Рыбный Мурман. 1994 г. Июль.
№ 30 (4526) 29 июля - 4 августа 1994 года Экономический компас ----------------------------------------------------------------------------------- • Наука - производству Когда специалисты научно-тех- нической фирмы “Комплексные системы" показывают свои разра ботки на базе использования пер сональных компьютеров, в голову невольно закрадывается мысль: “Обманывают, наверное, такое со здать невозможно! “ . И скорее все го такое неверие можно объяснить тем, что мне, гуманитарию, любая техника кажется сверхсложной, а уж компьютерная - тем более. И когда мне показали, как сложный технический чертеж, изображен ный на экране монитора одного компьютера, вдруг без всяких про водов очутился на экране другого, я не могла не ахнуть восхищенно. Оказывается, теперь можно с помощью обычной судовой радио аппаратуры, компьютера и специ альной компьютерной программы передать по радиоканалу любое изображение куда угодно: скажем, цветную фотографию любимого генерального директора - на судно в Атлантику, патрульному кораб лю - дислокацию судов в районе промысла, на флагманское судно - промысловый планшет или кардио грамму больного и т.д. Кстати, на примере промысло вого гидроакустического планшета можно, хотя и не в полной мере, представить возможности этого ви да информации. В “Комплексных системах “ постоянно пополняется огромная база “морских“ данных: температура поверхностных и глу бинных слоев воды в различных районах, пути миграции рыбы, скопления ее, варианты оптималь ной расстановки флота, рекоменда ции по наиболее выгодному выпуску продукции в данных условиях... Всего не перечислишь. Зато машина все “помнит“ . И все может передать в море. На этот раз в “Комплексные си стемы “ меня привело известие о другом детище фирмы: разработана система оценки экономического со стояния предприятия. Вы можете возразить: “А чего тут мудрить? Вот мои доход, вот расход, вот оставша яся прибыль “ . Если бы все было так просто! Возьмем, к примеру, работу флота с инофирмами. В Советском Союзе, как вы зна ете, внешнеэкономической дея тельностью отрасли ведал “Соврыбфлот“ . А на флотах - по стольку-поскольку. Теперь все проблемы приходится решать само стоятельно. И не забудем, как уве личился объем экспорта рыбопродукции, как изменилась география деятельности, например, транспортных рефрижераторов, как много объявилось желающих со трудничать с флотами... Итак, в отделе внешнеэкономи ческих связей флота должны знать, сколько судов будут работать с ино фирмами, какая у них продукция, по какой цене фирма ее покупает, какие были заключены контракты, в какой банк поступит валюта, ка ков сегодняшний курс и каково со отношение курсов разных валют и т.д. Сотни судов сообщают о заходе в инпорт, а это значит: перевод ва люты за лоцмана, за причал, за “скоропорт“ , экипажу, сколько ос тается на счете... А тут ремонт за границей: уплатили столько-то, ос талось столько-то, “всплыли“ до полнительные работы, плюс запчасти, плюс замена одного обо рудования другим, плюс... И вот все это и еще многое, многое другое бы ло раньше на “бумажках , в отче тах, счетах, справках, радиограммах. Теперь есть компьютерная про грамма, в которой все это бумажное море уместилось на дискетах. На жали кнопку - любая информация на экране. В том числе - справочная информация по всем странам мира, по всем портам мира вплоть до того, какие религиозные праздники от мечают в той или инои стране и по скольку дней (судно-то не должно стоять в ожидании выгрузки). Ины ми словами, с помощью “Комплек сных систем “ предприятия начинают работать цивилизованно, более оперативно и с гораздо боль шей эффективностью. Что же представляет собой про грамма оценки экономического со стояния предприятия? Почему сегодня такой большой интерес про являют к ней не только на флотах, но и в банках? Надо сказать, эту работу начали выполнять здесь еще по заданию “Севрыбы“ несколько лет тому на зад. А недавно “посмотрели“ состо яние сегодняшнего Северного бассейна, тенденции происходящих изменений. И, например, четко увидели, что если сложившиеся тенденции сохранять, то к 2005 го ду количество судов на бассейне будет равно... нулю. Закупать но вые суда нынче практически не под силу, дотаций от государства ждать не приходится, разве что объединить усилия? Но как, на ка кой основе? Тем не менее жизнь продолжа ется, каждый руководитель ищет пути выхода из тяжелого экономи ческого состояния. Все ждут пере мен к лучшему. Первый этап работы над про граммой - разработка на основе ба ланса предприятия оценки его финансового состояния. Эти дан ные нужны не только самому пред приятию, чтобы знать, куда и как оно идет, чтобы определить перс пективу, выбрать приоритеты в экономике, но не менее нужны и налоговой инспекции например. Банкам тоже крайне важно знать, в каком финансовом состоя нии находится предприятие хотя бы для того, чтобы определить, давать ему кредит или отказать. Разуме ется. не только для этого. Но, имея у себя полную информацию о пред приятии, видя тенденции его разви тия или приближающуюся гибель, можно по-разному строить отноше ния с ним. Ведь вся информация идет оперативно, ее можно посмот реть на экране компьютера и по периодам, и по разным интересую щим банк аспектам в виде диаг рамм, графиков, столбиков, текстов. Таким же образом можно рас считать оценку состояния региона и воочию увидеть, куда мы идем. Бо лее того: установить экономиче ский мониторинг (наблюдение, контроль) за постоянно меняю щейся ситуацией в экономике. Жаль только, ни у кого сейчас нет денег на разработку такой програм мы. »>■ I - На снимках: зав. проектным отделом А М. Орлов (слева вверху); нач. ВЦ А И. Смирнов с коллегами - 3. В. Томиловой и Т. А Галкиной; зав. лабораторией авто матизации радиосвязи и гидроакустики Б. Л. Удин (справа). Фото Сергея ПРОНИНА. А вот автоматизированная сис тема управления кадрами на пред приятии уже действует, например в “Севрыбхолодфлоте“ и еще в не которых организациях. Все-все о человеке: когда и где родился, что и когда закончил, очно-заочно, но мер и дата получения диплома, все данные паспорта, все о семье, ре зультаты медкомиссии, размеры одежды-обуви, имеющееся жилье, знание языков, дополнительные профессии и так далее. Есть даже такая графа: надо вам найти работ ника то ли по фамилии Иванов, то ли Иваков - пожалуйста, машина вам uпокажет “ все варианты. Ста ло намного проще контролировать выход специалистов из отпусков, составлять судовые роли. Короче говоря, бумажное море обмелело и стало намного удобней работать. Заканчивая свой рассказ об ин тереснейших разработках фирмы “Комплексные системы“ замечу еще вот что: до 1999 года абсолютно все суда должны быть оснащены оборудованием согласно Глобаль ной системе морской связи и без опасности мореплавания. Иначе судну будет запрещен выход в мо ре. Требуется либо полное, либо частичное переоснащение судов новейшей радиоаппаратурой, отве чающей требованиям ГСМСБ. Специалисты НТФ “Комплексные системы в настоящее время работа ют также над проблемой продления срока “жизни “ парка действующе го судового оборудования и одно временного выполнения требований ГСМСБ. При успешном решении пробле мы будут съэкономлены огромные средства судовладельцев и обеспе чена дальнейшая работа их судов без больших затрат на переобору дование судовых радиорубок. Инна БЕРЕЗЮК. РАДИООПЕРАТОРЫ 1-го И 2-го КЛАССОВ 71. Радиооператоры 1-го и 2-го классов подчиняют ся начальнику службы; обязаны соблюдать требова ния международных, национальных, ведомственных документов, регламентирующих порядок радиосвязи, знать принципы работы и правила технической экс плуатации радиоаппаратуры. Их обязанности опреде ляются начальником службы. ГЛАВА VII СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА 72. Судомеханическая служба обеспечивает экс плуатацию судовых технических средств, находящих ся в ее ведении. В службу входят судовые механики, электромеханики, механики рефрижераторных уста новок, механики по судовым системам, механики по ремонту оборудования, механики по крановому хозяй ству, механики-наладчики и машинная команда. В машинную команду: мотористы (машинисты), ко тельные машинисты, помповые машинисты, слесари, токари, электрогазосварщики, электрики, рефрижера торные машинисты и машинисты рыбомучной уста новки. ГЛАВНЫЙ МЕХАНИК 73. Главный механик подчиняется капитану и яв ляется начальником судомеханической службы. Главный механик ведает энергетической установ кой, вспомогательными механизмами, судовыми сис темами, электрооборудованием, рефрижераторными установками, технологическим оборудованием, палуб ными механизмами и устройствами, техническими средствами борьбы за живучесть судна, средствами предотвращения загрязнения моря (своего заведова ния) , средствами автоматизации и внутритрюмной механизации, средствами герметизации и затемнения машинных помещений, помещениями службы. Указания и распоряжения главного механика по вопросам эксплуатации технических средств обяза тельны для всех членов экипажа. 74. Главный механик устанавливает режим работы энергетической установки в соответствии с правилами по ее эксплуатации. Никто не имеет права увеличи вать установленный предел нагрузки энергетической установки за исключением команд с мостика о форси ровании хода. 75. Главный механик выполняет распоряжения ка питана в части использования технических средств службы. Если выполнение распоряжения может вы звать повреждение технических средств, он должен предупредить капитана о возможных последствиях и действовать по его указанию. О таких распоряжениях и предупреждениях должна быть соответствующая за пись в машинном журнале. 76. Вывод из действия или изменение режима ра боты технических средств, вызывающие нарушение режима безопасной эксплуатации судна либо произ водственного процесса, производятся только с разре шения капитана. Если необходимость таких действий связана с предотвращением выхода из строя или исп равлением повреждений, главный механик обязан до ложить об этом капитану и действовать по его указа нию. В экстренных случаях, исключающих возмож ность своевременного получения разрешения капита на, главный механик вправе действовать по своему усмотрению, поставив об этом в известность вахтен ного помощника. 77. Если действия кого-либо из подчиненных угро жают выходом из строя технических средств, главный механик вправе отстранить его от исполнения обязан ностей, доложив об этом капитану. Обязанности 78. Общие: (01) руководить работой специалистов службы; обеспечивать правильную эксплуатацию технических средств службы и поддержание их в надлежащем тех ническом состоянии; (02) обеспечивать постоянную готовность всех технических средств борьбы за живучесть судна; (03) контролировать соответствие применяемых топлив, смазочных материалов, а также присадок к топливам, маслам, котельной и охлаждающей воде, установленным требованиям; (04) планировать профилактические и ремонтные работы, организацию вахтенного обслуживания техни ческих средств; контролировать своевременное предъ явление технических средств к освидетельствованию надзорными органами; (05) обеспечивать организацию и подготовку всех членов службы к борьбе за живучесть судна; во вре мя судовых тревог непосредственно руководить дейст виями по борьбе за живучесть в помещениях службы; (06) осуществлять контроль за своевременным со ставлением ремонтных ведомостей, снабжением ава рийным имуществом, инвентарем, материалами, смен- но-запасными частями; (07) выполнять конвенционные требования по предотвращению загрязнения морской среды; (08) планировать проведение технической учебы; (09) контролировать ведение машинного журнала, отчетной документации службы. 79. При приеме дел: (01) потребовать от командного состава службы письменные рапорты о состоянии их заведований; (02) принять все технические средства и помеще ния, находящиеся в ведении службы; (03) ознакомиться с составом и укомплектованно стью службы, состоянием технических средств, нали чием запасных частей и другого имущества, топлива, масел, котельной воды, ходом ремонта, имевшими ме сто аварийными случаями и их последствиями; (04) совместно со сдающим дела в присутствии лиц, в чьем ведении находятся соответствующие тех нические средства, произвести их осмотр; при необхо димости потребовать вскрытия, проверки в действии любого механизма или устройства; (05) при необходимости потребовать подтвержде ния технического состояния греоных винтов, кормово го дейдвудного уплотнения и руля путем водолазного осмотра или другими способами; (06) проверить комплектность судовой отчетной и нормативной технической документации; (07) прием-сдачу зафиксировать в машинном журнале за подписями сдающего и принимающего де ла. Вновь назначенный главный механик вступает в должность с момента подписания машинного журнала с записью о приеме-сдаче капитаном судна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz