Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.

На службе Отечеству зоос № 30 (4526) 29 июля - 4 августа 1994 года 11 I I ВШИИИИШМГВНМИВтУШШИШШЙШГИМЯЧМШИ Первая заповедь бравого Швейка: “Держись ближе к кухне!“ “Недостатчик...“ - кто-то бросил вслед Андрею слово вроде бы не оскорбительное, но все равно обидное. Андрей обернулся. Возле окна раздачи пищи стоял матрос из соседнего подразделения. Ему-то, видимо, своему знакомому, кок, тоже матрос, объяс­ нял, почему Андрей получает полуторную норму питания. Военно-врачебную комиссию в военко­ мате Андрей Смирнов (фамилию я изменил по его просьбе) прошел, что называется, без сучка без задоринки. Здоров, как бык, по­ шутил веселый молодой врач, простукиваю­ щий и прослушивающий призывников, галдящих в коридоре за дверью его кабине­ та, как стая воронят. Андрей и не сомневался в том, что его признают здоровым. Единственная болезнь, которую он знал, было банальное ОРЗ. Од­ нако на Северном флоте врачи призывной технической комиссии усмотрели несоот­ ветствие его высокого роста маленькому ве­ су и небольшому объему грудной клетки. Поэтому в медицинской книжке Андрея по­ явился диагноз: дефицит веса. Андрея нетрудно узнать в матросском строю. Он по-юношески угловат, худощав, коротко острижен, отчего голова напоминает одуванчик, качающийся на длинном и тон­ ком стебельке. Таких, как он, на атомном ракетном крейсере “Адмирал Нахимов" 12 человек из 265, призванных осенью прошло­ го года. Корабельный врач капитан медицинской службы В. Чуб не считает их больными людьми. Они и в самом деле здоровы, только “недокормлены" “на гражданке44, сказал о них офицер. Им назначили дополнительное питание, их освободили от тяжелой физиче­ ской работы. Еженедельно В. Чуб взвешива­ ет их, словно бычков на ферме. Все это в какой-то мере унизительно для молодых парней. Чтобы избавить их от этого чувства, им объясняют, что масса тела не только по­ казатель здоровья, но и... показатель боего­ товности. Как сообщил в начале года начальник отдела комплектования флота капитан 1-го ранга А. Ушанов, 30 процентов призывников имели дефицит веса, из них более 40 про­ центов находились на грани дистрофии. То есть не могли выполнять служебные обязан­ ности. Для командиров кораблей и частей составляет проблему найти сейчас матросов для назначения в суточный наряд, на хозяй­ ственные и ремонтные работы, для расста­ новки на кораблях согласно боевым расписаниям. Сегодня каждый второй мат­ рос служит за себя и за того парня, который по тем или иным причинам прохлаждается на гражданке44, говорили мне моряки. В частности, по этой причине должности стар­ шин и матросов на Северном флоте в насто­ ящее время укомплектованы менее чем на 70 процентов. Если часть матросов освободить от вы­ полнения служебных обязанностей, связан­ ных с тяжелым физическим трудом, то на оставшуюся часть матросов ляжет непомер­ ная по своей тяжести нагрузка. Между тем в начале года все шло к созданию невыноси­ мых условий службы для наиболее развитых в физическом отношении матросов. Осенняя призывная кампания плавно перешла в ве­ сеннюю. Подводя итоги медицинского обсле­ дования призывников осеннего набора, начальник лечебного отдела флота полков­ ник медицинской службы А. Вьюшихин от­ метил, что почти каждому третьему молодому матросу флотские медики поста­ вили диагноз: дефицит веса. О падении жизненного уровня населения, уменьшении “потребительской корзинки“ средства массовой информации регулярно сообщают своим читателям, зрителям и слу­ шателям. Но только члены призывных тех­ нических комиссий на флотах и в округах знают, что или, точнее, кто стоит за сухой цифирью в статистических отчетах. Те, кто встречает молодое пополнение в Вооружен­ ных Силах, могут подтвердить, что моло­ дежь в нашей стране в большинстве своем недокормленная, по крайней мере та ее часть, которая приходит служить в Воору­ женные Силы. После первого марта среди призывников, прибывающих на Северный флот, доля мо­ лодых людей с дефицитом веса уменьшилась почти в 10 раз. Но это не означает повыше­ ние уровня жизни людей. Пресловутая “по­ требительская корзинка4 почти пуста у малоимущих слоев населения. Изменения произошли не в экономике страны, а в руко­ водящих медицинских документах. Соглас­ но новой директиве Главного медицинского управления Министерства обороны РФ уве­ личено прокрустово ложе в методике выяв­ ления и учета матросов с недостаточным питанием, а по-старому, с дефицитом веса. Теперь, если вчерашний “недостатчик“ мо­ жет выполнять определенное количество физических упражнений и имеет объем би­ цепсов больше 26 сантиметров, то он уже богатырь, правда, добавляют при этом, очень худой. “Небогатырей4 делят на тех, у кого “пониженное питание44, и тех, у кого “недо­ статочное питание". Последним, если они за два месяца службы не набирают веса, назна­ чают дополнительное питание, то есть полуторную норму матросского пайка. По мнению начальника медицинской службы Северовоенморстроя подполковника медицинской службы Л. Франка, появление новой методики выявления, учета и медицинского обследования военнослужа­ щих с недостаточным питанием обусловлено политическими, прежде всего, причинами. Страна, в которой каждый третий молодой человек - 44начинающий" дистрофик, не мо­ жет претендовать на роль могучей и процве­ тающей державы в мировом сообществе. Несколько моих собеседников из числа медработников высказали предположение, что Министерству обороны, которое само си­ дит на голодном пайке, не по карману опла­ чивать в течение трех месяцев дополнительное питание для оголодавших “на гражданке4 парней. Что ж, можно взять калькулятор и на примере Северного флота подсчитать, сколько денег дополнительно потребуется для закупки продовольствия. Стоимость суточного матросского пайка на корабле - 1800 рублей. Следовательно, до­ полнительно потребуется 900 рублей. На три месяца - 81 тысяча. Даже если речь идет о нескольких тысячах молодых матросов, за­ траты не превысят 240 миллионов. Много это или мало? Например, для того, чтобы отпра­ вить в отпуск экипаж атомной подводной лодки, требуется полмиллиарда рублей. Чем же кормят на флоте? Ежедневно каждый военнослужащий по­ требляет 350 граммов ржаного и 400 граммов белого хлеба, 110 граммов круп и риса, 40 граммов макаронных изделий, 225 граммов мяса, 120 граммов рыбы (когда е сть ) , 20 граммов растительного масла, 50 граммов сливочного масла, 100 граммов свежего мо­ лока, 70 граммов сахара, 900 граммов карто­ феля и овощей, 50 граммов соков и так далее. По сравнению с “потребительской кор­ зинкой4 членов среднестатистической семьи в России, не получающих к тому же зарплату по нескольку месяцев, матросский паек выглядит царским. Не случайно уже в первые 2-3 недели службы новички, по на­ блюдению медиков, набирают 4-5 килограм­ мов веса. Нужна ли им еще и полуторная норма питания в этих условиях? Врачи не дают однозначного ответа. Нельзя не заметить, что и к матросам на кораблях со стороны командования особое отношение. Командиры кораблей и их по­ мощники по снабжению пускаются на любые ухищрения, разумеется, в рамках закона, чтобы улучшить и разнообразить матрос­ ский стол. Минувшей зимой матросов на “Адмирале Нахимове44, “Митрофане Мос­ каленко" даже побаловали свежими яблока­ ми, апельсинами и лимонами. Андрей Смирнов, о котором я упомянул в начале этих заметок, на вопрос, наедается ли он сейчас, ответил с довольной улыбкой: "Даже остается". Впрочем, картина не настолько радуж­ ная, чтобы ею умиляться. На том же боль­ шом десантном корабле “Митрофан Москаленко4 помощник командира корабля по снабжению капитан-лейтенант О. Абра­ мов отметил, что по сравнению с прошлым, 1993 годом, снабжение улучшилось. Но и сейчас не хватает сыра, рыбы, сгущенного молока. Свежее молоко приходится заменять натуральным соком. С 15 апреля по 15 июня матросам положено в день выдавать по горо­ шине “Гексавита44, но его нет на продоволь­ ственном складе. Таким образом, матросы получают, конечно, “свои“ 2760 килокало­ рий, но в искаженном виде. 56 лет назад лечебное питание вводили приказом наркома обороны, то есть подошли к организации основательно. Сейчас допол­ нительное питание матросов организовано в звене продовольственной службы лишь на основании телеграфных указаний. А дирек­ тива Главного медицинского управления яв­ ляется руководящим документом только для военных медиков. Можно сделать два выво­ да: либо в Министерстве обороны полагают, что в скором времени удастся “на граждан­ ке 4 накормить призывной контингент, либо в министерстве не уверены в том, что в стра­ не остается молодежь, подлежащая призыву в Вооруженные Силы и способная по состоя­ нию здоровья держать в руках автомат... Тем же, кому недавно исполнилось во­ семнадцать, можно смело рекомендовать: то­ ропитесь на призывной пункт. В армии и на флоте по части питания житье не худо. Пока. В. ГУНДАРОВ, капитан 2-го ранга. (“На страже Заполярья ", в сокра­ щении). mss J МЕХАНИК ПО СУДОВЫМ СИСТЕМАМ 94. Механик по судовым системам обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуа­ тацию и надлежащее техническое состояние систем приема, перекачки и выдачи топлива и пресной воды, систем питьевой и мытьевой воды, систем судового отопления, паропроводов, производственных помеще­ ний, балластной, фановой и сточной систем с обслу­ живающими их насосами, фильтрами, теплообменными аппаратами, контрольно-измеритель- ными приборами и средствами автоматизации неэлек­ трического (неэлектронного) действия. В его ведении находятся шланги для приема воды и топлива. 95 Обязанности: руководить работами выделенных ему специали­ стов, обеспечивая безопасную организацию работ; со­ ставлять ремонтные ведомости и контролировать сроки и качество ремонта; составлять заявки на снаб­ жение и вести установленную документацию. В необходимых случаях механик по судовым систе­ мам замещает четвертого механика. МЕХАНИК ПО КРАНОВОМУ ХОЗЯЙСТВУ 96. Механик по крановому хозяйству подчиняется главному (старшему) механику. В части производст­ ва он выполняет указания второго помощника и по­ мощника капитана по производству. Механик по крановому хозяйству обеспечивает на­ дежную работу, правильную техническую эксплуата­ цию и надлежащее техническое состояние судовых кранов, самоходных и переносных средств внутри- трюмной механизации и технических средств, обслу­ живающих их (исключая электрооборудование), средств автоматизации неэлектрического (неэлект­ ронного) действия. 97. Обязанности: руководить работами выделенных ему специали­ стов, обеспечивая безопасную организацию работ; со­ ставлять ремонтные ведомости и контролировать сроки и качество ремонта: составлять заявки на мате­ риально-техническое снабжение и вести установлен­ ную документацию. МОТОРИСТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 98. Моторист в течение вахты самостоятельно уп­ равляет главным двигателем и другими техническими средствами. В его ведении кроме главного двигателя находятся технические средства осушения и системы, обеспечивающие работу главного двигателя. Моторист несет вахту, посменно чередуясь со сво­ им помощником. ПОМОЩНИК МОТОРИСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 99. Помощник моториста подчиняется мотористу и выполняет его обязанности на своей вахте. их работу; принимать участие в обслуживании и ре­ монте всех технических средств; нести вахту по рас­ писанию. МОТОРИСТ (МАШИНИСТ) 103. Моторист (машинист) подчиняется второму механику. Он обязан знать устройство и обслужива­ ние вспомогательных механизмов, назначение и рас­ положение трубопроводов и клапанов; принимать участие в обслуживании и ремонте всех технических средств; нести вахту по расписанию. СТАРШИЙ МОТОРИСТ (МАШИНИСТ) СТАРШИЙ КОТЕЛЬНЫЙ МАШИНИСТ 100. Старший моторист (машинист) подчиняется второму механику. Старший моторист (машинист) обязан обслужи­ вать главные и вспомогательные механизмы и техни­ ческие средства, обеспечивающие их работу; механическую часть палубных и промысловых меха­ низмов, рулевого устройства; судовые системы и об­ служивающие их механизмы и устройства; управлять всеми механизмами энергетической установки и сис­ темы; участвовать в обслуживании и ремонте всех технических средств; выполнять слесарно-монтажные работы; руководить работой мотористов (машини­ стов) ; нести вахту по расписанию. На судах с многодвигательной главной установкой старшин моторист несет вахту под руководством вах­ тенного механика. На судах, где нет четвертого механика, он допу­ скается к самостоятельной вахте в машинном отделе­ нии или ЦПУ под контроль и ответственность старшего механика. МОТОРИСТ (МАШИНИСТ) 1-го КЛАССА 101. Моторист (машинист) 1-го класса подчиняет­ ся второму механику. Он обязан обслуживать глав­ ные, вспомогательные механизмы и технические средства, их обслуживающие, и уметь управлять ими; знать расположение трубопроводов и клапанов судо­ вых систем и уметь управлять ими; участвовать в об­ служивании и ремонте всех технических средств; нести вахту по расписанию. МОТОРИСТ (МАШИНИСТ) 2-го КЛАССА 102. Моторист (машинист) 2-го класса подчиняет­ ся второму механику. Он обязан знать устройство главных и вспомогательных механизмов, назначение и расположение трубопроводов и клапанов; обслуживать главные, вспомогательные механизмы, вспомогатель­ ные котлы и технические средства, обеспечивающие 104. Старший котельный машинист подчиняется механику, ведающему котельной установкой. Он обя­ зан управлять котельной установкой и обслуживаю­ щими ее техническими средствами; обслуживать системы, механизмы, контрольно-измерительные при­ боры и средства автоматизации неэлектрического (не­ электронного) действия, обслуживающие котельную установку; участвовать в обслуживании и ремонте ко­ тельной установки и технических средств, ее обслу­ живающих; руководить работами котельных машинистов; нести вахту по расписанию. КОТЕЛЬНЫЙ МАШИНИСТ 105. Котельный машинист подчиняется механику, ведающему котельной установкой. Он обязан знать устройство и уметь обслуживать главные и вспомога­ тельные котельные установки и технические средст­ ва, их обслуживающие; принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной уста­ новки; нести вахту по расписанию. ПОМПОВЫЙ МАШИНИСТ 106. Помповый машинист (донкерман) подчиняет­ ся механику по судовым системам, а на судах, где его нет, - главному (старшему) механику. В части гру­ зовых операции подчиняется второму помощнику ка­ питана. Он обеспечивает надежную работу и надлежащее техническое состояние грузовых и зачи­ стных насосов, трубопроводов с соответствующей ар­ матурой, моечного оборудования, системы запора уровня жидкого груза в танках, систем обогрева груза. В его ведении находятся грузовые и топливные шлан­ ги, шланговые лебедки, запасные части и специаль­ ный инструмент. Он обязан знать устройство и управление техническими средствами своего заведо­ вания; принимать участие в обслуживании и ремонте технических средств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz