Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
Будущее Северного бассейна №23 (4519) 10 - ОБМАНЫВАТЬНАРОД (Окончание. Начало на 1-й стр.) Система прохождения валюты, которую установило правительство, была абсолют но неприемлемой для такого живого орга низма как флот. И мы были вынуждены идти на заведомое нарушение Указа Пре зидента. - Наверное, будь на вашем месте любой чиновник из нынешней налоговой инспек ции, он поступил бы точно так же. - Безусловно. Надо отправлять суда, платить за топливо, за порт захода и порто вые услуги, то есть надо, чтобы суда рабо тали. А мы должны были ввезенную в страну валюту продать на аукционе, часть ее - в бюджет, а из оставшейся части пе ревести деньги на агентирование, закупку оборудования и т. д. Вот за это теперь на нас накладывают штрафы, которые превы шают стоимость всех основных фондов. - То есть выплатить их немыслимо? - Разумеется. Но самое-то главное: идет обман всего российского народа. Ведь в та кой ситуации находится не только "Сев- рыбпромразведка “, а большинство крупных предприятий. - А в чем обман? - Все очень просто. Районная налоговая инспекция сообщает в городскую, что сум ма налогов и штрафов будет такая-то. Из городской обобщенная статистика поступа ет в областную налоговую инспекцию, за тем - в федеральную. И “собранные" со всей России суммы “складываются" в фе деральный фонд, который распределяет Государственная Дума. Но коли я не запла тил ни налоги, ни штрафы, то в этом феде ральном мешке не триллионы, не миллиарды, а... ноль. А мы делаем вид, что ноль, деленный на всех нас, превращается в деньги! Надо повысить зарплату, пенсии, пособия, стипендии? Так вот из “мешка “ достанем и повысим! Но это же обман и ничего кроме обмана населения! - В какой сумме выражается штраф н недоперечнсленный налог в бюджет по ва шему флоту? - Суммарный - более 26 миллиардов рублей. Я, повторяю, ничего не имею про тив налоговой инспекции, но за подсчетом сумм штрафов должны стоять разумные ре шения, реальность выплат, а не фантасти ка со всеми вытекающими отсюда последствиями. - Прежде всего - я имею в виду последст вия - невозможность работать, так ведь? - Ну конечно! Раз арестованы счета флота, я не могу оплачивать счета клиен тов. Стопорится работа - я не плачу деньги в бюджет, растут пени - на меня налагают ся штрафы, которые я не могу оплатить, так как не могу нормально, производительно работать. А раз нет роста производства, идет вымирание флота. - И что дальше? - А что дальше? Продержимся, пока не закончатся сроки эксплуатации судов. А ведь стадия первичного накопления капи тала произошла, есть люди, у которых в кармане миллиарды. Объявят нас банкро тами, и придет такой дядя, и купит с аук циона флот. Половину или больше судов он продаст с аукциона, оставит себе десяток “боеспособных" траулеров, получит как судовладелец квоту, реализует улов, при быль переведет в зарубежный банк и все. Конец. - Так, может, Павел Васильевич, и вам там поступить сегодня: оставить десяток су дов, остальные продать на металл и запла тить налоги. Народ отпустить. - Мы же - государственное предприятие. Чтобы продать пароход, надо получить раз решение собственника, то есть государства. Но даже если мы его получим, куда девать полторы тысячи человек, а у них семьи, то есть мы пустим по миру около пяти тысяч мурманчан. Разве это мыслимо? Ведь вы зна ете, сколько сегодня безработных. - Предположим, что вас не волнует чужое горе. - Как это? Я же - в их числе. И, значит, должен себя защищать, как и каждый из них. - Смешно н печально: работник государст венного предприятия должен защищать себя-, от государства! - Более того, получается, что государство само на себя налагает штраф, раз наш флот - госпредприятие. - Стало быть, нынешнее состояние флота - агония? - В нынешней ситуации - да. К слову, норвежцы будут рады такому повороту собы тий. И если Россия и Норвегия вступят в ЕЭС, а все к тому идет, то наше положение (имею в виду промысел в Баренцевом море) очень осложнится. Ведь в этом случае ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация в ООН) потребует равных прав на сырьевые ресурсы Баренцева моря для всех членов ООН. - Но ведь вступление России в ЕЭС по зволит ей иметь определенные финансовые вливания в экономику. Пусть мы будем ку шать не 15-29 кг рыбы в год, зато на “остав шиеся" деньги закупим мяса. - Вовсе нет. Мясо “растет" внутри страны, а потому иметь его или не иметь - проблема самой страны. А вот биоресурсы морей и океанов принадлежат всему чело вечеству. Тут “ничейной" рыбы нет. - Стало быть, надо хорошо подумать, прежде чем вступать в ЕЭС? - Не случайно председатель Комитета России по рыболовству В. Ф. Корельский возражает, резонно считая, что Баренцево море должно контролироваться только Норвегией и Россией. И баланс сил, рав ная заинтересованность в сотрудничестве двух стран просто необходимы. И - взаи моуважение. В последнее время со сторо ны Норвегии стали довольно частыми заявления, что, мол, русские моряки вору ют рыбу. Но пока еще не зафиксировано ни одного серьезного, документально обос нованного факта перелова. И шумиха в газетах вокруг якобы нечестной работы русских затеяна только потому, что наши судовладельцы стали напрямую торговать рыбой с Англией, Данией, Исландией, Португалией и т.д. То есть норвежцы по чувствовали, что утрачивают контроль над рыбным рынком. А это их, естественно, не может радовать. - Но мы ушли от более конкретной темы - налоги и будущее флота. - Нет, обе проблемы взаимосвязаны. Наша гибель, которую готовит государст во с помощью налоговой политики, будет на руку западным странам, и Норвегии в первую очередь. Наша сила (имею в виду могущество флота северного бассейна даст возможность России чувствовать себя на равных во взаимоотношениях и с Норве гией, и с другими западными странами. Но, самое главное, что я хотел сказать: хватит обманывать людей! Не только про стых смертных, но и тех руководителей страны, которые верят мифическим циф рам "собранных" налогов. Они, эти нало ги, никогда не будут собраны, поскольку нереальны. А раз их нет в казне, то как можно распределять нули! Ведь еще в школе учили: нуль, деленный на что угод но, дает нуль. Материалы разворота подготовлены Инной БЕРЕЗЮК. ОБЪЕДИНЕНИЕ НЕИЗБЕЖНО И.СКВИРСКИЙ, заместитель директора по производству АО "Севрыба" Вот уже третий год в отрасли идет спад производства. Особенно он усилился в пер вом квартале нынешнего года и продолжа ется по сей день. Как все начиналось и происходило, мы знаем. Но сейчас, когда прошел определен ный период, стали более четко видны при чины, породившие этот спад. Сначала - разъединение, когда каждое предприятие стремилось любыми путями обрести самостоятельность, причем, не сам статус независимости, а - главное - порвать наработанные годами отлаженные связи. Как мыслили тогда многие руководители: “Я - это я, а на остальных можно наплевать. Надо неординарно думать..." Под неорди нарностью подразумевалась вседозволен ность. Начались обманы, скрывание доходов, нагнетание нервозной обстановки через прессу. И все это под прикрытием заявле ний, что, мол, радеют о благе моряков и их семей. Первым этапом развала была ликвида ция нефтебазы. Как ни пытались трезвые головы доказать всем, что это приведет флоты к плачевным результатам, убежде ния не подействовали. Сегодня-то инициа торы создания "Мурман-Ойла" пожинают плоды своей недальновидности. Вторым этапом стал распад береговой базы: рыбокомбинат, "Севрыбсбыт", служба снабжения, автобаза... Каждый флот, теряя колоссальные деньги, начал со здавать у себя соответствующие службы, раздувая штаты, организуя фирмы и фир мочки. Может, в течение короткого времени это и дало кое-какую выгоду, но это было сиюминутной выгодой. Уже в 1993 году произошло, так называ емое, затоваривание рыбой. В порту стояли суда с уже проданной продукцией, посколь ку флот из-за отсутствия средств не мог произвести оплату вагонов. Но чаще суда стояли с непроданной рыбой, т. к. не было адресов отгрузки. Раньше это было пробле мой "Севрыбсбыта", теперь же ему не раз решали заниматься реализацией, а если дозволяли продавать, то только тот вид, ко торый сами флоты реализовать не могли. Ценные породы рыб вообще уходили в не известном направлении. В Мурманске ста ло легче купить продукцию из осетровых пород рыб, чем палтуса, зубатку, кльпсача, окуня. А если и появлялись "наши" породы, то по фантастическим ценам, вдвое дороже осетровых. И сейчас в порту затоваривание сельдью. А ведь в "Севрыбе" эту ситуацию пред видели еще в начале ноября, предупреждали руководителей, советовали не завышать це ны на мороженую сельдь. Но никто не хотел слушать, довели цену до 2300 руб. за кг. Теперь рады снизить, так ведь сроки реали зации поджимают, да и покупателей поуба вилось. И точно такая ситуация будет с реализацией путассу, если взгляд на про блему у руководителей не переменится. А самое главное - уже кончился этап, когда можно было выгодно продавать сырье. Пора повернуться к нашим береговым предприя тиям. Не сделаем этого - всех ждет банкрот ство. Теперь идет третий этап разрушения от расли - любыми путями стремятся развалить рыбный порт. Мне приходится каждый день бывать на графике в порту, где очень ярко видна вся невеселая картина. Порт сейчас в тяжелейшем экономическом положении, предприятия разных форм собственности должны ему около 12 миллиардов рублей. А сам порт должен железной дороге, "Водо каналу", "Колэнерго", не говоря уже о на логах. Нет топлива для котельной, отключается свет на береговых предприя тиях. А брать кредит - смерти подобно. Но порт пока живет и производит полную об работку судов. Сейчас и в администрации области, и в рыбных предприятиях поговаривают о при ватизации рыбного порта. Но аналогичное мероприятие на Дальнем Востоке доказало, что в первую очередь страдают рыбаки. Порт стали растаскивать по частям, экс плуатируя, кому как вздумается. В итоге практически прекратилось поступление налогов в бюджет, зато расходы у рыбаков резко возросли. Не случайно рыбные пред приятия стали отправлять суда на выгрузку аж на Украину, где и тарифы порта, и цены на железнодорожные перевозки ниже. Наш порт полностью построен на сред ства рыбаков-северян, и мы ни в коем слу чае не должны его потерять. Пора, наконец, понять, что только совместными усилиями, при централизованном - через "Севрыбу" - управлении можно цивилизованно и ус пешно работать. И при этом никто не отби рает самостоятельность предприятий, централизация нужна лишь для решения проблем обработки рыбы и ее реализации. Здравый смысл уже у многих начал пре обладать над амбициями, на промчасе и промсоветах все чаще начали звучать пред ложения о совместной работе под координа цией "Севрыбы". Рыбная отрасль Севера должна уже к концу 1994 года встать на ноги. У нас есть сырье, есть суда, есть прекрасные специа листы, нет только финансовой дисциплины. Централизация помогла бы наладить ее. И, хотим мы этого или не хотим, так будет. Причем в ближайшее время. Я думаю, что все уже "созрели" для такого решения. Важно сейчас не упустить рыбный порт, воссоздать береговую инфраструктуру. И кое в чем переменить свое мышление.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz