Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.
^ 2 N2 30 И526) 29 июля - 4 августа 1994 года ЭОС х з о о о о с х Рынок и мы 5 0 0 0 0 0 С Х • Безработица ПЛОХО. ОЧЕНЬ ПЛОХО Прошлый 1993 год не стал заверше нием увольнений и сокращений в рыб ной промышленности. Процесс продолжается. И вот цифры, которые я взял в сводно-аналитическом отделе центра занятости населения в Мурман ске. Не учитывая тех, кто уволился по собственному желанию, тех, кто уво лен по статьям КЗОТ (за пьянство, прогулы, служебное несоответствие и т. д . ) , в 1993 году сокращены свьпце 300 моряков. Это - по спискам флотов, представленным в центр. Еще “краше" положение на берего вых предприятиях. Так, на АО “Мур манская судоверфь “ сократили около 70 человек. А на заводах бывшего ры бокомбината из-за резкого сокращения производства 250 бывших работников были вынуждены обратиться за по мощью в трудоустройстве в центр за нятости. А теперь - о годе нынешнем. Уже за первое полугодие на флотах сократили около полусотни моряков. А впереди - что? Дальнейший спад производства и конечно же рост безработицы. Кому-то цифры, приведенные мной, покажутся незначительными. К сожа лению, кроме явной есть еще и так называемая скрытая безработица. Ведь в число “сокращенных “ не вошли уво лившиеся не столько по “собственному желанию", сколько из-за удушающего безденежья, задержек зарплаты, от сутствия работы на родном предприятии. На той же МСВ (после раздела объединения на три завода) 1 января 1992 года числилось 4700 работников, 1 января текущего года - 2800, сегодня здесь работают 2150 че ловек. Наконец, к какому разряду причислить те самые вынужденные от пуска? Так, в минувшем полугодии каждый девятый работник рыбной от расли “отдохнул “ таким образом. На Мурманской судоверфи за шесть меся цев “погуляли" столько же времени, сколько за весь прошлый год. На рыбо перерабатывающих заводах скрытая безработица достигла огромной цифры - более 60 процентов. “Лидирует" в печальном списке АО “Айсберг“ - его рабочие “отдыхали“ в первом полуго дии (в среднем) по 72 дня. А на что жить? Алексей ЕРШОВ. • Точка зрения НАМ БЫ АВТОНОМИЮ... В последнее время много идет раз говоров о придании нашей области ста туса свободной экономической зоны (С Э З ) . Мнения по этому поводу раз ные: есть сторонники, есть противни ки. Я - на стороне последнего. По-моему, СЭЗ - не что иное, как бла гое пожелание резко улучшить благо состояние области, не имея ни экономических, ни политических воз можностей. Но ведь без одобрения Мо сквы область как не могла, так и не сможет заключать крупные договоры, давать долгосрочные обещания. На мой взгляд, нам нужна не СЭЗ, а, согласно Конституции, нужны права автономии. Впрочем, думаю, Москва на это не пойдет, понимая, что при этом теряются возможности для диктата центра. Но тогда зачем шум-гром? Не имея прав автономии, что может пол учить область, например, от разработ ки Штокмановского месторождения? Только урон для экологии. Что может решить губернатор? Без Москвы - очень немногое. А вот президент авто номии - другое дело. Ведь губернатор назначается Президентом России, а потому жестко подчинен ему. Самосто ятельные решения могут повлечь за собой и отставку. Кто захочет риско вать? Президент автономии - лицо вы борное, а это совсем иной статус. Да и “забугорные “ предприниматели будут относиться к президенту автономии иначе, понимая разницу в его возмож ностях и губернаторских. Ведь утечка российского капитала за рубеж отпуги вает иностранных инвесторов: кто бу дет вкладывать свои деньги в нашу экономику, если отечественные пред приниматели не верят родному прави тельству? Иностранцы станут работать в России, если оудут правовые гаран тии безопасности их капитала. В част ности, законы местной автономии. Но для получения статуса автономии нуж ны разрешения Москвы... Александр АРТЮГИН. Взяли на буксир "Н е р п а " спасает "М урм аш и н с ки й " В застойные годы мы пели оды нашему северному сельско му хозяйству. И было за что: самые высокие в России надои, чуть ли не рекордная яйцено скость. Примерялись, помнит ся, даже к японским показателям. Но уже тогда было ясно, особенно специалистам, что без государственной под держки все, что создавалось де сятилетиями, может рухнуть если не в одночасье, то доста точно быстро. Что и произошло. Основа основ животноводства - корма. От их обилия и разнооб разия зависит продуктивность и скота, и птицы. Тут не поспо ришь, хотя нельзя сбрасывать со счетов весь комплекс науки и практики. Впрочем, со специа листами в нашей области как раз все в порядке. Коллективы сель хозпредприятий складывались десятилетиями. Специалисты прошли отменную школу таких хозяйственников, как П. И. Куз нецов ( “Тулома“ ) , С. В. Саха ров ( “Кольский"), И. А. Воронин ("Мурманск"), Е. И. Быстров ( “Индустрия “) . А затем начался откат. Вна чале запаздывали дотации, все- таки выделяемые государством, хотя и в недостаточных количе ствах. Затем как раз тогда, ког да стремительно возросли тарифы на все, что жизненно важно для села, куратор аграр ного сектора, в недавнем про шлом генерал, Руцкой вслед за Гайдаром заявил ходатаям-се- верянам, что развитие сельхоз- производства на Крайнем Севере было стратегической ошибкой государства... Правда, разрешили так называемые льготные кредиты под... 213 процентов годовых. Это еще больше запутало ситуацию, по скольку кредиты шли немед ленно на оплату долгов по процентам и на расчеты за до ставку кормов. Первым по-настоящему громким звонком было решение о ликвидации совхоза “Мурма шинский “ . Этому предшество вали бурные дебаты в самом хозяйстве, сенсационные статьи в прессе: еще бы, в России это был первый случай официаль ного банкротства в сельском хо зяйстве. Было издано и соответствующее постановле ние главы областной админист рации (№ 263 от 27.06.94), коим официальные лица долж ны были подготовить все соот ветствующие документы к продаже совхозного имущества. Но вмешался Его Величество Случай. А если быть точнее, то даже не случай, а дальновидный хозяйственный расчет. Нашелся человек, которому далеко не безразлична судьба Заполярья, его жителей. Это Павел Григорьевич Стеблин - генеральный директор судоре монтного завода “Нерпа “ . Само предприятие, относясь к “обо ронке “ , тоже живет несладко. Военно-морской флот задолжал за выполненные судоремонтные работы десятки миллиардов рублей. А тут еще время от пусков, затяжка с выдачей зар платы, собственная задолженность завода по бюд жетным и другим платежам за содержание инфраструктуры. Тем не менее руководство пред приятия пошло на то, чтобы по мочь гибнущему совхозу. В “Мурмашинский “ была послана представительная ко миссия, которая определила степень износа оборудования, сооружений. Только после этого заводчане появились в кабинете директора совхоза, где обгова ривались детали предстоящего сотрудничества. Я не оговорил ся - именно сотрудничества. Дело в том, что предприятие планировало иметь свое подсоб ное хозяйство. Но его пришлось бы строить с нуля. А здесь, в “Мурмашинском“ , есть все не обходимое вплоть до высокопро фессиональных кадров, которым не надо в срочном по рядке решать еще и жилищную проблему. А затем два директора, П. Г. Стеблин и Н. Г. Алексеев ( “Мурмашинский " ) , обрати лись к главе областной админи страции Е. Б. Комарову с прось бой отменить предыдущее постановление о банкротстве. И уже 6 июля губернатор дал со гласие на передачу совхоза "Мурмашинский" заводу "Не рпа" в качестве подсобного хозяйства с сохранением юри дического лица. Значит ли это, что совхоз потерял самостоя тельность? - Разумеется, нет, - поясняет Николай Григорьевич Алексе ев. - Мы создаем своего рода обоюдовыгодную ассоциацию. Ведь на наших площадях с по мощью специалистов завода можно смонтировать любые пе рерабатывающие линии. Для более дешевой мясо-молочной продукции, и рыбу можно будет перерабатывать. Завод сможет приобретать продукцию по се бестоимости с минимумом пере возок, и у нас будет стабильный заработок, а то ведь специали сты (штаты, кстати, ужаты до минимума) получают 35 - 40 тысяч рублей в месяц, но терпят и верят в перемены. Это не первый в области слу чай взаимоподдержки села и го рода. Устав ассоциации, к примеру, Н. Г. Алексеев взял в совхозе "Нивский", партнером которого стало Мурманское от деление Октябрьской железной дороги ("РМ " писал об этом в марте т. г . ) . Так что хороший пример тоже заразителен. Недавно промелькнуло сооб щение о том, что банкротство ожидает еще один совхоз Коль ского района - "Арктику". Это одно из крупнейших хозяйств области, его потеря нанесет ощутимый удар молочному про изводству области и непосред ственно поселку Молочный, где хозяйство базируется. Неужели не найдутся в области подлин ные хозяйственники, патриоты Заполярья? Василий КОЛОСОВ. СЛЕСАРЬ-ТРУБОПРОВОДЧИК 107. Слесарь-трубопроводчик подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет, - второму механику. Он обеспечивает надежную работу и надлежащее техническое состояние трубогибочного оборудования и других приспособлений и инструмен тов, используемых при трубопроводных работах; вы полняет трубопроводные и слесарные работы; участвует в работах по обслуживанию и ремонту тех нических средств. СЛЕСАРЬ 108. Слесарь подчиняется механику по ремонту обо рудования, а на судах, где его нет, - второму механику. Он обязан содержать в надлежащем техническом состо янии инструменты и другое слесарное оборудование; выполнять слесарные и монтажные работы; участво вать в работах по обслуживанию и ремонту техниче ских средств. ТОКАРЬ 109. Токарь подчиняется механику по ремонту обо рудования, а на судах, вде его нет, - второму механику. Он обязан обеспечивать надежную работу и надлежа щее техническое состояние станков, оборудования ме ханической мастерской и инструментов; выполнять станочные и слесарные работы; участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств. ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК 110. Электрогазосварщик подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет, - второму механику. Он обязан обеспечивать надежную работу и надлежащее техническое состояние сварочного обору дования (без электрооборудования) и инструментов; выполнять электрогазосварочные работы: участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств. СТАРШИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИК 111. Старший электромеханик подчиняется главному (старшему) механику и является начальником элект ротехнического персонала. В его ведении находятся: источники электроэнергии - основные (главные и вспомогательные генераторы на судах с электродвижением, генераторы с автономным приводом и валогенераторы на судах без электродвиже ния) , аварийные станции питания с берега, гребная электрическая установка, главный и аварийный рас пределительные щиты, другие распределительные ус тройства; электрооборудование постов и пультов управления, электрические (электронные) части сис тем и устройств автоматики, в том числе систем ДАУ и ДУ, всех видов сигнализации и защиты; сети канали зации тока, размагничивающие устройства, электро приводы с пускорегулирующей и защитной аппаратурой механизмов машинно-котельного отделе ния, общесудового и производственного назначения; электрическая часть рулевой установки (включая ав торулевой) , машинные телеграфы и аксиометры, теле фония и другие средства внутрисудовой связи, аккумуляторы с зарядными устройствами и электроиз мерительные приборы своего заведования, освещение, электрооборудование бытового назначения, материаль но-техническое снабжение и отчетность. 112. Обязанности: (01) обеспечивать безопасную организацию работ, надежную работу и поддержание в надлежащем техни ческом состоянии механизмов, устройств, систем, обо рудования, правильную эксплуатацию электрооборудования и средств автоматизации; сле дить за режимом работы электромеханизмов; обеспе чивать проведение технической учебы; контролировать ведение электротехнического журнала; вести учет ра бочего времени; (02) в сложных условиях плавания находиться в ЦПУ или у главного распределительного щита (ГРЩ) и руководить электромеханической вахтой. На судах со знаком автоматизации (А1,АЗ) находиться в ЦПУ или у пульта на мостике. Если такое плавание длится про должительное время, он может с разрешения начальни ка службы временно покинуть пост, оставив за себя ответственного специалиста; (03) перед отходом судна в рейс не позднее чем за 2 часа до отхода докладывать начальнику службы о го товности заведования; (04) при подходе к промыслу обеспечить готовность к работе электротехнической части производственного оборудования; (05) по вызову вахтенных (помощника, механика, электромеханика, электрика) немедленно прибыть на место и находиться там, пока этого требует обстановка; (06) при назначении на судно принять от сдающего электрооборудование и средства автоматизации, смен но-запасные части, инструмент, инвентарь и докумен тацию своего заведования. О приеме-сдаче составляется акт и передача дел фиксируется в элект ротехническом журнале; (07) при нахождении судна в ремонте обеспечить электробезопасность при снабжении береговой элект роэнергией; при постановке в док или к причалу убе диться в заземлении заводом корпуса судна; контролировать параметры берегового напряжения и судовой сети. 113. На судах, где есть четвертый электромеханик, старший вахт не несет, а где его нет, он несет ходовые вахты с 08 до 12 и с 20 до 24 часов. На судах, где только один электромеханик, он выполняет обязанности стар шего электромеханика. 114. Ставший электромеханик по согласованию с начальником службы составляет расписание по заведо- ваниям и имеет право на перераспределение обязанно стей между своими подчиненными. На судах со знаком автоматизации (А1,АЗ) при отсутствии электротехни ческой вахты в машинном отделении (ЦПУ) он по согласованию с администрацией судна устанавливает режим работы электротехнического персонала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz