Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
6 № 23 (4519) 10 - 16 июня 1994 года Кошелёк и жизнь • В продолжение темы Премьер-министры России и Белоруссии Виктор Черномырдин и Вячеслав Кебич, а также председатель Центрального банка Рос сии (ЦБР) Виктор Геращенко подписали договор об объединении денежных систем. В ближайшее время кредитно-денежная политика в Белоруссии будет определяться ЦБР. Под документом нет подписи председа теляНационального банкаБелоруссии (НББ) Станислава Бощанкевича... Совсем недавно мурманчане, приезжая на свои белорусские дачи, в гости к родственни кам, друзьям, становились миллионерами. После этого соглашения они, похоже, теряют многое. КОРМИТЬ СОБИРАЕТСЯ РОССИЯ По официальным данным в апреле за один российский рубль давали десять бело русских рублей-“зайчиков41. За доллар США - 19 тысяч. При объединении денежных систем (ОДС) предполагается, если судить по ут верждению министра финансов России Сер гея Дубинина, что каждый гражданин Бело руссии сможет обменять до 200 тысяч “зай чиков “ на такую же сумму российских руб лей. На валютно-кредитном рынке за эту сумму “зайчиков" он получил бы около 25 тысяч рублей. 175 тысяч, выходит, добавят из кармана россиян. Это около 90 долларов США. К этому добавлю, что рост инфляции в Белоруссии 40 процентов, у нас - 8. А министр финансов РФ в “Российской газете “ заявляет, что “мы ничего не проиг рываем и ничего особенно не выигрываем с точки зрения чисто денежной. Но жизнь об легчаем себе и Белоруссии значительно". Однако курс российского рубля по отноше нию к “зайчику “ наглядно показывает, что Россия при объединении денежных систем проигрывает, несмотря на то, что будут сня ты таможенные пошлины в торговле, отме нена плата за транзит грузов по территории Белоруссии. К тому же, председатель НББ нагнетает обстановку и говорит, что если за 7 “зайчиков“ будут давать один рубль, то это нанесет смертельный удар по белорус ской экономике. Вот и торгуется белорус ское руководство за льготный обменный курс. Поэтому не случайно премьер-ми нистр Белоруссии говорит “о всеобщем про цветании" республики после объединения. Только “процветание" свалится на бело- руссов не в виде манны небесной, а в виде шелеста российских купюр. Один из белорусских бизнесменов ска зал на страницах печати, что “никто не со бирается кормить нынешнее правительство Белоруссии, ограбившее собственных про изводителей по-большевистски, конфиско вав валютные средства у предприятий". Увы, он ошибся, “кормить“ его, спасать от принципиальных ошибок в экономике наме рены ЦБР и правительство РФ. конституция СДЕНЬГАМИ НЕ СТЫКУЕТСЯ Самым трудным, как выясняется на пе реговорах об ОДС, был вопрос о создании единого эмиссионного центра, “станка “ для печатания ценных бумаг. Российская сторо на заняла однозначную позицию: Нацио нальный банк Белоруссии должен войти в состав Центрального банка России. Такое ПРОГЛОТИТ л и РОССИИСКИИ РУБЛЬ БЕЛОРУССКОГО "ЗАЙЧИКА"? не могло, конечно, понравиться Станиславу Богданкевичу. Единая денежная система, как считает он, вполне может существовать при двух суверенных банках - Белоруссии и Рос сии. Он против превращения НББ в филиал ЦБР, как и против форсированного слияния двух бюджетов. Потому он и не поставил свою подпись под договором, ибо тот, по его мнению, не соответствует белорусскому законодатель ству. Не соответствует ему и идея о двух суве ренных банках. Представители белорусского парламента заявили после подписания договора, что Кон ституция Белоруссии и соглашение об объеди нении денежных систем “стыкуются между собой очень тяжело “ . Для того, чтобы “зайчи ки “ превратить в рубли, необходимо внести в Основной Закон определенные поправки на сессии Верховного Совета. Если сессия не при мет их, то вопрос об объединении должен быть вынесен на всенародный референдум. Но вы носить на референдум надо, в первую очередь, вопрос о вхождении Белоруссии в состав Рос сии. Ведь денежная единица России не может стать денежной единицей другого государства без решения этой кардинальной проблемы. Со здание единой денежной системы толкает Бе лоруссию принять решение о добровольном вхождении в состав России. Если ЦБР начнет печатать рубли и ценные бумаги для двух ре спублик-государств, то будет поставлен крест не только на суверенитете НББ, но и на неза висимости Белоруссии. Это прекрасно поняла оппозиция в Бело руссии. И считает, что премьер-министр Вя чеслав Кебич, поставив свою подпись под до говором, нарушил Конституцию своей страны. Оппозиция требует привлечь его к уголовной ответственности за государственную измену, обвиняя в “обмене части своего суверенитета на российские рубли“ . А на мой взгляд, согла шение о едином рублевом пространстве, если оно начнет работать, “сдаст весь суверени тет", а не его часть. КАРАВАЙ, КАРАВАЙ, КОГО ХОЧЕШЬ ВЫБИРАЙ Мы уже знаем, что республика Калмыкия променяла свой суверенитет на федеральную финансовую помощь. Но в Калмыкии, находя щейся в составе России, “ходили" рубли, она не имела своих денег. Белоруссия же, увлека ясь “партийной суверенизацией“ , решила стать независимым государством и ввела свои “зайчики “ , создала Национальный банк. И вот теперь решила вернуться в рублевую зону. Для этого ей придется отказаться от суверени тета и стать равноправным субъектом Россий ской Федерации. Или же остаться при своих “зайчиках “ и ждать экономического краха, во избежание которого требуется крепкая нацио нальная валюта, которой у нее на сегодня нет. И когда появится неизвестно. В СОСТАВЕ РОССИИ БЕЛОРУССИИ НЕТ Министр финансов Сергей Дубинин под твердил в одном интервью, что “объединение денежных систем будет проведено только по сле того, как в Белоруссии изменят Основ ной Закон “. Но почему-то умолчал, что “ло мать" надо и новую российскую Конститу цию. По Конституции нашего государства де нежной единицей в РФ является рубль. По сле объединения денежных систем рубль становится единицей и другого государства. Следовательно, организаторы данного дого вора тоже идут на нарушение российского Основного Закона, занимаясь подозритель ной куплей-продажей за рубли суверенитета Белоруссии без согласия Федерального Со брания РФ. Мне могут возразить, что по Конституции РФ защита и обеспечение рубля - основная функция ЦБ, которую он осуществляет не зависимо от других органов государственной власти. Но о какой защите рубля может идти речь, если он появляется на территории дру гого государства не по рыночному курсу? Вы ходит, у ЦБ есть свои интересы, которые спо собствуют не благу России, а "процветанию Белоруссии". И ЦБ, и правительство, кото рые принимают участие в этой сделке, не об легчают жизнь россиян, а усложняют, ибо неконституционным путем с помощью льгот ного обменного курса решили вытащить из кризиса коммунистическое правительство Белоруссии и социалистическую денежную систему. По нашей Конституции правительство РФ обеспечивает в стране проведение еди ной финансовой, кредитной и денежной политики. При создании ЕДС эту же полити ку оно обязано проводить и на территории другого государства. Это в Конституции не предусмотрено. Правительство, подписав до говор, фактически встало на антиконститу ционный путь. Выходит, к ответственности надо привлекать и Виктора Черномырдина, который участвовал в подготовке перехода к единой денежной политике. Неужели российский премьер не догады вается, что создание единой денежной систе мы ведет к политической войне между Рос сией и Белоруссией, и что это - своеобразная политическая провокация, затеянная банки рами и финансистами, направленная в ко нечном итоге против Президента РФ Бориса Ельцина? Ему же расхлебывать придется всю эту "кашу", сваренную коммунистами. Как пишут журналисты, Кебич, поставив свою подпись под договором, нарушил сразу четыре статьи новой белорусской Конститу ции. Не одну статью новой российской Кон ституции нарушили и Черномырдин с Гера щенко. Этот договор вообще не стыкуется ни с той, ни с другой конституциями. В составе России нет такой республики Белоруссии. Поэтому проблема объединения денежных систем прежде всего политиче ская, конституционная, а затем уже финан совая. Ее-то и надо было решать на самом высоком уровне. И заниматься активно объ единением можно лишь после принятия за конодательными органами России и Бело руссии соответствующих постановлений, од но из которых - о вхождении Белоруссии в состав России в качестве равноправного субъекта федерации. Вячеслав КУЗНЕЦОВ. Рисунок Валерия ТАРАСЕНКО. ВЫДЕРЖКИ ИЗ КОММЕНТАРИЯ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" ... В связи с тем, что в республиках, вхо дящих в Российскую Федерацию, отношения по осуществлению потребителями их важ нейших прав могут быть урегулированы не одинаково, в ст. 2 Закона о защите прав по требителей устанавливаются общие правила применения законодательства одной респуб лики в другой. Эти нормы действуют лишь в том случае, если иные правила не установ лены межреспубликанскими соглашениями. При возникновении отношений, связанных с причинением потребителям вреда, а также вытекающих из осуществления права потре бителей на безопасность жизни и здоровья, должен применяться закон места рассмотре ния спора, а по ходатайству потребителя - закон места причинения вреда. В случаях возникновения отношений, связанных с реа лизацией иных предусмотренных законода тельством прав потребителей, применяется закон места приобретения товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено согла шением между потребителем и продавцом (исполнителем). Международный договор, заключенный Российской Федерацией с иностранным государством, может устанав ливать иные правила, чем это предусмотре но во внутреннем законодательстве. Заклю ченный Россией международный договор имеет приоритет перед нормами внутреннего законодательства... ... Продавец (изготовитель, исполни тель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу) соответствующий по каче ству обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах (работах, услугах), предоставленной про давцом (изготовителем, исполнителем)... ... В соответствии с действующим законо дательством в области правового регулиро вания качества обязательными требования ми являются: требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды; требо вания, направленные на обеспечение техни ческой совместимости. Все остальные требо вания, являющиеся рекомендательными, становятся условиями договора на обслужи вание граждан, поэтому все важнейшие по требительские характеристики, например, продаваемого товара, должны обусловли ваться сторонами в договоре... Достоверную информацию о потребительских свойствах товаров (работ, услуг), обеспечивающую возможность их компетентного выбора, дово дят до сведения потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам (ре зультатам работ, услуг), на этикетке, а так же маркировкой, указанием даты изготовле ния или иным способом, принятым для от дельных видов товаров (работ, услуг) или в отдельных сферах обслуживания. В извест ных пределах эти требования распространя ются и на граждан, осуществляющих пред принимательскую деятельность без образо вания юридического лица. Эти граждане обя заны предоставлять информацию о регистра ции и наименовании органа, зарегистриро вавшего их, сведения о стандарте, обязатель ные требования которого распространяются на реализуемые ими товары (работы, услу ги) , и сведения об их сертификации. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возможность использования то вара (результатов выполненной работы) по назначению в течение срока его службы, ус- тановлешюго им самим или по соглашению с потребителем, а если срок службы не уста новлен - в течение 10 лет...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz