Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.
На службе Отечеству зоос № 30 (4526) 29 июля - 4 августа 1994 года 11 I I ВШИИИИШМГВНМИВтУШШИШШЙШГИМЯЧМШИ Первая заповедь бравого Швейка: “Держись ближе к кухне!“ “Недостатчик...“ - кто-то бросил вслед Андрею слово вроде бы не оскорбительное, но все равно обидное. Андрей обернулся. Возле окна раздачи пищи стоял матрос из соседнего подразделения. Ему-то, видимо, своему знакомому, кок, тоже матрос, объяс нял, почему Андрей получает полуторную норму питания. Военно-врачебную комиссию в военко мате Андрей Смирнов (фамилию я изменил по его просьбе) прошел, что называется, без сучка без задоринки. Здоров, как бык, по шутил веселый молодой врач, простукиваю щий и прослушивающий призывников, галдящих в коридоре за дверью его кабине та, как стая воронят. Андрей и не сомневался в том, что его признают здоровым. Единственная болезнь, которую он знал, было банальное ОРЗ. Од нако на Северном флоте врачи призывной технической комиссии усмотрели несоот ветствие его высокого роста маленькому ве су и небольшому объему грудной клетки. Поэтому в медицинской книжке Андрея по явился диагноз: дефицит веса. Андрея нетрудно узнать в матросском строю. Он по-юношески угловат, худощав, коротко острижен, отчего голова напоминает одуванчик, качающийся на длинном и тон ком стебельке. Таких, как он, на атомном ракетном крейсере “Адмирал Нахимов" 12 человек из 265, призванных осенью прошло го года. Корабельный врач капитан медицинской службы В. Чуб не считает их больными людьми. Они и в самом деле здоровы, только “недокормлены" “на гражданке44, сказал о них офицер. Им назначили дополнительное питание, их освободили от тяжелой физиче ской работы. Еженедельно В. Чуб взвешива ет их, словно бычков на ферме. Все это в какой-то мере унизительно для молодых парней. Чтобы избавить их от этого чувства, им объясняют, что масса тела не только по казатель здоровья, но и... показатель боего товности. Как сообщил в начале года начальник отдела комплектования флота капитан 1-го ранга А. Ушанов, 30 процентов призывников имели дефицит веса, из них более 40 про центов находились на грани дистрофии. То есть не могли выполнять служебные обязан ности. Для командиров кораблей и частей составляет проблему найти сейчас матросов для назначения в суточный наряд, на хозяй ственные и ремонтные работы, для расста новки на кораблях согласно боевым расписаниям. Сегодня каждый второй мат рос служит за себя и за того парня, который по тем или иным причинам прохлаждается на гражданке44, говорили мне моряки. В частности, по этой причине должности стар шин и матросов на Северном флоте в насто ящее время укомплектованы менее чем на 70 процентов. Если часть матросов освободить от вы полнения служебных обязанностей, связан ных с тяжелым физическим трудом, то на оставшуюся часть матросов ляжет непомер ная по своей тяжести нагрузка. Между тем в начале года все шло к созданию невыноси мых условий службы для наиболее развитых в физическом отношении матросов. Осенняя призывная кампания плавно перешла в ве сеннюю. Подводя итоги медицинского обсле дования призывников осеннего набора, начальник лечебного отдела флота полков ник медицинской службы А. Вьюшихин от метил, что почти каждому третьему молодому матросу флотские медики поста вили диагноз: дефицит веса. О падении жизненного уровня населения, уменьшении “потребительской корзинки“ средства массовой информации регулярно сообщают своим читателям, зрителям и слу шателям. Но только члены призывных тех нических комиссий на флотах и в округах знают, что или, точнее, кто стоит за сухой цифирью в статистических отчетах. Те, кто встречает молодое пополнение в Вооружен ных Силах, могут подтвердить, что моло дежь в нашей стране в большинстве своем недокормленная, по крайней мере та ее часть, которая приходит служить в Воору женные Силы. После первого марта среди призывников, прибывающих на Северный флот, доля мо лодых людей с дефицитом веса уменьшилась почти в 10 раз. Но это не означает повыше ние уровня жизни людей. Пресловутая “по требительская корзинка4 почти пуста у малоимущих слоев населения. Изменения произошли не в экономике страны, а в руко водящих медицинских документах. Соглас но новой директиве Главного медицинского управления Министерства обороны РФ уве личено прокрустово ложе в методике выяв ления и учета матросов с недостаточным питанием, а по-старому, с дефицитом веса. Теперь, если вчерашний “недостатчик“ мо жет выполнять определенное количество физических упражнений и имеет объем би цепсов больше 26 сантиметров, то он уже богатырь, правда, добавляют при этом, очень худой. “Небогатырей4 делят на тех, у кого “пониженное питание44, и тех, у кого “недо статочное питание". Последним, если они за два месяца службы не набирают веса, назна чают дополнительное питание, то есть полуторную норму матросского пайка. По мнению начальника медицинской службы Северовоенморстроя подполковника медицинской службы Л. Франка, появление новой методики выявления, учета и медицинского обследования военнослужа щих с недостаточным питанием обусловлено политическими, прежде всего, причинами. Страна, в которой каждый третий молодой человек - 44начинающий" дистрофик, не мо жет претендовать на роль могучей и процве тающей державы в мировом сообществе. Несколько моих собеседников из числа медработников высказали предположение, что Министерству обороны, которое само си дит на голодном пайке, не по карману опла чивать в течение трех месяцев дополнительное питание для оголодавших “на гражданке4 парней. Что ж, можно взять калькулятор и на примере Северного флота подсчитать, сколько денег дополнительно потребуется для закупки продовольствия. Стоимость суточного матросского пайка на корабле - 1800 рублей. Следовательно, до полнительно потребуется 900 рублей. На три месяца - 81 тысяча. Даже если речь идет о нескольких тысячах молодых матросов, за траты не превысят 240 миллионов. Много это или мало? Например, для того, чтобы отпра вить в отпуск экипаж атомной подводной лодки, требуется полмиллиарда рублей. Чем же кормят на флоте? Ежедневно каждый военнослужащий по требляет 350 граммов ржаного и 400 граммов белого хлеба, 110 граммов круп и риса, 40 граммов макаронных изделий, 225 граммов мяса, 120 граммов рыбы (когда е сть ) , 20 граммов растительного масла, 50 граммов сливочного масла, 100 граммов свежего мо лока, 70 граммов сахара, 900 граммов карто феля и овощей, 50 граммов соков и так далее. По сравнению с “потребительской кор зинкой4 членов среднестатистической семьи в России, не получающих к тому же зарплату по нескольку месяцев, матросский паек выглядит царским. Не случайно уже в первые 2-3 недели службы новички, по на блюдению медиков, набирают 4-5 килограм мов веса. Нужна ли им еще и полуторная норма питания в этих условиях? Врачи не дают однозначного ответа. Нельзя не заметить, что и к матросам на кораблях со стороны командования особое отношение. Командиры кораблей и их по мощники по снабжению пускаются на любые ухищрения, разумеется, в рамках закона, чтобы улучшить и разнообразить матрос ский стол. Минувшей зимой матросов на “Адмирале Нахимове44, “Митрофане Мос каленко" даже побаловали свежими яблока ми, апельсинами и лимонами. Андрей Смирнов, о котором я упомянул в начале этих заметок, на вопрос, наедается ли он сейчас, ответил с довольной улыбкой: "Даже остается". Впрочем, картина не настолько радуж ная, чтобы ею умиляться. На том же боль шом десантном корабле “Митрофан Москаленко4 помощник командира корабля по снабжению капитан-лейтенант О. Абра мов отметил, что по сравнению с прошлым, 1993 годом, снабжение улучшилось. Но и сейчас не хватает сыра, рыбы, сгущенного молока. Свежее молоко приходится заменять натуральным соком. С 15 апреля по 15 июня матросам положено в день выдавать по горо шине “Гексавита44, но его нет на продоволь ственном складе. Таким образом, матросы получают, конечно, “свои“ 2760 килокало рий, но в искаженном виде. 56 лет назад лечебное питание вводили приказом наркома обороны, то есть подошли к организации основательно. Сейчас допол нительное питание матросов организовано в звене продовольственной службы лишь на основании телеграфных указаний. А дирек тива Главного медицинского управления яв ляется руководящим документом только для военных медиков. Можно сделать два выво да: либо в Министерстве обороны полагают, что в скором времени удастся “на граждан ке 4 накормить призывной контингент, либо в министерстве не уверены в том, что в стра не остается молодежь, подлежащая призыву в Вооруженные Силы и способная по состоя нию здоровья держать в руках автомат... Тем же, кому недавно исполнилось во семнадцать, можно смело рекомендовать: то ропитесь на призывной пункт. В армии и на флоте по части питания житье не худо. Пока. В. ГУНДАРОВ, капитан 2-го ранга. (“На страже Заполярья ", в сокра щении). mss J МЕХАНИК ПО СУДОВЫМ СИСТЕМАМ 94. Механик по судовым системам обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуа тацию и надлежащее техническое состояние систем приема, перекачки и выдачи топлива и пресной воды, систем питьевой и мытьевой воды, систем судового отопления, паропроводов, производственных помеще ний, балластной, фановой и сточной систем с обслу живающими их насосами, фильтрами, теплообменными аппаратами, контрольно-измеритель- ными приборами и средствами автоматизации неэлек трического (неэлектронного) действия. В его ведении находятся шланги для приема воды и топлива. 95 Обязанности: руководить работами выделенных ему специали стов, обеспечивая безопасную организацию работ; со ставлять ремонтные ведомости и контролировать сроки и качество ремонта; составлять заявки на снаб жение и вести установленную документацию. В необходимых случаях механик по судовым систе мам замещает четвертого механика. МЕХАНИК ПО КРАНОВОМУ ХОЗЯЙСТВУ 96. Механик по крановому хозяйству подчиняется главному (старшему) механику. В части производст ва он выполняет указания второго помощника и по мощника капитана по производству. Механик по крановому хозяйству обеспечивает на дежную работу, правильную техническую эксплуата цию и надлежащее техническое состояние судовых кранов, самоходных и переносных средств внутри- трюмной механизации и технических средств, обслу живающих их (исключая электрооборудование), средств автоматизации неэлектрического (неэлект ронного) действия. 97. Обязанности: руководить работами выделенных ему специали стов, обеспечивая безопасную организацию работ; со ставлять ремонтные ведомости и контролировать сроки и качество ремонта: составлять заявки на мате риально-техническое снабжение и вести установлен ную документацию. МОТОРИСТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 98. Моторист в течение вахты самостоятельно уп равляет главным двигателем и другими техническими средствами. В его ведении кроме главного двигателя находятся технические средства осушения и системы, обеспечивающие работу главного двигателя. Моторист несет вахту, посменно чередуясь со сво им помощником. ПОМОЩНИК МОТОРИСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 99. Помощник моториста подчиняется мотористу и выполняет его обязанности на своей вахте. их работу; принимать участие в обслуживании и ре монте всех технических средств; нести вахту по рас писанию. МОТОРИСТ (МАШИНИСТ) 103. Моторист (машинист) подчиняется второму механику. Он обязан знать устройство и обслужива ние вспомогательных механизмов, назначение и рас положение трубопроводов и клапанов; принимать участие в обслуживании и ремонте всех технических средств; нести вахту по расписанию. СТАРШИЙ МОТОРИСТ (МАШИНИСТ) СТАРШИЙ КОТЕЛЬНЫЙ МАШИНИСТ 100. Старший моторист (машинист) подчиняется второму механику. Старший моторист (машинист) обязан обслужи вать главные и вспомогательные механизмы и техни ческие средства, обеспечивающие их работу; механическую часть палубных и промысловых меха низмов, рулевого устройства; судовые системы и об служивающие их механизмы и устройства; управлять всеми механизмами энергетической установки и сис темы; участвовать в обслуживании и ремонте всех технических средств; выполнять слесарно-монтажные работы; руководить работой мотористов (машини стов) ; нести вахту по расписанию. На судах с многодвигательной главной установкой старшин моторист несет вахту под руководством вах тенного механика. На судах, где нет четвертого механика, он допу скается к самостоятельной вахте в машинном отделе нии или ЦПУ под контроль и ответственность старшего механика. МОТОРИСТ (МАШИНИСТ) 1-го КЛАССА 101. Моторист (машинист) 1-го класса подчиняет ся второму механику. Он обязан обслуживать глав ные, вспомогательные механизмы и технические средства, их обслуживающие, и уметь управлять ими; знать расположение трубопроводов и клапанов судо вых систем и уметь управлять ими; участвовать в об служивании и ремонте всех технических средств; нести вахту по расписанию. МОТОРИСТ (МАШИНИСТ) 2-го КЛАССА 102. Моторист (машинист) 2-го класса подчиняет ся второму механику. Он обязан знать устройство главных и вспомогательных механизмов, назначение и расположение трубопроводов и клапанов; обслуживать главные, вспомогательные механизмы, вспомогатель ные котлы и технические средства, обеспечивающие 104. Старший котельный машинист подчиняется механику, ведающему котельной установкой. Он обя зан управлять котельной установкой и обслуживаю щими ее техническими средствами; обслуживать системы, механизмы, контрольно-измерительные при боры и средства автоматизации неэлектрического (не электронного) действия, обслуживающие котельную установку; участвовать в обслуживании и ремонте ко тельной установки и технических средств, ее обслу живающих; руководить работами котельных машинистов; нести вахту по расписанию. КОТЕЛЬНЫЙ МАШИНИСТ 105. Котельный машинист подчиняется механику, ведающему котельной установкой. Он обязан знать устройство и уметь обслуживать главные и вспомога тельные котельные установки и технические средст ва, их обслуживающие; принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной уста новки; нести вахту по расписанию. ПОМПОВЫЙ МАШИНИСТ 106. Помповый машинист (донкерман) подчиняет ся механику по судовым системам, а на судах, где его нет, - главному (старшему) механику. В части гру зовых операции подчиняется второму помощнику ка питана. Он обеспечивает надежную работу и надлежащее техническое состояние грузовых и зачи стных насосов, трубопроводов с соответствующей ар матурой, моечного оборудования, системы запора уровня жидкого груза в танках, систем обогрева груза. В его ведении находятся грузовые и топливные шлан ги, шланговые лебедки, запасные части и специаль ный инструмент. Он обязан знать устройство и управление техническими средствами своего заведо вания; принимать участие в обслуживании и ремонте технических средств.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz