Рыбный Мурман. 1994 г. Июнь.

№ 22 (4518) 3 - 9 июня 1994 года Самые дальние гавани России (Продолжение. Начало в № 19, 20, 21) ВЫСОТА Командировки всегда щедро одаривают меня встречами с удивительны­ ми людьми. И поездка на Сахалин не стала исключе­ нием в этом плане. Как вы, уважаемый чи­ татель, относитесь к ко­ мандиру самолета, на котором вам довелось куда- то лететь? Наверное, ни­ как: кто на что нанимался, ведь так? То есть, коли ты пилот, командир самолета, так “вези“ меня аккурат­ ненько, обойди воздушные ямы, не “скачи “ по взлет­ ной полосе и т. д. А, мо­ жет, и вовсе никаких таких мыслей в голову вам не приходит. Вот и я перед вылетом из Мурманска обратила внимание на экипаж само­ лета лишь чисто по-жен- ски: красивые ребята! Потом кто-то из членов экспедиции сказал мне, что командир нашего самолета - человек уникальный, ле­ тал на истребителях, вот и сейчас, видали, как вирту­ озно взлетает? Видала. Взлета не чув­ ствуешь, посадку - чуть- чуть. “Под завязку “ заправленный самолет, словно какая-нибудь “Вольво", легко, незаметно отрывается от земли... Присмотрелась к коман­ диру: умные, серьезные глаза, добрая, открытая улыбка. Вылавливаю мо­ мент, когда он покидает кабину. И мы начинаем го­ ворить. Для начала прошу рассказать о себе. - Меня зовут Александр Вениаминович Акименков, летчик-испытатель первого класса, полковник запаса. Мне 50 лет. Освоил более 80 типов самолетов и вер­ толетов. В свое время про­ шел войну в Египте. - А что закончили? - Черниговское высшее военное училище, военно­ политическую Академику Московский авиационныи институт, ну и школу лет- чиков-испытателей. - Многовато! - Всю жизнь учусь. До 1990 года летал в НИИГА научно-исследователь­ ском Краснознаменном ин­ ституте имени Чкалова. - А теперь? - Вот уже почти четыре года прошло, как я возглав­ ляю акционерное общество “Авиа“. Ну вы же знаете, у нас инициатива наказуе­ ма: была у меня идея в рамках академических уч­ реждений выявить все ноу- хау, доработать их и продавать. А еще заняться экологией, только не так, как это делается сегодня, а комплексно. Так вот за эту идею я и был “наказан**: избран генеральным дирек­ тором “Авиа“, причем без какой-либо оплаты. Пред­ седатель совета директоров там академик Олег Нико­ лаевич Фаворский. - Что значит, Александр Вениаминович, комплекс­ ный подход к экологии? - Если к системе “чело­ век - техника - среда “ под­ ходить не комплексно, а по отдельности к каждому компоненту, то получаются гигантские затраты, а эф­ фект минимальный. Надо управлять всей системой. Вот, например, многие ор­ ганизации заинтересованы в защите наших территориаль­ ных вод: рыбаки, погранич­ ники, войска и авиация ПВО, нефтяники, геологи и т. д. А бюджет невелик, по отдельности они не в состоя­ нии решить проблему. Вы, наверное, обратили внима­ ние: в воздухе только наш самолет. И заправить его смогли лишь в одном городе Дальнего Востока. То есть дошли до предела. Стало быть, надо под общие цели и задачи объединить усилия всех, образовать систему технических средств... Ду­ маю, аналог береговой охра­ ны, действующей в США, Англии, Норвегии, других странах - наиболее опти­ мальное решение этой зада­ чи. - А авиация тут какую роль играет? - Экологический монито­ ринг (наблюдение) на 80 процентов можно осущест­ вить с помощью авиации. Вот сейчас вернусь в Моск­ ву, соберем оперативное со­ вещание. Будем обсуждать несколько направлений, на­ пример, создание новой тех­ ники. Я имею в виду не только самолеты и вертоле­ ты, но и такую экзотику, как экранолет. Он разработан у нас, аналогов в мире нет. Это симбиоз корабля на вы­ сокой воздушной подушке и самолета. Он разгоняется, выходит на скорость 600 ки­ лометров в час, набирает вы­ соту до трех километров. Причем поднимает груз в сотни тонн. - Вроде гидросамолета? - Нет. Прообраз этой ма­ шины - самолет с вертикаль­ ным взлетом. Разрабатывали его Роберт Людвигович Бар­ тини, который в 42-м создал сверхзвуковой самолет, и Михаил Александрович Гурьянов, до сих пор работа­ ющий в этой области. На ба­ зе вертикально взлетающего аппарата была создана тео­ рия высокой воздушной по­ душки. Вышли на идею экранолета. Сейчас там уже есть шесть моделей, грузо­ подъемность некоторых до­ стигает 1200 тонн. Правда, из-за недостатка финансиро­ вания работы эти приоста­ новлены. - И как же эти диковины будут служить экологии? - Это же многофункцио­ нальные аппараты, причем очень экономичные. Можно, как в Англии, задействовать дирижабли: зависнет он где- ниоудь и радиолокационным методом будет осматривать территорию. Я ведь говорю вот о чем: надо сфор\^лиро- вать наши задачи, наити за­ интересованные ведомства и собрать отдельные соломинки в один пучок, в один кулак. Привлечь конверсионные предприятия, зарубежные предприятия, в частности, рыбоохранные. Рыба не при­ знает границ. - Вам-то, Александр Вениа­ минович, зачем все это? - Зачем? У меня двое де­ тей, внучка. Хочу, чтобы они жили в нормальных услови­ ях. Чтобы род человеческий продолжался. Есть ведь у че­ ловека ответственность за жизнь вообще. - Даже так ! Вы верите в Бога? - Есть то, что люди назы­ вают Богом, внешний разум. Он наверняка существует. Только мы слишком затруб­ лены... Мы стоим на берегу океана знаний, может, лишь по щиколотку. Думаю, суще­ ствует контроль со стороны внешнего разума, и он может закончиться вмешательством, причем не обязательно та­ ким, как в книгах Ефремова. Поэтому, считаю, у каждого из нас есть определенная от­ ветственность, чтобы не дово­ дить до вмешательства извне. - Так вот откуда забота об экологии. И все-таки вы - ма­ териалист? - К сожалению. Поскольку мне не приходится надеяться на вторую жизнь, приходится довольствоваться одной. - Однако, не очень-то вы дорожили жизнью, раз столько лет были летчиком-испытате- лем. - Конечно. С младых ног­ тей на истребителях. Обка­ тывал С У-29, это, так называемый, воздушный ак­ робат. Перегрузки бывали та­ кие, что из глаз кровь текла. В метро все оборачивались. - Зачем вам такое? - Человек живет по зако­ нам трех инстинктов: само­ сохранения, продолжения рода и исследовательского. Последний и стал для меня вроде экстремального туриз­ ма. Ничего себе туризм! Сплошной стресс. Как это вы­ держать? Физиология меняется. Знаете, что такое современ­ ный воздушный бой? С каж­ дой стороны участвуют 12-16 реактивных самолетов. Они носятся на трансзвуковой скорости свыше тысячи кило­ метров в час во всех направ­ лениях, навстречу тоже. Просто - голубые тени, кото­ рые и засечь не успеваешь. А надо не только не столкнуть­ ся, но поразить цель. Раньше считалось, что это невозмож­ но. Американцы во Вьетнаме доказали: возможно. - Вы начали говорить об из­ менении физиологии. - Когда я после Египта приехал в Москву и спросил приятеля, известного доктора медицинских наук насчет из­ менения физиологии, он так странно посмотрел на меня и сказал: “Представь, что у те­ бя выросла третья рука...“ Я долго искал ответа на этот вопрос. И нашел в моногра­ фии канадского ученого. Оказывается, физиология меняется: когда идет стадия истощения, организм спаса­ ет себя за счет поврежде­ ния какого-либо органа. В первую очередь страдает желудочно-кишечный тракт. - Да-да, все болезни от нервов, говорят в народе. “Любимая" болезнь журна­ листов - язва желудка. - Не только. При стрес­ совых ситуациях страдает печень и другие органы. В стрессовой реакции есть стадия запредельного тор­ можения: все кругом горит, а вы сидите. После нее на­ ступает стадия истощения. Вот почему через сутки- двое (столько часов может длиться стадия запредель­ ного торможения) после пе­ режитого стресса начинаются всяческие бо­ лезни, нервные срывы. И если бы природа не приду­ мала эту стадию, всплеск активности в неподготов­ ленном организме убил бы его. Задача подготовки летчи­ ка именно в том и состоит, чтобы научить его выходить из среднего уровня реактив­ ности на самый верхний. - Зато у летчиков и трудо­ вой путь столь краток. - У нас в 30-32 года он уже пенсионер. Американ­ ские летчики дотягивают до 50 лет. Вот и я еше летаю, и даже летаю на “воздуш­ ном акробате “. Конечно, к 30 годам угасает у пилотов та острота реакции, о кото­ рой я говорил. Но можно нарастить адаптивность за счет активного образа жиз­ ни. - Александр Вениамино­ вич, как ж е так: вы - мате­ риалист, глубоко изучили возможности человеческого организма, а говорите о су­ ществовании высшего разу­ ма? Верите в контакт с ним? - Каждый человек так или иначе имел такие кон­ такты на уровне подсозна­ ния. Кстати, у меня была написана диссертация на эту тему. Но Академия на­ ук наложила запрет на лю­ бые дискуссии на темы Фрейда. Прошло четыре го­ да... - Вы счастливы? - Конечно. Могу гордить­ ся, что до сих пор летаю, что не было в жизни ни од­ ного незачтенного полета - это высокий результат. Что работаю для будущего. * Ч* Невозможно пересказать все то, о чем мы говорили с этим интереснейшим чело­ веком: не хватит газетных страниц. Ибо каждую тему он знает не как дилетант, а глубоко и широко. Замечу, что Александр Вениаминович еще и очень добрый человек. Достаточно косвенного намека на чью- то проблему, как он немед­ ленно спешит на помощь. Такое было и в нашей экс­ педиции. И уже перед рас­ ставанием он подошел ко мне: - Вот мой адрес и теле­ фон в Москве: вдруг у вас там будут какие-то пробле­ мы, позвоните, чем смогу.. Инна БЕРЕЗЮК. Южно-Сахалинск - Мурманск. (Продолжение следует.) • Мурманская область РАСТЕТ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА По оценке экспертов, де­ фицит бюджета в 1994 г. составит с учетом инфля­ ции 0,5 трлн. руб. Еще столько же понадобится, чтобы решить проблему безрабо­ тицы: ожидается сокраще­ ние числа работающих приблизительно на 48 тыс. Для создания новых рабо­ чих мест необходимо, по предварительным подсче­ там, 200 млрд. руб. и 270 млрд. - на компенсацию выплат семьям в связи с их выездом. Еще в 1992 г. Мурман­ ская область передавала в федеральный бюджет боль­ ше, чем получала от него. В прошлом году регион ока­ зался не в состоянии по­ крыть затраты только за счет собственных средств. По данным управления экономики, в нынешнем го­ ду только сумма поступле­ ний НДС (с учетом роста цен в 4,7 раза) снизится на 81 млрд руб. Эконохмику области опре­ деляют 8 предприятий, за­ нятых в основном переработкой ископаемых ресурсов. Объем произве­ денной ими продукции в 1993 г. снизился по сравне­ нию с 1990 г. на 32%. Осо­ бенно ощутимый удар по экономике края нанесло Мончегорское предприятие - комбинат “Североникель “, удельный вес продукции которого в общем объеме производства сократился с 31 до 16%. Резко возросли взаимные неплатежи, ж е с ­ ткая политика правитель­ ства в области финансов, связанная с ограничением кредитования, заставляет предприятия переходить на прямые товарообменные операции с потребителями. Например, в структуре вза­ имных расчетов между Оленегорским горно-обога­ тительным и Череповецким металлургическим комби­ натами прямой бартер до­ стигает 70%. На расчетных счетах предприятий нет де­ нег, не платятся налоги, не отчисляются средства в фонды поддержки экономи­ ки. Только за 2 месяца 1994 г. предприятия не пе­ речислили в бюджет в виде налогов 90 млрд. руб. Треть предприятий региона явля­ ется убыточной. Многие не выплачивают зарплату ра­ ботникам с начала года. Сокращается финансирова­ ние социальной сферы, не ведутся реконструкция про­ изводства и новое строи­ тельство. Выход из сложившегося положения областная адми­ нистрация видит в измене­ нии налоговой политики. Подготовлен документ в правительство, в котором. администрация требует прав на самостоятельное введение для предприятий региона гибких дифферен­ цированных налогов. Эко­ номисты подсчитали, что }ля погашения дефицита >юджета необходимо, чтобы область получала в фонд поддержки экономики не 48% суммы налога на до­ бавленную стоимость, как в прошлом году, а 70%. Это дало бы дополнительно 200 млрд. руо. Передача регио­ ну всей подлежащей зачис­ лению в федеральный бюджет суммы налога на прибыль предприятий и ор­ ганизаций пополнит бюд­ жет области еще на 260 млрд. руб. "Business MN"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz