Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.

Будущее Северного бассейна №23 (4519) 10 - ОБМАНЫВАТЬНАРОД (Окончание. Начало на 1-й стр.) Система прохождения валюты, которую установило правительство, была абсолют­ но неприемлемой для такого живого орга­ низма как флот. И мы были вынуждены идти на заведомое нарушение Указа Пре­ зидента. - Наверное, будь на вашем месте любой чиновник из нынешней налоговой инспек­ ции, он поступил бы точно так же. - Безусловно. Надо отправлять суда, платить за топливо, за порт захода и порто­ вые услуги, то есть надо, чтобы суда рабо­ тали. А мы должны были ввезенную в страну валюту продать на аукционе, часть ее - в бюджет, а из оставшейся части пе­ ревести деньги на агентирование, закупку оборудования и т. д. Вот за это теперь на нас накладывают штрафы, которые превы­ шают стоимость всех основных фондов. - То есть выплатить их немыслимо? - Разумеется. Но самое-то главное: идет обман всего российского народа. Ведь в та­ кой ситуации находится не только "Сев- рыбпромразведка “, а большинство крупных предприятий. - А в чем обман? - Все очень просто. Районная налоговая инспекция сообщает в городскую, что сум­ ма налогов и штрафов будет такая-то. Из городской обобщенная статистика поступа­ ет в областную налоговую инспекцию, за­ тем - в федеральную. И “собранные" со всей России суммы “складываются" в фе­ деральный фонд, который распределяет Государственная Дума. Но коли я не запла­ тил ни налоги, ни штрафы, то в этом феде­ ральном мешке не триллионы, не миллиарды, а... ноль. А мы делаем вид, что ноль, деленный на всех нас, превращается в деньги! Надо повысить зарплату, пенсии, пособия, стипендии? Так вот из “мешка “ достанем и повысим! Но это же обман и ничего кроме обмана населения! - В какой сумме выражается штраф н недоперечнсленный налог в бюджет по ва­ шему флоту? - Суммарный - более 26 миллиардов рублей. Я, повторяю, ничего не имею про­ тив налоговой инспекции, но за подсчетом сумм штрафов должны стоять разумные ре­ шения, реальность выплат, а не фантасти­ ка со всеми вытекающими отсюда последствиями. - Прежде всего - я имею в виду последст­ вия - невозможность работать, так ведь? - Ну конечно! Раз арестованы счета флота, я не могу оплачивать счета клиен­ тов. Стопорится работа - я не плачу деньги в бюджет, растут пени - на меня налагают­ ся штрафы, которые я не могу оплатить, так как не могу нормально, производительно работать. А раз нет роста производства, идет вымирание флота. - И что дальше? - А что дальше? Продержимся, пока не закончатся сроки эксплуатации судов. А ведь стадия первичного накопления капи­ тала произошла, есть люди, у которых в кармане миллиарды. Объявят нас банкро­ тами, и придет такой дядя, и купит с аук­ циона флот. Половину или больше судов он продаст с аукциона, оставит себе десяток “боеспособных" траулеров, получит как судовладелец квоту, реализует улов, при­ быль переведет в зарубежный банк и все. Конец. - Так, может, Павел Васильевич, и вам там поступить сегодня: оставить десяток су­ дов, остальные продать на металл и запла­ тить налоги. Народ отпустить. - Мы же - государственное предприятие. Чтобы продать пароход, надо получить раз­ решение собственника, то есть государства. Но даже если мы его получим, куда девать полторы тысячи человек, а у них семьи, то есть мы пустим по миру около пяти тысяч мурманчан. Разве это мыслимо? Ведь вы зна­ ете, сколько сегодня безработных. - Предположим, что вас не волнует чужое горе. - Как это? Я же - в их числе. И, значит, должен себя защищать, как и каждый из них. - Смешно н печально: работник государст­ венного предприятия должен защищать себя-, от государства! - Более того, получается, что государство само на себя налагает штраф, раз наш флот - госпредприятие. - Стало быть, нынешнее состояние флота - агония? - В нынешней ситуации - да. К слову, норвежцы будут рады такому повороту собы­ тий. И если Россия и Норвегия вступят в ЕЭС, а все к тому идет, то наше положение (имею в виду промысел в Баренцевом море) очень осложнится. Ведь в этом случае ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация в ООН) потребует равных прав на сырьевые ресурсы Баренцева моря для всех членов ООН. - Но ведь вступление России в ЕЭС по­ зволит ей иметь определенные финансовые вливания в экономику. Пусть мы будем ку­ шать не 15-29 кг рыбы в год, зато на “остав­ шиеся" деньги закупим мяса. - Вовсе нет. Мясо “растет" внутри страны, а потому иметь его или не иметь - проблема самой страны. А вот биоресурсы морей и океанов принадлежат всему чело­ вечеству. Тут “ничейной" рыбы нет. - Стало быть, надо хорошо подумать, прежде чем вступать в ЕЭС? - Не случайно председатель Комитета России по рыболовству В. Ф. Корельский возражает, резонно считая, что Баренцево море должно контролироваться только Норвегией и Россией. И баланс сил, рав­ ная заинтересованность в сотрудничестве двух стран просто необходимы. И - взаи­ моуважение. В последнее время со сторо­ ны Норвегии стали довольно частыми заявления, что, мол, русские моряки вору­ ют рыбу. Но пока еще не зафиксировано ни одного серьезного, документально обос­ нованного факта перелова. И шумиха в газетах вокруг якобы нечестной работы русских затеяна только потому, что наши судовладельцы стали напрямую торговать рыбой с Англией, Данией, Исландией, Португалией и т.д. То есть норвежцы по­ чувствовали, что утрачивают контроль над рыбным рынком. А это их, естественно, не может радовать. - Но мы ушли от более конкретной темы - налоги и будущее флота. - Нет, обе проблемы взаимосвязаны. Наша гибель, которую готовит государст­ во с помощью налоговой политики, будет на руку западным странам, и Норвегии в первую очередь. Наша сила (имею в виду могущество флота северного бассейна даст возможность России чувствовать себя на равных во взаимоотношениях и с Норве­ гией, и с другими западными странами. Но, самое главное, что я хотел сказать: хватит обманывать людей! Не только про­ стых смертных, но и тех руководителей страны, которые верят мифическим циф­ рам "собранных" налогов. Они, эти нало­ ги, никогда не будут собраны, поскольку нереальны. А раз их нет в казне, то как можно распределять нули! Ведь еще в школе учили: нуль, деленный на что угод­ но, дает нуль. Материалы разворота подготовлены Инной БЕРЕЗЮК. ОБЪЕДИНЕНИЕ НЕИЗБЕЖНО И.СКВИРСКИЙ, заместитель директора по производству АО "Севрыба" Вот уже третий год в отрасли идет спад производства. Особенно он усилился в пер­ вом квартале нынешнего года и продолжа­ ется по сей день. Как все начиналось и происходило, мы знаем. Но сейчас, когда прошел определен­ ный период, стали более четко видны при­ чины, породившие этот спад. Сначала - разъединение, когда каждое предприятие стремилось любыми путями обрести самостоятельность, причем, не сам статус независимости, а - главное - порвать наработанные годами отлаженные связи. Как мыслили тогда многие руководители: “Я - это я, а на остальных можно наплевать. Надо неординарно думать..." Под неорди­ нарностью подразумевалась вседозволен­ ность. Начались обманы, скрывание доходов, нагнетание нервозной обстановки через прессу. И все это под прикрытием заявле­ ний, что, мол, радеют о благе моряков и их семей. Первым этапом развала была ликвида­ ция нефтебазы. Как ни пытались трезвые головы доказать всем, что это приведет флоты к плачевным результатам, убежде­ ния не подействовали. Сегодня-то инициа­ торы создания "Мурман-Ойла" пожинают плоды своей недальновидности. Вторым этапом стал распад береговой базы: рыбокомбинат, "Севрыбсбыт", служба снабжения, автобаза... Каждый флот, теряя колоссальные деньги, начал со­ здавать у себя соответствующие службы, раздувая штаты, организуя фирмы и фир­ мочки. Может, в течение короткого времени это и дало кое-какую выгоду, но это было сиюминутной выгодой. Уже в 1993 году произошло, так называ­ емое, затоваривание рыбой. В порту стояли суда с уже проданной продукцией, посколь­ ку флот из-за отсутствия средств не мог произвести оплату вагонов. Но чаще суда стояли с непроданной рыбой, т. к. не было адресов отгрузки. Раньше это было пробле­ мой "Севрыбсбыта", теперь же ему не раз­ решали заниматься реализацией, а если дозволяли продавать, то только тот вид, ко­ торый сами флоты реализовать не могли. Ценные породы рыб вообще уходили в не­ известном направлении. В Мурманске ста­ ло легче купить продукцию из осетровых пород рыб, чем палтуса, зубатку, кльпсача, окуня. А если и появлялись "наши" породы, то по фантастическим ценам, вдвое дороже осетровых. И сейчас в порту затоваривание сельдью. А ведь в "Севрыбе" эту ситуацию пред­ видели еще в начале ноября, предупреждали руководителей, советовали не завышать це­ ны на мороженую сельдь. Но никто не хотел слушать, довели цену до 2300 руб. за кг. Теперь рады снизить, так ведь сроки реали­ зации поджимают, да и покупателей поуба­ вилось. И точно такая ситуация будет с реализацией путассу, если взгляд на про­ блему у руководителей не переменится. А самое главное - уже кончился этап, когда можно было выгодно продавать сырье. Пора повернуться к нашим береговым предприя­ тиям. Не сделаем этого - всех ждет банкрот­ ство. Теперь идет третий этап разрушения от­ расли - любыми путями стремятся развалить рыбный порт. Мне приходится каждый день бывать на графике в порту, где очень ярко видна вся невеселая картина. Порт сейчас в тяжелейшем экономическом положении, предприятия разных форм собственности должны ему около 12 миллиардов рублей. А сам порт должен железной дороге, "Водо­ каналу", "Колэнерго", не говоря уже о на­ логах. Нет топлива для котельной, отключается свет на береговых предприя­ тиях. А брать кредит - смерти подобно. Но порт пока живет и производит полную об­ работку судов. Сейчас и в администрации области, и в рыбных предприятиях поговаривают о при­ ватизации рыбного порта. Но аналогичное мероприятие на Дальнем Востоке доказало, что в первую очередь страдают рыбаки. Порт стали растаскивать по частям, экс­ плуатируя, кому как вздумается. В итоге практически прекратилось поступление налогов в бюджет, зато расходы у рыбаков резко возросли. Не случайно рыбные пред­ приятия стали отправлять суда на выгрузку аж на Украину, где и тарифы порта, и цены на железнодорожные перевозки ниже. Наш порт полностью построен на сред­ ства рыбаков-северян, и мы ни в коем слу­ чае не должны его потерять. Пора, наконец, понять, что только совместными усилиями, при централизованном - через "Севрыбу" - управлении можно цивилизованно и ус­ пешно работать. И при этом никто не отби­ рает самостоятельность предприятий, централизация нужна лишь для решения проблем обработки рыбы и ее реализации. Здравый смысл уже у многих начал пре­ обладать над амбициями, на промчасе и промсоветах все чаще начали звучать пред­ ложения о совместной работе под координа­ цией "Севрыбы". Рыбная отрасль Севера должна уже к концу 1994 года встать на ноги. У нас есть сырье, есть суда, есть прекрасные специа­ листы, нет только финансовой дисциплины. Централизация помогла бы наладить ее. И, хотим мы этого или не хотим, так будет. Причем в ближайшее время. Я думаю, что все уже "созрели" для такого решения. Важно сейчас не упустить рыбный порт, воссоздать береговую инфраструктуру. И кое в чем переменить свое мышление.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz