Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.

14 № 22 (4518) 3 - 9 июня 1994 года оооооос X Z X D O O O O O O O O К 50-летию Победы на Севере C Z X O C X D C X D Z X D Z X X X D C D C X D C D C Z C X D ^ Готовясь к войне с Россией, гер­ манский генштаб и другие службы фашистского рейха вели постоян­ ную, интенсивную и тщательную разведку во многих районах СССР. Одним из объектов такого рода раз­ ведки были Кольский полуостров и Северный военно-морской флот. Уже с середины тридцатых го­ дов гитлеровская Германия ис­ пользовала на Севере все виды раз­ ведок: стратегическую и оператив­ ную, воздушную и морскую, аген­ турную и гидрографическую. В этих же целях широко использова­ лись пресса СССР, радиоперехват, допросы перебежчиков, а с началом войны - пленных. “Рыбный Мурман“ писал о том, как северные районы нашей стра­ ны немцы в свое время засняли на фотопленку с дирижабля “Цеппе­ лин", как нагло вело себя в совет­ ских территориальных водах судно № 45 (на самом деле - немецкий военный корабль “Комет“ ) . Мень­ ше мы знаем о стратегической раз­ ведке - пока еще эти документы на­ дежно скрыты в наших военных ар­ хивах. На Западе же эти докумен­ ты стали понемножку обиародо- ваться. И вот что из них выясняет­ ся... Высшее военное руководство Германии вело непрерывную стра­ тегическую разведку против Рос­ сии с целью установления состава, состояния и дислокации ее воору­ женных сил в различных районах страны, взгляды русского командо­ вания на способы подготовки и ве­ дения войны, возможный ее харак­ тер и планы военных действий. Тщательно изучались также проблемы военно-экономического потенциала СССР и способы его наращивания. И нужно сказать, что немецкие разведчики высокие оклады пол­ учали не зря, и служба абвера во главе с адмиралом Фридрихом Ка- нарисом, хлеб с маслом ела заслу­ женно. Вот что, в частности, сооб­ щалось за полтора месяца до нача­ ла Великой Отечественной войны в Берлин о Северном военно-мор­ ском флоте: “В первый раз в про­ шлом году удалось установить строительство подлодок в районе Северного флота. Но, возможно, речь идет о лодках, поступивших на верфь в ремонт. В остальном увеличение судов Северного флота ограничивается транспортами, которые идут через Беломорский канал. В общем Северный флот, как и прежде, сильно ограничен в своем числе. На большое развитие, кото­ рого требует неограниченный мор­ ской район, нет и намека. По-видимому, в состав флота входят: один лидер флотилии (не установлено), два новых эсминца, три старых эсминца, три большие подлодки класса “Д “ , четыре под­ лодки среднего класса “Щ “ и не­ сколько малых береговых подвод­ ных лодок. Есть основания предполагать, что в 1940 году некоторые военные корабли снова были переведены на Дальний Восток через Северный морской путь“ . Далее немецкий военно-мор- ской атташе фон Баумбах сообщал достаточно точные сведения о Бал­ тийском флоте (абсолютно по всем видам кораблей: линкоры, крейсе­ ры,эсминцы, подлодки, тральщи­ ки) , о перебросках военно-мор­ ских сил на Север и Дальний Вос­ ток. Вот выдержка из того доклада: .. четыре тральщика и два гидро­ графических судна ушли на Даль­ ний Восток. Вограниченных разме­ рах происходит отправка и в Север­ ное море. Летом 1940 года присутствие одного из новых эсминцев Балтий­ ского моря “Гремящего“ было точ­ но установлено в одной из бухт на Мурманском побережье. Это зна­ чит, что другие два эсминца этого типа переведены в Северное море. Так как существует возмож­ ность переброски этих судов туда и обратно, они пока еще числятся при Балтийском флоте. Вероятно, шесть подлодок “М“ , которые уже давно не видны в Бал­ тийском море, переведены на Се­ верный флот“. Как видите, в этом донесении военно-морского атташе Германии в Москве приводятся достаточно достоверные сведения о Северном флоте: абсолютно точно названо количество больших подлодок, лишь на две больше было в дейст­ вительности “Щук“ , близки к ис­ тине сведения об эсминцах (их бы­ ло в июне 1941 года восемь). И ведь эти разведданные Германия получила в условиях, когда, каза­ лось бы, их никак нигде не обнару­ жить (я тогда жил здесь и помню, как строго охранялись эти тайны, везде висели лозунги: “Помни, враг подслушивает! “) . И еще один момент надо подчер­ кнуть, что автор донесения - про­ фессиональный разведчик стре­ мился к объективности: там, где не хватало точной информации, он ис­ пользует выражения: “по-видимо­ му “ , “возможно“ , “может быть“ , “кажется Особое внимание немецкой раз­ ведки привлекала морская комму­ никация Мурманск - Шпицберген. Немцы из Москвы сообщали в Бер­ лин, что у России (в ее европей­ ской части) к 1941 году практиче­ ски не было океанского судоходст­ ва: Черное и Балтийское моря были замкнутыми, внутренними водо­ емами, а море Баренца (немцы ча­ ще называли его Северным морем) было необжитым. И только связь материка с островом Шпицберген была исключением. Фон Баумбах подчеркивал: “Регулярное заоке­ анское судоходство существует только между северными русскими портами и Шпицбергеном “. Судя по немецким документам, генштаб Германии высоко оцени­ вал значение Беломорско-Балтий­ ского канала, как средства достав­ ки военных кораблей и стратегиче­ ских грузов с Балтики в Арктику и с Мурмана в Ленинград. И появив­ шаяся у нас в последние годы точка зрения, что ББК - это “несерьез­ ная сталинская затея “ , что Бело­ морканал понадобился только для того, чтобы занять заключенных, - не имеет серьезных оснований. Другое дело, что на сцену полити­ ческой истории в 1941 году высту­ пила незапланированная сила (Финляндия), и ее войска оккупи­ ровали зону ББК. Но тут уж дейст­ вовали иные соображения и всту­ пили в силу другие обстоятельства. Немецкий генштаб интересова­ ли не только Шпицберген и ББК, русские базы на Севере, качество и количество военных кораблей. Их интересовали наши судоремон­ тные заводы и рыболовный флот, как тыл и подспорье военных моря­ ков. И не случайно начальник генш­ таба сухопутных войск генерал- полковник Франц Гальдер записал 1 февраля 1941 г.: “Мурманск. В порту сосредоточено 500 русских рыболовных судов (по 30 человек на каждом = 15 тыс.) “. И хотя агентура преувеличила число рыболовецких судов с такой большой командой в Мурманске раз в семь (в тралфлоте тогда было всего 70 траулеров), тем не менее немцы сделали правильный вывод: “Северный военно-морской флот имеет хорошо подготовленные резер­ вы“ . И сейчас, по прошествии полуве­ ка после описываемых событий, на­ прашивается вопрос: “А как же Гер­ мания собирала все эти разведыва­ тельные сведения о России? “ . Этот вопрос был неизменно первым при допросах всех немцев, как военно­ пленных, так и интернированных. Когда в июне 1945 года аресто­ ванный гросс-адмирал, последний преемник Гитлера, рейхспрезидент и верховный главнокомандующий фашистской Германии в течение майской недели ее существования Карл Дениц попал в советский плен, то из него тоже “вытрясали “ ответ на этот вопрос. Гросс-адмирал и экс-рейхспрези­ дент всячески изворачивался, при­ крываясь своей беспартийностью и незнанием проблемы. На вопрос, что он знает о немецкой агентуре в СССР для сбора данных об экономи­ ческом и военно-политическом поло­ жении, он отвечал так: “По вопросам разведки я ничего не могу сказать, так как не имел к этому никакого от­ ношения44... Потом, при возвращении к этой проблеме, он вынужден был доба­ вить, что “о численности русского флота мы знали по данным аэрофо­ тосъемки, и этого было совершенно достаточно“ . И только при обсуждении про­ блем подводного флота К. Дениц “проговорился44: “Данные о русском подводном флоте были весьма раз­ личны. По некоторым данным Россия имела от 100 до 200 подводных лодок, включая Мурманск. Эти данные мы имели от морского атташе в Москве “. Об этом уже выше упоминаемом военно-морском атташе я нашел не­ сколько строк в мемуарах адмирала Н. Г. Кузнецова: “Военно-морской атташе Германии фон Баумбах был в черном (речь идет о мундире - Авт.). Завидя меня, он подошел и щелкнул каблуками... Фон Баумбах начал хвастливый разговор о легких победах немецкого флота...4 Далее Николай Герасимович вспоминал, что немца-разведчика “еще более любезного, чем прежде, начали вдруг подозрительно интере­ совать сведения о нашем флоте. Од­ нажды он поинтересовался данными об условиях плавания по Северному морскому пути. Я приказал морякам впредь отказывать в удовлетворении подобного любопытства44. Но одно дело приказ, другое дело - контакты вне НКВМФ. А их у не­ мцев в России еще с двадцатых годов было много. А вообще-то этот вопрос - о не­ мецкой агентуре в России в канун войны - очень интересен и не совсем ясен. Ну, что касается Прибалтики, то понятно - шпионы тут остались “от буржуазных времен4 Эстонии, Лат­ вии и Литвы. Что касается Одессы, Ленинграда, то тут резиденты “сиде­ ли4 со времен Екатерины II. А вот с Севером было сложнее. Его только- только начали осваивать, и агентуру внедрить заранее в большом количе­ стве немцы просто не успели. Тем бо­ лее, что до войны проникнуть в зону Северного флота было очень трудно, базы в Полярном и Иоканге охраня­ лись не так, как сейчас. А все коло­ нисты, где, возможно, и сохранилась агентура, были либо выселены, либо репрессированы. Но нужно отдать должное - не­ мцы-разведчики с большой пользой для дела использовали ту “друже­ скую атмосферу44, что установилась после подписания пакта Риббентро­ па-Молотова. В Мурманске появи­ лось немало германских судов, в т. ч. знаменитый “Бремен44, зачастили работники консульства и посольства, торгпредства и различных герман­ ских фирм. Да и создание немецкой военно-морской базы в районе За­ падной Лицы было как нельзя более подходящим для сбора сведений о Мурмане и Северном флоте. И вот что знали в Берлине об этом будущем театре военных дей­ ствий весной 1941 года (привожу выдержку из доклада атташе): “Сведения, касающиеся Северного флота, довольно скудные и не могут претендовать на полноту. Поэтому представленные данные нуждаются в уточнении, но подтверждение со­ общений происходит редко. Сведе­ ния могут быть только проверены на основании аналогичных заключе­ ний. 1. Флот Северного моря благода­ ря Беломорскому каналу представ­ ляет собой материальный резерв Балтийского флота. Только некоторые из перечис­ ленных выше судов наблюдались по нескольку раз. Наличие подлодок “М“ в Северном море основывается на том, что в течение многих лет они не появляются в Балтийском флоте. Если даже принять во внимание, что отдельные корабли могли быть от­ правлены на другой флот (по же­ лезной дороге), то все же, без со­ мнения, остальная часть подлодок типа “М“ находится в составе Се­ верного флота. 2. Строительство Северного фло­ та до сих пор идет медленными тем­ пами. Полностью отсутствуют но­ вые большие подлодки классов “С 4 и “К“ и большие минные подлодки класса “Л “ . Только наличие воен­ ных судов подобного рода могло бы дать возможность Северному флоту вести наступательную подводную войну. В этом он сильно отличается от Балтийского. Подобно Дальнево­ сточному, Северный флот имеет в общем оборонительные задачи. 3. В районе Северного морского флота находится важный морской путь, по которому из Шпицбергена транспортируется уголь, предназ­ наченный для обслуживания судо­ ходства Северного морского пути. В Мурманске постоянно чувствуется недостаток угля, подвоз которого с острова Шпицберген военно-мор- ские силы Северного флота едва ли в состоянии обеспечить. При пре­ кращении этого подвоза судоходство по Северному морскому пути оста­ новится на долгое время, из-за чего могли бы быть значительно наруше­ ны советские строительные планы на Севере. Однако никакие жизнен­ ные интересы страны при этом не затрагиваются (надо заметить, что северная часть Мурманской желез­ ной дороги электрифицирована, а средняя и южная обеспечиваются ленинградским углем44. В таблице, приложенной к этому докладу атташе, даны сведения о со­ ветском подводном флоте на Севе­ ре: больших подлодок (водоизмеще­ нием более 800 т) - 3, средних (около 500 т) - 5, малых (250 т) - 9. В другом месте и в иной таблице немцы определяли состав Северного военно-морского флота к началу войны с Германией следующим об­ разом: 1 лидер флотилии (водоизмеще­ нием) - 2600 т, 8 эсминцев - 12206 т, 19 подлодок - 8510 т, 3 торпедных катера - 2200 т. Конечно, цифры не абсолютно точны, и подлодок было меньше (всего 15) и водоизмещение было разное (М-172 - 203 т, К-21 - 1487 т ) , и все же у немцев было максимальное приближение к исти­ не. И зря потом Редер и Дениц “ка­ тили бочку4 на Канариса и военную разведку, что она, якобы, не обеспе­ чила военно-морской штаб Герма­ нии нужной информацией. Другое дело, что немцы постоян­ но преуменьшали роль и значение Северного флота. Они считали Се­ верный флот в два раза слабее, чем Тихоокеанский (по их терминоло­ гии - Дальневосточный). Алексей КИСЕЛЕВ, краевед. (Окончание следует.) На снимке: пленный совет­ ский моряк на борту немецкого судна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz