Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.

№ 30 (4526) 29 июля - 4 августа 1994 года Экономический компас ----------------------------------------------------------------------------------- • Наука - производству Когда специалисты научно-тех- нической фирмы “Комплексные системы" показывают свои разра­ ботки на базе использования пер­ сональных компьютеров, в голову невольно закрадывается мысль: “Обманывают, наверное, такое со­ здать невозможно! “ . И скорее все­ го такое неверие можно объяснить тем, что мне, гуманитарию, любая техника кажется сверхсложной, а уж компьютерная - тем более. И когда мне показали, как сложный технический чертеж, изображен­ ный на экране монитора одного компьютера, вдруг без всяких про­ водов очутился на экране другого, я не могла не ахнуть восхищенно. Оказывается, теперь можно с помощью обычной судовой радио­ аппаратуры, компьютера и специ­ альной компьютерной программы передать по радиоканалу любое изображение куда угодно: скажем, цветную фотографию любимого генерального директора - на судно в Атлантику, патрульному кораб­ лю - дислокацию судов в районе промысла, на флагманское судно - промысловый планшет или кардио­ грамму больного и т.д. Кстати, на примере промысло­ вого гидроакустического планшета можно, хотя и не в полной мере, представить возможности этого ви­ да информации. В “Комплексных системах “ постоянно пополняется огромная база “морских“ данных: температура поверхностных и глу­ бинных слоев воды в различных районах, пути миграции рыбы, скопления ее, варианты оптималь­ ной расстановки флота, рекоменда­ ции по наиболее выгодному выпуску продукции в данных условиях... Всего не перечислишь. Зато машина все “помнит“ . И все может передать в море. На этот раз в “Комплексные си­ стемы “ меня привело известие о другом детище фирмы: разработана система оценки экономического со­ стояния предприятия. Вы можете возразить: “А чего тут мудрить? Вот мои доход, вот расход, вот оставша­ яся прибыль “ . Если бы все было так просто! Возьмем, к примеру, работу флота с инофирмами. В Советском Союзе, как вы зна­ ете, внешнеэкономической дея­ тельностью отрасли ведал “Соврыбфлот“ . А на флотах - по­ стольку-поскольку. Теперь все проблемы приходится решать само­ стоятельно. И не забудем, как уве­ личился объем экспорта рыбопродукции, как изменилась география деятельности, например, транспортных рефрижераторов, как много объявилось желающих со­ трудничать с флотами... Итак, в отделе внешнеэкономи­ ческих связей флота должны знать, сколько судов будут работать с ино­ фирмами, какая у них продукция, по какой цене фирма ее покупает, какие были заключены контракты, в какой банк поступит валюта, ка­ ков сегодняшний курс и каково со­ отношение курсов разных валют и т.д. Сотни судов сообщают о заходе в инпорт, а это значит: перевод ва­ люты за лоцмана, за причал, за “скоропорт“ , экипажу, сколько ос­ тается на счете... А тут ремонт за границей: уплатили столько-то, ос­ талось столько-то, “всплыли“ до­ полнительные работы, плюс запчасти, плюс замена одного обо­ рудования другим, плюс... И вот все это и еще многое, многое другое бы­ ло раньше на “бумажках , в отче­ тах, счетах, справках, радиограммах. Теперь есть компьютерная про­ грамма, в которой все это бумажное море уместилось на дискетах. На­ жали кнопку - любая информация на экране. В том числе - справочная информация по всем странам мира, по всем портам мира вплоть до того, какие религиозные праздники от­ мечают в той или инои стране и по скольку дней (судно-то не должно стоять в ожидании выгрузки). Ины­ ми словами, с помощью “Комплек­ сных систем “ предприятия начинают работать цивилизованно, более оперативно и с гораздо боль­ шей эффективностью. Что же представляет собой про­ грамма оценки экономического со­ стояния предприятия? Почему сегодня такой большой интерес про­ являют к ней не только на флотах, но и в банках? Надо сказать, эту работу начали выполнять здесь еще по заданию “Севрыбы“ несколько лет тому на­ зад. А недавно “посмотрели“ состо­ яние сегодняшнего Северного бассейна, тенденции происходящих изменений. И, например, четко увидели, что если сложившиеся тенденции сохранять, то к 2005 го­ ду количество судов на бассейне будет равно... нулю. Закупать но­ вые суда нынче практически не под силу, дотаций от государства ждать не приходится, разве что объединить усилия? Но как, на ка­ кой основе? Тем не менее жизнь продолжа­ ется, каждый руководитель ищет пути выхода из тяжелого экономи­ ческого состояния. Все ждут пере­ мен к лучшему. Первый этап работы над про­ граммой - разработка на основе ба­ ланса предприятия оценки его финансового состояния. Эти дан­ ные нужны не только самому пред­ приятию, чтобы знать, куда и как оно идет, чтобы определить перс­ пективу, выбрать приоритеты в экономике, но не менее нужны и налоговой инспекции например. Банкам тоже крайне важно знать, в каком финансовом состоя­ нии находится предприятие хотя бы для того, чтобы определить, давать ему кредит или отказать. Разуме­ ется. не только для этого. Но, имея у себя полную информацию о пред­ приятии, видя тенденции его разви­ тия или приближающуюся гибель, можно по-разному строить отноше­ ния с ним. Ведь вся информация идет оперативно, ее можно посмот­ реть на экране компьютера и по периодам, и по разным интересую­ щим банк аспектам в виде диаг­ рамм, графиков, столбиков, текстов. Таким же образом можно рас­ считать оценку состояния региона и воочию увидеть, куда мы идем. Бо­ лее того: установить экономиче­ ский мониторинг (наблюдение, контроль) за постоянно меняю­ щейся ситуацией в экономике. Жаль только, ни у кого сейчас нет денег на разработку такой програм­ мы. »>■ I - На снимках: зав. проектным отделом А М. Орлов (слева вверху); нач. ВЦ А И. Смирнов с коллегами - 3. В. Томиловой и Т. А Галкиной; зав. лабораторией авто­ матизации радиосвязи и гидроакустики Б. Л. Удин (справа). Фото Сергея ПРОНИНА. А вот автоматизированная сис­ тема управления кадрами на пред­ приятии уже действует, например в “Севрыбхолодфлоте“ и еще в не­ которых организациях. Все-все о человеке: когда и где родился, что и когда закончил, очно-заочно, но­ мер и дата получения диплома, все данные паспорта, все о семье, ре­ зультаты медкомиссии, размеры одежды-обуви, имеющееся жилье, знание языков, дополнительные профессии и так далее. Есть даже такая графа: надо вам найти работ­ ника то ли по фамилии Иванов, то ли Иваков - пожалуйста, машина вам uпокажет “ все варианты. Ста­ ло намного проще контролировать выход специалистов из отпусков, составлять судовые роли. Короче говоря, бумажное море обмелело и стало намного удобней работать. Заканчивая свой рассказ об ин­ тереснейших разработках фирмы “Комплексные системы“ замечу еще вот что: до 1999 года абсолютно все суда должны быть оснащены оборудованием согласно Глобаль­ ной системе морской связи и без­ опасности мореплавания. Иначе судну будет запрещен выход в мо­ ре. Требуется либо полное, либо частичное переоснащение судов новейшей радиоаппаратурой, отве­ чающей требованиям ГСМСБ. Специалисты НТФ “Комплексные системы в настоящее время работа­ ют также над проблемой продления срока “жизни “ парка действующе­ го судового оборудования и одно­ временного выполнения требований ГСМСБ. При успешном решении пробле­ мы будут съэкономлены огромные средства судовладельцев и обеспе­ чена дальнейшая работа их судов без больших затрат на переобору­ дование судовых радиорубок. Инна БЕРЕЗЮК. РАДИООПЕРАТОРЫ 1-го И 2-го КЛАССОВ 71. Радиооператоры 1-го и 2-го классов подчиняют­ ся начальнику службы; обязаны соблюдать требова­ ния международных, национальных, ведомственных документов, регламентирующих порядок радиосвязи, знать принципы работы и правила технической экс­ плуатации радиоаппаратуры. Их обязанности опреде­ ляются начальником службы. ГЛАВА VII СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА 72. Судомеханическая служба обеспечивает экс­ плуатацию судовых технических средств, находящих­ ся в ее ведении. В службу входят судовые механики, электромеханики, механики рефрижераторных уста­ новок, механики по судовым системам, механики по ремонту оборудования, механики по крановому хозяй­ ству, механики-наладчики и машинная команда. В машинную команду: мотористы (машинисты), ко­ тельные машинисты, помповые машинисты, слесари, токари, электрогазосварщики, электрики, рефрижера­ торные машинисты и машинисты рыбомучной уста­ новки. ГЛАВНЫЙ МЕХАНИК 73. Главный механик подчиняется капитану и яв­ ляется начальником судомеханической службы. Главный механик ведает энергетической установ­ кой, вспомогательными механизмами, судовыми сис­ темами, электрооборудованием, рефрижераторными установками, технологическим оборудованием, палуб­ ными механизмами и устройствами, техническими средствами борьбы за живучесть судна, средствами предотвращения загрязнения моря (своего заведова­ ния) , средствами автоматизации и внутритрюмной механизации, средствами герметизации и затемнения машинных помещений, помещениями службы. Указания и распоряжения главного механика по вопросам эксплуатации технических средств обяза­ тельны для всех членов экипажа. 74. Главный механик устанавливает режим работы энергетической установки в соответствии с правилами по ее эксплуатации. Никто не имеет права увеличи­ вать установленный предел нагрузки энергетической установки за исключением команд с мостика о форси­ ровании хода. 75. Главный механик выполняет распоряжения ка­ питана в части использования технических средств службы. Если выполнение распоряжения может вы­ звать повреждение технических средств, он должен предупредить капитана о возможных последствиях и действовать по его указанию. О таких распоряжениях и предупреждениях должна быть соответствующая за­ пись в машинном журнале. 76. Вывод из действия или изменение режима ра­ боты технических средств, вызывающие нарушение режима безопасной эксплуатации судна либо произ­ водственного процесса, производятся только с разре­ шения капитана. Если необходимость таких действий связана с предотвращением выхода из строя или исп­ равлением повреждений, главный механик обязан до­ ложить об этом капитану и действовать по его указа­ нию. В экстренных случаях, исключающих возмож­ ность своевременного получения разрешения капита­ на, главный механик вправе действовать по своему усмотрению, поставив об этом в известность вахтен­ ного помощника. 77. Если действия кого-либо из подчиненных угро­ жают выходом из строя технических средств, главный механик вправе отстранить его от исполнения обязан­ ностей, доложив об этом капитану. Обязанности 78. Общие: (01) руководить работой специалистов службы; обеспечивать правильную эксплуатацию технических средств службы и поддержание их в надлежащем тех­ ническом состоянии; (02) обеспечивать постоянную готовность всех технических средств борьбы за живучесть судна; (03) контролировать соответствие применяемых топлив, смазочных материалов, а также присадок к топливам, маслам, котельной и охлаждающей воде, установленным требованиям; (04) планировать профилактические и ремонтные работы, организацию вахтенного обслуживания техни­ ческих средств; контролировать своевременное предъ­ явление технических средств к освидетельствованию надзорными органами; (05) обеспечивать организацию и подготовку всех членов службы к борьбе за живучесть судна; во вре­ мя судовых тревог непосредственно руководить дейст­ виями по борьбе за живучесть в помещениях службы; (06) осуществлять контроль за своевременным со­ ставлением ремонтных ведомостей, снабжением ава­ рийным имуществом, инвентарем, материалами, смен- но-запасными частями; (07) выполнять конвенционные требования по предотвращению загрязнения морской среды; (08) планировать проведение технической учебы; (09) контролировать ведение машинного журнала, отчетной документации службы. 79. При приеме дел: (01) потребовать от командного состава службы письменные рапорты о состоянии их заведований; (02) принять все технические средства и помеще­ ния, находящиеся в ведении службы; (03) ознакомиться с составом и укомплектованно­ стью службы, состоянием технических средств, нали­ чием запасных частей и другого имущества, топлива, масел, котельной воды, ходом ремонта, имевшими ме­ сто аварийными случаями и их последствиями; (04) совместно со сдающим дела в присутствии лиц, в чьем ведении находятся соответствующие тех­ нические средства, произвести их осмотр; при необхо­ димости потребовать вскрытия, проверки в действии любого механизма или устройства; (05) при необходимости потребовать подтвержде­ ния технического состояния греоных винтов, кормово­ го дейдвудного уплотнения и руля путем водолазного осмотра или другими способами; (06) проверить комплектность судовой отчетной и нормативной технической документации; (07) прием-сдачу зафиксировать в машинном журнале за подписями сдающего и принимающего де­ ла. Вновь назначенный главный механик вступает в должность с момента подписания машинного журнала с записью о приеме-сдаче капитаном судна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz