Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
14 № 22 (4518) 3 - 9 июня 1994 года оооооос X Z X D O O O O O O O O К 50-летию Победы на Севере C Z X O C X D C X D Z X D Z X X X D C D C X D C D C Z C X D ^ Готовясь к войне с Россией, гер манский генштаб и другие службы фашистского рейха вели постоян ную, интенсивную и тщательную разведку во многих районах СССР. Одним из объектов такого рода раз ведки были Кольский полуостров и Северный военно-морской флот. Уже с середины тридцатых го дов гитлеровская Германия ис пользовала на Севере все виды раз ведок: стратегическую и оператив ную, воздушную и морскую, аген турную и гидрографическую. В этих же целях широко использова лись пресса СССР, радиоперехват, допросы перебежчиков, а с началом войны - пленных. “Рыбный Мурман“ писал о том, как северные районы нашей стра ны немцы в свое время засняли на фотопленку с дирижабля “Цеппе лин", как нагло вело себя в совет ских территориальных водах судно № 45 (на самом деле - немецкий военный корабль “Комет“ ) . Мень ше мы знаем о стратегической раз ведке - пока еще эти документы на дежно скрыты в наших военных ар хивах. На Западе же эти докумен ты стали понемножку обиародо- ваться. И вот что из них выясняет ся... Высшее военное руководство Германии вело непрерывную стра тегическую разведку против Рос сии с целью установления состава, состояния и дислокации ее воору женных сил в различных районах страны, взгляды русского командо вания на способы подготовки и ве дения войны, возможный ее харак тер и планы военных действий. Тщательно изучались также проблемы военно-экономического потенциала СССР и способы его наращивания. И нужно сказать, что немецкие разведчики высокие оклады пол учали не зря, и служба абвера во главе с адмиралом Фридрихом Ка- нарисом, хлеб с маслом ела заслу женно. Вот что, в частности, сооб щалось за полтора месяца до нача ла Великой Отечественной войны в Берлин о Северном военно-мор ском флоте: “В первый раз в про шлом году удалось установить строительство подлодок в районе Северного флота. Но, возможно, речь идет о лодках, поступивших на верфь в ремонт. В остальном увеличение судов Северного флота ограничивается транспортами, которые идут через Беломорский канал. В общем Северный флот, как и прежде, сильно ограничен в своем числе. На большое развитие, кото рого требует неограниченный мор ской район, нет и намека. По-видимому, в состав флота входят: один лидер флотилии (не установлено), два новых эсминца, три старых эсминца, три большие подлодки класса “Д “ , четыре под лодки среднего класса “Щ “ и не сколько малых береговых подвод ных лодок. Есть основания предполагать, что в 1940 году некоторые военные корабли снова были переведены на Дальний Восток через Северный морской путь“ . Далее немецкий военно-мор- ской атташе фон Баумбах сообщал достаточно точные сведения о Бал тийском флоте (абсолютно по всем видам кораблей: линкоры, крейсе ры,эсминцы, подлодки, тральщи ки) , о перебросках военно-мор ских сил на Север и Дальний Вос ток. Вот выдержка из того доклада: .. четыре тральщика и два гидро графических судна ушли на Даль ний Восток. Вограниченных разме рах происходит отправка и в Север ное море. Летом 1940 года присутствие одного из новых эсминцев Балтий ского моря “Гремящего“ было точ но установлено в одной из бухт на Мурманском побережье. Это зна чит, что другие два эсминца этого типа переведены в Северное море. Так как существует возмож ность переброски этих судов туда и обратно, они пока еще числятся при Балтийском флоте. Вероятно, шесть подлодок “М“ , которые уже давно не видны в Бал тийском море, переведены на Се верный флот“. Как видите, в этом донесении военно-морского атташе Германии в Москве приводятся достаточно достоверные сведения о Северном флоте: абсолютно точно названо количество больших подлодок, лишь на две больше было в дейст вительности “Щук“ , близки к ис тине сведения об эсминцах (их бы ло в июне 1941 года восемь). И ведь эти разведданные Германия получила в условиях, когда, каза лось бы, их никак нигде не обнару жить (я тогда жил здесь и помню, как строго охранялись эти тайны, везде висели лозунги: “Помни, враг подслушивает! “) . И еще один момент надо подчер кнуть, что автор донесения - про фессиональный разведчик стре мился к объективности: там, где не хватало точной информации, он ис пользует выражения: “по-видимо му “ , “возможно“ , “может быть“ , “кажется Особое внимание немецкой раз ведки привлекала морская комму никация Мурманск - Шпицберген. Немцы из Москвы сообщали в Бер лин, что у России (в ее европей ской части) к 1941 году практиче ски не было океанского судоходст ва: Черное и Балтийское моря были замкнутыми, внутренними водо емами, а море Баренца (немцы ча ще называли его Северным морем) было необжитым. И только связь материка с островом Шпицберген была исключением. Фон Баумбах подчеркивал: “Регулярное заоке анское судоходство существует только между северными русскими портами и Шпицбергеном “. Судя по немецким документам, генштаб Германии высоко оцени вал значение Беломорско-Балтий ского канала, как средства достав ки военных кораблей и стратегиче ских грузов с Балтики в Арктику и с Мурмана в Ленинград. И появив шаяся у нас в последние годы точка зрения, что ББК - это “несерьез ная сталинская затея “ , что Бело морканал понадобился только для того, чтобы занять заключенных, - не имеет серьезных оснований. Другое дело, что на сцену полити ческой истории в 1941 году высту пила незапланированная сила (Финляндия), и ее войска оккупи ровали зону ББК. Но тут уж дейст вовали иные соображения и всту пили в силу другие обстоятельства. Немецкий генштаб интересова ли не только Шпицберген и ББК, русские базы на Севере, качество и количество военных кораблей. Их интересовали наши судоремон тные заводы и рыболовный флот, как тыл и подспорье военных моря ков. И не случайно начальник генш таба сухопутных войск генерал- полковник Франц Гальдер записал 1 февраля 1941 г.: “Мурманск. В порту сосредоточено 500 русских рыболовных судов (по 30 человек на каждом = 15 тыс.) “. И хотя агентура преувеличила число рыболовецких судов с такой большой командой в Мурманске раз в семь (в тралфлоте тогда было всего 70 траулеров), тем не менее немцы сделали правильный вывод: “Северный военно-морской флот имеет хорошо подготовленные резер вы“ . И сейчас, по прошествии полуве ка после описываемых событий, на прашивается вопрос: “А как же Гер мания собирала все эти разведыва тельные сведения о России? “ . Этот вопрос был неизменно первым при допросах всех немцев, как военно пленных, так и интернированных. Когда в июне 1945 года аресто ванный гросс-адмирал, последний преемник Гитлера, рейхспрезидент и верховный главнокомандующий фашистской Германии в течение майской недели ее существования Карл Дениц попал в советский плен, то из него тоже “вытрясали “ ответ на этот вопрос. Гросс-адмирал и экс-рейхспрези дент всячески изворачивался, при крываясь своей беспартийностью и незнанием проблемы. На вопрос, что он знает о немецкой агентуре в СССР для сбора данных об экономи ческом и военно-политическом поло жении, он отвечал так: “По вопросам разведки я ничего не могу сказать, так как не имел к этому никакого от ношения44... Потом, при возвращении к этой проблеме, он вынужден был доба вить, что “о численности русского флота мы знали по данным аэрофо тосъемки, и этого было совершенно достаточно“ . И только при обсуждении про блем подводного флота К. Дениц “проговорился44: “Данные о русском подводном флоте были весьма раз личны. По некоторым данным Россия имела от 100 до 200 подводных лодок, включая Мурманск. Эти данные мы имели от морского атташе в Москве “. Об этом уже выше упоминаемом военно-морском атташе я нашел не сколько строк в мемуарах адмирала Н. Г. Кузнецова: “Военно-морской атташе Германии фон Баумбах был в черном (речь идет о мундире - Авт.). Завидя меня, он подошел и щелкнул каблуками... Фон Баумбах начал хвастливый разговор о легких победах немецкого флота...4 Далее Николай Герасимович вспоминал, что немца-разведчика “еще более любезного, чем прежде, начали вдруг подозрительно интере совать сведения о нашем флоте. Од нажды он поинтересовался данными об условиях плавания по Северному морскому пути. Я приказал морякам впредь отказывать в удовлетворении подобного любопытства44. Но одно дело приказ, другое дело - контакты вне НКВМФ. А их у не мцев в России еще с двадцатых годов было много. А вообще-то этот вопрос - о не мецкой агентуре в России в канун войны - очень интересен и не совсем ясен. Ну, что касается Прибалтики, то понятно - шпионы тут остались “от буржуазных времен4 Эстонии, Лат вии и Литвы. Что касается Одессы, Ленинграда, то тут резиденты “сиде ли4 со времен Екатерины II. А вот с Севером было сложнее. Его только- только начали осваивать, и агентуру внедрить заранее в большом количе стве немцы просто не успели. Тем бо лее, что до войны проникнуть в зону Северного флота было очень трудно, базы в Полярном и Иоканге охраня лись не так, как сейчас. А все коло нисты, где, возможно, и сохранилась агентура, были либо выселены, либо репрессированы. Но нужно отдать должное - не мцы-разведчики с большой пользой для дела использовали ту “друже скую атмосферу44, что установилась после подписания пакта Риббентро па-Молотова. В Мурманске появи лось немало германских судов, в т. ч. знаменитый “Бремен44, зачастили работники консульства и посольства, торгпредства и различных герман ских фирм. Да и создание немецкой военно-морской базы в районе За падной Лицы было как нельзя более подходящим для сбора сведений о Мурмане и Северном флоте. И вот что знали в Берлине об этом будущем театре военных дей ствий весной 1941 года (привожу выдержку из доклада атташе): “Сведения, касающиеся Северного флота, довольно скудные и не могут претендовать на полноту. Поэтому представленные данные нуждаются в уточнении, но подтверждение со общений происходит редко. Сведе ния могут быть только проверены на основании аналогичных заключе ний. 1. Флот Северного моря благода ря Беломорскому каналу представ ляет собой материальный резерв Балтийского флота. Только некоторые из перечис ленных выше судов наблюдались по нескольку раз. Наличие подлодок “М“ в Северном море основывается на том, что в течение многих лет они не появляются в Балтийском флоте. Если даже принять во внимание, что отдельные корабли могли быть от правлены на другой флот (по же лезной дороге), то все же, без со мнения, остальная часть подлодок типа “М“ находится в составе Се верного флота. 2. Строительство Северного фло та до сих пор идет медленными тем пами. Полностью отсутствуют но вые большие подлодки классов “С 4 и “К“ и большие минные подлодки класса “Л “ . Только наличие воен ных судов подобного рода могло бы дать возможность Северному флоту вести наступательную подводную войну. В этом он сильно отличается от Балтийского. Подобно Дальнево сточному, Северный флот имеет в общем оборонительные задачи. 3. В районе Северного морского флота находится важный морской путь, по которому из Шпицбергена транспортируется уголь, предназ наченный для обслуживания судо ходства Северного морского пути. В Мурманске постоянно чувствуется недостаток угля, подвоз которого с острова Шпицберген военно-мор- ские силы Северного флота едва ли в состоянии обеспечить. При пре кращении этого подвоза судоходство по Северному морскому пути оста новится на долгое время, из-за чего могли бы быть значительно наруше ны советские строительные планы на Севере. Однако никакие жизнен ные интересы страны при этом не затрагиваются (надо заметить, что северная часть Мурманской желез ной дороги электрифицирована, а средняя и южная обеспечиваются ленинградским углем44. В таблице, приложенной к этому докладу атташе, даны сведения о со ветском подводном флоте на Севе ре: больших подлодок (водоизмеще нием более 800 т) - 3, средних (около 500 т) - 5, малых (250 т) - 9. В другом месте и в иной таблице немцы определяли состав Северного военно-морского флота к началу войны с Германией следующим об разом: 1 лидер флотилии (водоизмеще нием) - 2600 т, 8 эсминцев - 12206 т, 19 подлодок - 8510 т, 3 торпедных катера - 2200 т. Конечно, цифры не абсолютно точны, и подлодок было меньше (всего 15) и водоизмещение было разное (М-172 - 203 т, К-21 - 1487 т ) , и все же у немцев было максимальное приближение к исти не. И зря потом Редер и Дениц “ка тили бочку4 на Канариса и военную разведку, что она, якобы, не обеспе чила военно-морской штаб Герма нии нужной информацией. Другое дело, что немцы постоян но преуменьшали роль и значение Северного флота. Они считали Се верный флот в два раза слабее, чем Тихоокеанский (по их терминоло гии - Дальневосточный). Алексей КИСЕЛЕВ, краевед. (Окончание следует.) На снимке: пленный совет ский моряк на борту немецкого судна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz