Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
№ 23 (4519) 10 - 16 июня 1994 года Самые дальние гавани России (Продолжение Начало в № 19, 20, 21, 22) КРЫЛАТАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Владимир Ильич Черноок - кандидат технических наук, заведующий лабораторией пер спективных методов и техники экспедиционных исследований ПИНРО. Нас познакомили пе ред вылетом на Сахалин. И во время перелета я видела, как по-хозяйски идет этот человек по самолету, останавливается около специалистов, сидящих за радиолокаторами и компью терами, обсуждает с ними изображение на экранах мо ниторов, как свободно заходит он в кабину пилотов, и сразу чувствуется, что он и там че ловек не посторонний. Но вот вечером выдался сво бодный час, и мы сидим с Чернооком в гостиничном номе ре, и он рассказывает... - Я бредил авиацией с де тства, тут сказалось влияние отца - он всю войну летал на ИЛ-4. А электроникой зани мался еще в школе. И когда медкомиссия не пропустила в летное училище, поступил в Томский институт радиоэлект роники. По распределению ока зался в Омске в КБ, связанном с авиацией. В Мурманск родственники переманили. Здесь мне повез ло - устроился работать в ПИНРО, в лабораторию Степи на Сергея Борисовича, кото рый в то время начал активно заниматься дистанционными исследованиями - со спутников и самолетов - поверхности оке ана. Ведь как по лицу человека можно определить его внут реннее состояние, так по по верхности океана можно судить о процессах, происходя щих в его глубинах. - Вы были единственными? - Нет, конечно. Дистанци онные исследования вели на ши академические институты, их проводили американцы, японцы, французы. Но как это было? Смотрели в блистер (выпуклый иллюминатор само лета - И.Б.) и искали визуаль но рыбу, считали тюленей, с помощью инфракрасных радио метров проводили измерения температуры поверхности воды. - То есть авиация использова лась в рыбной отрасли давно? - На нашем бассейне с се редины двадцатых годов само лет использовали для подсчета гренландских тюленей в Белом море, в тридцатые годы с само лета искали скопления сельди в Баренцевом море. В 1976-77 годах мы с Серге ем Борисовичем начали разра батывать самолетный спектрометр для определения концентрации фитопланктона в морской годе. Фитопланкто ном питается зоопланктон, им - мелкая рыба, ну а ею - круп ная. Испытания этого прибора на морских просторах дало большой объем информации. Стали думать, как автоматизи ровать процесс обработки изме рений на самолетег На первом этапе приспособили перфоратор. Из полетов привозили много пер фолент, которые потом долго об рабатывали на земле. При этом терялась оперативность в получении результатов. В море изменения происходят быстро, при поиске рыбы результаты из мерений должны анализировать ся сразу же. Это привело к мысли поставить компьютер на борт самолета. Первая бортовая ЭВМ “Искра-125“ была уста новлена нами в 1981 году. По нынешним понятиям это была очень слабая ЭВМ. Измере ние максимального количест ва параметров поверхности океана и атмосферы позволило бы лучше диагностировать, а комплексность измерений да вала возможность лучше изучать взаимосвязь параметров моря и объектов промысла. Так возник ла идея создания самолета-лабо- ратории, оснащенного разнообразной техникой для из мерения параметров моря и по иска объектов морского промысла. - И появился ИЛ-18? - До 1982 года мы летали, в основном, на самолете ИЛ-14, хороший был самолет, но уста ревшей серии, готовился к спи санию. В 1982 году мы с сотрудниками “Севрыбпромраз- ведки“ решили испытать само лет ИЛ-18Д на поиске рыбы. Самолет нам понравился - он об ладал большой дальностью поле та, что важно для исследования отдаленных районов промысла, высокой надежностью, гораздо большей площадью для размеще ния исследовательской аппарату ры. Установили оборудование... - Я видела его сегодня. - Нет, это был другой само лет. Большую помощь оказал нам начальник “Севрыбы“ Ми хаил Иванович Каргин, в Мин- рыбхозе поддержал начальник отдела промрыболовства B.C. Григорьев. Два года не вылезали из КБ им. С.В.Ильюшина, раз рабатывая варианты установки оборудования. Томский инсти тут оптики атмосферы посодей ствовал: у нас появился лазер, позволяющий “видеть “ на глу бине до 30 метров. За границей купили тепловизор, фотокамеры: 4 фотокамеры ведут съемки од новременно - каждая в своем цвете, а когда снимки совмеща ются на синтезаторе, получается достоверная картина. - И уже тоща обработку ин формации вели на компьютере? - Да, была установлена мощная бортовая система из не скольких ЭВМ, самолет был ос нащен самым современным для того времени отечественным обо рудованием. Уже тогда было яс но, что для нашей страны главными остаются два бассейна - Северный и Дальневосточный, и мы начали оборудовать еще один самолет. К этому времени выявилась проблема: при поле тах в тумане или над облаками ничего не видно. В 1991 году я встретился со специалистами Харьковского института радио физики и электроники, которые дим сверху. - Сейчас мы видели заснежен ные горы, ниточки рек... - И через спутник мы можем передать эту картинку, напри мер, к Вам домой в Мур манск, если там стоит компьютер и телефон. Можем на рисовать карту, маршрут, по которому летит самолет. - Есть ли аналоги у этого чуда? - “Помор “ оснащен новейшей техникой, и равных ему сегодня в России нет. Думаю, по такому комплексу оборудования нет ана логов и в мире. Есть самолеты, оснащенные, наверное, более со временными приборами, но в од ном каком-то плане. А я говорю о комплексе исследований. - Владимир Ильич, можно ли сказать, что все это - ваша заслу га? - Нет, это труд большого кол лектива. Я выбираю направле ние, нахожу специалистов, дотошно разбирающихся в техни ке, нахожу источники финанси рования, наконец. Кто-то сказал мне: “Ты как самонаводящаяся ракета, летишь к цели, преодоле вая преграды." Не помню, чтобы когда-нибудь не достиг намечен ного. - Что позвало Вас сейчас на Дальний Восток? - Эго для нас - терра инкогни то. Сколько еще будет здесь трудностей, сколько нервов будет истрепано! Но мы должны рабо тать совместно, а взаимодейство вать через всю страну невозможно. Объем авиаработ на Дальнем Востоке для рыбной от расли достигал в 80-е годы 10 тысяч летных часов в год. На данный момент вся рыбная авиаразведка на Дальнем Востоке уничтожена: разогнаны велико лепные специалисты, нет спе циальной авиасъемочной техники, самолетов-лабораторий; нет надежной организационной структуры проведения авиасъе мок в новых экономических ус ловиях. Все это придется восстанавливать. Нужно подго товить людей, чтобы вести по исковые работы, охрану двухсотмильной зоны, ледовую разведку, заниматься океано логией с борта самолета и т.д. Ведь в каждой промышленно развитой рыбодобывающей стране широко применяется авиация - особенно сильно в Канаде, США, Франции, Японии, Австралии. Малень кая страна Япония, а ры бакам помогают решать их проблемы более 50 различных самолетов. - Но Чернооку-то что за пе чаль - Дальний Восток? За де ржаву обидно? - Обидно. Здесь, на Даль нем Востоке, каждый регион - Са- халинский, Камчатский - больше Мурманского. И когда прекратится спад экономики, они должны будут готовы эф фективно работать. - Владимир Ильич, Вы столько лет занимаетесь уни кальной работой. Кто знает об этом? - У меня семь авторских свидетельств об изобретениях. Два из них - по авиасъемке тюленей. - А это еще зачем? - Было специальное сове щание в Архангельске , я рассказал о нашем методе подсчета тюленей, и ученые очень заинтересовались. И в прошлом году мы проводили эти исследования. Суть вот в чем: тюленей раньше снима ли с самолета на фотопленку, причем только взрослых, т.к. бельков - детенышей тюленей - на белых льдинах не видно. И тут - масса ошибок. Пло щадь осмотра огромная, само лет летает несколько дней. Потом полгода эту пленку обрабатывают, визуально подсчитывают тюленей. А главное, взрослых тюленей никогда точно не сосчитать - они ныряют в воду. Да и как строить прогноз - то ли будут у этого тюленя детеныши, то ли нет. Наш способ таков: считаем только бельков, они не уходят со льдин, данные получаем от тепловизора, вво дим в компьютер, он и счита ет. За один-два дня вся работа завершена. - Я поняла: главное при под счете тюленей не сегодняшнее их количество, а сколько тюле ней будет “завтра*, то есть иметь прогноз... Ну что ж, Вла димир Ильич, давайте подве дем итог. - Мы остались одни в рыб ной отрасли, единственные обладатели технологии прове дения авиасъемочных работ. На Дальнем Востоке, как уже сказано, вся рыбная авиараз ведка уничтожена. Если и нас не станет, восстановить все на профессиональном уровне бу дет очень и очень трудно, не менее 10 лет потребуется. При малейшем оживлении экономики все это понадо бится. И очень важно не от дать рынок западным фирмам. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. Южно-Сахалинск - Владиво сток - Мурманск. (Окончание следует). В. И. ЧЕРНООК. занимались разработками ради олокационной аппаратуры с по лосой обзора до 100 км, день или ночь, туман или облачность - не важно. Мы вместе с ними провели испытания и увидели не только фронтальные зоны на поверхности моря, но даже на блюдали, как на одном судне мыли танки, а за судном тянулся нефтяной шлейф. - И куда девались эти ИЛ-18? - В 1991 году стало сложно с финансированием полетов. До модедовский авиаотряд - владе лец самолетов - требовал, чтобы самолеты летали не менее 1,5 тысячи часов в год, иначе они становились нерентабельными. Рыбная отрасль не смогла найти денег на такие объемы полетов, и дело кончилось тем, что в 1992 году оба уникальных самолета- лаборатории были разоборудова- ны и стали выполнять чисто транспортные полеты, т.е. пре кратили свое существование как лаборатории. Тогда и договорились мы с Государственным научно-иссле довательским институтом граж данской авиации (ГосНИИ ГА) о создании новой крылатой лабора тории на базе третьего самолета ИЛ-18Д. ГосНИИ ГА проводил испытания новой авиационной техники, и ему не нужны были большие объемы летных работ. В создании третьей летающей лаборатории, которую мы назвали “Помор приняли участие со трудники ПИНРО, Харьковского института радиофизики, ГосНИИ ГА. Установили радиолокацион ный комплекс, спутниковую на вигационную систему, которая позволяет определять местополо жение самолета с точностью до десятков метров, систему спутни ковой радиосвязи, мощные компь ютеры, сканеры, фото- и видеотехнику, то есть все самое современное. Кстати, чтобы не стать безна дежно устаревшими, надо ме нять или усовершенствовать технику каждый год. Теперь мы можем передать изображение прямо на судовой компьютер. И там видят в цвете все, что мы ви i * 4 - I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz