Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.
№ 22 (4518) 3 - 9 июня 1994 года Самые дальние гавани России (Продолжение. Начало в № 19, 20, 21) ВЫСОТА Командировки всегда щедро одаривают меня встречами с удивительны ми людьми. И поездка на Сахалин не стала исключе нием в этом плане. Как вы, уважаемый чи татель, относитесь к ко мандиру самолета, на котором вам довелось куда- то лететь? Наверное, ни как: кто на что нанимался, ведь так? То есть, коли ты пилот, командир самолета, так “вези“ меня аккурат ненько, обойди воздушные ямы, не “скачи “ по взлет ной полосе и т. д. А, мо жет, и вовсе никаких таких мыслей в голову вам не приходит. Вот и я перед вылетом из Мурманска обратила внимание на экипаж само лета лишь чисто по-жен- ски: красивые ребята! Потом кто-то из членов экспедиции сказал мне, что командир нашего самолета - человек уникальный, ле тал на истребителях, вот и сейчас, видали, как вирту озно взлетает? Видала. Взлета не чув ствуешь, посадку - чуть- чуть. “Под завязку “ заправленный самолет, словно какая-нибудь “Вольво", легко, незаметно отрывается от земли... Присмотрелась к коман диру: умные, серьезные глаза, добрая, открытая улыбка. Вылавливаю мо мент, когда он покидает кабину. И мы начинаем го ворить. Для начала прошу рассказать о себе. - Меня зовут Александр Вениаминович Акименков, летчик-испытатель первого класса, полковник запаса. Мне 50 лет. Освоил более 80 типов самолетов и вер толетов. В свое время про шел войну в Египте. - А что закончили? - Черниговское высшее военное училище, военно политическую Академику Московский авиационныи институт, ну и школу лет- чиков-испытателей. - Многовато! - Всю жизнь учусь. До 1990 года летал в НИИГА научно-исследователь ском Краснознаменном ин ституте имени Чкалова. - А теперь? - Вот уже почти четыре года прошло, как я возглав ляю акционерное общество “Авиа“. Ну вы же знаете, у нас инициатива наказуе ма: была у меня идея в рамках академических уч реждений выявить все ноу- хау, доработать их и продавать. А еще заняться экологией, только не так, как это делается сегодня, а комплексно. Так вот за эту идею я и был “наказан**: избран генеральным дирек тором “Авиа“, причем без какой-либо оплаты. Пред седатель совета директоров там академик Олег Нико лаевич Фаворский. - Что значит, Александр Вениаминович, комплекс ный подход к экологии? - Если к системе “чело век - техника - среда “ под ходить не комплексно, а по отдельности к каждому компоненту, то получаются гигантские затраты, а эф фект минимальный. Надо управлять всей системой. Вот, например, многие ор ганизации заинтересованы в защите наших территориаль ных вод: рыбаки, погранич ники, войска и авиация ПВО, нефтяники, геологи и т. д. А бюджет невелик, по отдельности они не в состоя нии решить проблему. Вы, наверное, обратили внима ние: в воздухе только наш самолет. И заправить его смогли лишь в одном городе Дальнего Востока. То есть дошли до предела. Стало быть, надо под общие цели и задачи объединить усилия всех, образовать систему технических средств... Ду маю, аналог береговой охра ны, действующей в США, Англии, Норвегии, других странах - наиболее опти мальное решение этой зада чи. - А авиация тут какую роль играет? - Экологический монито ринг (наблюдение) на 80 процентов можно осущест вить с помощью авиации. Вот сейчас вернусь в Моск ву, соберем оперативное со вещание. Будем обсуждать несколько направлений, на пример, создание новой тех ники. Я имею в виду не только самолеты и вертоле ты, но и такую экзотику, как экранолет. Он разработан у нас, аналогов в мире нет. Это симбиоз корабля на вы сокой воздушной подушке и самолета. Он разгоняется, выходит на скорость 600 ки лометров в час, набирает вы соту до трех километров. Причем поднимает груз в сотни тонн. - Вроде гидросамолета? - Нет. Прообраз этой ма шины - самолет с вертикаль ным взлетом. Разрабатывали его Роберт Людвигович Бар тини, который в 42-м создал сверхзвуковой самолет, и Михаил Александрович Гурьянов, до сих пор работа ющий в этой области. На ба зе вертикально взлетающего аппарата была создана тео рия высокой воздушной по душки. Вышли на идею экранолета. Сейчас там уже есть шесть моделей, грузо подъемность некоторых до стигает 1200 тонн. Правда, из-за недостатка финансиро вания работы эти приоста новлены. - И как же эти диковины будут служить экологии? - Это же многофункцио нальные аппараты, причем очень экономичные. Можно, как в Англии, задействовать дирижабли: зависнет он где- ниоудь и радиолокационным методом будет осматривать территорию. Я ведь говорю вот о чем: надо сфор\^лиро- вать наши задачи, наити за интересованные ведомства и собрать отдельные соломинки в один пучок, в один кулак. Привлечь конверсионные предприятия, зарубежные предприятия, в частности, рыбоохранные. Рыба не при знает границ. - Вам-то, Александр Вениа минович, зачем все это? - Зачем? У меня двое де тей, внучка. Хочу, чтобы они жили в нормальных услови ях. Чтобы род человеческий продолжался. Есть ведь у че ловека ответственность за жизнь вообще. - Даже так ! Вы верите в Бога? - Есть то, что люди назы вают Богом, внешний разум. Он наверняка существует. Только мы слишком затруб лены... Мы стоим на берегу океана знаний, может, лишь по щиколотку. Думаю, суще ствует контроль со стороны внешнего разума, и он может закончиться вмешательством, причем не обязательно та ким, как в книгах Ефремова. Поэтому, считаю, у каждого из нас есть определенная от ветственность, чтобы не дово дить до вмешательства извне. - Так вот откуда забота об экологии. И все-таки вы - ма териалист? - К сожалению. Поскольку мне не приходится надеяться на вторую жизнь, приходится довольствоваться одной. - Однако, не очень-то вы дорожили жизнью, раз столько лет были летчиком-испытате- лем. - Конечно. С младых ног тей на истребителях. Обка тывал С У-29, это, так называемый, воздушный ак робат. Перегрузки бывали та кие, что из глаз кровь текла. В метро все оборачивались. - Зачем вам такое? - Человек живет по зако нам трех инстинктов: само сохранения, продолжения рода и исследовательского. Последний и стал для меня вроде экстремального туриз ма. Ничего себе туризм! Сплошной стресс. Как это вы держать? Физиология меняется. Знаете, что такое современ ный воздушный бой? С каж дой стороны участвуют 12-16 реактивных самолетов. Они носятся на трансзвуковой скорости свыше тысячи кило метров в час во всех направ лениях, навстречу тоже. Просто - голубые тени, кото рые и засечь не успеваешь. А надо не только не столкнуть ся, но поразить цель. Раньше считалось, что это невозмож но. Американцы во Вьетнаме доказали: возможно. - Вы начали говорить об из менении физиологии. - Когда я после Египта приехал в Москву и спросил приятеля, известного доктора медицинских наук насчет из менения физиологии, он так странно посмотрел на меня и сказал: “Представь, что у те бя выросла третья рука...“ Я долго искал ответа на этот вопрос. И нашел в моногра фии канадского ученого. Оказывается, физиология меняется: когда идет стадия истощения, организм спаса ет себя за счет поврежде ния какого-либо органа. В первую очередь страдает желудочно-кишечный тракт. - Да-да, все болезни от нервов, говорят в народе. “Любимая" болезнь журна листов - язва желудка. - Не только. При стрес совых ситуациях страдает печень и другие органы. В стрессовой реакции есть стадия запредельного тор можения: все кругом горит, а вы сидите. После нее на ступает стадия истощения. Вот почему через сутки- двое (столько часов может длиться стадия запредель ного торможения) после пе режитого стресса начинаются всяческие бо лезни, нервные срывы. И если бы природа не приду мала эту стадию, всплеск активности в неподготов ленном организме убил бы его. Задача подготовки летчи ка именно в том и состоит, чтобы научить его выходить из среднего уровня реактив ности на самый верхний. - Зато у летчиков и трудо вой путь столь краток. - У нас в 30-32 года он уже пенсионер. Американ ские летчики дотягивают до 50 лет. Вот и я еше летаю, и даже летаю на “воздуш ном акробате “. Конечно, к 30 годам угасает у пилотов та острота реакции, о кото рой я говорил. Но можно нарастить адаптивность за счет активного образа жиз ни. - Александр Вениамино вич, как ж е так: вы - мате риалист, глубоко изучили возможности человеческого организма, а говорите о су ществовании высшего разу ма? Верите в контакт с ним? - Каждый человек так или иначе имел такие кон такты на уровне подсозна ния. Кстати, у меня была написана диссертация на эту тему. Но Академия на ук наложила запрет на лю бые дискуссии на темы Фрейда. Прошло четыре го да... - Вы счастливы? - Конечно. Могу гордить ся, что до сих пор летаю, что не было в жизни ни од ного незачтенного полета - это высокий результат. Что работаю для будущего. * Ч* Невозможно пересказать все то, о чем мы говорили с этим интереснейшим чело веком: не хватит газетных страниц. Ибо каждую тему он знает не как дилетант, а глубоко и широко. Замечу, что Александр Вениаминович еще и очень добрый человек. Достаточно косвенного намека на чью- то проблему, как он немед ленно спешит на помощь. Такое было и в нашей экс педиции. И уже перед рас ставанием он подошел ко мне: - Вот мой адрес и теле фон в Москве: вдруг у вас там будут какие-то пробле мы, позвоните, чем смогу.. Инна БЕРЕЗЮК. Южно-Сахалинск - Мурманск. (Продолжение следует.) • Мурманская область РАСТЕТ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА По оценке экспертов, де фицит бюджета в 1994 г. составит с учетом инфля ции 0,5 трлн. руб. Еще столько же понадобится, чтобы решить проблему безрабо тицы: ожидается сокраще ние числа работающих приблизительно на 48 тыс. Для создания новых рабо чих мест необходимо, по предварительным подсче там, 200 млрд. руб. и 270 млрд. - на компенсацию выплат семьям в связи с их выездом. Еще в 1992 г. Мурман ская область передавала в федеральный бюджет боль ше, чем получала от него. В прошлом году регион ока зался не в состоянии по крыть затраты только за счет собственных средств. По данным управления экономики, в нынешнем го ду только сумма поступле ний НДС (с учетом роста цен в 4,7 раза) снизится на 81 млрд руб. Эконохмику области опре деляют 8 предприятий, за нятых в основном переработкой ископаемых ресурсов. Объем произве денной ими продукции в 1993 г. снизился по сравне нию с 1990 г. на 32%. Осо бенно ощутимый удар по экономике края нанесло Мончегорское предприятие - комбинат “Североникель “, удельный вес продукции которого в общем объеме производства сократился с 31 до 16%. Резко возросли взаимные неплатежи, ж е с ткая политика правитель ства в области финансов, связанная с ограничением кредитования, заставляет предприятия переходить на прямые товарообменные операции с потребителями. Например, в структуре вза имных расчетов между Оленегорским горно-обога тительным и Череповецким металлургическим комби натами прямой бартер до стигает 70%. На расчетных счетах предприятий нет де нег, не платятся налоги, не отчисляются средства в фонды поддержки экономи ки. Только за 2 месяца 1994 г. предприятия не пе речислили в бюджет в виде налогов 90 млрд. руб. Треть предприятий региона явля ется убыточной. Многие не выплачивают зарплату ра ботникам с начала года. Сокращается финансирова ние социальной сферы, не ведутся реконструкция про изводства и новое строи тельство. Выход из сложившегося положения областная адми нистрация видит в измене нии налоговой политики. Подготовлен документ в правительство, в котором. администрация требует прав на самостоятельное введение для предприятий региона гибких дифферен цированных налогов. Эко номисты подсчитали, что }ля погашения дефицита >юджета необходимо, чтобы область получала в фонд поддержки экономики не 48% суммы налога на до бавленную стоимость, как в прошлом году, а 70%. Это дало бы дополнительно 200 млрд. руо. Передача регио ну всей подлежащей зачис лению в федеральный бюджет суммы налога на прибыль предприятий и ор ганизаций пополнит бюд жет области еще на 260 млрд. руб. "Business MN"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz