Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.
6 № 26 (4522) 1 - 6 июля 1994 года Э О О О С Будущее Северного бассейна Научно-практическая конференция СПАСЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИ (О кончание . Начало на 5+й стр.) Кроме того, мы предусматриваем про считать варианты использования нашего существующего крупнотоннажного флота в дальних экспедициях. Сейчас ведется работа в этом направлении. Нам кажет ся, что здесь есть резервы. Необходимо также разработать план использования старых судов. Главным в этих направле ниях будет не столько получение прибы ли (необходимо, чтобы только покрывались затраты ), сколько обеспе чение плавного перехода к новому флоту и сохранение рабочих мест. Я сейчас возьму на себя смелость сказать, что в главном концептуальном смысле наша программа поддержана практически всеми предприятиями “Сев- рыбы “ . Мне кажется, что теперь уже все понимают - нам необходима замена фло та, коренная модернизация всего нашего хозяйства и только это нам позволит жить достаточно эффективно в новых (рыночных или нет) условиях хозяйство вания. В этом направлении подлежат уточнению только детали и элементы тактики. Существует мнение, что эту програм му “Севрыба“ создала под себя. Я кате горически с этим не согласен. Мне лично, Тишкову, и тем 80-ти человекам, которые работают в аппарате “Севры- бы“ , эта программа не нужна. Да мы ее и не в состоянии реализовать в полном объеме, не хватит сил. Она сделана для рыбной промышлен ности Северного бассейна, для ваших предприятий, для людей, которые работа ют на ваших предприятиях, в конце кон цов для города. И вам решать, будете ли вы ее реализовывать или нет; и если бу дете, то каким образом. В сложившейся ситуации мы были обязаны, как профессионалы, высказать свою позицию и дать предложение, что мы и сделали. И мы не собираемся “под дулами пушек “ заставить принять нашу точку зрения, да тем более у нас и нет этих “пушек “ . Вы свободны в своем вы боре. Как быть с предприятиями? Как быть с теми простыми, честными людьми, ко торые отработали многие годы на этих предприятиях и, правдами или неправда ми, волей или неволей стали владельца ми нескольких акций убыточных погибающих предприятий? Я думаю, что наш долг, долг руково дителей, прежде всего, дать гарантии этим людям на то, что они смогут получить определенную компенсацию в случае банкротств этих предприятий. Возможны различные варианты этой ком пенсации - деньги, доля владения в но вом флоте и другие. Это можно проработать, важно только хотеть сде лать. Однако, эти меры должны распростра няться только на простых людей - работ ников предприятий, которые в какой-то мере случайно стали акционерами. Эти меры не должны касаться тех лиц (на пример, различные фонды), которые це ленаправленно скупали акции предприятий для того, чтобы сделать биз нес. Пусть они его и дальше продолжают делать на этих предприятиях. И если они станут банкротами - их проблемы. Они осуществляли свой шаг осмысленно и с расчетом. Если же говорить о предприятиях как таковых, то надо осознать одну вещь. Структурная перестройка означает пере группировку производственных структур капитала. Это выражается в различных формах: соединение предприятий, разде ление, перепрофилирование, закрытие, создание новых. Наше предложение заключается в со здании нового предприятия-объединения. И не важно, как оно будет называться - финансово-промышленная группа (ФПГ) или еще как... Даже не очень важно, будет оно создано на базе “Сев- рыбы “ (хотя это наиболее удобное и правильное решение) или совершенно от дельно. Главное заключается в том, чтобы со здать такое предприятие. Необходимо сде лать все, чтобы это предприятие было свободно от груза тех неразрешимых про блем, которые практически сковали сегодня деятельность наших флотов. Необходимо по строить его деятельность на новых условиях, как организационных, так и финансовых. Необходимо оказывать различного рода под держку, в том числе и государственную, именно этому предприятию, поскольку толь ко в нем наше будущее. Главной же целью при его работе должна быть реализация ин вестиционной программы и создание новой рыбной промышленности. КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ПРОГРАММУ? Для того, чтобы реализовать любую про грамму подобного рода, надо иметь две ве щи: деньги, сырьевые ресурсы. Что касается первого (денег), то здесь все просто - их у нас попросту нет! Но это вполне решаемая задача. Деньги можно взять в банке, если... у вас есть сырьевые ресурсы. Поэтому они и являются ключевым пун ктом в нашей программе. Это единственное и главное, что у нас сегодня есть, они - основной источник на шей жизни, и потому относиться к ним нуж но очень бережно и использовать с максимальной пользой, тем более, как вы все понимаете, ситуация очень изменчива. И то, что мы имеем сегодня, завтра может быть значительно уменьшено. Последние годы природа благоприятству ет нам. У нас достаточно трески. Полностью ее вылавливаем и практически всю продаем на экспорт. И что же мы имеем в результа те? А имеем мы многомиллиардные долги, огромное количество судов на простое, не выплаченную экипажам заработную плату и т. д. Об инвестициях при таких условиях го ворить просто абсурдно. Все это показывает уровень эффективности, с которым мы ис пользуем наши ресурсы - наше единствен ное богатство, наше золото. Так нельзя. Мы проедаем сами себя, даже не наевшись до сыта. Эта дорога ведет в тупик, в пропасть. Есть и другая проблема, которую необхо димо решать, когда речь идет о сырьевых ресурсах. В наших условиях, когда речь идет о структурной перестройке, когда нет никакой надежды на получение государст венных дотаций на рыбную промышлен ность, необходимо жестко удерживать баланс между сырьевыми ресурсами и нали чием мощностей по добыче. В этом заложена основа экономической эффективности. У наших соседей в Норвегии имеется вы сокоэффективная, высокопроизводительная рыбная промышленность. Но в то же время эта промышленность дотируется норвежским государством по 19-ти статьям. И здесь нет никакого парадокса. Ответ прост. В Норве гии значительный переизбыток производст венных мощностей над сырьевой базой. В настоящее время государство проводит пол итику по сокращению этих мощностей. В этом смысле в целом мы поддерживаем принятое Комитетом по рыболовству направ ление на лицензирование флота. Однако считаем, что здесь есть ряд ошибок и “пе регибов “ , которые необходимо исправить в рабочем порядке. И еще об одном. Конечно же, ресурсы нельзя продавать отечественным рыбопромышленникам. Я не знаю ни одной страны в мире, где сущест вовала бы такая система. Но главное даже не в этом. Главное в том, что это в очеред ной раз приведет к увеличению себестоимо сти, а значит и цены. Что, в конечном результате, создаст еще более сложные эко номические проблемы. Все вышесказанное подчеркивает боль шую важность вопроса о сырьевых ресурсах, и, как мы думаем, требует координации и управления этими ресурсами на государст венном уровне. На уровне Комитета по ры боловству через бассейновый научно-промысловый совет. Кроме того, по нашему глубокому убеж дению, если мы будем реализовывать инве стиционную программу, то ресурсы на нее необходимо выделять в первоочередном по рядке и в достаточном количестве. Еще раз хочу вернуться к некоторым проблемам, которые возникают в связи с предложенной нами программой. Постоянно возникают вопросы: почему необходимо со здавать новое предприятие - финансово промышленную группу? Почему нельзя реализовать эту программу на базах суще ствующих предприятий? Почему, наконец, необходимо объединять усилия? Дело в том, что противоречия между но выми условиями хозяйствования и сущест вующим производством зашли уже так далеко, а проблемы, накопившиеся на предприятиях уже стали столь велики, что, как мы полагаем, реформировать наше хо зяйство без создания нового предприятия (ФПГ) невозможно. Такая ситуация достаточно часто имеет место на Западе, который мы сейчас посто янно приводим в пример. Группа специали стов изучает возможности реконструкции какого-либо предприятия и приходит к сле дующему выводу: вызвать бульдозер, сре зать абсолютно все “под нож“ и построить новое предприятие. У нас ситуация не со всем чтобы такая, но во многом схожа. Мы считаем, что бессмысленно и невоз можно реализовать такую инвестиционную программу на базе существующих флотов. ЧЕТКОСТЬ КООРДИНАЦИИ, ЖЕСТКОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ Говоря об этом, не могу не сказать о не обходимости координации на бассейне и о жесткости управления. О том, что у нас сегодня называют модным иностранным словом “менеджмент*4. Именно в этой области находится значи тельная часть наших потерь и упущенной выгоды. Огромное количество проблем воз никает от несогласованности наших дейст вий, а зачастую и от необоснованных эгоистических претензий друг к другу. Мы думаем, что уже сейчас необходимо жестко координировать и проводить единую политику в области внешней торговли, удерживать цены, не допускать конкурен ции друг с другом на внешнем рынке, ис кать новые выходы на этот рынок. Сегодня это важно по двум причинам. Во-первых, вы знаете, что Норвегия и Ис ландия начинают все больше консолидиро ваться со странами - членами ЕЭС в области рыбной промышленности, что одно значно приведет к нашим потерям на этом рынке. Чтобы противостоять этому, необхо димо выступать согласованным единым фронтом. Тем более, что в целом объем на ших поставок на западный рынок позволяет это сделать. Слишком много их рыбообра батывающих фабрик зависит от поставок нашего сырья. Во-вторых, цены на рыбную продукцию на внутреннем рынке значительно возрос ли, что подтверждает необходимость управ лять внешним рынком, как в части продажи своей продукции, так и в части закупок рыбной продукции и сырья. Не менее остро сложилась ситуация на внутреннем рынке. Видимо, необходимо . провести большой сбор рыбопромышленни ков России и договориться о сферах влия ния и о возможном уровне цен. Видимо, есть и другие варианты. Но важно понять, что эту сферу необходимо также четко ко ординировать, особенно когда имеют место неплатежи и огромный объем бартерных операций. Мы можем многое взять для себя полез ного, изучая опыт наших соседей-норвеж- цев. Кстати, хотелось бы отметить, что уровень централизации там довольно боль шой. Но мы не сможем никогда взять для себя в полном объеме их систему управле ния. Дело в том, что у нас слишком большая инфраструктурная разница. Норвежская рыбная промышленность - это практиче ски все побережье Норвегии с небольши ми портами (деревня-порт), с небольшими перерабатывающими фабри ками. И небольшие группы судов (по 6-8 единиц) замыкаются в работе на один, максимум - два порта (деревни). Объем услуг в каждом из таких портопунктов (при общей развитости системы услуг) значительно выше спроса на них. Как го ворят - “нет проблем". У нас другой случай. Практически вся рыбная промышленность Северного бас сейна сосредоточена на инфраструктуре Мурманска. И не надо строить иллюзий, что мы создадим аналогичную норвежской береговую базу. Это невозможно, да и не нужно. В другой стране мы живем... Нужна более жесткая степень коорди нации во всех сферах производственно хозяйственной деятельности. Как же эту координацию осуществить? Конечно, у нас есть такой орган коорди нации - “Севрыба “ . Задачи и функции ее определены уставом и договором с Коми тетом по рыболовству. Но, я думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что прав у АО “Севрыбы“ для осуществления такой координации недо статочно. Больше того, даже те права, ко торые имеются, не могут быть реализованы. Причина - отсутствие меха низма исполнения. Руководители пред приятий, члены совета директоров принимают решения в “Севрыбе“ . а по том с успехом их не выполняют. Можно ли создать новый механизм ис полнения? Опыт последних лет показыва ет - нет. Конечно, возможно придумать массу систем или схем, но они не будут работать. Исключение составляет - пол ный возврат к -старой централизованной системе. До тех пор, пока у предприятий будут разные интересы, разные кошельки, ни один отдельностоящий орган управления не сможет решить эту задачу: ни “Севры ба “ , ни любой другой созданный орган управления. А потому необходимо создать новое предприятие (ФПГ) с единым интересом (на сегодняшнем этап е ), с единым орга ном координации и управления. И постро ить работу этой структуры на принципах единоначалия и жесткой иерархической подчиненности. И еще. Необходимо разделить функ ции владения и функции управления. Это одна из проблем сегодняшнего дня. Уп равлять должны профессионалы. И они должны нести ответственность за это. И здесь нам кажется нецелесообраз ным создание еще дополнительного органа управления - межрегионального координа ционного совета. Мы уже имеем создан ный не так давно дополнительно новый орган - департамент по рыболовству. По нашему мнению, не новые органы надо создавать, а необходимо создать новое производство. Введение дополнительных органов управления приведет только к до полнительным противоречиям между ни ми. И потом не совсем понятно, как этот координационный совет будет работать... Ведь тот объем серьезных вопросов требу ет не только совета - требует создания аппарата. А если создать такой аппарат - то это будет вторая “Севрыба “ . А зачем ее создавать, если она уже есть? Если ко го-то не устраивают люди, работающие в “Севрыбе“ , то тогда такой вопрос и надо ставить и пытаться его решить. Но зачем же создавать новый орган управления? Весь опыт происходящих в нашей стране изменений должен убедить в бессмыслен ности и опасности таких действий. Можно создавать какие угодно пре красные программы и планы. Но реализо вать их будет невозможно или, скажем, очень трудно, если мы не объединим свои усилия. Если не будем объединены одной единой целью: сохранить и дать новый импульс рыбной промышленности на Мурмане. Помочь людям, работающим в этой сфере промышленности. И для этого нужно еще немного думать о будущем, а не только о дне сегодняшнем. Не только о предстоящей пенсии, но и о других людях, и о своих детях. Я думаю, вы видите,что “Севрыба“ пытается решить эту задачу. Может, у нас это получается и не так хорошо, но мы пытаемся делать все возможное. ■<£
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz