин- рыбхозе поддержал начальник отдела промрыболовства B.C. Григорьев. Два года не вылезали из КБ им. С.В.Ильюшина, раз­ рабатывая варианты установки оборудования. Томский инсти­ тут оптики атмосферы посодей­ ствовал: у нас появился лазер, позволяющий “видеть “ на глу­ бине до 30 метров. За границей купили тепловизор, фотокамеры: 4 фотокамеры ведут съемки од­ новременно - каждая в своем цвете, а когда снимки совмеща­ ются на синтезаторе, получается достоверная картина. - И уже тоща обработку ин­ формации вели на компьютере? - Да, была установлена мощная бортовая система из не­ скольких ЭВМ, самолет был ос­ нащен самым современным для того времени отечественным обо­ рудованием. Уже тогда было яс­ но, что для нашей страны главными остаются два бассейна - Северный и Дальневосточный, и мы начали оборудовать еще один самолет. К этому времени выявилась проблема: при поле­ тах в тумане или над облаками ничего не видно. В 1991 году я встретился со специалистами Харьковского института радио­ физики и электроники, которые дим сверху. - Сейчас мы видели заснежен­ ные горы, ниточки рек... - И через спутник мы можем передать эту картинку, напри­ мер, к Вам домой в Мур­ манск, если там стоит компьютер и телефон. Можем на­ рисовать карту, маршрут, по которому летит самолет. - Есть ли аналоги у этого чуда? - “Помор “ оснащен новейшей техникой, и равных ему сегодня в России нет. Думаю, по такому комплексу оборудования нет ана­ логов и в мире. Есть самолеты, оснащенные, наверное, более со­ временными приборами, но в од­ ном каком-то плане. А я говорю о комплексе исследований. - Владимир Ильич, можно ли сказать, что все это - ваша заслу­ га? - Нет, это труд большого кол­ лектива. Я выбираю направле­ ние, нахожу специалистов, дотошно разбирающихся в техни­ ке, нахожу источники финанси­ рования, наконец. Кто-то сказал мне: “Ты как самонаводящаяся ракета, летишь к цели, преодоле­ вая преграды." Не помню, чтобы когда-нибудь не достиг намечен­ ного. - Что позвало Вас сейчас на Дальний Восток? - Эго для нас - терра инкогни­ то. Сколько еще будет здесь трудностей, сколько нервов будет истрепано! Но мы должны рабо­ тать совместно, а взаимодейство­ вать через всю страну невозможно. Объем авиаработ на Дальнем Востоке для рыбной от­ расли достигал в 80-е годы 10 тысяч летных часов в год. На данный момент вся рыбная авиаразведка на Дальнем Востоке уничтожена: разогнаны велико­ лепные специалисты, нет спе­ циальной авиасъемочной техники, самолетов-лабораторий; нет надежной организационной структуры проведения авиасъе­ мок в новых экономических ус­ ловиях. Все это придется восстанавливать. Нужно подго­ товить людей, чтобы вести по­ исковые работы, охрану двухсотмильной зоны, ледовую разведку, заниматься океано­ логией с борта самолета и т.д. Ведь в каждой промышленно развитой рыбодобывающей стране широко применяется авиация - особенно сильно в Канаде, США, Франции, Японии, Австралии. Малень­ кая страна Япония, а ры­ бакам помогают решать их проблемы более 50 различных самолетов. - Но Чернооку-то что за пе­ чаль - Дальний Восток? За де­ ржаву обидно? - Обидно. Здесь, на Даль­ нем Востоке, каждый регион - Са- халинский, Камчатский - больше Мурманского. И когда прекратится спад экономики, они должны будут готовы эф ­ фективно работать. - Владимир Ильич, Вы столько лет занимаетесь уни­ кальной работой. Кто знает об этом? - У меня семь авторских свидетельств об изобретениях. Два из них - по авиасъемке тюленей. - А это еще зачем? - Было специальное сове­ щание в Архангельске , я рассказал о нашем методе подсчета тюленей, и ученые очень заинтересовались. И в прошлом году мы проводили эти исследования. Суть вот в чем: тюленей раньше снима­ ли с самолета на фотопленку, причем только взрослых, т.к. бельков - детенышей тюленей - на белых льдинах не видно. И тут - масса ошибок. Пло­ щадь осмотра огромная, само­ лет летает несколько дней. Потом полгода эту пленку обрабатывают, визуально подсчитывают тюленей. А главное, взрослых тюленей никогда точно не сосчитать - они ныряют в воду. Да и как строить прогноз - то ли будут у этого тюленя детеныши, то ли нет. Наш способ таков: считаем только бельков, они не уходят со льдин, данные получаем от тепловизора, вво­ дим в компьютер, он и счита­ ет. За один-два дня вся работа завершена. - Я поняла: главное при под­ счете тюленей не сегодняшнее их количество, а сколько тюле­ ней будет “завтра*, то есть иметь прогноз... Ну что ж, Вла­ димир Ильич, давайте подве­ дем итог. - Мы остались одни в рыб­ ной отрасли, единственные обладатели технологии прове­ дения авиасъемочных работ. На Дальнем Востоке, как уже сказано, вся рыбная авиараз­ ведка уничтожена. Если и нас не станет, восстановить все на профессиональном уровне бу­ дет очень и очень трудно, не менее 10 лет потребуется. При малейшем оживлении экономики все это понадо­ бится. И очень важно не от­ дать рынок западным фирмам. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. Южно-Сахалинск - Владиво­ сток - Мурманск. (Окончание следует). В. И. ЧЕРНООК. занимались разработками ради­ олокационной аппаратуры с по­ лосой обзора до 100 км, день или ночь, туман или облачность - не важно. Мы вместе с ними провели испытания и увидели не только фронтальные зоны на поверхности моря, но даже на­ блюдали, как на одном судне мыли танки, а за судном тянулся нефтяной шлейф. - И куда девались эти ИЛ-18? - В 1991 году стало сложно с финансированием полетов. До­ модедовский авиаотряд - владе­ лец самолетов - требовал, чтобы самолеты летали не менее 1,5 тысячи часов в год, иначе они становились нерентабельными. Рыбная отрасль не смогла найти денег на такие объемы полетов, и дело кончилось тем, что в 1992 году оба уникальных самолета- лаборатории были разоборудова- ны и стали выполнять чисто транспортные полеты, т.е. пре­ кратили свое существование как лаборатории. Тогда и договорились мы с Государственным научно-иссле­ довательским институтом граж­ данской авиации (ГосНИИ ГА) о создании новой крылатой лабора­ тории на базе третьего самолета ИЛ-18Д. ГосНИИ ГА проводил испытания новой авиационной техники, и ему не нужны были большие объемы летных работ. В создании третьей летающей лаборатории, которую мы назвали “Помор приняли участие со­ трудники ПИНРО, Харьковского института радиофизики, ГосНИИ ГА. Установили радиолокацион­ ный комплекс, спутниковую на­ вигационную систему, которая позволяет определять местополо­ жение самолета с точностью до десятков метров, систему спутни­ ковой радиосвязи, мощные компь­ ютеры, сканеры, фото- и видеотехнику, то есть все самое современное. Кстати, чтобы не стать безна­ дежно устаревшими, надо ме­ нять или усовершенствовать технику каждый год. Теперь мы можем передать изображение прямо на судовой компьютер. И там видят в цвете все, что мы ви­ i * 4 - I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz